Милан бурятский праздник сценарий

Обряд милан
материал по теме

Обрядовый праздник милан (сценарий праздника)

Скачать:

Вложение Размер
obryad_milan.docx 24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Милан – первый праздник день рождения»

Yргэн талын шэмэг лэ!

Энэ наhанай жарга лэ!

Звучит музыка : «День рождения»

Хyyнэй турэхэдэ огторгой дээрэ ушоо нэгэ мушэн бии боложо,бухы наhандань яларжа,

Наhанайнь харгы зам заажа байдаг юм гэжэ хугшэн эжымнай хэлэжэ hуудаг hэн.

Муноодэр иимэ жаахан мушэн Болотовтанай гэртэ туроо гэхэдэ алдуу болохогуй.

Выход из-за кулис с ребенком бурными аплодисментами. И так встречаем виновника торжества

_________) (сидит на троне).(расстилается белая дорожка подписано « топ-топ»)

Песня: Том болждээ мини хуухэн

Yдэрэй амар мэндэ! хундэтэ эжы, абанар, аха дуунэр турэлхид ,yетэн нухэд!

Муноодэрэй тэгшэдэ, гарагай hайнда, буянтай, бурхантай удэр _____________ _____________, _________________хубууниинь,жэлтэй боложо гэр булэдэ ехэ ашата удэр. Иимэ ехэ баярыень хубаалсахая ерээд байhан таанад бугэдэндоо халуун баяраа хургэнэбди. Муноо булта бодоод ______________________ эжынээнь, ___________ эхэнэйнь гэр б улын баярай тулоо духаряагаа

шааргуйгоор тогтоое! Зай саашадаа иимэ байна. __________ басагамнай. Жэлэй саана алтан дэлхэй дээрэ аба эжыгээ,убгоо эмгэйгээ,турэлхидоо баярлуулжа турэhэн, _________ хубуумнай жэл бури томо боложо жэмэс шэнги сэсэглэжэ,аба эжынгээ урдаа хараха хубуун боложо ,сэдьхэлдээ олон нухэдтэй, сээжэндээ сэсэн,зугаатай,Дээдын эрдэм шудалжа,олон газараар ябажа,Олон дэлхэй хаража,Хуби заяа ехэтэй,Баатар хубуун болохонь болтогой!

2012ондо майн 12-тэ удэшын 9 -35сагта Угаа ургэлжэлуулхэ хубуутэй болоо.

Ухаанай сэсэн’эрдэм шудалаг.

Ута hайхан наhа эдлэг!

Эхэ эсэгын нэрэ нэрлуулжэ ябаг лэ!

Иигэд лэ , эбтэйхэнээр бодоод, Хулэг болохо унаганhаа ,

Хун болхо багаhаа(арадай сэсэн угэ бии юм)

Баабайнгаа нютагта баян боложо,

Эжынгээ нютагта эрдэмтэй болоорой!(духаряйгаа хултэруулэе _________ хубуунэйнгоо тулоо)

Урдаhан уhанай тунгалагые уужа,

Улан зоной баялигые хаража,ури хуугэдэйнгоо олые хаража ябахатнайболтогой!

( Эгээ туруу эжы абадань угэ угтэнэ).

Эгээл hайхан yгэнуудэйр амаршалха.

(слово дается родителям ______________)(за тост и поздравления родителей )

Приглашаются родственники со стороны отца (деда)(духаряагаа барина.)

Эрдэмэй нагасарынь тайсан дээрэ урия.(за тост)

Предлагаю провести небольшой аукцион,а деньги от которого пойдут на обучение Эрдэма в Высшее Учебное заведение. Деньги откладываются в самый надежный банк. Итак разыгрывается

1.норковая шуба от»Дольче Габанна»-стартовая цена-15р.Кто больше.?(детская распашонка)

2.швейная машинка-«Зингер»(набор игл)

3.Персидский ковер Падишаха(носовой платок)

4.Туфли из крокодиловой кожи марки «Гуччи»(пинетки)

5.Бриллиантовое ожерелье ручной работы итальянских мастеров(погремушки висячая)

7.»Шестисотый мерседес»(игрушечная машина)

Спасибо за участие, а тех кто приобрел покупку, поздравляем с обновой .Итак чего же мы ждем, наливаем полные бокалы и обмоем скорей ваши покупки. А деньги вручаются на хранение родителям маленького _________.

