Национальные праздники коренных народов камчатки

Обычаи народов Камчатки

Материалы, о которых пойдет речь, записаны во время фольклорно-этнографических экспедиций по Камчатскому краю в период с 2009 по 2016г.г. В национальных селах, мы пытались определить состояние обрядовых праздников и получить представление о бытовании повествовательной традиции.

Анализируя собранный за шесть лет материал, можно сделать вывод, что на традиционные обряды хозяйственно-бытового цикла уже не встречаются, в том виде, в каком они бытовали раньше. В настоящее время они трансформировались в массовые праздники, часто с включением в них основных обрядовых звеньев.

ЗАМАНИВАЕМ РЫБУ В РЕКИ

Среди календарных обрядов неплохо сохранился обряд «Первой рыбы». О нем имеются сведения известного ученого И.С. Гурвича и В.Н.Малюковича, наблюдения которых относятся к 60-м -70-м годам XX века.

Наши информанты (в возрасте от 60 лет) неоднократно рассказывали нам о том, как проводился этот обряд во времена их детства. Начинался он, когда только появлялась первая рыба в реке. В разных уголках нашего края это может быть и в конце мая, в течение всего июня и даже в августе. Форма данного обряда у береговых и кочевых коряков отличается, а также есть свои особенности в разных населенных пунктах. Но смысл всегда один и тот же – магическим способом заманить рыбу в реки, чтобы обеспечить её добычу в течение летне-осеннего сезона.

В июне 2014 года нами был зафиксирован обряд в Карагинском районе в селе Тымлат и п.Оссора. Его проводили старейшины на своих рыбалках. В с.Тымлат в обрядовых действиях участвовали дети, юные артисты ансамбля «Маклал’у».

Участники коллектива очень внимательно следили за всеми действиями старейшины, Уваровой Дарьи Павловны, обращали внимание на то, как она плела косичку из зеленой травы, которая была собрана ими на берегу реки. Дарья Павловна вплетала в эту косичку голову и жабры первой пойманной рыбы и приговаривала: «Ой-ой-ой, рыбу разную начинаем тянуть. Очень много рыбы начинает делаться, никак не собрать её в кучу, много рыбы. Девушки рыбе прям, танцуют, прямо на берегу, потому что радуются пище, еде радуются. Спасибо пришла! Оча-а! На самом деле спасибо! Оча-а, оча, оча! Спасибо, рыба пришла!». После того, как обрядовая косичка была готова, все присутствующие на обряде, танцуя и исполняя родовые мелодии, подошли к воде. Затем старейшина бросила косичку в воду и потащила ее против течения реки. Это символическое действие означало заманивание рыбы в реку, чтобы это рыбное богатство всегда сопровождало жизнь коряков.

В с.Оссора обряд прошел на рыбалке Роковав Лидии Ивановны. Вместе с Голиковым Савелием Васильевичем и Апполон Еленой Кондратьевной они провели обряд на берегу реки Оссорка (или 1-я речка).

Лидия Ивановна и Елена Кондратьевна собрали траву, уже появившуюся на берегах речки, и начали плести косичку, вплетая туда голову рыбы. При этом приговаривали: «Ой, как много рыбы попалось…» .

В с.Карага этот обрядовый праздник уже не проводят, но информанты рассказали нам о том, что раньше в их селе тоже проводили обряд «Первой рыбы». Пожилые женщины разделывали первую, пойманную рыбу, и скелет ее с головой и хвостом привязывали к веревке из травы и тянули по воде, приговаривая, чтобы рыба заходила в речку, благодарили ее.

В декабре 2014 года наша группа вновь побывала в Карагинском районе, но уже в оленеводческом звене около закрытого селения Рекинники. Один из оленеводов поведал нам об обряде, о котором ему рассказала мама. Когда рыба долго не заходила в реку, то обряд делали со шкурой нерпы. К косичке из травы закрепляли нерпичью шкуру, бросали ее в воду и тащили против течения реки. При этом говорили, чтобы нерпа загнала рыбу в реку. Данный промысловый обряд мало записывался, а, следовательно, и не изучался. Так, в дореволюционных изданиях, имеющие отношение к культуре коренных жителей Камчатки, он не встречается.

