- ВОПРОС 19. Праздник как комплексная массовая форма СКД. Особенности и основные структурные элементы праздника.
- Массовые праздники как форма организации досуга населения
- Изучение истории массовых праздников как элемента народной культуры. Значение индивидуальных атрибутов в организации культурно-досуговых программ. Анализ деятельности «Дворца культуры области» г. Могилева. Организация массового мероприятия «День победы».
- Подобные документы
ВОПРОС 19. Праздник как комплексная массовая форма СКД. Особенности и основные структурные элементы праздника.
Главная функция праздника — социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции. Праздничный спектакль любого уровня строится по образу семейного праздника, при этом делаются попытки усилить интеграцию социокультурных полей, приблизить управляющих к управляемым, главу государства к народу. В общем, сплотить ту или иную социальную общность.
Формирование общества потребления превращает бизнес в ключевого участника праздничного дискурса. Праздник — это инструмент маркетинга. К тому же, праздник выполняет важную функцию релаксации. Праздник делает перерыв в рутинизированной жизни человека. Формы — программы культурно — досуговой деятельности не существуют сами по себе. По отношению к содержанию форма — программа носит зависимый характер. Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение.
Формы — программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности. Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений — это способы и приёмы организации клубной аудитории.
В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, групповые и массовые.
Массовые формы работы предполагают включение в действие большого числа участников (народные гуляния, балы, маскарады, шоу, дискотеки и др.). При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно. Выбранная форма программы влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, лепит форму. Форма — это способ существования содержания.
Особенности и основные структурные элементы праздника
1) День (или ряд дней), установленный в честь или в память кого-нибудь.
2) День, отмечаемый церковью в память религиозного события или святого.
3) Выходной, нерабочий день.
4) День радости и торжества по поводу чего-нибудь. 5) День игр, развлечений.
(Большой Толковый Словарь С.И. Ожегова)
Праздники существуют с глубокой древности в каждом обществе, в любой культуре. Праздник – это наиболее древний и постоянно воспроизводящийся элемент культуры.
Праздник – это форма, которая позволяет рассматривать в единстве элементы культуры, передаваемые традицией, а также появление новых элементов.
Потребность в празднике обусловлена стремлением наполнить, обновить, гарантировать, подтвердить ценность культурного, национального и общественного блага:
1) пока жива ценность, она оформлена в празднике,
2) когда наблюдается упадок веры в ценность (идею), потребность в празднике, который реализует эту идею исчезает. Появляется новая идея, — появится и новый праздник.
В характерные особенности праздника входит:
— его непрерывность (он существует от эпохи палеолита дот наших дней);
— связь с объективными ритмическими явлениями жизни (с ритмом природы, с ходом истории);
— коллективный характер празднеств (определенная группа людей считает определенный праздник своим достоянием и органичным способом выражения своих ценностей);
— культурная ценность праздника, которую хранят, оберегают и передают из поколения в поколение.
Праздник есть первичная форма человеческой культуры, в которой различные структурные единицы бытовой деятельности приобретают символико-смысловое значение – знаковость, семиотичность. Просто еда (каждодневная) и праздничная ритуальная трапеза, одежда на каждый день – обрядовое ряженье и т.д.
Заметную роль в исконно народном празднике играет хореография, праздничная традиция не представляется завершенной без включения в нее народного танца. Ибо танец, есть игра, именно здесь человек удовлетворяет свои потребности и интересы. Празднично – обрядовая деятельность является важнейшим элементом культуры народа, одной из форм ее функционирования. Это дает основания для осмысления в ней роли народного танца. Важным аспектом понимания места народного танца, является восприятие его в контексте празднично – обрядовой культуры, в контексте многосторонней сложности идейных, нравственных, эстетических сил преобразования общества.
Источник статьи: http://studopedia.ru/22_49955_vopros—prazdnik-kak-kompleksnaya-massovaya-forma-skd-osobennosti-i-osnovnie-strukturnie-elementi-prazdnika.html
Массовые праздники как форма организации досуга населения
Изучение истории массовых праздников как элемента народной культуры. Значение индивидуальных атрибутов в организации культурно-досуговых программ. Анализ деятельности «Дворца культуры области» г. Могилева. Организация массового мероприятия «День победы».
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.10.2014 |
Массовые праздники сопровождают нас с наиболее рождения и до сегодняшних дней, приобретая различные видоизменяясь, формы, но суть и значение именно для культурного воспитания граждан не теряет.
Значимость массовых праздников связана также и с тем, что они объединяют как форма досуга все возрастные категории, и самую разную по социальному статусу аудиторию социально-культурной деятельности.
