Народный костюм сценарий праздника

Конспект развлечения «Праздник русского народного костюма»
план-конспект занятия (средняя группа)

Приобщение детей к русской народной культуре.

Продолжать знакомить детей с традициями и бытом русского народа через стихи, песни, хороводы, одежду.

Развивать познавательный интерес, уважительное отношение к русским традициям, русскому народу, русскому костюму.

Развивать артистические способности.

Скачать:

Вложение Размер
prazdnik_russkogo_kostyuma_-_kopiya.docx 139.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад «Аистёнок»

«Праздник русского народного костюма»

Подготовили и провели воспитатели: Крупская Юлия Михайловна

Шейкина Нелли Алексеевна

Легчилина Ирина Викторовна

«Праздник русского народного костюма

Цель и задачи: Приобщение детей к русской народной культуре.

Продолжать знакомить детей с традициями и бытом русского народа через стихи, песни, хороводы, одежду.

Развивать познавательный интерес, уважительное отношение к русским традициям, русскому народу, русскому костюму.

Развивать артистические способности.

Материал: Русские народные костюмы, украшение для зала (предметы быта: печь, чугунки, ухваты, крынки, лавочки, половики, вышитые полотенца, подзоры и пр.), фонограммы р.н. мелодий, подарки для гостей. Угощение.

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости желанные, званные и жданные!

Мы рады гостям, как добрым вестям.

Всех привечаем и на праздник приглашаем!

Как у наших у ворот собирается народ.

Где веселый народ, тут и наш хоровод.

Дети под хороводную музыку в русских костюмах входят в зал.

Хоровод «Заря, зоренька».

Очень рады, что пришли, для нас времечко нашли. Наша встреча посвящена русскому народному костюму. Русский народный костюм – это источник творчества и вдохновения. Изучив его историю, можно узнать о традициях и обычаях своего народа.

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя шутки, песни слагал.

Наши бабушки, дедушки нам говорили,

Как в старину хороводы водили,

Как смеялись, шутили, да песни звонкие пели.

Саша: На праздники Россия наряжалась,

Вся одежда вмиг преображалась.

Хороводы, хохот, песни, пляски,

Яркие насыщенные краски.

Хоровод ручеёк под русскую народную музыку.

Про наряд народный мы расскажем

Да песни, танцы русские покажем.

А вы смотрите, не зевайте,

Да в ладоши громче ударяйте!

Ну-ка, красные девицы, позабавьте добрых молодцев!

Танец с платочками рус. нар. мел. «А я чайничала»

Ведущий.1. А вы, добры молодцы, чем позабавите наших девчонок»

«Веселые ложкари» (мальчики игра на ложках)

На Руси женщины носили белую льняную рубаху. Поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.

Основные элементы мужского народного костюма -это рубаха, в отличие от женской она была короче и имела узоры на груди. Считалось, что они защищают сердце от злых сил. Пояс-кушак. В старину рубаха обязательно должна была быть подпоясана. К поясу привязывали нож, ложку. В старину брюки назывались-порты их заправляли в сапоги. На голову надевали шапку-колпак или картуз с козырьком и цветком.

Русские люди про свою одежду сочиняли веселые частушки.

Чтоб порадовать гостей.

Мы веселые ребята, интересно все живем,

Про народную одежду вам частушки пропоем.

Шила милому рубаху – вышла рукавица.

Посмотри, мой дорогой, какая мастерица!

-Очень любят сарафаны девочки-припевочки.

Сарафаны новые сами чернобровые.

— Шила, шила сарафан. Исколола пальчики.

А надела сарафан – за мной гурьбою мальчики!

— Сидит заяц на осине. Плетет лапти вечерком.

Чтобы наши дорогие не ходили босиком.

— Мы не все частушки спели, знаем много их еще,

Приходите в гости снова. Мы другие пропоем!

Поет, хохочет весь честной народ.

А детям игры хороводные так нравятся.

Выходите, дети, музыка зовет.

Игра – пляска «Заинька»

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют :

Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку получи! (2 раза) Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

Пусть с поры той пролетают годы,

Русь – законодательница моды.

Лучше древнерусского наряда

Не найдешь нигде, да и не надо!

Мамы наших воспитанников побывали в роле модельеров, они сшили русские народные костюмы для своих деток. Приглашаем всех на показ русских народных костюмов.

Дефиле русских народных костюмов.

Посмотрите, гости наши дорогие, как красивы наряды наших детишек: девчонок и мальчишек. Детки ваши нарядились, сразу все преобразились.

(проходка детей с демонстрацией одежды и комментариями родителей)

Дети встают полукругом.

Какой необычайно красивой, согретой любовью и добром была русская народная одежда. А не вернуть ли ее в нашу жизнь? Наверное, не получится… Как же женщины в длинных красивых сарафанах с кокошником на голове будут садиться в машину, в автобус, в поезд? В современных магазинах очень много удобной одежды. Поэтому, ходите в том, что вам по душе, но не забывайте, какую одежду носили наши предки.

