Не умею радоваться праздникам

Почему мы разучились радоваться праздникам? Как донести радость до Рождества?

Об этом и многом другом рассуждает Алексий Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах

И для тех, кто не любит смотреть или не показывает браузер:

В нашей стране существует один праздник — 9 мая, День Победы. Это тот день, когда праздник объединяет людей, когда у всех одинаковое состояние души, радостное желание посмотреть друг на друга как на родного и близкого человека. На самом деле настоящие праздники — они все такие, они роднят, объединяют, делают людей друзьями, семьей.

Христианские праздники именно в этом (если оставить за скобками религиозный, духовный, глубокий смысл).

И таких настоящих праздников мы, к сожалению, полностью лишились. Вернуться к ним — очень большая проблема, очень большой труд.

Если мы говорим о Новом годе как о всеобщем празднике, то он, по большому счету, праздник несостоявшихся надежд. Люди все время мучительно желают себе того, во что они не верят. Это праздник иллюзий, того, чего не бывает на свете. С одной стороны, он носит почти сказочный, феерический характер: ожидание прихода Нового года, красивая елка, бой курантов, фейерверки, шампанское и оливье.

А потом, после праздника наступает опустошение. Ощущение пустоты задевает сердце каждого человека, который хоть немного думает. Новый год — это всегда праздник с похмельем, даже если ты не напился.

А вот настоящие праздники, праздники радости, из нашей жизни ушли. Они не ушли из жизни, так называемой «бездуховной Европы». Может быть, действительно они во многом утратили для многих людей свой религиозный смысл. Но смысл радости и родства, дружбы, узнавания, — сохранился очень хорошо.

Никогда не забуду: меня поразило, как отмечали праздник Успения Пресвятой Богородицы жители одного маленького австрийского городка. Весь город, от мала до велика, вышел на улицы празднично одетый. Причем, не просто празднично, а в национальных костюмах. Везде играли оркестры, повсюду толпился народ у лотков с угощениями.

Люди выходили из храмов после мессы с какими-то радостными, светящимися лицами. А на углу одного из больших соборов, прямо на центральной площади стоял человек, возле которого были ящики с легким, недорогим вином и он угощал всех людей. Видимо, вино это он привез со своей фермы: ему хотелось поделиться своей радостью.

То есть праздник был у всех людей, все были радостные.

Никого не надо разделять на верующих и неверующих, на своих и чужих. Это день, который объединяет всех людей.

Открытые врата праздника

После того, как я вернулся из того путешествия, подумал: у нас вот такой день, как, скажем, Успение — ни для кого не праздник. Даже для нас, православных христиан, это только богослужебный день. Мы идем на службу, причащаемся. А вот самой радостью поделиться другими, по большому счету, практически не умеем. Мы боимся, что нас не поймут, что нам удивятся, что от нас отвернутся. И радость небольшого количества людей, собранных в храме тут же кончается, когда ты попадешь в город, который живет своей безрадостной, серой, вымученной жизнью и который эту радость пытается все время отнять.

И мы в нашем храме стали на праздники — на Успение Пресвятой Богородицы, на Рождество Христово, на праздник Пасхи, на Троицу делать такие вещи: мы открываем ворота в наш церковный двор, в ставим стол. На стол — несколько бутылок вина, пирожные, конфеты, соки, лимонад и рядом — пачку Евангелий и молитвословы для того, чтобы дарить людям. И в течение нескольких часов всех прохожих поздравляем с праздником.

Всех, кто проходит мимо, пытаемся к себе позвать. Всех пытаемся как-то развеселить. Всем пытаемся улыбнуться. Всем пытаемся что-то подарить. С каждым чокнуться. Каждому немножечко передать радость, которой полны наши сердца.

И для нас это оказалось очень важным, потому что, мы за час раздаем более ста Евангелий. Казалось бы, у нас храм находится в таком месте, где людей то не так много ходит, и жилых домов то почти нет, только офисы, банки, какие-то рестораны, еще что-то. Но, оказывается, что открытые врата, открытые двери притягивают людей, даже если они не знают, что там с ними хотят поделиться праздником. Они все равно мимо проходят и приходят к нам. И для нас чувство, что мы можем поделиться радостью, увеличивает наш праздник.

