- Концепция праздника дня города
- «Однозначно концепция «День города как фестиваль городских сообществ» выстрелила»
- Мэрия опубликовала концепции Дня города-2020, присланные на конкурс
- Праздник «День города» как современный празднично-досуговый комплекс
- Историко-культурная основа праздника «День города», характеристика его структурных элементов. Ценностно-смысловая структура праздника, описание его формы и содержания. Компоненты праздничного комплекса «День города» и их характерные особенности.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Концепция праздника дня города
Представлена новая концепция празднования Дня города
Сегодня в Администрации города Екатеринбурга состоялся первый оргкомитет, посвященный празднованию 295-летия Дня города в 2018 году. На повестке дня – сохранение традиций и совершенно новая концепция торжества.
Как отметил заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам социальной политики Михаил Матвеев, подготовка к предстоящему празднику началась, едва отшумел День города – 2017: уже 30 октября были принято первое постановление, предписывающее разработать программу основных праздничных мероприятий, а в декабре проект программы был представлен Главе города. Как результат – на сегодняшний день прописаны и сроки, и программа мероприятий, и перечень площадок, и даже схема расположения точек питания. Но самое интересное – разработана совершенно новая концепция, которая непременно удивит екатеринбуржцев и гостей города.
Как известно, День города – праздник в первую очередь семейный, а значит, из года в год в его рамках проходят традиционные события. От них даже в свете новой концепции решили не отказываться: вновь как минимум треть программы празднования (с 4 по 22 августа) займут спортивные соревнования (велогонка «Критериум», международный легкоатлетический марафон «Европа-Азия», финал конкурса профессионального мастерства водителей магистральных автопоездов, Чемпионат мира по парусному спорту в дисциплине «Матчевые гонки среди женщин» и другие), также в рамках празднования состоится финал Общегородского конкурса красоты «Мисс Екатеринбург», IX Городской фестиваль авторской песни «Август» имени Евгения Липовича, Евразийский фестиваль ландшафтного искусства «Атмосфера», Международный фестиваль духовых оркестров, концерт Уральского академического филармонического оркестра, Городской праздник цветов, Городская свадьба, Ассамблея «Дочь города – дочь России», Фестиваль еды «Гастроном».
Наравне с традиционными событиями в программе Дня города – более 30 процентов совершенно новых мероприятий. Дирекция городских праздничных мероприятий и Управление культуры Администрации города Екатеринбурга разработала принципиально новый подход к организации площадок. Таковых в главный день праздника будет семь.
В Историческом сквере развернется театральное пространство: сюда съедутся 29 театров с пяти континентов. Музыкальное пространство займет Площадь 1905 года: здесь на протяжении всего дня будут звучать композиции самых разных музыкальных жанров, от джаза до рока. Различные направления танцевального искусства будут демонстрироваться на Октябрьской площади – в танцевальном пространстве. Арт-пространство на один день превратит улицу 8 Марта (участок в районе Театра эстрады) в Монмартр. Пространство детства «Солнечный город» наполнит смехом Литературный квартал и площадку перед киноконцертным театром «Космос» – здесь презентуют себя учреждения дополнительного образования. Улицу Пушкина и площадку перед Почтамтом займет спортивное пространство, а пространство еды распространится сразу на пять зон – важно, чтобы предприятия питания смогли обеспечить не только прием пищи, но и сопутствующую ему красивую и комфортную обстановку.
Также в центральной части города пройдет Первая городская дискотека, которая объединит все площадки единым музыкальным сопровождением; кроме того, Екатеринбург ждет Фестиваль фейерверков.
Сейчас, когда сформирована программа и у организаторов четко прописан тайминг, настало время для работы целого пула городских служб: в ближайшее время будут разработаны техзадания и регламенты, проработаны вопросы обеспечения безопасности, подготовлены места проведения мероприятий, выполнено оформление города, продумана навигация и обеспечение доступа на праздник людям с ограниченными возможностями здоровья. Что касается последних трех пунктов, то руководитель Дирекции городских праздничных мероприятий пообещал, что горожан ждут приятные сюрпризы – организаторы намерены добиться не только комфортных условий, но и эффекта «вау»: будет продумана и жанровая концепция, и единообразие в оформлении всех праздничных площадок. «Главная задача на сегодня – перенести все, что прописано в бумагах, в реальную жизнь», – отметил Илья Марков.
Источник статьи: http://xn--80atdujec4e.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/news/559/i244358/
«Однозначно концепция «День города как фестиваль городских сообществ» выстрелила»
«Угадать с погодой в нашем климате практически нереально. Но в том, что праздник удался, у меня нет ни единого сомнения!» — Елена Богомолова.
В Нижнем Новгороде 17 августа прошел День города. В этот раз он проводился не на площади Минина и Пожарского, а в районных парках и на Нижневолжской набережной. День выдался дождливым, но администрация отчиталась, что праздничные площадки посетили почти 100 тыс. человек.
Член общественной палаты, заместитель директора управления по туризму Нижнего Новгорода Елена Богомолова поделилась с NN.DK.RU своими впечатлениями от праздника.
— Что касается новой концепции празднования, то меня порадовало, что, несмотря на дождь, везде было очень много народа. Мне кажется, праздник удался. Однозначно концепция «День города как фестиваль городских сообществ» выстрелила. Ведь сами нижегородцы делали праздник для себя. А для себя плохо делать не будешь. Мне понравилась идея переноса праздника на Нижневолжскую набережную. Но нужно продумать транспортную логистику. Вдоль набережной пустить шаттлы, на которых можно было бы перемещаться между фестивалями.
Про перенос Дня города могу сказать, что я сама участвовала в обсуждении этого вопроса. Изначально перенесли с сентября на 12 июня из-за плохой погоды и единого дня выборов. Но, соединяя праздник с днем России, мы потеряли некую индивидуальность.
Новый формат праздника подразумевает, что День города организовывали сами горожане, на празднике были представлены именно городские сообщества. Мне это очень понравилось. Нижневолжская набережная — отличное место для событийных мероприятий. И праздник получился очень насыщенный. Любой мог найти себе занятие по душе.
Я весь день была с экскурсионным автобусом, где нижегородцев и гостей города знакомили с необычными местами. Точнее, места были вполне обычные, но все с удивлением открывали их для себя с другой стороны, узнавая новые и интересные факты от экскурсовода Сергея Мазина.
И тут же блогеры и фотографы делились секретами, как «вкусно» рассказать об увиденном и как правильно сделать фото на смартфон.
Экскурсионный автобус соединял Набережную со Стрелкой, где проходил фестиваль воздушных шаров и motor- show. Мне удалось туда заглянуть, к сожалению, погода не позволила шарам показать себя во всей красе, но motor- show удалось на славу. Это была самая адреналиновая площадка.
