урок в 4 классе «Народные праздники. ТРОИЦА»
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Урок-разгуляй завершает фольклорный раздел народным праздником Троицы и его прочтением в иконописных образах «Троицы» Андрея Рублёва.
Знакомство с обычаями празднования Троицы на Руси, исполнение ранее разученных и разыгрывание незнакомых троицких песен «ТЫ БЕРЁЗКА», «ПОСЕЮ Я ЛЁН», «КАК У БАБУШКИ КОЗЁЛ» очень помогли в формировании метапредметных навыков..
Хоровод «Во поле берёза стояла» и игра «Ручеёк» особенно любимы учащимися. Песенный и игровой фольклор с его инструментальными наигрышами открывает исполнение прозведений с истинной природной стороны — неисчерпаимой импровизации и яркой вариационности. В такой импровизационной цепочке учащиеся исполняют песню «Берёзонька кудрявая», представив свои варианты мелодической линии песни.
Разнообразные приёмы развития музыкальной мысли нашли своё выражение в вариациях, которые использовали в выполнении творческих заданий учащиеся на этом уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass.docx | 43.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 4 классе
Тема урока: Народные праздники. Троица
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к восприятию и осмыслению новых знаний по теме и умению связать их с ранее изученным материалом, структурирование алгоритма развития музыкальных образов оперы
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий, активное использование ТРИЗ-компонентов и приёмов РТВ в развитии творческой культуры на уроке
Учебные – формирование личностного восприятия музыки, которое основывается на эмоционально-окрашенном отношении к ней через понимание ее характера, содержания, средств музыкальной выразительности;
— знакомство с произведениями величайших представителей музыкальной классики;
— ознакомление с музыкально-теоретическими понятиями, терминами и явлениями: музыкальными интонациями, значением песенности, танцевальности, маршевости, основами нотной грамоты, музыкальными инструментами
Развивающие — духовное развитие личности;
— формирование личностного отношения к искусству;
— формирование адекватной самооценки относительно творческих (прежде всего музыкальных) способностей и желания самосовершенствоваться;
— формирование умения самостоятельно планировать творческие действия;
— развитие креативности, самостоятельности и оригинальности при решении творческих задач.
— развитие целостного восприятия картины мира;
— развитие видеть связь музыкальных явлений с жизнью;
воспитательные – воспитание понимания целостной картины мира (в частности и художественной),
— патриотического мировоззрения, понимания истоков толерантных взаимоотношений в многокультурном мировом сообществе,
— активизация способности креативно и продуктивно мыслить и рефлексировать.
— формирования целостности в представлениях о музыкальной культуре, ее основаниях, образности.
– наблюдения, восприятия, размышления о явлениях искусства, разучивания и исполнения музыкальных произведений,
— приобретения навыков общения в диалоге;
— формирование умения работать в группе, команде (например, входе взаимодействия в пении);
— умение применять логические операции (анализ, сравнение, синтез) относительно музыкальных произведений (анализировать и сравнивать их; уметь объединять по признаку вида и жанра, группировать по определенным характеристикам);
Тип урока: комбинированный, урок-разгуляй
Техническое обеспечение: ноутбук, звукоусиливающая аппаратура.
Материалы: учебник для учащихся 4 класса начальной школы «Музыка» Е.Критская, рассказ «Троица» С.Романовского, икона «Троица» А.Рублёва, картинки с изображениями русских народных инструментов, оркестра рус.нар.инструментов,
Муз. Инструменты: фортепиано, балалайка, гармонь, баян
Муз. Репертуар : Песни «До чего же хорошо кругом», муз.И.Дунаевский и сл. Л.Некрасова, «Родные места», муз. И сл. Ю.Антонова
«Ночные музыканты», «Берёзки России»
«Если б дали дудку мне»
Аудиозаписи: оркестр рус.нар.инструментов, финал 4 симфонии П.Чайковского, флешмоб «Русская пляска»
- Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих.
Учитель: Последний праздник Цветной Триоди. День Пресвятой Троицы, за ним — день Святого Духа. День рождения Церкви. Или, как говорили на Руси, «земля-именинница». Все праздники наши, церковные — удивительные и чудесные. Но Троица — действительно какой-то особенный. Как будто правда именинный.
