- Зул — калмыцкий Новый Год
- Борцоки, ароматный чай и тысячи лампадок. Как в Калмыкии отметят национальный Новый год
- Молитвы о благополучии и здоровье
- Волшебство в каждом доме
- Борцоки, берики и калмыцкий чай
- Праздник тысяч лампад
- Зул – калмыцкий Новый год.
- Народные обычаи, праздники и обряды являются духовной частью культуры любого народа. Поскольку я родилась и выросла в Калмыкии, на земле, где испокон веков почиталось уважение к старшему поколению, которое несмотря на трудные годы репрессий смогли сохранить и передать молодому поколению праздники и обряды предков, освященными традициями многовековой истории народа.
Зул — калмыцкий Новый Год
Традиционно в этот день в домах Калмыкии зажигают лампады, отсюда и название праздника — Зул (Фото: byheaven, depositphotos.com)
Ежегодно в декабре в Калмыкии отмечается национальный праздник Зул. Этот древний праздник, название которого в переводе с калмыцкого языка означает «лампада», получил официальный статус в октябре 2004 года, когда Законом Республики вошёл в перечень национальных праздников Калмыкии. Для жителей Республики Калмыкия Зул является нерабочим праздничным днём. Дата празднования не имеет конкретной даты, по калмыцкому календарю Зул приходится на 25 число месяца Коровы.
Зул, часто именуемый калмыцким Новым Годом, в действительности не является абсолютным аналогом Нового Года в европейском представлении. Свои истоки он берёт в древности, когда обозначал рождение Вселенной. Позднее его стали приурочивать к кончине одного из тибетских лам: Чже Цонкапы. Духовная суть праздника сводится, как и многое в буддизме, к достижению гармонии с внешним миром, а также внутренней гармонии.
Традиционно в этот день в домах Калмыкии зажигают лампады. Отсюда и название праздника.
Новым Годом праздник именуют в связи с тем, что, по традиции, калмыки не имели своего «Дня рождения». Зато ежегодно, отмечая Зул, прибавляли один год к своему возрасту. Получался общенациональный День Рождения, который объединял народ. С этого же дня калмыки ведут начало и новому календарному году.
Празднование, по традициям калмыков, начинается уже с утра, когда хозяйки в домах зажигают лампаду, накрывают праздничный стол, который должен быть похожим на переполненную чашу. Есть в традиционной калмыцкой кухне и такие блюда, которые обязательно должны присутствовать на праздничном столе. Среди них: пшеничные пирожки (борцоки), пельмени с бараниной, сладости и калмыцкий чай. Это направлено на то, чтобы изобилие в доме никогда не пропадало. Люди, одетые в нарядные праздничные одежды, ходят в гости к друзьям и знакомым, угощают и поздравляют друг друга.
Памятуя о неразрывной связи планеты и жизни людей с космосом, вечерние семейные новогодние обряды символически связаны с этой темой. Зажжение лампад, вылепленных из теста, а также следующее за сжиганием в них травинок ковыля или иных фитилей, разделение лампады между членами семьи заканчивается тем, что разделённая лампада съедается всей семьёй.
Все обрядовые действия направлены на поклонение Солнцу, силам природы, теплу, исходящему от огня и отгоняющему холод, на продление жизни и благополучия. В прошлом, зажжённые лампады поднимались на специальном шесте над каждой кибиткой или юртой.
Традиция отмечать Зул и прибавлять к своему возрасту один год каждому члену семьи несколько расходится с более древней традицией, когда в Зул прибавляли год к своему возрасту только женщины, отмечая День рождения Вселенной. Мужчины же становились на год старше через 3-5 дней в первый день месяца Барса, когда отмечался другой праздник: Жилин Эзн (Хозяин Года), символизировавший собой прекращение вселенского хаоса и оформление Вселенной в том порядке, какой она имеет по настоящее время. Так что две древние традиции калмыцкого народа в определённый момент слились воедино, будучи изначально взаимосвязаны.
В современной Калмыкии праздник проходит не только в семьях. В Буддийских храмах проводятся молебны и совершаются подношения. В столице Республике Элисте проходят праздничные мероприятия, где обязательно центром программы становятся песни, танцы и номера, основанные на традиционном наследии Калмыкии.
