- Национальные праздники народов пермского края
- Содержание
- Описание праздников
- Авторский коллектив
- Народы Пермского края: традиции, культура и этнография
- Пермский край
- Какие народы населяют Пермский край?
- Марийцы
- Удмурты
- Коми-пермяки
- Манси
- Татары
- Башкиры
- Заключение
- Народы Пермского края
- Народы Пермского края: общие сведения
- Русские
- Татары
- Коми-пермяки
- Башкиры
- Удмурты
- Марийцы
- Манси
Национальные праздники народов пермского края
ПРАЗДНИКИ НАРОДОВ ПРИКАМЬЯ
Сайт содержит описание праздников ряда народов, населяющих Пермский край, а также праздников вайшнавитской (кришнаитской) культурной традиции.
Сайт создан в рамках проекта «Новый год Internetional » по гранту IX Пермского городского конкурса социально значимых проектов «Общественные инициативы» (2007 г.).
Содержание
Описание праздников
Старый Новый год
День солидарности азербайджанцев всего мира
День покровителя влюбленных святого Саркиса
День армянского языка
День сатиры и юмора
День материнства, красоты и любви
День памяти жертв геноцида в Армении
Успение пресвятой Богородицы
Всенародный праздник вина
Лунный мусульманский календарь (Хиджра) на начало XXI века
Кич утыру (Посиделки)
Карга Боткасы (Воронья каша)
Эбилэр Чуагы (Бабье лето)
Благовещение (Дабравешчанне, Звеставанне, Гуканье вясны)
Рождество Богородицы. Богач
Ахали Цели (Новый год)
Христие Шоба (Рождество Христово)
Дзвелить Ахали Цели (Старый Новый год)
Бзоба (Лазарева суббота. Вербное воскресенье)
Гиоргоба (День Святого Георгия)
Петрапавлоба (День апостолов Петра и Павла)
Николозоба ( Праздник Святого Николая Чудотворца)
О грузинских праздничных застольях
Суккот (Праздник сбора урожая)
Симхат Тора (Праздник Торы)
Масленьча, Масленича (Масленица)
Ыджыт Лун (Пасха)
Семик и Строча, Стечалун (Троица, Троицын день)
Турун вежан лун (День смены травы)
Оспожья. Успение (Успение Пресвятой Богородицы)
Кришна-джанмаштами — день явления Шри Кришны
У Ий Пайрем (Новый год)
Конта Пайрем (Праздник печки)
Кугезе-Влакым Уштарыме Кече (радинча) (Праздник поминовения предков)
Агавайрем (Праздник пашни)
Пеледыш Пайрем (Праздник цветов)
Угинде (Праздник урожая)
Маска Пайрем (свизын) (Воздвижение)
Шыже Пазар (Миколо)
У пучымыш (Праздник новой каши)
Марий Тиште Кече
Вигилия и Боже Народзене (Гвяздка) (Сочельник и Рождество)
Сыльвестер и Новы Рок (Сильвестр и Новый год)
День бабушки в Польше
День дедушки в Польше
Мажанна и Гайк Зелены (Проводы зимы – Масленица. Праздник зелёной веточки)
Неджеля Пальмова. Бельки Тыджень (Вербное воскреснье. Пасхальная неделя)
Вельканоц (Великая ночь. Пасха)
Щмигус-Дынгус («Мокрый понедельник»)
Зелёне Щфёнта. Праздник Святой Троицы (Зелёные святки)
Собутка Щфентояньска (Праздник Ивана Купалы)
Праздник урожая (Дожинки)
Щфенто Змарлых (День Всех Святых)
Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии
Старый Новый год
Вербное Воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)
Аграфена-купальница и Иванов день
Лунный мусульманский календарь (Хиджра) на начало XXI века
Кич утыру (Посиделки)
Карга Боткасы (Воронья каша)
Эбилэр Чуагы (Бабье лето)
Толсур и Вожодыр (Рождество и Святки)
Вой дыр (Масленица)
Йо Кеян (Проводы льда)
Быдзымнал, Акаяшка (Пасха)
Гербер, Гырон быдтон, Гершид
Куриськон, Пужмерлы Вось
Семык Келян (Троица)
Выль жук (Ильин день)
Пукрол, Пукро (Покров)
Богоявление. Крещение Господне, День трех королей-волхвов, Эпифания
Старый Новый год. Меланки
Масленица (Начало масленичной недели)
Православная Троица (День Святой Троицы, Пятидесятница)
Первый Спас– Маковия
День святителя Николая Чудотворца
Нартукан (нартаван) или Сурхури
Авторский коллектив
Руководитель проекта «Новый год International » Михаил Плаксин. E — mail : mapl @ list . ru
Редактор Светлана Караваева
Художник Андрей Носков
Верстальщик Владимир Ефимов
Авторы приносят свои извинения за возможные неточности в описаниях праздников и будут признательны за замечания и дополнения.