Празднование этого великого события — дня сошествия Святаго Духа — установлено самими апостолами, об этом мы узнаем из Деяний и Посланий апостольских. И вот уже две тысячи лет христиане празднуют святую Пятидесятницу, Пентикостию, соединяющую нас во Святую Единую Соборную и Апостольскую Церковь Православную, сохранившую учение Христово и водимую Духом Святым.
Каждая малая Церковь встречает этот праздник со всей полнотой Церкви великой
И каждая малая Церковь тоже встречает этот праздник со всей полнотой Церкви великой. День Церкви — значит, и день Церкви малой, день соединения нашей малой Церкви с Церковью великой.
Как обычно, за несколько дней до церковного праздника мы начинаем к нему готовиться. Если мы читаем дома то Евангелие, которое Церковь предлагает на каждый день года, то мы можем заметить такую подготовку в церковных службах. Ведь эти чтения так или иначе говорят о сошествии Святого Духа. И если мы читаем Евангелие всей семьей, то мы можем обращать внимание детей на слова Христа: пошлю вам Утешителя (ср. Ин. 15, 26 ), приидет Он, Дух Истины (Ин. 16, 13).
А за два-три дня до Троицы мы расскажем своими словами детям о том, к чему мы готовимся. Вообще-то, конечно, нам предстоят два праздника: первый, в воскресенье, — День Святой Троицы, он же Пятидесятница. Второй, в понедельник, — День Сошествия Святаго Духа, «Духов день». Но эти праздники так близки, и даже богослужения у них настолько соединены друг с другом, что мы будем готовиться одновременно к ним обоим.
Объявление темы урока. 2 минуты
Откройте учебник на странице 70 и прочитайте рассказ «Троица» С.Романовского.
- Подача нового материала 10-12 минут
Ведь именно в день Пятидесятницы нам открылась эта тайна — тайна Святой Троицы. Это тема непростая, конечно. Но мне кажется, здесь лучше не углубляться в поиск обоснований и глубины догматического богословия. Если мы говорим с детьми, тем более с маленькими, можно просто ограничиться простыми тезисами: о том, что Бог — один, но в трех Лицах. Что все наши службы, все молитвы начинаются с призывания Пресвятой Троицы, с прославления Ее: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Вот это и есть — Троица. И, конечно же, здесь будут уместными иллюстрации. Даже, может быть, всего одна: икона Троицы преподобного Андрея Рублева.
А теперь внимательно рассмотрите икону «Троица» А.Рублёва. Как вы думаете, какая музыка русских композиторов созвучна образному строю иконы А.Рублёва?
А ещё ребята Троица это народный праздник, это величание природы. На Руси издревле отмечают его в июньскую пору. Троицким деревом называют нашу берёзку. Ею украшают храм на все Богослужения Троицкой недели. В народе эта неделя зовётся зелёной. Ветками берёзы и разнотравьем украшается дом, церковь, есть обычай на могилки усопшим сродникам и близким приносить эту зелень.
С древних времен на Пятидесятницу дома и храмы украшаются ветками деревьев и цветами. Этот обычай перешел к нам от Ветхозаветной Церкви. Этот обычай связан с явлением Троицы праотцу Аврааму, ведь этот патриарх принимал Странников под сенью дуба. А еще зеленые ветки — это знак весны, весны духовной, весны обновления нашей жизни во славу Пресвятой Троицы, для соединения с Богом. Живые листья и цветы — символ жизни — в честь Жизни Подателя.
О том, как ребенок может воспринимать этот чудесный обычай, наверное, никто не расскажет лучше Ивана Шмелева. Сначала о том, как украшали к Троице дома:
«Солнце слепит глаза, кто-то отдернул занавеску. Я жмурюсь радостно: Троицын День сегодня! Над моей головой зеленая березка, дрожит листочками. У кивота, где Троица, тоже засунута березка, светится в ней лампадочка. Комната кажется мне другой, что-то живое в ней.
… Все нарядны, в легких и светлых платьях. На мне тоже белое все, пикейное, и все мне кричат: не обзеленись! Я гуляю по комнатам. Везде у икон березки. И по углам березки, в передней даже, словно не дом, а в роще. И пахнет зеленой рощей».
