Назвать народный праздник поклонения матушке природе

Праздник Иван Купала

Торжество плодородия в День летнего солнцестояния

Давайте поговорим о том, как раньше отмечали праздник летнего солнцестояния — день Иван Купала, и почему все ритуалы связаны с природными стихиями и Солнцем.

История языческого праздника

День Иван Купала — это древнее торжество, восхваляющее расцвет природы и силу Солнца. В языческие времена Иван Купала отмечался в День летнего солнцестояния. Но с приходом христианства и принятием нового григорианского летоисчисления переместился с 21 июня на 6 июля. Во главе праздника стало не поклонение богу Солнца и Матушке-природе, а почитание Иоанна Предтечи — крестителя Иисуса Христа.

Обряды, проводимые в День летнего солнцестояния, были очень важны. Древние традиции продолжали определять дальнейшую жизнь человека и всей его семьи. Даже церковь не смогла запретить поклонение силам природы, духам и языческим богам. Люди ходили на утреннюю молитву в церковь, почитали православных святых, но вместе с тем продолжали жить по законам природы и мира духов.

Иван Купала отмечается в ночь с 6 на 7 июля. Несмотря на перенос даты, наполненность этого дня верой и надеждой на исполнение желаний, достижения гармонии души и тела делает эти дни энергетически сильными. В это время природа наделяет всё окружающее особенной энергией. Она пронизывает всё живое на Земле и позволяет изменять судьбу, очищать душу и тело от страданий и болезней.

Для усиления энергии наши предки устраивали народные гуляния с хороводами, прыжками через костёр, венками… Матушка-природа получала в дар красивые песни, голоса счастливых людей и смех, наполнялась положительной энергией от людей.

Традиции Иван Купала у славян

Характерная примета Иван Купала — многочисленные обычаи и предания, которые связаны с водой, огнём и растительным миром. В зависимости от места проживания, ритуалы немного видоизменялись, но суть оставалась одна — поклонение силам и стихиям природы.

В День летнего солнцестояния принято подниматься на рассвете и просить у Солнца и природы красоту, молодость и здоровье. В течение дня люди собирали целебные травы и цветы, бережно их высушивали и потом использовали в лечебных целях, для проведения приворотных ритуалов или борьбы с нечистой силой.

Ведь самая короткая ночь в году — время, когда просыпается вся нечистая сила: ведьмы, оборотни, русалки, домовые, водяные, лешие. Считалось, что уберечься от неё можно только одним способом — ни в коем случае не спать в эту ночь. А что же делать? Жечь костры до самого рассвета, гадать, петь песни и водить хороводы, вести задушевные разговоры.

Главная особенность этой ночи — ритуальные костры. Прыгая через огонь, человек очищался от болезней, сглаза, несчастий и проблем. Считалось, кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее.

По народным поверьям в этот день можно было найти своего суженого. Девушки гадали, плели венки и пускали их по речным волнам с зажжёнными лучинами или свечками. Плывёт венок по течению — будет счастье и любовь, утонет — не видать удачного замужества и верности. В эту ночь возлюбленные давали друг другу клятву верности, нарушение которой считалось преступлением.

«Моя бабушка часто рассказывала, как они встречали в деревне праздник Иван Купала. Гуляния до самого утра по лесу, прыжки через костёр, гадания на суженого, пускание венков по реке, песни… Я-то родилась в городе, у нас такой традиции не было. А жаль, мне всегда казалось, что это очень хороший праздник.

Как-то подруга пригласила меня встретить День летнего солнцестояния вместе с потомственной шаманкой и её учениками. Предложение было настолько необычное, что я сразу согласилась. Честно говоря, было любопытно, как отмечают этот праздник шаманы.

Всё для меня было в новинку. И то, что празднование было 21 июня, а не 6–7 июля, как я раньше думала. И особенно то, что обряды, о которых рассказывала бабушка, оказались очень похожими на шаманские. Оказывается, у них много общего.

