Народные праздники рязанской области

Культурные традиции

Рязанская область — уникальный заповедник народной культуры с ее неповторимой музыкальной, песенной традицией, обрядностью, многоцветной палитрой народного костюма, художественных промыслов и ремесел.

Гостям рады и в рязанском селе, где сохранился уникальный русский фольклор, народные праздники, традиции и обряды. Наверняка вы бы не отказались принять участие в гастрономических фестивалях малины и картошки, настоящей рязанской свадьбе, попробовать щи и пышку из русской печки, самогон с хрустящим рязанским огурчиком, спеть веселые частушки. Одним словом, совершить путешествие в настоящую российскую глубинку.

Этнокультурный центр «Заряна» уже более десяти лет изучает, сохраняет и популяризирует традиционную культуру Рязанского края. Гостей здесь встречают хлебом-солью да напитками старинными и песнями заповедными.

Туристов особенно привлекает возможность не просто увидеть старинные предметы, но и самим попробовать плести корзинки и плетки, ухватом «сажать» в печь горшки. Познакомиться со стариной глубокой помогает цикл интерактивных мероприятий: «Дом хозяином держится», «Сказ про ложку», «Как рубашка в поле выросла», «Сказ о забаве старинной», «Ой, вы, гости-господа».
Адрес: Рязанская обл., п. Шилово, ул. Спасская, д. 38
Тел.: (49136) 2-13-39

В музее «Русская изба» демонстрируют фрагменты старинных обрядов, выступления фольклорных коллективов, угощают разносолами по бабушкиным рецептам. Посетителям предлагаются интерактивные программы: «Ах вы сени, мои сени!» «Печка-матушка», «Бабушкин сундук», «Посиделки у плетня», «Один день русской крестьянки» «Шла девица за водой».
Адрес: Рязанская обл., Кадомский р-он, с. Кочемирово
Тел.: (49139) 5-91-25
http://www.kadom.ru/, http://www.veniz.ru/

Если вам интересны казачьи обычаи и традиции, посетите мини-музей Казачьего центра, станьте участником программы «Посвящение в казаки», послушайте песни в исполнении мужского казачьего ансамбля «Шацкие казаки».
Адрес: Рязанская обл., г. Шацк, ул. Красная площадь, 26
Тел.: (49147) 2-41-51

В Шацком историко-краеведческом центре можно услышать местные диалекты, предания и были Шацкого края. Посетители центра с огромным удовольствием участвуют в анимационных программах для детей «Забавы около печки», «Лапти-лапоточки», для взрослых «Таракана хоронить», «Жил-был дед, в обед — 100 лет».
Адрес: Рязанская обл. г. Шацк, Республиканская площадь, 1
Тел.: (49147) 2-21-44

В населённых пунктах с. Подлипки, д. Ахматово Касимовского района активно действуют татарские общины. Здесь бережно хранят, передают из поколения в поколение язык, традиции, обычаи, обряды, татарские национальные костюмы, предметы быта. В татарских семьях отмечаются праздники Курбан-байрам, Ураза-байрам, проводится традиционный татарский национальный праздник «Сабантуй», на который приезжают татары не только Касимовского района, но и гости из Сасовского, Ермишинского районов, г. Рязани и г. Казани.

Этнографические программы

«Свадьба в Котелино»
Село Котелино Кадомского района возникло в 1602 году. В селе можно услышать неповторимый диалектный говор, отведать традиционного котелинского угощения «сыроега» и стать участником старинного обряда «Котелинская свадьба».

«Скопин-красный угол России»
Программа создана на базе молодежного театра «Предел» (г. Скопин) и включает знакомство с традиционными женскими костюмами Скопинского уезда, игры и обряды в старинных традициях — «Как создать свой оберег», «Почему важно сложить наряд по правилам», «Какое придание было у невесты из села Секирино», «Как разгадать тайну обряда надевания панёвы», «Как рукодельница семью одевала»
Адрес: Рязанская область, г. Скопин
Тел.: (49156) 2-02-88

Источник статьи: http://ryazantourism.ru/ryazan/traditions

Народный фольклор Рязанской области
статья

Народный фольклор Рязанской области.

Материал может быть использован на уроках окружающего мира, тематических классных часах.