Источник статьи: http://interprazdnik.narod.ru/
Народы Пермского края: традиции, культура и этнография
На протяжении всей истории Пермский край был полиэтничным. Сегодня в нем проживают представители 125 различных этносов. Какие народы населяют Пермский край? Кто из них является коренными жителями региона?
Пермский край
Через регион проходит граница между Европой и Азией. Значительная территория края размещается на востоке европейской части России. На севере с ним граничит Республика Коми, Башкортостан — на юге, Свердловская область — на востоке, а на северо-западе находится Кировская область.
Современное образование – Пермский край — сформировалось в 2005 году, после объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Главным административным центром является город Пермь. Территорию региона люди населяли ещё в эпоху палеолита. Активное освоение русскими началось примерно в XVI веке и усилилось в XVII веке, после обнаружения меди и золота.
Народы Пермского края и их традиции очень разнообразны. На территории в 160 квадратных километров проживает приблизительно 125 народностей. Общее количество населения — 2,6 миллиона человек. Городское население значительно преобладает над сельским, оно составляет 75 %.
Какие народы населяют Пермский край?
В регионе проживает множество этнических групп и народов. Из них наиболее ранними, аутентичными для этой местности являются только семь. Языки народов Пермского края многочисленны. В пределах коренных этносов они разделяются на финно-угорские, славянские (русский), тюркские.
Основное население представлено русскими (2,1 млн). Следующие по численности идут татары (115 тыс.), коми-пермяки (80 тыс.), башкиры (30 тыс.), удмурты (20 тыс.) и украинцы (16 тыс.). Больше четырех тысяч человек составляют белорусы, немцы, чуваши, а также марийцы. Остальные народы Пермского края представлены в меньшинстве. Среди них армяне, азербайджанцы, турки, ингуши, коми-язьвинцы, мордва, цыгане, молдаване, манси, корейцы, китайцы, грузины, чеченцы и другие.
Коренные народы Пермского края представлены тремя основными группами: финно-угорской, тюркской и славянской. В период с XV по XVI век в районе верхнего течения Камы расселялись предки современных коми-пермяков. Южные части региона населяли башкиры и татары. На территории проживали также удмурты, манси и марийцы. Русское население пришло сюда примерно в XVI веке, совсем скоро став преобладающим.
Марийцы
Название народов Пермского края может отличаться на различных языках. Например, марийцы обычно называют себя мары или маре. Этот народ относится к финно-угорскому этносу. Они размещаются в районе между Волгой и Ветлугой. В большинстве своем они живут в российской Республике Марий Эл, а также на Поволжье и Урале.
По антропологическому признаку они относятся к субуральскому типу, с более выраженными чертами монголоидной расы. Этнос сформировался ещё в I тыс. н. э. Своей культурой и бытом они наиболее схожи с чувашами. Народ составляют четыре этнические группы, на территории края проживают в основном кунгурские марийцы.
Часть народа приняла православие, хотя основным верованием остается традиционная религия. В данном случае она представляет народную мифологию, совмещенную с монотеизмом. Язычество марийцев основывается на почитании сил природы, моления которым происходит в священных рощах (в ритуальном сооружении куде).
