Урок-конспект по теме: «Зимние праздники»
Цели урока:
• Дать представление о праздниках, которые отмечают в зимние месяцы;
• познакомить с историей праздников, их особенностями, обычаями и обрядами, связанными с зимними праздниками;
• расширить представление учащихся о культурном наследии;
• работать над развитием речи;
• продолжить воспитание чувства любви к родному краю;
• развивать навыки самостоятельной работы.
Планируемые результаты:
• уметь различать государственные и церковные праздники;
• знать особенности зимних праздников;
• формировать интерес к самостоятельному поиску материала.
Оборудование: кластеры, запись колядок, репродукции картин, зашифрованный квадрат, видеозапись мультфильмов, маленькая новогодняя елка, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Подготовка к восприятию темы
Учитель читает стихотворение И. Сурикова «Зима».
• О каком времени года идет речь в стихотворении? (О зиме)
• По каким признакам вы определили, что это зима? (Снег, короткие дни, солнце мало греет)
• Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
• Как вы могли бы описать зиму? (холодная, снежная, красивая, волшебная, нарядная, праздничная)
Зима дарит нам не только чудо преображения природы. Зима – еще и веселое время года, потому что дарит нам много праздников. Вот о зимних праздниках мы сегодня и поговорим.
III. Объяснение новой темы
Итак, зима. Дни стали короче, и солнце уже совсем не пригревает, а светит тускло и уныло. Но мы как-будто не замечаем этого, потому что декабрь связан с самым торжественным и значимым праздником православных. Это Рождество.
• Что вы знаете об этом празднике?
• Какой это праздник – церковный или гражданский? Почему вы так считаете?
Рождество на Руси стали праздновать больше тысячи лет назад. Официально этот праздник появился после того, как князь Владимир принял крещение, а Русь стала православной.
Давайте разберемся с датами. В Европе Рождество празднуют 25 декабря. А в России – 7 января. Это расхождение связано с тем, что русская церковь отмечает церковные праздники по григорианскому календарю (по новому стилю). А в Европе церковные праздники до сих пор отмечают по юлианскому календарю (по старому стилю). Разница составляет 13 дней.
Что же такое Рождество? И чье рождение мы празднуем так празднично?
Считается, что в этот день в далеком городе Вифлееме родился Иисус Христос.
Показ отрывка из мультфильма «Рождество Христово»
Праздновали Рождество широко, с размахом, несколько дней. И каждый день праздника обязательно был связан с каким-либо обычаем.
Начиналось все накануне. День перед Рождеством назывался Сочельник. В этот день нельзя было ничего есть, пока в небе не зажжется первая звезда. К вечеру накрывали столы, готовили разные угощения. А детям обязательно дарили подарки.
Ночь перед Рождеством считалась магической, волшебной. Наши предки полагали, что в эту ночь оживает вся нечисть – черти и ведьмы, вампиры и русалки. Они празднуют последнюю ночь на земле, потому что с рассветом все должны будут исчезнуть.
Показ отрывка из мультфильма «Ночь перед Рождеством»
Раз ночь такая волшебная, и черти пляшут, и ведьмы летают, то люди придумали, как защитить себя от нечистой силы. Они проводили обряд колядования.
• Знаете ли вы, что такое колядки?
Юноши и девушки собирались вместе, ходили по домам и пели особые песни, в которых всем желали счастья, здоровья и богатства. За это хозяева дома награждали колядующих угощением. А чтобы нечистая сила не смогла поймать колядующих, молодые люди наряжались: кто в черта, кто в козла, кто в ведьму. Считалось, что в таком обличие нечисть не узнает человека.
Колядки – задорные, веселые песни, в которых прославлялось рождение Иисуса и звучали пожелания здоровья и счастья.
1) Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.
2) Вам звоночками позвоним
С пожеланьем и поклоном.
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять!
Звучит запись песен-колядок.
Оформление кластера: Сочельник (день перед Рождеством, угощение, подарки, колядки)
После Сочельника наступал великий церковный праздник – Рождество. В этот день принято было угощать всех, поздравлять, веселиться и прославлять рождение Иисуса. Обязательно надевали все новое, столы устилали богатыми скатертями, избу к Рождеству обязательно убирали и наряжали. Нельзя было в этот день шить, плести или вязать – считалось, что это привлечет неудачу.
