- Маргоски что это за праздник
- XVIII. МАРГОСКИ, ИЛИ МАРГОСКИНА НЕДЕЛЯ
- Читайте также
- 7 Первая неделя долгой ночи
- Страстная неделя
- Трагическая неделя
- Последняя неделя
- 2. Огненная неделя
- Страстная неделя
- Святая неделя
- Радуницкая неделя
- Семицкая неделя
- Глава 6 «КРАСНАЯ НЕДЕЛЯ»
- Страстная неделя в Москве
- Неделя
- Всесвятская неделя
- Неделя женщин мироносиц
- Страстная неделя
Маргоски что это за праздник
Братчина – народный бабий праздник, сопровождаемый ритуалом посвящения женщин, которые вошли в детородный возраст, в премудрости семейной жизни.
Бабий праздник имел свое название – маргоски (моргоски), а «маргосить» в переводе означает «кокетничать», «умильничать».
Вообще братчина относится к числу социально-посвятительных обрядов, связанных с переходом из одной социальной группы в другую: из детской – в молодежную, из молодежной – в семейную и так далее.
К ним относится и праздник посвящения семейных женщин в премудрости житейские, праздник жен-мироносиц , а по народному — маргосье. Сейчас эти традиции утрачены, хотя народная мудрость имеет глубокий смысл.
Маргосье – предтеча современного Дня матери, хотя приживается он в России очень вяло и мало кто о нем знает. А на западе только его и знают, и ни о каких других женских праздниках там не ведают.
На бабий праздник собирались только замужние женщины. Девушки и старухи на праздник не допускались: старухи, потому что считалось, что они теряют пол с переходом в группу престарелых и не способных рожать, а девушек – потому что они еще не знают всех «прелестей» семейной жизни.
Правда, в исключительных случаях по особым приглашениям они допускались. Не допускались на праздник и мужчины, правда, не везде. Поэтому в день жен-мироносиц, в третье воскресенье по Пасхе, тайно, чтобы ни мужчины, ни девушки, ни старухи, не знали о месте трапезы, собирались вместе только замужние женщины.
Предварительно все женщины, независимо от статуса и возраста — и девушки, и вдовы, и женщины более старшего возраста — считали обязательным сходить в этот день на службу. При этом в руках они держали красные яйца в память о Марии Магдалине . После службы каждая из женщин подходила к батюшке и христосовалась, отдавая ему яйцо. До этого дня христосоваться со священником женщинам запрещалось. В Пасху христосовались только мужчины.
В сам день жен-мироносиц женщины собирались где-нибудь на пригорке, в лесу, на озере или в другом месте, так, чтобы о месте и времени было известно только им. Накануне шла ссыпка или складчина: каждая женщина приносила что-нибудь для угощения других. Собирали яйца, молочные продукты, составлявшие основное меню праздника, напитки, каши.
Главным блюдом дня считалась большая яичница, которую делали из собранных яиц. Яичницу жарили на костре три выбранных бабы. Яичница получалась настолько густой, т.к. яиц было очень много, что ее ломали как хлеб и ели руками. После того, как яичница была съедена, женщины бросали вверх ложки, сопровождая подбрасывание припевом:
«Родись лен такой-то здоровый и высокий».
Ложка взлетала выше — лен уродится длиннее.
Основным предметом разговора в бабий праздник была семейная жизнь: старшие делились опытом с младшими, рассказывались случаи из собственного опыта, учились, как выходить из тех или иных ситуаций. Жалко, что сейчас нет таких посиделок: каждая женщина учится на своих ошибках.
Практиковался на празднике ритуал опевания беременных и зрелых женщин, что было равнозначно оберегу, а также кумовство. Все женщины кумились: каждая по очереди подходила к дереву, снимала с себя крестик и ленты, вешая их на дерево. Потом все брались за руки и обходили хороводом вокруг дерева с крестиками и лентами, припевая:
«Вы, кумушки, вы, голубушки, – кумитеся, любитеся, не ругайтеся, не бранитеся, сойдитесь – полюбитеся, подружитеся».