Народная одежда представлена рубахой-туникой, украшенной вышивкой, штанами и кафтаном, сверху опоясывается поясом или полотенцем. Женщины носили украшения из монет, ракушек, бисера. Головным убором служит полотенце с очельем – шарпан, сорока или конусовидный колпак. Мужчины носили шляпы с полями.
Удмурты
Автохтонное население Прикамья и Предуралья – удмурты. Относятся к финно-уграм, как и некоторые другие народы Пермского края. Наиболее близкими к ним являются коми-пермяки и коми-зыряне, хотя на быт и культуру сильно повлияли русские и татарские традиции. Большинство населения исповедует православие, но в селах сохранились элементы народных верований.
Удмурты традиционно занимались земледелием (зерно и картофель) и животноводством, охотой и собирательством, пчеловодством и рыбной ловлей. Они жили соседскими общинами, где на одной территории проживали несколько семей. Занимались вышивкой, вязанием, обработкой древесины, ткачеством и прядением.
Ритуальная постройка (куала) для моления находилась, как и у марийцев, в лесу. В доме стояла печь с подвесным котлом, нары для сна и красный угол (стол и стул) для главы семейства. Женский костюм состоял из рубахи, халата, обшитого бархатом нагрудника и пояса. Украшали себя монетами, кольцами, бисером. Мужчины носили сине-белые штаны в полоску, косоворотки, валяные шляпы.
Коми-пермяки
Представители народа называют себя коми морт или коми отир. Они расселены в основном на территории бывшего Коми-Пермяцкого округа. Относятся к финно-угорской группе. По языку и традициям наибольшие сходства имеют с коми-зырянами. Литературы на языке народа практически нет.
Основным занятием коми-пермяков было земледелие, животноводство, охота, рыбная ловля, ткачество, гончарство, прядение. В настоящее время это обработка древесины и сельское хозяйство. Как и многие народы Пермского края, коми-пермяки были язычниками, однако большинство перешло к христианству. Сейчас народные верования пытаются возрождать.
Традиционная одежда вначале была синих и черных цветов, позже появились и другие оттенки, а на рубахе добавился рисунок «клетка». Женский наряд состоял из туникообразной рубахи, поверх которой надевался сарафан. Иногда на сарафан надевали передник. Головные уборы — кокошники, украшали вышивкой и орнаментом. Мужчины носили туникообразные вышитые рубахи, подпоясанные кушаками, и штаны. На ногах носили коты, погалешки и лапти.
Манси
Этнос манси относится к угорским народам. В России представителей этого народа немного. Основное население проживает в Ханты-Мансийском автономном округе. Тем не менее манси представляют автохтонные народы Пермского края. В регионе их осталось всего несколько человек (до 40), проживают в Вишерском заповеднике.
Родным для этноса является мансийский язык, относящийся к обско-угорской группе. В культурном плане к манси наиболее приближены венгры и ханты. В верованиях, наряду с православием, сохранилась народная мифология и шаманизм. Манси верят в духов-покровителей.
Среди традиционных занятий — оленеводство, рыболовство, охота, земледелие и скотоводство. Жилье строили сезонное. Зимой жили в срубных домах или избах по типу русских, летом в чумах конической формы из бересты. Открытый очаг из жердей служил отоплением и источником света. Характерной чертой манси было то, что они не употребляли грибов, считая их домом для злых духов.
Женский костюм представлял собой распашной халат из сукна или сатина и платье. Надевался платок и много украшений. У мужчин были рубахи и штаны; одежда, как правило, была с капюшоном из сукна.
Татары
Татары относятся к тюркским народам. И широко расселены по территории России (второй по численности народ). Они проживают в Прикамье, Приуралье, Поволжье, на Дальнем Востоке, Сибири. В Пермском крае татары присутствуют почти во всех населенных пунктах.
Татарский язык принадлежит к алтайской семье. В большинстве своем народ относится к мусульманам суннитского толка, хотя встречаются православные и атеисты. В Прикамье татары тесно взаимодействовали с башкирами, что привело к взаимному влиянию культур друг на друга.
