- Как представители разных национальностей в регионе встречают праздники и хранят общую историю
- Стали известны места празднования Масленицы в Пензе
- Пять пензенских праздников вошли в топ-200 лучших событий года
- Жители области впервые отметят праздник собора пензенских святых
- Презентация для часа общения по теме «Традиции, обычаи, культура народов Пензенской области»
Как представители разных национальностей в регионе встречают праздники и хранят общую историю
В Пензенской области проживают представители более ста национальностей. В основном, это русские, татары, мордва и чуваши. Все народы региона живут дружно: вместе отмечают национальные праздники и хранят общую историю.
Вместе танцуют мордва и чуваши. Рядом — традиционные русские игрушки и татарские угощения. В Пензенской области издавна соседствуют множество народов. Поэтому День народного единства — важный праздник для Пензенского региона.
«День народного единства ведь приурочен к установлению сильного независимого государства России мы просто обязаны помнить историю своего народа и предков», — отметила председатель общественной организации «Региональная мордовская национально-культурная автономия Пензенской области» Елена Первушкина.
Сохранение истории — общая задача. Так, мордовская национально-культурная автономия собирает информацию об участниках и тружениках тыла Великой Отечественной войны. В планах — выпустить альбом, посвященный вкладу мордовского народа в Победу над фашизмом. В планах татарской — установить в следующем году в Пензе мемориальную доску к столетию со дня рождения нашего земляка Эдгема Тенишева — ученого-тюрколога и монголоведа. Ежегодно автономия проводит фестиваль «Мост дружбы» — празднование Сабантуя, в котором участвуют все народы Пензенской области.
«Мы проводим большое мероприятия, совместные мероприятия с различными автономиями и объединением диаспор, ибо мы знаем, что наши отцы и деды жили в мире, согласии, дружбе. Хотим то же самое передать нашим детям во имя процветания Пензенской области как части многонациональной России, в единстве народов — сила России», — подчеркнул председатель Татарской национально-культурной автономии Пензенской области Жиганша Туктаров.
Народы нашего региона уже давно стали одной большой семьей. И это не просто фигура речи. Межнациональные свадьбы — обычное явление для Пензенской области. Поэтому для многих пензенцев День народного единства стал по-настоящему семейным праздником.
«Дочь вышла за русского. Сын женился на русской. У меня сестра замужем за мордвином. Двоюродная сестренка — за грузина. Племянница вышла за турка. Другая — за француза. Вот и можете сразу понять, что это значит единение всех народов», — отметил председатель Чувашской национально-культурной автономии Неверкинского района Анатолий Архипкин.
День народного единства отмечают в России уже пятнадцать лет. Дата выбрана не случайно — в этот день народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским освободили Кремль от польских интервентов.
«Несмотря на различные противоречия, внутри российского общества — различные сословия, национальности, люди различных вероисповеданий. Они вместе сплотились для того, чтобы изгнать тогда поляков, ну и в целом для достижения общей цели», — сказал ассистент кафедры «История России и методика преподавания истории» Пензенского государственного университета Александр Гущин.
История знает немало примеров, когда россияне давали отпор общим врагам. Самый яркий из них — Великая Отечественная война. Она объединила всех жителей союзных республик в борьбе с фашизмом. День народного единства тесно связан с еще одной важной датой — праздником Казанской иконы Божьей матери.
«Икона Божьей Матери явила особую свою помощь в смутное время. Особо кризисный период в истории нашей страны», — напомнил настоятель Митрофановского храма г. Пензы священник Павел Колесников.
В этом году представителям духовенства региона впервые вручили особую награду ко Дню народного единства. Почетный знак «За вклад в гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений» получили почетный муфтий Регионального духовного управления мусульман Пензенской области Адельша Юнкин и митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.
Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь.
Большое спасибо за вашу помощь. Мы исправим это в ближайшее время!
Источник статьи: http://russia58.tv/news/431496/
Стали известны места празднования Масленицы в Пензе
Администрация Пензы опубликовала перечень мест, где жители областного центра могут отпраздновать Масленицу.
13 марта в 11:00 гулянья пройдут на стадионе школы № 19 (пос. Ахуны, ул. Ягодная, 11). Для зрителей выступят хореографические и фольклорные ансамбли и вокалисты. Сожжение чучела состоится в 13:00.