Массовый праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее сопереживание и настроение участников. Он обуславливается динамикой социального бытия, в котором, в свою очередь, отдельные периоды жизни переживаются и осознаются людьми специальным эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, подразумевая непосредственное участие в праздновании.
Классификация праздников весьма разнообразна. Критерием тут может выступать возраст участников (семейные, детские, праздники для пенсионеров); масштаб охвата (корпоративные, частные, региональные, городские, всероссийские); тематика (социальные, народные,).
во время организация праздника надо выявить его цель и задачи, целевую аудиторию.
Потом необходимо выбрать площадку проведения праздника, составить примерную смету расходов, выбрать спонсоров. Необходимо четко выяснить, кто именно отвечает за определенный этап организации праздника. Только лишь при грамотной организации массовых праздников, они пройдут успешно.
Взгляд на праздник, как на деятельность открывает возможность по-новому взглянуть на праздник, если кратко сказать — праздник коммуникация по поводу свободы. Праздник соединяет людей узами общности, рождает ощущение коллективности и свободы. На празднике люди ощущают в какой-то степени более чем когда-либо свое материальное единство и общность, открыто демонстрируют себя и в подобном же качестве видят иных.
Массовые праздники уходят своими корнями в культовые или астрологические праздники наших предков. Праздник — неотъемлемая часть быта человека на протяжении всей истории его существования.
Публика всегда собирается ради общей и некоторой цели, именно поэтому она свыше управляема, и в ней действуют законы массы. Праздничная, веселая непринужденная атмосфера массовых праздников благоприятствует увеличению внушаемости. Посетители открыты именно для общения, настроены на принятие информации, воспринимают предложенную информацию позитивно.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость регулярного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее совершения и, поиска новых досуговых технологий.
Подобным образом, необходимо искать новые подходы к организации традиционных, «старых» форм досуга, включая и массовых праздников.
Массовые праздники имеют достаточно большое социо-культурное значение, т.к. объединяет одной целью достаточно большое число культурных учреждений, коллективов художественной самодеятельности. Воспитывает патриотизм, увеличат культурный уровень и привитие интереса к массовым праздникам.
1.Брудный В.И. Обряды вчера сегодня: Наука, 2008. — 200 с.
2.Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Петроград: Колос, 201I. — 432
3.Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений. Л.: изд. ЛШК, 2011. — 72 с.
4.Гвоздев А. Массовые празднества. Об истории массовых празднеств и о массовых празднествах при Советской власти. -Рабочий и театр, 2010, 1 33, с.З.
5.Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. Учебное пособие. Л.: изд.ЛГИК, 2012. — 62 с.
6.Генкин Д.М. Массовые праздники. Учебное пособие именно для студентов институтов культуры. М.: Просвещение, 2005. — 140 с.
7.Гордон Л.А., Римашевская Н.М. Пятидневная рабочая неделя и свободное время. М.: Мысль, 2012. — 126 с.
8.Ельченко Ю.Н. Новому человеку новые обряды. — М.: 2006. — 78 с.
9.Иконникова С.Н., Соколов Э.В. Диалектива развития личности. В кн.: Духовная культура развитого социализма и личность.- Л.: Труды ЛГИК, 2010, т.48., с.52-110.
10.Коган Л.Н., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 2006. — 218
11.Культурная деятельность. Под ре д. Л. Н.Когана. М.: Наука., 2011.
12.Личность, общество. Социологические проблемы труда, высшего образования и культуры. Сборник статей. Отв.ред. В.П.Красавин. Пермь: 200I. — 174 с.
13.Мазаев А.И. Праздники как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 2008. — 392 с.
14.Обертинская А.П. Пути увеличения эффективности воспитательного влияния как формы культурно-просветительной работы. Автореф. диссерт. . канд.пед.наук. Л.: 2006. — 14 с.
15.Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. -М.: Искусство, 2010. 136 с.
16.Социальная психология. Краткий очерк. Под ред.Г.П.Предвечного и Ю.А.Шорковина. М,: 2005. — 319 с.
17.Социология культуры. Труды НИИ культуры, Л 9, вып.1. -М.: Советская Россия, 2004. 252 с.163
18.Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: 2006. — 216 с.
19.Ядов В.А. Социологическое исследование: программа, методология, методы. М.: Наука, 2008. — 239 с.
20.Янкова Э.А., Родзинская И.Ю. Проблемы достаточно большого города. Опыт социологического исследования. М.: Наука, 2012. — 125 с.
21.Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации. М.: Аспект пресс, 2006
22.Аванесова Г.А. Сервисная деятельность. М., 2006.
