- Конспект развлечения «Праздник русского народного костюма» план-конспект занятия (средняя группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Сценарий конкурса «Национальный костюм народов Поволжья»
- Методическая разработка сценария конкурса «Национальный костюм народов Поволжья»
Конспект развлечения «Праздник русского народного костюма»
план-конспект занятия (средняя группа)
Приобщение детей к русской народной культуре.
Продолжать знакомить детей с традициями и бытом русского народа через стихи, песни, хороводы, одежду.
Развивать познавательный интерес, уважительное отношение к русским традициям, русскому народу, русскому костюму.
Развивать артистические способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_russkogo_kostyuma_-_kopiya.docx | 139.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад «Аистёнок»
«Праздник русского народного костюма»
Подготовили и провели воспитатели: Крупская Юлия Михайловна
Шейкина Нелли Алексеевна
Легчилина Ирина Викторовна
«Праздник русского народного костюма
Цель и задачи: Приобщение детей к русской народной культуре.
Продолжать знакомить детей с традициями и бытом русского народа через стихи, песни, хороводы, одежду.
Развивать познавательный интерес, уважительное отношение к русским традициям, русскому народу, русскому костюму.
Развивать артистические способности.
Материал: Русские народные костюмы, украшение для зала (предметы быта: печь, чугунки, ухваты, крынки, лавочки, половики, вышитые полотенца, подзоры и пр.), фонограммы р.н. мелодий, подарки для гостей. Угощение.
Здравствуйте, гости дорогие!
Гости желанные, званные и жданные!
Мы рады гостям, как добрым вестям.
Всех привечаем и на праздник приглашаем!
Как у наших у ворот собирается народ.
Где веселый народ, тут и наш хоровод.
Дети под хороводную музыку в русских костюмах входят в зал.
Хоровод «Заря, зоренька».
Очень рады, что пришли, для нас времечко нашли. Наша встреча посвящена русскому народному костюму. Русский народный костюм – это источник творчества и вдохновения. Изучив его историю, можно узнать о традициях и обычаях своего народа.
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя шутки, песни слагал.
Наши бабушки, дедушки нам говорили,
Как в старину хороводы водили,
Как смеялись, шутили, да песни звонкие пели.
Саша: На праздники Россия наряжалась,
Вся одежда вмиг преображалась.
Хороводы, хохот, песни, пляски,
Яркие насыщенные краски.
Хоровод ручеёк под русскую народную музыку.
Про наряд народный мы расскажем
Да песни, танцы русские покажем.
А вы смотрите, не зевайте,
Да в ладоши громче ударяйте!
Ну-ка, красные девицы, позабавьте добрых молодцев!
Танец с платочками рус. нар. мел. «А я чайничала»
Ведущий.1. А вы, добры молодцы, чем позабавите наших девчонок»
«Веселые ложкари» (мальчики игра на ложках)
На Руси женщины носили белую льняную рубаху. Поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.
Основные элементы мужского народного костюма -это рубаха, в отличие от женской она была короче и имела узоры на груди. Считалось, что они защищают сердце от злых сил. Пояс-кушак. В старину рубаха обязательно должна была быть подпоясана. К поясу привязывали нож, ложку. В старину брюки назывались-порты их заправляли в сапоги. На голову надевали шапку-колпак или картуз с козырьком и цветком.
Русские люди про свою одежду сочиняли веселые частушки.
Чтоб порадовать гостей.
Мы веселые ребята, интересно все живем,
Про народную одежду вам частушки пропоем.
Шила милому рубаху – вышла рукавица.
Посмотри, мой дорогой, какая мастерица!
-Очень любят сарафаны девочки-припевочки.
Сарафаны новые сами чернобровые.
— Шила, шила сарафан. Исколола пальчики.
А надела сарафан – за мной гурьбою мальчики!
— Сидит заяц на осине. Плетет лапти вечерком.
Чтобы наши дорогие не ходили босиком.
— Мы не все частушки спели, знаем много их еще,
Приходите в гости снова. Мы другие пропоем!
Поет, хохочет весь честной народ.
А детям игры хороводные так нравятся.
Выходите, дети, музыка зовет.
Игра – пляска «Заинька»
Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют :
Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку получи! (2 раза) Получи и попляши!
Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.
Пусть с поры той пролетают годы,
Русь – законодательница моды.
Лучше древнерусского наряда
Не найдешь нигде, да и не надо!
Мамы наших воспитанников побывали в роле модельеров, они сшили русские народные костюмы для своих деток. Приглашаем всех на показ русских народных костюмов.
Дефиле русских народных костюмов.
Посмотрите, гости наши дорогие, как красивы наряды наших детишек: девчонок и мальчишек. Детки ваши нарядились, сразу все преобразились.
(проходка детей с демонстрацией одежды и комментариями родителей)
Дети встают полукругом.
