Конспект беседы «Праздники русского народа»
Людмила Хасанова
Конспект беседы «Праздники русского народа»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
Конспект беседы: «Праздники русского народа»
Конспект составил воспитатель
первой квалификационной категории
Городской округ «Город Губаха», 2019 г.
Тема беседы:«Праздники русского народа».
Возрастная направленность:дети старшей группы (5-6 лет).
Цель: формирование уважительного отношения к традициям русского народа.
Задачи: формировать дифференцированные представления о языческих и христианских праздниках русского народа; воспитывать интерес к традициям русского народа; формировать навыки практического применения полученной информации в игровой деятельности.
Демонстрационный материал: тематический альбом «Праздники народного календаря»; проигрыватель; детские рисунки «Пасхальное яйцо», «Масленица»; верёвка.
Ход беседы:
Воспитатель собирает детей возле себя. Я предлагаю вам создать газету для ваших родителей о русских народных праздниках, которые отмечают во многих семьях. Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы нашу газету было всем интересно смотреть и читать? Предположения детей (придумать рассказы, нарисовать рисунки, сделать аппликацию, записать игры, приметы и др.)
Молодцы, ребята, вы всё правильно предложили. Но чтобы наша газета получилась красивой и интересной, я предлагаю вспомнить всё, что вы знаете о русских народных праздниках. Какие народные праздники вы знаете? Масленица, праздник Ивана Купалы, Рождество, Пасха, Троица.
Наши предки умели не только хорошо работать, но и отдыхать, веселиться. С чем в их жизни были связанны такие праздники, как Масленица, праздник Ивана Купалы, Капустник? (с проводами зимы, встречей весны, наступлением лета, зимы). Правильно, эти праздники были связанны с природными изменениями. Русские люди долго поклонялись разным силам природы и считали, что это принесёт им удачу.
Масленица была одним из самых любимых в народе праздников, о чём говорят и поговорки: «Не житьё, а масленица», «Не всё коту масленица». Почему они так придуманы? Этот праздник был очень весёлым,он продолжался целую неделю: люди веселились, ели вкусные блины. Ребята, с чем в жизни русских людей был связан этот праздник?Ответы детей: с проводами зимы, приходом весны.
Каждый день Масленицы носит своё название. Первый день недели назывался «Встреча». Наряжали чучело Масленицы, возили его в санях по всей деревне, пели песни, поздравляли друг друга с праздником. Накануне первого дня хозяйки начинали печь блины. Этот обычай берёт своё начало с давних времён: так наши предки – славяне отмечали приход весны. Символом чего был блин? Правильно – солнца. Из чего пекут блины? Из яиц, муки, молока. Блины пеклись из гречневой и пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметана, яйца, рыба. «Блин не клин, живота не расколет», — так говорили в народе. Как вы думаете, почему?Дети: пекли очень много блинов и ели их в большом количестве. Да, блинов пекли горы, так как съедалось их большое количество.
Как назывался второй день Масленицы? «Заигрыш». В этот день строили снежные крепости, катались с гор, играли в игры.
Какое название было у третьего дня праздника? Молодцы, «лакомка». Почему так его назвали? В этот день все ходили в гости и угощались блинами.
Как назывался четверг? «Широким». Почему его называли так? Потому что в этот день веселились больше всего. С четверга начиналось настоящее масленое гуляние, недаром этот день назывался «широким». Люди устраивали общее катание с горок, на санях, кулачные бои, штурмовали снежные крепости, пели и плясали до вечера.
Пятница и суббота были днями посещения родных. Воскресенье – Прощённый день. Как вы думаете за что его так назвали? В этот день все просили прощения друг у друга. Да, в этот день было принято просить прощения друг у друга за свои поступки перед родными и близкими.Последний день был проводом зимы: чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так старались помочь солнцу растопить снег, прогнать зиму. После этого все начинали водить хороводы и играть в игры. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно».
Праздники в жизни русского народа были связанны не только с природными изменениями, но и с их верой в Бога какие церковные праздники вы знаете? Правильно, Рождество, Пасха, Троица.
Обычно праздничный день начинался с торжественной службой в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайке. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Пасха считается самым главным церковным праздником. Как отмечали русские люди Пасху? Красили яйца, пекли куличи. На Пасху красили и расписывали яйца, пекли куличи и раздавали их родным и близким желая счастья.