Наши записи подтверждают, что он был у ительменов и коряков разных групп, которые занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Наблюдения, сделанные во время указанных экспедиций, позволяют сделать выводы: обрядовые действия во всех местах, где мы работали, повторяются. Это одни и те же ритуальные действия: изготовление веревки из травы, вплетение в нее головы, жабр, икры рыбы. Встречаются и варианты (с.Тымлат Карагинского района), где плетут еще и венок с цветами ягод княженики, чтобы рыба шла на приятный запах. Хорошим знаком было, если веревку тянули беременные женщины (это, по представлению коряков, способствовало хорошим родам).

Большой удачей для нашей экспедиционной группы было посещение оленеводческого звена, находящегося на западном побережье Камчатки, недалеко от закрытого селения Рекинники. Нами был зафиксирован обряд оленных коряков «Мӈэангыт».

Решение о дате праздника принимает человек, являющийся хозяином оленьего стада, если это частный табун. Если это предприятие государственного уровня, то решение принимает звеньевой бригадир. Как нам объяснили информанты, провести «Мӈэангыт» — это отдать дань уважения оленю, самому важному животному для коряков.

Читайте также:  Цели задачи осеннего праздника

В проведении этого обряда сохранился комплекс магических действий: ритуал «инэлвэт» (кормление огня), добывание «нового» огня из домашнего охранителя (гычгыя) и жертвоприношение. Эти обряды еще продолжают бытовать в культуре коренных малочисленных народов Камчатки, связанных с оленеводством, но их сакральная сторона постепенно утрачивается. С уходом старейшин рода, семьи, полный комплекс обрядовых действий забывается.

У оленных коряков праздники насыщены спортивными состязаниями. Это и гонки на оленьих и собачьих упряжках, метание чаута, национальная борьба, бег с палкой, бег на «лапках» (лыжи), прыжки через нарты и т.д. И в этот раз оленеводы решили посостязаться в гонках на оленьих упряжках.

Пока участники соревнований тронулись в путь со старта, в это время женщины внесли в жилище голову оленя с рогами, шкурой, гычгыем и уложили головой на северо-восточную сторону. Оленеводы и гости играли в бубны, пели песни, посвященные оленю, принесенному в жертву. Все участники «Мӈэангыт» попробовали праздничную национальную пищу: толкушу, котлеты из оленьего мяса, рыбные салаты, юколу и т.д.

В полночь провели обряд «проводы» жертвенного оленя в мир, где живет владелец и «Хозяин» всех оленей.

ПЛОХОЙ СОН ВИДЕЛА

В нашем архиве имеется материалы, свидетельствующие о бытовании окказиональных обрядов коренных жителей в отдаленных селах Камчатки. Окказиональные обряды коренных малочисленных народов Севера еще не были предметом научного осмысления. Отдельные упоминания встречаем в исследованиях ученых, но описаны они в общем контексте обрядовой культуры малочисленных народов Севера.

В марте 2010 года наша экспедиционная группа прибыла в село Хаилино Олюторского района. В этом населенном пункте нам посчастливилось присутствовать на окказиональном обряде «Коваӈтоӈволаӈ (сокр. коваӈтолаӈ) ев’ъеӈӄо» (Прохождение через кишки). Проводят его в семье. Одному из их родственников приснился сон, что кто-то из домочадцев тяжело заболел. В качестве разрешения указанной кризисной ситуации решено было принести жертву. Отметим, что сны чаще всего бывают причиной проведения обрядов. Болезнь здесь — это кризисная ситуация, которую надо решить. В качестве жертвы выбирают самую лучшую собаку.

Ранним утром, на рассвете, мы пошли за село, на другой берег реки Тылгаваям. Учитывая важность присутствия на данном ритуале всех членов семьи, отсутствующих по важным причинам членов семьи, заменили их обувью, которая символизировала их присутствие на данном обряде.

Он начался с ритуального действия «инэлвэт», «кормление» огня внутренним оленьим жиром, смешанным с заячьим пухом. Олений внутренний жир присутствует во всех блюдах при проведении обрядовых праздников, а также является одним из компонентов в еде, которой «кормят» огонь при совершении каких-либо ритуалов. Заячий пух, как объяснили нам информанты, является тем предметом, который излечивает головную боль, отпугивает злых духов, а как предмет, имеющий такие свойства, как мягкость и невесомость, по мнению коряков, способствует удачной, благополучной жизни. Этим действием все участвующие в обряде, просили у огня успешного разрешения кризисной ситуации.

