Наурыз мейрамы – праздник весны, торжества любви, плодородия, дружбы
Казахскому народу пришлось ждать более полувека — 65 лет, чтобы любимый праздник Наурыз мейрамы был признан и стал не просто всенародным праздником, но и официальным и государственным, сообщает zakon.kz.
История праздника Наурыз имеет не простую судьбу.
В 1926 году — в эпоху сложения тоталитарной системы, когда все национальное было признано несущественным, а все упоминания о традиционном наследии причислены к анахронизмам и пережиткам древности, Наурыз мейрамы был отменен и возобновился только в 1988 году. С 2001 года Наурыз в Казахстане объявлен государственным праздником, а с 2009 года он отмечается 3 дня подряд, начиная с 21 марта. Эти три дня в Казахстане объявлены нерабочими.
О том, почему праздник Наурыз возрожден в Казахстане с обретением независимости и что значит Наурыз для казахстанского народа и Казахстана сказал Первый Президент РК – Елбасы Нурсултан Назарбаев: «Сегодня особый весенний любимый праздник, который вернулся из глубин веков. В годы независимости мы отмечаем этот праздник ежегодно. Его празднуют представители всех этносов нашей страны. Это праздник дружбы, единства, праздник равноденствия, начала восточного нового года, от которого мы ждем всего хорошего и доброго».
Казахскому народу пришлось ждать более полувека — 65 лет, чтобы любимый праздник Наурыз мейрамы был признан и стал не просто всенародным праздником, но и официальным и государственным.
«Наурыз» означает «рождение весны», соответственно Наурыз мейрамы — праздник весеннего обновления, начало нового года, которое совпадает с днем весеннего равноденствия, это праздник торжества любви, плодородия и дружбы. Наурыз мейрамы возник у народов Востока задолго до принятия мусульманства, поэтому лишен религиозной обрядности и направленности, это важный и древний фестиваль восточных народов.
Считается, что щедрое празднование праздника Наурыз принесет в дом изобилие и успех на целый год. Эти убеждения объясняют изобилие праздничных ритуалов и обычаев. Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета. Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев. При этом по установившейся традиции произносились слова: «Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо», «Срубил одно дерево — посади десять!».
Также люди приводили свои дома и хозяйство в порядок, расплачивались с долгами, а те, кто был в ссоре — мирились. Непосредственно в день праздника все одевались в праздничные одежды, ходили друг к другу в гости и обменивались поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году.
Многие виды традиционного празднования Наурыз мейрамы в Казахстане сохранились до сих пор, и в наши дни он также сопровождается повсеместным весельем, играми, лошадиными скачками и другими национальными видами спорта — казакша курес, тогуз кумалак, кыз-Куу.
Также проводятся айтыс — словесное состязание акынов в сопровождении домбры, в котором участвуют и мужчины и женщины, и пожилые и молодые — разнообразные представления и театральные сценки, представляющие национальные традиции и ритуалы, концерты, спектакли.
Все эти праздничные мероприятия привлекают тысячи людей и учат их уважать свою культуру и родную землю, стремиться к сохранению мира и взаимопонимания между различными национальностями и этносами, проживающими в нашей стране.
В разгар праздника молодежь собирается у качелей — алтыбакан, все вокруг поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры.
Главным ритуальным блюдом этого праздника, как и у всех восточных народов, является наурыз-коже, который состоит из 7 ингредиентов: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. Эти ингредиенты символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.
Безусловно, современные очертания праздника существенно отличаются от их прежнего содержания. Это не только театрализованные представления и богато убранные юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение благотворительных акций, народно-спортивных игр, уход за зелеными насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей.
В наши дни «Наурыз мейрамы» стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Древний праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную жизнь, сохранив преемственность традиций древности.
Значимость национальной культуры и традиций казахского народа велика в воспитании чувства патриотизма, любви к истории страны, пропаганды национальной идеи «Мәңгілік ел». Празднование Наурыза дает возможность сформировать знания у молодежи о кочевой цивилизации, о месте кочевой цивилизации в мировой истории, активизировать знания исторических понятий, прививать уважение и любовь к культуре кочевников и истории казахского народа.
