- Бабий праздник: Подвиг казачек станицы Наурская, который оценила сама Екатерина Великая
- В нашей истории есть славные даты, которые не должны стираться из памяти потомков. Вот одна такая дата, которую, к сожалению, не все знают и помнят. Это день, когда женщины-казачки станицы Наурская обратили в бегство войско, превосходившее их по численности примерно в 10 раз. В честь этого подвига учредили впоследствии праздник наурской казачки.
- История возникновения праздника
- День казачки и современность
- Казачьи праздники
Бабий праздник: Подвиг казачек станицы Наурская, который оценила сама Екатерина Великая
В нашей истории есть славные даты, которые не должны стираться из памяти потомков. Вот одна такая дата, которую, к сожалению, не все знают и помнят. Это день, когда женщины-казачки станицы Наурская обратили в бегство войско, превосходившее их по численности примерно в 10 раз. В честь этого подвига учредили впоследствии праздник наурской казачки.
История возникновения праздника
В 1768 году началась первая тяжелая русско-турецкая война. Для защиты южных и кавказских рубежей основывались все новые поселения. Екатерина Великая повелела переселить на Терек часть казаков с Волги для укрепления новых линий обороны. В 1771 году переселенцы основали 5 новых станиц. Среди них была и станица Наурская.
Казачья станица на Кавказе – это практически полноправная крепость. Потому что жили казаки- терцы с самого начала во враждебном окружении. И русско-турецкая война добавила напряженности в отношениях с местным населением. Поэтому станица Наурская была обнесена укрепленным валом и имела орудия.
Казачки обучаются стрельбе.
В 1774 году в июне основная часть казаков была в походе. В станице оставались, как говорится, только стар да млад: женщины, дети, и немногочисленная легионная команда. К тому же день 10 июня был праздничным, все станичники пошли в церковь. И когда они только выходили, пришла страшная весть, что к станице движется войско неприятеля.
Соединенные силы турок, крымцев и горцев, собравшие большую армию, ставили перед собой задачу полностью уничтожить все русские поселения на Тереке. Одной из целей стала Наурская.
Станицу Наурскую обложило крымско-турецкое войско, состоявшее примерно из 8 или 9 тысяч воинов. Все они знали, что защитников-казаков в станице нет, вот и понадеялись на легкую добычу.
Казаки из станицы.
Легкой добычей Наурская станица не стала. Руководил обороной казачий полковник И. Савельев. Все имевшиеся в наличии защитники-мужчины отправились к орудиям на укреплениях. Только было их очень мало по сравнению с вражеским войском. И тут им на помощь пришли женщины, по случаю праздника одетые в лучшие свои сарафаны. Переодеться, они, естественно, не успевали. Враги пошли на штурм крепости-станицы.
Казачки помогали таскать тяжелые чугунные пушки, чтобы направить на те места, где была угроза прорыва обороны. Они стреляли из ружей и разогревали на кострах смолу и кипяток, чтобы лить на головы нападавших. По легенде даже щи и борщи, приготовленные к празднику, были вылиты на головы врагам. Казачки не боялись идти в рукопашную, отбивая неприятельский штурм косами, серпами и вилами.
Как описывали потом это сражение историки, женщины-казачки не испугались ни пуль, ни стрел, ни диких криков нападавших.
Не только взрослые женщины, но и совсем молодые девушки сражались наравне с мужчинами. Они даже умудрялись вырывать оружие у нападавших, чтобы этим же оружием их и убить. Одна отважная казачка косой отрубила голову неприятелю и забрала его ружье, из которого потом и стреляла.
Штурм длился более 12 часов и был отбит. Убитых среди нападавших по разным подсчетам оказалось около 800 человек, по тем временам огромные потери. Силы оборонявшихся таяли, они надеялись на помощь войск из Моздокской крепости. Но командир не мог оставить крепость, т.к. ей тоже угрожали войска неприятеля. Недалеко находилась станица Червленная, но послать туда сообщение с просьбой о помощи было невозможно.
На следующий день бой продлился. Но неожиданно неприятельское войско начало отступать. Выстрел из пушки казака Перепорха очень удачно попал в шатер турецкого военачальника и убил его племянника. Турки посчитали это плохим знаком. И прекратили осаду.
Казаки Кавказской казачьей дивизии.
Кстати, это войско было впоследствии разбито и его остатки ушли обратно, за границу. Задача по уничтожению русских поселений на Тереке не была выполнена. Как не удалось ее выполнить и впоследствии.
Это был первый бой на терской земле, в котором принимали участие казачки. Впоследствии им пришлось привыкать к военной жизни в этом краю и часто помогать мужчинам в сражениях.
