Народные праздники вятской земли

Народные праздники вятской земли

01.01.2021. В разделе «Уржумский уезд. История» редактирована публикация по истории села Косолапово.

02.01.2021. Обновлен радел «Архив «Наследия»: 2015, 2017, 2018 гг.» Теперь он стал более читабельным, чем раньше. В разделе «Архив «Наследия» размещены все материалы группы «Вятка: наследие», публиковававшиеся в 2018-2020 гг. и частично за ранние годы.

04.01.2021. В раздел «История сайта» добавлена история нашего сайта за 2020 год. В этом году ему исполняется 10 лет.

05.01.2021. Обновлены разделы по городу Вятке и уездам: Вятскому, Глазовскому, Елабужскому, Котельничскому и Орловскому. Некоторые темы удалены.

07-08.01.2021. Обновлены разделы по уездам: Нолинскому, Сарапульскому, Слободскому, Уржумскому и Яранскому. Некоторые темы удалены. В разделах обновлены разделы со списками жителей по приходам.

В разделах «Родословие. Кировская область. Справочное» и «Слободской уезд» поставлена таблица по всем жителям Троицкого прихода Белохолуницкого завода за 1900 год, на основе метрической книги. Эта же таблица продублирована на сайте «Родная Вятка», в лучшем качестве.

14-16.01.2021. Обновлена фото-галерея сайта. Все подписи к фото отредактированы и выделены. Возможно, в этом году фотогалерея будет и дополнена. Пока самая большая фото-коллекция по семьям вятских священнослужителей. Также обновлена старая фото-галерея сайта, существовавшая в 2011-2013 гг., сделано ее описание.

17.01.2021. Обновлены разделы фото-галереи «Непутевые заметки» с фото области и соседних республик, сделанные в 2011-2015 гг. Удалены фото-разделы, не имеющие отношения к Вятской губернии (Казань, Чебоксары, Йошкар-Ола). Позднее все фото будут объединены в единый раздел и добавлен раздел фото за 2016-2020 годы.

19.01.2021. На сайте «Казанская губерния» в разделе «Духовные училища Казанской губернии» дополнен список выпускников Казанской духовной семинарии за 1898 год. Возможно, среди них есть и те, кто служил на вятских приходах.

25.01.2021. На сайте создан новый раздел — «Архив «Наследия: 2021 год». В нем будут ставиться материалы нашей группы В контакте «Вятка: наследие» за 2021 год. Поставлены первые материалы за 1-15 января. В самой группе на январь 2021 года больше 7100 читателей. Если вам интересна история, генеалогия и культура Вятского края, присоединяйтесь. Второй такой группы нет ( не считая групп с картинками).

31.01.2021. В раздел «Архив «Наследия: 2021 год» добавлены материалы группы «Вятки: наследие» за 16-31 января.

01.02.2021. В раздел «Выпускники других духовных училищ» добавлены списки выпускников Казанской духовной семинарии за 1900, 1903 и 1905 гг.

0.0502.2021. Создан первый раздел, посвященный не уезду, а району — «Верхошижемский район: история и генеалогия». В него будет вноситься вся генеалогическая информация, посвященная этому району.

10.02.2021. Группа в контакте «Вятка: наследие» немного переименована — «Вятка и Кама: наследие». Теперь в ее орбиту будет входить также бывшая Казанская губерния. Группа «Казанская губерния» закрыта.

В разделы «Орловский уезд» и «Верхошижемский район» поставлены списки жителей прихода села Зонихи, которые бракосочетались в 1898 и 1899 годах.

13.02.2021. В разделы «Орловский уезд» и «Верхошижемский район» поставлены списки жителей прихода села Верхошижемье, которые бракосочетались в 1896 и 1897 годах.

14.02.2021. Изменено описание раздела «Родословие. Кировская область (справочное)», также внесены материалы по Орловскому уезду.

Создан новый раздел — «Ревизии населения (фрагменты)». Сюда будут заноситься фрагменты ревизий, которые были выписаны (скопированы) при работе с ними.

16.02.2021. В раздел «Архив «Наследия: 2021 год» добавлены материалы группы «Вятка и Кама: наследие» за 1-15 февраля.