В этот же день праздник пройдет в Центре культуры и досуга (ул. Ленина, 11а). В 12:00 перед гостями выступят ансамбль народной песни «Голоса России», этно-фолк-группа «Вертоград», клуб «Играй, гармонь!», ансамбль песни «Рощица», солисты центра. Клуб мастеров «Сурская мозаика» представит изделия народных промыслов.
Основные гулянья пройдут в Прощеное воскресенье, 14 марта. В Комсомольском парке (ул. Гагарина, 6) они начнутся в 11:00 с играми, катанием на лошадях, ярмаркой и концертом. Чучело Зимы зажгут в 17:00.
В 11:00 начнется праздник в структурном подразделении ЦКИД «Маяковский» (ул. Сосновая, 8). Гостей ждут встречи с ансамблем народной песни «Рощица», клубом здорового образа жизни «Совершенство», клубом «Пластилиновая ворона» и другими коллективами, а также разнообразные конкурсы и игры для детей и взрослых.
В Пензенском зоопарке (ул. Красная, 10) праздник проведут дважды — для детей и для взрослых. В 11:00 начнется детская Масленица, которая завершится в 11:45 сожжением малого чучела. Сразу после этого стартует развлекательная программа «Большая Масленица», большое чучело сожгут в 14:00.
В Детском парке, подразделении ЦПКиО им. В.Г. Белинского (ул. Кронштадтская, 1а), гулянья начнутся в 11:00. До 17:00 на сцене будет проходить концертно-развлекательная программа с участием творческих коллективов города. На аллеях разместится масленичная ярмарка, для всех любителей селфи будет работать праздничная фотозона. Участников праздника ждут конкурсы, спортивные соревнования, силовые состязания. Чучело Зимы загорится в 17:00.
В ЦПКиО им. В. Г. Белинского (ул. К. Маркса, 1) Широкая Масленица стартует в полдень. Здесь также выступят творческие коллективы Пензы, расположится масленичная ярмарка и фотозоны. Одно из излюбленных развлечений горожан — покорение столба с петухом на верхушке — объявят в 11:30. Завершится гулянье масленичной дискотекой. А сожжение чучела назначено на 19:00.
Источник статьи: http://www.penzainform.ru/news/social/2021/03/09/stali_izvestni_mesta_prazdnovaniya_maslenitci_v_penze.html
Пять пензенских праздников вошли в топ-200 лучших событий года
Пять знаковых мероприятий, которые прошли в Пензенской области в 2019 году, вошли в топ-200 лучших событий года, которые определил Национальный календарь событий EventsInRussia.com.
В этом году на звание лучшего события года было подано 1 800 заявок из 70 регионов России. Отбор лучших событий года проходил в три этапа. Высокого статуса заочно были удостоены проекты-финалисты Национальной премии в области событийного туризма REA.
Вторым этапом стало народное голосование, проходившее на официальном сайте Национального календаря событий EventsInRussia.com с 15 по 21 декабря, где Пензенская область стала лидером по количеству голосов.
На завершающем этапе, который завершился 14 января, выполнялась экспертная оценка проектов по целому ряду критериев: оригинальность, масштабность, устойчивость проведения, массовость, развитость инфраструктуры, медиаактивность, сезонность и другие.
В топ-200 вошли лучшие события Пензенской области: III Межрегиональный историко-культурный фестиваль «ДаншиноFEST», II Межрегиональный литературный фестиваль «Белинская весна», III Межрегиональный фольклорный фестиваль «Купала в Золотаревке», традиционная Тихвинская ярмарка и XXXVI Купринский литературный праздник.
События получат активную информационную поддержку в рамках проекта «Национальный календарь событий EventsInRussia.com».
В 2019 году три праздника Пензенской области набрали наибольшее количество голосов на этапе народного голосования. Это фестиваль «Хорошие люди», Тихвинская ярмарка и межрегиональный фестиваль авторской песни «Хопер-2019». А на завершающем этапе статуса «Лучшее событие года» были удостоены еще три культурных мероприятия: IX Международный фестиваль джазовой музыки Jazz May Penza — 2019, V Международный фестиваль творчества и рукоделия «Канитель» и Купринский литературный праздник.
