Алтайский национальный костюм. Традиционные праздники алтайского народа.
методическая разработка
Алтайский национальный костюм.
Традиционные праздники алтайского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
altayskiy_natsionalnyy_kostyum.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Эдельвейс» детский сад «Ручеек»
Алтайский национальный костюм.
Традиционные праздники алтайского народа.
Алтайский национальный костюм .
У алтайцев традиционной одеждой как мужчин, так и женщин в прошлом была овчинная шуба с длинными, сужающимися к кисти рукавами. Богатые скотоводы в старину делали себе шубы, крытые шелком, подбитые дорогими мехами.
Женский костюм южных алтайцев представляет значительно больший интерес, чем мужской. Декоративное начало в нем развито гораздо сильней. Прежде всего, женщина надевала короткую широкую рубашку «чамча» с косым воротом, длинными рукавами и большим воротником, имевшим чаще всего квадратную и реже круглую форму. Воротник украшался по краю двойными, тройными рядами прошивных белых и цветных пуговок, а к краю воротника свободно пришивались крупные цветные круглые пуговицы, бусы и бисер, образующие как бы бахрому. Поверх рубахи надевалась шуба. Она интересна своим покроем: рукава вшиты под прямым углом, ворот косой, застежка на груди слева направо, левая верхняя пола имела широкий квадратный выступ.
Косой ворот и манжеты шубы отделывались черным бархатом, поверх которого шла узкая полоска тамбурной вышивки. Иногда образующая узор в виде очень растянутого двухстороннего «меандра». Рукава шубы заканчивались треугольными навесными манжетами, которыми женщина при посторонних прикрывала нижнюю часть лица до глаз.
Поверх шубы замужние женщины носили особую одежду «чегедек». Это был как бы долгополый кафтан или армяк без рукавов с широкими твердыми плечами, со сборками в талию, распахивающийся спереди. Чегедек был всегда черного цвета, шили его из плотной, нередко дорогой ткани, чаще всего из хорошего сукна. Ворот, проймы и разрез спереди, кроме того, отделывали нашиваемой на сукно полосой золотой парчи или позумента и тамбурной вышивкой по краю, представляющей совершенно прямые, в один ряд полоски, объединенные в сплошную ленту, отливающую всеми цветами радуги.
Среди головных уборов алтайцев характерны шапки из мерлушки или другого меха, называемые пирогообразными и конусообразные матерчатые шапки с кистями на макушке – «каратбирюк». Еще большее распространение имели матерчатые, подбитые бараньим мехом шапки в виде довольно глубокого круглого колпака с плоским дном (их носили и мужчины и женщины), а также круглые глубокие меховые шапки из меха лисы, рыси, иногда выдры.
Традиционные праздники алтайского народа .
Территория Республики Алтай богата памятниками истории и культуры, обладает уникальным наследием материальной и духовной культуры, выраженном в древних обычаях и обрядах местного населения
Здесь находятся десятки тысяч археологических и этнографических памятников. У народов населяющих республику имеется богатое фольклорное наследие.
Увлекательное зрелище представляют из себя праздники народов Республики Алтай, такие как межрегиональный народный праздник Эл-Ойын, который проводится в разных районах республики начиная с 1988 года, Чага-Байрам, Дылгаяк и многие другие.
Традиционные праздники алтайцев подчинены годовому хозяйственному циклу. Единица измерения времени состоит из двух больших циклов: холодного и теплого.
В календарных праздниках наиболее значимыми считались обрядовые праздники, определявшие начало и конец сезона. Так, в начале лета, в период новой луны, обязательным был обряд «дьажыл бюр» — «зеленая листва», а также — «благословение Алтаю». В осенний период свершался обряд «сэры бюр» — «желтая листва». Он, как и в начале лета, осуществлялся с целью снискания благосклонности духа Алтая, от которого зависели благополучие и удача в течение зимнего периода.
Проводится Новый год по лунному календарю — «Чага Байрам». Здесь также совершается обряд «благословение Алтаю». Люди радуются приходу скорой весны, нового цикла календарного года. Считается, что особенно важен приход года тем, кому исполняется 12, 24, 36, 48, 60, 72 лет.
