Накануне светлого праздника озаглавить части

Накануне светлого праздника

Примечания

Стихотворения Некрасова «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы», «Соловьи» и «Накануне светлого праздника» составляют цикл, над которым поэт работал в 1867, 1870, 1873 гг. Стихотворение «Железная дорога» (1864) первоначально также имело подзаголовок «Посвящается детям». Судя по авторскому примечанию: «Из приготовляемой к печати книги стихотворений для детского чтения»,— предпосланному первым трем стихотворениям (ОЗ, 1868, No 2), Некрасовым был задуман не просто цикл стихотворений, но книга для детского чтения, куда этот цикл и должен был войти. К участию в работе над книгой был привлечен М. Е. Салтыков-Щедрин. Видимо, об этом предполагавшемся издании он говорил в примечании к своей «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»: «Автор настоящих рассказов предполагает издать книжку для детского чтения, составленную из прозаических рассказов и стихотворений (последние принадлежат Н. А. Некрасову). Но предварительно он желал бы знать мнение публики, насколько намерение его осуществимо и полезно» (ОЗ, 1869, No 2, отд. I, с. 591). Замысел этот осуществлен не был. Салтыков очень высоко ценил детские стихотворения Некрасова. В письме к нему от 17 июля 1870 г. он писал по поводу стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы»: «Стихи Ваши прелестны». И в письме к А. М. Жемчужникову от 25 ноября 1870 г. повторил: «Есть у него (Некрасова. — Ред.) несколько готовых детских стихотворений (прелестных). » (Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч., т. XVIII, кн. 2. М., 1976, с. 52 и 58).

Подобно Чернышевскому, Добролюбову, Салтыкову-Щедрину, Некрасов был озабочен низким уровнем современной ему детской литературы. Он не только резко критиковал бездарные детские книжки, наводнявшие книжный рынок, но и внес большой вклад в дело развития отечественной литературы для детей.

Детские стихотворения Некрасова глубоко народны не только по содержанию, но и по форме, по своим источникам. Поэт использовал в работе над ними произведения устного народного творчества, которые хорошо знал: прибаутки, притчи, народные анекдоты, сказки. Так, присловья дядюшки Якова близки записям В. И. Даля (Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957, с. 541):

Ой, избоины маковой,
Под окошками плакала,
На грош два кома.

Фольклорным источникам «Генерала Топтыгина» посвящена статья М. М. Гина (РЛ, 1967, No 2, с. 155—160), где указано около семидесяти восточноевропейских и русских народных вариантов сюжета стихотворения. Недавно опубликованы сведения об аналогичном костромском предании (см.: Ленинградская правда, 1977, 20 авг.).

Широко использовал поэт и собственные наблюдения над жизнью, искусством и речью народа, с которым он постоянно общался и подолгу беседовал во время своих охотничьих странствий. Именно это помогло поэту мастерски передать и взволнованный рассказ матери-крестьянки, и забавные анекдоты и истории дедушки Мазая, и поучительную притчу деревенского пчеловода, и веселые прибаутки дядюшки Якова.

Детские стихотворения Некрасова и сейчас являются любимым детским чтением и переведены на большинство языков народов СССР и ряд языков народов мира. Их не раз иллюстрировали художники при жизни поэта. К ним постоянно обращаются и советские художники.

Дополнительные примечания

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: Нашим детям. Иллюстрированный литературно-научный сборник. Издание А. Н. Якоби. СПб., 1873, с. 260, с подписью: «Н. Некрасов», датой: «20 марта 1873» и подзаголовком: «Из стихотворений, посвященных русским детям».

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. III. В прижизненные издания «Стихотворений» Некрасова не входило. Предназначалось для издания стихотворений, над которым поэт начал работать незадолго до смерти и которое не успел завершить.

Автограф не найден.

В библиотеке ИРЛИ (шифр: 1939к/361) хранится экземпляр сборника «Нашим детям», принадлежавший его издательнице А. Н. Якоби (1842—1918), детской писательнице и общественной деятельнице, с ее автографом (чернилами) на титульном листе: «А. Н. Якоби». Весь этот экземпляр сборника, в том числе и стихотворение Некрасова, имеет корректурную правку, очевидно А. Н. Якоби. Правка касается знаков препинания; в настоящем издании она учтена. Так, убрано ненужное тире в ст. 38 (было: «Да — день не такой»); в ст. 62 резонно точка с запятой заменена запятой (было: «Я доброго всем им желаю пути; В родные деревни Скорее прийти»), а в ст. 72, наоборот, запятая правильно заменена точкой с запятой (было: «Я ехал всё тем же Высоким холмом, Взглянул на долину»),

