- Сценарий фестиваля народов Поволжья «Мы плывём по Волге» материал (старшая, подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Сценарий «Народы Поволжья» классный час (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фестиваля народов Поволжья «Мы плывём по Волге»
материал (старшая, подготовительная группа) на тему
Итоговым мероприятием стал Фестиваль народов Поволжья «Вдоль по Волге», приуроченный к 4 ноября — Дню народного Единства, на котором дети старших и подготовительных групп представляли одну из национальностей.
Фестиваль проходил под девизом «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами».
Для проведения Фестиваля была проделана большая предварительная работа. В совместной с детьми деятельности проводились беседы о культуре, быте народов Поволжья; дети разучили приветствия на языке разных народностей, стихи, песни, хороводы, народные игры, проводились различные дидактические игры; рассматривали альбомы с государственной символикой России, Татарии, Чувашии, Мордовии, Башкирии; знакомились с изображением флага и герба. Родители стали активными участниками всех начинаний детского сада, включились в работу по подготовке национальных костюмов, приготовили для Фестиваля различные национальные блюда.
Фестиваль проходил в форме путешествия. Под песню в исполнении Л.Зыкиной «Из далека долго…» дети отправились в путешествие по Волге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_festivalya_narodov_povolzhya.docx | 33.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий фестиваля народов Поволжья
«Мы плывём по Волге»
• Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям своего края и людям труда;
• уважительное отношение в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе.
• развивать познавательный интерес к народному творчеству родного края, к окружающему миру.
• формировать у детей интерес к самобытности, фольклору народов Поволжья.
Звучит песня «Я, ты, он, она» Д.Тухманова, в зал входят дети старших и подготовительных групп и садятся на стульчики. (СЛАЙД 1)
Ведущий: (слайд 2)
Здравствуйте, уважаемые гости, дети! Мы приветствуем вас на фестивале народов Поволжья «Мы плывём по Волге». Народы Поволжья живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Дети разных национальностей вместе учатся в школе, ходят в детский сад. Вот и наш детский сад – одна большая многонациональная семья. Все они вместе дружат, занимаются, играют. Народы Поволжья гостеприимные, трудолюбивые люди. Как у каждой птицы — своя песня, так и у каждого народа есть свои традиции и обычаи, своя культура — народные песни, музыка и танцы.
Поволжский край, моя земля
У нас и реки и поля
Холмы, леса и горы
Народы, как одна семья
Хотя язык их разный,
Но, дружбой мы своей сильны,
И мы живём прекрасно!
А сплотила все народы в одном месте – наша самая крупная река в мире, наша красавица Волга. (слайд 3)
Ах, красавица Волга,
Величава, стройна, широка.
Ты сплотила народы Поволжья
Дружбой братской семьёй на века.
Не страшны нам злые силы
Мы живём семьёй единой.
А единство, дружба, братство –
Наше главное богатство!
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Волге. (слайд 4)
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ТЕЧЁТ ВОЛГА», ДЕТИ ВСТАЮТ ОКОЛО СТУЛЬЧИКОВ, КЛАДУТ РУКИ ДРУГ ДРУГУ НА ПЛЕЧИ И КАЧАЮТСЯ — «ПЛЫВУТ». ( Слайд 5)
Ведущий : вот и наша первая остановка. Нас встречает славная Мордовия.
С места встают дети старшей группы №2 «Морские капельки» и приветствуют всех флажками .
Ведущий: Мордовская делегация поздоровалась с нами на мордовском языке.
Воспитатель выносит мольберт с гербом Мордовии.
Дети читают стихи:
1.Где зеленой тучей тополя
Закрывают небо голубой простор
Это ты Мордовия моя
О тебе веду я разговор.
2.Тебе желаю счастья,
3.С великою Россией
Своим умом и силой
4.Творишь, дерзаешь, строишь
И не стоишь на месте,
Как многое ты можешь
Со всей страною вместе.
Дети в национальных мордовских костюмах демонстрируют свои костюмы.
Девочки:
Раздайся народ, мордовочка идет,
Играй, играй на гармошечке,
Не жалей лаптей в хороводушке.