На проводимых в Республике Алтай народных праздниках каждый район представляет свои таланты, достоинства, особенности. Туристы и гости праздника могут увидеть красочные исторические спектакли, повествующие о прошлом алтайцев (о героях сказаний, мифов, эпосов). В рамках праздника проходят концерты и конкурсы. Здесь можно приобрести предметы народных мастеров и ознакомиться с местными достопримечательностями.
Традиционным национальным праздником ойрот-алтайцев с участием всех живущих на Алтае народов и фольклорных групп является праздник «Эл-Ойын», то есть «всенародный праздник». Тысячи людей спешат летом в горы, чтобы вместе окунуться в стихию народного веселья. «Эл-Ойын» — кочующий праздник. В этом, наверное, сказывается дух предков, которые в давние, далекие годы не могли усидеть на одном месте, а предпочитали длинные переходы по насущным делам. Вместе с этим праздником народ приобрел утерянные нравственные ценности. «Эл-Ойын» — это выступления разноязычных фольклорных групп всех диалектов народа. Прекрасные театрализованные представления на фоне природы дают эффект древности. Колорит национальных костюмов и рядами выстроенные ансамбли юрт и аилов, сочетается с гостеприимностью народа.
Национальные спортивные игры, где выступают борцы по «курешу», поднятие тяжестей, бег в гору, игра в национальные шахматы «шатра», игра плеткой «камчи» и другие, придают азарт и волнение радости празднику.
Но самым прекрасным зрелищем на этих праздниках является конечно же конные виды спорта. Национальное родео «Эмдик уредиш» — это не только спорт, но и риск.
Заключительное выступление спортсменов-конников на самых выносливых и быстроногих лошадях-аргымаках можно назвать кульминацией спортивного праздника, где победителя ждет ценный приз — автомобиль.
Привлекательность праздника доказывает постоянно увеличивающееся число его гостей — ближайшие регионы Алтайский край, Кемерово, Тува, Хакасия, дальние — Москва, Санкт-Петербург, а также гости из Монголии, Китая, Турции и других государств.
«Чага-байрам» в переводе означает «Белый праздник». Это давно забытый праздник. Впервые он проводился в далекой высокогорной Чуйской степи, так как именно чуйцы сохранили ламаистский обряд встречи нового года. Этот праздник отмечается вместе с монголами, тувинцами, бурятами, калмыками, народами Тибета и Индии.
Праздник начинается с началом новолуния в конце февраля — начале марта. С раннего утра совершается обряд поклонения Солнцу, Алтаю. На специальном тагыле-алтаре преподносят угощения из молочных продуктов, привязываются кыйра-ленточки, зажигается костер и все это сопровождается благопожеланиями. Обычно обряд совершают мужчины придерживавшихся предновогоднего поста с чтением сутр и т.д.
После исполнения обряда начинается непосредственно празднование — собирается народ, устраиваются всевозможные культурные и спортивные мероприятия. Катаются с горы на санках и на шкурах скота и т.д. Фото Светланы Шупенко. Чага-Байрам — Новый год по-алтайски.
Языческий праздник Дьылгаяк — это тоже самое, что и масленица у русского народа. Хотя многие народы приняли христианство, но этот праздник символизирующий язычество все равно остался и отмечается. В этот день народ собирается на улице. Сжигаются соломенные и другие чучела — символику уходящего года. Устраиваются увеселительные мероприятия в нарядах шутовских одеяниях. Идет всесторонняя ярмарка и устраиваются веселые аттракционы с песнопениями.
Традиционно праздник Дьяжыл Бур проходит на священном месте, расположенном в Кош-Агачском районе между селами Ортолык и Кош-Агач. День празднования — 12 июня, выбран не случайно: по алтай-теленгитским обычаям цифра 12 имеет сакральное значение. Программа национального фестиваля включает как культурную часть, так и спортивные состязания — конные скачки, национальную борьбу алтай-куреш. По обычаю праздник начнется с первыми лучами солнца, со священного обряда поклонения Алтаю и небесному светилу. На специальном алтаре будут преподнесены угощения из молока, после чего начнется программа праздника.
