Национальные праздники якутии список

Праздники в Якутии

Во всём мире живёт очень много народов. Учёные до сих пор не насчитали. В Якутии тоже живут люди разный национальностей. Например, якуты, эвены, эвенки, русские, казахи, узбеки.

Языки, одежда, занятия этих народов не похожи друг на друга. Из книг, газет, журналов, через телевидение, радио мы узнаём много интересного о народах, живущих на территории республики Саха (Якутия). Предки моего отца эвены из Аллаиховского улуса. Они живут вместе с русскими и якутами, но говорят по-якутски.

Раньше я мало знал об эвенах. Однажды на уроке русского языка учительница рассказала, что эвены родом из юга. Только после этого я стал интересоваться своими предками. Выступал со своими сообщениями на классных часах. Больше всего меня заинтересовали праздники якутов и эвенов. В итоге этого мы сравнили эти праздники и написали доклад.

Наша Якутия известна своей красивой, чистой природой. Поэтому именно в нашей республике живут люди разных национальностей. В Якутии 5 коренных малочисленных народов: эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чукчи. Их осталось мало, поэтому они относятся к малочисленным народам.

Эвены живут в Магаданской области и на Камчатке, в Хабаровском крае и на острове Сахалин. В нашей Якутии живёт большая половина этого маленького народа. Всего эвенов около тринадцати тысяч.

Переселение этих народов имеет особую историю. Если взять саха, то в некоторых старинных преданиях говорится, что народ перекочевал из степей Монголии, а эвены – из Северного Китая. Учёные доказали это, изучив культуру, языки этих народов.

В давние времена вспыхивали войны за власть над землёй. Саха был народ миролюбивый. Поэтому они нашли убежище в северных местах. Здесь они поселились по аласам и стали заниматься коневодством, охотой, рыболовством.

Эвены, также как и якуты, бежали, спасая своих людей от войн, в северные края. Чтобы прокормиться, они стали заниматься охотой, оленеводством, рыболовством.

То, что они перекочевали из южных стран, мы узнаём из рассказов, сказок, песен, танцев. Учёные языковеды доказали, что в прошлом саха были соседями монголов. Поэтому наши слова похожи, они относятся к тюркской группе языков. Даже внешне мы схожи друг с другом.

Праздники предков

Больше всего меня заинтересовали праздники моих предков. Поэтому мы сопоставили между собой праздники ысыах у якутов и праздник встречи солнца у эвенов. Из собранных материалов мы написали доклад.

Ысыах народа саха

С испокон веков у наших предков существовал праздник встречи лета. Этот праздник проводился 22 июня. Так как только этот день является самым длинным. Якуты заранее готовились к этому празднику. Местность, где проходил праздник, украшали молодыми берёзками – чэчир, коновязью – сэргэ, шнурами из конских волос с дарами – салама. Заранее готовили праздничное кушанье: кумыс, жеребятину.

Все люди на ысыахе надевали национальный костюм. Имелись отличия, обычаи в нарядах молодых девушек, замужних, пожилых женщин. Сидя долгими зимними вечерами у камелька женщины шили, вышивали свои праздничные наряды.

На праздничном обряде немаловажную роль играл и конь. Якуты боготворят кормилицу-лошадь. Поэтому седло и другие атрибуты украшали узором из бисера, серебра.

Ысыах начинался с благословения-алгыса. Алгыс – это преклонение к высшим богам – Айыы. Человек, который произносил эти восхваления, благопожелания – алгысчыт, сдабривал огонь, землю кумысом, оладьями, саламатом. После алгыса все пьют кумыс, едят мясо.

У якутов вся посуда изготовлена из глины и дерева. Например, сосуд, из которого пьют кумыс, был из берёзы. Называется чороном. Чорон имел много узоров, которые соответствовали возрасту, социальному положению.

Жеребятину варили достаточно много, так как угощали и гостей из ближних местностей.

После кумысопития начинался осуохай. Осуохай – народный танец саха. Все вставали в круг и взявшись за локти двигались по ходу солнца. Запевала начинает, за ним повторяют все. Песня каждого запевалыотличалась словами, мотивом исполнения. Выбирали лучшего запевалу – осуохайдьыт. Воспевали красоту родной природы, лето, радость.

Читайте также:  Как открыть пространство для детских праздников

Далее праздник продолжали национальные игры. Участвовали мужчины. Самые ловкие, быстрые, сильные заранее готовились к соревнованиям.

