Режиссерский анализ сценария и постановочный план представления «Масленичные деньки»
Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 12:07, курсовая работа
Описание работы
Масленица для русских — все равно, что карнавал для итальянцев, тем более что и первоначальный смысл праздников один и тот же. В переводе с итальянского «карнавал» (carne — vale) означает «говядина, прощай!», а масленица, предшествующая Великому посту, встарь называлась «мясопустом», потому что в эту неделю запрещалось есть мясо.
Торговые ряды в масленичном городке ломятся от всевозможных лакомств. Пузатые самовары с бархатным чаем, душистые связки баранок, лавки с орехами и медовыми пряниками. Соленья, рыба, икра- ешь до отвала!
Но самое главное на празднике — это блины! Блин — символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, с грибами, с севрюжиной или осетриной — выбирай на любой вкус.
Работа содержит 1 файл
Режиссура .rtf
Министерство культуры и печати по делам национальностей
республики Марий Эл
Марийский республиканский колледж культуры и искусств
Специальность «Социальная культурная деятельность и народное художественное творчество»
Специализация «Постановка театрализованных представлений»
РЕЖИССЕРСКИЙ АНАЛИЗ СЦЕНАРИЯ И ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ОБРЯДОВОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
преподаватель Наумова Н.Г. студентка 4 курса
заочной формы обучения
Автор — Т. Миклеева.
Название — «Масленичные деньки» (театрализованное обрядовое представление).
Время и место издания — март 2009 Колледж культуры и искусств им. И.С. Палантая г. Йошкар-Ола.
Количество листов — 9.
Масленица — исконно русский праздник, сохранившийся с языческих времен, 7 дней звенит бубенцами, кричит гармошками, горит пестрыми красками нарядов. Народ провожает зиму, встречает долгожданную весну.
Масленица для русских — все равно, что карнавал для итальянцев, тем более что и первоначальный смысл праздников один и тот же. В переводе с итальянского «карнавал» (carne — vale) означает «говядина, прощай!», а масленица, предшествующая Великому посту, встарь называлась «мясопустом», потому что в эту неделю запрещалось есть мясо.
Торговые ряды в масленичном городке ломятся от всевозможных лакомств. Пузатые самовары с бархатным чаем, душистые связки баранок, лавки с орехами и медовыми пряниками. Соленья, рыба, икра- ешь до отвала!
Но самое главное на празднике — это блины! Блин — символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, с грибами, с севрюжиной или осетриной — выбирай на любой вкус.
Масленичная неделя предшествовала Великому Посту и была на Руси самой веселой и разгульной. Недаром же в народе нашем и по сей день сохраняются поговорки «не житье, а масленица», «не все коту масленица».
А мы Масленицу встречали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали!
Масленица празднуется 7 дней, и каждому из этих дней было дано название:
— понедельник — встреча. На первый день масленицы русский народ справлял встречу русской масленицы- широкой боярыни. Родственники встречались за праздничным столом и договаривались о совместном проведении гуляний.
— Вторник — заигрыш. Начинались безудержные веселые игры, катания, забавы. На Заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости- покататься на горах, поесть блинов.
— Среда — лакомка. Тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных.
— Четверг — разгул. Катание по улицам, кулачные бои. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать.
— Пятница — тещины вечерки. Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж зятья приглашают их к себе в гости. И угощают их блинами да сладостями.
— Суббота — золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда они созывали в гости своих незамужних подруг.
— Воскресенье — прощеный день. В последний день Масленицы просили друг у друга прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки.
В воскресенье сжигали чучело Масленицы, как символ зимы, которая закончилась, а пепел развевали над полями — «на богатый урожай». В деревне жгли костры, но не обычные, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобится, чтобы освободиться от всего ненужного.
В советское время этот праздник запрещалось проводить, так как это языческий праздник.
Современный уклад жизни в городах привел к тому, что празднование Масленицы свелось к печению блинов и посещению родственников. О том, что этот праздник также является поминовением ушедших, почти забыто. И склад русского характера из в общем-то грустного действа сделал Масленицу разудалым и веселым праздником.
Краткое описание сценария.
