Народные праздники для развития речи

Роль праздников в развитии речи дошкольников
статья по развитию речи на тему

Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

Скачать:

Вложение Размер
rol_prazdnikov_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

структурное подразделение государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 5 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение, реализующее общеобразовательные

программы дошкольного образования «Детский сад №1»

в развитии речи дошкольников

СП «Детский сад №1» ГБОУ СОШ №5

Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

Я знаю, какое громадное значение в жизни детей имеют эмоции, особенно эмоции положительные, возбуждающие. Отнимите их у детей, и померкнет их жизнь. Чувство радости, состояние взволнованной приподнятости, ожидание необычного — обостряют восприятие, усиливают запоминание материала, влияют на выразительность детской речи. Праздник, педагогически правильно организованный, нарушает однообразие текущей жизни, вносит в жизнь детей новое ценное содержание, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности все силы и способности, в том числе и способность речи.

И подготовка к празднику во всех ее проявлениях, и проведение самого праздника предоставляют широкие возможности для проявления детской самостоятельности и развития речи детей.

Подготовка к празднику.

  • Я, как музыкальный руководитель совместно с воспитателем подбираю стихи, песни, инсценировки и другой речевой материал.
  • Воспитатель отрабатывает тексты стихов и песен, добивается правильного произношения, закрепляет речевой материал.
  • Я пою с детьми, закрепляя песенный репертуар и добиваясь выразительности и эмоциональности речи, разучиваю танцы и хороводы с пением, работаю над сценической выразительностью в инсценировках, определяю целесообразность действий, движений, жестов персонажа в игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, мимики, интонации.

В предлагаемом детям зрелище, представлении роль детей может быть двоякая: они могут являться действующими лицами и могут быть зрителями. В первом случае проявляется и упражняется их собственная активная речь, во втором – они слухом воспринимают чужую речь. В интересах речевого развития детей значительно и то и другое. Организуя праздники, я уделяю и тому и другому время и внимание.

Присутствие гостей, необычная атмосфера – все это является некой стрессовой ситуацией для детского организма. Ребенок может ощутить стеснение, смущение, робость. И вот тут подключаются волевые качества личности, которые помогают преодолеть страх, волнение, и исполнить песню, прочитать стихотворение. Поэтому для более активного развития речи необходимо как можно чаще выступать перед публикой. Для того чтобы говорить хорошо всегда и при всех условиях, надо не только уметь говорить, но надо приобрести привычку говорить публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Есть дети с богатым духовным миром, прекрасно владеющие речью, но настолько застенчивые, неуверенные в себе, непривычные к публичной речи, что достаточно присутствия двух-трех посторонних лиц, чтобы они не могли произнести ни слова. С этим я борюсь, развивая в детях уверенность в себе и доверие к своим силам. Привычку к публичной речи можно создать в человеке только путем приучения его с малолетства к речи перед посторонней, увеличивающейся в числе аудиторией.

Праздник — одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, организуя его, я тщательно работаю над средствами эмоционального воздействия. Музыкальное образование неразрывно связанно с культурой слуха, а культура слуха – один из важнейших факторов в деле развития речи. Эмоциональное воздействие произведений искусства, художественной литературы, песен, фольклора, театральных постановок взрослых, звучащих как образец для подражания, стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Словесная интерпретация произведений, словесные пояснения развивают образность и слуховую культуру детской речи.

Слово, используемое в речи детей, звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках воодушевляет участников праздника. И моя задача донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях. Дети сами разыгрывают маленькие сценки, сказки, читают стихи, рассказывают, дают пояснения. При этом шлифуется их речь, развивается уверенность в себе, находчивость, открывается простор для творчества.

В праздники и праздничные выступления детей я неизменно включаю музыкальные номера, главным образом пение, а потому попутно можно сказать несколько слов о музыкально-вокальном образовании детей, несомненно, оказывающем влияние на развитие их языка. В пении выразительность достигается точным исполнением мелодии чистым, слаженным звучанием; при чтении стихов — разнообразием интонаций, хорошей дикцией. При разучивании песен детям обязательно объясняю значение непонятных им слов, обращаю внимание на правильное произношение звуков. Очень полезно разучивание песен-хороводов, при этом развивается координация движений и согласование между словом и движением. Предоставляю детям возможность слушать пение и петь самим. Каждая песня связана с литературным текстом, который дети должны запомнить. К такому тексту предъявляются те же требования, что и к любому литературному произведению, с которым я знакомлю детей — абсолютная грамотность и художественность. Дети должны понимать смысл песни, которая им поется, что выдвигает определенные требования к дикции поющего лица. Литературный текст песни разучивается с детьми предварительно, это требование обуславливает сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя. Следует еще отметить роль пения в борьбе с некоторыми недостатками речи, главным образом с заиканием. Отмечается, что пение, т. е. протяжное произношение звуков, входящих в слово, пресекает виды заикания.

