Массовый праздник это форма

Массовый праздник- активная форма организации досуга

Праздник- неотъемлемый элемент культуры народа. Их социальная значимость не только в том, что это дни отдыха после трудовых буден. Праздник- итог какого-то периода, цикла, этапа жизнедеятельности людей и определенный стимул, надежда успеха будущих дел.

По словарю Даля «праздновать»- значит, проводить такой день торжественно, во славу или в память события.

В БСЭ (Большая советская энциклопедия) — праздничные дни- дни, посвященные выдающимся событиям и традиционным датам.

Праздники известны с давних времен и тесно связаны с обрядовым действием

( на Ивана Купалу- пускали по воде венки, прыгали через костер, на Троицу- завивали березку, украшали березку, водили хороводы)

В течении времени праздники изменялись по форме, ритуалам, а также содержанию, соизмеряясь с духовным и эстетическим развитием общества.

Входили в жизнь революционные праздники ( День Октябрьской революции, День солидарности трудящихся, День рождения В.И. Ленина),

С 1946 года появились профессиональные праздники,
С 1958 года начали отмечать день молодежи .

В настоящее время такие новые праздники как ,День матери, день семьи, день пожилого человека и т.д.

Праздники несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение, сближение и единение людей на основе их духовных, эстетических и творческих интересов

Праздник означает такую организацию досуга, которая в отличии от зрелища, основывается не только на восприятии, но и на активном действии самих людей.

Праздник- это массовая, общественно-значимая или культурно-просветительная акция, рассчитанная на один или несколько дней и представляющая собой полный комплекс культурных мероприятий, связанных между собой единой идеей, общественно-значимой темой и проблемой.

День села: Цель- прославление малой родины, чествование достойных жителей, организация досуга различных категорий населения

Площадки: Ярмарочная, Спортивная, Центральная ( театрализованное представление), Детская площадка: игры и аттракционы, Торговая,

Улица мастеров и подмастерьев, Народный пятачок ( гармонисты и частушечники) и т.д.

День Победы: Цель- воспитание граждан на примере боевых подвигов советских солдат, чествование ветеранов труда, бережное отношение к памяти погибших). Формы работы, объединенные одной целью и проводимые в течении дня: Митинг, вечер отдыха для ветеранов войны, ретро-вечер под духовой оркестр, Праздник солдатской гармони, концертная программа в клубе, танцевально-развлекательная программа для молодежи и т.д.

Отличительные особенности праздника:

1. Особая значимость

2. Место проведение: под открытым небом: площадь, улица, приклубная территория , или большой зал клубного учреждения

3. Время проведения: в течении одного дня с утра до вечера, или несколько дней ( фестивали, карнавалы, праздненства)

4. Аудитория: массовая , охватывает все слои населения.

5.Масштабность ( объединяет большое количество площадок)

6. Создание праздничной ситуации через эмоциональный настрой

7. Народ- и зритель, и участник.

Типология праздников

  1. По социальному критерию

2. По демографическому критерию:

-детские, -школьные, -студенческие, -молодежные, -для ветеранов- пожилых людей

  1. По направлениям:

— общественно-политические ( воспитание патриотизма, гражданской позиции)

— трудовые ( воспитание профессиональной гордости, признательность профессии, чествование людей труда, передача трудовых традиций)

— семейно-бытовые ( сохранение семейно-бытовых традиций, тяготеют к обрядам)

-военно-спортивные ( формируют личность человека)

  1. По формам проведения:

— праздник,- фестиваль, -юбилей,- карнавал,- ярмарка

Государственные праздники

Это праздники, выражающие общественные идеалы, демократические и народные традиции государства. Устанавливаются верховной властью страны и вводятся в праздничный календарь. Государственные праздники еще называют официальными. Эти дни считаются нерабочими, праздничными.

В нашем обществе 8 официальных или государственных праздника:

1. Новый год ( 1 января)

2. День защитников Отечества ( 23 февраля)

3. Международный женский день ( 8 марта)

4. Праздник труда и мира ( 1 мая)

5. День победы ( 9 мая)

6. День России ( 12 июня)

7. День народного единства (4 ноября)

8. Рождество Христово ( 7 января)

Социальные праздники

1. День семьи ( 15 мая)

2. Международный день защиты детей ( 1 июня)

3. День матери ( последнее воскресенье ноября)

4. День пожилого человека ( 1 октября)

5. Международный день инвалида ( 3 декабря)

Локальные праздники

  1. Праздник улицы
  2. Праздник поселка, деревни, города
  3. Праздник гармони, народной песни, танца
  4. Праздник круглого пирога, хлеба, хохломской ложки
  5. Юбилеи конкретного предприятия
  6. Юбилеи конкретного человека
  7. Праздники конкретной стороны ( Б. Болдинские праздники , в честь Серафима Саровского, праздники Поветлужья и т.д.)

