Марийский национальный праздник агавайрем

Агавайрем

АГАВАЙРЕМ (Праздник пашни)

Содержание

Локальные названия.

Ныр пыразнык (нижегородские марийцы), Сабантуй (так называют Агавайрем марийцы, проживающие по соседству с татарами в некоторых районах Башкортостана, Татарстана и Удмуртии).

Распространение.

Распространен у луговых, восточных марийцев, с соблюдением традиционных форм отмечается в основном марийцами северо-восточных районов РМЭ. Отдельные группы восточных марийцев отмечают и традиционный Агавайрем, и татарский Сабантуй. С начала 1990-х годов праздник справляется в столице РМЭ Йошкар-Оле.

Сроки и время проведения.

Агавайрем не имеет точно установленной календарной даты проведения. Его отмечают перед весенним севом, но большей частью — после него в период между летним Николиным днем (кенеж Миколо — 22 мая) и Духовым днем (Мланде шочмо кече, через 50 дней после Пасхи). Время и день праздника заранее выбираются картами, при этом желательно его проведение на новолуние. Всемарийское моление Оно Морко Агавайрем в Республике Марий Эл (Сернурский район), завершающее празднование Агавайрема, проводится через 8 недель после Пасхи в субботу — за 6 дней до Девятой пятницы (Индеш кугарня).

Значение праздника.

Агавайрем — древний земледельческий праздник, посвящен божествам плодородия, земли и силам природы, имеет важное религиозное значение. Им завершается весенний цикл праздничной обрядности марийцев. Агавайрем прежде считался одним из почитаемых и уважаемых марийцами календарных праздников и отмечался с большой торжественностью. Приуроченный к важнейшему этапу сельскохозяйственных работ— весеннему севу, праздник представлял собой сложный комплекс обрядов, пронизанный аграрной тематикой. Основными функциями обрядов были обеспечение своевременного посева зерновых, достижение плодородия земли и содействие росту растительности, обеспечение в будущем ее обильного плодоношения.

Обряды.

В содержание праздника входят аграрно-магические обряды и коллективное моление с жертвоприношением из блинов, яиц и пива, народные увеселения. Моление проходит поэтапно — в рамках одной деревни, группы деревень и территории (мирское моление).

К Агавайрему тщательно готовятся: производят уборку дома, двора, улицы, заранее запасаются продуктами для приготовления ритуальных блюд, прежде в большом количестве набирались яйца, которые считались обязательными в праздничной обрядности Агавайрема. Вдень праздника моются в бане, надевают чистую одежду, готовят обрядовые кушанья — блины, ватрушки с картофелем, сырники, вареники с творогом, варят пиво.

На моление в рощу Агавайрема или в специально отведенное место шелык выходят в нарядной одежде. Во время моления, обращаясь к богу праздника Агавайрем юмо и божествам сил природы, молящиеся во главе с картом просят у них плодородия полей, хорошей погоды для своевременного проведения весенне-полевых работ, предохранения будущего урожая от бурь и града, от вредителей, благополучия и счастья всем присутствующим.

После моления устраиваются различные магические действия с яйцами, почитаемыми как символ плодородия. Их дарят молодушкам, чтобы имели много детей, зарывают в поле, надеясь получить зерна крупными, как яйца. Дети играют, катая яйца по лубу, бросают через деревья с целью воздействия на урожайность полей. Победителям в беге, конных скачках, совершаемых после моления, вручаются вышитые полотенца и яйца. Прежде старейшины во главе с картом совершали обходы полей с волынкой, звуки которой якобы способствовали росту и увеличению урожая.

Восточные марийцы во время Агавайрема проводили в прошлом обряд изгнания злых сил сурем мужо, очищая свои жилища, селение.

На второй день праздника проводили подворный обход домов с молитвой и угощением пива. Молодежь играла в традиционные игры «Солык пуэн» (Давая полотенце), «Вуд йоген» (Ручеек) и т.д. Характерными для праздника являлись качания на качелях, игры возле источников воды.

В праздничные дни соблюдались запреты, нельзя было красить нитки, стирать белье, устраивать шум.

Источник

Справочник «Марийские праздники». Калинина О.А.

Источник статьи: http://aboutmari.com/wiki/%D0%90%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%80%D0%B5%D0%BC

Марийские жрецы попросили хорошую погоду и богатый урожай в Агавайрем

Землю мы до сих пор называем Матерью. Это имя показывает взаимосвязь, которая существует между людьми, животными и другими живыми существами. Однако мы не всегда обращаемся с нашей планетой так, как следует её детям.

К счастью, в нашей стране есть народы, в сердце которых особое место занимает Земля. Коренной народ Республики Марий Эл относится к природе с величайшей любовью и особым почтением.