Сказительство, посредством горлового пения (кай) — древнейший жанр устного народного творчества не только тюркских народов Центральной Азии, но он присутствует и в культурном наследии многих индо-европейских, фино-угорских народов, а также коренных народов Центральной Америки. Этот уникальный вид творчества донес до наших дней традиции мифосложения, способы передачи из поколения в поколение национальных духовных и нравственных ценностей народов мира.
Уникальные тексты сказаний содержат в себе генетические, социально-нравственные, духовные традиции развития наций. Сохранение и развитие этого самобытного, уникального вида творчества наиважнейшая задача современного культурного сообщества, ставящего перед собой цель — сохранение нематериальных культурных ценностей человечества.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2021/02/07/altayskiy-natsionalnyy-kostyum-traditsionnye-prazdniki
Тюрюк-Байрам — младший брат Эл-Ойына
Тюрюк-Байрам — «праздник кедра«. Одно из самых почитаемых деревьев на Алтае – Кедр. Тюрюк-Байрам – это типичный праздник таежных людей, почитающих природу, свои истоки он берет с тех времен, когда предки воздавали дань и возносили хвалу кедру-кормильцу, на уровне интуиции и практики воспринимая природные закономерности. Кедры дают много ореха – если год был урожайный, а значит расплодятся белка, соболь, глухарь, рябчик, нагуляют жирок и дадут потомство грызуны — а значит, и лиса волк, медведь будут сытыми и многочисленными. Так что, охотнику есть где разгуляться.
Тюрюк-Байрам был приурочен к началу сбора кедрового ореха и проводился в конце августа — начале сентября. Сбор шишки – большое дело, а значит большой праздник. Прежде чем ехать в суровую тайгу, устраивали богатый пир, где на столах было и мясо, и курут — молочный сыр, и чегень, и айран, и айрака — алтайская водка.
Обязательным элементом «программы» было лазанье на кедр — кто скорее доберется до вершины? Если кто считает, что это просто — приезжайте на Алтай, попробуйте! Так же, устраивали состязания по сбиванию шишек, по меткой стрельбе. Вечером зажигали большой костер в честь кедра, пели, плясали, перед большой работой. Долгое время праздник почитания кедра не проводился, с 2000 года по инициативе пяти общностей коренных малочисленных народов — тубаларов, кумандинцев, челканцев, теленгитов и телеутов, он вновь отмечается. Теперь Тюрюк-Байрам проводится каждые два года, но не осенью, а в начале лета — чтобы привлечь больше гостей и участников.
Источник статьи: http://putevoditel-altai.ru/load/1496-nacionalnye-prazdniki-i-festivali-respubliki-altay.html
Алтайские национальные праздники
Эл-Ойын
Традиционным национальным праздником ойрот-алтайцев с участием всех живущих на Алтае народов и фольклорных групп является праздник «Эл-Ойын», то есть «всенародный праздник». Тысячи людей спешат летом в горы, чтобы вместе окунуться в стихию народного веселья. На праздник собираются не только жители Алтая, приезжают делегации из Монголии, Тувы, Хакасии, Казахстана. Каждая делегация устраивает свой юрточный или палаточный городок. «Эл-Ойын» — это выступления разноязычных фольклорных групп всех диалектов народа. Прекрасные театрализованные представления, повествующие о прошлом алтайцев (о героях сказаний, мифов, эпосов), колорит национальных костюмов и рядами выстроенные ансамбли юрт и аилов производят неизгладимое впечатление. Порой может показаться, что ты попал в совершенно иное временное измерение.
«Эл-Ойын» — это не только фольклорный, но и спортивный праздник. Спортсмены выступают в 9 видах спорта. Это куреш — национальная борьба, шатра — алтайские шашки, камчи — выбивание плетью деревянных бабок, кодурге кеш — поднятие камня, а также жонглирование ногами кусочком свинца, обернутым в козью шкуру (тебек), смотр конской упряжи и шорных изделий (малчи мерген). Но самым прекрасным зрелищем на этих праздниках являются, конечно же, конные виды спорта. Национальное родео «Эмдик уредиш» — это не только спорт, но и риск.