Профессиональные праздники:

Источник статьи: http://megaobuchalka.ru/14/7121.html

Массовый праздник как вид театрализованного представления.

Практически все разновидности народных празднеств имели и имеют театрализованный характер или же включают в себя элементы театральных действий. Это определяется обрядово-зрелищными формами праздничной культуры, праздничной жизни народа.

В празднествах находили отражение как вещественные, так и духовные результаты жизнедеятельности человека. В них своеобразно выражался определенный уровень общественного сознания, мировоззрения людей, проявлялись черты морали, эстетические вкусы и т.п. Иными словами, любой праздник как социально-художественное явление – необходимый элемент жизни человека, одно из проявлений его общественного бытия.

Слово праздник происходит от древнеславянского праздь, что значит: отдых, безделье, лень. Отсюда и происходит праздный в значении: ленивый пустой, бесполезный, не занимающийся делом, беззаботный и т.п.

Украинское свято (праздник) польское свито (праздник), древнерусское святки зафиксировали связь празднования с языческим поклонением силе света, поскольку свят происходит от слова светить. Древнерусские святки и были посвящены дню зимнего солнцестояния – празднику прибавления света, увеличения продолжительности дня, пробуждения природы от зимней спячки.

Ряд значений термина “праздник” раскрывается при сопоставлении его с близким по значению словом торжество. Это слово происходит от торг (торговище, торжище), обозначавшего процесс обмена, “овладения”, “хватания” одного товара и отпуска, продажи другого.

Купля-продажа всегда происходила публично, в местах значительного скопления народа, и обставлялась всевозможными церемониями и ритуалами. На рыночных площадях устраивались увеселения, праздничные гуляния.

Впоследствии слово торжество утратило непосредственную связь с торговлей и ярмаркой и стало обозначать празднование какого-либо события, выражение восторга, радости, приятное воспоминание и прославление.

Говоря о драматургии массового празднества, режиссеры и теоретики единодушно выделяют в нем три важнейших момента единого действия: экспозицию (как открытие празднества), кульминацию и финал.

Массовое празднество отражает важные события в жизни большой общности людей, а иногда и в масштабах государства и в глобальных измерениях. Для того и другого искусства характерны идейная устремленность, масштабность, обобщенность. И думается, что сравнение композиционных структур этих двух разных форм отражения действительности вполне правомерно.

С массовым празднеством перекликается такая музыкальная форма, как тема с вариациями. Основная тема праздника, развиваясь, также варьируется в разных формах и видах. Это обусловлено и спецификой восприятия массового празднества: если театрализованный концерт, литературно-музыкальная композиция или агитационно-художественное представление зритель воспринимает от начала до конца как завершенное целое, то массовое празднество воспринимается по частям и выборочно. Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможности органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на празднество.

Читайте также:  Сценарий для детей музыкальных праздников для школы

Примером массового праздника может послужить театрализованное представление «Прощание с Масленицей».

| следующая лекция ==>
Жанровое разнообразие тематических вечеров | Жанровое разнообразие массовых праздников

Дата добавления: 2018-06-28 ; просмотров: 394 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник статьи: http://helpiks.org/9-48063.html

Массовый праздник как полифункциональное явление Текст научной статьи по специальности « Прочие социальные науки»

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Литвинова М. В.

В статье анализируются основные подходы к функционированию праздника , выделяются функциональные компоненты массовых праздников и зрелищ , подробно рассматриваются идеологическая, социально-интегративная, коммуникативная, компенсаторная, эстетическая и эмоционально-психологическая функции.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Литвинова М. В.

MASS HOLIDAY IS ASA FUNCTUONAL PHENOMENON

The analysis of this article is devoted to the main approaches of the holiday functioning, singling out functional components of the mass holidays and spectacles, detailed discussion of ideological, social-integral, communicative, compensatory, aesthetic and emotional-psychological functions.

