- Предложения для синтаксического разбора (4 класс) тренажёр по русскому языку (4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Синтаксический разбор предложения в тексте
- Характеристика предложения
- О инструменте
- Какой вариант разбора выбрать?
- Часть речи сверху слова
- Синтаксический разбор предложения в начальной школе
- Порядок разбора предложения
- Основа основ — грамматическая
- Подлежащее
- О чем говорит сказуемое
- Второстепенные — не значит ненужные
- Группа подлежащего
- Группа сказуемого
- Алгоритм разбора предложения (по членам предложения)
- Школьная программа о членах предложения
Предложения для синтаксического разбора (4 класс)
тренажёр по русскому языку (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlozheniya_dlya_sintaksicheskogo_razbora_4_klass.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Предложения для синтаксического разбора.
- На проталинах показались ранние весенние цветочки.
- Горячее солнце золотило нашу окрестность.
- Утренняя роса покрывала зелёную траву.
- По овражкам заиграли весенние ручейки.
- Из комнаты мы вышли на свежий воздух.
- Глубокий овраг прорезал берег реки.
- На шелковистой траве сверкали капли росы.
- Крупные дождевые капли барабанили по крыше моего дома.
- Яркие лучи солнца заливают садовые аллеи.
- Горячие ветры носились над сухой землёй.
- Вьётся легкий дым над седым костром.
- Лёгкий ветерок колышет гибкий камыш.
- В траве звонко трещат кузнечики.
- Под густой елью цветут душистые ландыши.
- На деревьях у гнёзд хлопочут грачи.
- В поле мы давно убрали золотистую рожь.
- Самолёт пролетел над густым лесом.
- Гребцы взялись дружно за вёсла.
- Мы приготовили подарки для малышей.
- Туристы отправились в интересное путешествие.
- Старик ловил неводом рыбу. (А.С.Пушкин)
- Отец купил Коле новые сапоги.
- Чёрный грач клевал червяков и гусениц.
- Солнце косыми лучами золотило облака.
- От беседки шла узкая дорожка к аллее.
- Над озером с криком пронеслись дикие утки.
- За ночь снег покрыл землю пушистым ковром.
- Вечером на лесной поляне ребята разожгли большой костер.
- Туристы повернули направо.
- Ночью корабль прибудет в порт.
- В субботу ученики ходили в библиотеку.
- Низко над морем несутся тёмные облака.
- Ночная птица тихо мчалась на своих мягких крыльях.
- Наши птицы не вьют гнезда на чужбине.
- Утром солнце растопило тонкий ледок.
- Вдали виднелся сосновый лес.
- Васильки, ромашки весело пестрели на поляне.
- Осенью лес сбрасывает осенний наряд.
- Вечером горы осветились солнцем.
- В марте изрядно греет солнце.
- Слева серебрилась река.
- На стройке работали столяры, маляры, каменщики, монтажники, штукатуры.
- В озере ребята ловили окуней, карасей, щук.
- Ребятишки бегали, прыгали, кувыркались на зелёной травке.
- Ручьи, реки, озёра покрылись толстым слоем льда.
- Я видел море утром, днём, вечером и ночью.
- На столе лежали ароматные яблоки, жёлтые груши, крупные сливы.
- Весной в лесу всё проснулось, зашевелилось, запело, заговорило.
- В клетках мы видели медведя, лисицу, белку.
- Горы арбузов, дынь, помидоров покрывали базарную площадь.
- Кот увидел Каштанку, вскочил, выгнул спину, задрал хвост и взъерошил шерсть. Собака испугалась, громко залаяла и бросилась к коту. Каштанка вскочила и бросилась на гуся. (А.П.Чехов)
- Саша подошёл к клетке с кроликами, бросил им капустных листьев.
- Ураганный ветер раскачивал деревья, ломал ветки, срывал птичьи гнёзда.
- Наступила весна, и реки освободились от зимних оков.
- Тучи заметно поредели, но дождь не переставал.
- Солнце скрылось за горизонт, и жара спала.
- Приближалась осень, и всё изменилось в природе.
- Осень заворожила стройные березки, и зелёный наряд их превратился в золотой.
- Чёрные тучи быстро бегут по небу, море злится, и волны бегут по берегу.
- Глухо трещал пулемёт, и щёлкали винтовочные выстрелы.
- Разведчик подполз к дому на опушке рощи, и через минуту раздался страшный грохот.
- Мы въехали на пригорок, и перед нами открылась Волга.