А вечером заглянула на фестиваль кино. Застала кусочек фильма «Студия Нижний» Евгения Кудельникова. И получила огромное удовольствие, наблюдая Парад парусов с подсветкой на слиянии Волги и Оки. Это нужно повторять снова и снова!
Вишенкой на торте стал фестиваль фейерверков, куда меня пригласили в жюри. Оценивать эту красоту было нереально сложно! Всего четыре команды из Нижнего Новгорода, Костромы, Сергиева Посада и Королева, четыре салюта, но все были прекрасны! Особенно последний фейерверк, который начинался под песню «Луч солнца золотого».
Жалею, что не удалось посетить все площадки, слышала от знакомых, как здорово прошёл фестиваль рыбалки, реконструкторов и гастрономический фестиваль. Уверена, что на всех площадках было очень интересно! Убрать хотелось бы дождь и добавить солнышка. Также хотелось отметить, что во время Дня города проходил фестиваль AFP и много молодежи уехало туда. Лучше, если эти два важных мероприятия для города будут проходить в разные дни. Конечно, были люди, кто не пошел на праздник из-за плохой погоды, но большинство дождь не испугал! Угадать с погодой в нашем климате практически нереально. В том, что праздник удался, у меня нет никаких сомнений.
Некоторые нижегородцы критикуют День города, но я вам скажу, что критика для нижегородцев — это норма. Я читала и очень много положительных отзывов.
Работая в Общественной палате Нижнего Новгорода, я обратила внимание: что бы ни делали власти, для нижегородцев — все плохо. Провели праздник — плохо, лучше бы деньги на что-то более нужное потратили. Не провели праздник — плохо, о людях совсем не думают. У любого решения есть два конца, и любое нововведение воспринимается всегда тяжело. Вводя новые регламенты на работе, всегда будут те, кто скажет что это — бред. А потом будут благодарить, как стало легче жить. Мне новый формат понравился. Рекомендую как можно больше массовых, интересных мероприятий и фестивалей проводить на набережной!
Напомним, что ранее нижегородские бизнесмены рассказали NN.DK.RU, каким они хотят видеть День города.
Здорово, если бы городские власти организовали карнавал. Ну, вы знаете, шествие такое, когда группы людей одеваются в разные одежды, делают бутафорские предметы и под музыку идут куда-то, — озвучил пожелание управляющий партнер юридической компании «Маслов и партнеры» Александр Маслов.
В 2018 г. основное празднование Дня города прошло в центре Нижнего Новгорода. Главными площадками проведения мероприятия стали пл. Минина и Пожарского, стадион «Динамо» и Нижневолжская набережная. Гостей праздника ждали конкурсы, мастер-классы и различные активности. На пл. Минина и Пожарского перед нижегородцами выступил Егор Крид, а на стадионе «Динамо» — группа «Серебро». В заключении праздника был праздничный фейерверк.
Напомним, что в мае 2019 г. депутаты городской думы Нижнего Новгорода проголосовали за перенос даты празднования Дня города на третью субботу августа.
Ранее вопрос переноса праздника обсуждался на общественных слушаниях, круглых столах и комиссиях городской думы. Большинство жителей поддержали новую дату.
Как отметил депутат Андрей Дранишников, август сам по себе очень удобен для проведения городских праздников: к этому времени все возвращаются из отпусков и погода обычно хорошая. Кроме того, именно в августе 1221 г. город получил официальное название.
Источник статьи: http://nn.dk.ru/news/kritikovat-den-goroda-dlya-nizhegorodtsev-eto-norma-no-novaya-kontseptsiya-vystrelila-237125144
Мэрия опубликовала концепции Дня города-2020, присланные на конкурс
Конкурсная комиссия оценит пакеты документов, поступившие на конкурс «Лучшая концепция организации и проведения дня города Калининграда в 2020 году». Об этом сообщает пресс-служба Администрации Калининграда.
На конкурс прислали три концепции. Участниками стали: общественный деятель Максим Кузнецов, индивидуальный предприниматель Виктор Огиенко и МАУК «Калининградская централизованная библиотечная система».
Концепция Максима Кузнецова «В будущее через века» делает основной акцент на наибольшую степень удобства передвижения жителей и гостей Калининграда между тематическими площадками без использования личного автомобиля. Выбрано шесть площадок для проведения праздника, в том числе Остров Октябрьский и Остров Канта. На одной из них будет организована инсталляция средневекового города в натуральных декорациях. Кроме того, в концепции предусмотрена площадка «Спортивный Калининград», аниматоры для детей, различные квесты и конкурсы, а также возможное проведение детского конкурса искусств.
ИП Огиенко В.Д. представил концепцию «Помним прошлое, верим в настоящее, создаём будущее». В ней предложены арт-инсталляции с изображением архивных фотографий, установка селфи-парка с интерактивными фотозонами, автопробег с участием «автомобиля из будущего Tesla», средневековое Рыцарское шоу, музыкальное оформление улиц.
Калининградская ЦБС предложила в День города организовать проведение масштабного книжного фестиваля «Читающий Калининград». Концепцией предусмотрено приглашение не менее пяти именитых авторов ведущих издательств, встреча с писателями-участниками штурма города-крепости Кенигсберг, арт-выставки, книговорот, презентации фильмов и книг.
Праздник в 2020 году планируется провести с 3 по 5 июля. Напомним, мэрия объявила конкурс на лучшую концепцию Дня города 30 декабря 2020 года. Заявки принимались до 7 февраля.
Источник статьи: http://www.newkaliningrad.ru/news/briefs/community/23609895-meriya-opublikovala-kontseptsii-dnya-goroda-2020-prislannye-na-konkurs.html
Праздник «День города» как современный празднично-досуговый комплекс
Историко-культурная основа праздника «День города», характеристика его структурных элементов. Ценностно-смысловая структура праздника, описание его формы и содержания. Компоненты праздничного комплекса «День города» и их характерные особенности.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.03.2017 |
Размер файла | 41,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Важным элементом современной культуры являются праздники. Культура — это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Праздники выполняют консолидирующие и воcпитательные функции. Это относится и к городским праздникам.
Появление города, как центра промышленности и торговли, средоточие учреждений культуры и образования повлекло за собой формирование новых реалий: особого городского быта, менталитета населения, а также особой праздничной культуры, проявления которой нередко вступали в противоречие с традиционной сельской праздничностью.
Город как совокупность разнородных элементов (разные социальные группы, национальности, формы деятельности) со временем формирует палитру городских праздников, которые постепенно складываются в особую систему, составляющую праздничный календарь города. Сложившийся праздничный календарь становится своеобразной народной памятью и праздничной летописью города. Причем здесь важную роль играют местные тематические или «специфические» праздники, основывающиеся на событиях истории именно данного города и отражающие именно его специфику. праздник город культурный
В чреде этих праздников центральное место занимает «День города».