Обойдя дерево трижды, все подходили к крестам, целовали их, потом крестики с поцелуями одевались на другую женщину. В результате этого обряда все женщины становились по обрядовому праву кумами и называли с того дня друг друга по имени, а не имени-отчеству. Все становились родственниками. Женщины считались кумушками до Духова дня.
Тут же христосовались яйцами, которые специально красили к этому дню. Так с песнями, танцами, угощением праздник длился всю ночь. Бабья братчина практиковалась в разных местах вплоть до Троицы.
В Вятке праздник назывался «Шапшиха». На него приходили только самые отчаянные. Девушки не приглашались, да и многие замужние не ходили, потому что на празднике была в ходу водка и разнузданные простоволосые танцы, что запрещалось на людях. В южных областях проводились похороны кукушки.
Но о нем расскажем ближе к Троице, потому что чаще всего этот праздник практиковался именно в этот день. Как бы то ни было, во всех деревнях и поселках этот день почитался и праздновался. Народ в братчине отдавал дань уважения и любви каждой замужней женщине, хранительнице семейного очага, подательнице мира и любви.
Источник статьи: http://sotvori-sebia-sam.ru/bratchina/
XVIII. МАРГОСКИ, ИЛИ МАРГОСКИНА НЕДЕЛЯ
XVIII. МАРГОСКИ, ИЛИ МАРГОСКИНА НЕДЕЛЯ
Так называется в черноземных губерниях (например, в Орловской) вторая неделя по Пасхе — неделя жен-мироносиц. Это празднество установлено исключительно для женщин и приходится оно на воскресный день (первый после Фомина). Пасхальные яйца приобретают здесь особенное значение, занимая в праздничном обряде главное место. Под Москвой этот женский праздник выражается в том, что храмы бывают переполнены замужними женщинами, вдовами и девушками гораздо больше, чем во всякий иной праздничный день, и при этом каждая из молящихся, подходя к кресту прикладываться после обедни, обязательно христосуется со священником и дает ему яйцо, подобно тому, как на утрени Светлого воскресенья тот же обряд исполняют исключительно мужчины. Где церквей и сел немного и приходы удалены на значительное расстояние, в то же воскресенье (в Орловской губ.) с утра бабы и девки забираются в ближний лесок или даже хотя бы на такое место, где завязались кусты ракиток, с обрядовыми приношениями в руках, карманах или за пазухой — парой сырых яиц и парой печеных и крашеных. Идут с песнями. По приходе смолкают, ввиду наступления торжественного священного обряда христосованья и кумовства. Каждая сняла с шеи крест и повесила на дерево; к нему подошла другая, перекрестилась, поцеловала его и обменяла на свой крест, с владелицей его потом поцеловалась, покумилась — стали считаться и зваться «кумами», «кумушками» вплоть до Духова дня — нового женского праздника (на этот раз исключительно девичьего). Когда же все перекумятся, запевают снова песни и затевают пляски, а в это время ребята собирают хворост и раздувают огонь; на нем три бабы жарят яичницу, которая от множества вкладов выходит настолько густая, что ее едят руками, отламывая по куску и христосуясь яйцами, которые к этому дню нарочно красят. Вместо водки, сидя кругом сковородки, угощаются из рюмок квасом с взаимными пожеланиями. Девушек-подростков приветствуют обыкновенно так: «Еще тебе подрасти, да побольше расцвести», а девице заневестившейся говорят: «До налетья (следующего года) косу тебе расплести надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью» (в девушках), а бабам пожелания высказываются несколько иного характера: «На лето тебе сына родить, на тот год сам третьей тебе быть». Девушки свои пожелания шепчут друг другу на ухо. Как бы то ни было, умилительный обычай этот вводит в обиходный язык упрощенную форму ласкового привета, в замену сухого величанья по имени и отчеству. В коренных и старых поселениях все либо кумы и свахи, либо кумовья и сваты и не только по церковному благословению, но и по обычному обрядовому праву. В облегчение привета при взаимных ежедневных и ежечасных сношениях обычай этот повсеместен и неискореним, как крепко излюбленный, веками взлелеянный.
