Народный праздник это определение

Традиционные праздники

Традиционные праздники этнокультурные обряды, определяющиеся солнечно-лунным циклом календарём, и потому их ещё называют праздниками народного календаря.

Этимология праздника, идущего из глубины веков предзнаменования (пра- знамения), аналогична понятию праязыка и пращура – предка предков (прадед, прародитель). «Самое слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединение с веселием и радостью. Праздник есть свободное время, обряд – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий», – заключает русский этнограф И.М. Снегирёв [1].

Происхождение праздников

Происхождение праздников обыкновенно связывают с первобытным обществом, полагая, что уже тогда отмечали как событие возвращение охотников с добычей, рождение и смерть, завершение стихийного бедствия (урагана, пожара, землетрясения, наводнения). Однако вызывает сомнение то обстоятельство, что исследователи отмечают лишь спонтанность таких празднований, их случайный характер, и потому изучение обрядов сводится к выявлению способов снятия негативных эмоций [2].

С таким подходом можно согласиться лишь отчасти, поскольку всё перечисленное повторяется снова и снова, следовательно, уповать на внезапность праздников совершенно бессмысленно: мы ожидаем охотников, ожидаем рождение и в какой-то мере смерть (во всяком случае, помним о ней), и предвидим завершение стихийного бедствия. Мало того, мы стремимся воспроизводить ритуалы идентично тому, как это было в прошлый раз, и в любом отклонении от исполнения нам суеверно видится недобрый знак дурного предзнаменования. Так родилась традиция, смысл которой в ограждении нас от всего случайного, несущего сумятицу в наши ожидания, ожидания добра, чего-то хорошего.

Охота, смерть сородичей природные катаклизмы неразрывно связаны со сменой времён года. Умение учитывать природные ритмы служит выживанию и устойчивой вариативности пищевого рациона во имя сохранения потомства. Отсюда и даты праздников тождественны солнечно-лунному циклу, который сейчас повсеместно называется «календарь».

Возможно, особая роль праздников внутри биоритмов планеты и стала тем самым толчком преобразований Природы, которые мы называем «культура». Во всяком случае, русский философ М.М. Бахтин именно так и утверждает: «празднество (всякое) – это важная первичная форма человеческой культуры»[3].

Универсум обрядов и праздников

Английский этнолог Фрейзер отмечает единую природу и единство предназначений обрядов и постулирует природное происхождение обрядов и праздников, что делает их культурное пространство универсальным для всех народов; на протяжении времен формируются лишь внешние этнокультурные различия [4].

Определение «народный»

Традиционные праздники зачастую называют народными или праздниками народного календаря. Однако в декларируемой народности большинства праздников мы вынуждены усомниться – известность широкой публике большинства из них осталась в прошлом или, как вариант, в силу каких-то причин ещё не состоялась в настоящем. Всё дело в том, что определение «народный» равнозначно оценочной категории «популярный» и является наивысшей формой признания праздника, артиста, автомобиля, вида спорта и т.п. В этой связи титул «народный» символизирует высокий общественный интерес, следовательно, его необоснованное употребление в качестве эпитета к какому-либо традиционному, религиозному и государственному празднику вызывает диссонанс в нашем восприятии.

Определение «традиционный»

Государственные и религиозные праздники (равно как и любые массовые мероприятия) зачастую называют традиционными, когда берут во внимание лишь регулярный характер их проведения. Разумеется, такое обиходно-бытовое определение традиционного никак не соотносится с традиционной культурой. Таков феномен естественной консервации традиционных праздников: не может любой праздник стать традиционным в культурном измерении, для этого он должен быть изначально укоренён в этнокультурной обрядовой традиции.

Читайте также:  Сценарий праздник для детей с воздушными шариками

Праздники могут становиться
народными и государственными

В смене статусов праздников наблюдаются метаморфозы смены культурной парадигмы, когда государственными становятся традиционные и религиозные праздники, или когда религиозные праздники поглощают традиционные и государственные.

