Проект учебного занятия по литературному чтению «Готовимся к празднику «Литературный новый год» (1-2 урока)
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему
Данное учебное занятие по литературному чтению подготовлено в соответствии с рабочей программой по предмету для учащихся 2 класса по УМК «Перспектива». На занятии предполагается групповая работа, где каждая группа выполняет отдельное задание в контексте подготовки всего класса к празднику «Литературный новый год». Особое место уделяется развитию практических навыков в освоении детской литературы с использованием компьютерных технологий, развитию умений взаимодействовать учащимся между собой, презентовать свою работу.
В основе ценностных ориентиров лежит духовно-нравственное воспитание учащихся, что заложено в концепции содержания предмета «Литературное чтение» УМК «Перспектива»: любовь к родной литературе, осознание себя частью культуры народов многонациональной России, сохранение и соблюдение культурных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uchebnogo_zanyatiya_yakovleva_n._i._13.10.15.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проект учебного занятия по литературному чтению
для учащихся 2 класса
«Готовимся к празднику «Литературный новый год»
Яковлева Наталья Ивановна,
учитель начальных классов
г. Балтийск, МБОУ СОШ № 6
Проект учебного занятия по литературному чтению
«Готовимся к празднику «Литературный новый год» (1-2 урока)
В содержании занятия отражены художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно мировоззренческий принципы построения программы по литературному чтению. Они значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются в процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором, творческую деятельность. Данное занятие формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.
Занятие направлено на достижение следующих целей:
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, формирование эстетического отношения к искусству слова, применения ИКТ технологий для усиления эмоциональной отзывчивости от процесса творческой деятельности;
— совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
— воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
• обогащение нравственного опыта младших школьников.
Выбор технических средств обусловлен формой учебного занятия (тематический проект) для более эффективного достижения общеобразовательных целей. Опираясь на дидактические, психологические, гигиенические требования к уроку создана программа управления деятельностью учащихся на уроке.
Задачи учебного занятия:
- подготовить праздник;
- учить находить средства художественной выразительности в лирических текстах;
- учить передавать эмоциональное настроение в лирическом произведении, выразительно читать;
- развивать творческое воображение, учить творчески интерпретировать текст (инсценировать, представлять, драматизировать)
- применять ИКТ технологии для развития творческой деятельности
Общая характеристика занятия
Данное учебное занятие по литературному чтению подготовлено в соответствии с рабочей программой по предмету для учащихся 2 класса по УМК «Перспектива». На занятии предполагается групповая работа, где каждая группа выполняет отдельное задание в контексте подготовки всего класса к празднику «Литературный новый год». Особое место уделяется развитию практических навыков в освоении детской литературы с использованием компьютерных технологий, развитию умений взаимодействовать учащимся между собой, презентовать свою работу.
Описание ценностных ориентиров содержания занятия
В основе ценностных ориентиров лежит духовно-нравственное воспитание учащихся, что заложено в концепции содержания предмета «Литературное чтение» УМК «Перспектива»: любовь к родной литературе, осознание себя частью культуры народов многонациональной России, сохранение и соблюдение культурных традиций.
Результаты (Л, М, П):
- участие в работе группы; обсуждение проблем группы;
- умение работать с различными источниками информации (отбор необходимой информации для организации и проведения праздника);
- формирование умения находить средства художественной выразительности;
- формирование умения читать тексты с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску и свое отношение к содержанию текста.
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
- активное использование речевых средств для решения познавательных и
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения
- о владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, находить средства их осуществления
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные
способы достижения результата
- применять ИКТ технологии
— Вступительное слово учителя о праздновании Нового года.
Новый год отмечали всегда, но только в разное время года. Новый год праздновали перед началом страды — весной или после сбора урожая. Долгое время начало года отмечали 1сентября. По указу Петра Первого Новый год в России стали отмечать, как и везде в Европе, 1 января.
— Чтение диалога Ани и Вани, помещенного на с. 138.
— Какие у вас возникают слова-ассоциации к словосочетанию «Новый год»?
— Создание программы праздника. Что может быть в программе праздника «Литературный новый год»? (стихи, игры, песни, красиво украшенный класс, программки для гостей)
— Распределение на группы. Подготовка к празднованию Нового года в соответствии с выбором группы.
3. Групповая работа
- 1-я группа. Отбор стихов для праздника.
— Рассмотрите внимательно книги. Какие произведения можно включить в программу праздника Нового года? Почему?
— После занятия загляните в домашнюю библиотеку, спросите у родителей, какие еще произведения можно прочитать на новогоднем празднике.
- 2-я группа. Отбор игр для проведения праздника.
