Конспект урока праздники буддизма

Педразвитие

Автор: Лариева Дина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Калмыцкая этнокультурная гимназия имени Зая–Пандиты»
Населённый пункт: г. Элиста, Республика Калмыкия
Наименование материала: конспект урока 4 класс
Тема: Буддийские праздники
Дата публикации: 24.02.2019
Раздел: начальное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Калмыцкая этнокультурная гимназия имени Зая-Пандиты»

ТЕМА: Буддийские праздники

АВТОР: Лариева Дина Ивановна

ПРЕДМЕТ: ОРКСЭ (ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ)

урок является двадцать восьмым в модуле «Основы буддийской культуры».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока – рассказ с элементами беседы и использованием презентации Power

Основные формы деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная,

беседа, работа в парах, работа с иллюстративным материалом,

работа с источниками информации.

1. Уважение к культурным традициям предков на примере рассмотрения буддийских

2. Осмысление буддийских праздников.

Образовательная: 1.Формирование у учащихся первоначальных представлений об

основных праздниках в буддийской религии.

2. Рассмотреть традиции буддийских праздников.

3. Обсудить роль праздников в жизни человека.

Развивающая: 1. Обогащение словарного запаса детей новыми словами.

2. Развитие духовно- нравственной культуры, творческого воображения.

Воспитательная: 1. Воспитание уважения и бережного отношения к буддийским

традициям народов, устойчивого интереса к буддийской культуре.

2. Воспитание толерантности и доброжелательного отношения к одноклассникам.

В результате занятия учащиеся смогут:

— уметь выбирать и систематизировать нужную информацию;

— назвать не менее 3-х буддийских праздников;

— высказать свое мнение о ценности буддийских праздников:

— создать тест по теме.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (словарь занятия):

Весак – день рождения, просветления и ухода из человеческой жизни Будды

Майтрейя – Будда будущего;

Богиня Лхамо – Богиня Огня;

«Монлам Ченмо» — название молебна.

Организация учебной деятельности. Мотивация.

2. Сообщение темы и цели урока.

5 Заключение. Рефлексия. Д/З

Материалы (ресурсное обеспечение занятия):

Организация учебной деятельности. Мотивация:

— Мендвт! Я очень рада видеть вас!

(звучит буддийская мелодия)

Лучше будет, если взамен тысячи слов

Ты отыщешь одно, но такое, что вселяет Мир.

Лучше будет, если взамен тысячи стихов

Ты найдешь один, но такой, что покажет Красоту.

Лучше будет, если взамен тысячи песен

Ты найдешь одну, но такую, что дарует Радость.

— Какие чувства вы испытываете, слушая эту мелодию?

— А какие ассоциации возникают у вас при слове Праздник?

— (Радость, веселье, подарки, отдых)

— Что такое праздник?

— Праздник – нерабочий день, день радости, установленный в честь какого либо

2. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня мы будем говорить о праздниках в буддийской культуре. Тема нашего урока

— Для понимания смысла буддийских праздников следует отойти от привычного

«сегодня праздник, значит, надо радоваться и отдыхать». Праздник для буддистов –

это наведение чистоты в храмах, в домах, в душах и телах. Достигается это путем

Читайте также:  Сценарий весеннего праздника для взрослых

совершения обрядов, чтения мантр и использования культовых предметов. В

праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек

должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила

всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в

1000 раз последствия совершенных негативных действий и в такое же количество раз

увеличиваются заслуги при совершении добрых, благих деяний.

Работа с основными понятиями (словарь занятия):

Весак – день рождения, просветления и ухода из человеческой жизни Будды

Майтрейя – Будда будущего;

Богиня Лхамо – Богиня Огня;

«Монлам Ченмо» — название молебна.

Основными праздниками буддийской культуры являются:

Праздник Белого месяца (Сагаалган или Цаган сар)

Праздник тысячи лампад (Зул)

День рождения Далай – ламы 14

Давайте подробнее остановимся на каждом из них:

Весак – день рождения, просветления и ухода из человеческой жизни Будды

Шакъямуни. Считается, что эти 3 события произошли в один день, но в разные годы.

Праздник Весак отмечается по – разному. В Японии в этот день делают маленькие храмы

из цветов. Проводится детский парад, во время которого храм из цветов провозят по

улицам на спине белого слона. В Мьянме (Бирма) в этот день поливают священное

дерево бодхи, растущее в монастыре или храме.

