- Праздник Лаба в Китае или День Просветления Будды
- День Просветления
- Истоки праздника Лаба
- Традиционная каша Лаба
- Чеснок Лаба
- Если вы попали в Китае на праздник Лаба
- День праздника Лаба
- Асалха Пуджа (Asalha Puja)
- История Асалха Пуджа
- Значение Алсаха Пуджа
- Первая проповедь Будды
- Васса
- Как празднуют Асалха Пуджа в Тайланде
- Дни Айам-и-Ха (Вставные дни)
- Пурим: история и традиции иудейского праздника
- Откуда пошло название праздника?
- Как появился праздник?
- Что принято делать в этот день?
Праздник Лаба в Китае или День Просветления Будды
Продолжу рассказывать о китайских праздниках. В январе в Китае проходит традиционный ‘фестиваль Лаба’, который китайцы празднуют уже 3000 лет.
Лаба празднуется в 8-й день 12-го месяца по лунному календарю. ‘Ба’ – это по-китайски ‘восемь’, а ‘Ла’ – это название двенадцатого месяца. Еще одно название праздника — ‘день Просветления’.
Праздник Лаба интересен, прежде всего, смешением традиций Буддизма, Конфуцианства и Шаманизма. В этот день приносят жертвы предкам, Небу, Земле и Будде. Но больше он считается буддистским праздником.
День Просветления
Будда Шакьямуни был сыном царя и наследником престола. Однако вопреки воле отца, он ушел из дворца и начал странствовать в поисках учителей, которые бы позволили ему избавиться от страданий самому и помочь другим.
По легенде, он практиковал аскетизм в поисках духовного совершенства. Шакьямуни почти не ел. Наконец он решился отказаться от пищи, кроме одной рисинки в день. Сильно истощенного его нашла молодая девушка и накормила кашей из риса с молоком. Это очень важный момент легенды, к которому мы чуть позже вернемся.
После этого случая Шакьямуни перестал практиковать аскетизм и принялся медитировать под ветвями дерева Бодхи, в результате чего достиг просветления и стал Буддой. Восьмой день двенадцатого месяца считается именно днем просветления Будды Шакьямуни.
Истоки праздника Лаба
Этот праздник существовал еще до прихода Буддизма в Китай, и даже еще до возникновения Буддизма вообще. Еще 3000 лет назад это был ‘праздник урожая’, когда отдавали дань уважения хорошему урожаю прошлого сезона и молились о хорошем урожае будущего года.
Тогда у этого дня не было точной даты. Только с приходом в Китай Буддизма его стали праздновать в конкретный день календаря. Буддистский праздник совместили с древним, и получился современный ‘фестиваль Лаба’.
Традиционная каша Лаба
Вспомним историю о девушке, которая накормила Шакьямуни. Именно этот рис с молоком послужил прообразом ‘каши Лаба’. Это блюдо происходит из Индии, и в Китае оно претерпело серьезные изменения – ингредиентов стало больше, а молоко исчезло из рецепта. Весь праздник Лаба строится именно вокруг этой каши.
Каша Лаба готовится из нескольких видов риса, других злаковых, орехов и сухофруктов. Ее рецептов существует великое множество. Ее еще называют ‘каша Бабао’, ‘каша Восьми Драгоценностей’ или ‘Буддистская каша’.
Ее готовят утром и приносят жертву предкам, Будде, Земле и Небу. Потом ее едят всей семьей. Есть традиция в праздник Лаба раздавать эту кашу бедным, показывая свою доброту.
Кашу принято немного не доедать. Этот обычай – прямое последствие символизма с урожаем. Нельзя же есть весь урожай, нужно оставить его часть на посев. В некоторых провинциях кашу кладут на растения, деревья и цветы как приношение в целях будущего урожая.
В каждом буддистском храме в Китае в этот день готовят кашу Лаба и раздают всем желающим. Если вы будете в Китае в этот день, то зайдите в храм и попробуйте. Этот обряд по символизму сходен с благословением. В Пекине главным центром празднования является храм Юнхэгун, о котором я недавно рассказывал в блоге. Даже императоры в этот день ели кашу Лаба и раздавали чиновникам и приближенным в Запретном городе.