Речь усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Сталкиваясь с непониманием, встречая языковые трудности на пути к достижению цели, ребёнок обращается к слову как к особому объекту познания, начинает играть со словом, обследовать его. Словесные игры стимулируют желание ребёнка к экспериментированию со словом, способствуют обогащению словаря и речи ребёнка в целом. В таких играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. В диалогическом взаимодействии детей эффективен прием драматизации. Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Праздники — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Поэтому так важно, чтобы дети уже в детском саду проникались сознанием, что они принимают участие в общей работе, в организации праздника.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/11/08/rol-prazdnikov-v-razvitii-rechi-doshkolnikov

Речевое развитие (Развитие речи) «Народные праздники на Руси: Масленица»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Речевое развитие(Развитие речи) «Народные праздники на Руси: Масленица»

Скачать:

Вложение Размер
nodnarodnye_prazdniki_na_rusi_maslenitsa.docx 16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Народные праздники на Руси: Масленица»

Виды детской деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Цели: познакомить с историей народного праздника «Масленица»; развивать мышление, умение объяснить смысл пословиц, расширять словарный запас, воспитывать умение дружить, милосердие.

Планируемые результаты: умеет связно, последовательно и выразительно высказывать свою точку зрения, выражает свои эмоции, рассуждает и дает необходимые пояснения,, с интересом разгадывает загадки.

Материалы и оборудование: ширма, кукла – бабушка, блины, сундучок, сова, кукла пряничная, канат, музыкальные инструменты.

Содержание организованной деятельности детей

Ведущий: в чистом поле, в широком раздолье стоит деревенька ни мала, ни велика. Там живет бабушка — Забавушка. Много она всего знает: и сказок, и песен, да и праздников народных. Заглянем –ка и мы к ней в гости да спросим как в старину праздники справляли.

( из-за ширмы появляется бабушка – Забавушка)

2. Основная часть

Забавушка: Ой, здравствуйте, милые мои. Про старину говорите? Что же, слушайте! Отгадайте –ка загадку:

— Я – символ солнца румяный

В любой избе гость желанный.

Бываю толстым и худым,

С начинкой и совсем пустым.

Отгадай, ктоя такой,

Оладушек мой брат родной. ( Блин)

Забавушка: Верно, дети! А кто из вас знает, на какой праздник пеклось много блинов?

Забавушка: Да. Этот праздник называется Масленица. Этот исконно русский праздник. Семь дней люди веселятся: поют песни, пляшут, играют. Народ провожает надоевшую зиму, встречает долгожданную весну.

Нашу землю согрей.

Поскорей, не робей.

Нас, ребят обогрей,

Холод – зиму прогони!

Ведущий: На праздник Масленицы ни одно застолье не обходилось без блинов. Блины ели с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами ,икрой – всего и не перечислишь. Ребята, а вы знаете, что блин – это символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол.

Забавушка: Что же мы все говорим про веселье? Пора веселье начинать. Знаете, как говорится в народе: делу – время, а потехе – час. Есть у меня сундучок заветный, в который я собираю волшебные предметы. Они мне подсказывают во что играть будем. (открывает сундучок, достает пряничную куклу).

Ведущий: Что это за кукла,бабушка – Забавушка?

Забавушка: Это моя любимая кукла, Маняша, я её сама сделала из тряпочек. Если я её достаю, значит играть мы сейчас будем в тихие игры.

Ведущий: А разве можно играть и не кричать?

Забавушка: конечно, можно! Когда я была маленькой,то любила игру «Цапки». Сейчас мы в неё и поиграем. ( ведущий вытягивает руку ладонью вниз , каждый играющий ставит указательный палец)

Под горячие блины.

( при слове «Цапа» все быстро убирают пальцы, а ведущий сжимает ладонь. Чей палец схвачен – выбывает из игры. И так до последнего игрока).

Забавушка: Понравилась вам моя игра? Заглянем – кА в мой сундучок (достает сову). Ага, встаем в круг и повторяем все движения и слова за мной:

Летела сова (машут руками).

Веселая голова (повернули головы вправо, потом влево, улыбнулись)

Она летела, летела ( машут руками)

И на дубок с ела ( присели)

Хвостиком повертела ( помахали воображаемым хвостиком)

По сторонам поглядела (посмотрели по сторонам)

И опять полетела (махая руками, пошли по кругу в одну сторону).

Ведущий : Понравились нам твои игры Забавушка. Умели веселиться на Руси во время Масленицы. А ещё все очень любили покататься на санях с горы, покружиться на гигантских каруселях. Дети, покружимся на карусели.