- Волны становились выше, и их белые гребни падали к нам в лодку.
- А тут подул ветер, и жёлтые листья вихрем понеслись по дороге.
- Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе. (Л.Н.Толстой)
- Ребята с вечера собрались за ягодами, и Тараска обещал разбудить сестру. (Л.Н.Толстой)
- Метель улеглась ещё под утро, и с востока задул крепкий морозный ветерок. (Сергиеко)
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2020/01/19/predlozheniya-dlya-sintaksicheskogo-razbora-4-klass
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Символов в тексте
- Показать все 9
- Глагол в личной форме 1
- Существительное 3
- Предлог 1
- Наречие 1
- Союз 1
- Инфинитив 1
- Прилагательное 1
Слово может быть разобрано в 4-х вариантах
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
— |
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
Источник статьи: http://rustxt.ru/sintaksicheskij-razbor
Синтаксический разбор предложения в начальной школе
В русском языке есть сложные для понимания школьника темы, тем более – для учащихся начальной школы. Одна из них — синтаксический разбор предложения. Поняв разбор простого предложения, ребенку несложно будет потом находить части сложного.
Порядок разбора предложения
Начинают разбор с общей характеристики предложения – каково оно по интонации и по цели высказывания.
Все предложения делятся по цели высказывания на:
- повествовательные — «Маше купили карандаши»;
- вопросительные — «Маше купили карандаши?»;
- побудительные – «Купите Маше карандаши!».
Сложностей в определении типа нет: если идет простой рассказ о чем-то – предложение повествовательное, если в нем содержится вопрос – вопросительное, а если требование, просьба – побудительное.
Различаться могут высказывания и по тому, с какой интонацией они произносятся:
Одно и то же предложение можно произнести с восклицательной и с обычной интонацией: «Маше купили карандаши» — «Маше купили карандаши!».
Основа основ — грамматическая
Грамматическая основа предложения – то «сердечко», самая важная часть, без которой предложение существовать не сможет. Составляют ее подлежащее и сказуемое. С их определения начинается синтаксический разбор.
Подлежащее
Возьмем слово — «зелёный». Кто зелёный? Что – зелёный? Слово само по себе нам ни о чем не говорит. Зелёный лист, зелёный попугай – уже более понятно. Значит, самое важное в высказывании – о чем, о ком говорится в нем. Это слово – «лист», «попугай» — входит в грамматическую основу, является главным членом предложения.
У детей порой вызывают вопросы предложения, подобные этому: «Маше купили телефон». Почему в нем слово «телефон» — не подлежащее? Аргументов два:
Слово «телефон» можно заменить другим – «глобус», «карандаши», «попугая». Смысл предложения не изменился – Маше купили что-то. Слово «телефон» в данном предложении стоит в винительном, а не в именительном падеже и отвечает на вопрос: купили кого? что?
О чем говорит сказуемое
Чтобы понять смысл высказывания, одного подлежащего недостаточно, необходимо уточнение – какое действие производит лицо или предмет, который назван подлежащим. Это действие называется сказуемым.
При разборе предложения по членам на письме сказуемое подчеркивают двойной чертой:
Второстепенные — не значит ненужные
Само слово – второстепенные – означает, что главной роли они не играют, могут присутствовать в речи, но не обязательны. Например, в предложении: «Кленовый лист медленно кружит над землей» — важно то, что лист кружит, а то что он кленовый или березовый, осиновый, кружит над землей или над дорогой, кустами – не важно. Поэтому «лист кружит» – это главные, а «кленовый», «медленно», «над землей» – второстепенные члены предложения. Их замена не меняет общего смысла высказывания, они только уточняют предмет и действие, им производимое.
Все второстепенные члены предложения принято разделять на две группы:
- группа подлежащего – они уточняют подлежащее (например – «кленовый»);
- группа сказуемого – соответственно, рассказывает что-то о действии, описываемом в высказывании, — «над землей», «медленно».
Группа подлежащего
Слова, которые дают дополнительную информацию о подлежащем, характеризуют его и отвечают на вопросы: Какой? Каков? Чей? – называются определениями. Запомнить легко: слова определяют предмет – значит, — определение.
В предложении оно может выражаться:
- прилагательным («весенний», «зеленый»);
- числительным («первый», «третий»);
- местоимением («мой», «твой»).
При разборе определение подчеркивают волнистой линией:
Группа сказуемого
Чтобы младшим школьникам было легко запомнить дополнение и обстоятельство, можно предложить такой способ:
- дополнение – то, что ДОПОЛНЯЕТ сведения, известные нам из грамматической основы;
- обстоятельство – рассказывает, ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ (времени, условии) произошли события.