Наурыз мейрамы не потерял своего величия и общественного значения и продолжает являться одним из самых популярных и всенародных праздников единства, радости, счастья, мира, доброты, прощения, милосердия, мечты и надежд на лучшее. Все народы Казахстана независимо от их национальности и вероисповедания с удовольствием и радостью отмечают праздник Наурыз мейрамы.
К сожалению, в этом году вспышка коронавируса в мире, перешедшая в пандемию, затронула и Казахстан, поэтому в нашей стране с 16 марта по 15 апреля указом Президента объявлено чрезвычайное положение, в связи с чем отменены все праздничные, зрелищные, спортивные и другие массовые мероприятия, приостановлена деятельность торгово-развлекательных центров, кинотеатров, театров, выставок и других объектов с массовым скоплением людей. В городах Нур-Султане и Алматы введен карантин.
Источник статьи: http://www.zakon.kz/5012848-nauryz-meyramy-prazdnik-vesny.html
Как отмечают праздник Наурыз в Казахстане
Самый главный праздник весны — Наурыз мейрамы. В этот день всё вокруг обновляется, природа просыпается от зимней спячки, а добро побеждает зло. Как празднуют Наурыз в Казахстане сегодня и как отмечали наши предки? Об этом далее.
История праздника Наурыз в Казахстане
Праздник Наурыз в Казахстане начинался с рассветом. С первыми лучами солнца все мужчины, женщины и даже дети шли расчищать родник от веток и прочего мусора. Затем люди занимались посадкой деревьев.
Таким образом они отдавали дань природе, которая их кормит и оберегает. По традиции за одно срубленное дерево нужно было высадить десять саженцев.
Весь оставшийся день люди проводили в атмосфере праздника и всеобщей любви. Во время празднования Наурыза каждый человек выравнивался в правах с остальными. Можно было петь, танцевать и участвовать в играх независимо от возраста и социального ранга.
Чихалка: как правильно пользоваться, толкования по дням
В честь праздника люди надевали самый яркий наряд или костюм сказочного героя. Народ собирался на условленном месте, чаще всего на городской или аульной площади, и пускался в пляс. Веселье сопровождалось непрекращающимися песнями, которые сочиняли специально для этого праздника.
Отдельного внимания заслуживают игры и состязания. Акыны соревновались в мастерстве слова, а те, кто не обладал поэтическим талантом, могли попробовать себя в скороговорках и отгадывании загадок.
Женщины соревновались с мужчинами в борьбе. Кроме того, девушка могла бросить вызов парню в Кыз куумай. Однако в этот день условия игры несколько менялись. Если побеждал мужчина, он мог просить руки девушки, но в случае проигрыша обязывался исполнить любое ее желание.
Рецепт торта «Молочная девочка»
Не обходилось и без таких традиционных спортивных состязаний, как:
- Курес — казахская национальная борьба.
- Тогыз кумалак — логическая настольная игра.
- Байге — скачки по пересеченной местности на дистанции 5‒15 км.
Однако самой веселой и любимой игрой в народе считалась «Аудары-спек» — двое всадников брали в руки веревку и пытались вытянуть друг друга из седла.
Как и на любой большой праздник, на Наурыз принято накрывать богатый дастархан. Столы должны ломиться от яств, отражая грядущее изобилие. Однако и здесь есть свои правила:
- До и после трапезы читалась молитва во имя предков.
- После еды старший мужчина благословлял всех на благоденствие.
- На праздничном столе обязательно должно быть особое блюдо, которое готовили из семи компонентов, — Наурыз коже.
Царица Томирис: биография правительницы
Число «семь» несет особое значение. Оно символизирует дни недели, которые, в свою очередь, являются символами времени. Чтобы отдать дань предкам, перед самыми старшими и мудрейшими мужчинами ставили семь кубков с Наурыз коже. Но в этом случае его готовили из семи сортов семи разных злаков.
Когда солнце поднималось в зенит, забивался бык, и из его мяса затем готовилась еда. Считалось, что, съев несколько кусочков, обретешь силу и выносливость животного на весь последующий год.
Праздник Наурыз в современном Казахстане
В первой половине XX века Казахстан потерял возможность праздновать Наурыз. Целое поколение лишилось права почтить предков из-за решения большевиков.