Социальная сущность праздника «День города», в первую очередь проявляется в том, что он предоставляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий стиль жизни городского населения, и его идеалы. Праздник является продолжением жизни города, его будней, только выраженный другими (праздничными) средствами, в других формах.
В самой природе человека заложена необходимость гармоничного сочетания будней и праздников, потребность подытожить тот или иной этап своей деятельности, услышать оценку своего вклада в решение той или иной общественной задачи. Чем значительнее социальный прогресс, интенсивнее ритм жизни и напряженнее трудовая деятельность, тем более необходимой становится праздничная разрядка. В этом заключается ценностно-смысловое содержание праздника «День города». Связь праздника с повседневностью осуществляется через праздничное осмысление будничной жизни. Кроме того, праздничный комплекс, посвящённый Дню города, определяет и осмысливает современное состояние жизни горожан, объединяет людей, создаёт атмосферу уверенности в завтрашнем дне, даёт ориентир в будущее. Таким образом, можно рассматривать праздник «День города» как особый вид праздничного досуга жителей города.
С одной стороны если говорить о проблемах изучения праздников, то в целом по ним имеется обширная литература. При этом праздники рассматривались с двух позиций: а) первобытные праздники, связанные с мифологическим сознанием, б) светские праздники, утратившие прежний религиозно-мистический характер.
С другой стороны исследования в области праздника «День города» — тема достаточно слабо разработана, как в печатных изданиях, так и в сети Интернет. В учебных пособиях, данная тема абсолютно не рассмотрена, имеются лишь упоминания о специфике региональных праздников. В публикациях специализированных журналов в большей степени внимание уделяется рассмотрению практических советов по проведению праздников под открытым небом, уличных ярмарок и выставок.
Ресурсы же интернета дают возможность ознакомиться с конкретными примерами проведения подобных региональных праздников без рассмотрения механизма подготовки к нему и особенностей проведения.
Таким образом, существующие на данный момент источники не дают комплексной картины по технологии проведения праздника День города и его социокультурному значению.
Цель работы — исследовать праздник «День города».
— изучить истоки происхождения праздника «День города»;
— изучить массовый праздник «День города» с точки зрения характеристики структурных элементов;
— проанализировать современное состояние праздника «День города»;
— выявить формы и содержание праздника «День города»;
— определить компоненты праздничного комплекса «День города» и охарактеризовать их.
Объектом исследования является — праздник «День города».
Предмет — социально — педагогический потенциал праздника «День города».
— изучение литературы по заявленной теме;
— анализ мнений горожан о празднике.
Глава 1. Историко-культурная основа праздника «День города»
1.1 Истоки праздника «День города»
Во все эпохи в жизни любого народа праздникам отводилась огромная роль. Потребность в праздниках присуща человечеству с давних времен. Homo sapiens, по всей видимости, был одновременно и homo ludens — человеком играющим, и homo ferine — человеком празднующим.
Динамичность развития современного общества не оставляет сомнений. Если ранее изменения в мировоззрении и повседневной культуре протекали в рамках десятилетий, сейчас, в XXI веке, не проходит и двух-трех лет, как волна обновлений «приносит» что-то кардинально новое в духовную культуру нашей страны [13, с. 176].
Рассматривая множество пластов духовной культуры, мы можем заметить эти новшества повсеместно. Однако одну из наиболее ярких и наглядных картин, позволяющих распознать «новорожденные» элементы, даёт праздничная культура. Причем показательна праздничная культура именно мегаполиса, «диктующая» вектор развития для прочих городов.
Праздник как неотъемлемый элемент культурной среды со времен своего идеологического и функционального формирования претерпел значительные изменения.
Сейчас праздником мы называем культурные активности, кардинально отличающиеся по своим функциям, методам и содержанию от ритуального действа и народного гуляния, породивших данное понятие. Однако, акцентируем внимание на том, что именно в XXI веке праздничная культура приобретает совершенно новые грани, являющиеся «ответом» на «вызов» массовой культуры в виде запроса на новые его формы.
Для понимания масштаба и характера изменений обратимся к истокам, Дня города как массового праздника.
В празднестве, в народном праздничном действе, люди полнее ощущают себя как единое целое, как нацию, как народ. Выйдя из круга отчуждённости, ограниченных интересов, люди ощущают себя творцами истории. Массовые праздники и зрелища имеют богатую историю, уходящую своими корнями вглубь веков, в древние народные обряды и действа.
Праздник, в его фольклорном осмыслении, это время, когда общие идеалы выходят наружу, чтобы проявиться, подтвердиться, закрепиться, это день и час солидарности, по преимуществу лишенной меркантильно-корыстной основы. Праздник — это проявление всех форм и видов культуры коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением популярных песен.
В истории праздников существовала достаточно сложная система, складывавшаяся столетиями и поддерживаемая практически ежегодно. Выделялись праздники общегосударственные, общенациональные и местные; великие и скромные, строго обязательные и «полупраздники»; государственные и церковные; календарные, семейные; разовые (юбилеи) и постоянные, празднуемые из года в год; преимущественно женские и мужские, детские, молодежные, профессиональные и сословные и т.д. [18, с.3]
Многолюдные гулянья и праздники всегда входили в городской быт, но на протяжении долгого времени они полностью копировали крестьянскую традицию: устраивались в те же календарные строки и в тех же формах.
Как отмечает Некрылова А. Ф. в работе «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища», с XVIII века заметно различается быт городов и деревень. Перемещение традиционных земледельческих праздненств в новые, городские условия не могло не сказаться на их характере. В атмосфере промышленного города нарушаются такие существенные черты крестьянского праздника, как его строгая регламентация и обрядность, перестает ощущаться магическая сторона действий и слов, уходят из памяти исконные мотивировки и языческая предназначенность праздненства. Резко меняется также состав участников гуляний и ярмарок, здесь сталкивается огромное число людей, представителей всех сословий, многих местностей и национальностей. Гуляние становится открытой системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры и искусства.
Неслучайно при крутых поворотах истории, в переломные эпохи значительным (если не коренным) изменениям подвергался календарь и вся система праздников. За изменением календаря, введением нового счета и отсчета времени, естественно, последовало и учреждение новых праздников.
Конечно, время, неумолимо двигаясь вперед, вносит свои коррективы, и устаревшие быть актуальными праздники и выпавшие мероприятия потомков события становились лишь фактами истории, уходили из праздничного календаря, на смену им приходили другие. Сегодня мы стоим перед фактом недопонимания, недооценки самого феномена праздника, досуга, свободного от трудовой деятельности времени.