В иных деревнях тех же местностей умеют оживить праздничный пир вводными обрядами из подлинной старины. Собравшись в лес кумиться или (что то же) крестить кукушку, идут разбившись парами.
Когда свяжут оборой от лаптей верхушки березок и подвесят кресты с шей и ленты с кос, начинают ходить кругом деревьев навстречу друг другу с припевом: «Вы, кумушки, вы, голубушки, — кумитеся, любитеся, не ругайтеся, не бранитеся, сойдитесь — полюбитеся, подружитеся». И затем, обойдя березки три раза, целуют подвешенные на них кресты, которыми, при взаимных поцелуях, и меняются. К яичнице допускают парней, обязанных принести водки, меду и сладких гостинцев. Когда съедят яичницу, каждая девушка выбирает себе парня и, обнявшись с ним, гуляет у всех на глазах. Родители девиц видят в этом только обычай, и на этот день не находят в нем ничего предосудительного, хотя готовы переломать ребра за то же самое в другие, непоказанные дни. Начнет садиться солнце — все с песнями спешат по домам.
В Дмитровском уезде (той же Орловской губ.) этот праздник сопровождается еще «зазыванием снитки», от которой, якобы, зависит урожай хорошей капусты. Это то же самое растение, которое всюду называется подорожником, а также «кукушкой» (почему и самый праздник прозван «крещеньем кукушки»). Прибавленный обряд совершается после предыдущих и состоит в том, что девушки, поевши яичницы, разбиваются по соседним кустарникам и ищут там эту обетованную траву для того, чтобы вырвать ее с корнем, унести на другое место и там зарыть в землю. Посадке капусты, вообще, придают особое значение и даже там, где уже отстали от старых обычаев, при посадке этого любимого овоща, играющего столь значительную роль и занимающего на крестьянском столе такое видное место во всей матушке России, один кочешок покрывают горшком и присаживают к нему туда же одну луковку. Самый горшок обвивают венком, принесенным из церкви на Троицын день и сберегаемым около образов до времени посадки капусты. Девичья снитка служит тому же делу и отпевается теми же заветными хороводными песнями, которые еще не забыты и не затерты современными частушками (коротенькими куплетцами в четыре стиха).
По Вятке (например, в Яранском краю) тот же мироносицкий праздник справляется по-своему и называется «Шапшиха». Девушкам сюда нет доступа, женщины также стараются уклоняться, а придерживаются старого обычая только те из баб, которые любят погулять (на селение приходится таких баб 10 —15). Самый обычай сводится к женской пирушке, устройство которой берет на себя одна из участниц, по жребию. Чаще всего, это или вдова, или малосемейная. Устроительницы бабьего пира варят пиво и из доставленных накануне в складчину (вместе с водкой) припасов приготовляют обед к тому времени, когда прочие складчицы вернутся из церкви, от обедни и от молебна Мироносицам. Поздним вечером оканчивается этот пир плясками. «В старые годы (сообщает наш корреспондент г-н Наумов) женщины, не стесняясь никем, благодаря отсутствию мужчин, веселились и плясали до того, что, под конец пира, сбрасывали с себя платки и носимые под ним каждою замужнею женщиной чепчики («чехлики», по местному выражению) и пели и плясали простоволосыми. Являться в таком виде перед посторонними считалось и считается в высшей степени зазорным и непозволительным для всякой порядочной женщины. Вообще, это признак крайней разнузданности, и в некоторых деревнях этот обычай совершенно исчез, тогда как в прежнее время справлялся всеми женщинами «и в нем (по свидетельству г-на Наумова) принимала участие даже попадья».
