Праздники Советского периода
К XIX векучеловечество приходит с мыслью: не смогли построить рай на земле, построим его у себя в душе, в сознании. XIX век – век демонизма, поиск врага, который не дает создать этот рай. Отсюда подмена бога – дьяволом. Все рушится, отчаяние, безысходность, мистика.
Образ человека растворяется, уходит, счастье – одно на всех. Мирное сосуществование государств заканчивается. Мир на грани войны. Во второй половине XIX века в России происходит отмена крепостного права. Открываются школы, училища, народные дома и театры, добровольные общества, появляется радио, кинематограф, клубы для детей.
Октябрь 1917 года привносит в праздничную культуру массовые формы: митинги, гуляния, праздничные действа.
После октября 1917 года все было направлено на борьбу с неграмотностью, сельскохозяйственную и антирелигиозную пропаганду, а так же организацию отдыха и развлечений. А праздничные шествия стали называться демонстрациями.
Первые массовые советские праздники: «Кровавое Воскресенье» (9-22 января), День Парижской Коммуны (18 марта), День Красной Армии (23 февраля), Память июльских дней (3-16 июля), Октябрьская годовщина (7 ноября). Это были в основном шествия с оркестрами, знаменами, пением. Использовались маски, то символические, то буффонные фигуры «врагов» революции: царь «Гапон», «полицейские». Известны зрелища: «Меч мира» (годовщина Красной Армии), «Гибель Коммуны» (День Парижской Коммуны), «Блокада России»; празднество «К Мировой Коммуне (1920 г.)»; военный праздник в честь III Интернационала «Взятие Зимнего Дворца» и т.д.
В представлении, празднестве переживалась вся история – от восстания Спартака до недавнего выстрела «Авроры». Вместо главного праздника рождения и воскресение Христа теперь таким событием становилась Революция. Системы инсценировок, как правило, были просты: «рабочие совершают революцию», «красноармейцы сражаются», «Атланта наступает» и т.п. Митинги, рапорты, скандирование приветствия, элементы фольклора и уличного театра (хоровод, раек и частушки, балаган, шествие ряженых). Постановки организовывались на манер торжества Великой французской революции: грандиозность масштабов, обилие монументальных «живых картин», ярко выраженная агрессивность, военно-парадный пафос, попытка заменить институт церкви чем-то вроде неофициальной атеистической религии: в одном случае – культом Разума, «Верховного существа», в другом – чаянием «Мировой Коммуны»
Праздники служили одним из главных каналов массовой коммуникации.
Середина 20-х годов – время расцвета советского праздничного искусства, еще опиравшегося на мировую самодеятельность рабочих клубов и театральных кружков, профсоюзных, спортивных, женских, молодежных организаций.
Индустриальный карнавал – становится любимейшим зрелищем. Эссер, Фабрикант, Белополяк, Лодырь, Бракодел, Ударник – герои шествия. На глазах у зрителей ковали, пекли, продавали; над головой вождя разливался электрический свет наподобие нимба – «Лампочка Ильича».[36]
Пролетарский «карнавал» уверенно набирал обороты… В конце 1920-х годов вводится обязательная явка всех работающих на демонстрации. Все происходит по утвержденному плану: крики, лозунги, выступления, аплодисменты. Праздники этих лет были слишком пестрые и идеологически не выдержанные. Например, День Книги в Москве (1935): были устроены показательные маневры артиллерийского полка под девизом «Книга – лучшее орудие!»; в 1938 г. во время процессов шли рабочие с плакатами «Смерть!»; на одной из демонстрации несли большие воздушные шары, на которых были нанесены надписи о достижении в области ударничества и выполнении плана (получалось, что достижения – «дутые»?) и т.д.
В конечном итоге единый массовый праздник разложился на две составные части: первая – торжественная, серьезная, даже мрачноватая, с тяжелой поступью колон, танками впереди и пионерами позади. Все это движется, приветствует руководителей. А другая часть – народное гуляние[37].
А тем временем за рубежом 20-30 годы тоже стали временем бурного развития массовых зрелищ и праздников.