Текст научной работы на тему «Массовый праздник как полифункциональное явление»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

МАССОВЫЙ ПРАЗДНИК КАК ПОЛИФУНКЦИОНАЛЫЮЕ ЯВЛЕНИЕ

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: margarita-litvinova@yandex.ru

В статье анализируются основные подходы к функционированию праздника, выделяются функциональные компоненты массовых праздников и зрелищ, подробно рассматриваются идеологическая, социально-интегративная, коммуникативная, компенсаторная, эстетическая и эмоциональнопсихологическая функции.

Ключевые слова: праздник, массовый праздник, зрелище, функции массовых праздников.

Массовые праздники и зрелища существуют во всяком обществе как непременный институт, общественное и культурное явление, образуя часть организованной и предустановленной жизни общества, классов, отдельных слоев и групп, своеобразную форму регуляции человеческой деятельности. Праздник семантически связан со свободным, праздным временем, временем отдыха; с религиозным культом и важнейшими датами истории народа и государства; с трудовым правом и организацией производства; с народными обычаями, ритуалами, обрядами; с традициями социальных движений, торжествами и демонстрациями; с радостью, весельем, играми, пиршеством, потреблением и растратами.

Массовый праздник представляет собой достаточно сложную структуру, как в плане возникновения, так и в плане реализации. Очевидно, что столь многогранное явление должно быть полифункционально. Всякий исследователь, рассматривающий тот или иной аспект праздничной культуры, в той или иной степени касается вопроса функциональных особенностей праздника. Можно отметить работы ЯП. Белоусова, Л.С. Лаптевой, Д.М. Генкина, К.О. Жигульского, А.И. Мазаева, Д.М. Угриновича и ДР-

Например, Я.П. Белоусов определяет функции праздников следующим образом: торжественное обновление жизни; коммуникативная и регулятивная (удовлетворение потребности в общении и снятии социальных барьеров); компенсаторная (снятие

напряжения и восстановление физических и эмоциональных сил); эмоциональнопсихологическая (как средство эмоциональной разрядки); идеологическое и нравственное воспитание; целостная функция, включающая в себя предыдущие1. Л. С. Лаптева отмечает идеологическую, воспитательную, художественноэстетическую, информативно-коммуникативную, интегративную, игровую, рекреационно-компенсаторную функцию праздника2. Проблему функционирования праздника с различных методологических позиций рассматривают И.Н. Пронина и Г.Г. Карпова4. В каждой работе предлагается свой функциональный ряд. И.Н. Пронина выделяет функции: социально-интегративную, идеологическую,

коммуникативную, игровую, компенсаторную, функцию проективной разрядки, эстетическую, функцию трансляции социального опыта. Г.Г. Карпова ограничивается идеологической, интегративной, рекреативной, компенсаторной, функцией проективной разрядки. Анализируя праздничные аспекты фестивального движения А.М. Меньшиков выносит на первый план агитационную, коммуникативную, эстетическую, просветительскую, развлекательную функции5.

В исследованиях последних лет можно выделить труд О.Л. Орлова, который отмечает воспитательные и рекреативные функции праздника, функции физической и психической реабилитации и релаксации человека; исследует нормативную функцию праздника; касается функций мировоззренческих, воспитательных, регулятивных; особо подчеркивает художественную, зрелищную функцию (по мнению автора, именно эта функция праздника, его роль как стимула специфического творчества личности, может быть признана критерием общественной жизненности праздника и его идеи). В итоге автор классифицирует все многообразие функций праздника по функциям культуры в целом, а именно, по таким направлениям, как социальноинтегративное, регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреа-

ционно-творческое и оценочное .

При сравнении функционального праздничного ряда данного разными авторами можно прийти к выводу, что при всем многообразии в определениях разница по существу не так велика. Если не принимать во внимание торжественное обновление жизни, что, по-видимому, являлось своеобразной данью времени (1974 г.), а, по сути, определяло эстетическую функцию, то в остальном авторы достаточно созвучны, различия в определениях продиктованы, предположительно, различными аспектами рассмотрения проблемы.

‘Белоусов А.Я. Праздники старые и новые: некоторые философские аспекты проблемы празднования -Алма-Ата: Казахстан, 1974. — С. 198.