Мы мордовки — веселушки,
Мы горазды петь частушки,
Но сегодня мы всех вас,
Приглашаем поиграть!
Мордовская игра «Солнышко и жаворонки »
Спасибо за внимание,
Угощаем вас мордовским пирогом
(отдают ведущему) .
Ведущий: Спасибо, Мордовия! Отправляемся дальше по Волге.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ТЕЧЁТ ВОЛГА», ДЕТИ ВСТАЮТ ОКОЛО СТУЛЬЧИКОВ, КЛАДУТ РУКИ ДРУГ ДРУГУ НА ПЛЕЧИ И КАЧАЮТСЯ- «ПЛЫВУТ».
Ведущий : следующая остановка. Мы приплыли в Чувашию.
С места встают дети старшей группы №1 «Солнечные лучики» и приветствуют всех флажками .
Ведущий: чувашская делегация поздоровалась с нами на чувашском языке.
Воспитатель выносит мольберт с гербом Чувашии.
Дети читают стихи:
1.Хвала тебе, Чувашия, мой дом!
И имя, и язык твой — сердцу свято.
Дубравами и хмелем, и трудом,
И песнями, и вышивкой богата.
2.Жива в узорах древних нити сила,
Связавшая народы в их судьбе , —
Ты будешь жить во мне, моя Россия
Пока живет Чувашия в тебе.
Дети в национальных чувашских костюмах демонстрируют свои костюмы.
Мы весёлые ребята
Мы не будем здесь скучать
И на нашем Фестивале
Мы научим вас играть
Ребёнок (в руках держит пирог) :
Вам Чувашия сестрица, просила низко поклониться
Добра и счастья пожелать, со всеми в дружбе вырастать.
От нас вам пирог, не розевай роток! (отдают пирог ведущему)
Ведущий: отправляемся дальше.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ТЕЧЁТ ВОЛГА», ДЕТИ ВСТАЮТ ОКОЛО СТУЛЬЧИКОВ, КЛАДУТ РУКИ ДРУГ ДРУГУ НА ПЛЕЧИ И КАЧАЮТСЯ- «ПЛЫВУТ».
Ведущий : Вот ешё одна остановка. Нас встречает гостеприимный Татарстан.
С места встают дети старшей группы №11 «Жигулята» и приветствуют всех флажками .
Ведущий: татарская делегация поздоровалась с нами на татарском языке.
Воспитатель выносит мольберт с гербом Татарии.
Дети читают стихи:
1.Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края
Где б также почитали их.
2.Звучит курай, лаская сердце
Красивых, любящих людей.
Мы можем только здесь согреться,
В объятьях родины своей.
3.Татарстан, трудись и пой
В работе, в песне я с тобой
Чтоб сады твои цвели
Чтоб била нефть из-под земли!
Дети в национальных татарских костюмах демонстрируют свои костюмы.
Здесь любят песни,
Потехами да играми
Развеселим сегодня всех.
ИГРА «ПРОДАЁМ ГОРШКИ»
Ведущий: отправляемся дальше!
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ТЕЧЁТ ВОЛГА», ДЕТИ ВСТАЮТ ОКОЛО СТУЛЬЧИКОВ, КЛАДУТ РУКИ ДРУГ ДРУГУ НА ПЛЕЧИ И КАЧАЮТСЯ- «ПЛЫВУТ».
Ведущий : Внимание! Мы прибываем в Башкирию!
С места встают дети подготовительной группы №4 «Робинзоны» и приветствуют всех флажками .
Ведущий: башкирская делегация поздоровалась с нами на башкирском языке.
Воспитатель выносит мольберт с гербом Башкирии.
Дети читают стихи:
Башкирия — привольная земля!
Твои леса поля и горы
Равнины реки и озера
Небес волшебных бирюза
Летящий ласковый простор,
Все радует . ласкает взор!
Какой закат! какой рассвет!
Нигде на свете краше нет!
В лесах березок хоровод
И пчелки собирают мед!
В степях колышется ковыль
Коней табун вздымает пыль
Средь гор здесь города растут,
Народы разные живут.
Богатая и щедрая земля —
Такой красы нигде я не видала.
Жаль, не художник,
Все б нарисовала!
Дети в национальных башкирских костюмах демонстрируют свои костюмы.