Читайте также:  Национальные праздники европейских стран

25 февраля 1873 г. Некрасов писал А. Н. Якоби по поводу подготовляемого ею к печати сборника: «. дело надо сделать не кое-как. Я нашел мое стихотворение, но оно в этом виде вовсе не годится в детский сборник. Я или напишу другое, или переделаю это. Через неделю непременно его получите, а может быть и ранее. В нем 3 страницы, и мне всё равно, куда оно попадет, в начало или в конец». Очевидно, речь идет здесь о комментируемом произведении, однако неясно, является ли оно новым стихотворением или переделанным старым.

В сборнике, иллюстрированном рисунками В. М. Васнецова, Г. Г. Мясоедова, В. И. Якоби, И. Е. Репина и других художников, участвовали, кроме Некрасова и издательницы, А. М. Бутлеров, М. К. Цебрикова, А. Н. Майков, Я. П. Полонский, А. Н. Плещеев, Г. И. Успенский и др. В вошедшем в сборник стихотворении Полонского «Мишенька» использованы не только размер «Генерала Топтыгина», но и отдельные выражения и рифмы, например: «Дело было на ночь,— Заорали мужики «Михаил Иваныч!»»; «Всё село сбежалось. «; «И за это был при всех Выруган скотиной. «. Однако фольклорный анекдот, положенный в основу стихотворения Некрасова, Полонским не использован. Об этом стихотворении А. Н. Якоби писала Некрасову 4 марта 1873 г.: «Полонский привез мне свое стихотворение и просил Вам очень кланяться». В том же письме она пишет и о стихотворении Некрасова «Накануне светлого праздника», предназначенном для ее сборника: «Могу ли я к Вам приехать за стихотворением. Мне бы очень хотелось кроме картинки приложить Ваш портрет. Если Вы не против этого, то нет ли у Вас хорошего портрета?» (ЛН, т. 51—52, с. 563). Однако ни «картинки», ни портрета Некрасова в сборнике помещено не было.

Накануне светлого праздника — светлым праздником называлась пасха, а вся пасхальная неделя — святой неделей. Первый день пасхи всегда бывает в воскресенье; суббота накануне называется страстной или великой.

. в Ростову. — Ростов Великий (ныне Ярославской обл.) расположен на берегу озера Неро. Имение Некрасова Карабиха находилось между Ростовом и Ярославлем.

Источник статьи: http://nekrasov-lit.ru/nekrasov/stihi/327.htm

Николай Некрасов — Накануне светлого праздника: Стих

Я ехал к Ростову
Высоким холмом,
Лесок малорослый
Тянулся на нем;

Береза, осина,
Да ель, да сосна;
А слева — долина,
Как скатерть ровна.

Пестрел деревнями,
Дорогами дол,
Он всё понижался
И к озеру шел,

Ни озера, дети
Забыть не могу,
Ни церкви на самом
Его берегу:

Тут чудо картину
Я видел тогда!
Ее вспоминаю
Охотно всегда…

Начну по порядку:
Я ехал весной,
В страстную субботу,
Пред самой Святой.

Домой поспешая
С тяжелых работ,
С утра мне встречался
Рабочий народ;

Скучая смертельно,
Решал я вопрос:
Кто плотник, кто слесарь,
Маляр, водовоз!

Нетрудное дело!
Идут кузнецы —
Кто их не узнает?
Они молодцы

И петь, и ругаться,
Да — день не такой!
Идет кривоногий
Гуляка-портной:

В одном сертучишке,
Фуражка как блин, —
Гармония, трубка,
Утюг и аршин!

Смотрите — красильщик!
Узнаешь сейчас:
Нос выпачкан охрой
И суриком глаз;

Он кисти и краски
Несет за плечом,
И словно ландкарта
Передник на нем.

Вот пильщики: сайку
Угрюмо жуют
И словно солдаты
Все в ногу идут,

А пилы стальные
У добрых ребят,
Как рыбы живые,
На плечах дрожат!

Я доброго всем им
Желаю пути;
В родные деревни
Скорее прийти,

Омыть с себя копоть
И пот трудовой
И встретить Святую
С веселой душой…

Читайте также:  Проект про любимый праздник

Стемнело. Болтая
С моим ямщиком,
Я ехал всё тем же
Высоким холмом,

Взглянул на долину,
Что к озеру шла,
И вижу — долина
Моя ожила:

На каждой тропинке,
Ведущей к селу,
Толпы появились;
Вечернюю мглу

Огни озарили
Куда-то идет
С пучками горящей
Соломы народ.