Взаимоуважение, доброжелательность и забота о родных и близких лежат в основе калмыцкого Нового Года.
Другие праздники в разделе «Буддийские праздники»
Источник статьи: http://www.calend.ru/holidays/0/0/3452/
Борцоки, ароматный чай и тысячи лампадок. Как в Калмыкии отметят национальный Новый год
Зул (в переводе с монгольского — «лампада» — прим. ТАСС) — древний праздник по тибетскому лунному календарю, посвященный уходу из этого мира основателя тибетской буддийской школы Гелуг Чже Цонкапы, который почитается в Тибете как второй Будда.
Зул не имеет конкретной даты и приходится на 25-е число десятого месяца по лунному календарю. Его в России отмечают буряты, калмыки и тувинцы. В Калмыкии этот день традиционно является выходным.
Столица Калмыкии Элиста в честь этого дня преобразилась — установлены елки, на улицах появились новогодние украшения. 21 декабря в самом центре города пройдут праздничные гуляния — все желающие смогут увидеть исполнение национальных танцев, услышать песни, игру на домбре, попробовать калмыцкие угощения.
Как рассказал начальник управления культуры и туризма горадминистрации Данзан Эрдниев, на праздник Зул в Элисту приедут туристы из Астраханской и Волгоградской областей, Ставрополья.
«Постараемся, чтобы они ощутили: в основе калмыцкого Нового года — взаимоуважение, доброжелательность и забота о родных и близких», — заметил Эрдниев.
Молитвы о благополучии и здоровье
Для многих верующих праздник Зул начнется с посещения главного буддийского храма республики — Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни», где утром пройдет большой праздничный молебен «Тысяча подношений Ламе Цонкапе».
«В нем по традиции примут участие свыше двух тысяч человек. Каждая семья в течение праздничного дня должна прийти в храм, зажечь лампадку и поднести ее божествам-защитникам. В молитвах традиционно нужно просить здоровье, благополучие как для своих близких, так и для всех живых существ», — рассказали в хуруле.
После молебна состоятся торжественный обход монахов и верующих вокруг храма с пением мантры (священного текста — прим. ТАСС) «Мигзм» и возжигание лампадок у скульптурных композиций семнадцати пандитов — ученых, которые сохраняли буддизм на протяжении 2,5 тыс. лет до нашего времени.
Учитель школы №4 Лаганского района Надежда Бадмаева, рассказывая на уроках калмыцкого языка о традициях республики, объясняет школьникам, что молитвы в этот день имеют особую силу и возносятся не только за себя и свою семью, а за весь калмыцкий народ.
«Старики всегда говорили нам — если народ здоров, всем людям хорошо, то и твоя семья будет жить благополучно и счастливо», — заметила Бадмаева.
Волшебство в каждом доме
Зул — семейный праздник, говорит Надежда: с самого раннего утра мужчины разжигают лампаду, а женщины начинают варить душистый калмыцкий чай, добавляя в него кусок сливочного масла. Первая пиала с чаем обязательно ставится перед иконой (божеством).
«Этот праздник для нас — волшебство! Хорошо помню из детства, как накануне праздника в больших котлах жарили круглые борцоки (жареные изделия из теста — прим. ТАСС), для детей их нанизывали на ниточки, и мы, переполненные счастьем, носились по дворам. С утра мы ждали гостей, особенно — старейшин, благословлявших нас. Угощали всех и сами ходили в гости к родственникам с гостинцами — с чаем, молоком, конфетами, мускатным орехом, фруктами», — вспоминает Надежда Бадмаева.
Ученик Надежды Церен Ованов рассказывает, что в их семье готовиться к празднику начинают за целый месяц. Отец приносит домой из степи охапку ржанца для специального ритуала, колоски тщательно перебираются, просушиваются и разрезаются на равные части. В день праздника хозяйка дома делает из теста «ладью жизни», которую вечером украшают высушенными стеблями дикой ржи, обернутыми ватой и смазанными топленым маслом.