Национальный костюм отличается у разных этнических групп татар. Основные черты у женского костюма – это длинная рубаха-платье, шаровары. Сверху надевался вышитый нагрудник, а в качестве верхней одежды носили халат. На голову надевалась чалма, платок или шапка калфак. Мужчины носили войлочную шапку поверх тюбетейки. Украшения для женщин делали из металла.
Башкиры
Ещё один народ тюркской группы – это башкиры. Основное население проживает в Республике Башкортостан. Национальным языком является башкирский. Как и татарский, он относится к алтайской семье. Представители народа — мусульмане суннитского толка.
Башкиры наиболее близки к тюркским народам, хотя в их этногенезе участвовали также иранцы и финно-угры. Народ вел полукочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. Вместе с этим он занимался рыбной ловлей, охотой, бортничеством, земледелием, собирательством. Среди ремесел было ткачество, производство шалей и ковров. Башкиры разбирались в ювелирном деле и ковке.
Народная одежда шилась из овчины. Женщины и мужчины носили штаны с широким шагом. Сверху надевалось платье (отличалось у женщин и мужчин). Также носили халат, полукафтан, камзул. На одежде присутствовало много вышивки, аппликаций. Головные уборы варьировались от чепцов, полотенец до шапок-ушанок. Все обильно расшивалось узорами. Мужчины носили тюбетейки и войлочные шапки.
Заключение
Народы Пермского края и их традиции сильно различаются друг от друга. Регион всегда характеризовался полиэтничностью, единой народности на всей его территории не наблюдалось. Раньше отдельные племена постоянно кочевали из одного место в другое, в поисках наиболее благоприятных условий для жизни.
В XV веке сразу несколько племен расселились на территории Прикамья, предки которых и сформировали народы Пермского края. Культура и этнография этих народов развивались не изолированно, а взаимовлияли друг на друга. Например, удмурты унаследовали культурные черты татар, на татар, в свою очередь, повлияли башкиры.
Наибольшее влияние на культуру народов имели русские, которые уже в XVII веке значительно преобладали в численности. Сейчас традиционную одежду и образ жизни поддерживаются слабо. У отдельных представителей они отражаются в религии, хотя многие христианизировались. Народные языки чаще используют как второй, в качестве первого – русский.
Источник статьи: http://fb.ru/article/276941/narodyi-permskogo-kraya-traditsii-kultura-i-etnografiya
Народы Пермского края
Народы Пермского края: общие сведения
В Пермском крае на западных горных склонах Северного и Среднего Урала на площади 160 236 кв. км. (24 место среди субъектов РФ) проживает 2 632 122 чел. (18 место среди регионов России). Здесь проживают издавна 125 самобытных этносов. Среди них доля русского населения составляет 87,1% (2 191 423 чел.), соответственно татар — 4,6% (115 544 чел.), коми-пермяков — 3,2% (81 084 чел.), башкир – 1,3% (32 730 чел.). Меньше здесь проживает удмуртов – 0,8% (20 819 чел.), украинцев – 0,6% (16 269 чел.), белорусов – 0,3% (6 570 чел.), немцев – 0,3% (6 252чел.), чувашей – 0,2% (4 715 чел.), марийцев – 0,2% (4 121чел.). Традиционно на землях Прикамья жили семь больших этносов, русские и удмурты, татары, коми-пермяки и манси, марийцы и башкиры, здесь органично соединились традиции тюркских, многих финно-угорских и исконных славянских народов.
Русские
Русские – самобытный восточнославянский этнос, ставший исторически самым многочисленным из европейских народов, отличающийся широтой души и милосердием, богатыми духовными традициями и семейными устоями, верой в честность и справедливость, добротой, отзывчивостью, готовностью сопереживать и всегда прийти на помощь. На севере Прикамья русские поселенцы появляются с присоединением Перми Великой к России в 1472 г. и вовлечением прикамских земель в сферу политики московского князя. Власть подкрепляли одновременной христианизацией диких кочевых племен. С переходом Казанского ханства (1552 г.) и Ногайской орды (1563 г.) под руку московских князей районы южного Прикамья становятся частью Московского государства и активно заселяются.