Источник статьи: http://www.penzainform.ru/news/social/2020/01/16/pyat_penzenskih_prazdnikov_voshli_v_top-200_luchshih_sobitij_goda.html
Жители области впервые отметят праздник собора пензенских святых
Все покровители православных верующих Сурского края теперь объединены в одно небесное войско. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл подписал указ о создании собора пензенских святых.
Впервые в истории Пензенской митрополии отмечаться новый праздник будет уже в 2021 году — 12 июня.
«День выбран неслучайно, потому что это день рождения нашего первого святого, святителя Иннокентия, епископа Пензенского. И вот впервые все митрополии совершат в Спасском кафедральном соборе вот это торжество. Для этого будет написана икона с изображением 21 святого, которые включены в состав этого собора», — рассказал митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.
Среди святых будут такие известные исторические личности, как святитель Иннокентий Пензенский, священномученик Иоанн Рижский, священноисповедник Иоанн Оленевский, Иоанн Кочетовский, а также другие архиереи, которые были связаны с землей Сурского края.
«Это наш священномученик Федор Пензенский, священномученик Тихон, архиепископ Воронежский, он нашей кафедрой управлял с 1902 по 1907 год. Священнослужителями здесь были священномученик Августин, архиепископ Калужский. Он был сначала преподавателем женского епархиального училища, а потом долгие годы был здесь священнослужителем. Это было особо тяжелое революционное время», — добавил митрополит.
Кроме них, будут изображены мученица Агриппина из села Урлейка и священники Василий и Гавриил, пострадавшие вместе с мучеником Федором, а также другие угодники Божии.
Работа по созданию иконы собора пензенских святых уже началась.
Источник статьи: http://www.penzainform.ru/news/religion/2021/01/10/zhiteli_oblasti_vpervie_otmetyat_prazdnik_sobora_penzenskih_svyatih.html
Презентация для часа общения по теме «Традиции, обычаи, культура народов Пензенской области»
Описание презентации по отдельным слайдам:
« Традиции, обычаи, культура народов Пензенской области». Поисковая операция подготовлена обучающимися 6 «б» класса. Классный руководитель: Лемесева Е. В.
Пензенский край – типичный российский регион, где проживает множество различных народов. Так по данным переписи 2002 года в области зафиксировано 236 народов и этнических групп. Среди общего числа населения Пензенской области (1452941 чел.) абсолютно преобладают русские (1254680 чел.) (86%). Среди остальных выделяется небольшая группа народов превышающая 10000 чел. – это татары (86812 чел.) (6%), мордва (70739 чел.) (5%) и украинцы (12421 чел.) (1%), а также группа этносов с численностью больше 1000 чел. – это чуваши (6738 чел.), армяне (3670 чел.), белорусы (2579 чел.), цыгане (2535 чел.), азербайджанцы (1679 чел.), немцы (1279 чел.). Среди остальных народностей множество таких, которые представлены одним, двумя человеками (абазины, дунгане, монголы, ногайцы, селькупы, испанцы, французы и др.).
В то же время крупные этносы сохраняют стабильность на протяжении многих десятилетий. Но и здесь жизнь не стоит на месте, и происходят определенные изменения. Так численность мордовского населения стабильно снижается, в среднем по 10 000 человек за десятилетие, а количество татарского населения стабильно увеличивается. В территориальном плане три основных народа Пензенской области распределены следующим образом: русские проживают по всей территории области (кроме того, в Земетчинском, Вадинском и Башмаковском районах сохранилась особая группа русского населения – мещера), татары сосредоточены преимущественно в Неверкинском, Городищенском, Кузнецком, Сосновоборском, Лопатинском, Каменском районах, мордва – в Шемышейском, Сосновоборском, Камешкирском районах. Такая особенность территориального расположения возникла не случайно, а тесно связана с историей заселения края и формированием этнических черт. Пензенская область расположена в зоне лесостепи в центре Восточной Европы, а потому здесь всегда пересекались пути переселений разных племен и народов. Современное расселение компактными группами складывалось на протяжении трех столетий (16-18 века). Определяющим фактором здесь было создание засечной черты, а также близость мест проживания народов.
Татарская национальная одежда.
Мордовская национальная одежда. Самыми древними в орнаменте мордвы являются мотивы из простейших геометрических фигур: треугольников, зигзагов, ёлочки, косых линий, диагонально пересечённых квадратов. Мужская и женская повседневная одежда отличалась простотой и целесообразностью, а праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений. Самостоятельно женщина не могла одеться в такой костюм, и процесс одевания иногда длился несколько часов.