18.02.2021. В разделе «Верхошижемский район» создана тема по истории деревень района.

Мы начали дублировать информацию из разделов «Архива «Наследия» в тематические разделы.

Добавлены новые материалы в раздел «Родословие. Республика Марий Эл», например, по истории деревень.

Раздел «Мусульманские храмы» расширен и переименован — «История ислама: храмы и мусульмане губернии».

Раздел «Антисоветские мятежи 1918 года» переименован — «Вятская губерния в 1918 году». Тема его расширена.

Создан раздел «Вятское старообрядчество».

19.02.2021. В разделы «Орловский уезд» и «Верхошижемский район» добавлена история деревень Большие Блины и Безденежные, а также воспоминания о купце Новокшенове.

24.02.2021. В раздел «Вятское старообрядчество» добавлены новые материалы.

25.02.2021. В различные разделы добавлены новые материалы, созданы новые темы.

01.03.2021. В разделы «Орловский уезд» и «Верхошижемский район» поставлены списки жителей прихода села Среднеивкино, которые бракосочетались в 1898 году.

05.03.2021. В раздел «Архив «Наследия: 2021 год» добавлены материалы группы «Вятка и Кама: наследие» за 16-28 февраля. За этот период было опубликовано около 60 текстовых постов по истории и генеалогии Вятки, в два раза больше, чем в январе и феврале.

07.01.2021. В разделы «Орловский уезд» и «Верхошижемский район» поставлены списки жителей прихода села Среднеивкино, которые бракосочетались в 1897 году.

Источник статьи: http://urzhum-uezd.ortox.ru/obychai_i_tradicii_vjatskogo_kraja

Топ летних праздников Кировской области

Лето в нашем крае на праздники богато. Что ни месяц – то праздник, а то и несколько. Причем многие берут свои истоки из далекого прошлого. Праздновались они всегда весело и с размахом. Сегодня многие из них стали своеобразными брендами Кировской области.

Вятская свистунья

Это очень древний самобытный вятский праздник, первые упоминания о котором относятся к началу XIX века. Согласно легенде, праздник отмечался как день поминовения убитых в братоубийственном «хлыновском побоище» между вятчанами и устюжанами в городе Вятка и по языческим обычаям сопровождался свистом и плясками. Не случайно Свистунья первоначально называлась «Свистопляска».

Наши предки начинали праздновать Свистунью с панихиды у Раздерихинского оврага. Утро они посвящали молитве, а днем гуляли и веселились от души: пели песни, свистели в свистульки, устраивали кулачные бои, угощались разными лакомствами, пили вино. В этот день устраивалась ярмарка, к которой дымковские мастера заранее готовились: лепили полые глиняные шарики — «шарыши» и дымковские игрушки — барыней, кавалеров, медведей, коров, лошадей, птиц, делали свистульки.

Последняя Свистунья состоялась на рубеже 1920-х годов. В 1979 году элементы праздника (ярмарка, массовые гуляния) были возрождены ко Дню города Кирова (12 июня).

День Ивана Купалы

Этот праздник берет истоки у далеких наших предков, славян, правда назывался он тогда иначе – Купайла — праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. В этот праздник люди опоясывались перевязями из цветов, надевали на голову венки из трав, водили хороводы, пели песни. Самым любимым занятием молодых парней и девушек в Купальскую ночь было перепрыгивание через огонь костра.

Считалось, кто перепрыгнет выше и не заденет пламя, будет счастливым. По поверьям древних людей, в Купальскую ночь нельзя было спать, так как именно в эту ночь вся нечисть выходит из своих «темных» мест (лешие, русалки, оборотни, кикиморы, домовые, водяные и т.д.).

Интересной традицией празднования дня Ивана Купалы являлись поиски «цветка папоротника». В старину, еще до прихода христианства, праздник Ивана Купалы связывали с летним солнцестоянием, который по старому стилю календаря приходился на 20 — 21 июня. С принятием христианства люди не отвергли праздник Ивана Купалы, а приурочили его ко дню Иоанна Крестителя, который по старому стилю приходится на 24 июня. По новому стилю календаря день Иоанна Крестителя приходится на 7 июля. Сегодня многие традиции праздновая Дня Ивана Купалы утрачены, но романтика его остается неизменной.