Куда? Я подумать
О том не успел,
Как колокол громко
Ответ прогудел!

У озера ярко
Горели костры, —
Туда направлялись,
Нарядны, пестры,

При свете горящей
соломы, — толпы…
У божьего храма
Сходились тропы, —

Народная масса
Сдвигалась, росла.
Чудесная, дети,
Картина была.

Анализ стихотворения «Накануне светлого праздника» Некрасова

Стихотворения Некрасова, написанные для детей, глубоко народны и наполнены метафорами. В них поэт использует все фольклорные элементы: прибаутки, сказания и притчи. Его стихи любимы детьми и переведены практически на все языки народов СНГ.

В стихотворении Некрасова Н.А. «Накануне светлого праздника» (написанное в 1873г.) повествование ведётся от лица автора. Жанр произведения можно назвать «дорожным впечатлением». Автор в самом начале указывает на место действия — город Ростов. Состоит произведение из трёх частей: первая — это описание долины с озером и стоящей на берегу церковью, вторая — встреча с простыми людьми, возвращающимся домой на Пасху, третья — вид нарядной толпы, спешащей к церкви на праздник.

Стихотворение привлекает читателя своим точным изображением рабочих людей – красильщиков, кузнецов, пильщика, портного. Все они стремятся в родные края с желанием отдохнуть в священный Пасхальный праздник:

«Я доброго всем им
Желаю пути;
В родные деревни
Скорее прийти,
Отмыть с себя копоть
И пот трудовой
И встретить Святую
С весёлой душой»

Автор передал читателю восхищение силой народной единой массы, шествующей ко всенощной. Люди шли в сумерках, держа в руках пучки горящей соломы, их становилось всё больше и больше:

«Народная масса
Сдвигалась, росла.
Чудесная, дети,
Картина была»

Всё произведение проникнуто любовью и уважением к простому рабочему люду, который умеет ударно работать, а потом пойти праздновать Пасху. Для Некрасова было отрадным видеть такое единство людей, их стремление быть вместе в день церковного празднества. Для него это событие явилось поистине чудесной картиной.

Само повествование кажется незамысловатым. Разговорную интонацию передаёт 2-стопный амфибрахий. В каждом четверостишии рифмуются только 2-я и 4-я строчки, что напоминает по звучанию устную речь. Но детям проще воспринимать такое несложное по строению произведение и сосредоточится на его образах.

Описание природы немногословно и лишено подробностей. Все силы автор сосредоточил на людях, их настроении и предчувствии радости от Светлого Христова праздника. Читатели вовлечены в увлекательную игру — как узнать, кто по профессии каждый идущий человек? Автор даёт подсказки: выпачканный охрой нос, пилы в руках, плоская фуражка. Такие разные люди становятся единым фронтом в своём желании поскорее добраться до родных деревень. И это настроение умиротворения и ожидания греют душу Некрасова и всех его читателей.

Отображение в своих произведениях быта крестьян и их детей можно назвать визитной карточкой Некрасова. Поэт воплотил в своём произведении упоение миром и радость от самой жизни. Во всех стихотворениях Н.А. Некрасова для детей воплотилось его главное творческое кредо: «Важен стиль, отвечающий теме». Стихотворение «Накануне светлого праздника» было последним у автора и вошло в сборник «Русским детям», выпущенный после смерти поэта в 1881 году.

Источник статьи: http://rustih.ru/nikolaj-nekrasov-nakanune-svetlogo-prazdnika/

Урок литературного чтения в 4 классе по теме Н.А.Некрасов Накануне Светлого праздника

Цель: продолжить ознакомление с творчеством Н.Некрасова; ознакомить с его новым произведением; делить текст на части, анализировать содержание прочитанного; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Оборудование: сборники стихов Некрасова, его портрет.