Мы веселые ребята
Соберемся все в кружок
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок.
Где детвора, там и игра!
Башкирская игра «Юрта »
( в руках держат лепешки)
Для вас, гости дорогие,
Испекли мы сами,
Вкусные лепешки,
Башкирские табани!
(Отдают ведущему)
Ведущий: Спасибо, Башкирия! Отправляемся дальше по Волге.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ТЕЧЁТ ВОЛГА», ДЕТИ ВСТАЮТ ОКОЛО СТУЛЬЧИКОВ, КЛАДУТ РУКИ ДРУГ ДРУГУ НА ПЛЕЧИ И КАЧАЮТСЯ- «ПЛЫВУТ».
Ведущий: вот мы и вернулись на родную сторонку, в Самарскую область и нас встречают дети из раздольной России.
С места встают дети подготовительной группы №3 «Морячки» и приветствуют всех флажками .
Ведущий: русская делегация поздоровалась с нами на нашем родном русском языке.
Под гимн Самарской области воспитатель группы выносит мольберт с Гербом России.
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Дети читают стихи:
1.Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
2.Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.
3.Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый,
Тот отдал ей сердце и душу свою.
Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,
О ней, о России, я песню пою.
4.Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и радость весны.
Любите Россию, любите Россию!
И будьте России навеки верны!
Дети в русских национальных костюмах демонстрируют свои костюмы.
Эй, ребята, выходите
Игру русскую начните.
Всех гостей мы здесь сейчас
Научим в «Гори, гори, ясно» играть.
ИГРА «ГОРИ, ГОРИ, ЯСНО!
Вот блиночки хороши!
Напекли вам от души!
Вы, друзья, за стол садитесь,
И блинками угоститесь! (отдаёт ведущему)
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие по Волге.
ВЫХОДЯТ ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №3
1 ребёнок: Любим мы края свои родные, И вовек: ни завтра, ни сейчас, Отдалить нельзя нас от России — Родина не мыслима без нас!
2 ребенок: Родина наша – это страна, Очень и очень большая она. Родина наша – это наш дом, Где мы все вместе дружно живем!
Пусть все мы по — разному песни поём, Но все мы мечтаем лишь об одном
Все дети: Пусть будет мир в нашем доме родном!
ПЕСНЯ «ЧТО ЗОВЁМ МЫ РОДИНОЙ?»
Фестиваль наш плыл по волге
Заглянул он к нам сюда
А теперь пора прощаться,
Разъезжаться по домам.
Давайте проводим наших участников фестиваля народов Поволжья.
Провожаем делегацию из России. (Аплодисменты)
Провожаем делегацию из Татарстана. (Аплодисменты)
Провожаем делегацию из Чувашии. (Аплодисменты)
Провожаем делегацию из Мордовии. (Аплодисменты)
Провожаем делегацию из Чувашии.(Аплодисменты)
На этом наш фестиваль завершается. Мы рады были всех видеть сегодня, благодарим всех гостей и ждем вас в гости еще раз. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного праздника, основанного на народных играх ставит задачи:· Приобщать к истокам игрового фольк.
Развлечение — Фестиваль детской культуры «Народов Поволжья — дружная семья» проводиться с целью обобщить представления дошкольников о Поволжском национальном крае; воспитывать интерес к культуре своег.
Приобщение детей к народным истокам нашего многонационального города посредством народных подвижных игр, создание условий, способствующих укреплению дружеских отношений внутри детского коллектив.
В этом мероприятии принимали участие дети всех возрастных групп ДОУ и педагоги, сценарий составлен в соответствии с этнокультурным компонентом.
Сценарий фестиваля народов мира «Мы — вместе!» для детей и из семей всех возратсных групп.
Сценарий фестиваля народов мира «Мы — вместе!» в 2018 году среди детей и их семей всех возрастных групп.
Сценарий разработан с учётом детей 5-6 лет.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2017/11/27/stsenariy-festivalya-narodov-povolzhya-my-plyvyom-po
Сценарий «Народы Поволжья»
классный час (7 класс) на тему
Сценарий для проведения праздника «Народы России» — «Народы Поволжья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_narody_plvolzhya.docx | 37.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Федосеевская СОШ
Фестиваль творчества народов России.