В Бурятии, Калмыкии, Туве в знак уважения и почитания Будды последователи

учения делают подношения, зажигают лампады, читают молитвы.

Круговращение Майтрейи. У буддистов считается, что когда максимальный срок

жизни людей будет составлять 10 лет, придет Будда Майтрейя. С этого времени начнется

возрождение человечества. Приходу Майтрейи посвящается большой праздник, который

проводится летом. В этот день из храма выносят статую Будды Майтрейя и

устанавливают ее на колесницу, в которую впрягают скульптурное изображение коня или

слона. Окруженная верующими колесница медленно совершает объезд вокруг

территории монастыря, двигаясь по ходу солнца.

Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие идут впереди или

сзади нее, читая молитвы. Эта процессия движется в течение всего дня вдоль наружной

стены, подолгу останавливаясь у каждого ее поворота для чтения молитв и чаепития.

Отсюда произошло и название праздника — «Круговращение Майтреи». Торжество

завершается праздничным угощением и подношением подарков членам монашеской

В отличие от прочих Будд, Майтрею обычно изображают сидящем на троне со

спущенными вниз ногами. Его характерными атрибутами является золотистый цвет

кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия (амритой) и колесо Дхармы.

Буддийский Новый год – Сагаалган.

Праздник Белого месяца,

праздник вечного месяца.

Только доброе ценится,

только в светлое верится.

Знакомство с текстом документа (материалами учебника)

Чтение материала учебника (стр 72-73) о празднике Белого месяца и обмен опытом (о

празднике Цаган Сар)

«Праздник тысячи лампад» (Зул) — важнейший памятный день для последователей

буддизма. Праздник посвящен великому Учителю Достопочтимому Ламе Дже Цонкапе.

Зажженные в этот день масляные лампады символизируют Свет Мудрости,

рассеивающий тьму неведения у живых существ.

С наступлением темноты внутри и вокруг храмов и монастырей зажигают тысячи

масляных лампадок «зул», отсюда и название праздника). В память о великом Учителе

лампадки горят до самого рассвета, и если представить буддийские монастыри и храмы в

Читайте также:  Заход солнца это обрядовый праздник

эту ночь сверху, они покажутся чудесным, ярким и тёплым обращением к

небожителям всех времён.

В дни празднования Зула-хурала благоприятно совершать всевозможные

благодетельные поступки: налагать на себя обеты (в том числе обет молчания в знак

почитания Будды), совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать

подношения храмам и монастырям.

У калмыков этот праздник отмечается и как праздник наступления Нового года. Он

отмечается 25-го числа месяца коровы по лунному календарю.

В настоящее время каждый год отмечается День рождения Далай – ламы 14.

Это единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому

календарю. 6 июля — день рождения Далай-ламы XIV. Буддисты почитают Его

Святейшество Далай-ламу XIV как земное воплощение Авалокитешвары (Ченрезига)

— В чем состоит смысл буддийских праздников? ( чистота в храмах, в домах, в

— Блиц-турнир. Я называю определение, а вы очень кратко объясняете его суть.

Весак (праздник посвящается 3 главным событиям в жизни Будды:

Рождению, Просветлению, Уходу в Нирвану.)

Зул («праздник тысячи лампад»)

Круговращение Матрейи (приход будды будущего)

Сагаалган (Новый год в буддизме.)

«Монлам Ченмо» (15 чудесных деяний Будды Шакъямуни.

Назовите праздник по словосочетаниям:

Бессонная ночь, белые продукты (сагаалган)

Золотистый цвет кожи, ваза с напитком бессмертия и колесо Дхармы

Тысячи лампад, обет молчания (Зул)

Рождение, Просветление, Уход в нирвану Будды (Весак)

Шестое июля (День рождения Далай ламы 14)

— Составить тест по прочитанному тексту (стр 72-73):

Сформулировать 3 вопроса и 3 варианта ответа.

— Что вы сегодня узнали новое?

— Чем отличаются буддийские праздники от светских?

Радостный, чистый, возрождающий

Создает чистое пространство в храме, в домах, в душах, телах-

Домашнее задание: Расскажите членам семьи и друзьям о понравившемся

Источник статьи: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=12812

Конспект урока по ОРКС «Буддийские праздники»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

На уроке мы должны узнать о главных праздниках буддистов.