Ход урока
Организационный момент
Речевая разминка (работа над артикуляционным аппаратом)
Работа со скороговоркой.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
-Прочитайте скороговорку.
-О чем эта скороговорка?
-Будем учиться говорить в быстром темпе. В этом нам будут помогать пальцы. Будем поочередно загибать пальцы на левой и правой руке с помощью указательных пальцев другой руки с проговариванием скороговорки.
III. Актуализация знаний. Введение в тему.
— Расшифруйте, что здесь написано.
ЙАЛОКИН ЧИВЕЕСКЕЛА ВОСАРКЕН
(Николай Алексеевич Некрасов)
— Ребята, на доске портрет Н.А.Некрасова. Это имя вам уже хорошо
знакомо. Что вы можете вспомнить о жизни поэта?
(Все свое детство Некрасов провел в деревне, на берегу волги. Он
играл с крестьянскими детьми, наблюдал за жизнью взрослых.
У него была очень нелегкая жизнь.)
-Кто назовет произведения, которые мы читали раньше?
— Определите тему и цели урока.
IV. Работа по теме урока.
1. — Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Накануне Свет-
лого праздника». Прочитайте внизу сноску-объяснение этого наз-
вания.
2. Беседа о праздновании Пасхи.
Каждый праздник требовал к себе особого отношения, да и особых
взаимоотношений между людьми. Вот как готовились люди к Пас-
хе раньше.
Накануне ходили в церковь. Убирались в доме: мыли полы, стены,
потолки, ставили в божницу праздничные иконы, зажигали лампад-
ки, полы устилали половиками, столы накрывали белыми скатер-
тями, на стенах появлялись расшитые полотенца. На подворье
наводился порядок, подметались дворы и улицы. К празднику гото-
вили нарядную одежду. Каждая хозяйка готовила праздничную пи-
щу. Обязательно варили яйца (символ жизни) и окрашивали их.
Для этого чаще всего использовали луковую шелуху. Готовили
также кулич и пасху. Несли все это в субботу в церковь. Чтобы ос-
вятить. С утра первым обязательно едят яйцо. Их дарят родным,
соседям.
Приходя в гости, приветствуют словами (разыгрывается
сценка между двумя подготовленными девочками, Которые одеты
в русские народные костюмы)
«Христос воскресе» и слышит в ответ: «Воистину воскресе».
Трижды целуются и обмениваются раскрашенными деревянными
яйцами.
Приглашали в этот день и гостей. Гости приходили в дом, их
хозяева встречали за порогом поклонами, здоровались и пригова-
ривали примерно так.
Сценка.
Хозяйка: «Мир всем, гости дорогие, рада видеть вас в светлице.»
Хозяин: «Гость на гость, хозяину радость»
А гости в свою очередь знали свои приговоры:
«Ехал было мимо, да завернул до дыму.»
«Первый поклон Богу, второй хозяину с хозяйкой, третий всем
добрым людям.»
Из всего услышанного какой мы можем сделать вывод? Что несет
в себе этот праздник? О каких взаимоотношениях между людьми
можно говорить?

Читайте также:  Новогодние футажи для детского праздниками

3. А вот как написал об этом празднике Некрасов, послушайте сти-
хотворение.(Чтение стихотворения учителем.)
— Какое настроение возникло у вас, когда я читала это стихот-
ворение? (Ученики говорят о своем настроении)
4. Словарная работа.
Святая, аршин,охра, сурик, ландкарта, сюртучишко, сайка.
5.Чтение стихотворение цепочкой.
— Что же за картину наблюдал поэт? ( Как работники возвра-
щаются домой)
— Откуда они возвращались? (С заработков вдали от дома.)

V. Физкультминутка.
Игра «Замри»
VI. Работу по развитию периферического зрения (умения видеть
без движения зрачков глаз одновременно несколько слов)

Читать слова не водя головой.
Слоговая пирамидка

Куз 1 нец
Порт 2 ной
Пиль 3 щик
Сюр 4 тук
Кос 5 арь
-О ком не упомянул в своем стихотворении Некрасов?
— На ком был одет сюртук?

VII. Выборочное чтение.
— Прочитайте, по каким предметам автор узнал кузнецов, портного, красильщиков, пильщиков?
— Как поэт относился к трудовому народу? Докажите словами из стихотворения.
-А как вы думаете, почему автор назвал стихотворение «Накануне Светлого праздника.» Почему автор называет этот праздник «Светлым»?

VIII. Самостоятельная работа. (Работа в паре)
-Сколько частей в стихотворении?
— Прочитайте первую часть, выделите главную мысль, дайте название. Следите за правильностью и выразительностью чтения друг друга.
(Ответы учащихся)
IX. Рефлексия.
X. Подведение итогов урока.
-Что нового узнали на уроке? Что было интересного? О чем хотели бы рассказать дома?
XI. Домашнее задание.
Озаглавить вторую часть стихотворения. Научиться выразительно читать.

  • WebUrokCom_1f7b59741d4d52
    Размер файла: 46 kB Загрузок: 3

Источник статьи: http://weburok.com/1321957

Оцените статью
Adblock
detector