Совершенно очевиден и такой факт: сегодня мы утратили саму праздничную культуру. И это заставляет с особым вниманием отнестись к опыту прошлых веков к традиционной культуре, выработавшей оптимальное соотношение будней/праздников и создавшей органичную систему праздников, соответствующую своему времени, своим идеалам — социальным, нравственным, духовным. [18, с.6]
На материале городского зрелищного фольклора можно успешно изучать такие явления и процессы в жизни произведений народного искусства, как трансформации, вариативность, различные переходные, промежуточные моменты становления жанра, взаимодействие разных национальных традиций, влияние на фольклор профессионального искусства.
Сложность (неоднородность и многосоставность) истоков городских праздников породила необычайную пестроту зрелищных форм, ставшую специфическим признаком городской площади во время народного гулянья. В наши дни все чаще и настойчивей поднимается проблема изучения технологии создания праздника «День города», и средств воздействия на широкие круги городского населения.
Ярморочная культура не осталась просто фактом истории, имеющим отношение лишь к своему времени. Вспыхнув, промелькнув и погаснув, она долго жила в воспоминаниях современников, привлекая внимание историков народной культуры, исследователей театрального искусства, деятелей театра, художников, писателей и поэтов, музыкантов. В современном Дне города ярмарка стала ярким событием в структуре праздничного комплекса.
Городские ярмарочные зрелища остаются неиссякаемым источником, откуда черпают приемы, символы и образы, источником, который будит мысль и заставляет по-новому взглянуть на многие проявления массового вкуса. [18, с.198]
День города — это, как правило, самый массовый по масштабу, самый большой по размаху подготовки праздник, затрагивающий всех жителей каждого города. В этот день проводятся праздничные мероприятия — выступления руководителей города, парады, шествия, ярмарки, праздничные концерты. День города обычно заканчивается фейерверками и салютом. Особенно широкомасштабно, часто на уровне всей страны и даже на международном уровне, празднуются юбилеи городов.
Некоторые города приурочили свои Дни города к государственным и профессиональным праздникам: День России и других стран, День республики-региона, День машиностроителя, День химика, День металлурга, День строителя, День железнодорожника, День Шахтера (Донецк) и другим; у некоторых городов (в европейской части СНГ) это день освобождения от немецко-фашистских захватчиков в 1941—1944 годах (Харьков); у многих городов — день основания.
Если обратиться к истории празднования Дня города в Самаре, то стоит упомянуть имя Петра Алабина, который в 80-е годы позапрошлого века задался вопросом — «сколько лет Самаре?» Алабин провел колоссальную пропагандистскую кампанию по случаю обнаружившегося юбилея, способствующую росту интереса к прошлому Самары. Добился он и политических целей — Внимания Императора Александра III, милостиво издавшего специальное соизволение на празднование 300-летия города в 1886 году.
Торжества по случаю внезапно обнаружившегося юбилея вышли на славу, став одним из наиболее заметных событий в дореволюционной истории города: были и именитые делегации, и фейерверки и телеграмма Его Императорскому Величеству.
Молодой город Новокуйбышевск еще не имеет такой богатой истории как Самара но, тем не менее, довольно благоустроенный и перспективный. В 1986 году в Новокуйбышевске впервые был проведен «День города». Этот праздник отмечается в последнее время одновременно с Днем нефтяника. Торжества по случаю этого праздника проходят ежегодно в первую субботу или воскресенье сентября. Каждый год, на праздник дня города городские власти стараются придумать что-то новое, внести свежие нотки в празднование. Уже традиционными стали интерактивно-творческая программа «Арт-бульвар», различные мастер-классы, выставки-продажи и прочее. Также в этот день проводятся разные игровые и развлекательные программы ориентированные как на взрослых, так и на самых маленьких, каждый может найти себе занятие по душе. А вечером проводится праздничный концерт при участии творческих коллективов города и приглашенных звезд эстрады. И, конечно же, какой день города без праздничного салюта!
1.2 Массовый праздник «День города»: структура, характеристика основных компонентов
В городе, в условиях промышленного производства, формируется, и всё шире распространяется новый ритм жизни, охватывающий быстро меняющиеся фазы труда и свободного времени. Сильное влияние на характер современного праздника оказывают изменения, которые произошли — особенно в больших городах, средствами массовых коммуникаций — в самом ритме игр, шуток, развлечений. Они веками были теснейшим образом связаны с праздничными периодами, в будни их почти или совсем не было. Праздник удовлетворял повсеместные потребности, развеивал не только усталость, но и монотонность повседневной жизни. Распространение ставших обыденными развлечений всякого рода, например танцев, музыки, зрелищ, которые издавна предназначались для праздничных периодов, а теперь стали доступными независимо от календаря, заметно уменьшило привлекательность праздника в этом плане. Конечно, сказанное не означает, что праздник не доставляет отдельных ярких впечатлений и переживаний. До тех пор пока он празднуется, он даёт такое удовлетворение. Ожиданию праздников способствуют и средства массовой информации с праздничными номерами газет и журналов, программами радио и телевиденья. Однако, в целом современный стиль жизни ослабил культурную, а следовательно и эмоциональную привлекательность праздничных дней.
Если брать в основу классификации масштабность массового праздника, то тут можно выделить как минимум три группы праздников.
Первая группа — это общие праздники, которые являются значимыми событиями в жизни государства и каждого человека. К общим праздникам относятся даты, которые имеют весомое историческое основание. Это эпохальные события и переломные моменты в истории государства и вообще в природе человека. Общие праздники отмечаются не только какой-то определенной страной — они безграничны, их празднует все человечество. В проведении такого вида праздника задействованы различные социальные группы: рабочие, интеллигенция, молодежь. Кроме того в нем принимают участие этнографические и территориальные группы людей, рабочие коллективы и т.д. Все, что объединяет этих людей — единая цель и порыв.
Вторая группа праздников по принципу масштабности — локальные. Они отличаются от общих тем, что в их основе положено событие, которое значимо для определенной группы людей. Не смотря на то, что эти праздники охватывают не все человечество одновременно, они представляют самый многообразный срез. Так, к локальным праздникам относятся профессиональные (День милиции, День радио), праздники по принципу возрастных групп (День детей, День людей пожилого возраста), праздничные даты определенных городов, учебных учреждений и т. д. Масштаб такого праздника определяется, прежде всего, количеством людей, относящихся к нему.
Третья группа — это личностные праздники. Они характеризуются тем, что относятся к конкретному человеку или кругу людей. Это может быть семья, трудовой коллектив, учащиеся одной группы университета и т. д. Личностный праздник персонифицирован, что отличает его от всех остальных видов.