А вот еще о храме:
«Теплятся в зелени лампадки. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми — глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться… Не видно певчих и крылосов, — где-то поют в березках. Березки и в алтаре — свешивают листочки над Престолом.
…Это не наша церковь: это совсем другое, какой-то священный сад…Там, в березках, невидимо, смотрит на нас Господь, во Святой Троице, таинственные Три Лика, с посошками. И ничего не страшно. С нами пришли березки, цветы и травки, и все мы, грешные, и сама земля, которая теперь живая, и все мы кланяемся Ему, а Он отдыхает под березкой.
…Все это здесь, со мною, пришло с березками: и березовый, легкий воздух, и небо, которое упало, пришло на землю, и наша земля, которая теперь живая, которая — именинница сегодня».
И дома, и в храме — всё — Троица.
Предлагаю вам немного поиграть (модель «Морфологический ящик-копилка-корзинка»). А начнём мы вот с чего. Скажите, что вы знаете о народных праздниках?
Так, правильно. Разделимся на 3 группы.
2.Народные песни и музыка
3.Народные игры
На закате дня по старинному народному обычаю берёзку развивают-раздевают, оставляя на ней только алую ленту. Ветки берёзы, а вслед за ними венки из душистых трав и цветов бросают в воду. В некоторых русских губерниях на Троицу так же, как и на Пасху, красили яйца — но не в красный, а в зеленый цвет. Делалось это при помощи все тех же березовых листочков. Мы красим яички покупной зеленой краской.
Чтобы традиции нашего народа не оказались важнее веры нашего народа, чтобы внешнее не подменяло внутреннее, мы не просто не забудем о церковном праздновании дня Святой Троицы — мы будем в первую очередь праздновать этот день в храме, вместе с Церковью. И тогда все займет положенное место: главным будет богослужение и учение Церкви, на втором месте будут обычаи Православной Церкви, а когда это возможно — тогда на третьем месте окажутся и наши народные традиции, в тех случаях, когда они не будут противоречить первостепенным позициям.
А с каким настроением поют рус.нар.песню «Во поле берёза стояла?»
Предлагаю вам стать в хоровод и самим исполнить её.
Народная песня как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила их красоте и мастерству. Вы уже знаете о том, что простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращались в богато украшенные оркестровые мелодии.
- Закрепление темы, материала
Садитесь на места. А мы продолжим, может кто-то из вас вспомнит, в каком симфоническом произведении П.Чайковского звучала мелодия этой песни? Где троицкая песня «Во поле берёза стояла» получила своё второе рождение? И как в нём композитор «нарисовал» народный праздник?
Соберём-ка корзину идей. Прошу вас назвать факты, имена, названия песен, праздников, возможно даты, понятия, муз.термины связанные с темой урока.
Вот какой у вас урожай знаний, итак мы узнали, что…
Предлагаю продолжить урок творческой работой. На стр.69 текст народной песни «Берёзонька кудрявая», прошу вас сочинить мелодию к ней.
А как вы понимаете народную пословицу «Пройдут весна да Троица – всё веселье скроется». Объясните её смысл.
На протяжении многих веков народ сочинял песни как летопись своей жизни. В них радости и печали, удачи и трудности, обряды и игры, воспоминания о прошлом мечты о будущем. Для поэта, композитора и художника, как и для каждого из нас, не может быть природы без человека, как и человека без природы. Творец и Создатель – Бог Отец, Спаситель – Бог Сын и Утешитель – Бог Дух Святый – Троица Единосущная и Нераздельная. Она создала и устроила этот мир, его красоту и вечность.
Ребята, поиграем в «Да-нетку»
Подведём итоги. Сейчас по цепочке прошу вас назвать СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ-ВОПРОС-ОТВЕТ в соответствии с темой урока. Начинаем с Варвары Гусевой. (Троица- Церковный и народный праздник-народный символ праздника-берёза т.д.)