Ребята, ваши мамы и бабушки тоже приготовили вам подарки, ведь они – мастерицы на все руки. Мамы и бабушки не только сшили вам костюмы, а и приготовили вам угощение своими руками. Приглашайте их в гости. Проходите в нашу горницу, да попробуйте кушанья знатные.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети и воспитатель в русских народных костюмах. Рассматриавем русский народный костюм. Называем составляющие костюма: руба.

Пословицы о труде, игра » Золотые ворота».

Организованная образовательная деятельность. Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка.

Дошкольное отделение МБОУ «СШ №40 Конспект занятияпо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»(Раздел: «Рисование») по теме: «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ(занятие для де.

ОО «Художественно-эстетическое развитие».

Проект основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2019/11/30/konspekt-razvlecheniya-prazdnik-russkogo-narodnogo

Сценарий конкурса «Национальный костюм народов Поволжья»

Галина Миняева
Сценарий конкурса «Национальный костюм народов Поволжья»

Методическая разработка сценария конкурса «Национальный костюм народов Поволжья»

АВТОР: Миняева Галина Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №88» г. Саранск, респ. Мордовия

Цель: Вызвать интерес к декоративному прикладному искусству народов Поволжья, учить понимать и ценить национальное творчество своего народа.

Задачи:

— познакомить с национальными костюмами народов Поволжья;

— воспитывать эстетический вкус на примере высокохудожественных образцов с умелым сочетанием современных тенденций моды с элементами традиционного национального костюма;

— формировать у детей музыкально-слуховые представления о музыке Поволжских народов на основе произведений народного творчества;

— развивать музыкально-творческие способности;

— создавать музыкальную среду общения на поликультурной основе, способствующей формированию у детей интереса к культурам разных народов;

— воспитывать музыкально-познавательные потребности и интересы детей, приобретать основы музыкально-исторических знаний;

Предварительная работа:

— разучивание песен: (М) «Семань ульцясь, «Песня про гармошку», русской «Ой, сад во дворе», песен на мордовском, финском и татарском языках; знакомство с инструментальными произведениями композиторов Мордовии, Чувашии, Татарии, Республики Марий – Эл и др. ;

— разучивание элементов русского, мордовского, финского, татарского танцев;

— рассматривание DVD-слайдов «Национальные костюмы», эскизов национальных костюмов народов Поволжья,

— музыкально-дидактическая игра «Угадай мелодию народов Поволжья»,

чтение легенд, сказок народов Поволжья;

— разучивание подвижных народных игр.

Оборудование:

— национальные костюмы (русские, мордовские, татарские, финские,

— аудиозаписи народных мелодий: мордовских, татарских, русских, финно-угорских,

— ткань, цветы для танца,

Оформление зала: выставка детских и взрослых национальных костюмов народов Поволжья, эскизов национального костюма народов Поволжья и кукол в национальной одежде, представителей народов Поволжья.

Звучит начало композиции М. Джексона «Маленькая Сьюзи»

Ведущий 1:

Время таким долгим, ветер таким колким

Кажется нам порой,

Вспомни тогда кто мы, и миру большому

Душу свою открой,

Ведущий 2:

Сквозь лепестки лилий небо – цветок синий,

Сам себе распахнет.

Встань в хоровод с нами,

Утро над землей встает…

В жизни быстротечной только одно вечно –

Наших лепестков полет.

Ведущий 1:

Мир волшебный, мир цветов,

Тайный шепот лепестков.

Нет названья тем цветам –

Сказка оживает там.

Танец с тканью «Мир цветов»

(дети по очереди выходят на подиум)

Ведущий 2: Костюм – это стиль, вкус, красота.

Ведущий 1: Костюм — наиболее яркий «определитель» национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах.

Ведущий 2: Для каждого народа его национальный костюм является не только наследием предков, возможностью понять то, как и чем жили те люди, лучше узнать их быт, но и способом самоидентификации.

Ведущий 1: Как искусным мастерам национальной одежды, украшений удается создавать такие оригинальные образы, где взять нужную ткань, выкройку платья, какие использовать кружева, вышивки, чтобы маленькие зрители могли изучить волшебный и разнообразный мир народного костюма, связанных с ним верований и обычаев?

Ведущий 2: Костюм – это плод коллективного труда многих поколений народных умельцев. Время устроило своеобразный конкурс находкам, привносимым в оформлении одежды каждым последующим поколением мастериц, оставляя лишь самое ценное и удачное.

Звучит композиция «Мордовские наигрыши»

(демонстрация мордовских костюмов)

Ведущий 1: Создавая себе наряд, каждая мастерица старалась сделать его как можно лучше. Она вкладывала в него всю свою душу, все самые добрые мысли и чувства. Поэтому мордовский национальный костюм отличался разнообразием и красочностью. Считалось, что такой костюм убережет его хозяйку от порчи и сглаза и придаст ей силу, здоровье и красоту. Изготовляемая вручную, праздничная женская одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и поэтому в ней так устойчивы традиционные черты.