После прихода советской власти праздник добра и благополучия причислили к религиозным. С 1926 года отмечать Наурыз запретили.
Существует ли Баба-яга на самом деле?
Долгих 62 года в Казахской ССР никто официально не отмечал день прихода весны. Однако, когда Союз доживал последние дни, люди устали терпеть и в 1988 году открыто встретили Наурыз. Тогда это получило широкую поддержку общественности.
Еще через три года правительство республики признало Наурыз мейрамы народным торжеством, а в 2001-м внесло в список национальных праздников Казахстана.
В современном Казахстане Наурыз празднуют несколько дней. Это выходные на Наурыз.
Несмотря на шесть десятилетий забвения, главные принципы и традиции праздника практически не изменились. Как и прежде, люди желают друг другу добра. В городах и селах организуются уборки парковых зон, облагораживаются общественные места, высаживаются новые деревья.
«Конь с розовой гривой»: краткое содержание и анализ
На площадях и в скверах разбивают праздничные юрты, готовят традиционные угощения. Не забыли и про Наурыз коже — его делают особенно вкусным. Все это сопровождается народными играми и танцами.
Часто организуются ярмарки народного творчества. Ремесленники демонстрируют вручную изготовленную одежду, украшения из кожи и металла, различные сувениры и прочую атрибутику.
С каждым годом Наурыз привлекает в Казахстан все больше туристов. Многие иностранцы уже знают, что при встрече нужно желать человеку добра и счастья.
Наурыз — это отличная возможность поздравить родных и близких. С праздником Наурыз! Пусть счастье никогда не покидает ваш дом!
Источник статьи: http://www.nur.kz/1722378-kak-otmecaut-prazdnik-nauryz-v-kazahstane.html
Праздник «Наурыз в Казахстане»
Презентация к уроку
Выбор темы исследования
Наурыз – один из самых ярких и очень древних праздников. Есть сведения о его существовании еще до нашей эры. Но к нам в Казахстан из глубины веков он вернулся не так давно, однако успел занять особое место в календаре, потому что он всегда жил в памяти народной
Цель проекта: знакомство с историей происхождения праздника Наурыза, с традициями и обычаями, связанными с этим праздником и создание электронного пособия для учителя и учащихся.
Задачи проекта:
- помочь детям осмыслить исторические факты происхождения Наурыза;
- повысить интерес к традициям и обычаям казахского народа;
- формировать умение работать самостоятельно;
- развивать у детей вдумчивость, наблюдательность, воображение, изобретательность.
Гипотеза исследования. Праздник Наурыз является поистине народным праздником, возвращающим нам наследие предков. Это праздник единства человека с природой.
Методы исследования: анкетирование, чтение газетных статей, работа с компьютером, наблюдение, просмотр книг.
Из глубины веков
По восточному летоисчеслению Наурыз соответствует иранскому Новому году (Навруз) . Этот день обычно совпадал с 22 Марта – днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март – Наурыз. Считалось, что в это день происходит
обновление в природе, гремит гром, происходит набухание почек на деревьях буйно прорастает зелень. Он отмечается уже более пяти тысяч лет как праздник весны и обновления природы многими народами Средней Азии, а по некоторым данным – и у восточных славян.
Наурыз возник задолго до принятия мусульманства. Кроме Наурыза, пожалуй, нет сегодня другого праздника, который бы, недавно вернувшись к нам из глубины веков, сразу стал самым любимым в народе. Ему от души радуются все казахстанцы – любых национальностей и возрастов. В переводе с персидского слово «наурыз» звучало как «нау» (новый), «роз» (день) и означало «Новый день» или Новый год – Ұлыстың Ұлы күні. В Казахстане первое упоминание о Наурызе связано с именем Толе би, советника Тауке хана и относится к 1720 году.
У казахов были известны три Наурыза, связанные с различными датами: 1 марта – древний казахский (по некоторым сведениям, «наурызом» казахи называли лишь первый день весны – первое число месяца), 9 марта – персидский, 12-13 марта – қазыбек-наурыз, который признавался всеми казахами. Наиболе часто наступление Нового года связывали с днем весеннего равноденствия – 21-22 марта
В южном Казахстане широкой известностью пользуются легенды о происхождении и названии Наурыза.