- Анализ и оценка урока
- Оценивание работы учащихся
Почитание Пресвятой Троицы. Это, конечно, и догматическое богословие, и много всего высокого. Но, в частности, это касается нашей жизни. Наших отношений друг с другом. Ведь поклоняться Святой Троице — значит стремиться к тому таинственному единству, к той любви, образ которой нам показывают Лица Святой Троицы. О подобии церковного человечества единству Лиц Пресвятой Троицы много писал, в частности, священномученик Иларион (Троицкий), например, в своей работе «Триединство Божества и единство человечества». В этом тексте святитель напоминает нам о словах святого Киприана Карфагенского: «Бог заповедует, чтобы в дому Его жили только мирные, согласные и единодушные». Да будут едино, как Мы едино (Ин. 17, 22 ). Мы будем еще не раз вспоминать об этом, если действительно собираемся праздновать день Святой Троицы.
Это то, чему всех нас снова и снова, на каждой литургии, учит наша Церковь, та самая, которая сегодня именинница:
«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповедуем
Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».
- Домашнее задание (по желанию)
На этом наш урок окончен. Совсем скоро мы снова встретимся в музыкальном театре. Всего хорошего. До свидания ребята!
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2019/05/04/urok-v-4-klasse-narodnye-prazdniki-troitsa
Технологическая карта урока музыки 4 класс «Народные праздники. Троица.»
ФИО автора материала: Федорова Людмила Максимовна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Героя Российской Федерации А.Н.Епанешникова» Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Должность автора: учитель музыки
Предмет : музыка, 4 класс.
Тема : Народные праздники. Троица.
Раздел программы : «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (На свете каждый миг мелодия родится).
Тип урока : комбинированный урок.
Форма урока : традиционная
Образовательная цель урока : обобщение и расширение представления обучающихся о народных праздниках и христианских православных традициях, осознание обучающимися, что знание народных обрядов поможет им приблизиться к истокам русской культуры и стать продолжателями ее традиций; знакомство с духовно-нравственными корнями русского народа;
Деятельностная цель : развитие музыкального слуха и музыкальной памяти; воспитание патриотизма, нравственности, интереса и уважения к истории и обычаям родной страны через русские обрядовые песни; развитие художественно — эстетического вкуса, культуры исполнения музыки, слушания русских музыкальных инструментов.
Образовательные : проиллюстрировать троицкие обряды, перечислить народные обычаи и их значениями в жизни наших предков, выполнить рисунок по данной теме;
Развивающие : учить исполнять русские народные песни, совершенствовать пение, развивать эмоционально-образную сферу, развивать эстетический вкус;
Воспитательные : пробудить интерес к обычаям и традициям русского народа с целью их продолжения, воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины;
Валеологическая : способствовать формированию правильной осанки, содействовать эмоционально приподнятому настроению.
Результат деятельности учащихся : обучающиеся должны усвоить особенности русского народного праздника – Троица, его воплощение в картинах русских художников и музыкальных произведениях композиторов, знать особенности и значение обрядовых действий, совершаемых на этом празднике.
Методы обучения: проектор, ноутбук, акустические колонки, деревянные ложки, трещотки, барабаны, фонограммы (+ и -) русских народных песен, презентация «Троица».
Технологическая карта урока:
Приветствует ребят, знакомство.
Настраивает на учебную работу.
Задает эмоциональный тон урока.
Актуализирует проявление у обучающихся установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.
Исполнение гимна Российской Федерации.
Входят в класс под музыку
Демонстрируют готовность к учебной деятельности.
Предметные: умение исполнять известное музыкальное
Коммуникативные : умение включаться в работу на уроке, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем
Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу
Актуализация знаний. Постановка целей и задач.
Обобщение представлений об известных народных праздниках.
Музыкальный материал: «Вербочки» А.Гречанинова.
Дождик, дождик маленький,
В Воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для Святого дня
Целеполагание (формирование совместно с обучающимися целей и задач)
Актуализирует опыт обучающихся по теме урока.
Предлагает прослушать музыкальную загадку. Задает наводящие вопросы, подводящие к теме урока.
-Знакома ли вам эта музыка?
-Какому празднику посвящена песенка?
— Что можете рассказать об этом празднике?
— О чем будем говорить на уроке?
Обобщает высказывания детей.
Учитель: Итак, цель сегодняшнего урока познакомиться с народными традициями, чтобы придерживаться их в дальнейшем
Включаются в беседу.
Делают предположения о предстоящей теме урока.
