Круговращение Майтреи (Майдари-хурал)
Праздник посвящен приходу на землю Майтреи — Будды Грядущего мирового периода. Так называется в буддизме тот отрезок времени, который наступит после окончания периода «правления нашим миром Будды Шакьямуни».
Согласно учению махаяны, Будда Майтрея пребывает на небе Тушита, проповедует там Учение (Дхарму) богам и ожидает времени, когда сможет снизойти на землю. Это время наступит, когда продолжительность жизни людей на земле достигнет 84000 лет и миром будет править чакравартин — справедливый правитель-буддист. Согласно сутрам Махаяны, Будда Шакьямуни, перед тем как переродиться на Земле, также был воплощен на Небесах Тушита. Приняв решение совершить свое последнее перерождение в мире людей, и уже спускаясь с небес Тушиты, Шакьямуни возложил свою корону на голову Будды Майтреи.
Майдари-Хурал является одним из самых торжественных праздников, на который в монастыри съезжается огромное количество людей. В этот день после праздничного молебна из храма выносят скульптурное изображение Майтрейи, сажают его под балдахин на колесницу, в которую впрягают скульптурное изображение коня или слона. Окруженная верующими колесница медленно совершает объезд вокруг территории монастыря, двигаясь по ходу солнца. Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие идут впереди или сзади нее, читая молитвы. Эта процессия движется в течение всего дня вдоль наружной стены, подолгу останавливаясь у каждого ее поворота для чтения молитв и чаепития. Отсюда произошло и название праздника — «Круговращение Майтреи». Торжество завершается праздничным угощением и подношением подарков членам монашеской общины.
Майтрею признают все течения буддизма. Его имя часто упоминается в комментариях буддийской литературы.
Особенно культ Майтреи популярен в Центральной Азии, и именно там во многих монастырях имеются его гигантские статуи.
В отличие от прочих будд, Майтрею обычно изображают сидящем на троне со спущенными вниз ногами. Его характерными атрибутами является золотистый цвет кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия (амритой) и колесо Дхармы.
Предсказание Будды Шакьямуни
«У людей с жизненным веком в восемьдесят тысяч лет, о монахи, девиц можно будет отдавать замуж пяти тысяч лет от роду. У людей с жизненным веком в восемьдесят тысяч лет, о монахи, (только) три болезни останутся — желание, голодание и старость. При людях с жизненным веком в восемьдесят тысяч лет, о монахи, этот материк Джамбу станет богатым и процветающим; деревни, торжки и столицы будут так близко одна от другой, что даже петух пролететь сможет. При людях с жизненным веком в восемьдесят тысяч лет, о монахи, этот материк Джамбу, будто Авичи (один из самых ужасных миров Ада, букв. «Без волн»), заполнен будет людьми и уподобится зарослям бамбука или тростника. При людях с жизненным сроком в восемьдесят тысяч лет, о монахи, нынешний город Варанаси станет стольным городом, под названием Кетумати, и будет богатым, процветающим, многолюдным, полным народу, щедрым на милостыню. При людях с жизненным сроком в восемьдесят тысяч лет, о монахи, на этом материке Джамбу будет восемьдесят четыре тысячи городов во главе со стольным городом Кетумати.