В Англии шекспировские пьесы ставятся на открытом воздухе; в США – голливудские шоу и драматизированные шествия на повозках; в Германии разыгрываются религиозные и исторические мистерии, уличные народные театры; в Швейцарии и Италии – карнавалы; в Испании – коррида.
В предвоенные годы (1937-1940) и годы Великой Отечественной войны (1941-1945) все массовые мероприятия нацелены на пропаганду патриотизма и интернационализма, поддержку бодрости духа, сплоченности и мобилизации народа на разгром врага.
Годы Великой Отечественной войны характеризуются пропагандой патриотизма и интернационализма. Особое место занимает художественная самодеятельность: фронтовые бригады самодеятельных артистов, небольшие концерты. В прошлом остались массовые формы праздничной культуры: праздники, вечера, гуляния.
После Великой Отечественной войны шло восстановление народного хозяйства и преодоление последствий войны. Широко распространились: тематические вечера, семейные праздники. Старые праздники уступили место «советским», новым: «День сева», «День Урожая», «День животновода» и т.д.; посвящение в рабочие, колхозники; праздники первой получки, вечера портреты, чествование трудовых династий.
50-90 годы, включают в себя множество событий: от «оттепели» до «перестройки», несут лозунг: «Все для человека, все во имя человека» и характеризуются массовыми мероприятиями для детей, профессиональными праздниками, государственными, этнопраздниками, фестивалями, конкурсами, театрализованными представлениями, народными гуляниями, знаменательными датами или событиями в жизни страны.
Наиболее яркие из них: VI и XII всемирные фестивали молодежи и студентов в Москве (1957, 1985), театрализованный концерт, посвященный 50-летию Советской власти, театрализованный концерт, посвященный 40-летию ВЛКСМ, театрализованное представление, посвященное 25-летию со дня снятия блокады Ленинграда, Олимпиада – 80 в г. Москва и др.
В 90-е годы XX столетия происходит распад Союза Советских Социалистических республик, реформирование экономики, социально-культурный кризис, возникают проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества.
Востребованы праздники через которые идет укрепление государственности: День Республики, День Отечества, 9 Мая, День города и др.; детские, личностные и профессиональные праздники, а так же возрождается интерес к национальным праздникам.
Контрольные вопросы.
1.История праздников: архаичные времена.
2. История праздников: древние цивилизации (Древняя Греция, Древний Рим).
3. История праздников: Средние века и Возрождение в Европе.
4. Европейский карнавал.
5. Праздники Великой Французской Революции.
6.Праздники до Петровской эпохи.
7. Праздники и представления эпохи Петра.
8. Праздники Царской России.
9. Праздничная культура Советского периода.
10. Олимпиада — Москва. Анализ социокультурной ситуации и постановки.
Источник статьи: http://studopedia.ru/8_178523_prazdniki-sovetskogo-perioda.html
Массовые праздники советской россии
СоцЛаб (библиотека и др.) запись закреплена
Рольф М.
Советские массовые праздники/ М. Рольф; [пер. с нем. В.Т. Алтухова]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН): Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2009. — 439 с. — (История сталинизма).
В своей книге немецкий историк М. Рольф прослеживает создание в Советском Союзе особого «красного календаря» и формирование специфической культуры массовых праздников, с помощью которых «инсценирующая диктатура» демонстрировала свои достижения, прививала обществу свои идеологические и культурные стандарты. Автор исследует своеобразие праздничной культуры СССР, сравнивая ее с аналогичной культурой других диктатур и демократических стран.
Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей культуры России и СССР.
