урок кубановедения «Знакомство с бытом казаков»
план-конспект урока по теме
урок для начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kubanovedeniya_znakomstvo_s_bytom_kazakov.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Знакомство с бытом и жилищем казаков».
Цели : расширить представление о казачестве, быте казаков, кубанских традициях , кубанских пословицах, загадках, песнях, кубанском говоре; развивать интерес учащихся к истории родного края, её прошлому; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование : мультимедийный проектор , медиапрезентация, предметы казачьего быта ,гимн Краснодарского края.
Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать строчками из стихотворения Вадима Неподоба: (слайд № 2)
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски тянется душа.
— О каком «любимом уголке» говорит автор?
— О чём это стихотворение?
— Как называется наша с вами малая родина?
Кубань – чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых снежных полей, привольных степей и цветущих садов. Край в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты… И все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче, красивее.
Вы, наверное, слышали такое выражение: «Кубанский край – казачий край».
— Давайте совершим путешествие в то время, когда началось заселение Кубани казаками. Казачья делегация прибыла в Санкт-Петербург 30 марта 1792 года, а 1 апреля казаки попали на приём к императрице с прошением отвести казачьему войску земли на Тамани и берегах Кубани. Императрица Екатерина ,( слайд№3 ) помня военные заслуги казаков перед Отечеством, решила их просьбы удовлетворить. К тому же, как верно рассчитывала государыня, казаки будут охранять южную границу – другим поселенцам с этим не справиться.
Казаки переселялись целыми казацкими селениями. Одни пришли на Кубань по суше, другие по морю. ( слайд № 4 )
Первый отряд казаков под командованием полковника Саввы Белого, следовавший морем, высадился в августе 1792 года на берегу Тамани. Сегодня на этом месте стоит памятник казакам-переселенцам. ( слайд № 5). Второй отряд, во главе с атаманом Захарием Чепегой, осенью того же года, , подошёл к Ейскому укреплению Осеннее ненастье вынудило казаков зимовать здесь, и только весной они отправились в дорогу. По дороге к ним присоединился последний отряд во главе с войсковым судьей Антоном Головатым. Наконец ,подошли к высокому берегу Кубани. Здесь, в урочище Карасунский кут, почти на том же месте ,где в годы войны с Турцией солдаты Суворова.А.В. построили укрепления, казаки заложили крепость. С нее начинался город Екатеринодар. 7декабря 1907 года город Екатеринодар был переименован в Краснодар. На флаге Краснодарского края полосы лазоревого, малинового и зелёного цветов( слайд№ 6 ) .Существует две версии их расшифровки. Одна из них: верхняя узкая полоса лазоревого цвета символизировала иногороднее население края, средняя широкая малинового цвета – казачье, нижняя узкая, зелёного цвета – черкесское. Вторая версия трактует флаг как своеобразное единство территориальных групп казачества и горцев.
Итак, люди стали обживаться на новом месте.
Тема урока: « Знакомство с бытом и жилищем казаков».
Вы уже знаете из прошлых уроков, что строительство станиц велось по плану. В центре станицы площадь с церковью ,школой, станичным правлением. Тяжёлое августовское солнце неторопливо поднимается над степью. Оно окрашивает в розовый цвет чисто выбеленные саманные хаты, крытые соломой и камышом.
На Кубани семьи были всегда многочисленные .В каждой от5 до 15 детей.