Заключительное выступление спортсменов-конников на самых выносливых и быстроногих лошадях — аргымаках можно назвать кульминацией спортивного праздника, где победителя ждет ценный приз — автомобиль.
Кроме того на празднике устраиваются конкурсы, костюмированные шествия, выставка-ярмарка ремесленных изделий, конкурс национального костюма. Одним из главных требований организаторов праздника является обязательное наличие национального костюма своего народа.
Общая информация о празднике
Территория Республики Алтай богата памятниками истории и культуры, обладает уникальным наследием материальной и духовной культуры, выраженном в древних обычаях и обрядах местного населения. Здесь находятся десятки тысяч археологических и этнографических памятников. У народов населяющих республику имеется богатое фольклорное наследие.
Увлекательное зрелище представляют из себя праздники народов Республики Алтай, такие как межрегиональный народный праздник Эл-Ойын, Чага-Байрам, Jылгаяк и многие другие. На проводимых в Республике Алтай народных праздниках каждый район представляет свои таланты, достоинства, особенности. Туристы и гости праздника могут увидеть красочные исторические спектакли, повествующие о прошлом алтайцев (о героях сказаний, мифов, эпосов). В рамках праздника проходят концерты и конкурсы. Здесь можно приобрести предметы народных мастеров и ознакомиться с местными достопримечательностями.
Традиционным национальным праздником ойрот-алтайцев с участием всех живущих на Алтае народов и фольклорных групп является праздник «Эл-Ойын», то есть «всенародный праздник». Тысячи людей спешат летом в горы, чтобы вместе окунуться в стихию народного веселья. «Эл-Ойын» — кочующий праздник. В этом, наверное, сказывается дух предков, которые в давние, далекие годы не могли усидеть на одном месте, а предпочитали длинные переходы по насущным делам.
Вместе с этим праздником народ приобрел утерянные нравственные ценности. «Эл-Ойын» — это выступления разноязычных фольклорных групп всех диалектов народа. Прекрасные театрализованные представления на фоне природы дают эффект древности. Колорит национальных костюмов и рядами выстроенные ансамбли юрт и аилов, сочетается с гостеприимностью народа.
Национальные спортивные игры, где выступают борцы по «курешу», поднятие тяжестей, бег в гору, игра в национальные шахматы «шатра», игра плеткой «камчи» и другие, придают азарт и волнение радости празднику. Но самым прекрасным зрелищем на этих праздниках является конечно же конные виды спорта. Национальное родео «Эмдик уредиш» — это не только спорт, но и риск. Заключительное выступление спортсменов-конников на самых выносливых и быстроногих лошадях-аргымаках можно назвать кульминацией спортивного праздника, где победителя ждет ценный приз.
Привлекательность праздника доказывает постоянно увеличивающееся число его гостей — ближайшие регионы Алтайский край, Кемерово, Тува, Хакасия, дальние — Москва, Санкт-Петербург, а также гости из Монголии, Китая, Турции и других государств.
На Эл-Ойыне люди на время забывают повседневные заботы, просто расслабляются и отдыхают душой. Праздник позволяет погрузиться в атмосферу кочевого прошлого, вдохнуть тот воздух, которым дышали предки алтайцев, казахов и других народов Центральной Азии. Раз в два года от души повеселиться всей республикой — вполне реально. И не только повеселиться, но и ощутить себя чем-то большим, нежели просто населением, — единым народом с общим прошлым и надеждами на будущее.
История праздника Эл-Ойын
С 1988 г. в Республике Алтай раз в два года проводится праздник народных игр «Эл-Ойын» (в переводе с алтайского «всенародный праздник»). Проведение праздника стало возможным благодаря совместным усилиям Правительства Республики Алтай и общественных организаций. Неоценимо значение праздника в духовной и культурной жизни Республики, в укреплении и развитии национальных традиций. Он дает возможность почувствовать радость общения людям разных поколений, убеждений и национальностей.
Корни этих игр уходят во времена древних скифов и гуннов, кочевников тюркских каганатов. В период праздника в древности прекращались междоусобицы, а вчерашние противники становились участниками своеобразных «олимпийских игр» Центральной Азии. Эл-Ойын, возродившийся как культурно-спортивное мероприятие, в последние годы приобретает глубинный этнический смысл, символизирует возврат к нравственным ценностям предков.