Это был волшебный день. И волшебная ночь. Алла Громова посоветовала мне загадать желание, что я, конечно же, сделала. Всё сбылось! В тот же год я открыла свою маленькую кофейню у городского пруда, набрала команду девочек-помощниц и встретила любовь всей жизни. Всё, как я мечтала! Как тут не поверить в волшебство?»

День Иван Купала — мистическое время, когда человек может получить от Солнца и природы здоровье, счастье, любовь.

Источник статьи: http://samopoznanie.ru/articles/prazdnik_ivan_kupala/

Контрольно-измерительные материалы по музыке 4 класс

Данная разработка содержит тестовые проверочные работы с ответами и критериями оценивания.

Читайте также:  Сценарий осенних праздников покров

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по музыке 4 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГЛУБОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32

КАМЕНСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБОУ ГЛУБОКИНСКАЯ СОШ №32)

Контрольно – измерительные материалы

Проверочная работа за 1 четверть

1. Приведите в соответствие:

а) народная музыка 1) «Концерт №3»

б) профессиональная музыка 2) «Ты река ли, моя реченька»

3) «Солдатушки, бравы ребятушки»

4) Кантата «Александр Невский»

2. Приведите в соответствие:

а) солдатская 1) «Ты река ли, моя реченька»

б) хороводная 2) «Солдатушки, бравы ребятушки»

в) игровая 3) «А мы просо сеяли»

г) лирическая 4) «Милый мой хоровод»

Музыка в народном стиле – это композиторская музыка, похожая на народную музыку.

а) Верно б) Неверно

Стихотворение «Осенняя пора» А.С.Пушкина и произведение «Осенняя песнь» П.И.Чайковского – это лирические произведения

а) верно б) неверно

5. Какой праздник называют «Светлым праздником»?

в) Рождество Христово

1. Приведите в соответствие:

а) народная музыка 1) «Концерт №3»

б) профессиональная музыка 2) «Ты река ли, моя реченька»

3) «Солдатушки, бравы ребятушки»

4) Кантата «Александр Невский»

2. Приведите в соответствие:

а) солдатская 1) «Ты река ли, моя реченька»

б) хороводная 2) «Солдатушки, бравы ребятушки»

г) лирическая 4) «Милый мой хоровод»

Музыка в народном стиле – это композиторская музыка, похожая на народную музыку.

а) Верно б) Неверно

Стихотворение «Осенняя пора» А.С.Пушкина и произведение «Осенняя песнь» П.И.Чайковского – это лирические произведения

а) верно б) неверно

5. Какой праздник называют «Светлым праздником»?

в) Рождество Христово

Критерии оценивания тестов

Оценка «5» ставится за 90-100% правильно выполненных заданий

Оценка «4» ставится не менее70- 80% правильно выполненных заданий

Оценка «3» ставится не менее 50-60% правильно выполненных заданий

Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий

Проверочная работа за II четверть

1. Выберите правильные ответы:

В оркестр русских народных инструментов входят:

а) скрипка б) бубен в) виолончель

г) балалайка д) домра е) барабан

ж) баян з) гусли и) флейта

2 .Приведите в соответствие:

а) Струнные инструменты 1) рожок

б) Ударные инструменты 2) бубен

в) Духовые 3) гусли

3. Найдите лишнее:

Жанры народных песен:

а) Колыбельные б) Игровые

в) Плясовые г) Хороводные

д) Спокойные е) Трудовые

4. Назовите народный праздник поклонения матушке-природе:

5. Оцените утверждение:

Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.

а) верно б) неверно

1. Выберите правильные ответы:

В оркестр русских народных инструментов входят:

а) скрипка б) бубен в) виолончель

г) балалайка д) домра е) барабан

ж) баян з) гусли и) флейта

2 .Приведите в соответствие:

а) Струнные инструменты 1) рожок

в) Духовые 3) гусли

3. Найдите лишнее:

Жанры народных песен:

а) Колыбельные б) Игровые ж) Обрядовые

в) Плясовые г) Хороводные

д) Спокойные е) Трудовые

4. Назовите народный праздник поклонения матушке-природе:

5. Оцените утверждение:

Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.