Старший в семье мужчина-дед, отец, старший брат. Глава семьи за столом нарезал хлеб ,именно он первым брал еду из общей посуды. К старикам в семье относились с особым уважением. Отец мог всенародно выпороть взрослого сына или дочь, и никто не вмешивался. Молодые люди в присутствии пожилых людей не имели права голоса. Женщины вели домашнее хозяйство ,готовили пищу, стирали, присматривали за детьми. Дети всегда помогали своим родителям ,выполняя их поручение. По воскресеньям и праздничным дням было принято всей семьей ходить в церковь. (-Рассмотрим картину «Утро в Кубанской семье»)-Расскажите, как распределены обязанности между членами семьи?( слайд №7 ). В казачьих хатах царит обычное утреннее оживление: перекрестившись на иконы красного угла,(в каждом правом углу висели обязательные иконы: Иисус Христос, Богоматерь, св.Николай Чудотворец)каждый спешит умыться, одеться и взяться за дело, а дел у станичников невпроворот. Затеянное с вечера тесто выползает из глиняных макитр и торопится в печь; сочные спелые овощи томятся в огородах и ждут уборки; надоенное спозаранку молоко просится в маслобойки. В августе работы в поле становится меньше, и многие казаки с утра спешат на охоту или рыбалку.
Учитель : (- Рассмотрим иллюстрацию .Какие предметы казачьего быта на ней изображены ?)( Ответы детей ). Кубанская хата делилась на два жилых помещения -великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату( слайд№ 8-9. ) Во дворе располагались хозяйственные постройки : амбар, погреб ,колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок (слайд№10 ) Оградой служил плетень из камыша .В казачьей хате лавки и сундук-скрыня располагались вдоль стен, за печкой- настил для сна, у двери –деревянный « шкапчик» для посуды. По диагонали от печи-святой угол с иконами. Посредине стол.В каждой казачьей хате присутствовали необходимые предметы быта. Ваганы — корыто, рубэль-приспособление для глажки белья, макитра-приспособление для хранения маринадов, молочных продуктов , глиняный кувшин (слайд№11-12). И конечно- самовар. ). Кубанские казачки занимались вышивкой, плетением кружев .Народные мастерицы вышивали рушники, салфетки ,вязали, ткали половики. Вышивали чаще всего гладью и «крестом»).С особой любовью и старанием работали над рушниками для красного угла».( слайд№13)
У нас в классе сейчас находятся некоторые из них. Все эти вещи очень старые, но они очень хотят рассказать о себе.
Игра «Ожившие вещи».
На столе разложены предметы казачьего быта: ковш, веретено, деревянная ложка, чугунок, ухват, гребень, рубель, серп, рушник.
Ученики по желанию выходят, выбирают любой предмет и рассказывают о нём от первого лица (как называется, какую работу в доме выполнял, как относились к нему хозяева и т. д.).
1. Маленький, горбатенький всё поле обскакал (серп)
2. Зубастая щука идёт через лес
Зубов много, а ничего не ест (гребень)
3. Чем больше я верчусь,
Тем толще становлюсь (веретено)
Учитель . В каждой семье были свои традиции и обряды. Это и свадьба, и рождение детей, и похороны. Но самое интересное было, что строили дома всей станицей, за помощь денег не брали. Я вам сейчас покажу предметы, которые обязательно должны были присутствовать при строительстве дома. А вы попробуйте определить их назначение.(Перья, куски шерсти,полотенце, монеты,крест).Для чего нужны перья и шерсть?( Чтобы хозяйство водилось.) Правильно. При закладке фундамента в него бросали перья и шерсть. Для чего были нужны монеты? ( Чтобы деньги водились ).Верно.Деньги закладывались под матицу. Матица-несущее бревно для крыши. Бревно поднимали не руками, а на полотенцах. Зачем?( Чтобы в доме не было пусто.) В переднем углу дома вмуровывали крест. Зачем?( Чтобы бог помогал ).А какие материалы использовали казаки для строительства дома?( слайд14 )(Солому, бревна ,камыш). Казаки строили себе жилье из самана. Что такое саман ?(Саман-кирпич из глины с примесью соломы ).Для строительства дома выбирали сухую, теплую солнечную погоду. Как ты думаешь, почему?( На строительство собирались родственники, соседи: вместе дело делать и быстрей и веселей . Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формовали ее в кирпичи, сушили, а затем из них выкладывали стены( слайд15). Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой. Пол делали
глинобитный. Распространены на Кубани были также турлучные дома .Как строились дома из турлука)Определи последовательность основных этапов строительства турлучного дома. ( слайд№ 16 ).Каждый предмет в хате казака имел свое назначение, к нему относились бережно. Порядок в доме соблюдали все члены семьи .Посуда была глиняная .Как назывался человек, который изготовлял глиняную посуду ?(Гончар )( слайд№17) Особого мастерства требовало изготовление кувшина .Считалось ,что если сосуд «дышит»,сохраняя воду прохладной даже в сильную жару ,значит мастер вложил в него частичку души.