Фестиваль авторской песни «Гринландия»

«Гринландия» – всероссийский фестиваль авторской песни, ежегодно проводимый на берегу реки Быстрицы близ села Башарово в Кировской области. Название мероприятия происходит от фамилии известного писателя Александра Грина, который был родом из Вятской губернии. Впервые фестиваль «Гринландия» состоялся в 1986 году. Именно там впервые прозвучала легендарная песня Олега Митяева «Изгиб гитары желтой…».

Читайте также:  Открытки с праздником воздвижения креста

Наряду с дымковской игрушкой и Великорецким Крестным ходом, он входит в тройку «визитных карточек» Вятского края (Кировской области). Традиционно в середине июля фестивальная поляна собирает на три дня несколько сотен любителей походов, авторской песни и активного отдыха. Причем на фестиваль съезжаются барды из разных регионов России и СНГ.

Праздник мастеров народных промыслов «Вятский лапоть»

«Вятский лапоть» — это фестиваль ремесел. Проводится он в конце июля в посёлке Кильмезь, где активно развивается старинный промысел — плетение из липового лыка лаптей, которые на протяжение многих веков были русской народной обувью. Лапти покупают и в наши дни. Говорят, с помощью них можно вылечить больные ноги.

Главной целью этого мероприятия является сохранение народных промыслов. По итогам Национальной премии в сфере событийного туризма «Russian Event Awards» 2012 года в номинации «Лучший проект по популяризации народных традиций и промыслов» фестиваль мастеров народных промыслов «Вятский лапоть» занял первое место.

Народный праздник «Истобенский огурец»

«Истобенский огурец» — фестиваль народного творчества и юмора. По традиции он проходит в старинном селе Истобенск на берегу реки Вятки в последнюю субботу июля. Гордостью Истобенска являются соленые огурцы, выращивание, засолка и хранение которых – одна из уникальных особенностей этой местности.

Их солят в деревянных бочках с применение приправ – укропа, чеснока, листьев смородины и дуба. А хранят эти бочки в реках с ключевой водой, имеющей постоянно низкую температуру. Благодаря этому секрету истобенские огурчики славятся на всю Россиию своим особым вкусом и ароматом.

Праздников на Вятской земле много, и в каждом — частичка истории нашего края и продолжение добрых традиций.

Источник статьи: http://www.ikirov.ru/news/21426-top-letnih-prazdnikov-kirovskoy-oblasti

Народные праздники Вятского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

пгт Мурыгино Юрьянского района Кировской области
Народные праздники

ученица 9-б класса

Глава 1. Понятие «праздник», виды праздников………………………………..4

Глава 2. Традиционные народные праздники на Вятке…………………………..6

2.2. «Каравай ржаной уржумский»…………………………………………………7

2.3.«Дворянское гнездо» (Успенская ярмарка) в Яранском районе……………………………………………………………………………….7

2.4. «Алексеевская ярмарка» в Котельническом районе………………………..8

Глава 3.Современные народные праздники………………………………………10

3.2. Праздник «Истобенский огурец»……………………………………………. 11

3.4. Праздник «Богородский рыжик»……………………………………………. 12

3.5. Праздник «Вятская картошка»………………………………………………. 13

Глава 4.Традиционные и современные праздники на Вятке. Их отличия……13

Список использованных источников…………………………………………….17

Актуальность. Мы, молодое поколение, должны приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда-то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего. А нужно ли нам, современному поколению, знать народные праздники, обычаи, которыми руководствовались наши далёкие предки? Да, это нам необходимо. Мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой, например, с русскими народными (Вятскими) праздниками. Ведь живем мы на Вятской земле!

Наша Кировская область переживает духовный подъём, начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, и оказывается, что народный праздник, обряд, обычай направлен на сохранение вечных человеческих ценностей: мира в семье, любви к ближнему, сплоченности, нравственного добра, скромности, красоты, истины и патриотизма.

Проблема исследования в том, что многие из нас не знают, что на территории Кировской области кроме существующих народных праздников, таких как Рождество, Масленица, Пасха и Троица, есть и такие, которые отмечают только у нас, в Вятском крае.

Цель исследования: узнать и исследовать различие старинных и современных народных праздников, отмечающихся в Кировской области.