Екатерина Великая высоко оценила боевой дух женщин-казачек. Защитницы станицы были награждены медалями за турецкую войну. И десятилетия после этого сражения местные женщины с гордостью носили эти награды. Многие годы спустя терцы, увидев горца с обожженным лицом нетолерантно шутили: что, мол, казачьих щей под Наурской попробовал? В самой станице в честь победы насыпали холм Славы.
Можно, конечно, сказать, что защитникам Наурской повезло, меткий выстрел помог снять осаду. Но если бы не мужество женщин станицу захватили бы в первый же день. И тогда ее защитников уже ничто не спасло бы.
День казачки и современность
Казаки назвали эту памятную дату «бабий день» и не забывали отмечать. В 20 веке после революции и последующих событий многие казачьи традиции были забыты, частично или полностью. И только теперь они начали восстанавливаться. По новому стилю этот день отмечается 24 июня как общенациональный казачий праздник. На него в станицу Наурская приезжают делегации казаков с других краев и областей.
На праздновании Дня казачки.
Праздник идет по всем казачьим традициям. Проводятся показательные соревнования по джигитовке, устраиваются концерты с исполнением казачьих песен и традиционной казачьей лезгинки – наурской.
Источник статьи: http://pics.ru/podvig-kazachek
Казачьи праздники
Казачьи праздники
Казаки – народ дружный и веселый. И праздники у них всегда готовились и проводились с размахом. Веками в казачьих поселениях и станицах сохранились традиции празднования различных торжеств с соблюдением особых обрядов. И по сей день каждое событие в семьях донцов, кубанцев, уральцев и прочих войсках отмечается с соблюдением предписаний предков.
В основном, все казачьи праздники совпадали с великими христианскими событиями. Казаки – народ верующий, поэтому и дни поклонения святыням были и остаются для них днями особенными. Зачастую, празднование начиналось с молебна в церквях. После него в станичной избе организовывался большой праздничный обед с песнями и плясками. На стол ставили угощения, принесенные каждой семьей. Но у празднования каждого события были и свои особенности.
Казачий праздник Рождества
Празднование начиналось с вечера. По православной традиции, в казачьих семьях в сочельник садились за стол только после появления на небе первой звезды. Это символизировало событие, указанное в Библии, повествующей о том, что, когда родился Христос, на небе загорелась новая звезда. В этот вечер казаки собирались семьями и начинали трапезу с постной каши с изюмом – кутьи. Утром совершался молебен, после которого все казаки во главе с атаманом ходили по станице и славили Рождение Христа. После Рождества начинались Святки.
Святочные казачьи празднования
Святки на Руси традиционно длятся с сочельника до Крещения. В эти дни в казачьих станицах было весело. Дети и молодежь катались с горок, облитых льдом, на санях или в корзинах. Взрослые женщины и молодые девки ходили по дворам и пели песни, славящие Рождество – колядовали. В это мистическое время, которое наши предки называли порубежным, так как считалось, что души предков в эти дни навещают живых, было принято гадать. Гадали молодые на суженого, а умудренные – на жизнь или смерть или на урожай. Заканчивались святки Крещением.
Казачий праздник Крещения
Перед Крещением также соблюдался пост. После на стол ставили угощения с традиционной кутьей. Потом шли на молебен. Ночью в храмах освящалась вода, а утром считалось, что вода становится святой в реках, озерах, ручьях и прочих водоемах. К проруби, вырубленной часто в форме креста, шли всей станицей красным ходом. В воду окунались трижды с головой. Считалось, что после такого омовения к казаку весь год не будут приставать хвори, и будет стороной обходить неудача в бою.
Казачий праздник Масленицы
У казаков масленичная неделя, предшествовавшая Великому Посту, была посвящена дружбе, соревнованиям и веселым забавам. В это время с соседних станиц съезжались семьи, чтобы «на людей посмотреть и себя показать». Все делились на группы, выбирали временного «ватажного» атамана и ходили по селению. Строились снежные городки, устраивались шермиции – дружеские кулачные бои, организовывались показательные выступления на конях. Все это заканчивалось в воскресенье общим пиром, после которого каждый традиционно просил у всех прощенья, семьи молились и разъезжались по домам до Пасхи.
Казачий праздник Пасхи
Великий для каждого казака праздник Пасхи начинался с чистого четверга, когда хозяйки дочиста выметали и отмывали дом, украшали его лентами и расшитыми рушниками. В этот же день всей семьей ходили в баню, пекли куличи, делали пасхи и красили куриное яйцо. Воскресенье начиналось со службы, на которую ходили семьями. После нее отправлялись домой за накрытый стол. Днем посещали друзей и родных, и при встрече обменивались ритуальными фразами «Христос воскресе – Воистину воскресе» и трижды целовались. Во многих станицах в этот праздник устраивались игры, соревнования и кулачные бои.