23.Богалдин-Малых В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально- культурного сервиса: туристические, гостинично-развлекательные и ресторанные комплексы. М.-Воронеж. 2004.
24.Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте. М., 2005
25.Денисова А.Л. Концепция формирования предпринимательской культуры менеджера социально-культурной сферы. Самара, 2007
26.Игнатьева Е.Л. Экономика культуры. М., 2006
27.Калинец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях. М., 2010
28.Востряков Л.Е. Региональная культурная политика в условиях финансового кризиса: модели защиты сферы культуры // Наука о культуре: перспективы и итоги . Вып.1. РГБ, Информкультура. М., 2009
29.Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирование культурной деятельности. М, 2006.
30.Головко Б.Н. Масс-медиа России: историко-аналитический очерк теории и практики. М., 2009.
31.Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Время великого размежевания: от техногенно-потребительской к духовно-экологической цивилизации // Вестник Моск.Ун-та. Сер.7. Философия. 2009, № 6.
32.Игнатьева Е.Л., Куштанина Е.В. Экономико-правовые проблемы развития парков культуры и отдыха в современных условиях // Ориентиры культурной политики: Инф.вып. № 5. М., 2005.
33.Кейзеров Н.М., Шамба Т.М. Интеллектуальная собственность и культурные ценности. М., 2014.
34.Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (1945-1985). М., 2009.
35.Кошкина М. К созданию условий именно для развития негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры // Российский экономический журнал. 2009, № 11-12.
36.Культура в современном мире. М., РГБ, Вып.2. 2008.
37.Культурно-досуговая деятельность и народное творчество / ред. Горбатова И. М., 2006.
Подобные документы
Особенности развития культуры России в условиях экономико-политической трансформации. Понятие и сущность эксклюзивных культурно-досуговых программ. Функции и значение активного отдыха. Значение индивидуальных атрибутов в культурно-досуговых программах.
контрольная работа [31,4 K], добавлен 25.10.2010
Общее понятие и исторические корни праздника как феномена духовной культуры. Раскрытие специфики театрализованного массового праздника, его сущность и функции. Инновационные технологии организации театрализованных массовых праздников в Тюменской области.
курсовая работа [881,2 K], добавлен 23.01.2014
Анализ технологии постановки массовых культурно-досуговых мероприятий. Изучение процесса их подготовки и материального обеспечения. Раскрытие функций и особенностей организации массовых досуговых мероприятий на примере народного праздника «Масленица».
реферат [50,5 K], добавлен 11.10.2016
Общее состояние и основные проблемы социально-культурной деятельности Выборгского Дворца культуры. Анализ использования игровых методик в совершенствовании культурно-досуговой деятельности учреждения культуры. Организация исторического клуба на базе ДК.
курсовая работа [69,3 K], добавлен 28.11.2012
Основы культуры досуга на современном этапе. Специфика молодежного досуга. Опыт организации досуговой деятельности молодежи. Совершенствование деятельности культурно-досугового центра по организации досуга. Использование свободного времени молодежью.
реферат [49,8 K], добавлен 19.05.2012
Праздники Древней Греции, как игровой и культовый, а также зрелищно-действенный аспект культуры. История празднеств. Сценарная драматургия массовых праздников Древней Эллады. Культ Деметры, весенние праздники плодородия в Древней Греции, жертвоприношения.
реферат [23,7 K], добавлен 03.12.2008
Рассмотрение субъектов культурно-досуговой деятельности и форм государственного регулирования. Изучение особенностей организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры. Характеристика культурной среды агрогородка Новые Максимовичи.
курсовая работа [87,2 K], добавлен 30.10.2015
Основные функции современного досуга молодежи. Принципы, формы организации досуговой деятельности. Диагностика уровня реализации культурно–досуговых потребностей молодежи «Молодежного центра Жаштык» Бишкека. Содержание деятельности «Продюсерского центра».
дипломная работа [71,4 K], добавлен 07.01.2015
Изучение сущности культурно-досуговой деятельности. Рассмотрение особенностей культурно-досуговых программ. Анализ роли художественно-документальных произведений в данной системе. Оценка выразительных средств театральной драматургии в сценарии программ.
курсовая работа [33,4 K], добавлен 23.04.2015
Особенности социально-культурной деятельности. Методическое обеспечение СКД – оснащение учреждений культуры методикой и рекомендациями для организации творческого досуга; сущность понятий. Методические принципы организации культурно-досуговой работы.
контрольная работа [20,9 K], добавлен 02.12.2010
Источник статьи: http://stud.wiki/culture/3c0a65625a2ad79a4d43a88521206c27_1.html