Объект исследования: Вятские народные праздники.

Предмет исследования: традиционные и современные народные праздники в Кировской области.

Гипотеза: я предполагаю, что люди более старшего возраста имеют представление о старинных и современных праздниках, а младшее поколение (мое) знает только старинные религиозные праздники (Рождество, Масленица, Пасха и Троица). Если я больше узнаю о праздниках, то смогу сравнить и узнать, изменились ли праздники в наши дни.
Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить традиционные народные праздники на Вятке;
  • узнать о современных народных праздниках, отмечающихся в Кировской области;
  • сравнить и узнать изменились ли праздники в наши дни;
  • исследовать современное значение народных праздников.

Глава 1.Понятие «праздник», виды праздников

Во все времена у разных народов праздник был особым событием, его выделяли среди остальных будних дней и он имел особое значение в жизни семьи, всего общества, страны. На протяжении долгих лет в праздничной культуре сохранилось множество памятных дат, и появилось немало способов отмечать ту или иную дату. Несмотря на то, что все праздники в какой-то мере разнообразны, многие из них имеют между собой нечто общее.

Праздники всегда существовали в культуре разных народов, а ныне существуют в культуре разных стран. Каждый день на нашей планете гремит какой-нибудь праздник. К праздникам готовятся, о них помнят и не забывают. Они создают праздничную атмосферу и собирают людей вместе.

Известный русский учёный И.Снегирёв писал о понятии «праздник» так: «Само слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединённую с весельем и радостью. Праздник есть свободное время,- знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом». Существует такое понятие, как «воспитательное значение народных праздников».

В работе о творчестве Ф. Рабле М. Бахтин отметил: «Праздник — первичная и неуничтожаемая категория человеческой культуры. В праздник двери дома открыты для гостей в пределе – для всех, для всего мира, в праздник всё изобилие (праздничная еда, одежда, убранство помещения) сохраняются, конечно, и праздничное пожелание всех благ, праздничные тосты, игры и ряжение, праздничный веселый смех, шутки, танцы и т. д. Праздник не поддаётся никакому утилитарному осмыслению (как отдых, разрядка и прочее). Праздник как раз и освобождает от всякой утилитарности и практицизма; это временный выход в утопический мир. Нельзя оторвать праздник от жизни тела, земли, природы, космоса. В праздник и «солнце играет на небе», как бы «особая праздничная погода».

Праздники — это такие замечательные дни, в которые, в соответствии с той или иной традицией, принято проводить время весело, устраивая вечеринки с застольями, торжественные церемонии.

Праздник – противопоставление обыденности, любимое во всем мире времяпрепровождение, моменты радости, мгновенья счастья. Каких только характеристик нельзя дать этому поистине великолепному явлению, призванному дарить людям отдых и счастье. Праздник это не только календарное событие, он скорее является потребностью души и уместен там, где его ждут.

Задача праздника — «восстановить нарушенную гармонию между людьми и природой и устранить отчуждение людей от природы и общества». Первый этап любого праздника — счастливое ожидание, подготовка к нему. Затем приходит сам праздник и, «увы»- завершение праздника. Впечатление от праздника долго хранится в душе человека, являясь для него источником «душевных сил».

С глубокой древности празднования каких — либо событий выполняли три функции: развлекательную, нравственную и эстетическую. У пращуров современного общества каждый праздник имел определенную мистическую подоплеку, одновременно с этим играл роль трудового катализатора, поощряя людей отдыхом и расслаблением за проделанный труд.

Невозможно найти такого периода в истории человечества, когда бы ни существовало праздника, а, следовательно, и дату зарождения традиции праздновать определить не представляется возможным. Во все времена существовали ритуальные пляски и песнопения, сопровождающиеся массовыми гуляниями и отвлечением от повседневных тягот и хлопот.

Одной из основных причин, по которой мы празднуем какие-либо события, заключается в том, чтобы вспомнить наших предков и черты прошлых времён. Празднуя что-либо, мы показываем своё уважение к людям, игравшим роль в историческом процессе страны. Мы обогащаем знания, узнаём много нового из истории и культуры страны. Молодёжь внимательно слушает рассказы старших о том, что и как праздновали в их времена, ведь традициям свойственно меняться в некоторых случаях.