Затем четверо мужчин привязали собаку и держали ее на веревках за четыре лапы. Убили животное копьем, которое передавалось в семье из поколения в поколение. Вынув внутренности собаки и растянув их в виде кольца, старейшины рода провели присутствующих через это кольцо, включая и отсутствующих внуков (их «замена» обувь) и при выходе из него ударили всех ольховыми ветками. Этими действиями участники очищались от всего негативного, от всех болезней. Ольха для коряков является оберегом – «другом», который защищает их от бед и напастей. Её применяют во всех ритуалах оленные (чавчувены) коряки и некоторые группы береговых (нымыланы) коряков. После окончания всех обрядовых действий, собаку положили на правый бок, мордой на восток, на восход солнца и под голову положили ветки ольхи.

Собака, которая давно приручена человеком — это дорогая жертва. Коряки верят, что принеся в жертву самое лучшее, что у тебя есть, они оберегут свою семью от несчастий. По словам информантов, отдавая собаку Вагиӈын (Верховному божеству — тому, кто дает жизнь и забирает ее), они взамен просят здоровья своему члену семьи и всей семье.

Среди похоронных обрядов коряков, есть комплекс ритуальных действий окказионального характера. Провожая умерших к «верхним» людям, приносят в жертву также лучшего друга — собаку. Коряки считают, что в том, ином мире она будет защищать и оберегать своего хозяина.

Материалы экспедиций позволяют сделать следующие выводы:

В тех местах, где еще сохранилась традиционная хозяйственная деятельность аборигенов, обряды, сформированные еще в древности на основании этой деятельности, до сих пор частично сохраняются и ежегодно воспроизводятся.

Там, где эта традиционная деятельность утрачена частично, или полностью, там бывшие обряды превратились в обрядовые праздники и массовые мероприятия праздничного характера.

Сами коренные жители Камчатки, понимая духовную значимость своей культуры, всячески способствуют сохранению этих обрядов в любой форме их проявлении.

Народное творчество коренных народов Камчатки на современной стадии переживает сложные процессы трансформации. В связи с постепенным уходом языка из бытовой жизни аборигенов Камчатки, уходом старейшин исчезает и традиция бытования фольклорных произведений.

Читайте также:  Проект по теме новогодние праздники

Мы имеем опыт организации конкурсов исполнителей сказок на языках коренных народов Севера. Подобное проводится в целях сохранения языка и культуры народов и может считаться положительным. Однако заметим, что это несколько искусственная ситуация для исполнения. Присутствие многих слушателей, членов жюри конкурса заставляет по-иному представлять структуру сказки, нередко приспосабливаясь к условиям конкурса.

Для сохранения культуры коренных народов Камчатки Правительство Камчатского края включило проведение следующих обрядовых праздников: «День первой рыбы», «Алхалалалай», «Хололо» (Ололо) в перечень краевых мероприятий.

Беляева Мария Евгеньевна, заведующая отделом сохранения нематериального культурного наследия КГБУ «Камчатский центр народного творчества» г. Петропавловск-Камчатский

Источник статьи: http://xn--j1agjv.xn--p1ai/activities/etnoklub/etnograficheskie-zarisovki/obychai-narodov-kamchatki/

«Праздники коренных жителей Камчатки». Конспект с презентацией

Валентина Ляшенко
«Праздники коренных жителей Камчатки». Конспект с презентацией

«Праздники коренных народов Камчатки»

— Продолжать знакомство детей с культурой, обычаями, традициями коренных народов Камчатки;

— Приобщать к системе культурных ценностей родного края

• Формировать представления дошкольников о малой Родине, чувство любви и привязанности к природе и культурным ценностям;

• Обогащать и развивать речь детей, правильно объясняя их значение;

• Продолжать знакомить детей с образом жизни народов Камчатки;

• Воспитывать любовь к родному краю, уважение к коренным жителям быту, культуре, обычаям, коренных народов родного края;

Методы и приёмы: словесный, практический, рассматривание, игровой, беседа.

Словарная работа: камчадал, кухлянка, торбаза, малахай, Хололо, нерпа, нарты.