а) верно б) неверно

Проверочная работа за Ш четверть

Назовите композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин»:

Назовите композитора балета «Петрушка»:

а) Скрипка б) Альт в) Арфа г) Виолончель д) Контрабас

Приведите в соответствие:

а) П.И.Чайковский 1) «Осенняя песнь»

б) Н.А.Римский – Корсаков 2) «Венецианская ночь»

в) М.И.Глинка 3) «Три чуда»

5. Приведите в соответствие:

а) С.В.Рахманинов 1) «Старый замок»

б) М.П.Мусоргский 2) «Полонез»

в) Ф.Шопен 3) «Сирень»

6. Назовите произведение русского композитора, в котором передается звучание колокольного звона «Праздничный трезвон»

а) С.В.Рахманинов «Светлый праздник»

б) А.П.Бородин «Богатырская симфония»

в) М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

Назовите композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин»:

Назовите композитора балета «Петрушка»:

а) Скрипка б) Альт в) Арфа г) Виолончель д) Контрабас

Приведите в соответствие:

а) П.И.Чайковский 1) «Осенняя песнь»

б) Н.А.Римский – Корсаков 2) «Венецианская ночь»

5. Приведите в соответствие:

а) С.В.Рахманинов 1) «Старый замок»

б) М.П.Мусоргский 2) «Полонез»

в) Ф.Шопен 3) «Сирень»

6. Назовите произведение русского композитора, в котором передается звучание колокольного звона «Праздничный трезвон»

а) С.В.Рахманинов «Светлый праздник»

б) А.П.Бородин «Богатырская симфония»

в) М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

Критерии оценивания тестов

Оценка «5» ставится за 90-100% правильно выполненных заданий

Оценка «4» ставится не менее70- 80% правильно выполненных заданий

Оценка «3» ставится не менее 50-60% правильно выполненных заданий

Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий

Источник статьи: http://multiurok.ru/files/kontrol-no-izmieritiel-nyie-matierialy-po-muzykie.html

Народные праздники

Tpoица — праздник поклонения матушке-природе. Его отмечают на Руси в светлую июньскую пору. В России троицкое дерево — березка. Берёзку несут в церковь, на могилы родных и близких, её ветками украшают дом.

На деревенском празднике девушки «завивают» берёзу — сгибают ветки до земли и переплетают их с травой. На Троицу поют белоствольной красавице песни, водят вокруг неё хороводы, украшают цветами, лентами, бусами, кружевом, платками.

Читайте также:  Поздравления с праздником вдов

На закате дня берёзку «развивают» — «раздевают», оставляя на ней только алую ленту. Ветки берёзы, а вслед за ними венки из душистых трав и цветов бросают в воду. Далеко плывёт веночек, не тонет, не гаснет меж цветов восковая свеча. Сбудутся ли девичьи мечты?

    С каким настроением пели на Троицу известную тебе песню. «Во поле береза стояла»? Какими движениями передавал характер песни-хоровода? В каком симфоническом произведении П. Чайковского троицкая песня «Во поле берёза стояла» получила своё второе рождение? Как в нём композитор «нарисовал» народный праздник?

Берёзонька кудрявая, кудрявая, моложавая,
Под тобою, берёзонька, всё не мак цветёт, не огонь горит —
Красны девушки в хороводе стоят.
Про тебя, берёзонька, песни поют!

  • Объясни смысл народной пословицы «Пройдут весна и Троица — всё веселье скроется».
  • Источник статьи: http://tepka.ru/muzyka_4/27.html

    Назвать народный праздник поклонения матушке природе

    Вопрос по музыке:

    11. Назовите народный праздник поклонения матушке-природе:

    А) Масленица, Б) Троица, В) Пасха, Г) Иван Купала.

    Ответы и объяснения 2
    Знаете ответ? Поделитесь им!

    Как написать хороший ответ?

    Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

    • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
    • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
    • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

    Этого делать не стоит:

    • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
    • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
    • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
    • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
    Есть сомнения?

    Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Музыка.

    Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

    Музыка — это искусство, которое «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов».

    Источник статьи: http://online-otvet.ru/muzyka/5ceaa74f96f4e19a2967b68b

    Становление славянского язычества, как базы двоеверия в канун Крещения Руси

    Среди весенних и летних праздников особо почитались в народе три – Семик, Троица и Иван Купала. Троица и по сей день отмечается на 50-й день после Пасхи, а Семик накануне отмечали – в четверг. Поскольку шла седьмая послепасхальная неделя, то и праздник назвали «семик». Его связывали с культом природы. Дома, дворы, храмы в эти дни украшали цветами и ветвями деревьев, в основном березы. Троицыну

    неделю на Руси называли – «зеленой». Полевые цветы, собранные на Троицу, засушивали и хранили за иконами в красном углу, клали в житницы от мышей, на чердаки, оберегая дома от пожаров. Девушки, надев лучшие наряды, отправлялись в березовую рощу, находили молодую красивую березу, завивали ей ветви, украшали их лентами и цветами, водили хороводы, пели песни восхваляющие березу. Совершался обряд кумления. Пускали по воде венки. Спокойно плывет венок – счастливо сложится, закрутится – расстроится свадьба, потонет – быть беде, умрет кто-нибудь из близких. Вот одно из преданий, подтверждающих народную примету: «В окрестностях древнего городка Алексина, влюбленные, решив пожениться, бросили в Оку венки. Сначала плыли они спокойно, потом вдруг вода закрутила и утянула на дно. Кинулись парень с девушкой в реку спасать свое счастье, да сами утонули. Говорят, в один и тот же день, всплывают со дна реки утонувшие венки [36, с.204, 205, 206].

    Праздник Ивана Купалы отмечали почти все народы мира. Приходится он на время летнего солнцестояния – 24 июня, канун христианского праздника рождества Иоанна Предтечи. Купала – языческий праздник поклонения человека водным стихиям. Две из них огонь и вода участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода – омывает, поэтому обязательно разжигали костры и устраивали купания. Огонь непременно надо было добыть древним способом – трением. Среди игр любимой были прыжки через костер. Считалось, что если парень с девушкой не разомкнут рук, то вскоре поженятся. Верили и в другую примету: чем выше прыгнешь, тем лучше уродится хлеб. В некоторых местах мастерили соломенную куклу – Купалу. Наряжали ее в женское платье, украшали. По народным поверьям, купальная ночь – таинственное время: деревья переходят с места на место и разговаривают между собой, река покрывается загадочным серебристым блеском, а ведьмы слетаются на шабаш. А еще в полночь цветет волшебный цветок папоротника. Длится это лишь одно мгновение, все вокруг озаряется ярким светом. Тот, кто сумеет поймать это момент и сорвать цветок, приобретает волшебную силу находить клады. Искали также и волшебную разрыв-траву, которая, якобы, разрушала железо и открывала любые замки [36, с.206-207].

    Читайте также:  Праздник 23 февраля сценарий для студентов

    А вот предание, связанное с этим праздником: «Один парень пошел Иванов цвет искать, на Ивана Купалу. Скрал где-то Евангелие, взял простыню и пришел в лес, на поляну. Три круга очертил, разостлал простыню, прочел молитвы, и ровно в полночь расцвел папоротник, как звездочка, и стали эти цветки на простыню падать. Он поднял их и завязал в узел, а сам читает молитвы. Только откуда не возьмись медведи, буря поднялась…. Парень все не выпускает, читает себе знай. Потом видит: рассветало, и солнце взошло, он встал и пошел. Шел, шел, а узелок в руке держит. Вдруг слышит – позади кто- то едет; оглянулся: катит в красной рубахе, прямо на него; налетел, да как ударит со всего маху – он и выронил узелок. Смотрит: опять ночь, как была, и нет у него ничего» [1,с.138].