Звучат позывные праздника и текст о Масленице. Выбегают скоморохи, танцуют, зазывают народ на праздник, убегают. Остается один скоморох — «Понедельник», который вместе с хозяйкой и красными девицами встречают Масленицу — чучело на санях. На сцене появляется добрый молодец — «Вторник». Проводит игру на знакомство и показывает в танце, как надо «ухаживать» за девушками-невестами.
Затем выходит Среда-лакомка с блинами да оладьями. С девушками она поет песню о блинах, танцует с Блином Блиновичем и проводит эстафету «Кто быстрее замесит тесто». Победителям вручает блины.
За Средой на сцену поднимается Четверг — цыган с табором, поют, гадают, и после удачного гадания на радостях цыгане танцуют и убегают, забыв мешок.
На сцену выходит хозяйка, развязывает мешок, оттуда появляется Баба-Яга, называющая себя тещей. Вместе с хозяйкой проводит эстафеты и угощает участников блинами.
Хозяйка надевает фартук с надписью «Суббота». После танца «Золовушки» Хозяйка с Бабой-Ягой ведут беседу о том, зачем праздник «Масленицы придумали». Появляется Зима, возникает конфликтная ситуация — зима не хочет уходить. Но после некоторых размышлений соглашается уступить место Весне. После концертной программы Воскресенье, Баба-Яга и Хозяйка вместе с народом прощаются с Масленицей, сжигают чучело Масленицы, просят друг у друга прощения и проходят через прощеные ворота.
Встреча Хозяйкой масленичных дней, каждого со своей традицией.
На примерах возрождения традиций русского праздника Масленицы воспитывать нравственность у общества и в частности у молодежи.
Развлекательно- познавательная — в игровой форме рассказать о масленичных днях недели и обрядах.
Театрализованное, народно- обрядовое представление.
4. Форма построения конфликта:
Игровая, персонифицированная, через действия и состояния персонажей.
Источник статьи: http://www.stud24.ru/art/rezhisserskij-analiz-scenariya-i-postanovochnyj/19228-52197-page1.html
Практика освоения особенностей режиссуры народного праздника
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Тема: Празднование Масленицы. Проводы зимы и встреча весны.
Проблема: Нужно восстанавливать праздники русского народа, потому что, изучая народные обычаи, люди приобщаются к национально-культурным традициям.
Идея:Не всё коту Масленица – будет и Великий пост.
Сверхзадача:Сберечь духовные ценности нашего народа, чтобы передать их следующим поколениям. Раскрыть красоту и широту народного гуляния.
Конфликт:Между исполнителями и зрителем, столкновение между современной жизнью и наследием прошлого.
Воспитательная цель:Через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
Жанр:Игровое театрализованное представление.
СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКИЙ ХОД
Сценарно-режиссерским ходом игрового театрализованного представления является сюжетный ход: зазывание Масленицы для встречи Весны. Используется прием персонификации.
Образно-игровой ход
Персонажи игрового театрализованного представления:
Хозяйка: олицетворение добра и домашнего тепла.
Ерёма: олицетворение удали и веселья.
Веснянки: олицетворение молодости и красоты.
Ворона: олицетворение вредности и безделья.
Масленица: олицетворение пробуждения природы.
Чучело Масленицы:символ уходящей зимы, обновления природы.
Тематические площадки фотосалон «Барышня-крестьянка»,
чайная «У самовара», игровая зона «Молодецкие забавы»:символ праздника,веселья.
Ой блины, мои блины:главныйсимвол Масленицы
Скоморошья:символ народного праздника.
КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Экспозиция:На сцену выходят Веснянки, приглашают всех встечать Масленицу.
Завязка:Появляется Хозяйка, интересуется — не встречал ли кто Масленицу.
Развитие действия:Весь ход развлекательно-игровой программы.
Кульминация:После общих всевозможных усилий появляется Масленица.
Развязка:Масленица угощает всех блинами. Сжигание масляничного чучела.
Финал:Финальная песня. Выход всех персонажей театрализованного представления.
АРХИТЕКТОНИКА
(Перечень блоков и эпизодов)
ПРОЛОГ
Эпизод 1– «Приветствие»
БЛОК 1«Эх, как дразнится наша Масленица»
Эпизод 2– «Где же наша Масленица?»