Такие фитильки делают для каждого члена семьи, количество палочек должно быть на две больше, чем возраст человека, если считать его по-европейски. Далее фитильки поджигают. После этого тесто, из которого сделана ладья, поджаривается на сковороде в виде лепешек и съедается, причем чужим это блюдо передавать нельзя. Калмыки верят, что этот ритуал продлевает жизнь.
«Вечером с появлением первых звезд практически в каждом доме верующие зажгут эти палочки, и пока они горят, произносится молитва. Этот ритуал продления жизни убережет от всего плохого, что может ожидать буддиста на пути длиною в год», — пояснили в Центральном храме республики.
Борцоки, берики и калмыцкий чай
Особое отношение в калмыцкий Новый год и к праздничному столу: на нем должно быть не менее девяти разных блюд. Главное из них — борцоки — калмыцкие жареные лепешки из теста, говорит Надежда Сидорук, председатель приходского совета общины буддистов из села Заволжское Астраханской области.
Форма у лепешек может быть разная, но одна из самых распространенных — круг — символ долголетия.
«Борцоки делаются из молока, масла, муки, добавляются соль, приправы. По традиции готовить это угощение начинают накануне, лепешки обязательно надо жарить на масле, чтобы был яркий запах жареного. Раньше старики говорили, что запах должен дойти до предков, они им питаются. Поэтому в праздник мы много жарим», — уточнила Сидорук.
Также на столе обязательно должны быть национальные блюда из мяса, причем в праздник предпочтение отдается говядине и баранине. Сама Надежда Сидорук собирается приготовить бёреки — калмыцкие пельмени. Их главная особенность в лепке косичкой, подаются они обязательно с маслом, отдельно в пиалы разливается бульон.
«Можно сделать еще махан-шультаган — отварное мясо с картошкой и домашним тестом в виде квадратиков. Можно жареное мясо — хурс-махн с морковью и домашней лапшой. Также должно быть разнообразие фруктов и сладостей. Чем богаче стол, тем благополучнее будет наступающий год», — добавила Сидорук.
А вот из напитков на столе только калмыцкий молочный чай — с маслом и специями. По преданию, чтобы он был более насыщенным, при кипении его надо помешать ковшиком 72 раза. И никакого алкоголя.
Праздник тысяч лампад
Зул астраханские буддисты празднуют несколько дней: в первый — обязательно собираются семьей и поздравляют старшее поколение, в последующие дни ходят в гости и в качестве подарков раздают «белые продукты» — молоко, масло, а также сладости и борцоки.
Кроме того, обязательно посещается старейший буддийский храм в Европе — Хошеутовский хурул, построенный в 1818 году и расположенный неподалеку — в селе Речное.
«В прошлом году на праздник Зул в Хошеутовском хуруле мы зажигали вечером 1000 лампадок, их привозят к нам из разных районов, а также из Калмыкии. В этом году планируем зажигать лампадки три дня подряд. Этим ритуалом мы освещаем путь божествам, подношением в виде чая, молока, фруктов, сладостей и молитвами задабриваем наших божеств. Взамен они нам посылают здоровье, благополучие и защищают от стихийных бедствий», — добавила Сидорук.
В Центральном хуруле Калмыкии 21 декабря вечером тоже зажгутся лампадки. В храме пояснили, что огню как отражению солнца отводится особое место в праздновании Зула. Считается, что чем больше люди зажгут костров и лампадок, чем ярче будет их пламя, тем сильнее будет жар солнца, который отгонит крепкие морозы и снега.
Особенно значимы все эти ритуалы для тех, кто родился в год Мыши, а также противоположный ей год Лошади. По прогнозам астрологов Центрального хурула, грядущий 2020 год Белой Металлической Мыши будет стабильным и мягким, серьезных природных катаклизмов не предвидится.
Елена Поротикова, Оксана Гамзаева
Источник статьи: http://tass.ru/v-strane/7354173
Зул – калмыцкий Новый год.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 10»
« Зул –калмыцкий новый год»
Выполнила: ученица 8а класса
Учитель: Эдгеева К.Х.
