Народные фольклорные праздники для детей

«Народные фольклорные праздники в жизни детей дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа) на тему

Данный проект приобщает дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры — это всё неоценимое богатство, которое способно помочь ребёнку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_podgotov._gruppa.doc 101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Чебурашка»

«Народные фольклорные праздники

в жизни детей дошкольного возраста»

Автушко Екатерина Олеговна

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Народные фольклорные праздники в жизни малышей». Для тог, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые. Интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.

— формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;

— активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

— развивать эмоциональную сферу детей, воображение, творческие и актерские способности.

— воспитывать патриотические чувства, гордость за свой народ.

— вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, мотивирует на творчество и расширяет кругозор.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный работник.

Срок реализации проекта: 1 год (долгосрочный)

Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

— устойчивый интерес к культуре русского народа;

— знание детьми жанров устного народного творчества; народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

— желание участвовать в мероприятиях, проявлять инициативу и творческие способности;

— положительная динамика познавательного и речевого развития;

— дети проявляют активную эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества.

Этапы реализации проекта

— Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

— Определение цели и задач проекта, разработка плана мероприятий.

— Изучение методической литературы и передового опыта педагогов.

— Подбор необходимой художественной литературы, пособий, атрибутов.

— Подбор консультативного материала для родителей.

— Вовлечение родителей в проектную деятельность.

Беседа о осенних праздниках, о народных приметах и обычаях, связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр. Выставка рисунков «Осень в родном краю».

Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. Изготовление панно «Вечер в Рождество»

Разучивание рождественских колядок, русских народных игр. Организация и проведение русских народных игр и забав.

Эх, да Масленица!

Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен.

Проведение русских народных игр «Верба — вербочка»

Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. Изготовление веточек вербы из гофрированной бумаги (украшение ими группы)

Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок. Изготовление пасхальных композиций.

Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен. Изготовление веночков из различного материала.

Взаимодействие с родителями:

— Участие родителей в оснащении РППС (создание мини – музея «Символы народных праздников»)

— Участие родителей в культурно – досуговых мероприятиях, оказание помощи в изготовлении атрибутов и костюмов.

— Консультация «Роль фольклора в жизни детей дошкольного возраста».

— Памятка « Календарь народных праздников для детей ».

— Мастер – класс «Домашний театр».

Проект «Народные фольклорные праздники в жизни детей дошкольного возраста» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на познавательно – речевое и социально-нравственное развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. В целом проект в своём развитии имеет прогресс так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, освоении опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученных знаний в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же, противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме познавательно – речевого развития. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний я изначально отвела детскому фольклорному празднику. Стараюсь создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Список используемой литературы

— Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.

— Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, — 60с.

— Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

— Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.

— Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008 №6.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/02/03/narodnye-folklornye-prazdniki-v-zhizni-detey

Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения

Праздников, всероссийских и международных, в нашем календаре немало, и год от года их число увеличивается. Но особым очарованием обладают всё же именно «вечные» народные торжества, пришедшие из глубины веков. Недаром, к примеру, Масленицу, или Сороки так любят дети!

В этом разделе Вы найдёте всевозможные варианты сценариев для проведения с детьми осенних ярмарок и летних Спасов. Познакомитесь с опытом коллег по организации тематического мероприятия на Вербное воскресенье, Пасху, Ивана Купала, Покров, Сабантуй… Для Вашего удобства все материалы систематизированы, поэтому найти нужный и актуальный будет несложно.

У Вас будет самый лучший фольклорный праздник!

Показаны публикации 1-10 из 2604 .
Все разделы | Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения

Сценарий фольклорно-музыкального развлечения «Колядки» в подготовительной группе ДОУ Колядки «Святки-колядки» (фольклорно-музыкальное развлечение подготовительной группы) Цель: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре, воспитание духовности и формирование эстетического сознания дошкольников в процессе ознакомления с.

Консультация для родителей «Влияние народных праздников на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Слово «традиция» (от латинского traditio-передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности, и его способы. В качестве традиции.

Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения — Сценарий вечера народных игр «1–2–3–4–5 мы идем с тобой играть»

Публикация «Сценарий вечера народных игр «1–2–3–4–5 мы идем с тобой. » Сценарий вечера народных игр «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть» Программное содержание: — Приобщать детей к русской культуре. -Воспитывать любовь и интерес к народным играм. -Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции. -Формировать способность.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Бурятский народный праздник Сагаалган «Эрын гурбан наадан» Бурятский народный праздник Сагаалган «Эрын гурбан наадан» 11 февраля в нашей группе мы провели утренник, посвященный празднованию Белого месяца. Целью утренника было приобщение детей к истокам бурятской национальной культуры, познакомить с обычаями и традициями бурятского.

Сценарий православного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы «Благая весть сошла на Землю» Сценарий православного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы «Благая весть сошла на землю» (Юные зрители заходят под колокольный звон. Начинается мероприятие с видеоролика «Православие детям. Благовещение Пресвятой Богородицы. Елена Королёва) Чтец 1 Днесь* начало нашего.

Сценарий, посвящённый великому посту к урокам православной культуры «Великий пост — души отдохновение» Сценарий к мероприятию, посвящённому Великому посту «Великий пост – души отдохновение» (На экране слайд с названием мероприятия. Звучит песня в исполнении семейного дуэта Сергея и Людмилы Ершовых «Свеча зажигается». В это время один из ведущих зажигает свечу) Ведущий 1 Давайте.

Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения — Сценарий фольклорного праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье» для детей средней группы

Статья «Сценарий фольклорного праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». » Сценарий фольклорного праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье» для детей средней группы. Цель: приобщение детей к народным традициям. Ведущий (с русским поклоном): -Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы! Начинается Святая Пасхальная неделя – Светлая Седмица. Ребята.

Изготовление птичек-мартиничек к народному празднику «Сороки» 22 марта отмечается народный праздник Сороки или, как его ещё называют Жаворонки. С песнями, танцами, закличками, играми мы в нашем саду, уже традиционно встречаем весну именно в этот праздник. И конечно же печём жаворонков вместе с детьми из слоёного теста. В прошлом году мы.

Народные праздники в жизни детей Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей. Наш детский сад — МБДОУ «ДС «Лада» уникален.

Сценарий открытия казачьего этнографического уголка «Казачий кут» Сценарий открытия казачьего этнографического уголка «Казачий кут» в МБДОУ №6 «Чайка». Все участники мероприятия располагаются в зале. Казачка 1: Мы живем в краю традиций и обычаев прекрасных. Свободный дух казачества стараясь возродить. Идем к тому, что было предано забвению.

Источник статьи: http://www.maam.ru/obrazovanie/narodnye-prazdniki

Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре

Светлана Голубова
Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: нет дерева без корней, дома – без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Русские народные традиции – одна из составляющих частей культурного наследия русского народа. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. Древнерусские традиции воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом.

Мы знакомим детей с яркой фантазией народа в красочных образах с календарно-обрядовыми праздниками, связанными с проводами зимы, прилетом птиц и таянием снега, расцветом земли, началом лета, с посевом и уборкой хлеба. Через развлечения и праздники дети, вступая в фольклорный мир, составляют первое впечатление о его законах и явлениях, обычаях и обрядах. Современным детям необходимо рассказывать о народном празднике, проводить досуг, в котором участвуют персонажи народных сказок, проводятся народные игры, исполняются песни и хороводы. Досуги должны быть разнообразными по содержанию и форме (игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок и т. д., что позволяет дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления.

Важным элементом воспитания может стать и знакомство с традиционным народным костюмом (разумеется, в его подлинном, не «театрализованном» виде, его изготовление и ношение во время праздников. Ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека.

Перед проведением досуга необходимо рассказть детям о конкретном празднике. В сценарий включается детский фольклор (игры, прибаутки, песенки, заклички, хороводы, а также традиционные обрядовые действия (угощение птиц, развешивание кормушек, заклинание весны и т. д.) В работе с детьми нужно добиваться, чтобы они были не только внимательными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр как на занятиях, так и на праздниках и развлечениях. Правильно организованная подготовка праздников — одно из условий успешного их проведения. В ходе проведения праздников дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это должно быть заметно во всём: в нарядности помещения, парадности в одежде взрослых и детей, особом эмоциональном настрое коллектива. При проведении праздников желательно использовать местные традиции, обычаи, игры. Эмоциональность восприятия праздничного материала усиливается благодаря активному участию взрослых. Педагоги могут спеть песню, прочитать рассказ, сказку или стихотворение, исполнить пляску. Для каждого ребёнка должна найтись, пусть незначительная, маленькая, но определённая роль в сценарии.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, поэтому очень важно, чтобы она раскрывалась на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересов. Дети должны участвовать в празднике активно, а не выполнять роль пассивных слушателей. Педагогу необходимо предоставить ребенку возможность проявить себя, либо в чтении стихов, либо в пении, либо в танце.

Главным условием отбора фольклорных произведений для проведения праздника является их эстетическая ценность и личностно-значимый потенциал содержания. Значительную часть программного содержания праздника представляет детский фольклор, так как он наиболее близок, понятен, полезен и доступен детям.

Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в ознакомлении дошкольников с народной культурой. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др., сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребёнку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. А народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

В ходе мероприятия можно показать значение фольклора для социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей.Цель данных мероприятий: научить взрослых играть с детьми в народные игры и развивать детское творчество, доставить ребятам удовольствие от общения и содержательного взаимодействия с родителями и другими детьми.

Такая работа позволяет взрослым и детям раскрепоститься, учит их общаться друг с другом, повышает эмоциональный настрой, сплачивает семью, позволяет лучше узнать друг друга. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Кроме того, вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах.

Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем с ними проще налаживать контакты, предоставлять педагогическую информацию. Радостная атмосфера детских праздников и развлечений создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению с прекрасным, формируя культурные интересы. Такие праздники являются ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Формирование национального самосознания дошкольников путем приобщения к декоративному рисованию по мотивам народной росписи «Народ, не признающий своё прошлое — народ без будущего!» Современные приоритеты образовательного стандарта способствуют возрождению.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект «Приобщение детей к русской народной культуре», я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот’ В цетре круга водящий(‘солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/folklornye-prazdniki-kak-sredstvo-priobschenija-detei-k-narodnoi-kulture.html

Читайте также:  Амонг ас сценарий праздника день рождения
Оцените статью
Adblock
detector