Подготовила Шафранова Ольга Алексеевна, учитель математики, классный руководитель 7класса
- Воспитывать у школьников любовь к родной земле, уважение к традициям разных народов, проживающих на территории России, уважительное отношение в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе.
- Развивать познавательный интерес к народному творчеству, к окружающему миру.
- Формировать у детей интерес к самобытности, фольклору народов России.
Оборудование : презентация, фонограмма с записью музыки калмыцкого и татарского народов, национальные костюмы народов Калмыкии и Татарстана, выставка проектов «Народы Поволжья», атрибуты для показа сказки, национальные блюда калмыков и татар, вееры с числами 1, 2, 3, “пазлы”для сердца.
Звучит этническая музыка народов Калмыкии «Жемчужина в цветке лотоса» (Приложение «Музыка»)
Презентация. Слайд 1-2
Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы являемся участниками фестиваля народов Поволжья. Учащиеся 5 класса на празднике представят республики, расположенные на территории Поволжья. Поприветствуем учащихся. (На сцене появляются учащиеся 5 класса в национальных костюмах).
Презентация. Слайд 3
– У каждого народа принято при встрече приветствовать друг друга. Сейчас участники фестиваля будут приветствовать нас на языке народов Поволжья.
1 уч – «Исенмесез!» — Татарстан
2 уч – «Хаумыхыгыз!» — Башкортостан.
3 уч – «Здравствуйте!» — Россия.
4 уч – «Авана!» — Чувашия.
5 уч– «Поро кече!» — Марий Эл.
На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете.
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна!
Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом!
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!
Ведущий: В этом году в нашей школе прошли дни культуры народов России. На уроках, классных часах вы знакомились с традициями, историей, культурой, бытом народов, проживающих на территории России. Изучали игры, читали сказки этих народов. Все свои знания мы оформили в проектах «Народы Поволжья». Они представлены на стендах.
Презентация. Слайд 4-9
(Приглашаются девушки – учащиеся в национальных костюмах.)
На фестиваль к нам пришли ученицы в праздничной национальной одежде. Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам.
– Хотите побольше узнать о народах, проживающих на Поволжье?
(Выступление 1 ученик)
Здесь все прекрасно –
И земля, и небо.
Любовь моя,
Мой солнечный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
1 ученик: Башкирский костюм очень богат декоративной отделкой. Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой.
2 ученик: Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Они оберегали девушку от злых духов.
3 ученик: Украшения у женщин: серьги,браслеты, перстни – изготовлялись из серебра,кораллов, бисера и монет. Чем больше украшений, тем богаче девушка!
4 ученик: Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Высокая шапочка с широкой лентой. Расшивалась бисером и серебром.
5 ученик: У древних башкир существовало поверье, как спастись от нечистой силы. Если за девушкой гналась нечистая сила, то она должна была бросить какую-либо дорогую часть из своей одежды и помолиться. Тогда погоня прекращалась.
Ведущий : Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки.
Города Поволжья : Элиста, Волгоград, Казань, Саратов, Пенза, Самара, Ульяновск, Астрахань
Презентация. Слайд 10
Ведущий: У марийского народа 3священных дерева: берёза, дуб и ольха. Их обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу».
На сегодняшнем празднике мы поближе познакомимся с народом, проживающем в Татарстане и Калмыкии.
Презентация. Слайд 11-37: Татарстан. Казань-столица Татарстана
КАЗАНЬ, столица Республики Татарстан, расположен на левом берегу р. Волга, при впадении в нее реки Казанка, в 797 км к востоку от Москвы. Население 1 143 500 чел— по предварительным итогам переписи 2010 года. . Основан в 1177. Город с 1708.
Демонстрация слайдов и комментарии к ним. Звучит красивая татарская музыка.(Приложение)
Презентация. Слайд 38-56: Калмыкия. Элиста-столица Калмыкии.
Демонстрация слайдов и комментарии к ним. Звучит этническая калмыцкая музыка(Приложение)
Элиста — степная жемчужина и буддийский центр
Элиста – это не только столица Калмыкии, но крупнейший центр сосредоточения буддистов со всей России. Город находится посреди калмыцких степей. Свое название столица Калмыкии получила от песчаного склона балки Элиста-Сала: «элст» дословно переводится как «песчаный».