Чеснок Лаба
В этот день принято замачивать чеснок в уксусе. Его держат так 20 дней до китайского Нового года, пока он не позеленеет. В Новый год его едят вприкуску с традиционными пельменями цзяоцзы.
Традиция замачивать чеснок более всего распространена в северо-восточном Китае. В южных областях (например, в Шанхае) она почти не встречается.
Если вы попали в Китае на праздник Лаба
Во-первых, это хорошая возможность поесть кашу Лаба. Для этого даже не нужно идти в ресторан или кафе, а просто заглянуть в ближайший буддистский храм. К слову, каша Лаба давно не является праздничным блюдом в Китае. Ее едят и в обычные дни.
Во-вторых, вы сможете посмотреть, как китайцы едят кашу палочками для еды. Многие россияне считают, что это невозможно. В действительности, густоту съедают палочками, а жидкость выпивают из миски. Делают это китайцы с легкостью.
Больших парадов или концертов в этот день не устраивают, и подгадывать свой полет в Китай под эту дату большого смысла нет.
День праздника Лаба
Так как день Лаба определяется по лунному календарю, то в нашем Григорианском календаре его дата каждый год меняется.
2014 год – 8 января, 2015 год – 27 января, 2016 год – 17 февраля, 2017 год – 5 января, 2018 год – 24 января, 2019 год – 13 января.
Желаю интересных поездок в Китай, и читайте другие записи блога (ссылки ниже).
Источник статьи: http://jj-tours.ru/adds/blog3/18-12-2015-laba-festival.html
Асалха Пуджа (Asalha Puja)
Асалха Пуджа (также Асанха Буча) — один из самых важных праздников в буддизме Тхеравады. Он празднуется в полнолуние восьмого лунного месяца, которое обычно приходится на июль. Асалха Пуджа — это государственный праздник в Таиланде.
История Асалха Пуджа
Асалха Пуджа также называется Днем Дхармы, потому что она посвящена первой проповеди Будды, которая, как считается, приводит в движение колесо Дхармы. В то время как День Весак, или День рождения Будды, является самым известным праздником в буддизме, также отмечая просветление Будды в его 35-летие, сам буддизм как религия не существовал еще несколько месяцев после этого.
После своего просветления Будда провел несколько недель удивлялся тому, насколько глубокими были его осознания, задаваясь вопросом, смогут ли другие понять, если он будет учить их. Осмотрев мир своими просветленными глазами, он обнаружил, что некоторые люди действительно могут понять Дхарму и в конечном итоге достичь того же уровня, что и он. Поэтому недавно просветленный Будда отправился на поиски наиболее способных людей, пяти аскетов, с которыми он практиковал ранее в поисках просветления.
Будда нашел своих старых товарищей в Оленьем парке близ Бенареса в день полнолуния восьмого лунного месяца (около июля), или в день Асалха Пуджи, и дал им свою первую проповедь — Дхаммакаккаппаваттана Сутту. Он обучил их Четырем Благородным Истинам, которые выражают сущность буддизма.
Значение Алсаха Пуджа
Несмотря на то, что первая проповедь Будды, безусловно, является важным событием в буддизме, существуют более глубокие причины, по которым Асалха Пуджа имеет большое значение.
Это событие ознаменовало начало буддизма не только потому, что это был день первого учения буддизма, но и потому, что это был день появления первого буддийского монаха. Один из пяти аскетов, Конданья, после прослушивания проповеди достиг первого уровня просветления, став вторым человеком в мире, достигшим просветления.
После того как Конданья стал просветленным, он попросил посвящения (попросил Будду принять его в качестве ученика) и стал первым буддийским монахом, создав таким образом в мире Три Драгоценности буддизма: Будду, Дхамму (истину/учение) и Сангху (монашескую общину).
Наконец, учением Будда завершил свое состояние Будды как самма самбуддха, тот, кто сам открывает путь к просветлению, а затем учит других.
Первая проповедь Будды
Первая проповедь Будды, Дхаммакаккаппаваттана Сутта или рассуждение о приведении в движение колеса Дхаммы, считается самой известной суттой в буддизме Тхеравады. Она не только считается первой проповедью, но и, вероятно, считается самой основополагающей. На самом деле Сутта считается париттой, или защитным текстом, который буддисты могут повторять или слушать, чтобы защитить себя от опасности.
