- Подарок
- Открытый урок по литературному чтению (на родном языку) Л.М. Золотарев «Колька- чемпион»
- Просмотр содержимого документа «Открытый урок по литературному чтению (на родном языку) Л.М. Золотарев «Колька- чемпион»»
- Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 4 класса
- П редметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы , должны отражать:
Подарок
Мой юный пес, младшенький из двоих, беспородный, но со значительной долей овчарочьей крови, ВОСПИТЫВАЕТ меня. Он не позволяет мерзости поселиться в моей душе, и можно сказать – врачует меня, мои нервы, мою душу.
Как ему это удается? Видно, он самим богом запрограммирован на такое подвижничество.
Старшенький – тому уже за десяток лет. По человечьим меркам он старичок. Любит дни напролет отрешенно валяться на коврике либо на диване. Иногда на него что-то находит, и он начинает вылизывать мои ноги, руки… Либо пристает с тем же самым к супруге. Язык у него огромный, как лопата, мягкий и приятный. Хочешь не хочешь, а процедура выливается в откровенный кайф. «Старшой» оживляется лишь тогда, когда в доме произносится слово «гулять»; даже просто достаточно произнести «Ну?» — и его глаза вспыхивают былым молодым задором. И начинается вселенский ор!
Молодой (ему пошел третий год) – тот весь на экстремумах. «Полутонов» не признаёт. Спать – так «в отвал», гулять — так «в натяг», чтоб хозяин едва успевал перебирать ногами. Глазята его потрясающе хороши, особенно на его острой, в темных «шерстяных» разводах мордашке. Левое ухо торчком, кончик правого чуть зависает, самую малость – но достаточно для того, чтобы пес выглядел просто очаровашкой!
Но он, младшенький, особенно хорош в те моменты, когда, повторюсь, «воспитывает», «врачует» меня. Сей акт достоин того, чтобы рассказать о нем подробнее. Дело в том, что я – весьма неуравновешенный тип. Раздражает меня в этой жизни многое, и мой не проходящий годами внутренний стресс всегда готов выплеснуть из меня бурю негативных эмоций. Раздражают отдельные неурядицы жизни, цены, политика, не слишком высокая зарплата, не вовремя упавшая на пол гайка либо гвоздик и, наконец, вечные капризы компьютера. Раздражают потому, что как будто бы высвечивают (либо оттеняют?) мою несостоятельность в той или иной ситуации, а это бьет по самолюбию.
И вот в момент, когда из моего нутра, назревая, выбулькивает пузырь негодования, злости, проклятий и всевозможного «кроя», ко мне ужиком подкатывает мой младший пёс. Вероятно, думая (либо опасаясь), что я ругаюсь НА НЕГО, он подсовывает мордашку мне под руку, затем встает передними лапами мне на колени, даже порой на стол, а то и просто «трогает» меня лапой и заглядывает в глаза… И всё! И злость моя вмиг улетучивается! И я обнимаю это славное существо, глажу пальцем шерсть на его голове и говорю:
— Рикушка, солнышко! Ты не виноват, нет! Ты – хороший. Мы с мамой очень, очень тебя любим!
И пёс успокаивается, а вместе с ним успокаиваюсь и я.
Всё! Сеанс психотерапии окончен – быстро и эффективно. Какой врач смог бы столь же стремительно, скажем, успокоить больного? Не знаю, представить себе не могу. Ни один врач так не смог бы. А мой пёс может! Ну, не чудо ли?
И потому я готов на всех закоулках жизни вещать: берите, люди, собаку в дом! Она поможет вам оставаться человеком в наше чересчур уж экстремальное время. Она так создана богом – нам в подарок и в назидание.
Источник статьи: http://proza.ru/2004/10/06-150
Открытый урок по литературному чтению (на родном языку) Л.М. Золотарев «Колька- чемпион»
Данный урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС, соответствует программному материалу для 1 классов.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению (на родном языку) Л.М. Золотарев «Колька- чемпион»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г. Лебедянь,
Литературное чтение на родном русском языке
Л.М. Золотарев « Колька-чемпион»
Учитель начальных классов: Турсунова О.А.
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 1 «Б»
Тема урока: Рассказы о детях и для детей. Характеристика героя произведения. Л.М. Золотарев «Колька-чемпион» .
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Познакомить с произведением Л.М Золотарева «Колька-чемпион» .Формирование умения определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям;
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
-развивать умение вдумчиво читать;
-развивать умение оценивать поступки в сравнении;
-совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы,
-развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать;
-развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость,
-обогащать словарный запас и способствовать развитию речи.
Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Рассказ, герой, поступки героев.