Больше всего им нравились национальные прыжки – буур, куобах, кылыы. Самые сильные состязались в перетягивании палки – масс тардысыы. В борьбе хапсагай разрешали принять участие мальчикам. Рассказывают, что в древние времена на ысыахе стреляли из лука – ох саа, бросали копьё – юнгюю.

Вечером, когда сядет солнце, станет прохладно, спадёт мошкара, начинаются конные скачки.

Вот так, с песнями, танцами, играми встречали лето мои предки саха.

Праздник эвенов

Народы Севера встречаются несколько раз в год. Например, первая встреча кочующих эвенов происходит в начале весны. Здесь собираются близлежащие оленеводы. После долгих, холодных зимних дней, эти встречи проводили с песнями, весельем. Пожилой оленевод благодарил духов за благополучное зимовье. Совершал обряд подношения богам. По тундре раздаётся радостный сээдьэ. Маленькие дети состязаются в борьбе. Ловкие и сильные соревнуются в скачках на ездовых оленях. Устраивают соревнования по ловле оленей.

Многолюдное собрание происходит во второй половине лета. Эта встреча имеет особую важность. Во-первых, здесь собирается много людей из отдалённых местностей. Во-вторых, проводили с особым весельем. Состязались в беге, борьбе, скачках на оленях. Так же, как и у Саха, соревновались в перетягивании палки, стрельбе из лука. В третьих, говорили об охоте, охотничьих угодьях. Бойко шли торговля, обмен пушниной.

Когда эвены встречаются, то они танцуют национальный танец сээдьэ. Сээдьэ – один из лучших танцев этого народа. Танцующие становятся в круг держась за локти, медленно двигаются по направлению солнца. Один из танцующих начинает песню, за ним повторяют все. Певец воспевает пробуждение природы, гомон птиц, животных. Во второй части этого танца темп движения, песни становятся быстрым. Побеждает тот запевала, у которого голос звонче, лучший импровизатор.

Эвенские женщины, как и женщины-саха, большое внимание уделяли своему праздничному наряду. Узору напоминают природу сурового севера. Треугольный орнамент в одежде означает горы, конический чум. Вышивали бисером, украшали подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами, серебряными монетами.

Источник статьи: http://www.microarticles.ru/article/prazdniki-v-jakytii.html

Слово педагога

Автор: Болтовская Татьяна Айдыновнв
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ№11 с.Чагда
Населённый пункт: село Чагда Алданский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Национальные праздники Республики Саха (Якутия)
Дата публикации: 01.03.2018
Раздел: начальное образование

МКОУ СОШ №11с. Чагда

Республика Саха (Якутия) является

самым крупным регионом в России и

обладает резко континентальным

климатом, который проявляется в

холодных затяжных зимах и жарком, но

коротком лете. Колебания сезонных

температур могут достигать 108

градусов. Но несмотря на эти

климатические сложности, жители

Якутии любят праздники,

национальные забавы и веселье.

27 апреля — это особая дата в истории нашей

республики . В этот день произошли сразу два

знаковых события в общественной и

политической жизни Якутии:

В 1922 году была образована

Якутская АССР, вошедшая в

состав РСФСР, потом в состав

А ровно через 70 лет, в 1992

году, вступила в силу новая

которая определила статус

Якутии как субъекта

21 июня – самый главный

национальный праздник — Ысыах

Летом, 21 июня, в Якутии

Ысыах. Ысыах – это

народов Саха, который

имеет древние корни и

человека и природы.

Ысыах – это якутский Новый

С приходом лета в Якутию

приходит новый год. Ысыах

– это начало нового

жизненного цикла, встреча

лета, солнца. В древности

он был еще и всеобщим

днем рождения: прибавить

себе год могли лишь те, кто

пережил суровую зиму.

Всеобщее единение людей символизирует круговой танец «осуохай»,

когда танцующие движутся по солнцу в течение всей ночи до утра.

Считается, что зашедший внутрь круга заряжается энергией на целый

Источник статьи: http://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4161

Якуты: Традиции и Обычаи

Якутия – самый большой по площади субъект России, и вместе с тем один из самых малонаселенных участков планеты. На 3 млн. км² постоянно проживает менее 1 млн. человек, половина из которых относится к коренному населению этого морозного края – к народу саха, более известному как якуты.

Читайте также:  Если больничный совпал с праздниками

Кто такие якуты?