Скачать:

Вложение Размер
narodnyy_folklor_ryazanskoy_oblasti.docx 23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Народный фольклор Рязанской области

Рязанская земля одна из древнейших жемчужин русской культуры. Жизнь края была наполнена трагическими событиями , неотделимыми от судьбы рязанского народа. Не раз Рязанщина принимала на себя всю силу первого удара завоевателей. Но не смотря на всё пережитое, а может быть и в следствии этого, именно здесь были созданы замечательные памятники искусства.

Не менее значимы и памятники музыкального фольклора, бережно хранимые местными жителями. Особенно народные праздники, которые до сих пор сохранились в некоторых уголках Рязанщины.

Калядование (поздравление с Новым годом)- один из самых старинных и добрых обычаев.

Под старый Новый год ватаги ребятишек разного возраста ходили по деревне, стучались в двери и окошки. Поздравление состояло как бы из трёх частей. За вопросом: «Хозяин с хозяйкою! Не скричать ли вам таусень?» Начиналась песня. («Таусень» новогодняя поздравительная песня). Третья часть поздравления -просьба о вознаграждении. Ею заканчивается текс любого поздравления.

Через бабушкин дворок,

Кричит: «Бабушка, подай!»

Я на стульчике сижу,

И верёвочки плету.

В красных шапочках,

Будет сын Николай.

Подашь блинка -родишь сынка.

Подашь бочку –родишь дочку.

Таусени имели разных адресатов. Например, у дома, где живет молодая девушка исполняли такую песню.

Как и ягодка красна, земляничка лесна. Таусень!

Почему она лесна? Во сыром бору росла. Таусень!

Как у солнышка, супроть вёдрышка. Таусень!

Как Марина у мамоньки умнёхонька росла. Таусень!

Она умничала, всё разумничала. Таусень!

Она шьёт и прядёт, и в коробочку кладёт. Таусень!

Для парня предназначался другой текст.

Были песни для пожилых, зажиточных людей, для молодожёнов. В любом случае основной смысл заключается в благопожелании. Это и доброе здоровье, и хороший урожай. И богатство, и удачное замужество или женитьба.

После исполнения такой песни хозяева благодарили исполнителей и угощали сладостями: пряниками, леденцами, баранками…

Конец зимы – начало весны отмечается у всех народов. В западноевропейских странах это карнавал, у русских – масленица, которую справляли всенародно, с большим размахом. Традиционное катание на лошадях и с ледяных гор, разжигание костров, взятие снежного городка, праздничная трапеза — блины, обязательно сопровождались песнями. Это могли быть протяжные песни. Которые пели, катаясь на лошадях; были песни и обрядовые. Во время сжигания чучела масленицы часто звучали небольшие припевки.

Ах, масленица, сметанница!

По горам катается ,

В блины запекается.

Блинам –печенья, сковородам – _мученья!

Ох, масленица, обманщица!

Да горькой редечки дала.

В воскресенье мажут,

А в понедельник ничего нам не покажут.

Проводив масленицу, русские в течении семи недель соблюдали Великий пост.

Обряд встречи весны приходился на день сорока мучеников (22 марта по новому стилю, получивший в народе название «Сороки». В этот день пекли специальное печенье в виде птичек, головки которых украшал гребень, а глазки имитировались изюминками или черникой. Называлось такое печенье «жаворонки», т.к. считалось, что в этот они прилетают и приносят с собою весну. Печенье раздавалось детям, которые забирались на заборы (крышу сарая, стог сена), кричали весеннюю закличку и подбрасывали «жаворонков» вверх. Когда-то этот обряд носил магическую функцию: после закличек печенье скармливали скоту, чтобы сохранить и приумножить стадо, но позже дети стали сами съедать «жаворонков».Обряд превратился в детскую забаву.

Уж вы жаворонки,

Прилетите вы к нам,

Принесите вы нам

Нам и так-то зима

И рученьки, и ноженьки

Важное место в жизни детей занимали игры, игровые и хороводные песни. В святой период (с25 декабря по 6 января по старому стилю) на посиделках была популярна игра в «золото». (В современности она получило название «Колечко»). Эта игра сопровождалась песней:

Уж я золото караню (хороню)

Чисто серебро караню

Я у батюшки в терему,

Я у матушки в высоким.

Моё золото пропало,

Чистым порохом запало

Гадай, гадай, девица,

Коли руки белица

Я бы рада гадала,

Через поле летала.