Подведение итогов беседы: Ребята скажите, о чем мы сегодня с вами говорили? (о праздниках).Молодцы, ребята, много игр, поговорок связанных с русскими народными праздниками вы сегодня вспомнили.Сегодня после сна мы с вами будем оформлять газету: отберём рисунки, фотографии, запишем рассказы и подумаем, как красиво их разместить. Думаю, у нас получится замечательная газета, которая будет радовать вас и ваших родителей.
Конспект занятия по изучению культуры русского народа «Вербное воскресенье» Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Дети хорошо знают этот праздник, мало кто знает предшествующий праздник Пасхе – Вербное.
Конспект НОД «Культура и традиции русского народа» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Ручеёк» общеразвивающего вида Пограничного муниципального.
Конспект НОД на тему «Обычаи и традиции русского народа. Посиделки» в подготовительной к школе группе Цель: воспитывать любовь к народному творчеству, культуре и традициям русского народа. Задачи: -формировать интерес детей и взрослых к произведениям.
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию «Приобщение детей к истории русского народа. Матрёшка» Цель занятия: — приобщить детей к народным традициям, закрепить понятие о значении русской печи на Руси, познакомить детей с народной игрушкой,.
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Подвижные игры русского народа» Место проведения: музыкальный (спортивный) зал. Оборудование: длинная скакалка, канат. Во время сбора взрослым предлагается ответить на.
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Как живёт Кот Матроскин. Жизнь и быт русского народа» Образовательная область: «Познавательное развитие» (раздел «Окружающий мир», «Развитие речи», Физическое развитие Тема «Как живёт Кот.
Конспект занятия по развитию речи «Культура и традиции русского народа» Конспект занятия. Развитие речи. Тема: «Культура и традиции русского народа» Цель: Закрепить знания детей о названии страны, в которой.
Конспект заседания вечернего клуба «Секреты волшебного сундучка» «Зимние традиции и обычаи русского народа» «Зимние традиции и обычаи русского народа» Подготовили и провели: Логинова Т. В. – учитель — логопед Пантюхова Г. Н. — воспитатель Булкина.
Конспект занятия «Народная культура и традиции русского и татарского народа» Задачи: 1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского и татарского народа. Расширять знания о народных промыслах.
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Народная культура и традиции русского народа» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «Народная культура и традиции русского народа» Цель: вызвать интерес к русским.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-besedy-prazdniki-ruskogo-naroda.html
Конспект занятия « Народные праздники»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, развивать понимание их названий. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные праздники на Руси.
Образовательные задачи: Знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, развивать понимание их названий. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
Развивающие задачи: Развивать познавательную активность, мышление, память, внимание. Развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.
Воспитательные задачи: Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры. Всесторонне развивать личность ребенка, формировать его духовный мир.
Словарная работа: предки, обычай, колядки, благая весть.
Используемый материал: Иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество, Масленицу, Пасху; русских народных костюмов. Открытки, календарь народных праздников. Картины русских художников: И.Сурикова «Взятие снежного городка» и Н.Кустодиева «Масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».
Беседа о русских народных праздниках.
Воспитатель: Ребята, вы любите праздники? Почему? Какие вы знаете праздники?
Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки?
Наши предки – русские люди – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать как?
Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое.
Вы спросите, как? Садитесь на ковер-самолет, закрывайте глаза, мы отправляемся в путешествие во времени.
(Дети рассаживаются на коврике, закрывают глаза, звучит музыка).
Воспитатель: Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на лужайках, на улицах, в поле. Под музыку балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.
Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды ( показывает иллюстрации) , по особенному готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили, повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Послушайте звон колоколов. (Звучит запись звона колоколов).
Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые.
Сейчас вы узнаете какие народные праздники были самыми великими и любимыми на Руси?
Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Рождество.
Воспитатель: Как вы думаете, какой праздник изображен на этих иллюстрациях? (Ответы детей).
Правильно — это Рождество. Один из самых известных и любимых праздников.
А почему этот праздник так называется? (Ответы детей).