Иллюстративный материал способствует более полному пониманию и усвоению данной темы. Целевая аудитория: для 4 класса.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_po_orks_buddiyskie_prazdniki.docx 2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Праздник Букваря» раз работан для учащихся 1 класса и является итоговым при изучении дисциплины «Обучение грамоте». Содержание, формы и методы, использованные на уроке, соответ.

Урок открытия нового знания по предмету ОРКСЭ в 4 классе модуля «Основы мировых религиозных культур». Урок составлен в технологии критического мышления.

конспект урока ОРКСЭ «Семейные праздники» 4 класс.

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе на тему « Праздник весны».

Обучаясь на курсах в Московском институте открытого образования на курсах «Научно-методические основы преподавания учебных курсов и модулей православной культуры в общеобразовательной школе» мной был .

Данная разработка может быть использована не только в качестве урока, но и как внеклассное мероприятие.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2020/02/03/konspekt-uroka-po-orks-buddiyskie-prazdniki

конспект и презентация к уроку ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур» по теме ««Праздники и календари (ислам, буддизм)» . Урок 24.
презентация к уроку по орксэ (4 класс)

Учитель начальных классов

Технологическая карта урока ОРКиСЭ

Модуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

«Праздники и календари (ислам, буддизм)»

5 апреля 2016 года

«Праздники и календари (ислам, буддизм)»

УМК «Школа России»: «ОРКиСЭ. Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. «Основы мировых религиозных культур». 4-5 класс

Использование игровых технологий

Цели урока – как результат универсальные учебные действия

работать с понятиями: «праздник», «традиции», «Ураза-байрам», «Курбан-байрам», «Мавлид», «Дончод», «Сагаалган»,

находить информацию в процессе подготовки ответов на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

умение анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков

умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; выстраивать последовательность необходимых операций;

умение контролировать результаты своей деятельности

умение воспринимать другое мнение и позицию;

умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения;

умение осуществлять взаимоконтроль;

умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к традициям разных религий: представление о традициях, уважительное отношение к культуре разных религий (иудаизму, христианству, исламу, буддизму);

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2020/03/14/konspekt-i-prezentatsiya-k-uroku-orkse-modul-osnovy-mirovyh

Праздники и календари. Праздники буддизма и праздники христианства. (1-ый урок)
план-конспект урока (4 класс) по теме

Конспект открытого урока по ОРКСЭ. ( «Основы религиозных культур и светской этики»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_otkrytogo_uroka_po_orkse.docx 36.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Праздники и календари.

Праздники буддизма и праздники христианства. (1-ый урок)

Освоение учащимися этнического смысла праздников традиционных религий России, формирование толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.

1.Расширить представление о многообразии праздников в религиях мира

2.Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира

3. Познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока.

4. Создавать условия для формирования ценностного отношения к религиозным традициям, толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.

Ожидаемые результаты урока:

Учащиеся узнают : о главных праздниках буддистов; какие праздники существуют у христиан.

Учащиеся научатся : использовать ключевые понятия в собственной устной и письменной речи.

Учащиеся усовершенствуют умение в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связанного высказывания, работы в группах.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, музыка.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Форма урока: урок – исследование.

Форма организации работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: наглядный, сравнение, частично-поисковый, словесный, рассуждение, игровой.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, исследовательская деятельность, инсценировка обрядов.

Основные термины и понятия : Сагаалган. Дончод хурал. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение.

Средства наглядности : словарь Ожегова, фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов религиозных праздников христиан, буддистов), презентация выполненная учителем.

I этап. Вводный (мотивационно — организационный).

Цель – эмоциональный настрой на урок

— Мы все очень любим праздники. С какими словами у вас ассоциируется слово праздник?

Радость, веселье, подарки, угощение, отдых

II этап. Актуализация

Цель – актуализировать знания о словах, имеющих разные значения.

1. — А кто знает лексическое значение слова праздник?

— Найдите и выпишите из словаря значение слова «Праздник»

2. – Праздники бывают разные. В конверте №1 есть названия праздников. На какие группы можно разделить их?

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2014/04/01/prazdniki-i-kalendari-prazdniki

Оцените статью
Adblock
detector