Через поле лятути,

Косу русу плятути

Ой вы, кумушки, вы голубушки,

Вы придите, посидите.

Меня мати хочет бити

По три утра, по три прута,

По четыре золотые.

Пал, пал перстень

В чёрну смородину.

Очутился перстень у дворянина

На правой на ручке,

На левом мизинчике.

И та не угадала.

Великий пост заканчивался большим праздником Пасхи.

После Пасхи наступала пора традиционных весенних гуляний. Пик этих гуляний приходился на Троицу. Основой Троицкой обрядности был культ растительности ,которая как раз начинала расцветать в это время. У русских особо почиталась берёза, реже клён. Из берёзы и клёна плелись венки, на них же гадали, пуская по воде; срубленную берёзу украшали лентами, платками, поясами, торжественно проносили по всему селу, а затем бросали в воду. Зелень, траву разбрасывал по полу домов, ветками берёзы и клёна оплетали наличники и двери.

Дети также становились участниками этих праздников. Маленькие дети очень любили игру в «коршуна» (Касимовский район).

Вокруг коршуна хожу.

Вокруг коршуна хожу,

За собой детей вожу.

Мои дети- малолетки,

Красны звёздочки на них.

-Коршун, коршун! Что делаешь?

-На кой сына женить?

Песня «вокруг коршуна хожу» разыгрывалась традиционно. Дети сцеплялись «паровозиком», обхватив друг друга за пояс. Впереди шла «мать». «Паровозик» обходил вокруг коршуна (мальчика). Спев песенку, играющие выслушивали быстрый диалог «коршуна» и «матери». С последними словами «коршун» начинал отрывать от цепочки крайнего. «Мать», расставляла руки, стараясь этого не допустить. (В других деревнях, играющие становились не «паровозиком», а кругом, взявшись за руки. Перед игрой выбирали «коршуна» и девушку. «Коршун» должен был догнать её, пробегая под арками рук).

На весенних игрищах большой популярностью пользовались песни, с которыми проходили по селу. Шли медленно, взявшись под руки, в несколько рядов. Тексты таких песен обычно очень протяжные.

Пойду, пойду я в сад-садочек.

Пойду, пойду я в сад–садочек,

Пойду, пойду я в сад–садочек.

Весенний мой веночек, да

Эх, совью, совью бел веночек,

Совью, совью бел, бел веночек.

Весенний наш веночек.

Вздену, вздену (надену) на головку,

Вздену, вздену на…на головку,

Весенний мой веночек.

Заканчивались игрища прощальной песней весне.

С окончанием полевых работ начиналась пора посиделок. На сельских посиделках пелись песни, была популярна игра в «фанты».

Во многих областях России одним из наиболее популярных осенних праздников был день Кузьмы и Демьяна (14 ноября по новому стилю). И хотя «кузьминки» особо почитались девушкам, дети тоже не оставались в стороне. В этот день ватаги ребятишек ходили по гостям. На того, в чей дом шли, надевали соломенную шляпу, разукрашенную бантиками и лентами.

На Кузьму, Кузьму – Демьяна.

На девичий праздник,

На девичий праздник.

Как по этой пороше,

Как по этой пороше

Шёл Ваня хороший,

Шёл Ваня хороший.

Не путём, не дорогой,

Не путём, не дорогой,

Он чужим огородом,

Он чужим огородом.

С ней заходили в дом, где уже было готово угощение.

Провожали детей прибаутками. Частушками. В благодарность за угощение они должны были попеть и поплясать. При выходе из дома шляпа надевалась следующим малышом.

Рекомендации к проведению кл. часа.

В начале можно выяснить у детей какие праздники отмечают в их семье. Пусть дети расскажут как они проходят. Возможно кто-то из детей слышал от бабушек , прабабушек о том как проходили некоторые праздники, когда они сами были маленькими.
На занятие могут быть приглашены гости, в памяти которых старинные русские обычаи, о которых они и расскажут детям.

Можно выучить с детьми некоторые заклички, песни, поиграть в игру «Золото».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «75 лет Рязанской области»Руководитель: Иевлева Светлана Александровна, учитель начальных классовАвторы: учащиеся 4 класса МОУ «Павелецкая СОШ №1»Тип проекта: краткосрочный исследоват.

Дополнительный материал для занятий по окружающему миру.

