Национальный праздник бурятии сурхарбан

Сурхарбан — праздник спорта и воспевания пробуждающейся природы

Сурхарбан – это один наиболее распространенных праздников, который празднуют все монголоязычные народы. В переводе с бурятского языка Сурхарбан означает «стрельба в сур» — мишень, сделанную из небольшого колышка, обмотанного тонким кожаным ремнем и воткнутого в землю. В Монголии его называют «Наадан», что в переводе с монгольского означает «три игры мужей». Празднуют его один раз в год в начале лета в воскресный день.

История праздника уходит корнями в глубокую древность, когда поводом для состязаний были чествования духов. Позже Сурхарбан стал своеобразным военным смотром, на котором отбирали воинов. На праздник съезжалось очень много народу. Каждый улус, род, племя, выставляли лучших своих баторов (борцов-богатырей), мэргэнов (метких стрелков), коней и ловких наездников. В стрельбе из лука, которая долгое время была одним из главных видов боевого искусства кочевников, бурятские воины достигали высочайшего мастерства. Любимым видом состязаний была борьба.

Конные скачки — третий вид состязаний. В Бурятии существуют целые трактаты и неписаные правила по отбору и тренингу скакунов. Призы бывали очень велики — сотни, а иногда и тысячи голов скота. На празднике не только соревновались, но и играли, пели обрядовые песни, танцевали, угощали друг друга. Обязательно исполнялся темпераментный и ритмичный круговой танец «Ёхор», символизирующий единение народа.

В настоящее время Сурхарбан — это соединение традиций и новых форм культуры. Он стал праздником спорта и воспевания пробуждающейся природы. Праздник ежегодно проводится во всех районах республики, после чего проводится главный праздник в ее столице – городе Улан-Удэ. Он проходит на республиканском ипподроме, куда собираются многие тысячи участников и зрителей. Это увлекательное зрелище. Кроме традиционных видов состязаний здесь проводятся игры, выступления фольклорных ансамблей, на поле ипподрома ставятся юрты, в которых представители разных районов угощают гостей. Сурхарбан – один из наиболее интересных народных праздников Бурятии, привлекающий туристов.

Источник статьи: http://www.visitburyatia.ru/holidays/item-1581/

Национальный праздник бурятии сурхарбан

Когда-то у бурят считалось, что стрелять из лука должен уметь каждый – мужчина ты, женщина или ребенок. Так же, как скакать на коне. Дети, едва начав ходить, уже брали в руки лук и умели управляться со скакуном. Тогда такие умения были залогом выживания, вопросом жизни и смерти, сейчас это только традиция. Правда, очень красивая, так же, как и один из самых популярных бурятских праздников – Сурхарбан.

Сурхарбан – летний праздник, как правило, его дату назначают по завершении посевных работ и обязательно в воскресный день. Он отмечается практически всеми монголоязычными народами, но в Бурятии это празднование проходит на редкость масштабно, привлекая жителей даже из самых отдаленных районов. В Монголии праздник отмечается под названием «Наадан», — то есть «три игры мужей», подразумевая тем самым соревнования в стрельбе из лука, конные скачки и борьбу. Поэтому и в Бурятии другое название праздника –«эрын гурбан наадан» или просто Наадан.

Нет единого мнения о том, когда именно и при каких обстоятельствах возник этот праздник, нет и одного мнения о значении самого этого слова. В переводе с бурятского языка само слово Сурхарбан обозначает дословно «стрельба в сур», то есть сделанную из колышка с намотанным на него ремнем мишень. Колышки втыкают в землю и задача лучника – сбить их. Другая версия названия отсылает к старинной легенде о тарбагане (сурке), по которой тарбаган был когда-то человеком, метким стрелком. «Однажды, — гласит легенда, — на небе появилось сразу три солнца, стало очень жарко и наступила засуха. Тогда стрелок решил сбить лишнее солнце, но, к своему стыду, промахнулся, и, не в силах вынести позор, отрезал себе большие пальцы, превратился в животное и стал жить под землей».

