Не отмечай праздник буржуйский

​«Бесовский» урок здравомыслия

Буржуйский праздник как повод возлюбить ближнего своего… Или принять его таким, каков он есть

На кассе передо мной — молодой мужчина с окровавленными волосами. Потеки крови — и на лице, уже засохшие. Глаза кроваво-красные. Из-под куртки, о господи, внезапно вываливается третий рукав с желто-восковой кистью. Рука безжизненно висит, мужчина расплачивается. Все вместе выглядит комично. Однозначно, лучший хэллоуиновский грим, который я видел за несколько лет.

И, кстати, отличный английский: «Happy Halloween», — без единой эмоции (как и полагается) говорит «зомби» кассирше — обычной женщине в годах. Такая, думаю, ежевечерне смотрит «Давай поженимся» на Первом канале, а потом ей в программе «Время» рассказывают про чуждый нам идеологически и вообще всячески Запад… Кассирша не реагирует.

Зато реагирует пожилой мужчина, стоящий с двумя тыквами (sic!) за мной. «Не нужны нам эти ваши буржуинские праздники! Свои есть!»

— Вот не надо этого! — вдруг резко одергивает патриота «зрительница Первого канала».

— Чего «этого»? — удивляется тот.

— «Буржуйский». «Свой», — объясняет кассирша.

Патриоту… стыдно. Женщине от своей резкости… неловко.

— Зачем тыквы-то? — пытается она смягчить удар.

— Есть я их буду. Есть, — уверяет собеседник.

Мне же после такого поворота захотелось пожелать «зомби» отлично провести сегодняшнюю вечеринку, а патриоту пожелать приятного ужина. Сказать спасибо женщине-кассиру — за урок здравомыслия и, в конце концов, за проявленное уважение к тому и другому. Попросить всех, кто читает: не делите, пожалуйста, всё и вся на «своих» и «чужих». В подавляющем большинстве это деление — надуманное, и ничего, кроме раздражения, оно не приносит. Дайте «зомби» праздновать Хэллоуин, в пику всем проведите тихий семейный вечер — согласитесь, толку от этого будет не в пример больше. Да и радости прибавится — даже в такой «бесовский» праздник.

От редакции. Есть что сказать по этому или по какому-либо иному вопросу? Пишите нам на post@siapress.ru, nureev@siapress.ru или на vk.com/yuri.nureev. Не забудьте о подписи, желательна также и фотография.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов блогов.

Источник статьи: http://siapress.ru/blogs/50341-besovskiy-urok-zdravomisliya

Тайный Новый год. Как советские люди защищали царские традиции

Фото © ТАСС / Подэрни Роман

» src=»https://static.life.ru/tmp/c26de88ff3794d3d57b43862838b3c55__1920x__192.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

Гражданам СССР пришлось пройти через большие штрафы, порицание современных писателей и запрет на ёлки.

Новый год стал главным праздником в России не так давно — чуть более полувека назад. До революции он находился в тени Рождества, а в начале 30-х годов этим праздникам пришлось пережить непростые годы негласного запрета. На протяжении нескольких лет они находились под давлением государства и их празднование считалось нежелательным. Продажа ёлок на праздники и вовсе каралась крупными штрафами. Однако справиться с ними путём запретов и ограничений так и не получилось.

Почему запретили Новый год

Каких-то особых претензий непосредственно к Новому году у большевиков не было. Главное недовольство у них вызывало празднование Рождества. До революции именно этот праздник считался главным, а Новый год хоть и праздновался, но был в тени. Рождественские праздники обычно встречали в семейном кругу, а вот на Новый год ходили в гости к друзьям.

Читайте также:  Сценарий праздника интересная страна

Поскольку праздник Рождества имел религиозную суть, он вызывал негодование у большевиков. Впрочем, не у всех. Например, сам Ленин ничего не имел против рождественской ёлки. Классический сюжет советской ленинианы — Ильич на ёлке в Сокольниках в окружении детей. Конечно, в подаче последующей пропаганды эта ёлка превратилась в новогоднюю, однако в действительности вождь пролетариата присутствовал тогда на рождественской ёлке, что прямо отражено в мемуарах Крупской: «В начале января 1919 года (на старое Рождество) школа устраивала ёлку для ребят».

В начале 20-х никаких гонений на ёлку не было. Хотя и предпринимались попытки ведения антирелигиозной пропаганды в праздники. Причём пропаганды специфической. Комсомольцы возили ряженых «попов и буржуев» или их чучела, устраивали хулиганские театрализованные представления для публики. Обыватели негодовали, жаловались на распоясавшихся хулиганов, и в конце концов эти карнавалы стали проводить чуть реже. Сами же комсомольцы по почину руководства праздновали особые комсомольские святки, которые, впрочем, не прижились. В городах в рабочих клубах на праздники часто устраивались лекции под эгидой Союза безбожников, на которых рассказывалось о религиозном коварстве Рождества.