Дорогие гости, я бы хотела сообщить шуточный прогноз праздничного торжества.

*t над столом 40, воздух наполнен семейным счастьем;

*ночью в голове туман, на утро возможно прояснение;

*просим всех вас веселиться, а то не дадим опохмелиться.

*первые 3 рюмки должен выпить каждый, остальные пойдут без особого приглашения!

*после энной рюмки желательно запеть величавые песни!

*если не надеешься на себя, положи в карман записку с домашним адресом!

*руки о скатерть не вытирать, тем более о платье рядом сидящей дамы!

*запомните: пей до дна, но на дно не ложись!

Итак, друзья, наполняем бокалы! Встаем ,дружно чокаемся,3 раза дружно крикнем «Поздравляем

Первый годик! С днем рожденья! Так смеется звонко, улыбается

Радостного настроенья! Улыбнуться хочется в ответ.

Пусть растет и силы набирается

Мир чудесный познавай, Ведь чудесней крошки в мире нет»

Веселись ,расти. Играй!

Поздравляем с днем рожденья!

Торт несите! И одну свечу зажгите! (звучит веселая музыка)

(выносят торт со свечами)

Имениннику с небес явилось чудо из чудес.

Юбилейный торт вручаем, с днем рожденья поздравляем.

На нем пока одна свеча, но загадать желанья нужно,

А именинник пока мал ,загадаем все мы дружно,

Чтоб исполнились мечты. Гасите свечи

Перерыв. Приглашаются родственники

Сегодня виновник нашего торжества является ___________.

Первый день рождения маленького сына нашей ____________.

Дом наполнился гостями,

Разделите радость с нами-

Покажите Солнце ваше,

Как за годик стало краше.

Слово друзьям, одноклассникам.

Игра с детьми (аттракцион – завязываем глаза и разрезаем, то что понравилось,)

Провести хоровод с детьми «каравай»

Угадай (для дедушек и бабушек 3штучки детское питание-пюре)

Спеть песню « Чунга-Чанга «с чупа –чупсами во рту, каждый раз добавляя.-5чел.(25чупса)

Музыкальный мешок(парик, очки, Трусы, платье, чепчик, шляпа ,бюстгальтер, костюм клоуна, юбку ,после остановки музыки у кого оказался мешок, из мешка вытаскивают одно что-нибудь и одевает на себе)

Прищепки-4человека по 10 прищепок ,кто быстрее соберет прищепок завязанными глазами.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2014/11/02/obryad-milan

Милан — обычай древний

«Человек с детьми подобен свече, человек без детей подобен подошве» – гласит народная мудрость. Дети в традиционной системе ценностей бурят занимали особое место и считались главным богатством человека, и, чем многодетнее была семья, тем счастливее были родители.

Рождение ребенка, особенно сына, было одним из самых значительных событий в жизни семьи. В мальчике видели наследника, будущего хозяина и продолжателя рода. Рождение девочки, хотя и оно было важным событием, встречалось не так радостно. Тем не менее, чем больше рождалось детей, тем счастливее были родители.

Бедой дореволюционной жизни бурят была чрезвычайно высокая детская смертность. Поэтому именно эта сфера семейной жизни – сохранение и воспитание детей – отличалась особенно высокой сакральностью. Такая ситуация порождала и поддерживала у бурят веру в различные обереги и магические действия.

Через несколько дней после родов, когда у ребенка отпадала пуповина, справляли обряд улгыдэ оруулха – обряд первого пеленания и укладывания ребенка в колыбель. Любая колыбель перед обрядом первого пеленания очищалась огнем и окуривалась дымом можжевельника с горящими углями и благовонными травами. Обычай окуривания колыбели был связан с верой в магическую силу огня, который не только очищал колыбель от нечистой силы, но и обеспечивал в будущем ребенку спокойствие, сон и безопасность.

У всех локальных групп бурят был известен праздник милангууд (милага, милаагад), посвященный ребенку. Сейчас этим словом обозначают празднование первого дня рождения малыша. Но в древности это был обычай, представляющий собой посвящение, прием в члены родового коллектива нового человека. Для милангууд обязательно было приготовить столько мяса и угощений, чтобы их не только хватило на всех присутствующих, но и каждая семья непременно могла бы получить определенную долю домой. Каждый пришедший на милангууд обязательно приносил с собой подарок, чаще деньги, либо скот. Пять традиционных видов скота тоже должны были быть несколько месяцев от роду – жеребенок, теленок, ягненок, козленок и верблюжонок. Они должны были расти все вместе и как бы стать основой для будущего ребенка.