Отметим, что порой очень сложно причислить праздник к той или иной группе, так как не существует четко очерченных границ. К примеру, если локальный праздник проводится зрелищно, то он, несомненно, привлекает внимание и всех остальных людей.
Инициации — посвятительные обряды и таинства в родовом обществе, связанные с переводом детей в разряд взрослых. Современными обрядами инициации можно считать крестины, свадьбу, погребение. Сейчас их называют семейными обрядами.
Календарные обряды — связанные со сменой времен года, памятными датами и общегосударственными праздниками. Так появились Русская Масленица, Новый год и Рождество, Пасха, день Ивана Купалы и другие традиционные русские праздники.
Государственные праздники — это праздничные и выходные дни, приуроченные к каким-либо событиям и отмечаемые населением всей страны. К таким праздникам относятся День образования ПМР, Международный женский день, День солидарности трудящихся, День Мира и Согласия. К государственным праздникам в какой-то мере можно отнести и учрежденные праздники местного масштаба — Дни города и района.
Профессиональные праздники обязаны своим рождением социалистическому строю и служат для сплочения коллектива, награждения активных и добросовестных работников. К таким праздникам относятся как дни различных профессий (строителя, железнодорожника, медика, учителя и т. д.).
Школьные праздники: День знаний. Последний звонок, Выпускной бал. Школьный фестиваль искусств, школьные юбилеи, предметные, тематические вечера (поэтические, музыкальные, литературные). Праздник букваря. Праздник книги. Дни встречи с выпускниками.
Праздники Природы и Времен года: Новый год, Рождество, Святки, Встреча весны, Масленица, День птиц, Троица, Осенний бал.
Воинские: День Победы, День защитников Отечества.
Семейно-бытовые: День рождения, День именинников, День пожилого человека и другие.
Одна из характерных черт праздника — это коммуникация. А.И. Мазаев определяет праздник следующим образом: «Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди более чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно свое материальное единство и общность». [17, с. 17].
Распространение и возрастающая популярность праздника «День города» связаны с его своеобразием, которое в первую очередь состоит в том, что он в любом практическом проявлении всегда имеет глубокие социально-психологические корни, полностью исключает элементы случайности при постановке. День города не может быть намечен и проведен тогда, когда этого хочет тот или иной организатор, то или иное учреждение. Он проводится лишь тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, когда налицо стремление и готовность к нему, то есть назрела определённая праздничная ситуация. Праздник «День города» предполагает одновременное возникновение многочисленных очагов действия, причем участники сами выбирают интересный для них в данную минуту объект, а массовое зрелище сосредотачивает внимание на одном определенном объекте, имеющем в данный момент решающее значение.
Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, по этой причине она более управляема, и в ней действуют законы массы. Праздничная, веселая непринужденная атмосфера массовых праздников способствует повышению внушаемости. Посетители праздника открыты для общения, настроены на принятие информации, воспринимают предложенную информацию позитивно.
1.3 Праздник «День города» современное состояние
В XXI веке массовый праздник «День города» приобретает зрелищность и меняет вектор вовлечения участника в данный процесс. Это связано и с трансформировавшейся целью современного праздника. С увеличением инициаторов праздника увеличилась конкуренция за внимание его участников, а значит, усложнились структура и содержание праздника.
Главной задачей праздника «День города» становится — удивить его участника, превзойти других организаторов и других «продавцов». Данное стремление зародило растущую с каждым годом зрелищность праздника. Теперь участник — больше почетный гость, которому выпала честь быть удивленным, воодушевленным и поощренным за приверженность именно этому организатору праздника, будь то работодатель или фирма, оказывающая участнику услуги в повседневной будничной жизни. Само понятие «праздного» времяпрепровождения также трансформируется как лексически, так и содержательно.
Сейчас понятие «праздник» прочно ассоциируется со словом Event — событие. Событием называют любое празднование по любому поводу. Причем Event часто не противопоставляется будням, в отличие от праздника, а зачастую своей целью ставит «опразднование» рабочего времени, «украшательство» текущих рабочих, деловых и социальных событий с помощью всех атрибутов Event. Атрибуты эти многообразны: декорирование, артисты, медиа решения и прочее. Идя на мероприятие, а именно так еще называют праздник «День города» в наши дни, его потенциальный участник в большинстве случаев четко осознает, что основная цель его пребывания на нем — получение новой интересной информации, новых эмоций от увиденного или услышанного, накопление, выплескивание эмоций, созерцание. Сами Event-организаторы, например, признанные «гуру» мероприятий в нашей стране, А. Шумович и А. Берлов в своем пособии для Event-менеджеров четко дают оценку стремлениям современного участника праздника, обозначая ее как тягу к Experience, то есть опыту, впечатлениям. Именно Experience — ключевая ценность успешного праздника-события. Участник должен через созерцание и вовлечение ощутить новые эмоции, пройти новый для него опыт.
Само же праздник для А. Шумовича и А. Берлова «прямое вовлечение целевой аудитории в ряд действий, объединенных идеей и режиссерской задумкой, с целью достижения контролируемого эффекта со стороны аудитории. Event выступает важным инструментом внедрения изменений. «Именно то, как изменились люди после вашего мероприятия, можно считать ключевым критерием успеха» — пишут авторы [25, с. 15].
Однако кроме упомянутых новшеств появляется также важный момент — отхождение от традиций. Если ранее — праздник предполагал ритуальность, сакральность, преемственность, то теперь, в виду того, что возросла зрелищность, появилась необходимость частого её «обновления». Никому не интересно каждый год отмечать День города по сценарию прошлого года. Организаторы праздника стремятся показать новых артистов, новых ведущих, новые места, с новыми неожиданными элементами сценария провести программу. Кроме того, количество праздничных поводов увеличивается с каждым годом. «Разрушение связи праздничного действия с сакральной сферой дарует «творцам» праздников абсолютную свободу в выборе истока, сюжета и событийного ряда праздника» [9, с. 122].
Данная потребность праздника влечет за собой спрос на динамичность художественной культуры. Мероприятие в современном мегаполисе — платформа для её развития и трансформации.
Безусловно, артисты на праздниках — явление не новое, о роли праздника в художественной культуре пишет и А. Мазаев: «На заре человечества праздники выступали в качестве одного из факторов зарождения и развития художественной культуры и ориентированного на нее эстетического сознания. Позднее они постоянно вбирают в себя опыт искусства, по-своему используют его средства» [17, с. 10].