Читайте также:  Конец учебного года праздники

Сегодня РИА SM-News предлагает познакомиться с марийским национальным праздником, который связан с божествами Земли и силами природы.

Марийский Праздник пашни и сохи

Весной в Республике Марий Эл отмечают национальный праздник Агавайрем. Причём данный праздник числится в одном ряду с большими марийскими обрядовыми молениями.

«Этот праздник проводится в период весенне-полевых работ», — объясняет глава Советской общины «Марий кумалтыш» Ефим Виногоров.

Как уточняет представитель марийской традиционной религии, по толкованию верховного карта Александра Таныгина, праздник олицетворяет творение природы. «Ага» обозначает простанство, а «вайрем» – творение.

При этом Ефим Михайлович добавляет, что у самобытного марийского торжества существует и другое значение – Праздник пашни и сохи. В данном случае «ага» переводится как поле, а «вайрем» («пайрем) – как праздник.

У любого праздника есть свои ритуалы, которые уходят корнями вглубь веков. Какие традиции связаны с марийским Праздником пашни и сохи? Виногоров объясняет, что хотя Агавайрем относится к обрядовым молениям, но он проводится без жертвоприношения.

Глава Советской общины «Марий кумалтыш» приоткрывает тайны обрядов марийского национального праздника. Предлагаем вам погрузиться в церемонию праздника Агавайрем.

Как рассказывает Ефим Михайлович, на праздник выходят люди в белой, чистой и нарядной одежде. Виногоров особо подчёркивает, что на любых праздниках народ мари бывает в традиционной нарядной одежде.

На праздновании Агавайрем марийцы приходят с крашеными яйцами, которые напоминают пасхальное угощение. Кроме того, на праздник марийцы приносят блины, творожные вареники, квас и другую еду.

«Каждый человек выходит со свечками на мольбище. Причём для Агавайрем оно всегда специальное. По размерам мольбище по сравнению с традиционными местами молений не очень большое.

Например, праздник проводят в рощице с березками. При этом у каждой деревни есть своё место», — говорит глава Советской общины «Марий кумалтыш» Ефим Виногоров.

Ближе к обеденному времени народ мари выходит к молельной роще Агавайрем и начинает собираться. В это время карт (жрец – прим.ред.), который ведёт моление, разжигает небольшой костёр.

При этом люди, которые пришли на моление, ставят свои угощения в ряд на белое полотенце. После этого карт начинает произносить молитвенные слова.

Моление марийских язычников

Главным образом, последователи марийской традиционной религии благодарят Богов за то, что пережили зиму вместе с её метелями и вьюгами.

Кроме того, народ мари выражает благодарность за то, что им хватило корма для домашних животных, а также за то, что сохранились семена для новой посадки. Одним словом, марийцы говорят слова благодарности за добрые моменты в своей жизни.

Затем участники моления просят Бога о хорошей погоде и богатом урожайном годе. Народ мари также молится о том, чтобы град и непогода проходили их стороной. Конечно, люди просят не только о богатом урожае, но и о своём здоровье.

После завершения этого ритуала начинается индивидуальное моление. Каждый человек подходит со своими просьбами к Богу, которые передаются через карта. Например, о здоровье и благополучии. Затем после своих желаний человек должен принести жертвоприношение – кусочек еды, которую он принёс.

«В заключении, после завершения процедуры, люди снова становятся в один ряд. Кроме того, в некоторых молениях на большую скатерть ставят угощение. После этого спрашивают, покачиваясь: «К кому теперь идти завершать этот праздник?». Обычно по старинке делалось именно так», — говорит Ефим Михайлович.

Представитель марийской традиционной религии объясняет, что после этого обряда выбирают человека или семью, из какого дома в следующем году выйдут на моление. В завершении празднования Агавайрем гости разговаривают и пьют квас.

Самобытное торжество народа мари

Сохранились ли традиции празднования марийского Праздника пашни и сохи до сегодняшних дней? Или ритуал Агавайрем стал историей? Глава Советской общины «Марий кумалтыш» Ефим Виногоров заявляет, что, конечно, это торжество отмечается в Республике Марий Эл и сегодня.

«Каждый год этот праздник обязательно проводится. Агавайрем отмечается масштабно. Даже более широко, чем обычные моления. Причём праздник проводится в каждой деревне», — добавляет представитель марийской традиционной религии.

«Существуют ли различия в праздновании Агавайрем в зависимости от географии?» — спрашиваем у Ефима Михайловича. Всё-таки в республике живут и горные, и луговые мари.