Вид обстоятельства | На какие вопросы отвечает |
образа действия | Мы поедем — как? — поездом. |
времени | Бабушка приезжает — когда? — завтра. Дождь будет идти — до каких пор? — до вечера. |
места | Я буду — где? – дома. Она вернулась — откуда? — из школы. Мы поедем — куда? на море. |
цели | Я иду в библиотеку — зачем? — за книгами. |
условия | При каком условии? — при необходимости можно принять таблетку. |
причины | Из-за чего? — из-за дождя пришлось остаться дома. |
уступки | Несмотря на что? — несмотря на снегопад, мы двинулись в путь. |
меры и степени | Я — в какой степени? — очень люблю маму |
У учеников могут возникать проблемы с разграничением дополнений и обстоятельств в некоторых случаях:
В нашем озере водится щука.
Водится щука – сомнений не вызывает, а дальше возможны разногласия:
водится где? – в озере, тогда это обстоятельство;
водится в чем? – в озере, тогда это дополнение.
Однако согласно правилам русского языка, одно и то же слово не может быть в предложении либо обстоятельством, либо дополнением, и правило гласит:
То есть, в нашем примере в озере – это обстоятельство, и письменный разбор будет выглядеть так:
Вторая сложность при разборе – разграничение обстоятельств и определений:
Ветер колыхал ветки ели.
Грамматическая основа – ветер колыхал. Колыхал что? – ветки, тут все понятно, это дополнение. Дальше – сложнее. Ветки — ? Есть два варианта вопроса: какие? Или чего?
Запомнить правила несложно, зато можно избежать многих ошибок при разборе.
Алгоритм разбора предложения (по членам предложения)
Прочитайте выразительно высказывание, чтобы была понятна интонация. Определите вид предложения — восклицательное или нет, по цели высказывания — является ли оно повествовательным, вопросительным или побудительным.
Найдите подлежащее – предмет высказывания.
Задайте вопрос от него — что делает предмет или лицо? — найдите сказуемое.
Ответьте на вопрос, является ли предложение распространенным, или в нем есть только грамматическая основа.
Если в предложении есть второстепенные члены, найдите их, задавая вопросы сначала от подлежащего (группа подлежащего), затем – от сказуемого (группа сказуемого).
Осенью птицы улетают на юг.
- Предложение повествовательное, невосклицательное. В конце ставится точка.
- Подлежащее – птицы. Кто? – птицы. Выражено существительным, подчеркивается одной чертой.
- Птицы – что делают? – улетают. Это сказуемое, выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами.
- Улетают – когда? – осенью. Это обстоятельство времени, выражено существительным, подчеркивается пунктиром с точкой.
- Улетают куда? – на юг. Это обстоятельство места, выражено существительным, подчеркивается пунктиром с точкой.
Синтаксический разбор предложения памятка
Школьная программа о членах предложения
Чтобы ребенок хорошо усвоил материал, родителям важно знать, какой уровень знаний о синтаксисе дается детям в рамках программы начальной школы.
В 1 классе терминология синтаксиса на уроках русского языка не вводится, и учащиеся учатся лишь находить – о ком, о чем говорится в предложении, а также что об этом предмете говорится. Выделяя предмет речи, дети подчеркивают его одной чертой, а определяя действие предмета – двумя.
Во 2 классе уже вводится понятие главных членов предложения, они разграничиваются со словосочетаниями. Дети учатся выделять и выписывать словосочетания. Понятие второстепенных членов предложения не вводится, частичный синтаксический разбор сводится к усвоению навыков разграничения членов предложения и частей речи:
Маленький (прил.) зайчик (сущ.) проскакал (глагол) по (пред.) поляне (сущ.).
В 3 классе учащихся знакомят с порядком синтаксического разбора, при этом проводится изучение частей речи. Рассматриваются однородные члены предложения, проводится разбор предложений по членам предложения с однородными членами.
Разобрав и выучив несложные правила, спорные случаи, ученики смогут без труда справиться с синтаксическим разбором. В начальной школе рассматривается только простое предложение, сложное предложение изучается в средней школе.
Видео «Синтаксический разбор простого предложения»
Источник статьи: http://razvitiedetei.info/razvitie-shkolnika/sintaksicheskij-razbor-predlozheniya-v-nachalnoj-shkole.html