Однако именно сейчас мероприятия зачастую является основным доходом для многих артистов, а значит, развитие различных видов зрелищных искусств. Такая динамика и неограниченность в технике и художественных средствах послужила почвой для возникновения и распространения многих новых видов сценического искусства. Так, рисование песком, которое в нашей стране популяризировал Артур Кирилов, в последние 5 лет является самым растиражированным и покупаемым шоу на мероприятиях, а последователей этого жанра с каждый мнем становится все больше. То же можно сказать о таких новых тенденциях, как рисование светом, лазерные шоу, мультимедийные шоу. Все эти жанры без финансирования и спроса со стороны организатора праздника имели бы значительно меньшую почву для развития, не имея площадки для реализации и окупаемости. Безусловно, данная роль «катализатора» художественной культуры является положительной для современного праздника. Однако у данного факта — двойственная природа.
Обратной стороной медали является тот факт, что при постановке номеров, развитии репертуара (что касается в большинстве случаев музыкальных коллективов) артисты в первую очередь ориентированы на повышение своей стоимости при заказе их на мероприятие. А повышение стоимости происходит через максимальную узнаваемость и популярность, которые в свою очередь приходят при «попадании» артиста в актуальную волну настроения общества. Однако подобные «волны» в современном мире очень изменчивы, и часто популярные исполнители в прошлом году, в этом — уже забыты и не актуальны. Безусловно, остаются и будут существовать артисты, не теряющие актуальности на протяжении многих лет, но поток «быстроугасающих» шоу в XXI значительно увеличился.
В этом — одно из последствий бурного развития современных праздников в мегаполисе — давая платформу и финансирование для развития художественной культуры, праздник провоцирует тот факт, что творческая среда направляет свои силы на создание продукта, который можно «дороже продать», отодвигая на второй план истинную творческую деятельность, идущую от сердца. А данный факт отражается на искусстве в целом.
Поводя итог вышесказанному, можем сказать, что ключевыми тенденциями праздника «День города» в современном мегаполисе являются:
· Повышение зрелищности и падение уровня вовлеченности участника в процессе праздника; · Динамика изменений структуры и содержания праздника, уменьшение роли традиций в праздничной культуре; · Изменения отношения к свободному «праздному» времени, и борьба организаторов праздника за внимание его участника в рамках рабочего и активного социального времени; · Стремительное развитие на базе праздника новых форм художественной культуры.
Перечисленные изменения — лишь малая часть от имеющихся трансформаций праздника в культуре мегаполиса. В целом же для подробной характеристики и анализа праздника как феномена в XXI веке необходимо обширное исследование. Интерес и актуальность данной темы растет с каждым днем. Популярным в обществе становится и посещение как можно большего количества Event в качестве участника и профессия организатора праздника, а значит, сейчас Праздник, находясь «на волне» значимости и популярности в обществе, наиболее открыто для изучения и анализа.
Глава 2. Ценностно-смысловая структура праздника «День города»
2.1 Форма и содержание праздника «День города»
В каждом городе ежегодно отмечается особый праздник — «День города». В этот день, как правило, проводятся праздничные гуляния, концерты, ярмарки, гремят салюты. Этот праздник не имеет возрастных, социальных и иных ограничений. Конечно, нельзя сравнивать все города: каждый имеет свою уникальную историю, свой неповторимый облик. Поэтому и сценарии празднования Дня города не будут похожи, они будут различны по форме и содержанию. Современные культурно-массовые мероприятия оперируют такими режиссерскими выразительными средствами, как очень укрупненная массовая сцена, где занято очень много участников, пиротехника, голосовая и музыкальная фонограммы. Примерами таких мероприятий могут служить проводимые в больших городах «Дни города». Также отметим множество новых форм проведения массовых мероприятий: различные фестивали, карнавалы, и т.д.
Сама технология организации праздника «День города» требует рассмотрения основных этапов подготовки.
Изучая опыт работы по организации «Дня города» , можно выделить следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:
I этап — предварительное планирование;
II этап — работа над сценарием;
III этап — предварительное знакомство участников с праздником;
IV этап — репетиции;
V этап — проведение праздника;
VI этап — подведение итогов;
VII этап — последействие праздника.
При подготовке и организации театрализованного массового праздника в первую очередь необходимо помнить, что все его части должны быть связаны единым сценарно-режиссёрским ходом и соответствуют одной теме и идее. Несмотря на специфику каждой из форм художественно-массовой работы, их объединяют общие драматургические законы, по которым формируется сценарий. Говоря о драматургии праздника, режиссеры и теоретики единодушно выделяют в нем три важнейших момента единого действия: экспозицию (как открытие празднества), кульминацию и финал.
Что касается понятий коллизия или развитие действия, то в празднестве этот момент рассредоточен в общей мозаике компонентов или номеров.
Решающее значение в формах проведения «Дня города» приобретают пути активизации зрителей и участников праздников. Условно мы можем определить основные этапы процесса активизации участников праздника.
Первый этап охватывает время до праздника. Весь процесс подготовки и широкого информирования, постепенно втягивающий людей в орбиту будущего праздничного действа. Задача организаторов на этом этапе состоит в раскрытии социального значения праздника, возбуждении интереса и внимания людей к происходящему, создании вокруг него атмосферы взволнованности, готовности к восприятию. При этом на первое место выходит социальный момент значимости события, которое ляжет в основу праздника. Очень важным моментом этого этапа является информирование о будущем празднике. Информационная компания создает общественное мнение и определенную социально-нравственную атмосферу вокруг события, становящегося предметом праздника.
Второй этап процесса активизации охватывает непосредственно проведение праздника, т.е. воплощение в жизнь сценария, включающего в себя такие основные композиционные части, как пролог, цепь эпизодов, кульминацию и финал. В прологе — это, прежде всего, побуждение собравшихся концентрации внимания и проявлению более или менее сходных эмоций через социально-психологическое взаимодействие, являющиеся одним из проявлений активности. В ходе эпизодов — нарастание эмоций и готовность к реагированию на информацию, побуждение к действию как следствие эмоционального напряжения. Наконец, в кульминации — непосредственное активное участие в действии как результат эмоционального потрясения аудитории.
На этом этапе ведущими средствами активизации выступают: сценарно-режиссерское решение, образность, компоненты идейно-эмоционального воздействия, стимулирующие внутренний настрой, готовность к совместному реагированию и коллективные действия участников праздника.
Третий этап процесса активизации участников праздника относится ко времени после праздника, когда стимулированная им активность, проявившаяся в финале самого мероприятия, дает себя знать в последующей социальной деятельности масс, особенно в отношении к труду, в его морально-этической оценке и осмыслении. Удовлетворение, возникающее от чувства своей сопричастности с происходящим, гордости за дела, в которые вложена частица собственного труда, единения с массой участников праздника, вызывает потребность еще активнее трудиться на благо Родины, родного города. Основа «Дня города» не может обойтись без традиционных элементов, таких как: возложение цветов к памятникам первостроителей города или именитым горожанам; работа интерактивных площадок в течение всего дня, примером может служить «Арт-бульвар», концерты на главной площади с участием творческих коллективов города и приглашенных артистов. Выступление мэра города, представителей Думы, руководителей предприятий, чествование лучших горожан получивших звание «Почетный гражданин города» и знак «За заслуги перед городом», вручение памятных наград и подарков, 3D-маппинг шоу, праздничный салют — все это современные составляющие праздника «День города». Ключевое место в данном виде праздников отводится патриотической и идейной направленности.