Эл-Ойын — кочующий праздник. В этом, наверное, сказывается дух предков, которые в давние, далекие годы не могли усидеть на одном месте, а предпочитали кочевую жизнь. Каждый раз соревнования проводятся в разных селах Алтая.
Хозяевами праздника были:
1988 г. — село Ело Онгудайского района
1990 г. — село Шыргайты Шебалинского района
1993 г. — село Кырлык Усть-Канского района
1995 г. — село Улаган Улаганского района,
1996 г. — село Боочи Онгудайского района
1998 г. — село Корумду Усть-Коксинского района
2000 г. — село Кош-Агач Кош-Агачского района
2002 г. — село Катунь Чемальского района
2004 г. — село Кебезень Турочакского района
Всенародный праздник ойрот-алтайцев — Эл-Ойын с 2006 года навсегда возвращается на свою историческую родину, в Онгудайский район (в этом районе 250 лет назад 12 алтайских зайсанов /глав родов/ составили письмо императрице Елизавете с просьбой принять в подданство Российской империи малочисленный алтайский народ, которому тогда грозило полное уничтожение со стороны китайских захватчиков. 2 мая 1756 года вышел Указ Елизаветы Петровны, повелевшей «не отказать зенгорским зайсанам, желающим быть в подданстве ее императорского величества»).
На праздник собираются тысячи участников и зрителей со всего Алтая, специально на мероприятия прибывают делегации из Монголии, Тывы, Хакасии, Казахстана, съезжаются алтайцы из всех районов. Каждая делегация устраивает свой юрточный или палаточный городок.
В рамках праздника проводятся соревнования по борьбе Куреш, стрельбе из лука, конному и гиревому спорту, поднятию камней, соревнованию с плеткой — Камчи, набиванию очков ногами — Тебек, алтайским шашкам — Шатра, смотр конской упряжи и шорных изделий — Малчи мерген.
Устраиваются конкурсы, спортивные состязания, костюмированные шествия, выступления артистов, выставка-ярмарка ремесленных изделий, конкурс национального костюма.
Особый интерес на празднике представляет традиционная духовная культура алтайцев. Здесь бытуют архаические жанры фольклора и используются музыкальные инструменты, практически не испытавшие модернизации. Блистают своим талантами мастера горлового пения, сказители — кайчи, виртуозы игры на шаманском бубне, комысе или топшуре.
Курултай сказителей
На курултае сказителей принимают участие люди, обладающие даром горлового пения. По-другому их называют кайчи. Они исполняют героические сказания о славных деяниях богатырей прошлого своеобразным горловым звуком — каем под аккомпанемент топшура — двухструнного музыкального инструмента. Такое пение представляет низкий горловой речитатив, требующий большого вокального искусства.
Сказители издревле пользовались большой любовью и уважением народа и по праву считались хранителями народной мудрости.
В их сказаниях испокон веков воспевались красота и щедрость родной земли, мечты и чаяния простого человека, возвышались доброта, жизнелюбие, справедливость. Простой человек боролся и побеждал своего врага силой, умом и смекалкой. Герою помогала преодолевать препятствия сама природа: горы, леса, реки. Вместе со сказителем переживали, плакали и радовались слушатели.
Говорят, что даже шаманы, обладавшие умением посредством пения и исполнения различных ритмов на бубнах эмоционально воздействовать на суеверные массы, предпочитали не проводить свои религиозные мистерии в тех долинах и аилах, где находились сказители. Шаманы опасались вступать в спор с великой силой их искусства.
БОРЬБА «КУРЕШ»
Борьба «Куреш» проводится по правилам, утвержденным федерацией борьбы «Куреш», с выбыванием после двух поражений и рассеиванием сильнейших после жеребьевки. Соревнования личные, весовые категории: 52, 58, 66, 74, 82 и св. 82 кг. Взвешивание участников в день соревнований с 7-8 часов утра.
