- Урок кубановедения «Семейные традиции» план-конспект урока (1 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока кубановедения в 1 классе УМК «Школа России» Тема: «Семейные традиции» план-конспект урока (1 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- кубановаедение семейные традиции презентация к уроку (1 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок кубановедения «Семейные традиции»
план-конспект урока (1 класс) на тему
Урок кубановедения «Семейные традиции»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_traditsii.docx | 13.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Семейные традиции».
Цель : формирование понятия «традиция» через изучение семейных традиций.
Задачи : способствовать развитию бережного отношения к традициям, как в своей семье, так и других, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, составлять рассказ о традициях своей семьи, класса, формировать способность сопоставлять и сравнивать традиции в разных семьях, развивать логическое мышление, формировать умение анализировать традиции своей семьи.
Оборудование : рабочая тетрадь, презентация к уроку.
Приветствие. Настрой на работу на уроке. Проверка готовности.
II. Постановка цели и задач урока. Мотив. УД.
— Разгадайте загадки (учитель читает загадки о праздниках ( см.МР с.34-35).
— Что объединяет все эти загадки? Почему в разделе «Я и моя семья» мы будем говорить о праздниках?
III. Актуализация новых знаний
— Чаще всего праздники отмечаются всей семьей. Это очень хорошая и добрая традиция. Как вы понимаете слово «традиция»?
IV.Первичное усвоение новых знаний
1. Рассказ учителя о традициях , связанных с праздниками на Кубани ( МР с.36-37).
— В каждой семье рождаются дети, и у каждого из вас свой день рождения. Вы знаете свой день рождения?
2. Рассказ учителя о том, откуда взялась традиция дарить подарки на день рождения.
— А какие подарки любите вы получать на день рождения?
— Познакомимся еще с одним праздником.
Рассказ учителя о празднике Пасха.
— А кто из вас помогал родителям расписывать яйца? Как? Кто принимал участие в изготовление куличей? Что именно делали? А кто ходил со старшими освещать все это в церковь?
3. Рассказ учителя о подготовке мальчиков к защите Отечества.
— Кто знает, как в наши дни провожают в армию, и на какой срок? А как вы думаете, почему служба в армии считается почетным делом?
При необходимости служащие в армии готовы выполнить свой самый почетный долг – защитить Родину от врагов, как сделали это ваши прадеды в 1941-1945 гг. А сейчас, в мирное время, мы всей семьей каждый год отмечаем 9 мая праздник День Победы – в память о защитниках нашей Родины.
V. Первичная проверка понимания
Выполнение задания «Обсуди» с. 10
— О каких праздниках идет речь?
— Какие из них традиционно отмечают в вашей семье? Когда?
Выполнение задания «Нарисуй» с. 10
— Какой праздник в вашей семье самый любимый?
— В какое время года вы его отмечаете?
-Нарисуйте, как ваша семья отмечает этот праздник, или символично изобразите его.
Выполнение «хитрого» на с. 10
VI. Выполнение задания «Ответь на вопрос» с. 11
— Не забудьте украсить елочку на с. Пособия. Какие еще праздники вы знаете?
Какие из изученных традиций были вам известны, а о каких вы узнали впервые?
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/regionalnyy-komponent/2018/12/19/urok-kubanovedeniya-semeynye-traditsii
Конспект урока кубановедения в 1 классе УМК «Школа России» Тема: «Семейные традиции»
план-конспект урока (1 класс) по теме
Материал содержит конспект урока по кубановедению в 1 классе по теме «Семейные традиция».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kubanovedenie.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Семейные традиции
образовательные: познакомить учащихся с бытом и культурой казаков; уметь находить взаимосвязь между современной жизнью Кубани и историческими корнями;
воспитательные: воспитывать чувство уважения к традициям, интерес к прошлому, традициям кубанского казачества;
развивающие: развивать речь, логическое мышление школьников, творческие способности, умение работать с книгами.
Оборудование: Оформлена выставка рисунков учащихся на тему «Моя любимая Кубань»; карта Кубани; компьютер, компьютерная презентация.
Прослушивание стихотворения (рассказывает ученик заранее подготовленный)
Степное раздолье –
родная земля!
Всего ты дороже и краше!
Зелёной листвою шумят тополя.
О славе и мужестве нашем.
Виктор Подкопав
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Сегодня мы отправимся в прекрасное путешествие по родному краю. Мы узнаем какие семейные традиции существовали на Кубани у казаков и адыгов. Тем, кто будет мне помогать, получит жетоны. У кого жетонов будет больше, тот самый лучший и знающий путешественник
Появляются слайды с картинами природы и стихотворениями кубанских поэтов. (Учащиеся на фоне слайдов рассказывают стихи).
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной.