Как бы там ни было, изначально главной целью и поводом для проведения Наадана было чествование духов предков и хозяев местностей: молебны сопровождались спортивными состязаниями. Позднее праздник превратился в своеобразный военный смотр, где лучшие из лучших могли показать себя, а военачальники отбирали себе воинов. Так было во времена правления Чингисхана и его потомков – на состязания каждый род или улус представляли своих лучших борцов, наездников, стрелков, из которых ханы и нойоны отбирали людей в личную свиту или войска. Учитывая, что к турниру допускались участники независимо от социального положения, можно было говорить даже о функции своеобразного «социального лифта». Чингисиды ушли, а праздник остался. Он был таким же многолюдным и популярным: на него съезжались из разных уголков Бурятии, и не только соревновались, но и приветствовали и угощали друг друга, пели обрядовые песни, играли, исполняли национальный танец – Ёхор.

Читайте также:  Конспект праздника лета во второй младшей группе

В годы советской власти этот любимый бурятским народом праздник не умер. Более того, именно при советской власти он и оформился в нынешнем его виде, с правилами, порядком проведения и существующим названием. В скачках, борьбе и стрельбе из лука все также соревновались лучшие борцы и лучники, но выставляли их на состязания уже не улусы и роды, а колхозы и районы. В 2014 году празднику исполняется 90 лет – без малого сто лет назад, в 1924 году в Бурятии был проведен первый Сурхарбан. Сегодня это одно из самых зрелищных и массовых мероприятий в республике. Туристические агентства давно включили его в качестве заметного пункта в свои программы событийного туризма, и теперь он привлекает не только жителей Бурятии, но и туристов.

Сокровенное сказание монголов

Одна их целей празднования Сурхарбана – сохранение и развитие национальных видов спорта, спортивные состязания — душа и сердце праздника. Традиционно в программу включаются три вида спорта: стрельба из лука (по бурятским правилам), бурятская борьба (бухэ-барилдаан) и конные скачки. Лук и стрелы – особая часть бурятской традиции, они издавна пользовались особым уважением. В юрте они всегда висели на почетном месте, и считается, что, например, через них нельзя переступать. Стрельба из лука была одним из самых любимых занятий бурят-монголов, об этом упоминается и в летописи «Сокровенное сказание монголов», и в записях бурятского летописца Тугулдура Тобоева, относящихся к середине 19 века. Сегодня в Бурятии стрельба из лука – традиционный и особо почитаемый вид спорта, в республике работают секции по стрельбе из лука, проводятся турниры, а бурятские лучники в разные годы принимали участие в олимпийских играх. В 2012 году, уезжая на Олимпиаду в Лондон, российские лучники взяли с собой стрелы, освященные главой буддистской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым.

Нужно отметить, что во время Сурхарбана применяются бурятские правила стрельбы из лука и они несколько отличаются от спортивных. Главное отличие, конечно же, в мишенях – их роль выполняют все те же суры. Участник соревнований должен с 30-40 метров выбить за пределы площадки 12 сур, за выбивание каждой мишени начисляется определенное количество очков. Посредине ряда сур установлена палочка – «ласти», за попадание в которую начисляется наибольшее количество баллов. В финале соревнований свои умения и звание самого меткого лучника, абсолютного чемпиона, отстаивают четыре стрелка. Победитель определяется по сумме очков.

Не менее любимы зрителями и конные скачки. Как правило в программе конных испытаний Сурхарбана – рысистые заезды, конкур (прыжки через препятствия высотой до 120 см) и верховые скачки. Но, пожалуй, самым главным и ожидаемым пунктом программы является практически всенародно любимый в Бурятии вид спорта –национальная борьба или бухэ барилдаан. В Бурятии любят и ценят борцовские поединки, без них не обходится ни один крупный общенародный праздник или молебен. С 1968 года именно на Сурхарбане стало разыгрываться абсолютное первенство по национальной борьбе. Подобно соревнованиям по стрельбе из лука, национальная борьба также имеет свои особенности, она требует от участников не только умения показать силу, но и смекалки, ловкости, бесстрашия, умения предвидеть действия противника и противостоять ему.Как говорит тренер по СДСЮШОР №7, учитель с 46-летним стажем, заслуженный тренер России по вольной борьбе, спортивный журналист Валерий Сыдеев, бурятская национальная борьба имеет очень глубокие корни, специалисты различают в ней два варианта, первый их которых распространен в Прибайкалье, у иркутских бурят, второй – в Забайкалье, то есть в Бурятии и Аге. Главное отличие этих видов спорта в кушаках (поясах): в одном варианте они задействованы, в другом нет.