Читайте также
7 Первая неделя долгой ночи
7 Первая неделя долгой ночи Охота в арктических сумерках. Преследование медведя, карибу и мелких животныхСолнце погрузилось за горизонт. Мрак продолжал неумолимо сгущаться. Каждые двадцать четыре часа, приблизительно в то самое время, когда наступает полдень и солнце,
Страстная неделя
Страстная неделя Последняя неделя Великого поста. Название «страстная» объясняется тем, что в каждый из дней недели на богослужении читаются отрывки из Евангелия — описания страдания (страстей) Иисуса Христа. Поэтому каждый из дней недели посвящен воспоминанию о
Трагическая неделя
Трагическая неделя Каталонская деревня выражала протест по-своему. Винный кризис 1890-х годов привел к хорошо организованным выступлениям rabassaires (виноградарей, арендующих землю). Они действовали решительно, как и крестьяне Юга, однако куда больше преуспели в борьбе за
Последняя неделя
Последняя неделя 14 июня. Внимание читателей, раскрывших утром 14 июня газеты, было привлечено к заявлению ТАСС. В заявлении категорически опровергались утверждения английской и другой иностранной печати, будто Германия предъявила Советскому Союзу претензии
2. Огненная неделя
2. Огненная неделя Здесь была первая от Хортицы дневка – стояли даже два дня: надо было отдохнуть, привести в порядок оружие и ориентироваться.Пока корпус отдыхал, мы, то есть броневой дивизион, были посланы в сторону Днепра разведать возможность переправы. Под проливным
Страстная неделя
Страстная неделя На сей раз, в отличие от марта 1918 и октября 1919 годов, грузины шли не усмирять, а карать. Между прочим, в чем-то понять их можно: повстанцы, как и всякие взбунтовавшиеся крестьяне, гуманизмом по отношению к грузинам, особенно замеченным в подавлении
Святая неделя
Святая неделя Святая неделя называется у народа: великоденскою, славною, великою и радостною. Первый день Пасхи они называют: Велик день, утро вторника: купалищем, пятницу: прощёный день, субботу: хороводницы. Поселяне Черниговской губернии эту неделю называют:
Радуницкая неделя
Радуницкая неделя Радуницкая неделя начинается с Фомина воскресенья и вмещает в себя старые обряды наших отцов. Первый день этой недели называют: красная горка, понедельник: радуницею, вторник: наской или навий день, или усопшиерадаваницы. На этой неделе отправляют:
Семицкая неделя
Семицкая неделя Семицкая неделя бывает на седьмой неделе после Пасхи, и получила такое народное название от Семика. Эта неделя в старину известна была под именем Русальной. Малорусы называют ее зеленою, клечальной, а последние ее три дня — зелеными святками. Около
Глава 6 «КРАСНАЯ НЕДЕЛЯ»
Глава 6 «КРАСНАЯ НЕДЕЛЯ» Общенациональная газета Итальянской социалистической партии «Аванти!» была основана в 1896 году Турати и его сподвижниками. В 1912 году редактором ее был адвокат Клаудио Тревес, который стоял за умеренную линию в публикациях. Но в октябре новый
Страстная неделя в Москве
Страстная неделя в Москве Недолго польские воины, занявшие Москву, ладили с москвичами. Военный люд в те времена считал все позволительным для себя, особенно в завоеванной стране, а на Москву поляки смотрели как на покоренный город. Сначала при Жолкевском они еще кое-как
Неделя
Неделя Неделя из семи дней закрепилась религиозно-мистическим представлением, была принята мусульманской и христианской религиями, прошла через тысячелетия и сохранилась доныне. В украинском языке неделя – «тиждень» – тот же день.Числу «семь» издавна придавали
Всесвятская неделя
Всесвятская неделя Неделя, которая начиналась после Троицкой недели. Воскресенье Всесвятской недели посвящено памяти всех святых. Всесвятская неделя завершает цикл Семика и Троицы. На протяжении этой недели совершали ритуалы проводов – похороны русалок, Костромы,
Неделя женщин мироносиц
Неделя женщин мироносиц Неделя после Пасхи, посвященная в церковной традиции женщинам мироносицам, свидетелям воскресения Спасителя. Воскресенье накануне недели женщин мироносиц считалась «бабским праздником», знаменовалась гуляньем и трапезой женщин, на которые не
Страстная неделя
Страстная неделя Последняя неделя перед Пасхой – дни сурового поста и приготовления к празднику. Еще называют Вербная неделя, Вербич, Чистая неделя, Белая неделя. С понедельника начинали готовиться к Светлой Христовой неделе: вымывали жилище, убирали подворье. Во
Источник статьи: http://history.wikireading.ru/325885