Время схватки 5 минут, при ничейном дается дополнительное время до выигрыша в захвате за кушаки
Победители в весовых категориях определяются согласно правил соревнований.
Борьба «Куреш» будет проходить на поляне размером 10?10 м. Форма одежды: мягкая обувь (борцовки), борцовское трико или плотные одноцветные шорты, кушак (красный, синий) и национальная одежда. При выходе на ковер национальную одежду может снять и отдать своему секунданту после приветствия со своим противником. Победа присуждается при четком касании земли любой частью тела или если один из борцов поднял своего противника выше пояса.
Возраст участников: допускаются участники не моложе 1987 г. рождения.
Абсолютное первенство проводится без учета весовых категорий и с выбыванием после первого поражения по принципу «3 точки касания», допускаются все желающие.
Личники к соревнованиям допускаются по допуску врача, до начала соревнований.
СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА
Соревнования личные. В соревнованиях участвуют участники не зависимо от возраста. Участники соревнований выполняют следующие упражнения:
Стрельба по кеглям
мужчины: 40 метров — 10 стрел — 3 пробных
женщины: 30 метров — 10 стрел — 3 пробных
Стрельба по кеглям
мужчины: 30 метров — 10 стрел — 3 пробных
женщины: 20 метров — 10 стрел — 3 пробных
Личное первенство определяется по сумме очков, набранных при выполнении упражнений. Участники выступают в национальных костюмах.
Вид лука произвольный (спортивный или самодельный).
Стрельба по кеглям:
Соревнования проводятся на площадке размером не менее 50?100м. Огневой рубеж не меняется, меняется площадка мишеней.
На коврике размером 1,5 х 1,5м по средней линии собирается валик из 9 кеглей, средний кегль окрашивается в красный цвет и считается самой высокой по очкам -10 очков и соответственно в левую и правую сторону 8, 6, 4, 2 очка (2, 4, 6, 8, 10, 8, 6, 4, 2).
Главным условием является: выбитый за пределы коврика кегль.
Изготовленный из мягкого материала, цилиндр, диаметр размером 9 см. длина 14 см.
КОДУРГЕ ТАШ
Возраст участников 1987г. и старше.
Для проведения соревнований должно быть пять камней круглой формы следующего веса:
170-180 кг. и круглый пень высотой не менее 100 см. диаметром не менее 70 см.
Боковая поверхность и срез пня должны быть ровной.
Каждый участник должен поднять и поставить камень на верхнюю поверхность среза пня.
Спортсмен- участник имеет право на три попытки для поднятия каждого камня.
Победителем считается спортсмен, поднявший камень на пень максимального веса с использованием наименьшего числа попыток. Участник имеет право пропустить подход к легким камням.
Общее время поднятия камня 5 минут, неуложившийся — считается попыткой.
Последующие места определяются таким же образом. (В зависимости поднятого веса, числа использованных попыток и собственного веса).
Запрещается при поднятии камня касаться боковой поверхности пня.
Т Е Б Е К (жестка) (игра в волан)
Соревнования личные. Набивание тебека ногами, подбрасывая вверх тебек. Изготовление тебека — отрезать с овчинной или козлиной шкуры отрезок, размером в диаметре до 5 см. не остригая при этом шерсть (чем длиннее и мягче шерсть, тем получается лучше тебек). К мездровой части кожи пришивается круглый сплющенный свинец.
1 упражнение: Набивание тебека одной ногой (левой или правой) подбрасывать вверх внутренней стороной стопы, не давая тебеку опуститься на пол. При этом бьющей ногой обязательно ступать на пол.
2 упражнение: Набивание тебека одной ногой при этом бьющей ногой ступать на пол нельзя.
3 упражнение: Набивание тебека обеими ногами попеременно.
Победитель определяется по наибольшему количеству очков, набитых в упражнениях.
Каждый участник соревнуется своим тебеком. Допускаются личники. На каждое упражнение дается 2 попытки В зачет принимается лучшая попытка.
АЛТАЙ ШАТРА
Соревнования проводятся среди мужчин и женщин (2муж, 2жен.).
Соревнование проводятся по швейцарской системе 7 туров.
Личные места определяются по наибольшей сумме очков, набранных участников.