Какой необычайно красивой, согретой любовью и добром была русская народная одежда. А не вернуть ли ее в нашу жизнь? Наверное, не получится… Как же женщины в длинных красивых сарафанах с кокошником на голове будут садиться в машину, в автобус, в поезд? В современных магазинах очень много удобной одежды. Поэтому, ходите в том, что вам по душе, но не забывайте, какую одежду носили наши предки.
Ребята, ваши мамы и бабушки тоже приготовили вам подарки, ведь они – мастерицы на все руки. Мамы и бабушки не только сшили вам костюмы, а и приготовили вам угощение своими руками. Приглашайте их в гости. Проходите в нашу горницу, да попробуйте кушанья знатные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети и воспитатель в русских народных костюмах. Рассматриавем русский народный костюм. Называем составляющие костюма: руба.
Пословицы о труде, игра » Золотые ворота».
Организованная образовательная деятельность. Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка.
Дошкольное отделение МБОУ «СШ №40 Конспект занятияпо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»(Раздел: «Рисование») по теме: «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ(занятие для де.
ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Проект основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2019/11/30/konspekt-razvlecheniya-prazdnik-russkogo-narodnogo
Сценарий конкурса «Национальный костюм народов Поволжья»
Галина Миняева
Сценарий конкурса «Национальный костюм народов Поволжья»
Методическая разработка сценария конкурса «Национальный костюм народов Поволжья»
АВТОР: Миняева Галина Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №88» г. Саранск, респ. Мордовия
Цель: Вызвать интерес к декоративному прикладному искусству народов Поволжья, учить понимать и ценить национальное творчество своего народа.
Задачи:
— познакомить с национальными костюмами народов Поволжья;
— воспитывать эстетический вкус на примере высокохудожественных образцов с умелым сочетанием современных тенденций моды с элементами традиционного национального костюма;
— формировать у детей музыкально-слуховые представления о музыке Поволжских народов на основе произведений народного творчества;
— развивать музыкально-творческие способности;
— создавать музыкальную среду общения на поликультурной основе, способствующей формированию у детей интереса к культурам разных народов;
— воспитывать музыкально-познавательные потребности и интересы детей, приобретать основы музыкально-исторических знаний;
Предварительная работа:
— разучивание песен: (М) «Семань ульцясь, «Песня про гармошку», русской «Ой, сад во дворе», песен на мордовском, финском и татарском языках; знакомство с инструментальными произведениями композиторов Мордовии, Чувашии, Татарии, Республики Марий – Эл и др. ;
— разучивание элементов русского, мордовского, финского, татарского танцев;
— рассматривание DVD-слайдов «Национальные костюмы», эскизов национальных костюмов народов Поволжья,
— музыкально-дидактическая игра «Угадай мелодию народов Поволжья»,
чтение легенд, сказок народов Поволжья;
— разучивание подвижных народных игр.
Оборудование:
— национальные костюмы (русские, мордовские, татарские, финские,
— аудиозаписи народных мелодий: мордовских, татарских, русских, финно-угорских,
— ткань, цветы для танца,
Оформление зала: выставка детских и взрослых национальных костюмов народов Поволжья, эскизов национального костюма народов Поволжья и кукол в национальной одежде, представителей народов Поволжья.
Звучит начало композиции М. Джексона «Маленькая Сьюзи»
Ведущий 1:
Время таким долгим, ветер таким колким
Кажется нам порой,
Вспомни тогда кто мы, и миру большому
Душу свою открой,
Ведущий 2:
Сквозь лепестки лилий небо – цветок синий,
Сам себе распахнет.
Встань в хоровод с нами,
Утро над землей встает…
В жизни быстротечной только одно вечно –
Наших лепестков полет.
Ведущий 1:
Мир волшебный, мир цветов,
Тайный шепот лепестков.
Нет названья тем цветам –
Сказка оживает там.
Танец с тканью «Мир цветов»
(дети по очереди выходят на подиум)
Ведущий 2: Костюм – это стиль, вкус, красота.
Ведущий 1: Костюм — наиболее яркий «определитель» национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах.
Ведущий 2: Для каждого народа его национальный костюм является не только наследием предков, возможностью понять то, как и чем жили те люди, лучше узнать их быт, но и способом самоидентификации.
Ведущий 1: Как искусным мастерам национальной одежды, украшений удается создавать такие оригинальные образы, где взять нужную ткань, выкройку платья, какие использовать кружева, вышивки, чтобы маленькие зрители могли изучить волшебный и разнообразный мир народного костюма, связанных с ним верований и обычаев?
Ведущий 2: Костюм – это плод коллективного труда многих поколений народных умельцев. Время устроило своеобразный конкурс находкам, привносимым в оформлении одежды каждым последующим поколением мастериц, оставляя лишь самое ценное и удачное.
Звучит композиция «Мордовские наигрыши»
(демонстрация мордовских костюмов)
Ведущий 1: Создавая себе наряд, каждая мастерица старалась сделать его как можно лучше. Она вкладывала в него всю свою душу, все самые добрые мысли и чувства. Поэтому мордовский национальный костюм отличался разнообразием и красочностью. Считалось, что такой костюм убережет его хозяйку от порчи и сглаза и придаст ей силу, здоровье и красоту. Изготовляемая вручную, праздничная женская одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и поэтому в ней так устойчивы традиционные черты.