Забавушка: В последний день Масленицы сжигали соломенное чучело – символ зимы. Так провожали зиму до следующего года. А ещё добры молодцы и красны девицы любили силушкой помериться. Перетягивали канат, гири поднимали. А вы померяетесь силушкой?

Ведущий: Конечно! Мы тоже любим такие игры.

Игра «Перетяни канат»

Забавушка: Спасибо вам, дети, давно я так не потешалась. Вспомнила свое детство, на вас поглядела, вашей дружбе да веселью поучилась.

Ведущий: Дети, а вы знаете, что последний день Масленицы называется «прощеное воскресенье». Все просят друг у друга прощения. Кляняются в ноги. А в ответ слышат «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права.

Забавушка: А на Масленицу напекла я вам блинов,

Аж на сорок пять столов.

Ешьте ,не стесняйтесь,

Блин тебе, блие ему

И гостям по одному!

3. Продуктивная деятельность

Ведущий: Спасибо. Забавушка! А мы тебе песню про блины споем.

Мы блины давно не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои. (2 раза 2 последние строчки)

Как на Масляной неделе

Из печи блины летели.

Ой, блины, блины, блины,

Ой блиночки мои. ( 2 раза)

Забавушка: Веселая песня, мне понравилась . но пора домой собираться. Пойду ещё искать волшебные вещи в свой сундучок, чтобы вас навестить, в новые игры поиграть. До свидания, дети!

Ведущий: Спасибо тебе, Забавушка, за угощение, игры веселые. Будем ждать тебя ещё в гости! До свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей для ширмы-передвижки — праздники на Руси, Масленица.

Цель: знакомство детей с русскими народными праздникамиЗадачи:1.Познакомить детей с историей праздника2.Сформировать представления о русских традициях и обычаях3.Развивать интерес детей к празднику и .

Занятие по развитию речи «Народные промыслы».

Конспект НОД по развитию речи (народной культуре) «Сошью Дуне сарафан» для детей 3-4 лет.

Познакомить детей с народным праздником волжских татар — Сабантуй. Обогащать словарь детей,вызвать интерес к этому празднику, формировать партиотические чувства через художественное слово,музыку, любо.

материал содержит подборку бесед, народных подвижных игр, сюжетных игр, дидактических игр занятий.

Консультация для родителей. «Праздник на Руси, Масленица&quot.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2020/09/28/rechevoe-razvitie-razvitie-rechi-narodnye-prazdniki-na-rusi

Конспект занятия по развитию речи «Народная культура и традиции»

Ткаченко Александра
Конспект занятия по развитию речи «Народная культура и традиции»

Тема: «Народная культура и традиции русского народа»

Цель: вызвать интерес к русским традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

— расширение знаний о культуре и традициях русского народа;

— закрепление знаний о русских народных играх, пословицах;

— знакомство с лекарственными растениями;

развитие логического мышления;

— умение участвовать в русских народных подвижных играх;

— обеспечение двигательной активности в ходе проведения народных игр;

— воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и традициям;

развитие устной речи.

Оборудование: музыкальный центр,аудиозапись: с русскими народными мелодиями, с пением птиц; картинки с лекарственными растениями; шапочка козы, корона, атласная лента для игры.

Ход занятия:

Воспитатель: Я приглашаю вас окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, чем лечились, в какие русские народные игры играли. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры — это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как «Ловишки», «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры. Я сейчас загадаю загадки.

Вот первая загадка:

Я не вижу ничего,

Даже носа своего.

На моём лице повязка,

Есть такая вот игра,

Ответ детей — Жмурки!

Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень,

Хоть минуту, хоть весь день…

Ответ детей — Прятки!

Чтобы не погасло.

Ответ детей — Горелки!

Воспитатель: Хорошо, вот мы с вами и вспомнили народные игры.

Нашей встрече быть угодно,

Отложите все дела,

Вас «Околица» сегодня

На свиданье позвала!

Мы найдем для игр место,

Их не спрячем про запас,

Никому не будет скучно

За «Околицей» у нас!

Воспитатель: А сейчас давайте встанем, возьмемся за руки и отправимся за двор, за околицу поиграть. Идем.

Вот мы и на месте. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Заря-заряница». Играющие стоят в кругу, руки опущены.Ведущий — ходит за кругом с лентой и произносит закличку:

Солнце во сестрица.

С последними словами ведущий осторожно кладет ленту на плечо одному из вас. Тот быстро берет ленту,поворачивается спиной к ведущему:

«Раз – два – не воронь,

Оба разбегаются в разные стороны по кругу, кто быстрей возвратиться на место. Кто не успел, тот становится водящим — зарей. Понятно? Давайте поиграем.