Ход занятия

(Дети стоят в кругу)

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на глобус и найдем наш Камчатский край. Где он находится? (у воспитателя на столе глобус. Несколько детей пробуют найти Камчатку)

А сейчас посмотрите на доску, перед нами карта нашей огромной Родины. Как она называется?

Воспитатель: Кто сможет на карте показать где расположилась наша малая Родина — Камчатка и где наш город? Кто помнит, как называется город, в котором мы с вами живем?

Дети: Варианты ответов. (Несколько детей по очереди показывают полуостров на карте).

Воспитатель: Молодцы, ребята, почти все смогли отыскать наш небольшой, но такой красивый полуостров и смогли правильно назвать горд в котором мы живем. Кстати город Петропавловск-камчатский, это не только город, где находится наш детский сад и где мы с вами живем, но еще наш город – это и столица, т. е. самый важных город нашего Камчатского края.

Ребята, а как вы думаете, кто живет на нашем полуострове, люди каких национальностей? (Коряки, ительмены, чуваши, чукчи, эвены, русские). Людей, которые проживают на нашем полуострове много, и у каждой свои культурные традиции и обычаи.

Но тех, кто родился и вырос на Камчатке принято называть камчадалами или камчатцами. Поэтому мы с вами камчадалы. Давайте вместе повторим это название и запомним.

У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые сформировались и сложились в результате длительного отбора на протяжении многих веков. В них проглядывается исторический путь развития народа, стремления, мечты, труд народа. Жизнь северных народностей отличается от жизни остальных территорий нашей необъятной России.

Послушайте стихотворение о нашей Камчатке

Гляжу, любуясь со скалы

Суровой красотой Камчатки.

Кружа вверху, парят орлы,

К подножью жмутся куропатки.

В распадках гордые березы

Корнями встали на гранит.

Здесь коронуются морозы,

Здесь песня севера звенит.

Кедрач венком вечнозеленым

Украсил голову горы.

Я не бывал таким влюбленным

В родимый край до сей поры.

Вперед,мой друг, моя палатка,

Нам снова в даль, нам снова в путь!

Я чувствую: опять Камчатка

Волной вливается мне в грудь!

Север один, но народов, населяющих его бескрайние просторы много. Есть что- то общее, но и различия есть. Отличаются и праздники, песни, танцы т. д. Сегодня мы с вами познакомимся с самыми известными корякскими праздниками. А может кто-нибудь из вас знает какой самый главный национальный праздник коренных жителей нашей Камчатки?

Дети: в раздумьях…

Воспитатель: Самый главный национальный праздник – это праздник с интересным названием «Хололо»

Сейчас я вам немного расскажу об этом празднике и познакомлю вас с обычаями его празднования.

Этот праздник празднуют поздней осенью, когда выпадет первый снег, его устраивают в доме охотника, который убил нерпу.

Корякский обрядовый Праздник морского зверя-нерпы «Хололо», приуроченный к окончанию летнего промыслового сезона, проводится береговыми коряками поздней осенью, когда выпадает первый снег. Убитые охотником нерпы являются гостями, и для них устраивается праздник, чтобы достойно проводить их обратно в море. Коряки верили — если задобрить «души» убитых зверей, то в следующем году они приведут с собой в «гости» своих собратьев. Хололо – это праздник благодарения природе за ее щедрые речные, лесные и морские дары, это проводы нерпы «домой».

Читайте также:  Праздник осенний бал 4 класс

На протяжении всего праздника животные «присутствуют» на всех этапах как живые, они веселятся вместе со всеми, едят, а чтобы им не было жарко, их обсыпают снегом, поят водой. Во время сжигания чучел нерп, женщины и мужчины, танцуя, поворачиваются в направлении моря с возгласами «оча-а! хололо!», и таким образом они указывают непрпам дорогу домой.

В «Хололо» сконцентрированы многие древние обычаи, ритуальные танцы и песни. Праздник «Хололо» — это и оригинальные корякские блюда, национальная праздничная одежда, игра на бубнах. Обязательны национальные соревнования в силе, ловкости и удали.

Так же во время праздникапроизводятся различные гадания: гадания на огне, гадания на вертушке, на лопатке нерпы, толкуши.

Праздник готовится задолго до него! Это очень нелегкий труд! Начинается работа еще весной, продолжается все лето. Бабушки собирают коренья, иван-чай, собирают шикшу, сушат икру. Осенью идет промысел на морзверя.