Задачи: (формулир. дети)
1. Беседуем о народных праздниках
2. Слушаем Троицкие песни
4. Высказываем свое мнение (анализ музыки)
Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора
Предметные: формирование музыкальной памяти
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Объяснение новой темы
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни .танцы, действа, обряды, образы.
«Сказка – складка, песня – быль», — говорит пословица. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В них глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней.
На Троицу в церковь люди шли с цветами и пахучими травами в руках. Иногда травы складывали снопом, а в середину его вставляли тройную свечу. Потом травы высушивали и долго хранили как средство от всевозможных бед, и в первую очередь использовали их как лекарство. В церкви люди могли видеть икону «Троица», созданную иконописцем Андреем Рублевым.
Единой доброй беседой Ангелы показывают людям пример жизни в дружбе и любви.
Синим, глубоким, как небо, цветом цветет лен, синеют васильки и незабудки – это верхний плащ среднего и нижний плащ правого Ангела.
Серебряно-зеленым цветом отливает молодая рожь. Это одежда левого Ангела.
И свежая троицкая зелень радует на рублевской иконе. Это дерево над средним Ангелом и ярко-зеленый плащ правого Ангела.
— Какая по характеру музыка созвучна образному строю иконы А. Рублева?
-Где её можно услышать?
— Кто ее может исполнить?
— Почему именно такая музыка звучит в церкви?
-В старину на Троицу прекращались войны и наступал мир и лад. И сегодня на Троицу принято мириться, забывать обиды и говорить друг другу дружелюбные слова и благодарить Мать-природу за то, что она кормит и поит, и врачует нас и радует несказанной красотой
Слушание Ангельской песни Пресвятой Троице.
-Какая русская народная песня могла быть спета в троицком хороводе.
Слушают рассказ учителя, принимают участие в беседе.
Слушают рассказ учителя.
Рассматривают репродукцию картины, принимают участие в анализе
-светлая, возвышенная, спокойная
-церковные певчие а капелла
— чтобы напомнить людям о вечном и святом
-Во поле берёза стояла.
Коммуникативные: владение навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки.
Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции (мобилизации сил в процессе работы над музыкальными произведениями)
Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя
Познавательные: умение строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки
Регулятивные: освоение навыка первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи
Личностные: формирование эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни, жизни народа.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.
Упражнения для релаксации
Коммуникативные: умение выполнять коллективные действия в соответствии с предложенными критериями.
Закрепление новой темы
Применение знаний и способов действий
Музыкальный материал: рнп «Во поле берёза стояла»
Исполнение русской народной песни «Во поле берёза стояла» под минус в записи оркестра народных инструментов. Игра на инструментах (ложки, барабан, трещотки).
-Представьте, что вы журналисты и вам нужно сделать репортаж, составленный из ваших заметок, посвященный празднику Троице. На какие темы можно подготовить статьи по теме «Троица»?
Исполняют песню хором
«Троица в народной жизни»
«Троица – церковный праздник»
«Моя Троица» и т.д.
Регулятивные: уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной)
Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.
Написать заметку в школьную стенгазету на тему, связанную с народным праздником Троица.
Воспринимают д/з и записывают в дневники
Познавательные : владение навыком поиска информации;
Регулятивные: способность к самоконтролю.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Оценка работы на уроке
Вопросы учителя, направленные на фиксацию нового содержания, изученного на уроке, и рефлексию учебной деятельности. Соотнесение поставленных задач с конечным результатом.
Обращение к цели урока. Подведение к самооценке.
-Достигнута цель или нет?
— Сможете ли вы забыть после сегодняшнего урока о празднике «Троица»?
-В чём особенность этого праздника?
— Кому еще вы о нем расскажете?
— Нужен ли этот народный праздник в современной жизни?
— Охарактеризуйте сегодняшний урок. Каким он был для вас?
— Чем он вас удивил?
-Что было сложно? Что особенно удалось на уроке?
Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё отношение и оценку работы на уроке, формулируют конечный результат, называют основные позиции изученного материала и как они их усвоили.
Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу умение оценивать себя на основе критерия успешности.
Регулятивные: умение проявлять способность к самоконтролю и саморе-гуляции
Коммуникативные: умение п выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Источник статьи: http://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-muziki-klass-narodnie-prazdniki-troica-1435369.html