Так, по одной из них, Наурыз – имя предка казахов (қазақтың бабасының аты), у которого не было детей. Перед смертью Наурыз обратился к Абдраиму (пророку) со словами сожаления о том, что ему некому оставить свое имя. Чтобы сохранить имя старика, Абдраим дал ему имя Наурыз. Наурыз – день рождения и смерти этого старика.
Есть своя легенда у учительницы Чкаловской СШ – Гордейчук Л. П. Eе художественное восприятие сути праздника как символа весны и обновления.
Зима не хотела уступать свои права Весне. Люди устали от зимней стужи и холодного ветра. А Весна все никак не приходила. И тогда люди обратились к мудрецу.
Мудрец подумал и сказал: «Очистите свои жилища от снега, соберите и сожгите весь мусор. Огонь костра растопит снег, побегут ручьи. Они пробудят землю, зацветут цветы. А когда в вашем ауле родится девочка , назовите ее Наурыз. В честь дня ее рождения устройте праздник, и чары Зимы исчезнут навсегда».
Так люди и поступили. И Весна не заставила себя долго ждать: засияло солнце, побежали ручьи, прилетели птицы, зацвели цветы. С тех пор люди, соблюдая традицию, встречают весну праздником Наурыз.
По древнему летоисчислению этот день обычно совпадал с 22 марта – днем
весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март – Наурыз. Считалось,
что в этот день происходит обновление в природе, гремит первый весенний гром, происходит набухание почек на деревьях, буйно прорастает зелень. Следует отметить, что Наурыз мейрамы как нерелигиозный праздник весны и обновления имеет общие корни и параллели с проводами зимы и многими другими значимыми моментами в жизни всех народов Казахстана. Если в этот день рождались мальчики, их называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек просто Наурыз или Наурызгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза, поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной.
В 1926 году Наурыз в нашей республике был запрещен советской властью как религиозный мусульманский праздник. На самом же деле это не так. Ведь мусульмане на территории средней Азии и Казахстана распостранились только в 7 веке, а наши предки Новый год праздновали задолго до этого ( более 2000 лет назад).
После запрета Наурыз вернулся в Казахстан лишь в 1988 году. А официальное признание он приобрел в 1991 году 15 марта после выхода Указа Президента Казахстана О народном празднике весны – «Наурыз мейрамы». Президент страны объявил 22 марта Днем народного праздника – Наурыз мейрамы. С этого времени началось широкое празднование Наурыза по всей республике.
С 2001 года Наурыз объявлен государственным праздником.
Сегодня его также встречают в различных уголках нашей планеты. Только в Европе называют карнавалом, а вот в Азии – Наурызом, Наврузом.
Традиции и обычаи
Что такое традиция? То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от прошедших поколений. Традиции Наурыза складывались тысячелетиями. Какие-то из них изменились, некоторые остались в прошлом. Но многое продолжает жить. По-прежнему перед праздником принято рассчитываться со старыми долгами и заканчивать все дела. Как и в старину, везде следует наводить идеальный порядок – в доме, дворе, на улице перед домом. Кругом должна царить чистота – тогда болезни, неудача, невзгоды обойдут стороной. Заполняли все пустые посуды продуктами и водой из священного источника, веря, что если будет обильно в доме в Новый год, так и будет до следующего года.
По мифологическим представлениям казахов накануне этого дня по земле ходит счастье, поэтому эта ночь называется «Кызыр тули» (Ночь счастья), это также «день прихода добра на землю», «день прилета грачей», «начало года», «день когда зеленое счастье (т.е. трава) открывает глаза», «день спуска на Землю Года», «День, когда каменные груди Матери-Земли смягчаются и они дают молоко», «День, когда растает синий камень Самарканда» и т.д. «Жер бетте жаксылык уялагап куц» (День, когда на земле устанавливается добро).
Древние тюрки – предки казахов к началу этого праздника также одевались в новые одежды, белые рубашки и платья, подправляли усы и бороду, обязательно сбривали волосы. Если же не было обновки, то ходили просто в чистой и опрятной одежде.
Существует казахское выражение «Одежда» словно белый снег Наурыза.