С точки зрения содержания, Сутта охватывает несколько основных принципов, которые многие считают определяющими аспектами буддизма. Текст начинается с того, что недавно просветленный Будда говорит своим спутникам, что для того, чтобы обрести просветление, человек не должен предаваться радостям чувств и не должен лишать себя основных потребностей. Одно порождает привязанность, другое — трудности. Ключ к этому — умеренность, маджхима патипада, или, так сказать, Срединный Путь.
За этим следует фундаментальное учение на буддийскую тему дуккха, или страдания. Согласно этому дискурсу, страдание, которому буддизм стремится положить конец, находится повсюду вокруг нас. Страдание — это болезнь, старение, смерть, отсутствие того, что вы хотите, получение того, чего вы не хотите, и т. д. В сущности, жизнь — это страдание.
Затем Будда учит о непривязанности — учение, очень стереотипно связанное с буддизмом. Сутта объясняет, что причиной страдания является Танха, или желание. Не просто стремление к обладанию, людям или власти, но желание и привязанность к взглядам, верованиям и мнениям, желание стать чем-то и желание не испытывать неприятных вещей среди других. Ключом к прекращению страдания является устранение такого желания посредством практики благородного Восьмеричного Пути.
После того, как эти основные принципы были изложены, Сутта подтверждает полное просветление Будды и начало буддизма в Оленьем парке в Бенаресе, и заканчивается признанием того, что Конданья понял проповедь.
Васса
Несмотря на то, что это и не связано с самим днем, Асалха Пуджа приземляется в день, который знаменует начало сезона дождей во многих тропических странах. Сезон дождей имеет большое значение в буддизме, потому что это период Вассы, или отступления дождей, для монахов.
Во времена Будды монахи, совершавшие путешествия во время сезона дождей, непреднамеренно причиняли вред посевам и растительности или случайно наступали на насекомых, которые выползали на дождь, во время путешествия. Это привело к тому, что Будда установил правило, согласно которому монахи ограничивают свои путешествия и не остаются ночевать в местах, отличных от их заявленного местоположения в течение сезона, за разумными исключениями, конечно.
Васса также служит периодом, когда монахи могут больше сосредоточиться на буддийской практике, поскольку у них есть больше времени для уединения и медитации в течение этого периода времени. Дожди начинается, по совпадению, на следующий день после Асалха Пуджи.
Как празднуют Асалха Пуджа в Тайланде
Практикующие тхераваду празднуют Асалха Пуджу, слушая проповеди и принося подношения в храмы. Важным ритуалом является повторение священных писаний, рассказывающих об этом событии на оригинальном языке Пали. Следующий день также отмечается как праздник, потому что это первый день Вассы. Вассу часто называют буддийским постом, но на самом деле это трехмесячный ретрит, посвященный оздоровлению, размышлениям и молитве.
Все храмы Таиланда организовывают религиозные мероприятия, чтобы отметить это событие. Различные религиозные группы, правительственные учреждения, частные организации и широкая общественность приглашают друг друга к практике в соответствии с учением Будды, например к ведению счастливой и мирной жизни.
Источник статьи: http://astromagicmoon.ru/prazdniki/gosudarstvennyye_prazdniki/prazdniki_v_taylande/asalha-pudzha-asalha-puja
Дни Айам-и-Ха (Вставные дни)
Дни Айам-и-Ха можно считать днями вне времени, символизирующими вечную Сущность Бога (Фото: Igor Zh., Shutterstock)
Дни Айам-и-Ха (Ayyám-i-Há, Вставные дни) — дни празднования, веселья, гостеприимства и благотворительности. У бахаи свой календарь, основанный Бабом и утвержденный основателем Веры Бахаи — Бахауллой.
По этому календарю год бахаи делится на 19 месяцев по 19 дней каждый. Недостающие до солнечного года 4 или 5 дней помещаются перед последним месяцем года и носят имя Айам-и-Ха — вставные дни, дни празднования, веселья и гостеприимства. Они начинаются вечером после захода солнца 24 или 25 февраля и заканчиваются с заходом солнца 28 или 29 февраля.