Введение 6
Часть I. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ И ПРЕДЫСТОРИЯ 36
Праздники в царской России 38
Часть II. ФОРМАЦИИ И ДИСКУРСЫ 66
Эксперты и комиссии: советские праздники между дидактикой и планированием 68
Захват власти: от большевистских массовых праздников к государственным праздникам (1917-1921 гг.) 68
Эксперты по организации праздников: праздник как проявление самодеятельности и его роль «приводного ремня» 77
Организация праздников: праздник как плановое мероприятие 102
«Учиться у Москвы»: праздник в центре и на периферии 115
Власть центра: приказ и пример для подражания 115
Часть III. ИНСЦЕНИРОВКИ 124
Советский праздник как универсальное произведение искусства 126
«Красный календарь» и «социалистический город» 137
Праздник и советское летосчисление 138
Праздник и советская топография 148
Репрезентация господства и иерархий 157
Власть и общество: единство и дифференциация 158
Унификация и иерархии: дисциплинированный корпус массы 164
Часть IV. СОВЕТСКИЙ ПРАЗДНИК И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ГОСПОДСТВУЮЩИМ РЕЖИМОМ И ОБЩЕСТВОМ 170
Праздник как практическое явление культурной жизни 172
Праздники и будни: планирование праздников в условиях российской провинции 181
Празднования в российской провинции и общественность: отказ от участия, активизм и присвоение 203
Праздники и осуществление господства 251
Праздники в пропагандистском государстве 251
«Внутренняя советизация» 258
Часть V. КОНТЕКСТУАЛИЗАЦИЯ 275
Праздники современных диктатур 276
Праздники в фашистской Италии 279
Праздники в национал-социалистической Германии 285
Сравнение фашистских, национал-социалистических и советских праздников: общие черты и нюансы в праздничной культуре тоталитарных режимов 296
Праздники диктатур — праздники демократий: контрасты между США и Советским Союзом 310
Выводы: праздники без традиций 322
Советский праздник в длительной перспективе 324
Массовый советский праздник с 1941 по 1953 г 325
Праздники на экспорт: массовый советский праздник на оккупированных территориях и в народных республиках (1940-1941 гг. и 1945-1953 гг.) 329
Массовый советский праздник в период 1953—1991 гг. 338
Новая Россия: новая праздничная культура? 348
«Какие были у нас праздники. »: Советский праздник как предмет воспоминаний 358
ПРИЛОЖЕНИЯ 364
Благодарности 366
Источники и библиография 368
Неопубликованные источники 368
Сборники документов, рукописи, художественные произведения, мемуары, дневники, путевые заметки, справочники, иллюстрированные альбомы 373
Литература 382
Указатель имен 432
[прим. Нумерация соответствует электронному варианту; в бумажном +1]
Источник статьи: http://vk.com/wall-68638203_1885
Массовые праздники в первые годы советской власти
В год свершения революции и в годы гр. Войны, массовые театрализованные представления разыгрывались во многих городах России на площадях и улицах. Театрализованные представления объединяли всех. Постановки того времени: «Пантомима революции»-в Москве, «Гимн освобожденного труда»-в Петрограде, «Борьба труда и капитала»-в Иркутске и др. Вахтангов мечтает поставить «Коммунистический манифест». Маяковский, Блок, Мейерхольд думают о театре великом, который смог бы выразить революцию
Митинг-концерт — одна из форм театрализованного концерта, популярная в первые послереволюционные годы. Митингам-концертам, сочетавшим политическую пропаганду с высокими образцами искусства, придавалось очень большое значение: в них неоднократно принимал участие В. И. Ленин. «Митинги-концерты, ,— писал С. Дрейден,— это необычная форма общественных собраний, это носившее порой самый неожиданный характер соединение политических речей с концертными номерами, исполнявшими подчас роль своеобразной приманки для слушателей и, по сути, мало связанными с тем, о чем говорилось в речах,— уже стали достоянием истории. Между тем в этих концертах-митингах как в фокусе сошлись многие характерные черты времени, столкновение нового со старым, нащупывание новых, еще невиданных, действенных путей организации общественного мнения и массовой агитации. И недаром такое внимание уделялось Лениным и его соратниками их устройству».
Концерты-митинги, приобретшие такую популярность в первые послереволюционные годы, были превосходным подтверждением этой мысли наркома просвещения. В память об одном из митингов-концертов в Москве на улице Дзержинского установлена мемориальная доска, на которой написано: «Здесь в помещении клуба 7 ноября 1918 года на митинге-концерте сотрудников ВЧК выступил Владимир Ильич Ленин. »
Одной из действенных форм массового театрализованного представления в 1918—1919 годах стали «живые картины».
Конец 1920 — начало 1921 года характеризуется бурным ростом кружков самодеятельности в рабочих клубах. Если в 1920 году в сети Политпросвета было более ста кружков, то в 1921 году число их достигло 250.