За победу дается 1 очко, за ничью 0.5 очка, поражение 0.
В случае равенства очков в силу вступает коэффициент Бухольца.
КАМЧИ
Соревнования с плеткой: Соревнования личные.
1 упражнение: Сбивание 12-ти баклушек на скорость. Расстояние до баклушек по длине плетки, между баклушами 10-12 см. Ставятся в один ряд по горизонтали.
Секундомер включается после того, как участник плеткой произвел хлопок. Сбивать только по одной баклушке (можно не по порядку). Секундомер выключается после произведения хлопка плеткой после того как сбита последняя баклушка. Дается 3 попытки.
2 упражнение: Баклуши расставляются по вертикали, выполняются личной
плеткой. Расстояние между баклушами 10-12 см. Победитель определяется по сумме лучших мест в двух упражнениях, при равенстве сумм среди участников производится перебивка.
Допускаются личники и все желающие. Абсолютное первенство проводится по решению судейской коллегии. Каждый участник по камчи выступает со своей плеткой.
Длина плетки должна быть не менее 2,5 метров до ручки.
КОННЫЙ СПОРТ
1. «АТ-ЧАБЫШ» (гладкие скачки)
Перед началом соревнований проводится парад участников соревнований. Район выставляет 6 лошадей, за дополнительно выставленных лошадей берется стартовый взнос 100 руб.
Гладкие ипподромные скачки на 1600м.3200м.4800м. Проводится коммерческая скачка 12000м. В заявке указывается возраст, масть, кличка лошади Ф.И.О. наездника. Допускаются личники, стартовый взнос для личников 50 руб. каждого участника, используется для награждения чемпионов и призеров. Проводятся соревнования гонка рысаков на качалках на дистанции — 1600м. лошади 2-х летки 1200м., соревнования иноходцев дистанции 1600м
1. Формирование команд.
Каждый район представляет команду, состоящую из 10 лошадей (плюс 2 запасных). Команда заявляет поименный список участников накануне дня соревнований мандатной комиссии. Изменения в списке возможны только по ветеринарным причинам или по неприбытию. Кроме заявленных лошадей в командном первенстве, каждая команда может заявить участников вне зачета, в этом случае она вносит стартовый взнос в размере 100 рублей.
На лошадей должны быть предоставлены документы, подтверждающие ее возраст, происхождение и владельца.
Лошади должны быть здоровы. Лошади с явной хромотой до соревнований не допускаются.
Ответственность за здоровье и жизнь спортсменов принимает на себя руководство соответствующей команды.
Все участвующие в соревнованиях спортсмены должны предъявить страховой полис от несчастного случая или оформить его при проведении мандатной комиссии.
Без предъявления страхового полиса от несчастного случая спортсмен до соревнований не допускается.
2. Мандатная комиссия.
Мандатная комиссия состоит из судейской коллегии, ветеринарных и медицинских работников, а также представителей команд.
Мандатная комиссия работает накануне дня соревнований. В ее компетенцию входит проверка документов спортсменов, лошадей, исключение из участия спортсмена или лошади по любой веской причине, составление заездов и скачек, жеребьевка стартовых номеров.
3. Судейская коллегия.
Судейская коллегия состоит из:
1.Главного судьи по конному спорту,
2.Заместителя Главного судьи,
6.секундометриста на электронном секундомере.
Судейская коллегия отвечает за правильность определения победителей и призеров, фиксацию показанного времени, ведение протоколов.
Все претензии по прошедшему заезду или скачке заявляются судейской коллегией официальным представителем команды не позднее чем через 10 минут после финиша. По истечении 10 минут после финиша претензии не принимаются.
Судейская коллегия доводит до сведения участников основные правила проведения заездов и скачек, правила старта, поведения на дистанции и финиша. Все претензии, дисквалификации и нарушения судейская коллегия фиксирует на основании «Правил испытаний племенных лошадей рысистых и верховых пород Российской Федерации».