Как запрещали ёлку

До конца 20-х годов Новый год и даже Рождество по инерции были праздничными и нерабочими днями. Всё изменилось с началом коллективизации и индустриализации, когда заодно была резко усилена антирелигиозная кампания и началось массовое закрытие церквей. Под раздачу попало и Рождество. СССР перешёл на пятидневную неделю (пятидневка, она же непрерывка), и Рождество с Новым годом стали обычными рабочими днями. От пятидневки вскоре отказались, а вот праздники так и не вернули. При этом Новый год попал под гонения за компанию с Рождеством, хотя никакого религиозного подтекста он не имел. Видимо, инициаторы гонений посчитали, что под предлогом празднования Нового года продолжится тайное празднование Рождества, поэтому ограничениям подверглись оба праздника.

С 1929 года началось наступление и на ёлку. Стоит отметить, что официального запрета на празднование Рождества или Нового года никогда не было. В конце концов, если их празднуют десятки миллионов, всех наказать в любом случае будет невозможно. Стратегия заключалась в другом. По всем фронтам на празднующих шло давление. В газетах и журналах для детей и взрослых на все лады высмеивали и критиковали тех, кто продолжает праздновать «буржуйский» праздник, «отравленный религиозным дурманом». Кроме того, в крупных советских городах местные власти издали постановления, запрещающие торговлю ёлками в рождественские и новогодние праздники. Например, согласно постановлению Ленсовета, торговля ёлками в городе наказывалась штрафом 100 рублей (очень крупный штраф, больше средней месячной зарплаты по стране) или месяцем принудительных работ.

Фото © ТАСС / Нетелев Роберт

В деревнях, где партийный контроль был не таким строгим, праздновать было проще, хотя в отдельных колхозах с «религиозным пережитком» велась борьба. А вот в городах с этим было значительно сложнее. Во-первых, праздники стали рабочими днями. Во-вторых, контроль над рабочими и служащими был более строгий. Серьёзных наказаний за празднование не было, но могли как следует проработать на каком-нибудь собрании. Прогулы в дни новогодних праздников карались строже, чем в обычные дни.

Сохранились многочисленные свидетельства очевидцев того времени. «Верующим к Рождеству вышел сюрприз. Созвали их. Набралось множество мальчишек. Вышел дефективный человек и сказал речь против Христа. Уличные мальчишки радовались, смеялись, верующие молчали — им было страшно сказать за Христа, потому что вся жизнь их зависит от кооператива, перестанут хлеб выдавать, и крышка! После речи своей дефективное лицо предложило закрыть церковь. Верующие… молчали. И так вышло, что верующие люди оставили себя сами без Рождества и церковь закрыли», — писал в дневнике за 1930 год известный писатель Михаил Пришвин.

Читайте также:  Праздники обычаи традиции адыгов

Ему вторил в своём дневнике историк Иван Шитц: «Рождество большевикам удалось-таки сорвать совершенно, по крайней мере — внешне… Наконец, по невежеству, увидя в ёлке религиозный институт, запретили продажу и устройство ёлок».

«Рождества в этом году в Москве не было, если не считать частных празднеств у иностранных дипломатов и технических работников. Не было рождественских торжеств, не было рождественского духа, не было рождественской службы. Ни один колокол не зазвонил в древней столице России», — свидетельствовал живший в СССР американский журналист Дарэнти (он позднее прославился интервью со Сталиным).

Формально люди могли отмечать эти праздники дома, по-тихому, без особого привлечения внимания. Максимум, что им за это грозило, — выговор на работе или на партийном собрании (если человек состоял в партии) или большой штраф за срубленную ель. Но в такой атмосфере никакого праздника совершенно не чувствовалось. Поэтому праздновали либо те, у кого это было традицией с детства, ещё с дореволюционных времён, либо те, у кого были маленькие дети.

Реабилитация Нового года

Фото © ТАСС / Подэрни Роман

Гонения прекратились так же неожиданно, как и начались. В конце декабря 1935 года в «Правде» была опубликована статья видного политика Павла Постышева с призывом начать праздновать Новый год. Скорее всего, в Кремле решили, что Новый год, в общем-то, безобидный для коммунистической идеологии праздник и не будет ничего страшного, если его поддержать в качестве альтернативы религиозному Рождеству. Государственная машина стала разворачиваться в обратном направлении. Тут же было организовано производство ёлочных игрушек, ёлки вернулись на базары, на прилавках появилась мишура.

Однако реабилитация была лишь частичной. Во-первых, Рождество никто не реабилитировал, хотя за его празднованием и перестали зорко следить. Во-вторых, изменения коснулись только детей. Новый год теперь позиционировался исключительно как детский праздник. Для детей организовывались специальные ёлки, но взрослые в этот день, как и на следующий, всё так же работали. Единственное, что изменилось для взрослых, — с начала 40-х годов их стал поздравлять с Новым годом по радио Михаил Калинин.

Возрождённый советский Новый год воспроизводил большинство атрибутов прежнего Рождества, но абсолютно лишился религиозного духа. Более того, этот праздник стал единственным в советской истории, не имевшим никакого политического и идеологического подтекста.