При людях с жизненным сроком в восемьдесят тысяч лет, о монахи, в стольном городе Кетумати царь по имени Санкха появится — преданный дхарме, царь во дхарме, четыре края земли подчинивший, устойчивости в стране добившийся, семи сокровищ обладатель. Вот какие у него будут сокровища: колесо-сокровище, слон-сокровище, конь-сокровище, самоцвет-сокровище, жена-сокровище, домовладыка-сокровище, советник-сокровище. И больше тысячи будет у него сынов, витязей могучего сложения, сокрушителей вражьей силы. Он эту землю вплоть до океана не насилием, не оружием — дхармой завоюет и заживет спокойно. При людях с жизненным сроком в восемьдесят тысяч лет, о монахи, появится в мире Блаженный по имени Майтрея — святой, истинно всепросветленный, совершенный в ведении и поведении, пришедший во благе, знаток людей, непревосходимый, укротитель буйных мужей, учитель богов и людей. Просветленный, Блаженный — так же как я ныне в мире появился, – святой, истинно всепросветленный, совершенный в ведении и поведении, пришедший во благе, знаток людей, непревосходимый, укротитель буйных мужей, учитель богов и людей, Просветленный, Блаженный. Он в этот мир людей с богами (низших небесных сфер), с богами (сфер) Мары и Брахмы, со шраманами и брахманами, с народом, богами и людьми сам постигнет, воочию узрит и изъяснит, так же как я теперь этот мир людей с богами (низших небесных сфер), с богами (сфер) Мары и Брахмы, со шраманами и брахманами, с народом, богами и людьми сам постиг, воочию узрел и изъясняю. Он преподаст дхарму прекрасную в начале, прекрасную в середине, прекрасную в конце, благую по смыслу и выражению, полную и законченную, совершенно чистую, (ведущую) к брахманскому житию, — так же как я теперь преподаю дхарму прекрасную в начале, прекрасную в середине, прекрасную в конце, благую по смыслу и выражению, полную и законченную, совершенно чистую, (ведущую) к брахманскому житию. Он поведет за собою многотысячную общину монахов, так же как я теперь веду за собою многосотенную общину монахов.
А царь по имени Санкха, о монахи, на том месте, где некогда повелением царя Великого Панады был воздвигнут жертвенный дворец, вновь воздвигнет жертвенный дворец, поселится в нем и принесет дары, а затем откажется от него, совершит даяния шраманам и брахманам, убогим, странникам и просителям и под началом Блаженного, святого, истинно всепросветленного Майтреи голову и бороду обреет, желтые одежды наденет, из дому в бездомность уйдет. И ставши отшельником, будет он один, наедине с собою, прилежен, ревностен, внимателен, и не замедлит достичь той цели, которой ради сыновья семей искренне уходят из дому в бездомность. Уже в этой жизни он лично постигнет, осуществит, добьется высшего завершения брахманского жития и заживет в нем».
Из «Чаккаватти-сиханада-сутты»
(«Сутра о львином рыке царя-чакравартина»)
Источник статьи: http://dharmasite.ru/buddhism/holidays/538/
Майдари-хурал
Майдари-хурал
Майдари-хурал (Круговращение Майдари) — буддийский праздник в честь Будды Майдари (санскр. Майтреи). Легенда приписывает введение Майдари-хурала реформатору тибетского буддизма Дже Цзонхаве в 1409 году.
Один из шести ежегодных крупных буддийских молебнов посвящен приходу на землю Майтреи — Будды Грядущего мирового периода. Так называется в буддизме тот отрезок времени, который наступит после окончания периода «правления нашим миром Будды Шакьямуни».
Согласно учению махаяны, Будда Майтрея пребывает на небе Тушита — буддийского рая в cансаре (цепи перерождений), проповедует там учение (дхарму) богам и ожидает времени, когда сможет снизойти на землю. Согласно сутрам Махаяны, Будда Шакьямуни, перед тем как переродиться на Земле, также был воплощен на небесах Тушита. Приняв решение совершить свое последнее перерождение в мире людей, и уже спускаясь с небес Тушиты, Шакьямуни возложил свою корону на голову Будды Майтреи.
В священных сутрах сказано, что с приходом Будды Майтреи на земле воцарится счастье и радость. Продолжительность жизни людей достигнет 84 тысяч лет и миром будет править чакравартин — справедливый правитель-буддист.
Культ Майтреи особенно популярен в Центральной Азии и именно там во многих монастырях имеются его гигантские статуи. В отличие от прочих Будд, Майтрею обычно изображают сидящем на троне со спущенными вниз ногами. Его характерными атрибутами является золотистый цвет кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия (амритой) и колесо Дхармы.