2Лаптева Л.С. Функции массовых праздников // Парк и отдых: Труды НИИ культуры. — Вып. 2. М. -1976. — С. 173-201.

3 Пронина И.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры: Дис. . канд.философ.наук. -Саранск, 2001.-С. 32-38.

4 Карпова Г.Г. Праздник в контексте социальных изменений: Дис. .. .канд.социол.наук. — Саратов, 2001. — С.41-45.

4 Меньшиков А.М. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: : Дис. . канд.искусствоведения. — Москва, 2004. — С.38-43.

4 Орлов О.Л. Российский праздник как историко-культурный феномен: Дис. . докт. культурологии -Санкт-Петербург, 2004. — С.69-75.

5 Меньшиков А.М. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: : Дис. . канд.искусствоведения. — Москва, 2004. — С.38-43.

6 Орлов О.Л. Российский праздник как историко-культурный феномен: Дис. . докт. культурологии -Санкт-Петербург, 2004. — С.69-75.

Массовые праздники и зрелища, как наиболее масштабная, всеобъемлющая форма праздничной культуры аккумулируют, вбирают в себя все перечисленные ранее функции, при этом выходят на первый план, усиливаются, приобретают наибольшую значимость функции идеологическая, социально-интегративная, функция трансляции социального опыта, а также коммуникативная, компенсаторная, эстетическая и эмоционально-психологическая.

Обрядово-зрелищные формы массовых праздников сохраняют и передают традиции, нормы, эстетические идеалы и нравственные ценности, информационные ориентиры. Огромный социальный опыт, год за годом воспроизводящийся в форме праздничного действа, транслируется от поколения к поколению. Массовые праздники и зрелища активизируют и интенсифицируют культурную жизнь, прежде всего потому, что открыто утверждают основные, доминантные для празднующего сообщества ценности, характерные для данной культуры и этапа ее развития, исторического бытия. Массовые праздники и зрелища являются одним из институтов, призванных охранять, пропагандировать и обновлять ценности культуры, вокруг которых данное сообщество организует свою сознательную жизнь. Праздник через обновление ценностей, напоминание важных событий, связанных с ним, выполняет роль мощного механизма передачи культурных традиций из поколения в поколение. Массовые праздники и зрелища, таким образом, представляют собой самодостаточное семиотическое поле, в котором, как в зеркале отражается быт, нравы, ценности, идеалы общества в конкретной пространственно-временной ситуации.

Читайте также:  Сценарий татарского праздника весны

В то же время, массовые праздники и зрелища являются своеобразной идеологической системой, которая обеспечивает постоянное воздействие на людей, отражает мировоззренческие, идейно-нравственные и эстетические позиции общества. Идеологичность заложена в самой природе праздника. Массовые праздники и зрелища издревле активно используются структурами власти с целью управления жизнью общества в качестве наиболее яркого и действенного культурного социально-психологического механизма. Со времен античности известна двойственная природа праздника: он принадлежит и миру человека и миру социальной системы, в отношении которых ему приходиться играть, как правило, прямо противоположные роли. Сущностное наполнение массового праздника, максимальная концентрация индивидов локализованная в едином пространстве-времени, широкое, многоплановое общение, эффект социального и эмоциональнопсихологического заражения создают неограниченные возможности использования массовых праздников и зрелищ как мощного средства формирования общественного мнения и манипулирования общественным сознанием. Наиболее четко эта функция проявляется в переломные исторические моменты, во времена войн, в сфере официальных политических событий, ангажированных государством (например, ассамблеи, «виктории» и морские баталии петровской эпохи, екатерининские триумфальные шествия, павловские военные парады, праздники Октября, агитсуды, массовые инсценировки, живая театрализованная газета, агитбригады, концерты-митинги, олимпиады, тематические концерты и т.д.). В отечественной культуре праздничных зрелищ и представлений советской эпохи идеологическая функции трансформировалась в агитационную, мотивирующую активность, побуждающую к действию.

Социально-интегративная сущность массовых праздников и зрелищ проявляется в первую очередь в том, что они «представляют собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного об-

щества, его политические, нравственные и эстетические идеалы» . Любой акт праздничного поведения индивида социален по своей природе, так как включен через каналы различного порядка в контекст социальной действительности, в функционирование общественной системы. Социально-интегративная функция массовых праздников и зрелищ может рассматриваться в разных аспектах:

как повышение уровня, стимулирование групповой консолидации; как прием организации совместной жизнедеятельности людей; как прием самоидентификации членов группы, класса, общества.