С 1947 года Новый год в СССР вновь стал нерабочим днём, что значительно укрепило его популярность. Постепенно он превратился в главный праздник страны, который отмечают все — независимо от возраста и политических предпочтений.

Источник статьи: http://life.ru/p/1180455

14 февраля — наш, православный праздник. Долой буржуйского Валентина! 🙂

Поздравляю всех сограждан с днём Святого Трифона покровителя мышей. Память святого Трифона в Православной церкви совершается 14 февраля.
Кстати, братья-славяне сербы считают, что в этот день кончается зима.

Святой Святой Трифон, — был почитаем на Руси с незапамятных времен. Причем, он был на столько известен, что в 15-м веке в гербе Москвы фигурировал вместе с Георгием Победоносцем.

Легенда о жизни святого Трифона.

Родился в семье христиан, с ранних лет принял христианские нравы. Будучи отроком, проявил дар чудотворений, исцеляя и облегчая недуги, изгоняя бесов. Обращал к христианской вере.

По греческим источникам, однажды молитвой святого Трифона были изгнаны вредные гады и насекомые, и тем спасены от голода жители Кампсады.

Согласно преданию, изгнал дьявола из Гордианы, дочери римского императора Гордиана III, который, будучи идолопоклонником, не преследовавшим, однако, христиан, послал за Трифоном после того, как дьявол устами беснующейся девушки заявил, что только отрок Трифон может изгнать его. При этом дьявол покинул Гордиану, почуяв приближение Трифона, ещё за 3 дня до его прибытия в Рим. По просьбе императора, Трифон заставил дьявола явиться во плоти (в виде чёрного пса, которой имел огненные глаза, а голову влачил по земле), благодаря чему многие уверовали во Христа.

Читайте также:  С праздником иоанна богослова открытка

После вступления на престол жестокого гонителя христиан императора Декия (249-251 гг.), святой Трифон был схвачен за смелые проповеди силы Христа и приведения людей к Крещению. На допросе святой Трифон подвергался жестоким пыткам, но не отказался от веры.

За обращение людей в христианство он был осужден и приговорен к отсечению головы. Перед казнью он благодарил Бога за данные ему силы и веру.
Святой Трифон был казнен в Никее в 250 году.

Христиане хотели предать тело мученика погребению в городе Никее. Однако святой Трифон в видении повелел перенести его на свою родину в селение Кампсаду, что и было исполнено. Позже мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим.

Московское предание о Трифоне и сокольничем.

Народное московское предание говорит о том, что некогда государев сокольничий во время охоты в селе Напрудном упустил любимого царского сокола, чем вызвал гнев государя. Сокольничему было приказано в 3 дня сыскать сокола, иначе он должен был заплатить за него головой. Сокольничий, потратив 3 дня и вконец устав, горячо молился своему небесному покровителю мученику Трифону, а затем уснул на берегу Великого пруда. Во сне сокольничему явился Трифон с соколом на руке. Проснувшись, сокольничий неподалёку от себя увидел сокола, и вернув его государю, был спасён, а на том самом месте, где явился Трифон, поставил обетную церковь.

То, что однажды Святой Трифон, ответив на молитвы сокольника, помог ему избежать тяжкого наказания, и фактически спас ему жизнь, сделало его невероятно почитаемым, в первую очередь в Москве. Москвичи обращались к этому Святому во всех радостях и бедах, даже молодые девушки стали у него просить хороших женихов, а бесплодные женщины — детей.

Так что теоретически день Святого Трифона можно было бы считать и днем влюбленных, только с точки зрения православных традиций, а не католических.

На Руси на Трифона мышарники заговаривали. Мышарники — это места, где мыши находили себе пропитание и тепло. В старину мыши становились бедствием для деревни. Коли в стогу развелись мыши, ходы прогрызли в погребе у кого или в доме, в амбарах — мужики к старику-знахарю шли на поклон. Каравай хлеба, кринку сметаны или молока, кусок масла принести полагалось. В избу-то входил мужик, а знахарь — ни слова. Поставит мужик подношение на стол со словами: «Откушайте нашего хлеба-соли» — и уйдёт.
Шёл знахарь со своей кошкой к стогам с мышарниками. Там он вынимает из средины заклинаемого по снопу (или по клоку, если дело идет о сене) со всех четырёх сторон, «с четырёх ветров», бережно складывает всё это в кучу — с особыми нашёптываниями — и несёт в избу к пригласившему его домохозяину. Здесь принесённое помещается в чисто-начисто выметенную, жарко натопленную перед тем печь и разжигается накаленною докрасна кочергою. Остающаяся после сожжённых снопов или клочков сена зола тщательно выгребается и переносится на гумно, где и всыпается в те места, откуда были вынуты снопы. Знахарь, всыпав золу в надлежащие места, читал специальные заговоры. Считалось, что после этого уводил их мышиный царь прочь

А вы всё про какого-то там Валентина не нашего.

Источник статьи: http://www.dubki.info/grad/index.php?q=forum/14-fevralja-nash-pravoslavnyj-prazdnik-doloj-burzhujskogo-valentina

Оцените статью
Adblock
detector