Второй волной переселения сюда русских стали события 1558-1568 гг., когда царь Иван IV отдает прикамские земли видному тогда купцу А. Ф. Строганову. Для работы на его предприятиях приветствовался приезд безземельных крестьян из европейских волостей. Третьей мощной волной переселения сюда русских стало присоединение западно-сибирских земель к Русскому государству после похода Ермака (1580-е гг.). Большой поток переселенцев двинулся на неизведанные и необжитые сибирские земли, многие оседали в Прикамье и Зауралье. С этого времени стала постепенно формироваться старожильческая часть местной русской общины. С обнаружением здесь огромных запасов меди, железа и золота в XVII в. началось активное заселение земель по Каме русскими рудознатцами, добытчиками и промысловиками.
Сегодня русские расселены равномерно во всех административных районах Пермского края. В основном все они православные христиане, но большую этно-конфессиональную группу сред них составляют старообрядцы, прибывшие сюда в середине XVII в. после церковного раскола при патриархе Никоне. Основу многочисленных исторических миграционных потоков в Прикамье составляли выходцы с разных губерний Русского Севера, поэтому именно севернорусская культура в большинстве проявляется среди русских жителей Пермского края. Только жители южного Прикамья обладают севернорусскими и среднерусскими чертами культуры.
Русские переселенцы приносят в Пикамье пашенное земледелие и животноводство, развивались также рыбная ловля и охота, ремесла и кустарные промыслы, обработка дерева и ткачество. Жили русские поселенцы в деревнях и селах разной планировки в усадьбах с избами и закрытыми просторными дворами. Главными элементами жилища были печь, полати, красный угол, стол, лавки, полки. Костюм поселенцев полностью соответствовал русской традиции, женщины в старину одевались в рубаху с ярким сарафаном, позже сменившиеся кофтой и широкой юбкой. Мужчины одевались в пестрорядинную туникообразную рубаху и штаны из полосатой пестряди. Календарь традиционно оставался земледельческим и сохранил близость к севернорусской календарной обрядности.
Татары
Тюркоязычный этнос татары стали по численности вторым в Пермском крае. Местные татары – мусульмане-сунниты, но среди них многие приняли православие, тесно традиционно и культурно взаимодействуют с башкирами, переплетение и взаимопроникновение их культур здесь сильно заметно. Этногенез пермских местных татар проходил именно на этой территории, поэтому они входят в отдельную этническую группу данного этноса. Татарский язык сформировался на основах казанского диалекта и вошел в кыпчакскую подгруппу алтайских тюркских языков.
Женщины татарки традиционно одеваются в длинную просторную рубаху и широкие шаровары, поверх надевается нарядный вышитый нагрудник с украшениями кукрекче и широкополый халат. Голову женщины татарки прикрывает платок, чалма, калфак. Мужчины всегда носят просторную рубаху кумлек и широкие штаны ыштан, поверх надевался длинный халат, по цвету и качеству ткани он мог много рассказать о владельце. С принятием предками татар булгарами ислама в X в. в традициях этого народа стало заметно смешение тюркских корней и арабской культуры. Позже пермяцкие татары ощутили сильное влияние русских традиций и культуры. Жили татары в деревянных просторных избах, дворы которых огорожены сплошным забором. Издавна татары славятся своим гостеприимством и хлебосольством, почитанием семьи, предков, твердыми устоями в воспитании детей.
Коми-пермяки
Коренной для данной территории финно-угорский самобытный этнос коми-пермяки именуют себя чаще «коми отир», либо «коми морт». В основном их старинные поселения сосредоточены в бывшем национальном округе. По своему языку и древним традициям они больше всего тяготеют к родственным родам коми-зырян. Литературный язык их развит слабо и книг на нем практически не издается. Издавна представители данного народа, жившие среди суровой природы, были язычниками, но позже среди них появилось много православных христиан и старообрядцев. Формировался этнос здесь, занимались коми-пермяки традиционно земледелием, разводили домашний скот, ловили рыбу, женщины пряли и ткали, мужчины хорошо владели ремеслом изготовления глиняной посуды.