Также было принято состригать волосы ребенку налысо. Считалось, что у ребенка после стрижки вырастут более густые и сильные волосы и вообще малыш вырастет умным. Тогда не было электробритв, и волосы соскабливали ножом, начиная от висков к макушке и завершая на затылке. Выбритые волосы не выбрасывали. Их бережно собирали в шелковые мешочки. Затем их прятали снаружи в каждый угол дома, амбара, стойла. Считалось, что очень хорошо, если, используя волосы, птицы совьют себе гнездо.

Достижение ребенком года означало, что он преодолел огромные препятствия, трудности, невзгоды в жизни и дальше его жизнь потечет уже намного легче.

Источник статьи: http://www.aginsk-pravda.ru/news/milan_obychaj_drevnij/2012-11-26-696

Милан бурятский праздник сценарий

Родная Бурятия запись закреплена

Из всех обрядов наиболее популярным является милан. Причем практиковать его стали только в 2000-х годах. И, судя по собранной информации, миланы у нас проводятся неправильно. Во-первых, существуют вопросы относительно самого названия – милан. Фольклористы убеждены, что это сокращенный вариант от «милангууд» – именно такое название присутствует, например, в научных материалах Хангалова. Однако этимология слова до конца не изучена.

Однако самое главное – утерян истинный смысл этого обряда, который заключается в том, что ребенок утвердился на этой земле. Он означал социализацию ребенка, который вошел не только в семью, но и в род, и в целом общество. Следовательно, миланы наши предки проводили, когда ребенок находился в осознанном возрасте – три, пять, семь и более лет. Важно, чтобы малыш уже понимал то, что ему говорят и желают и для чего происходит этот обряд.

Что касается постригания волос, которым сопровождается милан, то таким образом ребенок обретает связь с землей. То есть до этого момента у него была только связь с небом. Помимо этого, на празднование милана созывались не только близкие родственники, но и соседи. Таким образом они брали на себя обязательство вместе воспитывать и поддерживать ребенка.

Из новых обрядов можно выделить обряд поклонения богине Янжиме, чей лик проявился в Баргузинском районе. К богине обращаются бездетные семьи с просьбой о даровании им ребеночка.

Сколько обходов должно быть, какие мантры при этом надо читать – фольклорная группа из Элэсуна Баргузинского района разработала целый сценарий обряда на основе обычаев, которые уже сложились при обращении к богине Янжиме.

«Во всех обрядах, которые существуют у разных этнических групп бурят, красной нитью проходит необходимость очищения, – говорит Баярма Цыденова. – Семейная пара должна очиститься от своих грехов, существующих проблем, которые могут проявляться у человека в психологическом и физическом планах и препятствовать рождению ребенка в их семье».

Существует и другой обряд по испрашиванию ребенка под названием «Суд старух». Обряд практиковался у западных бурят. Он также описан в материалах этнографа и фольклориста Матвея Николаевича Хангалова.

Для того чтобы у семейной пары появился ребенок, в их доме собирались бабушки, чье потомство отличается богатством, то есть много детей и внуков, и, что немаловажно, живых. Бабушки варят саламат, угощают духов, богов семейного очага, и начинают ругать мужчину – главу семейства. Могут при этом бить его по спине веревкой. После чего все садятся за стол, едят приготовленный саламат и желают рождения детей.

«Почему именно мужчину ругают? Возможно, потому что от мужчины идет потомство, – говорит Баярма Цыденова. – Ведь жена берет фамилию мужа. На мой взгляд, это психологическая встряска, которая заставляет семейную пару посмотреть на свою ситуацию более внимательно».

Интересный обряд существовал у западных бурят, если новорожденный ребенок не подавал признаков жизни. Повитухи просовывали его через штанину. «Я вижу в этом такое объяснение: ткань брюк имела шершавую поверхность, и ребенок таким образом получал массаж, что способствовало кровообращению», – говорит Баярма Цыденова.