Презентация выполнена учениками 3 класса к пректу по окружающему миру «Экономика моего края».

Данный материал поможет учителю при проведении урока по окружающему миру по теме «Растительный мир водоемов».

книжкка -малышка по охране растений и животных Рязанской области.

Классный час для 2 класса, посвященный 80-летию Рязанской области.

Презентация к классному часу на тему «80-летие Рязанской области». На слайдах представлены фотографии 7 чудес Рязанского края.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/03/25/narodnyy-folklor-ryazanskoy-oblasti

Календарные обряды и песни Рязанской земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
— охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
— дать описание престольных (храмовых) праздников;
— рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;

Содержание работы

I. История заселения Рязанской земли……………………………..

II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.

III. Праздники народного календаря Рязанщины………………….

IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..

VI. Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

В Москву,как в крупный город и центр,по разным причинам на протяжении веков переселялись многие поколения рязанцев. Так,что «рязанские корни»имеют и многие из тех,кто себя к рязанцам не причисляет. По оценке Рязанского землячества в Москве,в настоящее время в столице живет до полумиллиона непосредственно выходцев из Рязанской области.

Старая Рязань после разорения ее татаро-монголами в 1237 году пыталась отстроиться стольным городом княжества. Частые набеги татар и особенно нападение их в 1288 году заставило вскоре княжеский двор и всех горожан покинуть город. Еще раньше Старую Рязань оставил епископский двор. О каменном строительстве Переяславле Рязанском 14 века ничего неизвестно. Археологи до сих пор обнаруживают только деревянную застройку,мало что известно и об искусстве этого периода,почти полностью уничтоженном частыми войнами с татарами.

Расцвет и дальнейшее укрепление Переяславля приходится на 15 век,размеры крепости в это время достигли современных размеров кремля. Земляные валы,стоявшие уже тогда по краю кремлевского холма,были снова подсыпаны и увеличены в высоту. Они окружали княжескую резиденцию,монастыри и посад. С западной стороны крепости проходил глубокий ров,соединявший полноводные в то время реки Лыбедь с Трубежом.

Развитие родственных связей с Москвой привело не только к развитию искусства и строительства,но и к большому подчинению Москве. 16 век для искусства Рязани был,пожалуй,самым ярким и плодотворным,несмотря на тяжелые испытания,особенно в начале века:смутное время,нашествие поляков в 1611 году.Памятники кремля постоянно изучаются и планомерно реставрируются. При этом открываются все новые и новые страницы его истории и искусства русских мастеров прошлого.

В настоящее время в Кремле существует комплекс различных памятников древнерусской архитектуры и архитектуры классицизма. Он создает неповторимую панорам города, придает ему особую индивидуальность и колорит. Красивый вид на кремль открывается с набережной реки Трубеж. Его величественные сооружения: Успенский собор (конец 17 века), и колокольня (18-19 вв.) имеют большое значение не только для истории русской архитектуры,но и для искусства градостроительства.

К сожалению, время не пощадило наиболее ранние постройки кремля,относящиеся к 15 веку — последнему периоду расцвета Рязанского княжества. Христорождественский собор (15 век) и Архангельский собор (15 век) дошли до наших дней с большими изменениями.

За Архангельским и Христорожде ственским соборами расположен уникальный ансамбль памятников гражданского зодчества бывшего Архиерейского двора.

К юго-западу от Успенского собора находится комплекс зданий древнего Спасского монастыря (17-18 век),который существует на этом месте с 14 века,а на северо-восточном краю кремлевского холма виднеется небольшая двухметровая церковь Святого Духа (17 век).

Многие сооружения кремля,в том числе крепостные стены и башни,стоявшие на высоких земляных валах,не сохранились,но земля кремлевская насыщена памятниками археологии.

Частые войны,набеги степных кочевников,пожары,сильно опустошили рязанскую землю, уничтожив большую часть ее древнего искусства,о нем мы теперь можем судить по немногим сохранившимся памятникам: ювелирным изделиям,мелкой пластики,чеканке,резьбе по дереву и камню,иконописи и иным художественным ценностям.

Они находятся на территории кремля в краеведческом и художественном музеях,а так же и в других крупных музеях страны.

Шедевры ювелирного искусства из Старой Рязани — «княжеские бармы» (11-12 вв.),хранящиеся в оружейной палате в Московского кремля, дают представление об очень высоком уровне древней культуры рязанского края.