Майдари-хурал является одним из самых торжественных праздников, на который в монастыри съезжается огромное количество людей.
Праздник отмечается в летние месяцы в разгар сельскохозяйственных работ и празднуется в течение нескольких дней.
В 2014 году праздник начнется 30 июля.
В первый день ламы декламируют тексты священной буддийской книги Ганжур — 108-томного собрания учения Будды Шакьямуни.
Основной обряд молебна — Круговращение Майдари — проходит во второй день празднования. Церемония символизирует объезд Майдари вокруг Вселенной и распространение на неё его благодати.
Священнослужители читают молитвы призывания, почитания и восхваления, подносят мандалу Будде Майдари.
Обычно хурал длится с восхода солнца до заката и сопровождается службами у всех четырёх ворот монастыря (южных, западных, северных, восточных).
После праздничного молебна из храма выносят скульптурное изображение Майтреи, сажают его под балдахин на колесницу, в которую впрягают скульптурное изображение зеленого коня или белого слона.
Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие идут впереди или сзади нее, читая молитвы. Двигаясь по ходу солнца, колесница медленно совершает объезд вокруг территории монастыря.
Колесница окружена музыкантами дацанского оркестра, голоса которого покрываются ревом огромных труб (ухыр-бурэ), якобы подражающих голосу небесного слона. Процессию охраняют вооруженные нагайками ламы, свирепо отгоняющие осмелившихся приблизиться к колеснице верующих. Каждый из верующих оставляет в дацане какое-нибудь приношение — деньги, одежду, продукты, которые вечером будут разделены между монахами дацанским казначеем.
Верующие по обеим сторонам дороги движутся вместе с процессией, периодически совершая коленопреклонение перед статуей Майтреи: они считают, что проведение этого праздника должно ускорить приход грядущего Будды на землю, когда и наступит «счастливая и радостная жизнь!».
Люди из толпы часто пытаются дотронуться до скульптуры Майтреи, считая, что таким образом получают благословение.
Процессия движется в течение всего дня вдоль наружной стены, подолгу останавливаясь у каждого ее поворота для чтения молитв и чаепития. Отсюда произошло и название праздника — «Круговращение Майтреи».
Неотъемлемой частью Майдари-хурала является мистерия Цам (тибет. чам — танец), традиция проведения которой возобновилась в крупных буддийских монастырях Бурятии, Тувы и Калмыкии. Цам — танец мистического содержания, во время которого монахи, облаченные в костюмы и маски персонажей буддийского пантеона, с помощью символических жестов и движений представляют победу буддийского учения над злыми духами, жизни над смертью, добра над злом. Для исполнения Цама каждый крупный буддийский монастырь имеет свой набор масок, костюмов и музыкальных инструментов.
Пляска лам, облаченных в фантастические костюмы и маски, собирает тысячи верующих и может длиться несколько часов.
Кульминационный момент Цама — сжигание жертв (пирамиды сор и др.), приносимых буддийским божествам — защитникам веры.
Торжество завершается праздничным угощением и подношением подарков членам монашеской общины.
В честь Майдари-хурала все верующие Бурятии и гости республики имеют возможность поклониться нетленным мощам Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова. Доступ прихожан к нетленному телу открывается лишь несколько раз в год.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Торжественное шествие верующих буддистов во время храмового праздника Майдари хурал
Энциклопедия ньюсмейкеров . 2012 .
Источник статьи: http://news_enc.academic.ru/8406/%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B8-%D1%85%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB
Что такое круговращение Майтреи
- Что такое круговращение Майтреи
- Что такое меряченье
- Что такое малый и большой круг кровообращения
- Что такое веха
Майтрея – Будда Грядущего мирового периода, он спустится на землю и начнет править миром после Будды Шакьямуни. Наступит это время нескоро, согласно одному из писаний через 5,7 млрд лет. К этому времени, согласно преданиям, продолжительность жизни людей будет достигать 80000 лет, а миром будет править справедливый буддист.