Структура и содержание проекта урока
Источник статьи: http://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-po-literaturnomu-chteniiu-na-rodnom.html
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 4 класса
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
— осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
— формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
— знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
— восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
— эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
— высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
— освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
— использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
— активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
— использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
— овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
— готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
— умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
— готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
П редметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы , должны отражать:
Литературное чтение на родном языке:
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Литературное чтение на родном языке
Виды речевой и читательской деятельности
— осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа ( для всех видов текстов );
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт ( для всех видов текстов );
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами ( только для художественных текстов ).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
распознавать некоторые отличительные особенности ху дожественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица и др.), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
составлять устный рассказ на основе прочитанных про изведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва.
Содержание учебного предмета
«Литературное чтение на русском родном языке»
Виды речевой и читательской деятельности
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и художественному произведению.
Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания, логического ударения.
Чтение про себя.
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное) в соответствии с целью чтения. Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в русской литературе.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.
Говорение (культура речевого общения)
Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе русских фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка, рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества русского народа. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной детской литературы, уроженцев родного края, доступные для восприятия младших школьников.
Научно-популярные и учебные тексты о писателях, поэтах, написанные для младших школьников и/или доступные для их восприятия.
Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта .
Аудирование (слушание). Круг детского чтения. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и художественному произведению. П.В. Киреевский «Илья Муромец и Жидовин»;
Чтение. Круг детского чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания, логического ударения. Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело…».
Чтение про себя. Круг детского чтения. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное) в соответствии с целью чтения. Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Машукова «Очень шумный пес».
Работа с разными видами текста. Круг детского чтения. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Л.М. Золотарев «Подарок».
Библиографическая культура. Круг детского чтения. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). «Как гусей делили » из собрания сказок И.Ф. Каллиникова.
Работа с текстом художественного произведения. Круг детского чтения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в русской литературе. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», А. С. Пушкин «Царь Никита и сорок его дочерей», М. Джалиль «Варварство».
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Круг детского чтения. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. П.В. Киреевский «Илья Муромец и Жидовин», В. И. Амиргулова «Орловские богатыри»;
Говорение (культура речевого общения). Круг детского чтения. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе русских фольклорных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ на заданную тему. В.П. Крапивин «Мушкетер и фея» (приключенческие повести о Джонни Воробьеве на выбор).
Письмо (культура письменной речи). Круг детского чтения. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка, рассказ на заданную тему, отзыв. В.И.Одноралов «За грибным царем» (отрывки).
Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества русского народа. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной детской литературы, уроженцев родного края, доступные для восприятия младших школьников. Научно-популярные и учебные тексты о писателях, поэтах, написанные для младших школьников и/или доступные для их восприятия. Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, природе, детях,животных,добре и зле, юмористические произведения. Сказки А.С.Пушкина, писатели и поэты оренбургского края (по выбору).
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Круг детского чтения. Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. А.А.. Фет «Чудная картина…», «Снег да снежные узоры…»,«По детству моему прошла война» сост. И.П. Захарова, Т.В Баскова «Хам» (отрывки).
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Круг детского чтения. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта . Произведения о детях во время Великой Отечественной войны.
IV Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Предмет: «Литературное чтение на родном языке»
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и художественному произведению.
П.В. Киреевский «Илья Муромец и Жидовин»;
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. В. И. Амиргулова «Орловские богатыри»;
Работа с текстом художественного произведения. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
Работа с текстом художественного произведения. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. А. С. Пушкин «Царь Никита и сорок его дочерей».
Круг детского чтения. Научно-популярные и учебные тексты о писателях, поэтах, написанные для младших школьников и/или доступные для их восприятия. КВН по сказкам А.С.Пушкина.
Чтение. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания, логического ударения. Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело…»;
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. А.А.. Фет «Чудная картина…», «Снег да снежные узоры…».
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). «По детству моему прошла война» сост. И.П. Захарова.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта . Великий день Победы. Произведения о детях во время Великой Отечественной войны.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное) в соответствии с целью чтения. Е.А. Машукова «Очень шумный пес».
Работа с разными видами текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Л.М. Золотарев «Подарок».
Говорение (культура речевого общения) Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. В.П. Крапивин «Мушкетер и фея» (приключенческие повести о Джонни Воробьеве на выбор).
Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка, рассказ на заданную тему, отзыв. В.И.Одноралов «За грибным царем» (отрывки).
Работа с текстом художественного произведения. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в русской литературе. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. М. Джалиль «Варварство».
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Т.В Баскова «Хам» (отрывки).
Библиографическая культура. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). «Как гусей делили» из собрания сказок И.Ф. Каллиникова.
Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества русского народа. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной детской литературы, уроженцев родного края, доступные для восприятия младших школьников. Подготовка сообщения о писателях и поэтах оренбургского края (по выбору). Промежуточная аттестация. Контрольная работа.
Источник статьи: http://infourok.ru/rabochaya-programma-po-literaturnomu-chteniyu-na-rodnom-yazike-dlya-klassa-3844086.html