В последнее время Элиста стремительно набирает популярность среди туристов, немалую роль в этом играют и достопримечательности Элисты. Путешественники, прибывающие в город на один день, навряд ли успеют осмотреть все интересные места, а вот за 2-3 дня можно неспешно обойти весь город. Город богат на сооружения религиозного характера: так один за другим в 1990-2000 годах появились первый храм Элисты – Сякюсн-сюме, затем храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», Ступа Просветления, пагода Семи дней и другие буддийские места. А в 1998 году, в рамках проведения 33-й Всемирной шахматной олимпиады, в Элисте был построен Город Шахмат – Сити-Чесс, являющийся местом проведения шахматных соревнований и симпозиумов, деловых и культурных встреч.
Ведущий : У каждого народа есть свои любимые сказки, которые вводят читателей в мир волшебства, фантазии, богатства и многообразия родного края.
– В дни фестиваля мы прочитали много различных сказок.
Дети рассказывают стихи:
Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.
И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки слаще ягоды любой.
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,
Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
Вопросы к сказкам.
– А сейчас мы проверим, как вы внимательно читали сказки.
– Внимание на экран, возьмите вееры, правильный ответ показывайте числом 1, 2, 3.
К кому обращалась мама со словами: «Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице,купим платочек»?
1. К бабушке.
2. К дочке.
3. К подружке.
Кто говорил слова: «Сказку расскажи, песенку спой да попляши, тогда и огня дам!»
1. Мальчик-богатырь.
2. Юркаби.
3. Старичок с кулачок.
Как звали девочку, которая пела песню:
«Стало в лесу светло,
В небе луна взошла.
Выну из печки беляши,
В гости домой пойду!»
1. Гульчечек.
2. Ленивая девочка.
3. Убыр.
– Как переводиться слово убыр? (Ведьма).
Кто помог спастись мальчику-богатырю:
1. Гуси-лебеди.
2. Гусь-птица.
3. Скворец.
– Кому помогали гуси-лебеди? (Бабе-Яге).
– А скворец? (Гульчечек, отнёс волосок домой и брат её спас) .
– Какими словами закончилась башкирская сказка «Ленивая девочка»?
1. «Сказка – туда, я – сюда»
2. « Если собираешься на летнюю кочёвку, прежде засей поле»
3. «Сказка на том берегу – я на этом»
– Молодцы, ребята, вы внимательно слушали сказки. Народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Сказок много есть на свете, все их очень любят дети. А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.
(Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, уважать старших, не обижать младших, учат послушанию.)
В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди.
Башмачок хрустальный помоги в пути.
Мальчик-Богатырь, Юркаби ухмах…
Каждый нам в дороге настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
В наши дни калмыцкий народ хранит память о многовековых традициях своей самобытной культуры. Возрождается национальное самосознание народа, а вместе с ним язык, письменность, традиционное искусство, промыслы и ремесла, заново отстраиваются буддийские храмы.
Уже несколько лет с успехом проводится праздник «Джангариада» (названный так по имени калмыцкого эпического героя Джангр), являющийся средоточием национальных символов и традиций калмыцкого народа.
Ярким проявлением духовной культуры калмыков является фольклор, истоки которого восходят к древним центрально-азиатским традициям. С незапамятных времен в народе широко бытовало публичное исполнение песен, сказок, благопожеланий, эпических поэм, особое место среди которых занимает героический эпос «Джангр», по праву вошедший в сокровищницу мировой литературы. Огромным уважением пользовались джангарчи – мастера-исполнители «Джангра», поющие строфы эпоса под аккомпанемент домбры. Это произведение содержит несколько десятков тысяч стихов.
Популярностью пользовались трёхстишия гурвнт, сочетающие признаки загадки и пословицы или поговорки.
Йорял — один из видов устного народного творчества калмыков. Применяется в разных жизненных ситуациях, таких, как: рождение ребенка, вручение подарков и др.