В монастырях Индии и Центральной Азии имеются многочисленные статуи Майтреи. Они отличаются от обычных статуй Будды тем, что изображены сидящими на троне со спущенными ногами или вообще стоящими. Кожа Майтреи золотистого цвета и рядом всегда расположены атрибуты: чаша с напитком бессмертия, ступа на голове и колесо дхармы. Колесо дхармы («учения») является символом учения Будды – пока оно вращается, учение существует.
Ежегодно тысячи людей приезжают в монастыри и принимают участие в удивительном празднике – круговращении Будды Майтреи. Этот праздник посвящен новому воплощению спасителя человеческого рода. Поскольку Будда Майтрея признан во всех направлениях буддизма, праздник Майдари-Хурал отмечается представителями всех ветвей этого учения.
В этот день в монастырях, храмах и общинах проводят торжественные молебны. Статую Будды выносят из храма и устанавливают под балдахин на деревянную колесницу. В колесницу впрягают коня зеленого цвета или деревянного слона. В сопровождении монахов, читающих молебны (часть из них приводит в движение колесницу, часть идет сзади или впереди) колесница движется по ходу солнца вокруг храма вдоль наружной стены.
Возле каждого поворота процессия останавливается для чаепития и молитв. Верующие часто стараются дотронуться до статуи Майтреи, поскольку это прикосновение, по преданию, приносит счастье. Церемония продолжается целый день, до захода солнца, она олицетворяет вечное движение колеса дхармы. От этой необычной церемонии праздник и получил название «круговращения».
Завершается торжество подношением подарков членам монашеской общины, праздничным угощением. Особенно вдохновляет священников и верующих поклонение священным буддистским реликвиям, нередко венчающее праздник.
Источник статьи: http://www.kakprosto.ru/kak-247583-chto-takoe-krugovrashchenie-maytrei
Круговращение Майтреи (Майдари-Хурал)
Будда Майтрея признается всеми течениями буддизма
Праздник посвящен приходу на землю Майтреи — Будды Грядущего мирового периода. Так называется в буддизме тот отрезок времени, который наступит после окончания периода «правления нашим миром Будды Шакьямуни».
Согласно учению махаяны, Будда Майтрея пребывает на небе Тушита, проповедует там Учение (Дхарму) богам и ожидает времени, когда сможет снизойти на землю. Это время наступит, когда продолжительность жизни людей на земле достигнет 84000 лет, и миром будет править чакравартин — справедливый правитель-буддист. Согласно сутрам Махаяны, Будда Шакьямуни, перед тем как переродиться на Земле, также был воплощен на Небесах Тушита. Приняв решение совершить свое последнее перерождение в мире людей и уже спускаясь с небес Тушиты, Шакьямуни возложил свою корону на голову Будды Майтреи.
Майдари-Хурал является одним из самых торжественных праздников, на который в монастыри съезжается огромное количество людей. В этот день после праздничного молебна из храма выносят скульптурное изображение Майтреи, сажают его под балдахин на колесницу, в которую впрягают скульптурное изображение коня или слона. Окруженная верующими колесница медленно совершает объезд вокруг территории монастыря, двигаясь по ходу солнца.
Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие идут впереди или сзади нее, читая молитвы. Эта процессия движется в течение всего дня вдоль наружной стены, подолгу останавливаясь у каждого ее поворота для чтения молитв и чаепития. Отсюда произошло и название праздника — «Круговращение Майтреи». Торжество завершается праздничным угощением и подношением подарков членам монашеской общины.
В отличие от прочих Будд, Майтрею обычно изображают сидящем на троне со спущенными вниз ногами. Его характерными атрибутами является золотистый цвет кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия (амритой) и колесо Дхармы. Особенно культ Майтреи популярен в Центральной Азии, и именно там во многих монастырях имеются его гигантские статуи. Его имя часто упоминается в комментариях буддийской литературы.
Другие праздники в разделе «Буддийские праздники»
Источник статьи: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1103/