Якуты – тюркоязычный народ, относящийся к североазиатскому типу большой монголоидной расы, о чём явственно говорит их самобытная внешность. Антропологические исследования доказали, что предками якутов были кочевые племена скотоводов Забайкалья, которые мигрировали в район современной Якутии в XII-XV вв., смешавшись с местными народами – тунгусами и юкагирами. Сами же якуты гордо называют себя самыми стойким народом, чью выносливость Север вознаградил несметными богатствами. И с этим утверждением сложно поспорить, ведь край вечной мерзлоты известен бескомпромиссной красотой таёжных пейзажей, алмазными месторождениями, мамонтовой костью.

Главной же достопримечательностью Сахи, привлекающих сотни этнографов и туристов, стали аутентичные якутские традиции, некоторые из которых являются достоянием Всемирного наследия ЮНЕСКО. Культура якутов неразрывно связана с местным климатом, не допускающим слабости. Суровая природа веками была для якутов движимой силой и вдохновением, порой вынуждая народ проявлять смекалку для того, чтобы выжить. Вероятно, якутская культура дошла до наших дней в почти нетронутом виде, т.к. экстремально низкие температуры и долгие зимы попросту отпугивали чужеземцев, позволяя сохранять традиционные ценности – язык, мифологию и ремесло. Даже сейчас, в эпоху массовой глобализации и активной ассимиляции, якуты с завидным трепетом и уважением относятся наследию своих предков.

Традиционные верования якутов: самые преданные язычники XXI века

Большинство якутов придерживаются традиционного верования – Аар Айыы. Это языческое верование стало основой для якутского общества еще со времен зарождения народа. С 2014 года Аар Айыы зарегистрирован в качестве одной из официальных религий на территории России.

Центральный образ в древнейшем якутском веровании занимает Аал Луук Мас – Великое дерево, символ триединства мира. Якуты считают, что в кроне Аал Луук Маса живут высшие боги, в корнях – злые подземные духи, а ствол – это видимый мир людей.

В пантеоне якутских богов несколько десятков божественных персонажей, каждый из которых отвечает за определенную стихию или событие в мире людей. Например, особым почтением пользуется бог Джёсёгей тойон – покровитель лошадей и трудолюбия. Женщины молятся Айыысыт – богине, помогающей при родах. Есть у якутов и местный Амур – Уйгулаан Хаан, который помогает людям найти любовь.

Главный религиозный обряд якутов – кормление огня. Пламя считается посредником между людским и божественным миром, через который небесным покровителям передают подношения и просят помощи в любом деле – от удачной рыбалки до благополучия молодоженов. Обряд проводится шаманом: под звуки хомуса (более известного как варган), в огонь кидают оладья, окропляя пламя кумысом, после чего вокруг костра совершается неистовый танец с молитвами, а иногда и подражанием криков животных.

Религия Аар Айыы стала основой не только для мировоззрения якутов, но и для их устного творчества, главный памятник которого – эпический устное произведение Олонхо, внесенный ЮНЕСКО в список нематериального наследия человечества. Персонажами олонхо традиционно становились боги, а также одаренные силой и умом жители Среднего мира. Сюжеты зачастую придумывались самими сказителями – олонхосутами, ораторские и актерские таланты которых очень ценились в каждой деревне. Благодаря олонхосутам якутские поэмы дошли до наших дней, пополнив литературное наследие страны, а также позволив исследователям восстановить многие знания о древней якутской культуре и религии.

Праздник Ысыах Туймаада: экстракт якутских традиций за 1 день

Ысыах Туймаада – ежегодный праздник Якутии, который с невиданным размахом отмечают всей республикой в день летнего солнцестояния. Это своего рода якутский новый год: в день Ысыаха символично проводится граница между прошлым и будущим.

Ысыах Туймаада имеет глубокие языческие корни. В этот день якуты восхваляют божество солнца и пробуждение природы. Сначала совершается обряд очищения с помощью дыма и специальной метлы из конского хвоста – дэйбиира. Позже люди собираются на массовую молитву, в едином порыве повторяя сакральные слова и протягивая руки к небу.

Как любой праздник, Ысыах сопровождается весельем и народными гуляниями. Любимыми развлечениями считаются турниры по хапсыгайю – национальному якутскому единоборству, и мас-рестлингу – перетягиванию палки, внесенному во Всероссийский реестр видов спорта.