С Рождеством связаны и другие традиции.
Работа по картине
Посмотрите на картину:
Что знакомое вы видите на картине? (наряженная елка, огни, звезда на макушке)
Яркая звездочка символизировала ту самую звезду, которую увидели пастухи в ночь, когда родился Христос.
А вот обычай наряжать ель пришел к нам из Германии. Елочка считалась символом природы, ведь она и зимой остается такой же зеленой и пушистой. Одна из легенд гласит, что в ночь рождения Иисуса все деревья на земле стали плодоносить. И елочка – не исключение. Вот почему было принято украшать ель мандаринами, орехами, яблоками. А позднее вместо фруктов и конфет на елку стали вешать разноцветные шарики.
Оформление кластера (Рождество: 7 января, подарки, угощенье, елка, звезда)
Зимой мы празднуем еще один праздник, который по праву читается самым веселым и самым любимым.
Посмотрите на таблицу:
Сможете ли вы догадаться, что в ней зашифровано?
Зашифрована фраза «С Новым Годом!»
• Любите ли вы Новый Год?
• Как вы отмечаете этот праздник?
• Какие традиции, связанные с самой волшебной ночью в году, вы знаете?
Новый год празднуют 31 декабря, потому что, согласно нашему календарю, с 1 января начинается отсчет уже другого года. Но так было не всегда. Давным-давно на Руси начало нового года отмечали 1 сентября. А еще раньше, в Древнем Риме начало года отмечали 1 марта. А декабрь был всего лишь десятым месяцем. Отсюда и его название: «decem» в переводе в латинского означает «десять».
Все переменилось в 1700 году. Император российский Петр I издал указ, что начало нового тысячелетия будут отмечать именно с 1 января. В Указе же было отмечено, как следует праздновать этот день.
Указ:
«1 января украсить улицы ветками еловыми и сосновыми. Учинить стрельбу из пушек, пускать ракеты и палить из мушкетов, зажигать огни и в веселии поздравлять друг друга с началом нового века».
В начале ХХ века в России запрещали праздновать Рождество. И постепенно этот церковный праздник сменил праздник гражданский – Новый год. Тоже украшали елку, только звездочка на елке стала красной – как та, что горит на главной башне Кремля в Москве. Также стало принято дарить подарки, готовить угощение.
И появился очень веселый персонаж, без которого Новый год сейчас трудно и представить. Вы уже догадались, о ком идет речь?
(Это Дед Мороз)
Есть у него и славная помощница. Кто это?
(Снегурочка)
Чем же заняты Дед Мороз и Снегурочка на Новый год? (дарят подарки, зажигают елочку, веселят детей)
Показ отрывка из мультфильма «Маша и медведь: Раз, два, три, елочка-гори!»
Давайте вместе споем песенку про Деда Мороза.
Поют песню «Дед Мороз, что ты нам принес».
IV. Закрепление темы
У нас тоже есть ёлочка. Я украсила ее хлопушками. Но каждая хлопушка особенная: в них спрятаны вопросы, на которые вы должны ответить.
Учащиеся по очереди снимают шары и отвечают на вопросы.
Что такое колядка?
Какой праздник отмечают 7 января? 1 января?
Кто издал указ о праздновании Нового года 1 января?
Назовите самый главный церковный и гражданский зимний праздник.
Когда отмечают Сочельник?
Откуда пришла традиция наряжать ёлку?
Расскажите стихотворение про Новый год.
V. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
О каких зимних праздниках вы хотели бы узнать больше?
Что было непонятно?
VI. Домашнее задание
Выучите стихотворение на выбор (про Рождество, колядку или про Новый год)
Источник статьи: http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8.html
Конспект занятия «Зимние праздники»
Конспект занятия «Зимние праздники» разработан для для детей 3-4 лет (2 младшая группа) с использованием информационных технологий.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Зимние праздники»»
Конспект занятия «Зимние праздники»
-расширять представления о зиме и зимних праздниках, коммуникативные умения, формировать умение ориентироваться в пространстве относительно других предметов;
-развивать познавательные интересы, любознательность, способность к перевоплощению в игровую роль;
-воспитывать моральные качества личности посредством приобщения к традиционным духовным ценностям, понимания значимости нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
— создать у детей радостное праздничное настроение.