Стремление общества повысить роль отдельных праздников превращает их в хронотоп, функция которого заключается в публичной демонстрации связи времён, гармонизации прошлого в настоящем.

Автор статьи: Кыласов А.В.

1. Снегирёв И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды (1837). – М.: Кучково поле; Специализированный детско-юношеский центр спортивных единоборств, 2011. – С. 5.

2. Еремеев А.Ф. Первобытная культура / А.Ф. Еремеев. Часть 2. – Саранск: «Издательство мордовского универстита», 1997. – С. 87.

3. Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1965. – С. 11.

4. Фрейзер, Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. – М.: Академический проект, 2012.

Читать также:

Лузорика

Лузорика – это игровое наследие человечества (лат. lusorica, от корня слова ludus/lusus – игра и собирательного суффикса); название Энциклопедии игр нашего сетевого издания – Журнал «Этноспорт».

Традиционные игры

Традиционные игры – это исконные забавы на традиционных праздниках, или праздниках народного календаря, которые сейчас проводятся как этнокультурные фестивали.

Этноспорт

Этноспорт – это форма сохранения игрового наследия; представляет собой систему восстановления навыков этнодвигательности, присущих традиционному образу жизни и утраченных в условиях урбанизации.

Источник статьи: http://ru.ethnosport.org/lusorica/1-3.htm

Народные праздники

Народные праздники необычайно живучи и популярны. В них воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений, его верования, история. Народные праздники являют собой корни отечественной культуры. Из них выросли литература и искусство, наполнившие жизнь народа духовным содержанием.

Главным организующим началом любого народного праздника является обряд, традиционно или по установившемуся обычаю присущий именно данному празднику и выражающий его специфику.

Обряд- это определенная церемония, символизирующая основное содержание события. Сопровождение обряда различными символами и ритуальными действиями призвана придать празднику торжественность и создать определенное магическое воздействие на окружающих, побудить их к сопереживанию, ощущения сопричастности к отмечаемому событию.

Обрядовая символика народных праздников разнообразна: это травы ( папоротник, одолень-трава сон-трава), цветы, ( ромашка, колокольчик) колосья, ветви деревьев, ( завивают березу) числа, ( 7, 13) сверхъестественные существа ( домовой) и т.д.

Народный календарь на Руси складывается из взаимодействия, слияния двух обрядово-праздничных систем- языческой и христианской.

Например, зимние праздники Святки и Масленица. Святки- это и гадания , и ряженые ( язычество) и христианские воспоминания о рождестве Спасителя Мира ( Рождество Христово)

Масленица- сжигание чучела и начало великого поста .

Народные праздники принято классифицировать по временам года:

Летние ( Семик , Ивана Купала, Русалии)

Зимние ( Коляда, Васильев день, Масленица

Весенние ( Красная горка, Радуница, Егорьев день,)

Осенние: ( Обжинки, Бабье лето, Кузьминки, Капустные вечорки, Покров)

Многие праздники и обряды совпадают с земледельческими природными циклами.

На протяжении веков народные праздники претерпевали некоторые изменения, связанные с определенными историческими событиями, сменой эпох и т.д. Но в них запечатлены образ жизни русского человека, его верования и чаяния. Неизменна была потребность людей в радостные дни собираться вместе, чтобы с помощью определенных условно- символических действий ознаменовать то или иное событие.

Читайте также:  Милая мамочка праздник у тебя самая красивая мама у меня плюс

Источник статьи: http://helpiks.org/5-56353.html

Народные праздники

В России каждый народный праздник сопровождался определенными обрядами и ритуалами, истоки которых уходят в глубь веков. Большая часть народных обрядов возникла еще во времена язычества и была связана с преклонением перед силами природы. Многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней: часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников. Объединение этих двух традиций произошло так естественно, что столетиями быт подавляющей массы русского народа и других народов, проживающих с ним рядом, развивался по устоявшемуся поколениями циклу: рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая.