Наши предки считали, что все должно быть к месту и ко времени. Поэтому, когда ребенок начинал развиваться раньше времени, они не радовались. Например, если ребенок начинал ходить рано, его сбивали с ног рукавицей отца, так как считается, что одежда родителей имеет священный характер. Делалось этого для того, чтобы при таком раннем развитии ребенка у него не произошло дефектов, ведь опорно-двигательный аппарат еще не сформирован.

Еще одним, ныне редким обрядом, является наречение именем «нэрэ нэрлэхэ». Его сейчас соблюдают, в основном, восточные буряты, которые обращаются к ламам с просьбой выбрать имя для ребенка. У западных бурят имя сейчас, в основном, выбирается по именам предков.

«Нэрэ нэрлэхэ» раньше имело у бурят особенный смысл. В старину у многих семей дети умирали в раннем возрасте, из девяти-десяти малышей могли дорасти до совершеннолетия двое-трое. Поэтому многие буряты присваивали своим детям одно имя при рождении, другое записывали в метрику.

Отводное имя, как правило, должно было защитить мальчика. Поскольку к рождению мальчика буряты относились с особым почтением, его следовало защитить от злого одноглазого духа «ада», который душил детей.

Поэтому были нередки случаи, когда мальчиков называли женским именем, либо просто называли «женщина» («hамган»). С тех пор пошла, допустим, фамилия «Хамаганов».

Придумывалось какое-нибудь неблагозвучное прозвище, чтобы злые духи не обратили внимание на ребенка. К примеру, часто ребенка звали Забаан (безвкусный, в переносном смысле — негодник), Хазагай (кривой), Хабтагар (плоский, широкий), Хара (черный).
Были имена и вовсе отрицательные: Муу эзы (плохая, дурная жена), Эмэ (баба), Тэнэг (глупый), Архинша (пьяница) и т.д. Как считали наши предки, часто злых духов «вводили в заблуждение» имена, означающее животных: Тэхэ (козел), Буха (бык), Шоно (волк), Эмэ нохой (сука), Баха (лягушка) и даже Бааhан (какашка).

«Отпугивающую» роль выполняли и такие имена, как Тyмэр (железо), Балта (молот), Шулуун (камень).

С приходом христианства и буддизма буряты стали пользоваться соответствующими именами.

Считалось, что поскольку такое имя пришло из другой веры и другой страны, но при этом является именем, то лучше назвать ребенка так.

В Западной Бурятии, ныне Иркутской области, получили распространение самые различные имена, которые буряты вычитывали из Библии и европейской литературы. Теперь никого не удивляют буряты с именами Лазарь, Прокопий, Харлампий, Генриетта, Джульетта. С приходом Советской власти появились Энгельсины, Тракторины, Мэлсы, Дазрдапермы. Одной из особенностей у западных бурят является то, что, особенно у мужчин, появлялось три имени – данное при рождении, записанное в паспорте, и появившееся как прозвище. Известный оружейник в нукутском селе Хадахан дал фамилию своим детям и внукам как Винтовкины, потому что его все знали под прозвищем «Винтовко». А одному ольхонскому буряту, неизвестно почему, вовсе приклеилось прозвище «Карфаген», хотя его настоящего имени никто не помнил.

У восточных бурят было проще – они, будучи под влиянием буддизма, брали своим детям имена, которые им сказал лама. Причем, эти имена должны соответствовать дню рождения и буддийским канонам. По гороскопу лама должен вычислить, какие имена наиболее подходят ребенку, и родители выбирают, какое из предложенных имен дать. В бурятской традиции, многие буддийские имена преобразились. Над окончанием женских имен, скажем, «Сэсэгма» вместо монгольского «Сэсэг», или «Туяна», вместо монгольского «Туя», до сих пор бьются монголоведы, филологи и историки.

Своему сыну Tуя дала имя великого бурятского религиозного и общественного деятеля цанид-хамбо Агвана Доржиева. Сейчас Агвану уже почти восемь лет. Станет ли он достойным преемником своего известного тезки – пока неизвестно. Но Агван, в честь которого провели столь чудесный обряд, растет здоровым, веселым и очень любящим танцы мальчуганом.

Источник статьи: http://vk.com/wall-84037770_56048

Читайте также:  Профессиональные праздники мвд россии январь
Оцените статью
Adblock
detector