— В Бурятии борьба проходит на кушаках и это самая честная борьба, — говорит Сыдеев, — мужчины хватают друг друга за кушаки и борются до полной победы, кто кого одолеет. Турниры по бурятской борьбе проходят во время всех спортивных праздников, особый толчок к ее развитию дали дацаны, храмы Буддистской традиционной Сангхи России и лично глава Сангхи, Хамбо лама ДамбаАюшеев. Турниры по бурятской борьбе проводятся и во время всех крупных молебнов, и победители в качестве призов получают автомобили, отары овец. Это престижно и почетно — стать чемпионом таких соревнований.

Во время Сурхарбанов национальная бурятская борьба представлена в классическом ее виде, оставшемся практически неизменным за сотни лет. Владимир Сыдеев и сам неоднократно принимал участие в сурхарбанских турнирах, а в 1967 году стал призером. По его словам, за все эти годы проведения Сурхарбана, его масштаб и уровень постоянно повышаются, но суть остается прежней:

— Моя жизнь, — говорит спортсмен, — связана со спортом и лично у меня Сурхарбан вызывает душевный подъем, хорошее настроение и гордость за свой народ.

Читайте также:  Праздник счастье радость веселье

— Я горжусь, что мы сохранили эту традицию бурятского народа, — согласен с Сыдеевым почетный работник образования России, мастер спорта по вольной борьбе Валерий Цыбиков, — я сам принимал участие в борцовских поединках с пятилетнего возраста. Победитель Сурхарбана – это почет и слава на всю жизнь, своими лучшими борцами гордится весь род или село, даже район. Это своего рода герои нашего времени, люди, на которых всегда равнялась молодежь. Победа в борцовском поединке – показатель мужества и силы мужчины.

Кстати, нужно отметить, что бурятская национальная борьба дошла уже и до Москвы: ежегодно, с 2010 года, на Красной площади проводятся турниры по национальным видам спорта, в том числе и бухэ барилдаану. Без бурятской борьбы не обходится ни один Сурхарбан, где бы он ни проводился.

— Сурхарбан проводится бурятской диаспорой в Испании, — говорит Владимир Сыдеев, — и там в программу тоже включен турнир по бурятской борьбе. В прошлом году победил испанец, годом ранее — калмык. Но неважно, кто там одержал победу, для меня лично это большая гордость – знать, что национальный вид спорта нашего народа представлен даже в сердце Европы.

Однако последние два года сурхарбан – не только конные скачки и борьба, но и более уникальные виды соревнований. Инициатором нововведений стала Федерации этноспорта. По словам ее руководителя Алексея Гергенова, начиная с советского времени проведение Сурхарбана было «жёстко спортизировано» и регламентировано. В программу соревнований включались три опорных вида– стрельба из лука, конные скачки и бухэ барилдаан, местами проводились еще соревнования по волейболу и футболу, и не более того. А ведь у бурятского народа, говорит Гергенов, очень богатые культурная и спортивная традиции. Однако под влиянием Олимпийских видов спорта и влиянием массовой культуры традиционные бурятские игры уходят в небытие и задача Федерации сейчас – возродить их.

— В 2014 году впервые в программу соревнований Сурхарбана включены национальные игры — перетягивание плетки (ташуур татаха), разбивание хребтовой кости (hэер шаалган) и игра в кости (шагай наадан). Очки за победу в них учитываются в общекомандном зачете.

Вообще, уверен Гергенов, соблюдение правила и обрядов – одно из главных условий возрождения национальных игр и к этому вопросу нельзя подходить неподготовленными. Поэтому Федерация сотрудничает с учеными Бурятского научного центра, историками, специализирующимися на бурятской культуре, культурологами, этнографами, обращается к архивам, проводят кропотливую работу.