Ведущий: Учащиеся 5 класса покажут инсценировку калмыцкой народной сказки : «Неприсуждённая награда»
Много лет тому назад жила вдова-старуха. Было у нее четверо детей: три сына и дочь. Сыновья хороши собой, дочь еще лучше. Красавицы такой за тысячу верст кругом не сыскать. Кто хоть раз девушку эту увидел – всю жизнь красоту ее помнил.
Крепко любили ее и мать и братья, дорожили ею больше жизни своей, берегли ее как зеницу ока.
Братья-охотники, сильные и смелые, зоркие и быстрые, никогда не возвращались домой без обильной добычи.
Собрались однажды братья-молодцы в дальнюю охоту. Решили мяса запас сделать, разного зверья набить, матери и сестре мех на зиму раздобыть. Поели айрик, взяли с собой баранью ляжку, попрощались с матерью и сестрой, пошли.
Остались мать с дочерью.
К вечеру вышла мать из кибитки. Пока старуха занималась хозяйством, влетел в орко страшный мангус и унес красавицу.
Вошла мать, а кибитка пуста. Нет дочери. Искала-искала – не нашла.
Догадалась мать, что случилось. Пала на землю, плачет. Долго тянулась ночь.
Глаз не сомкнула старуха, слезами горькими изошла.
Утром вернулись братья с охоты, довольные, веселые. Встретила мать сыновей у входа в кибитку. Как сказать о несчастье? Старуха поздоровалась с ними, говорит:
— Сыновья мои любимые! Как и отец ваш, вы храбры, сильны и ловки, в доброте и в честности ему не уступите! Только и хороших людей несчастье постигнуть может. Хочется знать вашей матери, на что из вас каждый способен, если придется родному человеку помочь!
Сказал старший сын:
— На всем свете нет такой вещи, какую я отыскать бы не смог. Иголку в степи и ту увижу, головку булавочную на дне моря сыщу, за каменной стеной в сундуке, на семью семь замков запертом, булавочный кончик острый найду.
— А я одним выстрелом на любой высоте любую птицу убить могу, в дождевую каплю под облаком попаду, одной стрелой на ходу десять зайцев прикончу,- сказал матери средний сын.
Не отстал от братьев и младший сын.
— Я,- говорит,- своими руками все поймать, удержать могу. Камень с горы поймаю, скалу на лету схвачу. Если бы с неба огромная и тяжелая гора свалилась, и ту бы целой поймал – комочка земли не отпало бы.
Обняла мать сыновей по очереди и призналась им в несчастье.
— Нет больше дочери у меня, сестры – у вас. Горе нам, сыновья мои!
Ищите скорее сестру вашу любимую, простите меня, старую, что недоглядела за дочерью своей единственной.
Попадали у братьев из рук наземь оружие и добыча охотничья. Нет сестры…
Первым сказал старший брат:
— Ну, нечего делать! Времени попусту терять не зачем. Попрощаемся с матерью и пойдем по белу свету – сестру разыскивать. Пока не найдем, не бывать нам дома. Только бы найти нам мангуса, пока не съел он нашу сестру.
Ушли. Дня не прошло, как разыскал старший брат облако, в котором спрятался мангус.
Нацелился средний брат, натянул тетиву, так что концы лука вместе сошлись, пустил ввысь стрелу поющую. Прямо в сердце мангуса вонзилась, насмерть поразила злое чудовище. Выпустил мангус девушку. Камнем белым сестра вниз рухнула. До земли три четверти шага осталось – подхватил сестру младший брат, невредимой наземь поставил.
Слух о том, как братья свою сестру из ужасной беды выручили, от самого мангуса спасли, по всей земле прошел.
Собрались старики келмерчи из хотонов разных – решили присудить награду тому брату, кто ее больше всех заслужил.
— Среднего наградить – он дракона убил,- говорит один.
— Что же, что убил! Если бы старший брат дракона не нашел, так и стрелять среднему брату было б не в кого,- твердят иные.
— Младший брат больше заслужил,- настаивают третьи,- если бы не он, разбилась бы девушка, не помогли бы ни старший, ни средний братья.
— Младшему-то и ловить не пришлось бы, если бы не старший и средний братья: девушку мангус давно бы уже сожрал, а он всю жизнь искал бы сестру, пока не умер,- возражают некоторые.