Читайте также:  Swan upping праздник кратко

Безусловно, главный якутский праздник невозможен без священного для народа Сахи животного – лошади. На Ысыахе устраивают забеги и выставки якутских скакунов, пьют кумыс, а также устанавливают традиционные якутские коновязи – столбы сэргэ, которые, как считается, используют боги для своих коней. Сами сэргэ, помимо практического назначения, являются также символом древа жизни, объединяющим три мира – божественный верхний, средний людской, нижний – обитель подземных духов. К сэргэ принято привязывать ленточки, загадывая желания.

Кульминацией праздника становится массовый танец-хоровод Осуохай: повторяя движение солнечного диска на небосводе, якуты кружатся под ритуальное пение главного шамана, прославляющего небесных духов. Танец напоминает крупномасштабную медитацию или даже транс, после которого непременно наступает ощущение абсолютного обновления и единения народа.

Сегодня самое масштабное гуляние проводят в историческом месте Ус-Хатын, недалеко от Якутска. Здесь собирается более 15 тыс. якутов, а также множество туристов, которым праздник позволяет с головой окунуться в культуру Саха.

Кухня Якутии: сырой олень, кобылье молоко и горсть арктической малины на десерт

Кулинарные традиции якутов – кошмар любого вегетарианца и откровение для искушенного гурмана. Выращивание овощей и фруктов при 60 градусах ниже ноля не самая удачная идея. Поэтому испокон веков якуты привыкли подавать на стол экзотичные для европейца продукты местного животноводства – оленину и жеребятину, а также блюда из субпродуктов – кровяную колбасу хаан, жир и потроха.

Одним из самых известных блюд якутской кухни является строганина – тонкие сырые кусочки речной рыбы или оленины, которые подают замороженными с терпкой приправой из соли и перца. Считается, что в необработанном термически мясе сохраняется максимальное количество полезных веществ, в том числе омега-3, чрезвычайно важного в морозном климате для сохранения тепла тела.

Несмотря на обилие в рационе мяса оленей и коней, якутский народ с глубоким почтением относятся к этим благородным животным. Считается, что сам бог послал северному народу табуны лошадей, чтобы помочь им выжить. Это объясняется и с точки зрения биологии: организмы якутов были вынуждены приспособиться к получению энергии и витаминов исключительно из продуктов животноводства за неимением альтернативы.

Кумыс – традиционный напиток многих тюркских народов, но якуты предпочитают его радикальный вариант – койуургэн, отличающийся повышенной крепостью и способностью легко одурманить сознание. Кисломолочные продукты – основа кухни Саха, в том числе и десертов. Кюэрчэх – мороженное по-якутски, которое также изготавливают из молока лошади с добавлением диких ягод, например, княженики – сорта местной малины.

Одежда якутов: главные эстеты на землях вечной мерзлоты

Еще одна традиция Якутии, сохранившаяся по сей день – национальный костюм и украшения. Испокон веков якутам был присущ тонкий вкус, несмотря на суровые климатические условия. Зачастую громоздкие и объемные костюмы из меха и кожи дополнялись элегантными серебряными аксессуарами и изящной вышивкой.

Особенно нарядно выглядит женский костюм. Богатые меховые одеяния считаются одним из высочайших комплиментов для женщины со стороны мужа, эдаким знаком уважения по отношению к её женскому началу. Самое узнаваемое якутское украшение – кэбихэр илисурэх – массивная нагрудная подвеска из серебряных пластин с изображением орнаментов и силуэтов животных. Другая неотъемлемая деталь женского образа – бастынга – головной убор в виде обруча, с ниспадающими вдоль лица звеньями и пластинами. Кроме эстетики, оба аксессуара играют роль мощных оберегов. Ведь считается, что сияние серебра способно отражать злые намерения и отводить несчастья.

Конечно, повседневный образ современных якутов сегодня мало отличается от образа среднестатистического жителя России. Однако, у каждого якута в гардеробе непременно имеется хотя бы один национальный костюм, в который он с удовольствием облачается во время важных событий и больших праздников. Якутские же дизайнеры, бережно используя традиции и навыки предков, получили известность далеко за пределами своей исторической родины.

Видео: Якутия — 1000 км по Колыме до полюса холода Оймякон!

Источник статьи: http://otdyhpress.ru/tradicii/jakuty-tradicii-i-obychai.html

Оцените статью
Adblock
detector