Коллективный характер массовых празднеств и зрелищ отражает факт участия в них вполне определенной единой общности, считающей данный конкретный праздник своим достоянием и выражающей в этом празднике свои ценности. Праздник по своей сути является формой обновления и подтверждения ценностей коллективной жизни. Являясь видом совместной деятельности, праздник и празднование позволяют обществу выразить свое почитание этих ценностей. Участие человека в праздновании является важным доказательством его устойчивой связи с сообществом, отмечающим праздник, показателем усвоения им культурных ценностей этого сообщества. Таким образом, массовый праздник, как по своему существу, так и по формам связан с жизнью коллектива, это коллективистское явление. Он всегда требует присутствия, участия других людей, является совместным действием, общим переживанием. Массовый праздник предполагает общность людей, так как, во-первых: возникает по поводу событий, имеющих значение и смысл не только для одного человека, и, во-вторых: требует коллективной реакции, коллективного отношения к этим событиям.

Потребность в возникновении и существовании массовых праздников и зрелищ вытекает из динамики общественной жизни. На время своей продолжительности массовый праздник порождает своеобразную организацию общественной жизни, с четко обозначенными функциями, задачами, обязанностями каждого члена общества, при этом степень интеграции, сплоченности, внутригрупповой солидарности, взаимопонимания и взаимодействия членов общности находится в прямой зависимости от целевых установок, порождающих совместную деятельность, от общности интересов, стремлений, духовных ценностей. Массовый праздник — это всегда выражение коллективной активности. Интегративные начала массовых праздников и зрелищ выражаются в различного рода коллективных действиях, процессиях, шествиях, манифестациях и т.д. С помощью массовых праздников и зрелищ общность периодически утверждает себя, свое единство. Многолюдная и анонимная атмосфера праздничного общения, тесный физический контакт, эффект эмоционального заражения, возникновение всеобщей эйфории порождают у индивида чувство причастности, принадлежности к целому, осознание «я» и «мы», т.е. себя как частицы общности. Интегративная функция массовых праздников особенно усиливается в критические, экстремальные периоды жизни общества. К. Жигульский подчеркивает, что в «такой ситуации группа всяческими усилиями пытается все же сохранить праздник, провести его даже тогда, когда это выглядит невозможным, особенно если это важный праздник, относящийся к высшим ценностям общества. экстремальная ситуация заостряет смысл

праздника, усиливает эмоциональное напряжение» . Поражения, несчастья, кризисы создают опасность разрушения сообщества, утраты веры членов группы в общие для них ценности. Напоминание, обновление этих ценностей становится необходимым,

7 Генкин Д.М. Массовые праздники — М.: Просвещение, 1975. — С.45.

8 Жигульский К. Праздник и культура — М.: Прогресс, 1985. — С. 167.

массовый праздник объединяет, интегрирует сообщество, подтверждает единство, сплоченность, дает возможность слабому «я» почувствовать силу и мощь «мы».

Постоянство, устойчивость праздников связаны прежде всего с тем, что, концентрируя из поколения в поколение культурную активность людей, обрастая обрядами, развлечениями, декорациями, создавая атмосферу радости и подъема, прерывая обыденный ритм труда и забот, праздник отвечает столь многим коллективным и индивидуальным запросам, что потребность в его проведении оказывается более устойчивой, чем первоначальная идея, ценность или совокупность ценностей, вызвавшие его к жизни. Не случайно, при смене праздничного календаря официальных, государственных праздников, по сути, изменяется лишь название праздника, при том, что формы проведения остаются прежними.