Народные обычаи, праздники и обряды являются духовной частью культуры любого народа. Поскольку я родилась и выросла в Калмыкии, на земле, где испокон веков почиталось уважение к старшему поколению, которое несмотря на трудные годы репрессий смогли сохранить и передать молодому поколению праздники и обряды предков, освященными традициями многовековой истории народа.
Значительным фактом, свидетельствующим о развитии просвещения и культуры у калмыков, является калмыцкий календарь – «лит». Начало календарного летоисчисления у всех монгольских народов установлено с 1027 года европейского календаря.
Чтобы привести в соответствие лунные месяцы и солнечные годы, необходимо было своевременно вводить дополнительный тринадцатый месяц каждый третий год. Для этого удваивался какой-то месяц.
Калмыцкий календарь начинается с года Барса. Бар- тигр. 2- Туула- заяц, 3- Лу – дракон. 4- Моһа –змея. 5. Мөрн-лошадь. 6. Хөн – овца. 7. Мөчн- обезьяна. 8. Така – курица. 9. Ноха – собака. 10. һаха – свинья. 11. Хулгн – мышь. 12. үкр – корова.
Двенадцать месяцев имеют те же названия животных: декабрь – бар , январь- туула, февраль – лу, март — моһа, апрель — мөрн, май- хөн, июнь — мочн, июль – така, август – ноха, сентябрь — һаха, октябрь — хулгн, ноябрь — үкр сар).
Все эти праздники имеют свое значение, свой смысл, связаны с определенными божествами и проводятся в определенные дни лунного календаря. С древних времен у калмыцкого народа сложилась традиция отмечать смену времени года, возникли календарные праздники зимы Зул – праздник нового года, Цаган Сар- праздник весны.
Зул – древний народный праздник, символизирующий собой встречу нового года и начало зимы. Согласно буддийской традиции Зул отмечают 25 числа месяца коровы (быка). Название самого праздника происходит от обычая зажигать лампады. В переводе с калмыцкого языка слово «зул» означает «лампадка, жировая лампа». Символика зажигания лампад широка: это форма почитания бурханов, гадание о будущем. Это поклонение солнцу, чтобы оно лучше грело зимой, и чтобы не было сильных морозов и глубоких снегов, гибельных для скота. Разведение различных видов костров во время Зул, несомненно, было вызвано желанием воздействовать на убегавшую силу солнца и стремление тем самым оживить умиравшую от зимнего холода природу.
К празднику Зул калмыки готовятся заранее, запасаясь впрок топленым маслом, жиром. Хозяйки должны собрать траву «цаһан өвсн» (ковыль), из которого делают обрядовые фитили нарезанные травинки-палочки для фитилей размером в 4 пальца).Вечером, когда на небе зажигались звезды, каждая семья возжигала приготовленные лампадки, водружала их на длинные шесты и выставляла наружу через дымовое отверстие кибиток. Шесты держали до тех пор, пока лампадки не гасли, после этого начиналась процедура моления. В кибитке в продолжение этого дня и вечера с утра горела перед бурханами другая лампада. Символика зажигания лампад широка и многогранна. По степени интенсивности и длительности горения зулов можно было видеть, каким для каждого окажется грядущий год. В этот день разрешалось разводить костры, причем большие и яркие. Праздник особыми играми и забавами не сопровождался. Каждая семья приглашала друг друга в гости и угощала своими припасами, заготовленными до осени. Кроме того, часть припасов передавалась хурулам для поминовения усопших
Зул знаменует наступление Нового года. Именно этот день считается днем рождения бога Богдо Зунквы и всего калмыцкого народа. В этот день Зунква-гегән достиг просветления и ушел в нирвану. Калмыки, последователи желтошапочной школы Гелуг, издавна поклонялись Зунква –гегяну, и именно в этот день все калмыки, даже если их дни рождения приходятся на другое время, становятся старше на один год.
День рождения Зунква-гегян.