В настоящее время в музеях Рязанского кремля можно познакомиться с культурой и с искусством Переяславля-Рязанского начиная с его основания и кончая современной

II. Характеристика престольных (храмовых )праздников.

Роль храма и храмовых (престольных) праздников была особенно велика в формировании и поддержании памяти и «оседлости души». Наряду с Рождеством Христовым, Крещением,Пасхой,Троицей, храмовые праздники были самыми любимыми в народе.

Престол или храмовые праздники-это праздники православной общины,члены которой объединяются вокруг какого-то определенного храма.

Территориальный принцип принадлежности к церкви придает таким праздникам отеческий характер,благодаря чему люди,покинувшие родное селение,всегда стремились побыть на родине именно в дни празднования храмового праздника.

Уже сами названия праздников-храмовые, престольные-говорят о том,что они празднуются в дни памяти тех святях угодников Православной Церкви,в честь которых возведен храм.

Хотя в руководстве для церковных пастырей храмовые праздники отнесены к разряду «средних», однако для прихожан в реальной жизни они стоят в числе наиболее значительных любимых-таких, как Пасха,Рождество Христово, Троица. По этому поводу знаток практическ ого богослужения С.В. Булгаков писал: «Для прихода престольный праздник составляет вторую Пасху».Значимость престольного дня в годовом круге праздников подчёркивалось в Рязанской области тем,что во многих районах их называют «козырными»,т.е.главными.

В Скопинском районе Рязанской области престольный праздник во имя Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября) называют «наш праздник».По объяснению местных жителей, «наш праздник»-это значит,что «кругом работают,а мы празднуем».

Только в престольные дни,а также на Рождество Христово и Крещение, женщины наряжались в особо праздничные шали,на другой день надевалось уже другое платье,отличное от того,в котором праздновался первый день. Поэтому среди деревенских девушек-подружек,широко практиковался обычай взаимного обмена платьями.

Осуждались семьи,которые не праздновали престольные

дни,их осуждали и не приглашали в гости.

Нарушение традиции в праздновании престольного дня понималась как « повреждение» годового месяцеслова.

Наряду с храмом,в религиозно-культурной жизни населения большую роль играли часовни. В каждом рязанском селе,а тем более деревни,было по нескольку часовен. В некоторых селениях они сохранились по сей день.

В Рязанской губернии широко бытовала древняя традиция посвящать часовенный праздник великомученице Параскеве,нареченной Пятнице и 12-ти весенним пятницам,считая от Пасхи и до Петрова дня.

Празднование весенних пятниц,в том числе и как престольных

дней,говорит о том,что в более древние дохристианские времена существовала сильная традиция,связанная с почитанием дня пятницы,особенно в период от весеннего равноденствия до летнего солнцеворота.

Сохранились широко бытовавшие среди крестьян различные

поверья,связанные с почитанием пятницы. Эти поверья хорошо известны этнографической науке. Они связаны, как правило, с запретом прясть по пятницам, чтобы не запорошить глаза Матушке Пятнице.

Первый исследователь этнографии и лексики Рязанского края М. Макаров зафиксировал характерное для рязанского ареала названия часовен, как « Пятница». Примечательно, что когда архиепископ Рязанский преосвященный Феоктист осматривал церкви епархии, то в деревнях, через которые проезжал владыка крестьяне выносили из часовенных иконостасов иконы и встречали преосвященного « у своих больших, красиво устроенных часовен с хлебом и солью в руках и святыми иконами». Владыка прикладывался к ним и благословлял хлеб- соль каждого подходившего.

Празднование часовенного праздника устанавливалось и в память героических событий по защите родного края.

Трудно оценить роль храмовых часовенных праздников в поддержании исторической памяти, в сохранении устных преданий об историческом прошлом родного края.

Правилами церковными определено, что престол в алтаре храма-это земной престол Господа Бога Вседержителя,который есть одновременно и земное воплощение Гроба Господня. Поэтому если храм обветшал за давностью времени и разрушился, то престол не подлежит уничтожению а переносится и освящается в соседний или вновь отстроенный храм, или на этом месте ставится часовня.