Эпизод 3– «Эх, здравы мы на забавы!»
Эпизод 4 —эстрадный номер «Потолок ледяной»
Эпизод 5– «Блинный хоровод»
Эпизод 6— эстрадный номер «Ой, блины, мои блины»
Эпизод 7– «Прощенья просим»
Эпизод 8– «Кличем Масленицу»
БЛОК 2«Пришла вена – тепло принесла »
Эпизод 9– «Гость, да не тот!»
Эпизод 10— эстрадный номер «Гармонист Тимошка»
Эпизод 11 – «Ворона, не совсем обыкновенная»
БЛОК 3«Масленица идет, весну с собой ведет»
Эпизод 12– «Встречаем Масленицу»
Эпизод 13– «Замаслить Масленицу»
Эпизод 14– «Блинные угощалки»
Эпизод 15– «Гори масляничное чучело огнем жгучим»
Эпизод 16— эстрадный номер «Уходи горе»
ФИНАЛ
Эпизод 17 финальная песня «Так будьте счастливы, друзья мои», выход всех парсонажей.
Заключение
Теория и практика сценарно-режиссёрской деятельности по организации и проведению празднично-обрядовых действ показывает, что найти путь к сердцу и разуму человека режиссёрам театрализованного представления и праздника непросто. Народное действо как художественно-педагогическое явление требует к себе серьёзного отношения.
Таким образом, драматургия и режиссура празднично обрядового театрализованного действа процесс сложный и трудоемкий. При разработке литературного сценария народного праздника нужно учитывать традиции и обряды преемственные только для этого праздника, учитывать характерные черты региона, в котором будет проходить данное действо и др.
Заложенные в народном празднике высокая духовность и нравственность, выступает гарантами уважения к традициям, доброжелательных отношений между окружающими, любви и бережного отношения к природе. Языческое наследие и высокая культура нашей страны — два источника, обеспечившие развитие славянского мира. Сочетание столь несхожих религий привело к тому, что христианство у славян обогатилось многими чертами, неизвестными Западной Европе, а от язычества сохранились лишь самые поэтические мифы и образы.
Воспитательная роль народного праздника, прежде всего — в сохранении фольклорных традиций народа, проявляя их, через воздействие на каждую личность будь это ребенок, подросток или взрослый человек. Таким образом, народное празднество активно влияет на весь уклад жизни и общества.
Следование канонам традиционной культуры развивает у людей чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.
Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации остается народный праздник, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций в деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников.
Наша задача как будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников популяризировать повсеместно народный праздник. Возрождать и сохранять народные традиции нашей страны.
Источник статьи: http://studopedia.ru/25_35496_praktika-osvoeniya-osobennostey-rezhissuri-narodnogo-prazdnika.html
Режиссерский анализ сценария и постановочный план представления «Масленичные деньки»
Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 12:07, курсовая работа
Описание работы
Масленица для русских — все равно, что карнавал для итальянцев, тем более что и первоначальный смысл праздников один и тот же. В переводе с итальянского «карнавал» (carne — vale) означает «говядина, прощай!», а масленица, предшествующая Великому посту, встарь называлась «мясопустом», потому что в эту неделю запрещалось есть мясо.
Торговые ряды в масленичном городке ломятся от всевозможных лакомств. Пузатые самовары с бархатным чаем, душистые связки баранок, лавки с орехами и медовыми пряниками. Соленья, рыба, икра- ешь до отвала!
Но самое главное на празднике — это блины! Блин — символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, с грибами, с севрюжиной или осетриной — выбирай на любой вкус.
Работа содержит 1 файл
Режиссура .rtf
5. Цыганский разгуляй.
Монтажные связки между эпизодами:
«Карусель» со скоморохами.
Наиболее эмоциональные моменты в сценарии:
1. Игровые состязания.
2. Прощание с Масленицей.
Основное действие — празднование Масленицы.
Сквозное действие — знакомство с масленичными днями.
Контрдействие- принять участие в конкурсах и играх.
5.Конфликт — борьба за первенство быть главным героем Масленичной недели.