В ночь перед празднеством девушки, приготовив блюда из мяса и молозива, называемые «уйкы-ашар» (пробудить ото сна) угощали женихов. Этому блюду приписывались способности увеличивать духовную и физическую силу джигита, пробуждать в нем чувства любви, чтобы юноша не проспал начало пробуждения природы. В свою очередь джигиты должны были преподносить невестам подарки «селт еткізер» (удивляющий, заставляющий встрепенуться).
В новогоднюю ночь на самом почетном месте юрты зажигались 2 лампады, чтобы было светло, когда в нее зайдет Наурыз. А всю посуду заполняли молоком, айраном, шубатом, другими молочными продуктами, а также пшеном, просом, пшеницей и чистой ключевой водой. Смысл этих приготовлений прост – пусть в новом году будет изобилие молока, дождей, пусть будет щедрым урожай.
В первый день нового года, на заре, мужчины аула, взяв в руки кетмени, лопаты, а женщины – молоко, курт, вареное мясо, собирались в условленном месте. Мужчины с кличем «Булақ көрсең – козін аш» (увидишь родник – очисти его) принимались расчищать родники. А аксакалы здесь же высаживали деревья со словами « Атадан мал калғанша, тал қалсын» (Пусть лучше от предков останется дерево, нежели стадо.) Женщины, поклонившись восходящему солнцу, кропили молоком очищенные родники и посаженные деревья, что означало пожелание благословения земле и воде. Правда в климатических условиях северного края не приходится в Наурыз заниматься посадкой деревьев или очисткой водных источников. Но поле деятельности для желающих ощутить радость труда всегда найдется. Настало время возродить добрую традицию оказания помощи больным и пожилым людям по хозяйству. В наши дни одной из примет Наурыза стало посещение детских домов, домов престарелых Эта гуманная сущность Наурыза востребована во все времена.
В полдень жители всего аула собирались на открытом месте вблизи селения и устраивали праздничный достархан. На установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо «бель-котерер», что означает «выпрямляющий стан», поскольку бык считался одним из самых сильных животных и пища из него давала людям силу и выносливость.
После исполнения ритуальных мероприятий три человека в образе жыршы – зазывалы (глашатая) обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на праздник. Они одевались в яркие, праздничные костюмы. Ими могли быть персонажи сказок – Алдар Косе, Жиренше и красавица Карашай. После этого начинались праздничное представление. Празднование Наурыза всегда сопровождалось массовыми играми, традиционными скачками, развлечениями. Самыми известными и любимыми в народе были игры «Айкыш-уйкыш», что в переводе означает «Навстречу друг другу», и «Аударыспек», во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Самой интересной была борьба, где женщины вызывали на состязание мужчин. В те далекие времена в аулах жили девушки – знаменитые борцы-палуаны, не знавшие поражения.
Согласно правилам игры победивший их джигит имел право на руку и сердце побежденной. В этом случае Наурыз продолжался свадебным тоем. Отсюда в народе сохранилось пожелание «Той тойға ұлассын» (пусть продолжением праздника будет праздник).
Праздник Наурыз не обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли не только юноши, но и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если
победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее желания. В таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества.
Особой популярностью в дни Наурыза пользовались состязания в беге – непременно босиком. Считалось, что таким образом от весенней земли получаешь новые силы и жизненное тепло. Детям же накануне праздника, наоборот, опутывали ножки, чтобы потом самый старый и уважаемый аксакал перерезал путы, передавая тем самым малышу опыт и долгие годы жизни.
Перед наступлением сумерек начиналось театрализованное представление, где два акына в поэтической форме символизировалижизнь и смерть, добро и зло, уходящий старый и новый год. Затем разжигались костры и все прыгали через них лил. Следуя один за другим. По старшинству проходили между ними. В руках у каждого были заранее приготовленные факелы, которые зажигались от огня этих костров – ими изгоняли злых духов. В представлении наших предков огонь обладал магической силой.
«Наурыз-коже» – главное блюдо
В праздничные дни, а Наурыз обычно праздновали в течение месяца, готовилось много еды, которая символизироваладостаток и изобилие в наступающем году.