Свадебный женский костюм. Мордва – мокша. Поясное украшение мордвы.
Эрзя в традиционных костюмах.
Русские говоры Пензенской области.
Русская национальная одежда. Русская одежда была неоднород- ной и различалась в Пензенской губернии по степени смешения с мордовской и татарской одеждой, напр. мещёрская одежда. В целом одежда русских в Пензенской области относится к южнорус – скому типу.
Основные черты русского национального костюма.
Чувашская национальная одежда. Уходит корнями в тюркские традиции, хотя имеет и ряд черт, характерных для других народов Среднего Поволжья. Для одежды использовались холст, сукно, обработанная кожа.
Мещера в Пензенском крае. Мещера — народ; как «особое племя» рассматривается в «Материалах для географии и статистики России, собранных офицерами генерального штаба. Пензенская губерния» (СПб., 1867); во всеобщей переписи населения в 1897 насчитывалось 17090 чел., главным образом в Ижморской и Ушинской волостях Керенского уезда. В Списке насел. мест. Пензенской губернии (СПб., 1869) мещера отмечена в Керенском, Чембарском, Наровчатском и Н.-Ломовском уездах. Этногенез мещеры не выяснен. Большинство историков и этнографов отождествляет ее с мордвой. По их мнению, предками мещеры являются племена городецкой археологической культуры, жившие в 7 в. до н. э. – 5 в. н. э. между Рязанью и Касимовом. В результате славянской колонизации мещера к 10 в. обрусела. Этноним мещера впервые упоминается в русской письменности в «Толковой Палее» (1350). На территории Пензенского края мещера появляются в 1571 в составе разъездных мещерских сторож, осуществлявших дозорную службу московского правительства. Современные исследования показали, что пензенская мещера – это русские, их говор схож с говором некоторых сел Рязанской области. Архивные находки подтверждают, что жители Большой и Малой Ижморы, Вяземки и Ушинки Земетченского района, отождествлявшиеся в 19 в. с мещерой, переселились на р.Вышу в середине 17 в. из русского с. Нармушадь Рязанской обл. «Татарские» черты в одежде мещеры, на которые указывают некоторые этнографы, объясняются, скорее всего, культурным влиянием касимовских татар. Самоназвание пензенская мещера – русские. Таким образом, древняя мещера, жившая в среднем Поочье, близка мордве и муроме; пензенская же мещера – русское население, имеющее мало общего с древним населением края Поочья, ее прозвание восходит не к этнониму, а к топониму Мещёра.
Костюм молодой женщины. Конец ХI века,. Керенский уезд Пензенской губ.( ныне Вадинский район пензенской обл.)
Традиционный народный костюм является своего рода образной летописью жизни наших предков. Народная одежда языком цвета, формы, орнамента раскрывает глубоко скрытые тайны и законы красоты, становиться тем звеном, которое связывает художественное прошлое народа с его настоящим и будущим.
Кустарные промыслы Пензенской области. КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ – производство изделий на рынок (в отличие от изделий ремесленников, работающих по заказу потребителя). Первые сведения о них были собраны Пензенским статистическим управлением в 1882 в предвидении Всероссийской выставки в Москве. Более объективные и глубокие исследования выполнены в 1888 С. А. Давыдовой. В 1897 проведена всеобщая перепись кустарных промыслов в уездах губернии, в 1902 – приблизительный учет кустарей – всего 31 промысел и 19666 кустарно-промысловых хозяйств, что составило около 10% общего количества хозяйств и 8,2% кустарей, работавших в земледелии. Кустарные промыслы не претерпели существенных изменений вплоть до 1914.
Промыслы нашей губернии: кустарные промыслы по обработке глины, кустарные промыслы по обработке растительных волокнистых материалов, промыслы по обработке лесных продуктов, по изготовлению текстильных изделий – это плетение кружев, вышивание, ковроткачество, перламутровые пуговицы, бисер и речной жемчуг, плетение сетей и бредней, салазки и коромысла, отхожие промыслы), кустарные промыслы по обработке продуктов животноводства (войлочное производство, шерстяное и пуховое производство, изготовление обуви, выделка овчин и мехов, выделка кожсырья), городские кустарные промыслы.