Большую роль в создании кружков рабочей самодеятельности сыграли райкомы комсомола Ленинграда. По инициативе комсомольцев Ленинграда на базе кружков самодеятельности впоследствии возник ТРАМ, творческими руководителями которого стали М. Соколовский, Н. Львов и А. Горбенко — бывшие комсомольские кружковцы. Так в авангарде борьбы за новое массовое искусство встала рабочая молодежь, комсомольцы.
В основу революционных празднеств был положен «Красный календарь». Вот памятные даты пролетарской революции:
9 января — «Кровавое воскресенье».
17 января — День памяти К. Либкнехта и Р. Люксембург.
23 февраля — День Красной Армии.
8 марта — День работницы.
18 марта — День Парижской коммуны.
16 апреля — приезд В. И. Ленина в Петроград. 3 — 16 июля — Июльские дни. 6 — 7 ноября — Октябрьская годовщина.
22 декабря — День в память московского вооруженного восстания.
Исследователи справедливо отмечали две основные линии, по которым шло развитие жанра: первая — использование в народных празднествах классического и народного репертуара, вторая — создание собственно массовых политических зрелищ.
Необыкновенно ярко и живописно, по словам А. В. Луначарского, было отпраздновано в Петрограде 1 Мая 1918 года.
Первая годовщина Октября постановлением специально созданной Центральной комиссии по проведению празднества была отмечена широко и разнообразно. Улицы и площади Петрограда украшали огромные плакаты и цветные полотна, изображавшие солдат Революции и людей труда (художник Н. Альтман). В эти дни на улицы и в рабочие клубы выехали 64 театральные труппы.
1 Мая 1919 года, несмотря на сложность военной обстановки, Петроград тоже провел массовое празднество. По сообщению «Северной коммуны» (26 апреля 1919 года), «ввиду недостатка материалов город украшается только в 100 пунктах», из-за чрезвычайных осложнений с транспортом сокращался и план уличных зрелищ.
Тем не менее на рабочие окраины Петрограда выехали четыре платформы-сцены, на одной из которых разыгрывалась агиткомедия А. В, Луначарского «Петрушка», а на площади перед Народным домом Театрально-драматургическая мастерская Красной Армии осуществила постановку «Действа о III Интернационале» — первую военную массовую постановку под открытым небом.
С необычайным размахом было проведено в Петрограде майское празднество 1920 года.
Для доставки артистических бригад профессиональных театров на окраины города были использованы трамваи. К вагонам (так называемому трамваю-театру) прикрепили платформы, на которых установили фанерные щиты и бутафорские фигуры, образующие сценическую площадку, где и выступали артисты (вспомните систему педжентов, родившуюся в площадном мистериальной театре) . Руководили этими своеобразными передвижными театрами крупные театральные деятели С. Э. Радлов, В. Н. Соловьев и другие.
Органично вошли в народное празднество и эксцентрические спектакли «Народной комедии», которой руководил С. Э. Радлов. Как пишет Д. Золотницкий, «лучшие качества цирковых комедий Радлова — площадная общедоступность, готовность к политсатире, жизнерадостный юмор, перекличка с залом-партнером — сполна проявили себя на первомайском празднике 1920 года. Вечером актеры «Народной комедии», разбившись на две бригады, завладели передвижными площадками — открытыми трамвайными платформами, убранными кумачовыми лозунгами, зеленью и электрическими лампочками. Платформы, взяв старт на Михайловской площади (нынешняя площадь Искусств), отправились поближе к рабочим окраинам, о прибытии актеров возвещал фанфарой конный герольд».
Кроме «Народной комедии», на «трамваях-театрах» выступала труппа Малого драматического театра, Красноармейская драматургическая мастерская, театральная труппа Военного комиссариата и еще семь театральных групп. В их репертуаре были классика, буффонные комедии типа «Любовь Петруши, который любит груши» и агитобозрения «Антанта», «Барыня-блокада», «Происки капиталистов», «Последний царь». В дальнейшем «трамваи-театры» стали сценическими площадками для выступления «теревсатов» — театров революционной сатиры.