Встречая лунный Новый год
Лампадку до краев заправив,
Помолимся за наш народ
Святому гению Дзонкавы…
Цзонхава был уроженцем восточного Тибета.Он родился в год огненной курицы (1357г.) Отец его Даргачи, из фамилии Малч, был человек уважаемый всеми, осторожный и справедливый, мать его Ачой — была из фамилии Шинч. Цзонхава был четвертым ребенком в семье из шестерых детей. С юных лет он прославился своими способностями и поражал всех своими глубокими знаниями. Цзонхава получил всестороннее духовное образование и уже в молодом возрасте достиг высших духовных званий. Он много размышлял о состоянии буддизма своего времени. Решившись восстановить и утвердить истинные начала учения, он установил восемь обетов. «Миряне обязаны соблюдать 8 правил: 1. должны жить чисто; 2.не должны брать того, что не дали; 3.никого не должны лишать жизни; 4.не должны говорить лжи; 5. должны избегать питья и вина; 6.не должны плясать и играть; 7.должны избегать несвоевременной вечерней еды; 8. не должны лежать на высоком ложе и сидеть на высоком седалище.» Если кто при этом соблюдает пост 3 раза в месяц, тот освобождается в этом перерождении от болезней и прочих препятствий мирской жизни. Со всех сторон Тибета стекались к нему ученики и последователи, он создал религиозные трактаты, по которым справлялись службы в калмыцких хурулах.
В дни праздника Зул буддийское духовенство отмечает очередную годовщину со дня ухода в нирвану Цзонхавы. Калмыки передавали в хурулы пищу для поминания умерших родственников, что связано с характером праздника, означавшего поминание Цзонхавы.
День рождения нации.
У калмыков принято встречать этот праздник в чистоте и обновках, не оставляя в доме ничего грязного. С этого дня калмыки начинали употреблять в пищу заготовленные ими вечной и летом запасы масла и сушеного творога.
По традиции накануне Зул калмыки жарят в масле борцоки, чтобы дом наполнился запахами печеного. Вечером этого же дня ставят «дееж» (почетное угощение) перед иконой, а именно- борцоки, сладости.
Ранним утром в день наступления праздника Зул хозяйка дома варит ароматный калмыцкий чай, и налив первую пиалу, ставит «дееҗ» , зажигает лампадку и молится, перебирая четки. В отдельной чаше перед алтарем ставится отварное мясо барана: шага чимгн (малая берцовая кость), дал (лопатка), хавсн (ребро), ууцын махнас бор махн (мякоть задней ноги).
По традиции перед лампадкой нужно быть опоясанным, прополоскать рот, снять шапку, платок, сидя на коленях поклониться.
А потом вся семья садится за стол завтракать. Традиционные продукты праздничного стола это: чай, борцоки, масло, сладости, мясо. Хозяйка разливала чай, причем пиала подносится сначала самому старшему по возрасту мужчине, хозяину, хозяйке, детям. За столом произносятся праздничные благопожелания (йорәл).
…Огнем горящих фитилей
Годы, что прожиты, отметим,
Добавим год, который встретим,
И в гости пригласим друзей.
Пусть возраст наш благословят,
Окажем уваженье старшим.
Цацала совершим обряд,
Чтоб жизнь была светлей и краше…
В праздник Зул у калмыков принято угощать друг друга, ходить в гости, приглашать к себе гостей. В течение дня люди произносят традиционное приветствие «Сян одрт олзятя болтха!- День сегодняшний пусть будет благословен и принесет прибыль!» В этот день калмыки непременно отдают дань уважения родителям, пожилым людям: угощают их от души, делают им подарки (сладости, пачка чая, пачка масла, мускатный орех).
Обряд продления жизни.
Основное действие «обряд продления жизни» совершается вечером, когда на небе появляются первые звезды. Возжигание лампад поздно вечером означает начало поклонения звездам, т.к. считается, что каждый человек имеет свою звезду.
Зул-это семейный праздник. Хозяйка дома зажигает возрастную лампадку «ладью жизни». Она готовится из крутого теста (вода, соль, мука, без добавления яиц), которой придается форма лодки, ладьи («онһц»- лодка). В эту лодочку втыкаются «насна һол» (фитили лет).«Насна һол» — это пучок из стебля травы – ковыль, обмотанный тонким слоем ваты. В каждом пучке должно быть столько стеблей ковыля (нарезанные размером в 4 пальца), сколько лет человеку, которому этот пучок нарекается, плюс 1-2 травинки для продления жизни. Фитилей жизни должно быть ровно столько, сколько членов в семье, в лодочку они втыкаются слева направо, по старшинству членов семьи. Приготовленные фитили пропитывают топленым маслом и поджигают (начиная с левой стороны). Все члены семьи должны поклониться лампадке (насан авх) и произнести слова молитвы: «Ом- мани – падме — хум». После этой молитвы все получают дополнительно к прожитым годам еще один год. «Насна зул» (возрастная лампадка) должна догореть сама, остатки фитилей хозяйка собирает и бросает в огонь.