2.2 Компоненты праздничного комплекса «День города» их характерные особенности
Изучение праздничных традиций показало, что праздник «День города» как явление сложное обладает определенным составом, или комплексом, выявление которого раскрывает характер и степень бытования праздника. Под составом праздника, или праздничным комплексом, подразумеваются различные представленные в нем компоненты, несущие определенную смысловую нагрузку и функционирующие на уровне бытования. Рассмотрение праздничного комплекса, в конечном счете, выявляет степень его традиционности.
Выделение компонентов праздника отнюдь не означает механического его расчленения. Все его части тесно связаны между собой и являются взаимопроникаемыми. Состав того или иного праздника, его праздничный комплекс может быть более или менее полным, что связано прежде всего с особенностями его формирования. В целом же совокупность компонентов, составляющих праздничный комплекс, характеризует праздник как культурно-бытовое явление.
В разных праздниках, бытующих в наши дни, Э.А. Келлер выделяет три основных компонента: торжественно-официальный и массово-развлекательный, относящиеся к общественной жизни, и домашне-бытовой, присущий домашней сфере.[12, с. 60-61].
В современных общественных праздниках, торжественный компонент прямо выражает идейные основы праздника и служит их укреплению. Ареной его всегда являются общественные места (дворцы культуры, клубы, театры, парки, стадионы и пр.). Формы проявления — специфические и вполне устоявшиеся. Для советских праздников, например, характерны собрания, митинги, демонстрации. По своему происхождению они связаны с международным рабочим движением и означают определенный уровень формирования революционных празднеств.
Формы массово-развлекательного компонента очень разнообразны и имеют различное происхождение. Эта праздничная часть, пожалуй, наиболее подвижна, так как подвержена постоянному как стихийному, так и целенаправленному поиску форм, что вызвано стремлением сделать праздничный досуг наиболее интересным и соответствующим духу времени. Подобно торжественной части, и здесь действие происходит в общественных местах. [17, с. 82].
Общественные праздники образуют отдельную специфическую сферу праздничного быта. Ее особенности связаны, прежде всего, с природой общественных праздников как идеологического явления. Идейная направленность, лежащая в основе этой группы праздников, является вместе с тем и движущей силой их развития. [7, с. 96].
Формирование культурных явлений в этой области непосредственно связано с социальными завоеваниями и устремлениями общества, которое они представляют.
Праздничное пространство как явление праздничной культуры представляет особый для нас интерес. Это многофакторная и многомерная система, специфическое явление праздничной культуры, определяющей особую форму общественного поведения. Праздничное пространство — преображенное пространство, оно обусловлено смыслом праздника и узнаваемо участниками праздничных действий.
Характерными особенностями праздничного пространства можно назвать четкие временные рамки. Оно временно по отношению к повседневному, будничному пространству; его искусственность чревата игрой, декоративностью, иногда даже наигранной эстетичностью.
Петербургский теоретик культуры С.Н. Иконников, определяя культурное пространство, утверждает, что оно «является жизненной и социокультурной сферой общества, «вместилищем» и внутренним объемом культурных процессов. Оно имеет определенную территориальную протяженность и включает в себя ареалы распространения национально-этнических языков общения и духовных ценностей, традиционных форм бытового уклада и образа жизни, семиотику и семантику архитектурных и религиозных памятников, региональных центров народного и профессионального искусства, заповедных ландшафтов. В нем очерчены контуры столицы и периферии, городов-музеев и университетских комплексов, памятных мест и исторических событий». Одной их составляющих культурного пространства является праздничное пространство.
Праздничное пространство — это многофакторная и многомерная система, специфическое явление праздничной городской культуры, определяющее особую форму общественного поведения. Архетип праздничного пространства связан с некими константами, которые преображают его и наделяют праздничным смыслом. Этими константами являются: композиционный центр, язык, темпо-ритм, цвет, звук, тип движения.
Характерными особенностями праздничного пространства являются временные рамки, рассчитанные на праздничное время.
Праздничное пространство наделяется определенным смыслом, декоративностью и эстетической функцией. Вся палитра праздничного пространства (праздничные украшения, специальные временные постройки, символические атрибуты и пр.) «работает» на праздничную атмосферу и соответствует типу праздника. Каждый тип праздника имеет свои особенные правила, свою структуру, эстетику, сопряженные с пространством.
В технологическом смысле функциональность праздничного пространства обуславливается местом действия, определяет ролевые функции участников праздника, находится в зависимости от стилевых особенностей повседневного пространства. [12, с. 39].
Если рассматривать праздники в сакрально-религиозном смысле, как это наблюдается в традиционных (народных) культурах, то им присущи следующие признаки:
1) Представление, что это особенное, сакральное время, когда возможны контакты с миром предков или устанавливается сакральная связь с миром божественным. При этом веселье не является обязательным и единственным атрибутом праздника.
2) Праздничное время — это период, когда наиболее активно совершаются обрядовые действия, в то же время игровые действия, несмотря на их активизацию в этот период, все-таки по сравнению с обрядами второстепенны. [23, с. 10].
Что касается праздников в не сакральном, светском понимании, которое присуще современным культурам, то они характеризуются не только торжественностью, особым эмоциональным подъемом, но и тем, что это время активного проведения досуга, развлечений, веселья. Обрядовая составляющая сведена к минимуму и подчинена массовым зрелищным мероприятиям, гуляниям и играм. [14, с. 49].
И, в завершение, если рассматривать праздничную культуру, как совокупность «…коммуникаций, разворачивающихся в праздничном пространстве и времени», то, по мнению польского исследователя К. Жигульского, можно выделить следующие компоненты.
1. Пространственно-временной, включающий праздничное пространство и время.
2. Структурно-содержательный компонент, включающий — декорации, действия (анимационные мероприятия), костюмы участников, праздничное питание, систему подарков.
3. Идеологический компонент: в основе праздника должна лежать определенная идеологема, событие. Оно должно быть связано с реальными (пусть даже искаженными в сознании потомков) или сакральными, имеющими религиозно-мифологическое происхождение событиями. При этом событие должно само восприниматься как значимый и позитивный символ.
Проведённое исследование позволило рассмотреть феномен праздника, «День города» и его место в духовной культуре общества, как на общетеоретическом, так и на исторически конкретном уровне. Для достижения поставленной цели были намечены ряд основных задач, которые были решены в процессе исследования.