презентация «Зимние загадки», проектор, новогодняя елка, игрушки, картины празднования Нового года, Рождества, колядок, вертеп, звезды по количеству детей, костюмы ряженых, угощение для ряженых.
Орг.момент. Приметы зимы. Зимние загадки
Рассказ по картинке «Празднование Нового года». Ориентирование на елке.
Песенка про елку.
Рождество. Легенда о рождественской елочке (вертеп)
Святки. Рождественские колядки, игры. Подведение итогов.
Организационный момент «Подари улыбку».
Рады, рады все на свете,
Рады взрослые и дети!
В гости снова к ним пришла
Ведущая: А чем зима отличается от других пор года? (дети называют приметы зимы)
А вы любите зиму? За что?
Ведущая: А сейчас я вам загадаю зимние загадки:
(презентация «Зимние загадки»)
— Мы все любим зиму не только за ее красоту. Зимой мы отмечаем много праздников. А вы знаете какие? Вспомните, как мы отмечали Новый год? (дети отвечают с опорой на картинку)
Посмотрите на нашу елочку-красавицу.
Кто стоит возле елочки? (Снеговик)
Кто справа от него? Слева?
А кто спрятался за елочкой?
А кто сидит перед елочкой?
Какая игрушка выше всех?
3. Воспитатель: Новый год веселый праздник. Давайте порадуем нашу елочку песенкой.
(дети поют и танцуют под песню «Топ-топ сапожок»)
4. После Нового года мы отмечали еще один праздник – Рождество. Кто знает, что такое Рождество? (ответы детей). У всех вас есть день, когда вы появились на свет. Как называется этот день? Правильно, день рождения. Это радостный, весёлый праздник для вас и ваших родителей, бабушек, дедушек. К этому празднику готовятся, приглашают гостей, дарят подарки. История возникновения этого праздника произошла очень, очень давно, много – много лет назад (опора на картинку).
А как вы думаете, почему именно елочку наряжают на Новый год и Рождество? (варианты детей)
Я хочу рассказать вам одну историю (дети подходят к вертепу)
Когда родился Иисус Христос, не только люди, но и деревья, росшие возле пещеры, радовались этому событию. Счастливее других были три деревца. Они росли ближе всех и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная ель. «Пойдем, поклонимся Младенцу, поднесем ему наши дары» — сказала пальма маслине». Возьмите и меня с собой»,- попросила елка. «А какие дары сможешь принести ты – колючие иглы да мелкую смолу?» — спросили ее пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел и ему захотелось помочь скромной елке. Склонилась пальма над Младенцем и отдала ему лучший лист из своей кроны. «Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день», — сказала пальма. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханьем. А елка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «За твою скромность я разукрашу тебя лучше твоих сестер». Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки ели стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, ни благоуханье в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг – пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты доброе деревце и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться». (воспитатель крепит маленькие звёздочки на иллюстрацию с ёлкой с помощью липучек)
Каждый год она сияет
В день великий торжества
И огнями возвещает
Светлый праздник Рождества.
Я предлагаю вам украсить нашу елочку звездочками, чтобы она стала еще краше.
5. После Рождества наступают святки – святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник. (Воспитатель показывает картинку)
Во время святок молодежь и дети одевались в необычные костюмы, обходили дома, пели песни и просили сладостей. Их называли ряжеными, святочные песенки — колядками, а сам обряд — колядованием. В каждый семье ждали колядовщиков, готовили для них угощение и с удовольствием выслушивали колядки. Считалось, что не дать ряженым конфет — значит навлечь беду на дом.
Вы слышите? Кто-то к нам идет? (дети встречают ряженых)
Ряженые поют колядную песню:
Игра с детьми «Снег»:
Как на горке: снег, снег.
И под горкой: снег, снег.
И на елке: снег, снег.
И под елкой: снег, снег.
А под снегом спит медведь…
Тише, тише, не шуметь.
Один из детей – в кругу, остальные идут по кругу. На последней строке останавливаются и один из детей произносит последние слова. Ребенок, сидящий с кругу, должен узнать по голосу, кто их сказал.
После ухода ряженых воспитатель благодарит детей за внимание и поздравляет с прошедшими праздниками.
Источник статьи: http://multiurok.ru/index.php/files/konspekt-zaniatiia-zimnie-prazdniki.html