5. Предлагаемые обстоятельства:
6. Темпоритм: нарастающий от эпизода к эпизоду.
7. Событийный ряд:
— исходное событие — прощание с Зимой;
— основное событие — встреча Масленицы;
— центральное событие — сожжение чучела Масленицы;
— финальное событие — прощение и прохождение через прощеные ворота;
— главное событие — очищение.
9. Атмосфера — праздничная, светлая.
Чучело Масленицы в рост с человека с лентами по количеству дней Масленицы.
Чучело Масленицы 4-хметровой величины на санях.
Стопки с искусственными блинами — 5шт.
Кастрюли из поролона — 2шт.
Карточки с изображением ингредиентов для блинного теста — 10шт.
Гитара для цыгана.
Искусственные цветы — 4шт.
Мешок большой «ходячий» для Бабы-Яги.
Вязанки дров, факелы.
Аукцион поговорок о Масленице, о блинах.
Эстафета «Замеси тесто для блинов».
«Блины со свистом».
Викторина «Забытые слова»
Костюмы, грим (см. приложение)
Скоморохи — яркие рубашки и штанишки, на голове — колпаки с бубенчиками, краснощекие и громкоголосые.
Хозяйка — сарафан и накидка красного цвета с золотым оформлением, кокошник на голове, гостеприимная и чуть-чуть кокетливая.
«Понедельник», — скоморох, на воротнике надпись «понедельник» приглашает на встречу Масленицы.
«Вторник» — добрый молодец в хохломской рубахе, синих шароварах, в синей кепке с «цветком», на поясе — кушак с надписью «вторник»; звонкоголосый ухажер.
«Среда-лакомка» — девушка с пышными формами, в сарафане, кокошнике и фартуке с надписью «среда»; хлебосольная и ласковая.
«Четверг» — актер в цыганском костюме: красной рубахе, черном жилете с надписью «разгуляй четверток», черных шароварах, бандане с гитарой в руках; озорной, с широкой улыбкой.
«Пятница» — Баба-Яга, изображающая тещу, в сиреневой шубке с заплатами, такой же цветастой юбке, на голове платок, на ногах — валенки, на шубе (на спине) надпись «пятница»; крикливая, но с чувством юмора.
Зима — актриса в белом парчовом кардигане, белом головном уборе, белых сапожках; строгая, но отходчивая.
«Воскресенье» — скоморох, надпись «воскресенье» на рубахе, провожает Масленицу.
Основные мизансцены (по эпизодам)
№ | Наименование эпизода | Продолжительность звучания | Реплика на включение музыки | Характер включения фонограммы | Фонограмма |
1. | Скоморошина. Зазывальный балаган | 6,5 мин. | По сигналу режиссера | Умеренно громко | Тр. 1. Марийские фанфары |
2. | Встреча Масленицы. |
-Вокальная композиция «Здорово, Кострома»
-После слов Понедельника «В гости к нам Масленица идет
-После фразы 2 девушки: «Сердцем потешиться»
-По сигналу режиссера
-После фонограммы Масленицы
Тр. 2. «Пришла Масленица»
Тр. 3. Анс. Мурома «Кострома»
-После слов Вторника «Поехали»
-После ухода Вторника и хозяйки
-Вокально-танцевальная композиция «Выйду из печки»
-Музыка для игры «Замеси тесто»
-После фразы Среды: «Вон как улыбается»
-Сразу после песни «Блины»
-На счет 3: 1,2,3 Хозяйка со зрителями
-Тр. 9. «Выйду на улицу»
Тр. 10. «Русская народная
-Песня «Ах, ручеек»
-По сигналу режиссера
-После слов Цыгана «Будем веселиться»
-Цыган: «Табор танцевать идет»
Тр. 13. «Цыганочка с выходом
-Музыка на игру «Канат»
-«Частушки про тещ»
-После объяснения игры Бабой-Ягой
-Баба-Яга: «Частушки про тещ»
Тр. 15. «Богатырская сила»
Тр. 16. «Авторские частушк
-Баба-Яга: «Хороводы водить»
Тр. 18. «Русский перепляс
-Вокально-танцевальная композиция «Масленичные деньки»
-Вокальная композиция «А мы Масленицу устречали»
-Музыка на номер с огнем
-Музыка на прощеные ворота
-Вокально-танцевальная композиция «Масленичные деньки»
-Баба-Яга: «Без воскресенья нам никак не обойтись»
-Баба-Яга: «С блинами, пирогами и оладьями»
-После фонограммы Масленицы
-По сигналу режиссера
-Хозяйка: «Устроим хоровод вокруг Масленицы»
-Хозяйка: «Пройдем через прощен. ворота»
-Хозяйка: «А весну привела»
Тр. 20. «Русская тройка»
Тр. 21. Слова Масленицы
Тр. 22. «А мы Масленицу устречалТр. 23.