    Таким образом, на языческий праздник человек шел с Евангелием, на христианский – поклонялся природе и гадал. И после этого кто-то еще будет утверждать, что язычество не было серьезной частью древнеславянской культуры и отмерло в момент принятия христианства.

    К чему бы отнести, что не только у нас на Руси, но и во всей Европе, существует так много суеверных понятий и убеждений? Их нельзя ни забыть, ни уничтожить, из века в век одно поколение передает другому со всеми мелочами, приписывая часто совершенно ничтожным вещам непонятные свойства. Испокон веков все мнимые чудеса делались при помощи знаний недоступных для народа и хранились в руках жрецов или шаманов древних племен.

    Когда христианство вступило в свои права, изменился прежний строй и быт народов, и завязалась борьба по поводу нового вероучения. Тогда и сложились благоприятные условия для развития всего чудесного и сверхъестественного. При падении язычества, жрецы, бывшие главными хранителями мистических тайн, изгнанные и поруганные, разнесли свои знания по всем миру. А ведь в их ведении находились, если можно так назвать, научные знания древних славян. Например, откуда к нам пришли рецепты народной медицины?

    Разве мы не знаем, что: «Кто спотев изопьет, и от того болезнь пройдет–овечьяго молока ложку, да желчи медвежьей с гороховое зерно, да стерши испить на тще сердце уквасив дважды»; или от зубной боли: «Змию живую добыть, вынуть из нее желчь живыя; а буде змия живая без желчи с того мазати, и в том час жерви (черви) пропадут» [12, с.417, 418].

    А откуда взялся домовой? Всегда же люди верили в то, что кто-то охраняет их жилища. Домовой – это душа избы, покровитель строения и живущих в нем людей. Мифы о его происхождении существовали всевозможные. Вот, например, как в Воронежской губернии, звучал рассказ о появлении домовых, переплетаясь с библейским сказанием: « Бог при столпотворении Вавилонском наказал народ, дерзнувший проникнуть в тайну его величия, смешением языков, а главных из них лишив образа и подобия своего, определил на вечныя времена сторожить воды, леса, горы и пр. Кто в момент наказания находился в доме, сделался – домовым» [12, с. 245].

    По другим легендам, домовой рождался из душ деревьев, срубленных и используемых для строительства. У домовых бывали и жены и ребятишки: стало быть, домовой для нового жилища мог появиться на свет и «естественным путем». Если не уважить, обидеть чем-нибудь душу избы, маленький хозяин будет строить всякие пакости, покуда не повинишься. Впрочем, он и сам иногда расшалившись, переходил границы дозволенного. В этом случае его нужно было усовестить: «Что же ты, дедушка-суседушка, кошку оземь бросаешь! Какое без кошки хозяйство?». Возможно, такие увещевания смогут подействовать и на современного барабашку, или по-немецки, «шумный дух» – полтергейст. И тогда в доме будут покой и благополучие [37, с. 54, 55].

    А теперь о хлебе. Каждому приходилось слышать слова о том, что хлеб – всему голова. Это непросто оттого, что очень много труда уходит на приготовление хлеба, а ведь дело еще в том, что теперь мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб. В изобразительном искусстве древних культур засеянное поле изображалось тем же знаком, что и беременная женщина. Этот знак (ромб, разделенный на четыре части, в каждой из которых – точка) дожил до наших времен в традиционных вышивках на одежде. Из этого следует, что хлеб был для славян священным даром. Запрещалось, между прочим, бить по столу кулаком: стол – Божья ладонь! А чтобы сварить простейшую кашу, нужно обеспечить «союз» Огня, Воды и Зерна – продукта Земли. Сладкая (сваренная на меду) каша, заправленная лесными ягодами, являлась древнейшей языческой ритуальной едой, она несла мощную идею плодородия, победы над смертью, вечного возвращения жизни.

    Источник статьи: http://www.refsru.com/referat-4087-12.html

    Оцените статью
    Adblock
    detector