В Керенском уезде ( ныне Вадинский и Башмаковский районы) преобладали такие кустарные промыслы, как изготовление шерстяных кушаков и пеньковых канатов, выделка льняной пряжи и ткани, ковроткачество, плетение кружев, строчное вышивание, тканьё из шерсти, суконное производство, кирпичный и черепичный промыслы.
Ремесло – профессиональное занятие, изготовление изделий ручным, кустарным способом . Вид производства, целью которого является достижение определенного результата
Промысел – мелкое ремесленное производство бытовых изделий ручным способом
Народный промысел – одна из форм художественного творчества, производство художественных изделий
В Пензенской области в местах традиционного бытования народных художественных промыслов сохраняются и развиваются 12 видов
Гончарное ремесло. с. Абашево, Спасский район.
В старину Абашево являлось центром гончарного промысла Пензенской губернии. Так, в 1902 году из 264 дворов в 200 работали гончары. С середины ХIХ века, кроме посуды, здесь стали делать оригинальные глиняные свистульки — «дудки» — получившие широкую известность как Абашевская игрушка.
Чудо звери, чудо — птицы Скачут, прыгают, поют, Рядом барыни неспешно, Словно с ярмарки идут. Здесь от ярких красок пестро, Здесь фантазии полет! Мастер с глиною колдует, В руки он комок берет, Разминает, греет, лепит. И из-под волшебных рук Птица — модница возникла, Рядом с ней запел петух. И пространству стало тесно В этой ауре добра; Ведь игрушка — это детство, Радость, свет и красота!
Стекольный промысел, Никольский район
В 1764 году здесь был основан Хрустальный завод Бахметевых, который прославил Сурский край на весь мир. Никольские мастера алмазной грани изготавливали хрусталь для коранованных особ. Их шедевры храняться ныне в Эрмитаже, Русском музее, Павловском дворце. Бахметьев Алексей Николаевич — владелец Никольского хрустального завода в Пензенской губернии
Лозоплетение с.Засечное Пензенский район
Керамический промысел Бессоновский район
Ковроткачество Белинский район, Спасский, Вадинский, Мокшанский, г.Пенза
Золотое шитье, г.Пенза
Художественная ковка металла г.Кузнецк
Пуховязание, с.Оленевка Пензенский район
Резьба по дереву
Пропильная резьба, Городищенский район
Лыкоплетение, Пензенская губерния
Валяльный промысел, с.Чемодановка Бессоновского района
Шитье костюмов Городищенский район
Музей народного творчества. Традиции культуры и быта народов Пензенской губернии конца XIX – начала XX веков можно увидеть в музее народного творчества.
Музей народного творчества формировался с помощью общественных организаций на основе выставок мастеров декоративно-прикладного искусства и ремёсел Пензенской области. Задачей музея во все времена было сохранение самобытной культуры края и изучение традиционных художественных промыслов. В экспозицию музея входит ряд ремёсел народного творчества Пензенского края: лозоплетение, резьба по дереву, работы из стекла и керамики, ковроткачество и знаменитое плетение платка из козьего пуха особым кружевом. Особая гордость музея — Абашевская свистулька, известная на весь мир глиняная игрушка, дошедшая до нашего времени в первозданном виде. Общее количество экспонатов местного промысла в музее составляет более четырёх с половинной тысячи единиц основного фонда.
Пензенский областной краеведческий музей.
Пензенский государственный краеведческий музей основан 22 сентября 1905 года Пензенским обществом любителей естествознания. Инициаторами создания естественноисторического музея были энтузиасты из среды местной интеллигенции — Ф.Ф.Федорович, А.Н.Магницкий, И.И.Спрыгин, Я.Т.Симаков, А.Ф.Дюбур, Н.Н.Державин и др. В семи залах, общей площадью 1100 квадратных метров, разместились выставки, рассказывающие о палеонтологическом и геологическом прошлом края; его современной природе и многообразии животного мира; археологии края, истории возникновения города Пензы и его жизни на рубеже 19-20 веков; традиционном укладе жизни многонационального крестьянства губернии; о ратных подвигах наших земляков во все времена; о выдающихся людях, которыми гордится не только наша область, но и вся страна.