— Внимательно рассмотрите предложенные игры. Какие из них можно включить в программу новогоднего праздника?
- 3-я группа. Отбор песен для исполнения на новогоднем празднике.
— Рассмотрите внимательно книги-сборники детских песен. Какие произведения можно включить в программу праздника Нового года?
— Прослушайте аудиозаписи, какие еще песни можно исполнить на новогоднем празднике? Соберите необходимые музыкальные файлы в отдельную папку.
- 4-я группа. Подготовка классного помещения к празднику, создание программок к празднику. Используйте папку на рабочем столе компьютера.
- 5-я группа. Подготовка классного помещения к празднику, создание примера новогодних открыток. Используйте папку на рабочем столе компьютера.
- Презентация работы групп
- Заключение. Рефлексия
— Как вы считаете, готовы ли мы к проведению праздника?
— Какие предложения, пожелания вы можете высказать?
Основные виды деятельности учащихся
Подбор ассоциаций к словосочетанию «Новый год». Создание программы праздника. Распределение на группы. Подготовка к празднованию Литературного нового года в соответствии с выбором группы: отбор стихотворений, песен, игр. Выбор предложений по проведению праздника из «Творческой тетради» (стр.36). Создание программок, новогодней открытки к празднику.
Материально-техническое обеспечение занятия:
Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.
Книги со стихами, песнями, играми, конкурсами.
Иллюстрации, модели, украшения.
Листы ватмана, краски, карандаши.
Ноутбуки, программа Microsoft Office PowerPoint 2007, ресурсы сети Интернет.
Ожидаемые результаты (УУД):
— ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «Родина», «друг», «природа», «взаимовыручка», «помощь»
— умение прогнозировать содержание урока;
— умение предполагать, какой результат должна получить группа в конце работы;
-умение отбирать необходимый для самостоятельной презентации материал;
-умение работать с различными источниками информации;
— находить средства художественной выразительности;
— умение владеть ИКТ технологиями.
— умение читать тексты с опорой на знаки препинания, применяя логические паузы, эмоциональную окраску, выражая своё отношение к содержанию текста;
— умение коллективно обсуждать прочитанное, выполненное, высказывать своё суждение в группе или паре.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/01/16/proekt-uchebnogo-zanyatiya-po-literaturnomu-chteniyu-gotovimsya
Праздник начинается — конкурс продолжается
— Какой урок сейчас? (Урок литературного чтения).
— Подберите к каждой букве слова, которые бы отвечали на вопрос: какими мы должны быть на уроке:
У: умными, успешными
Р: рассудительными, радостными,
О: организованными, образованными
К: культурными, красноречивыми,
— Я вам желаю сохранить такой настрой в течение всего урока.
— Мы проведем наш урок в виде праздника. Кто мне скажет что такое праздник?
— В течение урока мы, выполняя задания II. Актуализация.
— Какую тему мы изучаем на уроке чтения? («Здравствуй, гостья-зима!»)
— Как вы думаете, ребята, мы достаточно нового узнали о зиме? (Нет)
— Что вы знаете о зиме?
— Какие произведения читали в этом разделе?
III. Целеполагание.
1. Сообщение темы и целей урока.
— В таком случае продолжим наше знакомство с гостьей-зимой на уроке.
Прочитаем тему нашего урока: Праздник начинается – конкурс продолжается.
О чём будем говорить на уроке?
— Ребята, что вы представляете себе, когда слышите слово «зима»? (Снег, мороз, снеговик, каток, катание на санках).
— Предлагаю вам прочитать строчки из стихотворений и выбрать название нашего праздника.
— «Выпал беленький снежок»
— «Рады мы проказам матушки-зимы»
— «Зимушка-зима»
— Почему вы выбрали именно эту тему?
— Что вы ожидаете от урока? (Удивления, знакомство с новыми произведениями, познакомиться с новыми словами, получить новые знания).
— А чему вы хотите научиться? (Выразительно читать, находить в произведениях красивые слова для описания зимы).
— Что будет самым ценным для вас на уроке внеклассного чтения? (Новые знания, мысли товарищей, полезные советы).
IV.Открытие новых знаний.Проверка степени ранее усвоенных знаний.
— А теперь ребята соединим части пословиц. Сначала прочитайте первый столбик, затем второй. Прочитайте всю пословицу.
Декабрь год кончает,зиме середина.
Январь году начало,под февраль налетели.
Вьюги да метелизиму начинает.
— Объясните значение одной из пословиц.
— Молодцы. Вы очень хорошо справились с этим заданием. Картинка в калейдоскопе
Конкурс загадок.