Айам-и-Ха буквально означает «дни Ха». «Ха» — буква в арабском языке, соответствующая русской «Х», и одна из трех арабских букв, составляющих слово «Баха». И Баб, и Бахаулла следовали арабской традиции, по которой каждой букве присваивалось соответствующее численное значение, и цифрам, и буквам придавался духовный смысл.
В системе абджад эта буква арабского алфавита имеет численное значение 5 — нумерологической сумме букв в слове «Баб» и соответствует наибольшему возможному числу Вставных дней. «Ха» также первая буква арабского местоимения, которое в религиозных писаниях на арабском используется при ссылке на Бога или Сущности Божией. Буква «Ха» сама по себе использовалась как символ «Сущности Божией». Она стала предметом множества сочинений на арабском, посвященным разгадке ее тайн.
Таким образом, эти дни вне календаря — дни Айам-и-Ха — можно считать днями вне времени, символизирующими вечную Сущность Бога.
В Китаб-и-Агдас — священной книге бахаи — Бахаулла так пишет об этом времени: «Дни, остающиеся от месяцев, да будут помещены перед месяцем Поста. Мы распорядились, дабы они среди всех ночей и дней были проявлениями буквы «Ха», и посему они не связаны ограничениями года и месяцев его. Во дни сии людям Баха подобает устраивать празднество для себя и своих родных, а кроме них — для бедных и нуждающихся, и с радостью и ликованием приветствовать и славить Господа своего, воспевать Ему хвалу и возвеличивать Имя Его».
Другие праздники в разделе «Праздники бахаи»
Источник статьи: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1036/
Пурим: история и традиции иудейского праздника
Пурим — один из главных еврейских праздников. В 2021 году он отмечается с вечера 25-го по вечер 26-го февраля. Рассказываем о его истории и традициях.
Откуда пошло название праздника?
«Пурим» образовано от древнеперсидского слова «пур», что означает «жребий». Этот праздник установлен в память о спасении евреев от рук врагов во время правления персидского царя Ахашвероша в середине VI века до н.э.
Как появился праздник?
По преданию, царедворец Аман решил уничтожить весь еврейский народ из-за того, что еврей Мордехай, советник царя, не оказывал ему должного почтения. Обманом Аман убедил царя Ахашвероша подписать указ, позволяющий осуществить его план, и стал метать жребий, чтобы выбрать день исполнения замысла. Жребий выпал на 13-е число месяца адар (в еврейском календаре 12-й месяц — прим. ТАСС). Спасла еврейский народ царица Эстер, жена Ахашвероша и племянница Мордехая. Узнав о надвигающейся беде, она вместе с дядей собрала всех евреев, чтобы вместе поститься и молиться о спасении. Выдержав пост, Эстер рассказала супругу о своем происхождении, которое ранее скрывала, и кознях Амана, попросив пощадить свой народ. Однако отменить царский указ в то время было нельзя, и Ахашверош издал другой, позволявший евреям защищать себя любыми средствами. В 13-й день месяца адар по всей Персии были убиты тысячи человек, замешанных в заговоре против евреев, в том числе десять сыновей Амана. 14 адара иудеи отмечали избавление от врагов.
Что принято делать в этот день?
Так как Пурим не упоминается в Торе, работать в этот день не запрещается. Накануне Пурима иудеи держат «пост Эстер», в синагогах в праздничные дни читают Свиток Эстер — часть Танаха (еврейской Библии), рассказывающую историю о спасении евреев. При упоминании Амана в синагоге свистят, топают ногами и трещат специальными трещотками, выражая так ненависть к злодею. Читают свиток дважды: вечером 13 и утром 14 адара.
После утреннего чтения заповеди предписывают евреям посылать друг другу угощения, а также делать подарки бедным. Считается, что каждый еврей должен помочь как минимум двум нуждающимся. Около полудня 14 адара начинается торжественный пир. Пурим — единственный день в году, когда евреям разрешается крепко выпить. Еврейские мудрецы говорили: «Должен человек напиться в Пурим до того, чтобы не отличать слова «проклят Аман» от слов «благословен Мордехай». В эти дни пекут сладкие треугольные пирожки, их называют «ушами Амана».
В Пурим устраивают карнавальные шествия, которые должны напоминать о том, что под маской случайных стечений обстоятельств скрывается божественный замысел.
Источник статьи: http://tass.ru/obschestvo/10777815