Обряд «йисн гол» ( просьба благословения у бога)
Этот обряд совершает по традиции хозяйка семейства. Для совершения этого ритуала берется заранее приготовленная маленькая лампадка, приготовленная также из теста. В ней находится фитиль из девяти травинок, потому и лампадка называется «йисн һол» («Число девять у калмыков считается счастливым, умножение чего-либо на девять символизировало богатство. Счет велся девятками. »Э.П.Бакаева) Эту лампадку женщина должна держать в правой руке над головой и перешагнув правой ногой через порог, покрутить лампадку по часовой стрелке и помолиться. В своей молитве она обращается к богам и возвещает их о том, что на земле празднуется Зул, что семья, находясь в здравии и благополучии выносит лампадку «йисн һол» Этой молитвой хозяйка просит у бога благословить всю ее семью, весь народ.
В старину лампадки размещали на длинном шесте между двумя дугами верхнего круга остова кибитки.
После того, как лампадка погаснет, из теста вынимается не догоревшая трава, а само тесто лампадки и лодочки поджаривается на сковороде и съедается в кругу семьи.
Далее все садятся за стол, пьют калмыцкий чай, поздравляют друг друга с новыми годами. По традиции первым поздравляет всех старший в семье. Смысл благопожеланий заключается в пожелании крепкого счастья, жизни в здравии и радости, чтобы новые годы были длинными и счастливыми, а старые годы были крепкими.
Хуучн насн бат болҗ,
Шин насн өлзәтә болҗ,
Цуһарн то бәәрн, толһа менд, байрта бәәцхәх болтха!
«Җилин эзн»- «Хозяин года».
Через 3-5 дней после праздника Зул отмечается праздник «Җилин эзн» — Хозяин года. В эти дни провожают старый год и встречают новый. По старинному обычаю именно в этот день мужчины добавляют себе года. Калмыки Хозяином года называют Белого Старца (Цаган овген), как божество счастья, семейного благополучия, богатства. Именно он, Белый Старец, «Хозяин года, Хозяин мира, покровитель всего народа нисходил в этот день, дабы наделить мужское население очередным годом жизни, как старший родич именно по мужской линии…» Согласно Э.П.Бакаевой «Белого старца еще называют «Нүүдг бурхн»- «Кочующий бурхан», т.е. возвращающийся на свои кочевья через 3 дня», и поэтому в эти дни нельзя шуметь, устраивать веселья, отправляться в дальнюю дорогу, выносить из дома мусор, время проводят в тишине, покое, читая молитвы. После того как Хозяин года перекочует, наступает Новый год.
В каждой калмыцкой семье с особым трепетом готовятся к приходу праздника Зул, выполняя все традиционные для него церемонии с надеждой на исполнение добрых пожеланий, благополучие и достаток.
Согласно известному калмыцкому ученому- археологу, профессору У.Э.Эрдниеву, «калмыки уделяли большое внимание нравственному воспитанию молодежи, соблюдению определенных этических норм, регулировавших поведение людей, их отношение друг к другу и т.п. Нормы эти поддерживались силой общественного мнения, воспитанием и традициями, передавшимися из поколения в поколение».
Сегодня, когда возрождаются традиции, этот праздник объединяет всех : и людей старшего поколения, и людей средних лет, и молодежь, и детей. Праздник, как и раньше, отмечается массовыми развлечениями, которые сопровождаются песнями, танцами, благопожеланиями. В этот день все пронизаны единством, доброжелательностью друг к другу, заботой и любовью.
Источник статьи: http://infourok.ru/zul__kalmyckiy_novyy_god.-344780.htm