Тр. 24. Иван Купала «Виноград»
Тр. 25. Иван Купала «Воротечки»
Свет — постоянный. Дневной (уличный)
3. Монтажный лист
Эпизод | Действие | Реплика | Выход/уход | Фонограмма | Реквизит | Костюмы |
Скоморошина | Танец и зазывальный балаган | Эх, широка неделя масленая | Выбегают с разных сторон; убегают налево | Тр. 1 | Чучело Масленицы в человеческий рост | 10 скоморохов |
Встреча Масленицы | 1. Понедельник, Хозяйка и красны девицы зазывают Масленицу |
2. Вывоз Масленицы, приветствие и хоровод вокруг Масленицы
-Вывозят Масленицу со стороны зрителей
Чучело 4-хметровой Масленицы
Скоморохи и добры молодцы
Это ты что ли девушка-невеста?!
-Выбегают с левой стороны
Искусственные цветы
Кастрюли и карточки с блинами
Табор танцевать идет
Цыганки выходят с разных сторон; уходят влево
Для веселых тещ да добрых молодцев — «Частушки про тещ»
«Вам ждать меня опять»
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Спускаются со сцены в народ
Методические рекомендации сценария
Сценарий «Масленичные деньки» разработан на основе монтажа и собственного сочинения специально для уличного представления. Он имеет каркас — стержень масленичную «Карусель», на который нанизывается все действие сценария. Так как оно проходит на улице, а февраль — месяц холодный, в сценарий включено много моментов вовлечения зрителей в действие на сцене.
Весь сценарий построен на днях недели Масленицы. Это часто повторяется в театрализации: в зазывальном балагане, в скоморошьей «карусели», в игре актеров, в финальной вокально-хореографической композиции «Масленичные деньки». В оформлении сцены используется большая декорация-гармошка, а на ней написаны все дни масленичной недели. Идет частое повторение названий дней масленичной недели для того, чтобы зритель помнил или запомнил, как называется тот или иной день Масленицы. Персонажи подобраны также с учетом народных традиций: Хозяюшка, скоморохи, добры молодцы, красны девицы, цыгане, Баба-Яга, Зимушка.
Игры и художественные номера в сценарии можно изменить, в зависимости от традиций края или от наличия коллективов художественной самодеятельности.
При репетиции следует уделить внимание индивидуальным и групповым репетициям. Особенно работе с ведущей, так как на ней держится все действие представления.
Как говорилось выше, обязательно вовлечение зрителя в театрализацию: это и хороводы, и обрядовые слова, и викторины, и эстафеты, и пляски, и песни, и конкурсы. Чем больше зритель увлечен, тем больше задора в празднике и тем лучше запомнятся народные традиции и обряды Масленицы.
1. Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. — 2007. — №2. — С. 87 — 100.
2. Здравствуй, Масленица//Сценарии и репертуар. — 2007. — №22. — С. 82 — 88.
3. Маслена пришла, блинов принесла//Сценарии и репертуар. — 2007. — №24.
4. Мельница-солнце: сценарий театрализованного масленичного представления//Праздник. — 2008. — №2. — С. 28.
5. На горах катаем, блины объедаем//Сценарий и репертуар. — 2008. — №24.
6. Пришла Масленица//Музыкальный руководитель. — 2008. — №1. — С. 55 — 60.
Источник статьи: http://www.stud24.ru/art/rezhisserskij-analiz-scenariya-i-postanovochnyj/19228-52197-page2.html