Читайте также:  Иоанн богослов праздник поздравления

Как рассказывает глава Советской общины «Марий кумалтыш», в районах Марий Эл торжество проходит практически одинаково. По словам Виногорова, праздник может отмечаться в течение недели и заканчиваться «Оно Морко Агавайрем» (Всемарийское моление – прим.ред.).

Кстати, ранее праздник включал в себя две части. Во время первой проходило само моление, а в ходе второй – обрядовые игры. Причём в некоторых местах и сегодня проводят традиционные развлечения. При этом на некоторых территориях идёт только моление.

Например, во время Агавайрем карты дарили молодым девушкам яйца, чтобы те имели много детей. Кроме того, после выхода из священной рощи марийцы устраивали бега на перегонки, различные игры с яйцами.

Ефим Михайлович заверяет, что после завершения праздника народ мари верит, что впереди будет только хорошее, так как природа их охраняет от невзгод и непогоды.

Ps Scr Национальный музей Марий Эл

Виртуальный Путь к святилищу

Сегодня РИА SM-News предлагает своим читателям посетить онлайн-выставку «Путь к святилищу… (страницы из дневника)», которую подготовили специалисты Национального музея Марий Эл.

Создатели экспозиции приглашают всех желающих отправиться в путешествие за границы пространств: жилого и нежилого, людей и богов. Такое виртуальное странствие стало возможным после изучения результатов многочисленных экспедиций.

Сотрудники музея выделили в мифологии народа мари мир «домашних» духов, а также два пути – к богам и к предкам. Под первой дорогой специалисты понимают святилища и священные рощи, а под второй – могильники и кладбища.

По данным пресс-службы культурного учреждения, основой онлайн-экспозиции стали фото, которые сделали во время экспедиции по районам Марий Эл на протяжении последних 20 лет.

«Эти фотографии получены по результатам обследования девяти районов Республики Марий Эл и 76 различных культовых объектов (34 священные рощи, восемь кладбищ, 45 одиночных жертвенных деревьев)», — отметили в Национальном музее Марий Эл.

Кстати, в разделе «Путь к предкам» вы сможете узнать о традициях расположения средневековых могильников и кладбищ, а также обряды проведения молений, в том числе, во время Агавайрем.

Источник статьи: http://www.livekavkaz.ru/index.php?newsid=9193

Марийский национальный праздник агавайрем

В Башкортостане после завершения посевных работ порайонно отмечается праздник Сабантуй. В переводе с татарского сабан — плуг, туй — празник, свадьба. Место проведения сабантуя называется майдан. Чаще всего это ложбина, луг, поляна, удобные для проведения состязаний, имеющие ровные, хорошо просматриваемые площадки, окруженные деревьями, кустарником. Средства для проведения сабантуя собираются у населения, так молодушки (незамужние) вышивают полотенца.

Собранные подарки от населения крепили на шест. Самое красивое полотенце расположено на самом верху. Подарки для победителей распределяли заранее. Полотенца вывешивались на шесте по красоте, качеству исполнения: самое лучшее красовалось на самом верху шеста, ниже — чуть похуже. На особых шестах выставляются полотенца и другие подарки, предназначенные для одаривания победителей скачек, победителей и участников бега и других состязаний.

В марийской интерпретации праздник называется Агавайрем. Ага-плуг, Пайрем-праздник, дословно – праздник плуга. Отмечается этот день еще до начала посевных работ в первых числах мая. Со временем, праздник Агавайрем отмечают одновременно с сабантуйем. Многие уже забыли про само название Агавайрем, или Ага пайрем.

День праздника Агавайрем назначают заранее и ожидают как великоторжественный праздник, готовят пиво, мед, вино. Чуть свет топят баню, моются, одевают чистую одежду. Женщины пекут праздничные блюда. К полудню все выходят на поле и выносят с собой угощенье. Все принесенные кушанья ставят по порядку. Церемонией руководит карт, проводит моление, просит благополучия, здоровья, хорошего урожая, приплода скота. По окончании молитвы — угощение.

Если между пришедшими на праздник есть молодушки, вышедшие замуж после прошлогоднего Агавайрем, то они подходят одна за другой к «картам», подносят к старшему из них ковш пива и 2 яйца. Он берет яйца и кладет в кучу, а вместо их дает другие и говорит свое благословение.

После угощений — состязания в беге. Прибежавшему первым, карт дает полотенце и 10 яиц, вторым — полотенце и 5 яиц и т.д.

В день Агавайрем устраивают соревнования: бег на лошадях, борьба, лазание на шест, песни, пляски, соревнование костюмов и пр.

Читайте также:  Праздник красного цвета для детей

После состязаний все идут в деревню, где ходят из дома в дом, говорят благопожелания: «. дом ваш да будет богат, да будет в семействе вашем прибыль, да будет в хлебе вашем прибыль. «, поют песни, пляшут. А в это время парни на гумне играют в яйца, сбивая их мячиками. Есть поверье, если играют в яйца, то зерна посеянного хлеба будут полны как яйца.