Читайте также:  Национальные праздники 2021 года

Нация становится более дружной, не смотря на различия в религии. В некоторых случаях происходит обмен культурной информацией, когда в культуру одной страны проникает культура другой страны, заимствуется какой-либо праздник.

Праздник может сплотить группу людей, а может и разделить, например, национальные праздники, существующие только у одной группы людей. Исходя из этого, можно считать праздник событием, формирующим традиции и ценности.

Все современные официальные и неофициальные праздники корнями своими уходят в эпоху традиционного общества, где некогда служили благому делу общин и целых народов.

В целом, современные праздники можно разделить на несколько категорий, таких как: народные, религиозные, светские, национальные, семейные, профессиональные и иные.

Народные праздники отличаются своей естественностью, органичностью и стихийностью; государственные (светские, национальные) – напротив, имеют высокую степень «протокольности» и идеологической направленности; религиозные праздники также имеют высокую степень организованности; семейные праздники очень интимны, но в то же время традиционны и справляются всеми на общих основаниях; профессиональные близки к народным, но отличаются высокой организацией.

В народных праздниках можно отметить некую близость к религиозным, объяснить это можно тем, что в культурах разных этносов схожие верования долгое время играли роль механизмов образующих традиции и ценности. В то же время народные праздники в большей степени являются светскими, причиной тому наслоение более поздних традиций, возникших в связи с государством, на более ранние – общинные. Наблюдается также тенденция перехода государственных праздников в народные (1 мая и т. д.), т.е. трансформация одного вида праздников в другой, это вполне нормальное явление.

Выводы по главе 1

Праздник – время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. В основе любого народного праздника «лежала» общая идея – мифологема – взаимосвязи всего сущего и роли человека в мире, а точнее в его выборе между добром и злом. Праздничные действия — обряды закрепляли в сознании людей данные духовно- нравственные установки, регламентировали отношения между людьми (в том числе между родителями и детьми). Кроме того, праздник привносил особую эмоциональную окраску – радость, веселье, чувство стабильности и защищенности, а главное единение людей.

Любой народный праздник – это отражение быта людей, их жизненного уклада и их трудовой деятельности. Возрождение народных праздников прошлого необходимо для истории России и нашего края в частности. А Вятские народные праздники – это отражение нашей Вятской самобытности.
Глава 2. Традиционные народные праздники на Вятке

2.1. «Вятская свистунья»

Специфичным для Вятского края был праздник «Свистопляски» . «Вятская свистунья» — это очень древний и традиционный Вятский народный праздник. Изначально он носил название «Свистопляска», именно поэтому одно из прозвищ вятчан долгое время было «свистоплясы». Обычно этот праздник отмечался в четвертую субботу после Пасхи.

Истоки возникновения этого праздника уходят в далекий 1418 год. Тогда, глубокой ночью, в известном всем жителям Кирова Раздерихинском овраге, случилась жестокая битва между вятчанами и устюжанами. Легенда гласит, что произошла нелепая ошибка… Для того, чтобы помочь жителям Вятки выстоять набеги татар, устюжане пришли к ним на помощь. Но, по-видимому, темнота сыграла злую шутку, и случилось так, что свои своих не распознали и свои своих поубивали. Так, список «Летописца старых лет» гласит о том, что в битве при Раздерихинском овраге погибло около 5000 человек. По одной из версий, захоронены воины были на склонах этого оврага. Конечно, с тех пор сложилось много легенд о битве между вятчанами и устюжанами, вместе с тем, это событие так и осталось одной из самых загадочных страниц в истории Вятского края. Как память об этой битве, у Раздерихинского оврага была выстроена часовня, в которой периодически проводились панихиды в память о погибших в этом бою.

Первые праздники «Свистопляски» носили языческий характер. Во время празднования возле часовни устанавливали шатры для торговли глиняными лошадками, свистками с погремушками, шариками и различными вкусными лакомствами. Собравшаяся на праздник детвора играла в куклы, беспрестанно свистела, плясала и изображала в игровой форме бой вятчан и устюжан. Они занимали позиции по обе стороны оврага и начинали обкидывать друг друга глиняными шариками. Кстати, свист свистульки является символом выражения промаха. Народные гуляния во время «Свистопляски» с песнями под звуки скрипки и балалайки продолжались до позднего вечера.