В соответствии с этим появились два основных вида обрядов: во-первых, обряды календарно-земледельческого круга и, во-вторых, социальные или семейно-бытовые обряды.

Первый вид обрядов возник на почве (в прямом и переносном смыслах слова) земледельческого быта. Однако их тематика шире: они делили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды (растительности, животных) в масштабах года и в рамках годичной повторяемости.

Второй вид обрядов связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни: рождение, вступление в брак, смерть. Это и способствовало появлению трех форм обрядности – родильной, свадебной и похоронной. Обряды же календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням — повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории.

Прежде всего, праздник считался обязательным для всех членов деревенской общины, достигших зрелого возраста. Дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не допускались, так как одни еще не достигли возраста понимания сакральных ценностей, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле — не вступили в брак.

Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным.

Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями — нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры: от денежного штрафа, битья плетьми до полного изгнания из деревенского сообщества.

В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, — Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и другие.

К праздникам, не связанным с церковной традицией, относились святки, масленица, заветные праздники — в память о каком-либо деревенском событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу, божество, а также различные мужские, женские и молодежные праздники.

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Источник статьи: http://feast-guide.com/ru/folk/

Праздники народные

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. — Спб.: Изд-во П. П. Сойкина . П. П. Сойкин . 1913 .

Смотреть что такое «Праздники народные» в других словарях:

Праздники ветхозаветные — священные дни, установленные синайским законодательством. Отличия их от обыкновенных дней состояли, во первых, в свободе и покое от трудов и работ; во вторых, в торжественных жертвоприношениях, свойственных празднику; в третьих, в некоторых… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Народные приметы о погоде — Народные приметы о погоде сохраняющиеся в народе и передаваемые из поколения в поколение сведения о различных признаках, указывающих на предстоящие явления погоды[1]. Народные приметы уходят своими корнями в далёкое, языческое прошлое.… … Википедия

Праздники народов мира в день летнего солнцестояния — Дважды в год на Земле происходит астрономическое событие, называемое солнцестоянием. Это такой момент в годичном вращении Земли вокруг Солнца, когда наблюдается самый короткий день или самая короткая ночь. С 21 июня ‑ дня летнего солнцестояния ‑… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Праздники Турции — В Турции на государственном уровне отмечаются восемь праздников, они были установлены Актом № 2429 от 19 марта 1981 года. Кроме того, широко отмечаются общемусульманские даты и многочисленные народные празднования. Государственные праздники Дата… … Википедия

Праздники Молдавии — В этой статье представлен список праздников Молдавии. Содержание 1 Общенациональные 2 Локальные 3 Примечания … Википедия

Праздники России — Празднование Дня России в Санкт Петербурге Праздники и памятные дни России официально установленные в России … Википедия

Праздники Ирана — В Иране отмечаются праздники по трём разным календарям: иранскому солнечному для событий республиканского значения, исламскому лунному для религиозных праздников, обычному григорианскому для международных дат вроде 1 мая. Праздники по солнечному… … Википедия

Праздники Молдовы — В этой статье представлен список праздников Молдавии. Дата Название Молдавское название Официальный Примечания 1 января Новый год Anul Nou да Традиционно празднование Нового года происходит в кругу семьи или близких друзей. На центральной площади … Википедия

Праздники Республики Молдова — В этой статье представлен список праздников Молдавии. Дата Название Молдавское название Официальный Примечания 1 января Новый год Anul Nou да Традиционно празднование Нового года происходит в кругу семьи или близких друзей. На центральной площади … Википедия

Праздники Таиланда — В Таиланде отмечаются следующие праздники: День Русское название Местное название Примечания 1 января Новый Год Ван Кхын Пи Май (วันขึ้นปีใหม่) Февраль Макха Буча จัดงานวันมาฆบูชา Буддийский праздник, отмечается по тайскому лунному календарю 17… … Википедия

Источник статьи: http://theological_encyclopedia.academic.ru/3802/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5

Оцените статью
Adblock
detector