Земледельческий праздник Агавайрем характерен и для других нерусских народов. У мордвы это кереть озкс, акатуй — у чуваш, у татар и башкир — сабантуй, у удмуртов — акаяшка.

Источник статьи: http://mariez.ru/tradicii-i-obryady/agavayrem

Агавайрем

АГАВАЙРЕМ (Праздник пашни)

Содержание

Локальные названия.

Ныр пыразнык (нижегородские марийцы), Сабантуй (так называют Агавайрем марийцы, проживающие по соседству с татарами в некоторых районах Башкортостана, Татарстана и Удмуртии).

Распространение.

Распространен у луговых, восточных марийцев, с соблюдением традиционных форм отмечается в основном марийцами северо-восточных районов РМЭ. Отдельные группы восточных марийцев отмечают и традиционный Агавайрем, и татарский Сабантуй. С начала 1990-х годов праздник справляется в столице РМЭ Йошкар-Оле.

Сроки и время проведения.

Агавайрем не имеет точно установленной календарной даты проведения. Его отмечают перед весенним севом, но большей частью — после него в период между летним Николиным днем (кенеж Миколо — 22 мая) и Духовым днем (Мланде шочмо кече, через 50 дней после Пасхи). Время и день праздника заранее выбираются картами, при этом желательно его проведение на новолуние. Всемарийское моление Оно Морко Агавайрем в Республике Марий Эл (Сернурский район), завершающее празднование Агавайрема, проводится через 8 недель после Пасхи в субботу — за 6 дней до Девятой пятницы (Индеш кугарня).

Значение праздника.

Агавайрем — древний земледельческий праздник, посвящен божествам плодородия, земли и силам природы, имеет важное религиозное значение. Им завершается весенний цикл праздничной обрядности марийцев. Агавайрем прежде считался одним из почитаемых и уважаемых марийцами календарных праздников и отмечался с большой торжественностью. Приуроченный к важнейшему этапу сельскохозяйственных работ— весеннему севу, праздник представлял собой сложный комплекс обрядов, пронизанный аграрной тематикой. Основными функциями обрядов были обеспечение своевременного посева зерновых, достижение плодородия земли и содействие росту растительности, обеспечение в будущем ее обильного плодоношения.

Обряды.

В содержание праздника входят аграрно-магические обряды и коллективное моление с жертвоприношением из блинов, яиц и пива, народные увеселения. Моление проходит поэтапно — в рамках одной деревни, группы деревень и территории (мирское моление).

К Агавайрему тщательно готовятся: производят уборку дома, двора, улицы, заранее запасаются продуктами для приготовления ритуальных блюд, прежде в большом количестве набирались яйца, которые считались обязательными в праздничной обрядности Агавайрема. Вдень праздника моются в бане, надевают чистую одежду, готовят обрядовые кушанья — блины, ватрушки с картофелем, сырники, вареники с творогом, варят пиво.

На моление в рощу Агавайрема или в специально отведенное место шелык выходят в нарядной одежде. Во время моления, обращаясь к богу праздника Агавайрем юмо и божествам сил природы, молящиеся во главе с картом просят у них плодородия полей, хорошей погоды для своевременного проведения весенне-полевых работ, предохранения будущего урожая от бурь и града, от вредителей, благополучия и счастья всем присутствующим.

После моления устраиваются различные магические действия с яйцами, почитаемыми как символ плодородия. Их дарят молодушкам, чтобы имели много детей, зарывают в поле, надеясь получить зерна крупными, как яйца. Дети играют, катая яйца по лубу, бросают через деревья с целью воздействия на урожайность полей. Победителям в беге, конных скачках, совершаемых после моления, вручаются вышитые полотенца и яйца. Прежде старейшины во главе с картом совершали обходы полей с волынкой, звуки которой якобы способствовали росту и увеличению урожая.

Восточные марийцы во время Агавайрема проводили в прошлом обряд изгнания злых сил сурем мужо, очищая свои жилища, селение.

На второй день праздника проводили подворный обход домов с молитвой и угощением пива. Молодежь играла в традиционные игры «Солык пуэн» (Давая полотенце), «Вуд йоген» (Ручеек) и т.д. Характерными для праздника являлись качания на качелях, игры возле источников воды.

В праздничные дни соблюдались запреты, нельзя было красить нитки, стирать белье, устраивать шум.

Источник

Справочник «Марийские праздники». Калинина О.А.

Источник статьи: http://aboutmari.com/wiki/%D0%90%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%80%D0%B5%D0%BC

Оцените статью
Adblock
detector