— Мы не просто реконструируем национальные игры, — говорит Гергенов, — мы хотим возродить и присущий им сакральный смысл, это самое главное.

Нужно отметить, говорит Гергенов, что и перетягивание плетки, и разбивание хребтовой кости — это не спорт, а именно игры, национальные, со своей историей и правилами, но игры. Видом спорта, говорит Гергенов, в России является только то, что аккредитовано министерством спорта РФ и входит в реестр. На сегодня в Бурятии нет ни одного аккредитованного национального вида спорта. У конных скачек нет даже собственной федерации, хотя и стрельба из лука и конные скачки в Бурятии считаются одними из самых любимых, массовых и почетных видов спорта. Но у экспертов, говорит Гергенов, в вопросе аккредитации национальных видов спорта единой точки зрения нет. С одной стороны, включение вида спорта в официальный реестр дает возможность проведения турниров, учреждения званий мастеров, кандидатов в мастера спорта, открывает доступ к бюджетному финансированию. С другой же стороны, многие считают, что национальные виды спорта и жёсткий регламент, являющийся неотъемлемой частью аккредитации, – вещи несовместимые.

В той же бурятской борьбе, говорит Гергенов, есть уникальные и очень красивые элементы – танец орла, танец победителя, там своя неповторимая экипировка – все это внести в регламент очень сложно, если вообще возможно. Цель массовых видов спорта в том, чтобы быть быстрее, выше, сильнее, а национальные вида спорта имеют малого общего с такими терминами, как «доли секунды», «старт» и «финиш». Так что, возможно, лучше развивать национальный спорт в рамках культурных фестивалей и мероприятий, подобных Сурхарбану, который сегодня дает редкую возможность увидеть национальную культуру бурят во всей ее красе.

Источник статьи: http://baikal-tales.ru/traditions/30185/

Что это за праздник Сурхарбан? История праздника, который объединил традиции и культуру бурят

Сурхарбан – это национальный праздник бурят. Это один из самых распространенных и популярных праздников, который отмечается всеми монголоязычными народами в Бурятии, Монголии, Якутии. Наадан, так его называют в Монголии, что в переводе означает «три игры мужей». Празднуется он в начале лета раз в год, в воскресенье. Что это за праздник – Сурхарбан? Когда и как он возник? Какие традиции связаны с ним? Именно о празднике Сурхарбан и пойдет речь в статье.

Что значит «сурхарбан»

Слово «сурхарбан» означает дословно «стрельба в сур». Сур – это мишень, сделанная из колышка, который обмотан кожаным ремнем и воткнут в землю. Слово «харбан» переводится как «состязание».

Читайте также:  Методика репетиционного процесса праздника

В древнем индийском языке «сурья» означает «солнце», возможно, монгольское «сур» имеет именно это значение, отсюда «сурхарбан» может означать «стрельбу из лука в солнце». Именно с этим толкованием названия связана монгольская легенда.

Легенда

У монгольских народов есть магическая игра, которая называется «тарбаганы и волки», в которую играют в начале лета. Есть и легенда, которая связывает праздник Сурхарбан с тарбаганом. Что это за праздник Сурхарбан, и как он связан с традициями и верованиями монгольских народов?

Согласно древнему сказанию, Тарбаган был очень метким стрелком. Однажды на небе появилось сразу три солнца, стало невыносимо жарко, все выгорало. Стрелок решил помочь людям и сбить стрелой лишние солнца. Он выстрелил и промахнулся. Из-за стыда он отрубил себе большие пальцы, начал жить под землей и лишился человеческого облика.

Именно с этой легендой связывают праздник Сурхарбан, или состязания в стрельбе из лука. На этом празднике буряты просят Землю проявить милость и не посылать три солнца.

Традиции

С древних времен главным праздником у бурят считался Сагалган, что в переводе — «приход Белого солнца». Это торжественное почитание Земли отмечается летом.