— Давайте устроим маленький снегопад. Прикрепите на доску свои снежинки, только если вы отгадаете загадку
На прогулке бегуны
Одинаковой длины,
Через луг бегут к берёзке,
Тянут две полоски. (лыжи)
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы.(санки)
Льётся речка – мы лежим.
Лёд на речке – мы бежим.(коньки)
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке(снежинка)
Что за странный человекПрибыл в 21 век:
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла.(снеговик)
— Вот и снова мы успешно справились с работой.
3. Восприятие и осознание учащимися нового материала.
Зима – удивительное и загадочное время года.
— Как вы думаете, какого цвета зима? (Белая, голубая, синяя)
Зима вдохновляет поэтов, писателей, художников, читателей и слушателей на творчество. Сначала внимательно послушайте стихотворение И. Никитина, а затем попробуйте нарисовать свои впечатления. (Включается музыка Вивальди «Зима»)
Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следа.
Поднялась метель и вьюга,
Не видать и света.
— Поделитесь своими впечатлениями.
— Прочитайте стихотворение еще раз и найдите предложения, в которых поэт говорит о природе как о живом существе:
Непогода……
Дорога……..
Метель и вьюга…………………….
— Как вы понимаете выражение «зашумела, разгулялась непогода»?
— Какое название вы можете дать стихотворению?
— В стихотворении мы встретили слова «метель» и «вьюга». А что это?
— Как вы объясните такое зимнее явление, как снег? (Это замерзшие водяные капельки).
— Все так думают или есть другие варианты?
Снег – это очень много красивых снежинок. Раньше люди думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Но со временем тайна рождения снежинок была разгадана. Люди узнали, что снег никогда не рождается из капелек воды. Снежинки, как и дождевые капельки, образуются из водяного пара.
Водяной пар поднимается высоко над землей, где господствует сильный холод. Тут из него образуются крохотные льдинки — кристаллики. Это еще не те снежинки, которые падают на землю, они еще очень маленькие. Но шестиугольный кристаллик все время растет, увеличивается и, наконец, превращается в удивительную звездочку.
Каждая такая звездочка-снежинка содержит от 2 до 200 отдельных кристалликов.
— Какое первое открытие вы сделали? (Что снежинки образуются из кристалликов, а они в свою очередь образуются из водяного пара).
— С чем можно сравнить снежинку? (Со звездочкой, пушинкой, легкой балеринкой).
Давайте нарисуем снежинку.
.
4. Физкультминутка ( 2 вариант – «Танец снежинок»)
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Солнце землю греет слабо,Руки вверх и вниз.
По ночам трещит мороз,Руки на пояс, поворот вокруг себя.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.Наклон вперед, дети показывают нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,Прыжки на месте.
Вьюга злится,
Снег кружится,Дети кружатся.
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.Имитируют движение руками.
— Молодцы!
5. Игра « Чьё это?»
-Соедините стрелками авторов и их произведения.
С. Есенин « Декабрь»
С. Маршак « Дело было в январе»
А. Барто « Чародейкою зимою»
Ф. Тютчев « Ещё те звёзды не погасли»
К. Фофанов « Берёза»
К. Бальмонт « К зиме»
6. Обобщение и систематизация знаний.
— Мы сегодня поговорили о зиме.
— Поделитесь своими мыслями о том, какая ваша зима. Зима, холодная, чистая, белая, радостная, веселая
— Прочитайте понравившееся стихотворение из данной темы
IV. Этап рефлексивно – оценочный.
1. Подведение итога читательской деятельности
— О чем мы говорили на уроке? (О зиме)
— Какое произведение вам понравилось больше всего?
— Все ли мы сказали на уроке или есть еще над чем подумать и поработать?
— Тогда о домашнем задании:
2.Информирование о домашнем задании:
Придумать свою сказочную историю о зиме.
Найти в библиотеке книги о зиме. Прочитать одну из них. Рассказать о прочитанном.
3. Рефлексия.
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.
Вы считаете, что научились применять полученные знания, но вам ещё нужна помощь.
Вы считаете, что было трудно на уроке.
4. Подведение итога урока.
— Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
— Как вы думаете, удалось ли нам ее достичь? Почему?
— Спасибо вам за урок.
— Зима — время чудес. А чудеса приходят невидимо.
Вечер первою порошей
плечи мне запорошил –
словно руку друг хороший
мне на плечи положил.
— Я желаю вам ребята, чтобы и вы в этой зиме нашли доброго друга. И чтобы в Новом году наши результаты были еще лучше.
2897210-prazdnik_nachinaetsya_-_konkurs_prodolzhaetsya
Размер файла: 333 kB Загрузок: 0
Источник статьи: http://edufiles.net/1725229