Самые первые упоминания об этом празднике относятся к началу XIX века, а последняя «свистунья» на Вятке состоялась в 20-е годы XX века. Вообще, в прошлые времена праздник «Вятская свистунья» был посвящен поминовению умерших предков, которых поминали по-особенному – весельем, народными песнями и плясками и, конечно же, свистом в глиняные дымковские игрушки-свистульки .

С тех пор, более восьмидесяти лет, этот веселый и любимый всем Вятским народом праздник находился в забвении. Вспомнили и заговорили о нем лишь в начале XXI века, а со временем кировчане задумали его возродить и ежегодно проводить на своей земле. Конечно, в наши дни от древнего праздника «Свистопляски» не осталось ни кулачных боев, ни драк мальчишек за глиняные шарики «шарыши» на глубине оврага. Осталась лишь ярмарка, которую так любили дети во все времена за продаваемые на ней игрушки и сладости, а также за традицию свистеть в глиняные уточки. Именно благодаря этому Вятскому празднику сохранилась наша знаменитая дымковская игрушка .
Сегодня праздник «Вятская свистунья» приурочен к Дню города Кирова и отмечается 12 июня. Главным атрибутом праздника является глиняная свистулька-уточка, а открытие «Вятской свистуньи» начинается с карнавального шествия в стиле дымковской игрушки (Приложение №1).
2.2. «Каравай ржаной уржумский»

Это современное название старинного праздника ярмарки под названием Белорецкая Троицкая ярмарка. В старинном городе Уржуме до революции это была вторая по значению ярмарка Вятской губернии. Именно ее традиции пытаются возродить сейчас, начиная с 2011 года.

Эта ярмарка была организована в 1842 г. Проходила она во время празднования престольного праздника Святой Троицы (конец весны – начало лета). Целую неделю на Соборной площади Уржума торговали разным товаром купцы из разных частей Вятской губернии и Казани.

Ближе к концу 19 века ярмарка была перенесена за город, в район Белой речки, отсюда и ее название Белорецкая. Ярмарка была шумной – карусели, гармонисты, шарманщики с попугаями, поводыри с медведями, выставки лошадей и т.д. В 1917 г ярмарку закрыли. Вновь она была открыта в 1922 г и снова закрыта в 1929 г. И вновь открыта в 1959-м.

Сегодня это многодневный праздник, в ходе которого идет бойкая торговля выпечкой из ржи – основной зерновой культуры Уржумского района. Невероятной красоты караваи разной формы, свежие и, наверняка, очень вкусные – настоящая особинка праздника. Ради них стоит приехать сюда в начале октября. А заодно прогуляться по прекрасным тихим улочкам старинного провинциального городка Уржума (Приложение №2).
2.3. «Дворянское гнездо» (Успенская ярмарка) в Яранском районе

Это фестиваль народного творчества и ремесел. Проводится в деревне Дворяне Яранского района. Еще известен как Успенская ярмарка, поскольку обычно проходит в престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы (конец августа), и начинается он с молебна в часовне.

В самой деревне Дворяне, что в 10 км от Яранска, издавна развито ремесло изготовления керамической игрушки в бело-голубом цвете. Самая известная ее мастерица – наша современница Нина Михайловна Колчина. Ее дом-музей можно посетить во время праздника, пообщаться и рассмотреть красивые фигурки из глины.

Долгое время мастерица жила в городе Тольятти, но в середине 2000-х годов Нина Михайловна вернулась в свою родную деревню Дворяне Яранского района. Но к этому времени о ее работах уже узнали в Поволжье и успели их полюбить. Колчинская игрушка отличается в округе техникой росписи и цветом. Ее глиняные игрушки – это разнообразные свистульки, фигурки птиц и зверей, подковы-обереги, светлые ангелочки…

Читайте также:  Сценарий праздника счастлив тот кто счастлив дома

Праздник сопровождается выступлениями творческих коллективов из разных районов Кировской области, мастер-классами лепки из глины и другими, а также продажей изделий народных промыслов, на самом деле очень изящных и прелестных – кукол из нитей, икон из бересты, расписных глиняных тарелок ручной работы, скатертей-салфеток с авторской вышивкой в древнерусском стиле. И это помимо плетеных корзин, соломенных разностей и лоскутных поделок (Приложение №3).
2.4. «Алексеевская ярмарка» в Котельническом районе

Алексеевская ярмарка — крупнейшая ярмарка Вятской губернии. Учреждена в 1647 году. Проводилась ежегодно с начала марта до дня памяти святого Алексия, человека Божия (17 марта по старому/30 по новому стилю), от имени которого получила название.