Общение — есть наиболее общая, универсальная категория общества, способствующая связи индивидов друг с другом, а также с окружающей социальной и природной средой9. Общение в принципе является обязательным условием функционирования всякого социального организма, при этом связи общения не только повторяют систему функциональных отношений различных компонентов общества, но и вообще являются его важнейшим структурным выражением. В этом смысле общение, будучи системообразующим признаком общества, всегда обладает определенной пространственной и временной характеристикой. Поскольку массовые праздники и зрелища локализуют процесс общения, как во времени, так и в пространстве, то, соответственно, предполагают и особое праздничное общение. Эмоционально приподнятая атмосфера массовых праздников и зрелищ, — снятие запретов, временное неподчинение традиционным нормам, ослабление социального контроля, — создает ситуацию идеальную для свободного, избыточного, анонимного общения, которое в принципе невозможно в будничной жизни. Общность участников массовых праздников «как макроструктура предполагает множество микроструктур, являющихся средой личностного общения»10. В качестве таких микроструктур могут выступать семья, коллектив, группа единомышленников, компания друзей и т.д. Сочетание в массовом празднике личностного общения с групповым и массовым предполагает сложную систему контактов. Таким образом, праздничное общение можно охарактеризовать как чрезвычайно широкий многоплановый процесс. Коммуникативная функция массовых представлений, побуждающая через общение к единению, известна с давних пор. За многовековую историю празднеств, она не изменилась в главном — в самом содержании. Но при анализе системы исследуемого явления необходимо отметить ускорение информационных потоков в условиях происходящей аудиовизуальной революции (светозвуковые спектакли, международные концерты-акции, лазерные шоу и т.п.).

Читайте также:  Cannstatter wasen что это за праздник

Эмоционально-психологическая функция массовых праздников и зрелищ тесно взаимосвязана с коммуникативной и эстетической. Синтез межличностного и массового общения, особая атмосфера праздничности, яркость красок, зрелищность, избыток впечатлений генерируют своеобразный механизм эмоциональнопсихологического заражения. Многократное усиление эмоционального настроя личности рождает потребность в сознательном приобщении к коллективной деятельности. Массовые праздники и зрелища — период публичного представления художественного творчества, соревнования талантов, завоевания наград; время эмоционального подъема, особого праздничного настроя. Многие аспекты и функции праздника, актуализируемые и становящиеся доступными во время празднования, целая гамма

9 Сагатовский В.Н. Аксиология творчества // Наука Искусство Культура. Вып.1. — 2012. — С.58-64.

10 Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР — М.: Высшая школа, 1990. — С. 130.

событий, каждое из которых может оказаться для человека источником удовлетворения, привлечь его внимание так же, как неповторимое настроение праздника, его атмосфера, красочность и динамизм — все это обеспечивает возможность личности гораздо более полной жизни, чем в будни. Праздник для личности сочетается с расширением привычных прав, временным отходом от повседневных норм поведения.

Часто праздник сочетается с характерными формами развлечений, дающих личности возможность разрядки, позволяющих участвовать во всеобщности праздничного смеха, воздействующих на него очищающим образом. Перенося человека в атмосферу игры, свободы выбора, массовые праздники дарят каждому участнику столь необходимое праздничное настроение и потрясение. Хорошо известно, что потрясение — важнейшая потребность человека, как и переключение его из серьезной сферы жизни в смеховую. Обилие ярких впечатлений, игровых приемов, зрелищных эффектов способствуют проявлению здоровой эмоциональности и формированию художественного вкуса. Эти чувства еще усиливаются благодаря живому общению, тесному контакту, когда грань между зрителями и актерами нивелируется, и каждый участник массового действа, по сути, становится его творцом. Массовый праздник служит мощным стимулом к творчеству, к активному участию в его художественном оформлении, в придании ему блеска, к созданию произведений пластических видов искусства, литературы, музыки, органически связанных с праздником.

Эстетическая функция массовых праздников и зрелищ выражается, кроме того, в эстетической организации и переоформлении времени и пространства человеческой жизни, внесении в нее элементов полноты, удовлетворения, гармонии, соизмерении ее с жизнью общества и с жизнью природы. Внешняя зрелищность массового праздника, яркость, эффектность, блеск, масштабность обладают огромным потенциалом проникновения в сознание масс и закрепления, фиксации эстетических норм, ценностей, идеалов. Эффективность эстетической функции массовых праздников и зрелищ обеспечивается тем, что ситуация сопричастности происходит в условиях эмоционального подъема, который подкрепляется активным использованием визуальных, акустических, действенных средств художественной выразительности. Массовые праздники и зрелища во все времена служили своеобразным подиумом демонстрации и утверждения эстетических идеалов общества.