Войдя в дом, гости прежде всего крестились перед иконами. И только потом садились за стол. Хозяйка старалась к приходу гостей приготовить что-нибудь вкусное. Чем же угощали гостей, вы узнаете если переставите местами буквы( слайд №18 ).Познакомимся с блюдами кубанской кухни( слайд№19).
Зарождение кубанских традиций.
14 ноября еще на Руси был праздничный день, который именовался «Кузьма-Демьян»-ремесленники ,курятники .По народному календарю – святые Кузьма и Демьян славились как мастера и труженики, покровители семейного очага . Еще весной хозяйка высматривала курицу, которая просилась на яйца. Усаживая курицу она говорила: «Кузьма — демьян, зароди цыпляток к осени.
(2 ученик). Представьте, что вы в курене казака под Рождество. Пахнет пирогами, а под окном начинают петь девочки и мальчики.
Щедровочки щедровала,до виконця приподала.
Що ты тетка наварыла,що ты тетка напекла,
Несы нам до викна
(3 ученик )Утром Новый год начинается с посевания .Ходят только мальчики. Сею-вею, посеваю.
С Новым годом поздравляю.
Дева-Мария по полю ходила,
По полю ходила, Бога просила.
«Зароди, Боже, жито-пшеницу,
Жито-пшеницу ,всякую пашницу.»(Мальчики выходят в платках и в масках в руках сито и крупа.)
(4ученик) Казаки славились отвагой, были хорошими воинами и на суше и на море. Они несли воинскую службу все поголовно. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед все были воинами .(слайд№20) К службе готовились с детства. В воспитании мужчины-защитника, бойца, добытчика существовали веками установившиеся традиции.
( 5ученик ) В воспитании девочек таких традиций не было: они менялись в зависимости от понимания казаками роли семьи и женщины в ней. Когда в семье рождался сын, ему «на зубок» все родные и знакомые приносили кто стрелу, кто саблю, кто патроны, а кто и ружьё. А когда мать после крестин возвращалась из церкви домой, отец, надев на сына саблю, сажал его на коня, подстригал ножницами волосы в кружок и возвращал матери, поздравляя её с казаком.
(6 ученик) Лет с 3-5 казачонка уже приучали к верховой езде. Стрелять учили с 7 лет, рубить шашкой с 10. Рукопашному бою учили с 3-х лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. Но они были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.
Игра «Петушиный бой»
Двое детей стоят в начерченном круге на одной ноге. Руки убраны назад. По сигналу противники стараются вытолкнуть из круга друг друга. Побеждает тот, кто останется в кругу. Еще самой любимой игрой у казачат была игра «Коршун». Играющие выбирают коршуна и наседку ,остальные-цыплята. Коршун делает вид, что роет ямку ,а наседка с цыплятами ходит возле него(по кругу).Разрывать цепочку нельзя .Наседка с коршуном ведут диалог: -Коршун, коршун, что ты делаешь? -Зачем тебе камешки?
Ямку рою. В твоих деток кидать.
-На что тебе ямка? За что?
Копеечку ищу. Ко мне в огород лазят.
-На что тебе копеечка? Ты бы делал забор выше,коль не
Иголочку куплю. Лови их.
-Зачем тебе иголочка? (Коршун ловит цыплят,наседка защищает
Мешочек сшить. их.Когда коршун переловит несколько
-Зачем мешочек? цыплят,игра начинается сначала).
Учитель . Одной из главных задач казачонка всегда была учёба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, студентов и юнкеров даже старики звали по имени отчеству. Смекалка и умение быстро находить решение всегда ценились. Сможете ли вы отгадать кубанские загадки? (Загадывают дети).