Достархан накрывали в каждой семье. Трапеза приурочивалась к полудню, до и после которой мулла читал молитвы в честь предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось присутствие числа «7», которое олицетворяет семь дней недели – единицы времени вселенской вечности: перед аксакалами ставились семь чаш с напитком Наурыз-коже, приготовленным из семи сортов семи видов злаков. В него кладут те продукты, которые люди хотели бы видеть на своем столе круглый год. Каждый должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей.
В каждом доме существовал свой рецепт приготовления ритуального блюда наурыз- коже. По своим вкусовым качествам «наурыз-коже» – блюдо замечательное и очень необычное. Готовить его лучше накануне вечером, чтобы оно ночь постояло. Тогда «наурыз-коже» получается вкуснее, как бы настаивается. А включает оно в себя воду,соль, молоко, айран, крупу (рис или перловку), изюм и мясо (можно и казы). Если «наурыз-коже» готовится с мясом, то оно варится отдельно.
Среднюю кастрюлю нужно наполнить водой, положить в нее крупу. Как для густого супа, посолить по вкусу и варить до готовности. А пока крупа варится , к ней постепенно нужно будет добавить пол-литра или литр молока. Когда крупа будет готова и немного остынет, к ней добавляют пол-литра кефира.
Отваренное мясо или казы режут на мелкие кусочки и кладут в «наурыз-коже». В последнюю очередь туда же опускают 100 г очищенного и промытого изюма. Затем кастрюлю накрывают крышкой, сверху полотенцем и оставляют на ночь в комнате.
Некоторые готовят «наурыз-коже» из семи разных злаков. Другие – из мяса, лука, курта или иримшика (творога), соли, жира и воды. Интересно, что «наурыз-коже » считается напитком. Хотя скорее всего это похлебка.
В дни Наурыза гостям подавались и лучшие мясные блюда – казы, шужук, вареное мясо.
Считалось, что угощение служит поводом для установления добрых отношений, демонстрирует национальную щедрость, гостеприимство. Отведав его, люди надеялись питаться так же вкусно в течение года.
Праздничные пожелания
По существующей традиции в этот день мудрые старейшины аксакалы дарят обществу Слово-благословение. Они специально готовятся, чтобы их слова западали в душу людей и надолго они запомнили их. Это доброе пожелание заканчивается древними словами: »Пусть будет благополучным народ! Пусть будет много светлого (молока)! Пусть этот день принесет обилие! Пусть все зло и все черные дела провалятся сквозь землю! Пусть духи предков всегда поддерживают нас!»
В этот день люди приветствовали друг друга по-особому. Например, выражали взаимные пожелания при встрече: «Пусть год будет обильным, счастливым, удачным! Пусть сгинут все напасти! Пусть много будет молока! Пусть тучным будет скот!» При встрече мужчины здоровались обеими руками, прижимая друг друга к груди. Женщина и мужчина, встречаясь в этот день, также заключали друг друга в объятия.
Все люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности, освобождались от повседневных обязанностей и на равных правах принимали активное участие в весельях и играх. В это время снимались всевозможные этические запреты во взаимоотношениях мужчин и женщин, даже те, что всегда существовали между старшим деверем (кайынага) и невесткой (келен).
Безусловно, современные очертания праздника существенно отличаются от их прежнего содержания. Это не только театрализованные представления и богато убранные юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение благотворительных акций, народно-спортивных игр, уход за зелеными насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей. В наши дни «Наурыз мейрамы» стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Карнавалы для детей, айтысы акынов, демонстрации национальных одежд, обрядов и кухонь народов, проживающих в республике, выступления фольклорных ансамблей, спортивные состязания, национальные игры…
Праздник для всех – такова особенность Наурыза сегодня. Теперь он по праву называется интернациональным. Потому в день Наурыза на празднично украшенных площадях сел и городов, в местах массовых гуляний вырастают целые городки. Где рядом с юртами уютно чувствуют себя русская изба и украинская хата. А девушки с удовольствием угощают тающими во рту баурсаками всех желающих. С желанием и интересом в веселых театрализованных представлениях принимают участие все – казахи и русские, немцы и украинцы, татары и ингуши, демонстрируют обряды и ритуалы разных народов многонационального Казахстана.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/620454