— Молодцы, присаживайтесь. Представьте, что вы на лесной опушке.

(Звучит пение птиц, на фоне музыки читаем стихотворение).

— В старые времена русский народ с любовью и трепетом относился к окружающей природе и оберегал ее. Люди ласково называли реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шелковой.

Воспитатель: Лес в жизни русского народа всегда играл огромную роль. С давних времен русские люди использовали лес для различных нужд. В лесу люди находили полезные травы, которыми лечились.

Много трав растут полезных

На земле русской родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Воспитатель: Предки наши хорошо знали лекарственные растения, а вы их знаете? Сейчас мы поиграем в игру «Зеленая аптека». Слушайте загадку, а отгадку вы найдите на картинке.

(на столе разложены картинки с изображением лекарственных растений).

• Выпускает он листы

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых,цепких:

Если их не обойдешь –

На себе их все найдешь.

Ответы детей — Лопух

• Травка очень душистая,

И заваривай чай!

Ответы детей — Мята.

• Трава, которую и слепой узнает?

Ответы детей — Крапива

Хорошо, знаете лекарственные растения. Самая лучшая аптека – это природа!

В зарослях лесных, где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать…

Что-то мы засиделись. Давайте поиграем еще в одну русскую народную игру: «Шла коза по лесу».

В центре круга — коза. (ведущий в шапочке козы). У козы в руках корона. На кого надену корону, тот будет принцессой и выходит в центр круга танцевать со мной. Под музыку, начинаем игру, ходим по кругу, взявшись за руки и выполняют движения, согласно тексту.

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу- идут по кругу, взявшись за руки;

Прошла коза по лесу, по лесу, по лесу – останавливаются лицом в круг;

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу – коза выбирает себе принцессу, одевает ей на голову корону и выводит в середину круга;

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем – все участники игры прыгают;

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем – все выполняют движение, согласно тексту;

Давай коза покружимся, покружимся, покружимся – все кружатся;

И мы с тобой подружимся, подружимся, подружимся – поворачиваются к друг другу лицом и обнимаются.

Воспитатель: Какие наши дети молодцы, славно поиграли. Присаживайтесь.

— Русский народ лечился травами, и сложил немало пословиц и поговорок о здоровье. А знаете ли вы, дорогие гости, пословицы и поговорки о здоровье?

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:

В здоровом теле …

Ответы детей — здоровый дух.

Ешь чеснок и лук –

Ответы детей — не возьмет недуг.

Воспитатель: Если хочешь быть здоров …

Ответы детей — закаляйся.

Ответы детей — здоровья.

Воспитатель: В путь дорогу собирайся за — здоровьем.

Ответы детей — отправляйся.

Воспитатель: Молодцы, ребята! И пословицы, и поговорки знаете. И с русскими народными играми познакомились благодаря Забаве. Пора возвращаться в детский сад. Мы делились тем, что знали и старались Вас развлечь.

Фотоотчёт по познавательному развитию «Народная культура и традиции» Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Тема: «В гости к тётушке Варварушке» Цель: Формирование.

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Конспект комплексного занятия по развитию речи «Русская народная культура» во второй младшей группе Программное содержание: развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослым и сверстниками во время игры. Доставить детям радость и удовольствие.

Конспект занятия по музыке во второй младшей группе «Народная культура и традиции» Конспект по музыке во II младшей группе «Народная культура и традиции» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием.

Лэпбук «Народная культура и традиции» Дорогие педагоги! Очень рада поделиться с вами своей первой разработкой лэпбука. Надеюсь, что такая симпатичная игра — книга будет полезна.

Конспект занятия «Народная культура и традиции русского и татарского народа» Задачи: 1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского и татарского народа. Расширять знания о народных промыслах.

Перспективное планирование кружковой деятельности в подготовительной к школе группе «Народная культура и традиции» В. Н. Косарева НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ Программа «Родник» № п/п Тема Программные задачи Виды детской деятельности Интегрируемая образовательная.

Планирование воспитательно-образовательной работы на день «Народная культура и традиции» ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на день) Тема «Народная культура и традиции» 22 октября Понедельник 2018г. режим интеграция.

Проект «Народная культура и традиции» в старшей группе Управления образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области МБДОУ «Детский сад комбинированного вида.

Тематическое планирование в средней группе «Русская народная культура и традиции» Аннотация. В работе приведено описание тематического планирования одного дня в детском саду. Ключевые слова: матрёшка, патриотизм, шутки-прибаутки,.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-na-temu-narodnaja-kultura-i-tradici.html

Читайте также:  Турецкий календарь 2021 с праздниками
Оцените статью
Adblock
detector