Казачий праздник Троицы
Этот праздник символизировал приход лета, роста и жизни. Он был ориентирован на поминание усопших. Казаки семьями ходили после молебна на кладбище и молились об умерших. Для станиц в разных регионах были характерны свои традиции: кто-то украшал деревце, где-то плелись венки. Но главный посыл был один у всех – природа просыпалась, оживала, и вместе с ней просыпались и люди.
Казачий праздник Покрова Богородицы
Этот день совместил в себе две традиции, присущие казачьему братству – православную и воинскую. В православной традиции этот праздник посвящен великому событию – явлению Пресвятой Богородицы Андрею Юродивому в храме, в котором хранилась риза Божьей Матери. В воинской традиции казаков этот день был посвящен не менее важному событию – победе казачьего войска над турками под Азовом в XVII веке. В Покров традиционно поминаются воины, погибшие при Азовском осадном сидении. По ним служится молебен, и в честь них устраиваются традиционные кулачные бои.
Казачьи праздники по войскам
Помимо православных праздников, в казачей культуре много воинских праздников. Они довольно разрознены, и приурочены к славным победам каждого из казачьих войск в многочисленных сражениях.
Амурское казачество отмечает:
- 30 марта – праздник всех частей войска;
- 30 октября – праздник всех частей и войсковой круг войска.
Астраханское казачество 1 сентября отмечает праздник всех частей.
Донское казачество отмечает:
- 14 января – круг Донского казачества;
- 19 мая – совместный круг Кубанского и Донского войск;
- 13 августа – праздник первого полка;
- 29 августа – праздник четвертой сотни;
- 30 октября – праздник всех частей и войсковой круг;
- 3 декабря – праздник одиннадцатого полка;
- 19 декабря – праздник первой батареи.
Забайкальское казачество отмечает:
- 30 марта – праздник всех частей войска;
- 4 июля – круг Забайкальского войска.
Кубанское казачество отмечает:
- 16 апреля – войсковой круг Кубанского войска;
- 19 апреля – праздник Лейб-Гвардии Кубанской сотни;
- 19 мая – совместный круг Кубанского и Донского войск;
- 12 сентября, 30 октября – праздник всех частей войска и войсковой круг;
- 19 декабря – праздник Лейб-Гвардии Кубанской сотни и Кубанского казачьего дивизиона.
Оренбургское казачество отмечает:
- 6 мая – праздник всех частей войска;
- 22 мая – праздник четвертого полка;
- 12 сентября – праздник пятого полка.
Семиреченское казачество отмечает:
- 6 мая – праздник первого конного полка и войсковой круг;
- 26 июля – праздник второго конного полка.
Сибирское казачество отмечает:
- 16 февраля – праздник первого конного полка;
- 25 февраля – праздник третьего конного полка;
- 19 декабря – праздник всех частей.
Терское казачество 7 сентября отмечает праздник всех частей и войсковой круг.
Уральское казачество отмечает:
- 14 августа – праздник первого полка;
- 21 ноября – праздник всех частей и войсковой круг.
Уссурийское казачество 30 марта отмечает праздник всех частей войска.
Общеказачий воинский праздник
Его проводят в большинстве станиц. Главная цель организации такого торжества – демонстрация умений молодых и опытных казаков. Начиналось все с общевойскового построения. Атаман с символами власти – булавой и насекой – возглавлял шествие, направляющееся на традиционную литургию в храм. После неё из храма выносились иконы и знамена. Далее начинались игрища. Проводились состязания, показательные выступления с оружием, скачки на конях, джигитовка. Завершал праздник общий пир и массовые гулянья с песнями и плясками.
- 30 марта – Амурское, Забайкальское и Уссурийское казачьи войска;
- 6 мая – Оренбургское и Семиреченское казачьи войска;
- 1 сентября – Астраханское казачье войско;
- 7 сентября – Терское казачье войско;
- 12 сентября – Кубанское казачье войско;
- 30 октября – Донское казачье войско;
- 21 ноября – Уральское казачье войско;
- 19 декабря – Сибирское казачье войско.
Казачий праздник Новый год
Главным действующим лицом в праздновании наступления нового года у казаков был стол. Чем богаче угощение – тем обильнее будет урожай, и тем сытнее будет в семье. Это время также считалось порубежным. В новогоднюю ночь гадали, а утром казаки ходили по домам с посеванием – рассеиванием зерен пшеницы, гороха или кукурузы по полу избы и на головы хозяевам. Также утром нового года смотрели, кто первым придет к семье в гости: если мужчина – к удаче, а если женщина – к убытку.
Каждый казак, будь то уралец ли донец, жив своими корнями и традициями. Испокон века празднования в станицах проходили сообща, всей гурьбой. Это не только позволяло каждому почувствовать себя членом большой и дружной семьи, но и очень сплачивало народ, чтобы в случае опасности также дружно встать на оборону родной земли.
Источник статьи: http://xn--80aaak5agq.xn--p1ai/content/kazachi-prazdniki