(демонстрация взрослых мордовских костюмов)
Ведущий 2: Мордовский костюм сохраняется во многих селах и поныне. Как предмет особой гордости он входит в ритуалы семейных и сельских праздников, народных торжеств, фестивалей народного творчества. Можно проследить богатство вариаций мордовской народной одежды, ее эстетические достоинства, пластические возможностями и своеобразие манер ношения.
Ведущий 1: Мордовские крестьянки, не имевшие понятия о моделировании и конструировании одежды, не обучавшиеся законам композиции и колорита, при свете лучины долгими зимними вечерами создавали подлинные шедевры. При этом они интуитивно мыслили себя в костюме, как некий художественный образ, отвечающий эстетическим вкусам и представлениям своего народа.
Ведущий 2: Традиции мордовского народного творчества восходят к глубокой древности, в них исток и корень национальной культуры. Она развивалась в тесных контактах с культурами древних народов (финно-угорские племена, прежде всего с русской культурой (восточные славяне (демонстрация русских костюмов)
Ведущий 1: Русский народный костюм – это прежде всего костюм крестьянский. В народном костюме слились воедино два начала – функциональное и эстетическое. Человек, чья жизнь была подчинена каждодневному – от восхода до заката – изнурительному труду, исходил не только соображений удобства. Чутко реагируя на красоту, он старался окружать себя ею. Поэтому и одежда, созданная народными мастерицами, грела не только тело, но и душу.
Ведущий 2: Одежда русской крестьянки, даже повседневная, украшалась с любовью. Издавна сердце русского человека пленял образ павы – красивой гордо выступающей птицы. Ей уподобляли славянских женщин, известных своей царственной статью и плавной походкой. Сарафанный комплекс женской одежды самый распространенный на Руси. Именно стройный силуэт русоволосой красавицы в парчовом сарафане, увенчанный кокошником, во всем мире ассоциируется с образом русской женщины.
(демонстрация татарских костюмов)
Ведущий 1: Сравнивая одежду мордвы с русской, татарской и других, живущих по соседству народов, в ней можно увидеть много сходных элементов. Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений.
Ведущий 2: Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений. Издавна татары ценили мех диких зверей – черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра.
(демонстрация финских костюмов)
Ведущий 1: Национальный наряд родственного нам народа – финского. Мордовский и финский народы называются финно-угорскими народами, так как в прошлом имели общих предков, от которых произошли. Эта общность сказалась в языке, где много однокоренных слов, в духовной и материальной культуре.
Ведущий 2: Все костюмы финно-угров отличаются своими особенностями, красотой и неповторимостью. Вместе с тем в них можно увидеть много общих черт. Основой каждого является белая холщовая рубаха. Дополнением к рубахе у финнов являлась юбка. Обязательной принадлежностью одежды всех финно-угорских женщин являлись различные передники, которые кроме вышивки украшались лентами, тесьмой, кружевом. Обувь носили с вязаными черно-белыми или цветными узорными чулками.
Выступление детей:
– Очень много слов на свете
Как снежинок у зимы.
Но возьмем, к примеру, эти:
Слово «Я» и слово «Мы».
«Я» на свете одиноко,
В «Я» не очень много прока.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «Мы» сильней, чем «Я».
Мы – семья, и мы – друзья.
Мы – народ, и мы – едины
Вместе мы непобедимы.
Русская народная песня «Ой, сад, во дворе»
– Финно-угры, ты и я
Вместе дружная семья!
Вместе пляшем и поем,
В гости всех друзей зовем!
Финская народная песня «Пимпула, пампула, пастушок»
– Мокшане, эрзяне, татары и русские
Дружной, единой семьею живем,
Край прославляем, добра всем желаем,
Мордовскую песню поем!
Мордовская народная песня «Семань ульцясь»
— Русские, мордва, татары
Дружбой вековой сильны
Общий дом у нас Россия,
А Россия – это мы!
— Минь мартот вейсэ Россия-
Истя эрямосонть лиссь,
А эряви мастор лия
Маней кази вандынь чись!
Песня про гармошку» на русском, мордовском, татарском языках
Ведущий 1:
— Мордовия моя – леса и пашни.
Цветов и птиц привольная страна.
Здесь труд народный очень важен,
Он ценится в Мордовии сполна.
Ведущий 2:
— Здесь всё великое и всё простое
Плоды творения рабочих рук.
И кузнеца, и гончара, и вышивальщиц
В сердцах людей нарушат ровный стук.
(дефиле в национальных костюмах)
Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России». Цель:формировать у детей толерантное отношение к окружающему миру; знакомить с традициями и обычаями народов России,с особенностями национального.
Проект «Проектирование процесса ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья» .
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-scenarija-konkursa-nacionalnyi-kostyum-narodov-povolzhja.html