Ритуальная часть празднования проходила на горе, где совершалось жертвоприношение духам местности (обоо). На заре люди поднимались к духам, испрашивая у них разрешения служить земле и милости у нее.

После молитв внизу наступала следующая часть празднования – игрища и состязания, которые включали в себя стрельбу из лука, скачки и бурятскую борьбу. Состязания – это и есть Сурхарбан.

История праздника Сурхарбан. Что это за праздник?

Сурхарбан – это праздник бурят, первоначально его задачей было почитание духов Земли, но позже он стал своеобразным военным смотром, на котором отбирали наилучших воинов.

На празднование съезжалось огромное количество людей, каждый род выставлял наилучших своих борцов (баторов), метких стрелков (мэргэнов), самых ловких наездников и самых быстрых жеребцов.

Стрельба из лука была самым главным видом боевого искусства бурят, поэтому на празднике именно в этом состязании каждый стремился показать наилучший результат.

Самым зрелищным была борьба. А третьим видом состязаний были конные скачки. Существовал целый свод правил по отбору скакунов. Призы всегда были очень существенные – сотни, а иногда и тысячи голов скота.

На праздник допускались мужчины всех возрастов и социального положения, женщинам разрешалось присутствовать только незамужним и детям.

Предварительно обсуждалось место проведения состязаний, условия и призы.

На праздник женщины надевали самую лучшую одежду, украшения. Мужчины выбирали свою самую лучшую сбрую, брали с собой украшенные луки, курительные трубки и ножи.

На празднике стариков усаживали в первые ряды, молодежь, как правило, стояла, детям отводились отдельные места, где они могли играть и видеть состязания одновременно.

На празднике соревновались, пели ритуальные песни, играли, танцевали. Обязательным было исполнение танца ехора, который символизировал единство бурят. Танец имеет древнее происхождение. Например, в Бурятии насчитывается более десятка его вариантов. Ритуальный танец начинается вечером и продолжается всю ночь до восхода солнца. Танцующие двигаются по кругу по ходу солнца и напевают слова–заклинания.

Описание праздника Сурхарбан

Праздник проводится в первое воскресенье июля. С древних времен сложилось традиционное содержание мероприятий бурятского праздника Сурхарбан. Краткое содержание торжества: стрельба из лука, бурятская борьба и конные скачки. Кульминацией праздника является танец — ехор.

Для состязаний по стрельбе выбиралось, как правило, ровное место, на котором расставлялись суры – традиционные мишени бурят. Стрельба осуществляется с расстояния в 20 и 30 луков (бурятский лук – это 160 см).

Сразу после стрельбищ проводятся соревнования борцов (баторов). У хоринских бурят проиграл тот, кто дотронулся коленом или рукой до земли. У агинских бурят, чтобы выиграть состязание, необходимо было уложить противника на лопатки. В современное время используется правило трех точек, весовых категорий не существует. Победитель по традиции исполняет танец орла и награждается живым бараном, которого он должен обязательно унести на руках. В конце соревнований по борьбе лучший борец вызывает на поединок любого желающего померятся с ним силами.

Скачки обычно проводятся на дистанции 4 километра. Скакунов готовят к соревнованиям за несколько недель до начала праздника. Наездниками, как правило, являются подростки. Они на соревновании подгоняют лошадь двумя плетями, не держась за уздечку. На финише лошадей ловят специальные люди-ловцы. По окончании скачек читается песня-хвала коню-победителю.

Вместо заключения

Что это за праздник – Сурхарбан? В настоящее время это праздник, который объединил традиции и культуру народа. Это бурятский праздник спорта и воспевания природы. Он проходит во всех районах республики, после чего проводится в Улан-Удэ. Это увлекательное зрелище, на котором, кроме традиционных состязаний, проводятся игрища, выступления национальных фольклорных коллективов. Праздник Сурхарбан — наиболее интересный бурятский народный праздник, привлекающий огромное количество туристов.

Источник статьи: http://fb.ru/article/351100/chto-eto-za-prazdnik-surharban-istoriya-prazdnika-kotoryiy-obyedinil-traditsii-i-kulturu-buryat

Оцените статью
Adblock
detector