Привет тебе, мой край родной!
В каком крае мы живём?
Какой главный город в Краснодарском крае?
Сейчас мы путешествуем дальше. Мы видим, какая красивая наша Кубань.
В марте 1894 года на сходе казаков станицы Таманской атаман В. И. Толстопят предложил станичникам построить памятник в честь 100-летия высадки на берегу Тамани первых переселенцев. Но денег не хватало. Лишь спустя 11лет, 20 марта 1908 года, в войсковом штабе набралось достаточно денег, тогда приступили к исполнению замысла. В 1911 году памятник был открыт. На лицевой стороне памятника сделана надпись: “Первым запорожцам, высадившимся у Тамани 25 августа 1792года”.
Памятник черноморцам, высадившимся в Тамани 25 августа 1792 г.
На Кубани казаки традиции не забывают. Проводятся казачьи съезды.
А какой казак не знает песен? Казачий хор своими выступлениями показывает единство и дружбу между казаками.
Учитель читает стихотворение
Казачество и православная вера неразделимы.
Нам они сквозь тьму времён.
Светом истин озаряют. Нашу жизнь, покой и сон.
В мире, полном бед, страданий,
В повседневной суете. Среди серых скучных зданий
Храмы встретятся тебе.
Учитель .
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветрились и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.
Беспощадные к врагам казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен этой жизни. Поэтому 10 Христовых заповедей составили основу морально-нравственных устоев казачьих обществ: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество.
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции и обычаи, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние законы:
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене)
3. Безмерное почитание гостя.
Казаки и родители
Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Непочитание отца с матерью считалось за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.
В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» — «Вы, мама», «Вы, тату».
Отношение к старшим
Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи и соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы – снять шапку и поклониться).
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговоры без его разрешения) и, тем более, непристойно выражаться. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными.
При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.
При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим, и требовалось немедленное его исполнение.
Отношение к женщине Уважительное отношение к женщине — матери, жене, сестре — обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.
Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.
В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости.
Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех ее членов, и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.
Отношения в казачьей среде
Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора станицы. За неправильное поведение подростку взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши» и сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».
Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству. Как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.
Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.
Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило: к старшей по возрасту — «мамаша», к равной – «сестра», к младшей – «дочка» (внучка). В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья, семьи, о положении дел.
Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято приветствовать даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице.
За грех считали отказать в просьбе просящему и в подаянии – нищему, считалось – лучше всю жизнь давать, чем просить.
Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на могилу забивали осиновый кол. Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия.
Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа.
Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» — понукать лошадь и стрелять. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.
Честь казачья
Казаки были неподкупны, предательств среди них, среди природных казаков, не было. Попав в плен, тайн своего братства не выдавали и умирали под пытками смертью мучеников.
Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Таковы были нравы и обычаи старого казачества.
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
После свадьбы, живя или встречаясь с родителями, молодые ведут себя с особой предупредительностью. Они стоя приветствуют старших, не сидят рядом обнявшись; в присутствии родителей молодой муж не называет жену по имени; жена по-прежнему старается не попадаться на глаза отцу мужа. Расскажи с помощью картинок, чем занимаются люди на Кубани.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/05/11/konspekt-uroka-kubanovedeniya-v-1-klasse-umk-shkola-rossii-tem-0
кубановаедение семейные традиции
презентация к уроку (1 класс) на тему
Семья – одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья дает первые уроки любви, доверия, понимания, веры. Однако современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. А если мы забудем дедов и прадедов – мы истощимся духовно. Тот род силен, который предков помнит и чтит, сохраняет заложенные ими традиции в дне сегодняшнем. И дети не смогут вырасти сильными, успешными, уважаемыми людьми, если не вберут в себя опыт прошлых поколений, не научатся уважать старших Наш проект предназначен для обогащения отношений родителей и детей опытом диалогического, эмоционально насыщенного общения и совместной творческо-познавательной деятельности. Данный проект формирует умение планировать, анализировать; развивает целеустремленность в решении поставленной проблемы или вопроса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_traditsii.pptx | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок Кубановедения 1 класс Семейные традиции Подготовила Романова Светлана Владимировна МОУ СОШ №24 г.Крымск
Ваши обязанности дома
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников.
Выступление на родительском собрании.
Конспект ведения классного часа.
Данная статья использовалась на родительском собрании в 3 классе.
Огромное значение во внеурочной деятельности имеет привлечение родителей в эту работу. Часто замечаешь настроение детей на празднике, в походе, в поездке. Веселое радостное у тех с кем рядом мам.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен.
Научить детей и взрослых правильному осознанному, нравственно-направленному, использованию свободного времени.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/regionalnyy-komponent/2017/11/29/kubanovaedenie-semeynye-traditsii