Расцвет ярмарки пришелся на 40 — 70-е годы XIX века, когда она приобрела ярко выраженный межрегиональный характер. Участие принимали представители промышленного и торгового сословия четырнадцати губерний Поволжья и центра России, городов Вятки, Кукарки, Орлова, Нолинска, Слободского, Яранска Вятской губернии. Главными покупателями были крестьяне Котельнического и соседних с ним уездов. Ежедневно приезжало до 20 тысяч человек, которые могли здесь купить все — «от иголки до драгоценностей, от лаптей до роскошной бухарской шали, от калача до заморского вина». Традиционным товаром были лошади вятской породы, их продавалось до двух тысяч голов. Оборот ярмарки достигал 2 миллионов рублей, и в лучшие года она занимала места с седьмого по двадцать второе в России.

По частным сведениям за 1858 год привоз товаров на ярмарку достигал общей суммы в 1 144 484 рубля, а продажа — 852 184 руб. Главными предметами торговли раньше были красный товар, индиго, льняная кудель, шкуры пушных зверей и лошади. Красный товар привозился из Москвы , Покрова , Богородска , Ярославля , Шуи , Иваново , Александрова и Казани . Холст покупался обычно для армии. Кожевенные изделия доставлялись из Вятки (ныне Киров ) и уездов Слободского и Орловского . Шорный товар (кожаные изделия для конской упряжи) — изделия Орлова и Кукарки (ныне Советск ) — сбывался в Ветлугу и Никольский уезд Вологодской губернии . Из Нижнего Новгорода привозился шапочный товар. Шкуры, особенно заячьи, шли в Арзамас , прочие — в Вятку, Слободской уезд и Казань; щетина — в Петербург , через Устюг , где она сортировалась. Чаи доставлялись отчасти с Ирбитской ярмарки ; бакалейный и фруктовый товар, а также пряники из Нолинска и слободы Кукарки, покупались для зырян Вологодской губернии. Лошадей завозили из Нолинска, Орлова, Уржума , Яранска , частью из Вятки и уездов.

Алексеевская ярмарка была возрождена в 2007 году и проводится сейчас в течение 2-5 дней. В Алексеевской ярмарке принимают участие мастера декоративно-прикладного творчества, учащиеся музыкальных школ и училищ, художественные самодеятельные коллективы, спортивные команды, предприятия-производители, предприятия торговли, общественного питания из Кировской области и соседних регионов. (Приложение №4)

Как всегда, на ней проходит универсальная выставка-ярмарка, на которой свои изделия представляют предприятия районов и городов нашей области, гости из других регионов. Разнообразие продуктов и непродовольственных товаров приятно удивляет. Здесь есть выпечка, шашлык от 18 производителей, форель из Карелии, копченая и соленая рыба, истобенские огурцы, картофель, яранское яйцо, колбасные изделия, молочная продукцию, мебель для сада и бани, валенки из Советска, кованые изделия и авторская игрушка из Белой Холуницы. А также посадочный материал, семена овощных и луковых культур, мед и продукция пчеловодства. Так же проходит фестиваль-конкурс народного творчества «Ярмарочные россыпи», где принимают участие творческие коллективы: народный ансамбль русской песни «Вятские родники», народный танцевально-хоровой коллектив «Забава» Оричевского района, хор ветеранов «Забавушка» Арбажского района, народный ансамбль танца «Веснянка», народный ансамбль «Русская песня» Орловского района, ансамбль «Сударушка» Шабалинского района, вокальный ансамбль «Старые друзья» Пижанского района, народный ансамбль «Искорка» Котельничского района, народный ансамбль песни и танца «Бережане» и многие другие.