ТОНЖАН ДЬЮГЮРИШ (бег тонжанов)
Один человек садит другого себе на спину и образованные таким путем пары всадников и наездников соревнуются с целью быстрее достичь вершины холма и горки, спускаются вниз до места старта меняются местами и делают второй круг. Расстояние до вершины 50м. Забеги предварительные и финальные. Состав команды 2 пары (4 чел.) Участники должны быть в национальной одежде.
ГИРЕВОЙ СПОРТ
Весовые категории до 60 кг, 65кг, 70кг, 75кг, 80 кг, 90 кг., и св.90 кг. Соревнования проводятся по двум упражнениям (рывок, толчок) с гирями 32 кг. На выполнения упражнения участнику дается время 10 мин.
1. Рывок гири одной рукой. За каждый правильно выполненный рывок (запрещается опускать гирю на грудь) участнику начисляется одно очко. Рывок выполняется поочередно правой и левой руками без перерыва для отдыха. Перехват должен производится без касания гирей помоста.
2. Толчок двух гирь двумя руками. За каждый правильно выполненный толчок участнику начисляется 2 очка. Места участников определяются по наибольшей сумме очков, набранных в двух упражнениях.
В случае равенства очков лучшее место присуждается участнику имеющему меньший собственный вес. В случае равенства этих показателей тому, кто показал лучший результат в толчке двух гирь. Первенство определяется по сумме двух упражнений. Возраст участников с 1987 года рождения и старше.
ЛАЗАНИЕ НА КЕДР
Состав команды 2 мужчин.
По команде судьи «Марш», участник бежит 20 метров до кедра, поднимается по кедру до красного флажка и поднимает флажок над головой. В это время судья -хронометрист останавливает секундомер. Победитель определяется по лучшему результату. При условии если участники показали одинаковое время, судейская коллегия проводит финал «А», между 2 -3 участниками, для определения победителя. Участники должны быть в национальной одежде.
Расстояние от земли до флажка на кедре 10м
Возраст участников с 1987 года рождения и старше.
«ТОКПОК ЧАЧАРЫ» (метание булавы)
Этот вид напоминает метание молота. Но только вместо молота метают деревянный «чокпор» (булавы)
Булава изготовляется из лиственницы, длиной до одного метра, весом до 10 килограммов — мужская булава, до 5 килограммов — женская булава. Конец булавы округлен (как большой шар), ручка диаметром 5-6 см.
Соревнования проводятся среди женщин и мужчин отдельно.
Процесс метания происходит в круге, очерченном на земле сплошной линией, или на специальной площадке для метания молота или ядра.
Диаметр круга для метания булавы не менее двух метров. Хват булавы одной или двумя руками. Метать можно с места или вращаясь, но не переступая за черту круга.
На выполнение упражнения дается три попытки. Победитель определяется по дальности броска.
Чага-Байрам
«Чага-байрам» в переводе означает «Белый праздник». Это давно забытый праздник. Впервые он проводился в далекой высокогорной Чуйской степи, так как именно чуйцы сохранили ламаистский обряд встречи нового года. Этот праздник отмечается вместе с монголами, тувинцами, бурятами, калмыками, народами Тибета и Индии.
Праздник начинается с началом новолуния в конце февраля — начале марта. С раннего утра совершается обряд поклонения Солнцу, Алтаю. На специальном тагыле-алтаре преподносят угощения из молочных продуктов, привязываются кыйра-ленточки, зажигается костер и все это сопровождается благопожеланиями. Обычно обряд совершают мужчины придерживавшихся предновогоднего поста с чтением сутр и т.д.
После исполнения обряда начинается непосредственно празднование — собирается народ, устраиваются всевозможные культурные и спортивные мероприятия. Катаются с горы на санках и на шкурах скота и т.д.
Дьылгаяк
Языческий праздник Дьылгаяк — это тоже самое, что и масленица у русского народа. Хотя многие народы приняли христианство, но этот праздник символизирующий язычество все равно остался и отмечается. В этот день народ собирается на улице. Сжигаются соломенные и другие чучела — символику уходящего года. Устраиваются увеселительные мероприятия в шутовских одеяниях. Идет всесторонняя ярмарка, и устраиваются веселые аттракционы с песнопениями.
Источник статьи: http://www.ong-travel.ru/index.php/interesting/stories?id=52