Компенсаторная функция массовых праздников и зрелищ выражается, прежде всего, в контрастном отражении реальной, повседневной жизни. В массовых праздниках и зрелищах претворяется модель, образец идеального общественного состояния. Яркая, эмоциональная, раскрепощенная атмосфера зрелищного действия призвана, по выражению И. Хейзинги, «через пьянящее ощущение красоты, через удовольствие -смягчить гнет реальности, без чего жизнь казалась бы нестерпимо тусклой»11. Массовый праздник — это идеальный мир, ставший на время реальностью. Пребывая на стыке искусства и жизни, демонстрируя взаимодействие между двумя уровнями бытия — реально-эмпирическим и идеально-утопическим, массовый праздник наделен особым временем и располагается в особом пространстве. Будучи идеальной моделью мира, массовый праздник оказывается способным снять или решить (пусть даже иллюзорным образом) противоречия реальной действительности. Реализация идеальных представлений в данном случае распространяется на строго ограниченный временной и пространственный промежуток праздника. Временное отрицание различных ограничений, предоставленная возможность переступать границы и нормы, помогает

11 Хейзинга Й. Ното Ыеш. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. — М.: Прогресс, 1992. — С.282.

переносить суровую реальность повседневной жизни. Массовый праздник, таким образом, претендует на преодоление противоречий существующей действительности, выступая идеальной моделью преображения мира.

Массовый праздник, несомненно, многозначен. Но все его значения произ-водны от тех социальных функций, которые становятся очевидными лишь в его соотнесении с основными слагаемыми культурно-исторического процесса: личностью, обществом, нацией, государством, культурой, субкультурой. Число такого рода функций достаточно велико. Наиболее общей и универсальной функцией праздника является обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их устойчивого коллективного существования, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление в процессе празднований социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству устойчивых сообществ.

Таким образом, массовые праздники и зрелища представляют собой полифунк-циональное явление. Наиболее значительными представляются идеологическая, соци-алъно-интегративная, функция трансляции социального опыта, а также коммуникативная, компенсаторная, эстетическая и эмоционально-психологическая. Функции эти переплетены и взаимосвязаны, усиление или выделение какой-либо из этих функций ведет к дестабилизации массового праздника как целостного явления. Так, например, искусственное акцентирование идеологической функции (что часто происходит в тоталитарных обществах) влечет за собой ослабление коммуникативной и компенсаторной функций, эмоциональный спад, потерю интереса к происходящему; напротив, усиление компенсаторной, эмоционально-психологической функций приводит к выхолащиванию духовной сущности праздника, низводит массовый праздник до уровня потребительского развлечения.

1. Белоусов, А .Я. Праздники старые и новые: некоторые философские аспекты проблемы празднования / А.Я. Белоусов. — Алма-Ата: Казахстан, 1974. — 198с.

2. Лаптева, J1.C. Функции массовых праздников / J1.C. Лаптева // Парк и отдых: Труды НИИ культуры. — Вып. 2. М. — 1976. — С. 173-201.

3. Пронина, И.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры: Дис.

. канд.философ.наук. — Саранск, 2001. — 143 с.

4. Сагатовский В.Н. Аксиология творчества // Наука Искусство Культура. Вып. 1. — 2012. — С.58-64.

5. Карпова, Г.Г. Праздник в контексте социальных изменений: Дис. . канд.социол.наук. — Саратов, 2001. — 156 с.

6. Меньшиков, А.М. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: : Дис. . канд.искусствоведения. — Москва, 2004. — 178 с.

7. Орлов, О.Л. Праздничная культура России / О.Л. Орлов. — СПб.: КультИнформПресс, 2001. -160 с.

8. Жигульский, К. Праздник и культура / К. Жигульский. — М.: Прогресс, 1985. — 336 с.

9. Генкин, ДМ. Массовые праздники / ДМ. Генкин. — М.: Просвещение, 1975. — 140 с.

10. Конович, А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А.А. Конович. — М.: Высшая школа, 1990. — 208 с.

11. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. — М.: Прогресс, 1992. — 462 с.

MASS HOLIDAY IS ASA FUNCTUONAL PHENOMENON

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: margarita-litvinova@yandex.ru

The analysis of this article is devoted to the main approaches of the holiday functioning, singling out functional components of the mass holidays and spectacles, detailed discussion of ideological, social-integral, communicative, compensatory, aesthetic and emotional-psychological functions.

Keywords: holiday, mass holiday, spectacle, functions of mass holidays.

Источник статьи: http://cyberleninka.ru/article/n/massovyy-prazdnik-kak-polifunktsionalnoe-yavlenie

Оцените статью
Adblock
detector