Выводы по главе 2

Ярмарка (от немец. годовой торг, торжок) — место периодических съездов торговцев и привоза товаров, главным образом сырья, для товарообмена преимущественно в оптовом размере.

Различного рода празднества безусловно всегда вносили в скудную и бедную жизнь простого народа какой-то особенный заряд радости и веселья. В дореволюционной Руси не было театра, кино, телевидения и интернета. Люди если и собирались на праздники вместе, то пели народные песни, да и праздников не было так много в году, да и работа на хозяина большинства подневольного населения страны была очень жестокой и сложной. Но люд всегда находил время и для шуток и для песен, но культура расцветала пестрыми цветами именно во время празднеств, которые проводились в дни ярмарок. На каждую ярмарку в каждой губернии или даже вблизи небольшого городка тысячи людей приходили из далеких мест, чтобы не просто поесть хорошенько, или продать свой товар, но также и поучаствовать в культурно-массовых мероприятиях, как бы их назвали сейчас. Проходили они в том месте, где это географически было удобно, где сходились все пешие и водные дороги. Приурочены они были в основном к церковным праздникам, событиям или дням памяти.
Глава 3. Современные народные праздники

В начале 20 века Вятская губерния занимала первое место в России по числу кустарей. Секретами ремесла овладевали в детстве, их бережно хранили и передавали по наследству из поколения в поколение. Товар можно было продать или обменять на ярмарках.

В настоящее время в Кировской области развивается более 10 видов народных промыслов: дымковская игрушка, кружевоплетение, изделия из капа-корня, лозоплетение, керамические изделия, изделия из соломки, можжевельника, обработка мехов. Мастера народных промыслов выставляют на ярмарках-праздниках свои работы и проводят мастер-классы, которых с каждым годом становится все больше.
3.1. Фестиваль «Вятский лапоть»

Это праздничный фестиваль народных промыслов, который проходит в поселке Кильмезь ежегодно в середине июля с 2009 года. Кильмезь – это небольшой, уютный поселок, расположенный на юге Кировской области.

По своему духу фестиваль «Вятский лапоть» — это очень веселое и жизнерадостное мероприятие, как, впрочем, и сами жители этих мест. Почему же праздник на Кильмезской земле посвящен именно лаптю? Дело в том, что в XIX веке в тех краях плели обувь из липового лыка очень высокого качества, поэтому знали кильмезскую обувь по всей России. Местные мастера-умельцы плетут ее и сейчас для съемок исторических фильмов, для походов в русскую баню, а также просто в качестве сувениров. Отсюда, собственно говоря, родился брэнд «Вятский лапоть», в честь которого назвали фестиваль в Кильмези.

Также этот праздник — это народное гулянье, на которое кильмезяне и гости из других районов и городов приходят и приезжают всей семьей, иногда даже в национальных костюмах.

На сцене фестиваля целый день выступают народные коллективы с песнями, танцами, частушками. Здесь и детский ансамбль, и хор ветеранов, и профессиональные и любительские ансамбли. Основная особенность этого праздника то, что все ходят в лаптях, проводят спартакиаду в лаптях, плетут лапти и даже награждают премией «Вятский лапоть». И лапоть уже считается современным и забавным символом поселка и всего района.

Идея этого праздника принадлежит президенту благотворительного фонда «Народный дом» Магсуму Габдулхакову, он занимается плетением из лыка и, конечно, изготавливает лапти. Год от года расширяется количество участников праздника — сюда съезжаются русские, татары, удмурты, марийцы, чуваши. А в ноябре 2012 года фестиваль «Вятский лапоть» стал лауреатом первой национальной премии в области событийного туризма в номинации «Лучший проект по популяризации народных традиций и промыслов».

Всегда во время этого фестиваля проходит оживленная торговля всевозможными вкусностями, которые также имеют форму лаптя. Ничего не скажешь, лапоть здесь, лапоть там, и кругом одни только лапти… И, действительно, для тех, кто побывал на этом празднике в Кильмези, лапоть становится не пережитком далекого прошлого, а самодостаточный арт-объект, символ поселка и всего Кильмезского района (Приложение №5).

Источник статьи: http://ist.na5bal.ru/voda/5639/index.html

Оцените статью
Adblock
detector