Кубанские загадки (слайд№»21)
Стоит столбом, горыть огнём, ни жару, ни пару, ни угольев. (свеча)
Новая посудына уся в дырах. (решето)
Жовтый шар сыпэ жар.(солнце)
Висит, телепается, всяк за него хватается. (рушнык)
Длинна дровыняка в желизо нарядылась, в работе
Сталы хлопци в ряд, проходыть нэ велять. (плэтэнь)
Бьють мэнэ ломакою, рижуть мэнэ ножакою, за то мэнэдюже губять,
що вси мэнэ дюже любять.(хлеб)
Дружно встали! Раз! Два! Три!
Мы теперь казаки!
Мы ладони к глазам приставим,
Поглядеть из – под ладошек.
И направо ,и ещё
Через левое плечо
Буквой « Л» расставим ноги.
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу.
Незадолго до призыва молодой казак ходил по домам, приглашал на проводы в армию. Проводы устраивались в доме новобранца. Самым важным действием на проводах считалось родительское благословение, во время которого отец напутствовал иконой, а мать вешала на шею сыну образок и мешочек с родной землей. Посмотрите, как это происходило.
Действующие лица: Отец-казак, мать, сын-казак
Отец: Вот икона святая, дорогой сынок! Помни Бога в начале и не забывай его заповеди! Служи отчизне верой и правдой. Слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на службу Отечеству. Вот тебе благословление (подаёт икону) от меня и от моей матери. Послужи Отечеству, как деды и отцы твои служили.
Сын: Прости меня, родной батюшка. Прости меня, родная матушка. Даст Бог, свидимся. Буду служить честно. Не будет вам за меня стыдно.
Мать: (подаёт мешочек) Вот тебе горсть родной земли. Она из нашего сада. Пусть на чужбине с тобой всегда будет родная земля.
Получив благословение, казак выходил на двор и садился на коня. Далее он ехал к церкви, где служили молебен. У церкви собирались все, кто уходил на службу. До околицы их провожала вся деревня, пели песни, а иногда и накрывали столы. Коня до околицы под узды могла вести жена или невеста казака.
Не менее интересными были традиции встречи отслуживших казаков. Возвращающихся молодых людей встречала вся станица во главе с атаманом. Старший урядник рапортовал атаману о завершении службы. Затем все отправлялись в храм, где совершался благодарственный молебен. Обычно казаки приносили в храм иконы, крест, евангелие. Отслужив молебен, все шли к станичному правлению, где служивым преподносились станичные хлеб-соль.
Прочитайте кубанские пословицы и определите, какие черты характера считались положительными, ценились у казаков, а какие были отрицательными. ( слайд №22 )
Терпи, казак, — атаманом будешь.
Казак и в беде не плачет.
Ушел с поста – пропустил врага.
Кто пожалел врага, у того жена вдова.
Ни один праздник, ни одно событие не обходилось без казачьей песни . Это нашло отражение в поговорке:
«Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев.» Очень много сложено на Кубани красивых песен о Родине, о природе, о быте казаков. Но сколько хороших песен ни будет сложено о Кубани, есть одна песня, которая сегодня, как и много лет назад, волнует сердца кубанцев, вызывает гордость за героическое прошлое, учит беречь и любить Родину, нашу Кубань. Это песня «Ты, Кубань, ты наша Родина», которая является гимном Краснодарского края.( исполняется гимн Краснодарского края.)
Вот и подошло к концу наше путешествие.
— О чём мы сегодня с вами говорили? — Для чего необходимо знать прошлое своего народа?- Что самое важное вы запомнили на уроке?
-Как называлось жилище казаков?
-Что использовали для постройки дома из самана? Для турлучного дома?
-Как называлась посуда? Какие предметы быта запомнили?
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/regionalnyy-komponent/2014/04/11/urok-kubanovedeniya-znakomstvo-s-bytom-kazakov