Сегодня коми-пермяки занимаются сельским хозяйством, заготавливают и обрабатывают древесину, охотятся и удят рыбу, возрождают старинные промыслы. Традиционной одеждой женщины коми-пермячки была ситцевая белая туникообразная рубаха с вышивкой по воротнику и груди, цветной, часто клетчатый сарафан и передник. Наголову женщины одевали цветные с орнаментом платки или вышитые кокошники. Мужчины коми-пермяки издавна носили светлую вышитую рубаху, подпоясанную поясом-кушаком и широкие штаны. Обувью раньше были лапти из лыка, позже традиционные сапожки коты и погалешки. Для культуры современных коми-пермяков характерны и древние языческие, связанные с земледельческим календарем, и христианские праздники.
Башкиры
Четвертым по численности этносом здесь стали башкиры, древний тюркоязычный народ из алтайской языковой семьи с весьма самобытной культурой и ареалом расселения. С принятием ислама татарами, жителями Волжской Булгарии в X в., мусульманство суннитского толка распространилось и у башкир. В этногенезе башкир участвовали множество кочевых и полукочевых народов, древние башкиры и финно-угры, булгары и мадьяры, кыпчаки и ногайцы, казахи и татары. Особенно влияли на формирование башкирского этноса древние финно-угорские самодийские народы (упей, уваныш, терсяк, сызгы) и иранские племена. По образу жизни башкиры издавна относятся к полукочевым народам, занимались скотоводством.
Башкирские мужчины славились хорошими охотниками и рыбаками, собирали мед диких пчел и дары тайги, освоили ковку и тонкое ювелирное дело. Женскими традиционными занятиями стали: изготовление шалей и войлочных ковров, вязание и ткачество. Традиционная одежда башкир изготовлялась из хорошо обработанных овчин и войлока, домотканых и приобретенных тканей, украшалась монетами, бисером и аппликацией. Носили башкиры широкие штаны, халаты, полукафтаны, камзулы, тюбетейки, чепцы, шапки из войлока и ушанки.
Удмурты
Автохтонным исконным населением здесь стал финно-угорский этнос удмурты. Со временем удмурты претерпели большое влияние на свои традиции русских и татарских обрядов, но остались весьма самобытным народом. Они бережно хранят народные календарные земледельческие верования, хотя многие из них стали православными христианами. Жили они издавна соседскими общинами, разводили скот, сажали зерно и картофель, охотились и собирали дары тайги. Женщины вязали и вышивали, пряли и ткали, изготовляли яркую и нарядную, богато украшенную бисером и монетами одежду.
Марийцы
Еще одним самобытным финно-угорским этносом Пермского края являются марийцы, чаще называющие себя «мары» или «маре». Этногенез марийцев берет начало от ананьинской археологической культуры (VIII-III в. до н. э.), этот древний народ сформировался уже в начале I тыс. н. э. Культурными традициями и организацией быта местные кунгурские марийцы очень схожи с чувашами. Многие марийцы приняли православие, но большая их часть исповедует традиционную языческую монотеистическую религию, основанную на поклонении силам и законам природы.
Манси
Автохтонным древним народом пермской земли стали манси, хотя их здесь живет в Вишерском заповеднике не более 40 человек. Данный этнос близок к хантам, но имеет свой мансийский язык, богатую мифологию и ставшие традиционными верования в природных духов, местный шаманизм. Занимаются манси разведением оленей и другого копытного скота, охотой и ловлей рыбы. Зимой манси живут в избах, в течение лета на оленьих кочевках в чумах.
Пермский край издавна полиэтничная и многонациональная территория, хотя народы, живущие здесь, сильно различаются по традициям. Многие из них кочевали по уральским предгорьям и Прикамью за благоприятными климатическими условиями и богатыми пастбищами. К XV в. несколько кочевых племен поселились здесь и стали коренными народами данной местности. Культурные традиции одних народов проникали в культуру других этносов, взаимно обогащая друг друга, большое влияние оказали на коренные местные народы русская культура и православие.
Источник статьи: http://karatu.ru/narody-permskogo-kraya/