Мужчины вешают фигурки животных на дерево. Женщины морскую траву. Веселье может продолжаться всю ночь. Фигурки не забывают кормить-поить и относиться к ним как к живым, тем самым как бы извиняясь перед ними,что пришлось их убить.

Утром выносят дерево из дома, провожают с бубном, отправляя снова всех животных на волю, чтоб не переводились в природе!

Вот так весело проходит любимый праздник коренных народов Хололо.

Над Камчатским краем ярко солнце светит, движение руками вокруг головы

Старики вулканы трубками дымят, показываем

В тундре бродят бурые медведи, показываем походку косолапого

И олени ягель свой едят, рога оленя над головой

В реки царь – лосось приходит нереститься, движение плавника рыбки руками

Нерпа плещется в устьях, руками и головой «любопытную» нерпу

Мудрый Кутх, смотря с любовью,

Машет крыльями, благословляя нас. Взмах крыльев руками.

Следующий национальный праздник – это праздник первой рыбы.

День первой рыбы — один из важнейших древних праздников коренных жителей Камчатки. Суровые условия проживания на Севере воспитали в народе чувство благодарности к природе и ее дарам, поэтому все национальные праздники (их в году около тридцати) неразрывно связаны с благодарением тому, что дает природа.

Суть обрядового праздника День первой рыбы заключается в том, что с помощью ритуальных действий заманить рыбу в камчатские реки. Подготовка начиналась с плетения косы из травы. На косу нанизывали рыбные головы и жабры. Хвост косы должна быть в воде. Все, кто участвовал в обряде брались за косу и шли против течения реки. Всем своим видом показывая, что тянут с трудом, потому что много рыбы поймалось. Все участники приговаривают на родных языках «Столько рыбы, не можем справиться! Идите сюда, помогите нам!».

День первой рыбы – один из важнейших древних праздников коренных жителей Камчатки. Для многих рыба была и остается основой жизни. Ее заготавливали впрок на всю зиму — вялили, сушили, заквашивали, солили, коптили. Для того чтобы летний улов и весь последующий год был удачным и богатым, обязательно нужно достойно встретить первые косяки лосося. С древних времен обряд Первой рыбы открывал сезон рунного хода лосося. С помощью ловушек аборигены ловят рыбу, разделывают ее специальным образом и отдают дань уважения реке-кормилице. Рыболовство — основное занятие местного населения, поэтому начало летней лососевой путины является большим праздником. Под завораживающие песни и танцы с бубнами рыбаки приносят подношения огню и проходят обряд очищения от злых духов. Тут же проводится конкурс национальных угощений, выставка прикладного искусства, выступление национальных творческих коллективов, игры.

-прыжки через нарты

Я предлагаю вам немного отдохнуть и тоже попробовать поучаствовать в состязании.

Игра: перетягивание палки и прыжки через нарты

Давайте сначала мальчик попробуют себя в силе перетягивания палки, а затем и девочки попробуют перепрыгнуть через нарты. Согласны?

Наши предки на праздники надевали самую лучшую одежду, сшитую из шкур.

Как называется эта одежда? (кухлянка, малахай, торбаза).

Обычно одежду украшали бисером, мехом и кожей. Раньше по одежде узнавали кто ее шил, у каждой мастерицы была своя манера шитья, по шву даже определяли хозяйку изделия. Посмотрите — все вещи украшены бисером, орнаментом. Как мастерицы старались чтоб вещь не только теплой была, но и выглядела красиво, независимо от того мужская или женская одежда.

Воспитатель: Вот и подошел к концу мой рассказ о праздниках коренных народов Камчатки. Как вы думаете обо всех праздниках я вам сегодня рассказала?

Воспитатель: Конечно, ребята, я бы не успела вам рассказать обо всех праздниках, традициях их проведения и обычаях. Мы обязательно с вами еще вернемся к этой интересной теме, а сейчас скажите о каких национальных праздниках мы сегодня поговорили, что вам понравилось больше всего? Хотели бы вы принят участие в этих праздниках?

А сейчас мы под музыку станцуем корякский танец! Согласны!

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/prazdniki-korenyh-zhitelei-kamchatki-konspekt-s-prezentaciei.html

Оцените статью
Adblock
detector