Керенский Свято-Тихвинский мужской монастырь
Керенский Свято-Тихвинский мужской монастырь находится в селе Вадинск, что в Пензенской обл. Он расположен на том месте, где несколько веков назад стоял Керенский Тихвинский Богородицкий женский монастырь. Сегодня при Керенском Свято-Тихвинском мужском монастыре работает швейная фабрика, специализирующаяся на пошиве облачений для священнослужителей. На территории монастыря расположены 4 храма. В училищном корпусе этого мужского монастыря организован музей Православия, который также выполняет функции краеведческого музея.
Музейные фонды разделены на три тематических группы и представлены соответственно в трёх залах. Самая большая экспозиция рассказывает об истории Керенского монастыря и православии. Здесь представлены старинные книги, принадлежавшие обители до революции, фотографии сестёр, в том числе лагерные, рукоделие монахинь. Особое место занимает собрание икон, осквернённых во время гражданской войны и в годы гонений на церковь, с пулевыми отверстиями и следами штыков. Богатаколлекция церковной утвари и богослужебных облачений. Краеведческая часть фондапосвящена, в основном, крестьянскому быту. Немало внимания уделено предметам обихода мещан и купцов, составлявших значительную часть населения уезда в XIX веке. Этнографическая экспозицияохватывает традиционный быт всех народов, населявших этот край. Наиболее полно представлена жизнь русских крестьян, немало экспонатов связанных с мордовским и татарским бытом.
Краеведческий музей (Наровчатский р-н)
В ноябре 2006 года на базе краеведческого музея создано муниципальное учреждение культуры «Музей-заповедник» Наровчатского района. За время существования музея-заповедника расширился перечень объектов для туризма: краеведческий музей, тюремный комплекс, Пушкинский центр имени Н.Н. Пушкиной-Ланской, памятники природы.Краеведческий музей расположен в центре Наровчата и занимает здание историко-архитектурного памятника начала XIX века, построенного по образцовому проекту известного русского архитектора А.Д. Захарова. В краеведческом музее 6 экспозиций. 6-й зал «Крестьянский быт и промыслы (конец XIX-начало XX века)». После отмены крепостного права произошел резкий рост и развитие мелких промыслов. Крестьяне искали дополнительный заработок. В уезде образовался целый ряд промыслов: валяльный, решетный, гончарный, плетение из ивы и луба, лапотный и другие. Некоторыми из них занимались в специально построенных или приспособленных помещениях.
Валяльным промыслом занимались в селах Телешовка и Суркино. Здесь в начале XX века был расквартирован отряд солдат. Они знали валяльное ремесло и научили ему местных жителей. Валенщики работали в специальных мастерских, называемых вальнями. В помещениях было жарко и сыро. Техника валяния валенок состояла из многих приемов. Главным материалом служила овечья шерсть. Для производства валенок требовались специальные приспособления: решетка, лучок, катеринка, струны, колодки, рубель, пруток, платы, бочка или котел. По цвету изготавливали черные, серые и белые валенки. Валенщики занимались промыслом с 1 октября по февраль. Доход за месяц составлял 19-20 рублей, что считалось хорошим заработком. Решетным промыслом в Наровчатском уезде занимались в с. Орловка. Материалом служил лубяной слой липовой коры. Решетники использовали следующие орудия труда: стан, бердо (трех видов), челнок, пруток, нож, плоское шило, брусок, зубец. Все работы по изготовлению решет производились зимой в жилых избах, а летом работали под навесами. Выделялось 3 основных операции: тканье полотен, выделка обичек, обшивка обичек. Выпуск решет – дело семейное. Большего мастерства достигали те, кто начинал трудиться с 11-12 лет. Свои изделия решетники продавали на базаре в городе Наровчате, часть сбывали скупщикам. Гончарным промыслом занимались в селе Абашево. В работе гончаров выделялось 5 основных операций: добывание глины, подготовка глины для изделий, выделка изделий, просушка и обжигание. Лепным способом делали игрушки, слепкой – черную посуду и крупные сосуды, выводкой – обливные изделия. Игрушки пользовались высоким спросом на рынке. В экспозиции представлены: предметы быта, валяльный стан, решетный стан, глиняная посуда и игрушки, плетеные предметы, русский и мордовский женский костюм.
Знание традиций своего народа, бережное отношение к ним и сохранение – нравственный долг потомков. Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека, Залог величия его. ( А. С. Пушкин)
Источник статьи: http://infourok.ru/prezentaciya-dlya-chasa-obscheniya-2531847.html