В этот день празднуют День рождения Иисуса Христа. Кто из вас знает, как праздновали Рождество на Руси? Какими обычаями, обрядами отмечали этот праздник? (Ответы детей)
Первый обычай – ходили люди со звездой по домам, славили рождение Иисуса Христа. А еще был обычай в эти Святые вечера переодеваться. Приходили ряженые в костюмах животных: коз, медведей, коней. Рядились и нечистой силой: чертом, Бабой Ягой, кикиморой. (Рассматривание иллюстраций)
На Рождество люди колядовали. А что такое колядки? (Ответы детей)
Колядки – это песни, в которых славят хозяев дома, желают им хорошего урожая, богатства, добра. А вы знаете колядки? Давайте вспомним их.
Коляда, коляда
На кануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Накануне Рождества
Дайте коровку,
Маслену головку!
Дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Воспитатель: Хозяева одаривали колядников печеньем, конфетами, деньгами.
(Рассматривание сюжетных картинок).
Ребята, а вы на Рождество колядовали? Расскажите нам. (Рассказы детей).
Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Масленицу и репродукций картин художников — И.Сурикова «Взятие снежного городка» и Н.Кустодиева «Масленица».
Воспитатель: Ребята, а теперь подойдите сюда и посмотрите на эти картины. Как вы думаете, что за праздник изображен на них? (Ответы детей).
Правильно, Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы, и празднуют целую неделю. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна.
Как называли Масленицу? Какие слова ей говорили? (Ответы детей)
Масленицу называли широкой, веселой; душа ль ты моя Масленица; сахарные твои уста, сладкая твоя речь; приезжай ко мне в гости на широк двор – на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.
Едет Масленица дорогая
Наша гостьюшка годовая
На саночках расписных
На конях вороных).
Что было принято на Масленицу? (Ответы детей).
Было принято делать чучело, наряжать его в девичий наряд и возить по улицам, а потом ставить там, где начиналось веселье).
Как веселились русские люди на Масленицу? (Ответы детей)
Гуляли целую неделю; в игры играли, плясали и обязательно пекли блины.
А почему блины были обязательным лакомством на Масленицу? (Ответы детей) Верно, круглая форма и золотистый цвет считались символом солнца; его ждали с нетерпением после долгой зимы.
В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения; чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями.
А в какие игры играли на Масленицу? (Ответы детей)
Русские народные игры интересные, веселые – «Заря-заряница», «Лапта», «Гори, гори ясно!»
Давайте и мы с вами поиграем.
Подвижная игра «Гори, гори ясно!»
Выставка пасхальных яиц.
Воспитатель: Отшумела Масленица. И начинался на Руси Великий пост. Люди начинали готовиться к самому великому и любимому празднику.
Может, вы подскажете, как он называется? (Ответы детей)
Правильно, Пасха – ее называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю.
Послушайте стихотворение Майкова А. «Христос воскрес!»
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Благовест, то есть благая весть. В Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да глубокие старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики.
Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались – христосовались – и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ Пасхи.
Подойдите, посмотрите на выставку яиц. Эти яйца сделаны из фарфора, дерева, стекла, глины, их шили и расписывали бисером. В кондитерских продавались шоколадные яйца и сахарные.
Яиц надо было много изготовить – для подарков родным и близким.
Вот и мы с вами на Пасху будем расписывать яйца.
А сейчас пора возвращаться назад – в будущее. Садитесь на наш ковер-самолет, закрывайте глаза и послушайте волшебную музыку. (Звучит музыка)
Вот мы и вернулись в настоящее и нас ждут предпраздничные хлопоты. Хлопоты радостные. Мы с вами готовимся к любимому празднику всех детей, к Новому году, а потом будем праздновать Рождество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие включает в себя элементы детского экспериментирования и развивающие игры . Занятие опробировано на старшей группе. Очень удачное.
Ознакомление дошкольников с историей губкинского костюма, его конструктивными элементами, воспитание интереса к истории родного города, его традициям.
Конспект занятия «Народные промыслы Тамбовского края» по проектной деятельности «Волшебный мир искусства» для старшей группы.
Народная культура Амурской области.
Тема учебного занятия: Народно – сценический танец. Элементарные ходы и проходки.Тип занятия: комбинированноеФорма проведения: групповое занятие.Цель занятия: прививать воспитанни.
Конспект итоговое занятия.
В нашем дошкольном образовательном учреждении работа по программе «Социокультурные истоки» (авторы – профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин) началась с 2010 г. Занятия по дан.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/10/20/konspekt-zanyatiya-narodnye-prazdniki