(демонстрация взрослых мордовских костюмов)

Ведущий 2: Мордовский костюм сохраняется во многих селах и поныне. Как предмет особой гордости он входит в ритуалы семейных и сельских праздников, народных торжеств, фестивалей народного творчества. Можно проследить богатство вариаций мордовской народной одежды, ее эстетические достоинства, пластические возможностями и своеобразие манер ношения.

Ведущий 1: Мордовские крестьянки, не имевшие понятия о моделировании и конструировании одежды, не обучавшиеся законам композиции и колорита, при свете лучины долгими зимними вечерами создавали подлинные шедевры. При этом они интуитивно мыслили себя в костюме, как некий художественный образ, отвечающий эстетическим вкусам и представлениям своего народа.

Ведущий 2: Традиции мордовского народного творчества восходят к глубокой древности, в них исток и корень национальной культуры. Она развивалась в тесных контактах с культурами древних народов (финно-угорские племена, прежде всего с русской культурой (восточные славяне (демонстрация русских костюмов)

Ведущий 1: Русский народный костюм – это прежде всего костюм крестьянский. В народном костюме слились воедино два начала – функциональное и эстетическое. Человек, чья жизнь была подчинена каждодневному – от восхода до заката – изнурительному труду, исходил не только соображений удобства. Чутко реагируя на красоту, он старался окружать себя ею. Поэтому и одежда, созданная народными мастерицами, грела не только тело, но и душу.

Ведущий 2: Одежда русской крестьянки, даже повседневная, украшалась с любовью. Издавна сердце русского человека пленял образ павы – красивой гордо выступающей птицы. Ей уподобляли славянских женщин, известных своей царственной статью и плавной походкой. Сарафанный комплекс женской одежды самый распространенный на Руси. Именно стройный силуэт русоволосой красавицы в парчовом сарафане, увенчанный кокошником, во всем мире ассоциируется с образом русской женщины.

(демонстрация татарских костюмов)

Ведущий 1: Сравнивая одежду мордвы с русской, татарской и других, живущих по соседству народов, в ней можно увидеть много сходных элементов. Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений.

Ведущий 2: Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений. Издавна татары ценили мех диких зверей – черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра.

(демонстрация финских костюмов)

Ведущий 1: Национальный наряд родственного нам народа – финского. Мордовский и финский народы называются финно-угорскими народами, так как в прошлом имели общих предков, от которых произошли. Эта общность сказалась в языке, где много однокоренных слов, в духовной и материальной культуре.

Ведущий 2: Все костюмы финно-угров отличаются своими особенностями, красотой и неповторимостью. Вместе с тем в них можно увидеть много общих черт. Основой каждого является белая холщовая рубаха. Дополнением к рубахе у финнов являлась юбка. Обязательной принадлежностью одежды всех финно-угорских женщин являлись различные передники, которые кроме вышивки украшались лентами, тесьмой, кружевом. Обувь носили с вязаными черно-белыми или цветными узорными чулками.

Выступление детей:

– Очень много слов на свете

Как снежинок у зимы.

Но возьмем, к примеру, эти:

Слово «Я» и слово «Мы».

«Я» на свете одиноко,

В «Я» не очень много прока.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «Мы» сильней, чем «Я».

Мы – семья, и мы – друзья.

Мы – народ, и мы – едины

Вместе мы непобедимы.

Русская народная песня «Ой, сад, во дворе»

– Финно-угры, ты и я

Вместе дружная семья!

Вместе пляшем и поем,

В гости всех друзей зовем!

Финская народная песня «Пимпула, пампула, пастушок»

– Мокшане, эрзяне, татары и русские

Дружной, единой семьею живем,

Край прославляем, добра всем желаем,

Мордовскую песню поем!

Мордовская народная песня «Семань ульцясь»

— Русские, мордва, татары

Дружбой вековой сильны

Общий дом у нас Россия,

А Россия – это мы!

— Минь мартот вейсэ Россия-

Истя эрямосонть лиссь,

А эряви мастор лия

Маней кази вандынь чись!

Песня про гармошку» на русском, мордовском, татарском языках

Ведущий 1:

— Мордовия моя – леса и пашни.

Цветов и птиц привольная страна.

Здесь труд народный очень важен,

Он ценится в Мордовии сполна.

Ведущий 2:

— Здесь всё великое и всё простое

Плоды творения рабочих рук.

И кузнеца, и гончара, и вышивальщиц

В сердцах людей нарушат ровный стук.

(дефиле в национальных костюмах)

Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России». Цель:формировать у детей толерантное отношение к окружающему миру; знакомить с традициями и обычаями народов России,с особенностями национального.

Проект «Проектирование процесса ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья» .

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-scenarija-konkursa-nacionalnyi-kostyum-narodov-povolzhja.html

Читайте также:  Самые основные славянские праздники
Оцените статью
Adblock
detector