Была выявлена специфика праздника «День города», которая заключается в том, что это комплексная форма, которая имеет важнейшее социальное значение и основной целью которой, является человеческое общение. Особенностью этой формы праздничной культуры является вовлечение зрителей в непосредственное действие театрализованного представления.
Были определены ключевые тенденции развития праздника «День города» в современном мегаполисе:
* повышение зрелищности и падение уровня вовлеченности участника в процессе праздника;
* Динамика изменений структуры и содержания праздника, уменьшение роли традиций в праздничной культуре;
* Изменения отношения к свободному «праздному» времени, и борьба организаторов праздника за внимание его участника в рамках рабочего и активного социального времени;
* Стремительное развитие на базе праздника новых форм художественной культуры.
Важно отметить специфику технологии организации театрализованного массового праздника.
Мы выяснили, что, прежде чем начинать подготовку праздника «День города», необходимо определить его идею, а также место и время его проведения. Сама технология организации массовых праздников любой формы требует рассмотрения данной программы как технологического процесса, включающего основные этапы подготовки, работу над сценарием, работу над воплощением художественного замысла.
Также при подготовке и организации массового праздника в первую очередь необходимо помнить, что все его части должны быть связаны единым сценарно-режиссёрским ходом и соответствуют одной теме и идее. В драматургии празднества традиционно выделяют три важнейших момента единого действия: экспозицию (как открытие празднества), кульминацию и финал. Развитие действия в празднестве рассредоточено в общей мозаике компонентов или номеров. К номерам массового празднества можно отнести разговорные (или речевые), музыкальные, пластико-хореографические, смешанные, «оригинальные» номера.
Определили основную идею праздника «День города» — объединение жителей города в их любви к своей малой родине.
Таким образом, изучив литературу по заявленной теме, мы можем сделать следующие выводы:
— в историческом процессе формируется праздник «День города», существует достаточно сложная система, складывающаяся столетиями;
— сильное влияние на характер и атмосферу праздника «День города» оказывают изменения, которые произошли в больших городах:
· острота смеховой культуры,
— одной из важных функций, которую выполняет праздник «День города» является праздничная коммуникация;
— совокупность компонентов, составляющих праздничный комплекс, характеризует праздник как социально-культурное явление.
1. Баллер Э.А. Приемственность в развитии культуры. // Э.А. Баллер М.: Наука, 1969.
2. Бенифанд А.В. Праздник. Сущность, история, современность.// А.В. Бенифанд СПб.: Изд. СПбГУ, 1996.
3. Будина О.Р. Город и народные традиции русских.// О.Р. Будина М.: Наука, 1989.
4. Вершковский Э. В. «Режиссура массовых представлений». // Э.В. Вершковский, Л.,1977 г.
5. Генкин Д.М. Организация и методика художественно массовой работы // Д.М. Генкин. — М.: Просвещение, 2007.
6. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях.// И.Н. Ерошенков М.: НГИК, 1994.
7. Жигульский К. Праздник и культура.// К. Жигульский М.: Прогресс, 1995
8. Жирмунтский С.С. Социология праздников. (Пер. с польского).// С.С. Жирмунтский М.: Наука, 1993.
9. Иконников С.Н. Культурное пространство в контексте изучения социокультурных процессов //Вопросы истории, 1998. № 4.
10. Каверина Е.А. Праздник как эстетический и социальный феномен // Томский государственный университет. Научная бибилиотека. — 3 июня, 2009.
11. Кац И.М. Праздники //Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976.
12. Келлер Э.А. Праздничная культура Петербурга. Спб.: Невские огни, 2003.
13. Купцова И.А. Социокультурные механизмы адаптации личности в условиях современной массовой культуры: диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. // И.А. Купцова Орел, 2002.
14. Лавриненко Е.В. Тенденции развития праздников в современном российском городе //Рубикон, 1999. № 1.
15. Левин М. И пришел на стадион праздник //Учебное пособие по режиссуре спортивно — театрализованных праздников. Москва 1998
16. Лотман Ю.М. Игра //Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т.
17. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление.// А.И. Мазаев М.: Наука, 1988.
18. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища.// А.Ф. Некрылова Л.: Изд. ЛГУ, 1989.21. Связующая нить.
19. Основы режиссуры театрализованных представлений.// М., 1985 г.
20.Связующая нить. Праздники, обряды, традиции. // М.: Московский рабочий, 1984.
21. Степанова И.В. Определение праздника. Проблемы терминологии // И.В. Степанова // Мир науки, культуры, образования. — 2008. — № 1(8).
22. Шангина И.П. Вводная статья //Русские праздники. Энциклопедический справочник. СПб.: Искусство, 2005.
23. Шангина И.И. Праздник //Свод этнографических понятий и терминов для составления справочника «Духовная культура народов Европейской части РФ». М.: Наука, 2004.
24. Шароев И. Г. Драматургия массового действа // И. Г. Шароев. — М.: ГИТИС, 2009.
25. Шумович А. Берлов А. Смешать, но не взбалтывать.// А. Шумович А. Берлов М.: Альпина паблишер, 2013.
26. Энциклопедия ритуальной жизни. Обряды, обычаи, праздники. (Пер. с польского). // М.: Просвещение, 1989.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
История государственного праздника «День России», его особенности. Связь прошлого и будущего родной страны, идея независимости Отчизны. Декоративно-художественное оформление праздника. Замысел музыкального оформления театрализованного представления.
практическая работа [55,5 K], добавлен 26.06.2013
История возникновения праздника «Международный женский день» (8 марта). Борьба женщин за равноправие во всем мире (равная с мужчинами оплата труда, избирательное право). Современные традиции празднования и особенности проведения праздника в России.
реферат [18,1 K], добавлен 30.11.2013
История создания Международного дня красоты (9 сентября), его появление в России. Формы проведения и обязательные мероприятия в этот день. Методика разработки рабочего плана проведения праздника «Международный день красоты», составление общей сметы.
практическая работа [24,2 K], добавлен 01.11.2010
Возникновение и традиции праздника «День Победы». Развитие Праздника Победы в годы Советской власти на территории Беларуси. Общенациональные и территориальные компоненты праздника постсоветского периода. Традиции и новации в праздновании Дня Победы.
курсовая работа [97,8 K], добавлен 07.01.2013
23 февраля- день рождения Советской Армии, история возникновения данного праздника. Тяготы суровых будней десантников. Награды героя за службу в Чечне, за участие в контртеррористических операциях. Долг каждого настоящего мужчины — защищать Родину.
презентация [3,8 M], добавлен 14.02.2013
Источник статьи: http://revolution.allbest.ru/culture/00775692_0.html