В престольный праздник принято принимать икону праздника из храма у себя в доме и вместе со священнослужителями совершать семейный молебен. В этот день с иконами ходили по дворам, крестьяне выносили на улицу столы с пирогами. Женщины всех окрестных селений, считая для себя этот день праздничным, стремятся часть домашних работ выполнить на кануне, чтобы не осквернить праздник суетными заботами.

Пожилые люди и те из молодых,которые постом не говели,по церковным правилам,встречали свой престольный праздник исповедью и причащением. Поэтому раньше в день престольного праздника или на кануне его было много говеющих.

Особенностью посещения церкви в день престольного праздника — «подавать» за здравие и поминание за упокой усопших предков.

В Рязанской области,как и во многих других местах,на украшение храмовых икон дарят в церковь вышитые полотенца и салфетки.

В дни праздников покупают много много свечей. От их горящих огоньков в старинном храме становится светлее и благочестивие.

В день престольного праздника после торжественного молебна совершается всеобщий крестный ход вокруг храма.

Престольный день-особый для жителей любого уголка,в котором действует храм,а если даже служба там еще не возобновлена,празднование совершается по всем принятым в данной местности обычаям.

Стол — Божий престол

Фактически во всех сельских домах сохранился передний угол божницей и иконами на ней. Кроме икон здесь хранятся ветки освященной вербы,троицкой зелени,стоит стоит крещенская вода,которую пьют в случае недуга.

По традиции в этом углу всегда стоит стол,застланный белоснежной скатертью. Сюда приносили свежевыпеченный хлеб. В Спас-Клепиках каждый раз,выпекая новый хлеб, «ставили» в передний угол целый хлеб с солонкой и стакан воды «для Богородици,которая может прийти ночью»

Передний угол крестьянского дома-это святой угол. В народном мировосприятии переднего угла как святого угла и восприятие стола как Божьего престола.

Престол в храме-это и Божий трон и место,где лежит литургический хлеб для принятия причастия;в то же время престол символически воплощает собой собой Гроб Господень. Стол выполняет риту альные функции:он всегда стоит перед божницей,он накрыт скатертью,раньше на столе всегда стояла солонка и лежал каравай хлеба.

На стол,по русской традиции, ставится для прощания гроб с умершим. Ритуально-функциональное сходство в назначении церковного престола и стола выразилось и в широко распространенном восприятии стола как Божьего престола. Неспроста старые люди говорят: «За столом сидишь,что в царстве побудешь!».В каждом крестьянском доме было много икон.Среди них обязательно-одна или несколько икон в честь храмового праздника,местнопочитаемых святых,передававшихся от поколения к поколению,«намоленные» родительские образа.

Как сильную можно охарактеризовать традицию праздновать престольные дни родного храма.

Где бы не оказался человек,день храмового праздника своей деревни он старался отметить в кругу своей семьи,или хотя бы вспомнить,что сегодня на родине престольный день. Женщины,где бы они не оказались,пекли в этот день пироги для своих домочадцев.

Когда же праздновался престольный день (сначала в церкви за праздничной литургией,крестным ходом и колокольным звоном),то храм,площадь перед храмом,само село становилось

центром праздника ,поскольку сюда стекались все родные и знакомые.

После литургической части праздник перемещался в семью. И тогда сердцем праздника становился каждый дом.

Расходясь по домам по окончании Богослужения,каждый,согласно старой русской традиции приглашал соседей и односельчан «пожаловать в гости»на праздничный обед.

К праздничному столу продукты запасали заранее,предусмотрительные хозяева ещё с весны оставляют телка,которого закалывают перед праздником. На базаре покупались мясо и солонина,пшеничная мука,закалывались заранее выкормленная свинья,варилась брага.

Обильное угощение-характерная черта праздничного обеда престольного дня. Но прежде,чем сесть за стол,домочадцы и званые и незваные гости молились,вспоминая родных,близких,садились за стол.В день престольного праздника стол буквально ломился от яств. Подавали:солонину,свинину, ветчину,говядину с хреном,студень из свиных и говяжьих ножек,лапшу жирную или молочную,кашу крутую пшеничную,кашу молочную,жаренную баранину или свинину,кисели овсяный или из ржаных круп.

Источник статьи: http://www.yaneuch.ru/cat_13/kalendarnye-obryady-i-pesni-ryazanskoj/160610.1945447.page2.html

Читайте также:  Спортивный праздник всемирный день ребенка
Оцените статью
Adblock
detector