В дни первомайских празднеств Центральная комиссия направила на улицы города 200 театральных трупп, а также группы артистов эстрады. Для доставки артистов на места, помимо «трамваев-театров», был мобилизован весь транспорт — автомобильный, гужевой, даже старинные линейки из царских конюшен. Центром праздника в эти дни был Летний сад и близлежащие парки.
В официальном сценарии, утвержденном Центральной комиссией, говорилось: «На верхней террасе Инженерного замка, лицом к Летнему саду, Военный комиссариат ставит фанфарный хор трубачей. На лестнице под террасой, силами политотдела военного комиссариата, под режиссерством Арбатова, исполняется трагедия Еврипида «Ипполит». На полукруглом пруду Летнего сада, на особо сооруженном плоту — хор Архангельского. Над Лебяжьей канавкой, у площади «спящей Психеи»,— опера Глюка «Королева Мая» в исполнении Академического театра оперы и балета. Площадка освещается прожектором через Неву из Петропавловской крепости. Направо от главного входа — спектакль труппы Всеобуча, налево — оркестр военного комиссариата. На площадке со стороны Фонтанки — раешник, на центральной площадке у Малого павильона — труппа политотдела ставит «Петрушку». В большом шоколадном павильоне — на берегу Фонтанки — кукольный театр. На перекрестках аллей — граммофоны с речами революционных ораторов. По всему саду ставятся оркестры военного комиссариата. На набережной Невы — хор Певческой капеллы. На Неве перед садом с трех военных кораблей сжигается фейерверк. По Неве, Фонтанке, Мойке, Лебяжьей канавке (рекам, обтекающим сад) плавают лодки с певцами и гитаристами».
Как видно из сценария, рождение нового жанра еще не состоялось, ибо попытки создания массового празднества пока что строятся на использовании старого репертуара, в основном классического. Нет новых приемов, определяющих жанр. И в режиссерском решении «приметы времени» мы видим лишь во введении в действие праздника записей с речами революционных ораторов да оркестров Военного комиссариата. Пока что это лишь предпосылки к рождению самостоятельного жанра, так сказать, ближние подступы к нему.
10 мая 1925 года состоялся первый общемосковский карнавал книги. По улицам Москвы, заполненным многотысячными толпами, двигались карнавальные колонны. Автомашины, оформленные в виде книг, являлись сценическими площадками, на которых выступали чтецы, музыканты, танцоры, коллективы художественной самодеятельности. (Е. Рюмин в книге «Массовые празднества», 1927 г., дает подробное описание этого карнавала.)
Узловым моментом всего праздника явились массовые инсценировки на Хамовническом плацу, посвященные темам борьбы трудящихся с империализмом, единению народностей нашей страны и др. В осуществлении этих инсценировок принимали участие крупнейшие издательства: Госиздат, Центральное издательство народов СССР и др. В 1926 году, в дни Первомая, на Каланчевской площади в Москве было поставлено массовое представление, прославляющее людей труда. За два дня представление собрало более семидесяти тысяч человек. Оно явилось «грандиозным спектаклем на открытом воздухе, ярким и красочным зрелищем».
Говоря о московских опытах в области различных форм массовых зрелищ, мы должны с благодарностью вспомнить выдающегося деятеля Советского государства Н. И. Подвойского. По его инициативе и под его руководством в мае 1928 года на Воробьевых горах в Москве было поставлено массовое представление «Великий Октябрь». Это был спектакль, полный веры в революцию, в ленинские идеи, в торжество социализма, он явился большим событием для Москвы. По режиссерскому решению спектакль продолжал традиции массовых постановок Красного Петрограда. Он осуществлялся силами Коллектива массового действия при Обществе строительства международного Красного Стадиона, которое возглавлял Н. И. Подвойский. Нужно сказать, что Коллектив массового действия в 20-е годы создал целый ряд и других постановок, посвященных революции и текущему политическому моменту.
К проводившейся в Москве I Всесоюзной спартакиаде народов СССР был приурочен и водный праздник на Москве-реке.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник статьи: http://studopedia.su/6_52536_massovie-prazdniki-v-pervie-godi-sovetskoy-vlasti.html