Так и спорят келмерчи до сегодняшнего дня – все никак решить не могут, кому из братьев награду дать следует.
А ты как думаешь? Сказки слушать всякий умеет. Ты вот помоги решить, кому же из братьев награду нужно дать.
Всем трем? Нельзя. Не по правилу. Келмерчи будут против. Одному из
трех? Так кому же?
Ведущий. (обращение к залу) Так кому же отдать награду. Помогите. (дети высказывают своё мнение)
(1. А й р и к – простокваша. 2 Орко – дымовое отверстие в кибитке. 3 Мангус – сказочное чудовище, пожирающее людей.)
Игра “Сердце доброты”
Ведущий: И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать большое-большое сердце доброты.
(Дети складывают “пазлы”, получается большое сердце.)
Ведущий: Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать в учёбе.
Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.
Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце.)
Меня бьют, колотят, режут, ворочаю
А я всё терплю и всем добром плачу. (Земля.)
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет.
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой. (Дерево.)
– Послушайте, как звучат отгадки на татарском, марийском, чувашском языках.
Солнце:
«кече» – марийский,
«хевеле» – чувашский,
Земля:
«мыланде» – марийский,
«сер» – чувашский,
«жир» – татарский.
Дерево:
«пушенге» – марийский,
«еивсе» – чувашский,
«агач» – татарский.
Жить в своём доме всегда одному
Скучно и мне, и тебе, и ему!
Ведь сколько на свете хороших друзей!
Сколько на свете хороших затей.
Какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого сельского труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в народную игру «Где платок?»
«Делу время – потехе час»
(Ребята 5 класса проводят игру со всеми участниками фестиваля)
Кукушки в лесу распевали частушки.
Ку-ку мы кукуем, ку-ку мы кукушки.
Носатые галки выводят считалки.
Я – галка, ты – галка, мы – галки, вы – галки.
И только чернушки, и только белянки
В лесу на полянке играют в молчанку.
Вопрос. Как называется игра «Где платок?» на татарском языке?
Ответ: «Кайда яулык?»
Ведущий: У каждого народа принято приглашать гостя за богатый стол. Сегодня мы хотим угостить участников фестиваля татарскими и калмыцкими национальными блюдами.
Ведущий: Как радушные хозяева мы вас угощаем татарским национальным блюдом чакчак и калмыцкими национальными борцоками с калмыцким чаем. Приятного аппетита!
Приложение , 51-56 слайд:Угощение – чакчак, борцоки, калмыцкий чай.
(Под народную калмыцкую музыку разносятся угощения участникам и гостям фестиваля.)(Приложение «Музыка»
Ведущий: Вот и подошёл к концу наш фестиваль. Всё ли мы узнали друг о друге. Но самое главное мы поняли все…
- Пусть мы такие разные –
- У нас одна семья.
- И дружба народов
- Не просто слова,
- Дружба народов
- На все времена.
- Пусть на нашей планете
- Исчезнет вражда,
- Пусть мирные звезды над небом горят
- И дружба не знает границ и преград
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эта перзентация облегчит подготовку к уроку географии 9 класса по теме: «Поволжье».
Эта перзентация облегчит подготовку к уроку географии 9 класса по теме: «Поволжье».
Урок географии в 9 классе по теме «Сравнение Северного Кавказа и Поволжья» Цель урока: систематизировать знания об экономических районах: Поволжье и Северном КавказеЗадачи:1.Формирование у .
Мир топонимов Саратовской области и легенды, которые с ними связаны. Авторская работа.
На уроке «Немцы Поволжья на Южном Урале. История трагедии народа» реализуются цели: формирование у учащихся навыков аналитической деятельности, закрепление умения собирать и анализировать матери.
урок «Поволжье» носит обучающий характер.район рассматриваютя по плану со всех точек зрения, начиная с истории формирования. Акцент делается на з=хозяйственном значении района как с/х района страны, р.
Данные задания можно использовать на уроке при проверке домашнего задания. Время выполнения работы 10 минут. Каждый ответ оценивается в 1 балл. Оценка «5» — 10 баллов, «4» — 9 баллов, «3» .
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/09/27/stsenariy-narody-povolzhya