И я не знаю, как по-другому сделать Рождество праздником. Просто выходной день, просто эти каникулы, которые, в общем, не прибавляют ни радости, ни смысла? То есть, конечно, хорошо, когда люди могут отдохнуть, поехать со своими детьми куда-то в лес покататься на лыжах. Но причем тут Рождество? Причем здесь Великий смысл, который дал этому миру новое время, новое летоисчесление, который вообще этот мир перевернул и сделал другим? Мы почти этого не чувствуем и не переживаем. А главная большая беда для нас, христиан, что мы не можем зажечь этой радостью других.

Сейчас в Москве стали появляться аналоги Рождественских базаров, где продаются рождественские пряники с корицей и глинтвейн. Мне кажется, что это очень хорошо. Пусть начнем с этого. Давайте мы поучимся у «бездуховной Европы» радости праздника. Ведь настоящие праздники были забиты этими безумными, абсолютно мертвыми советскими «датами», когда праздновали не понятно чего, и непонятно зачем. Мне кажется, что если мы чуть- чуть этому научимся, если это немножко перевоспитает нас, лишенных радости, лишенных праздников, научит хоть чуть-чуть настоящей радости, тому, что можно просто радостно смотреть на людей, радостно пить вино, радостно, с благодарением, вкушать пищу, дарить подарки, делать что-то для другого — это будет хорошо.

Мне кажется, что мы можем. Мы, христиане, прежде всего, должны понимать, что радость, которую дает Христос, дается нам не для того, чтобы мы лично ей насладились, а для того, чтобы мы ею поделились.

Эта радость, которая нам подается, переживание праздника, потому что, «Христос рождается, славите!», «Дева днесь Пресущественного рождает», — не для того только, чтобы мы просто порадовались, причастились, прочли благодарственную молитву и разговелись и все. Эта радость дается для того, чтобы мы научили радоваться и других. Да и самим, конечно, надо учиться этому. Мы-то радоваться особо не умеем.

Читайте также:  Самые главные праздники евреев

С каждым годом все очевиднее становится момент некой неуклюжести, неудобства от того, что по старому стилю Рождество мы празднуем после Нового года. Когда мир в своем большинстве, причем, в своем православном большинстве, надо это подчеркнуть, уже отпраздновал Рождество.

Если акцент перенесется с Нового года на Рождество, то у людей появится праздник со смыслом, без того посленовогоднего душевного похмелья.

Это продолжающаяся радость, приумножающаяся радость. Это Святые дни, которые тебя подхватывают и приносят к Богоявлению, а потом продолжают нести аж до самого Сретения, а там уж почти до Великого Поста. Рождество, оно зажигает тебя, наполняет, что ты в этой радости доходишь до Масленицы. Радость Масленицы ты как бы отдаешь уже Богу и надеваешь на себя другие одежды, одежды покаяния, но тоже — радостного и со светлым лицом вступаешь в Великий пост. То есть наша рождественская радость просто доводит нас до Великого поста, приводит прямо к дню Прощенного воскресенья.

Эта связь Рождества и Великого Поста обозначена и в нашем богослужебном круге.

Как донести радость до Рождества через предновогоднюю суету

Меня это не очень лично касается, потому что, я уже давно живу в каком-то другом ритме. Я думаю, что многие христиане живут в другом ритме. Меня никогда за последние 20 лет не касалась суета Нового года.

То есть, я, конечно, приезжаю на Новый год к своему папе, а раньше приезжал к своим родителям.

Мы с ним сидим перед ночной службой за столом и друг друга поздравляем. Такую семейную традицию я исполняю всегда. А потом еду в храм и совершаю ночную Литургию. Так происходит последние 15 лет.

И Новый год для меня – это, прежде всего, встреча со Христом, а также — благословение на новый год, на желание как-то продолжать свой христианский путь.

Но я понимаю, что есть семьи, где дети ходят в обычные светские школы. Там справляется Новый год и там есть праздничные мероприятия. И там к детям приходит Дед Мороз и все радуются Новому году. Думаю, что в этом ничего серьезного нет и опасаться этого и как-то трагически воспринимать, наверное, нет смысла. Ну, пройдет и пройдет. В конце концов, наш внутренний настрой и наше стремление к Рождеству, если они присутствуют по-настоящему, не могут не передаться нашим детям.

О лошадях и людях

За семьдесят лет советской власти всякую память о празднике, память о настоящих глубоких символах, раскрывающие смыслы мы утратили. Поэтому, люди ищут каких-то других смыслов: оккультных или мистических, которые сейчас заполняют там весь мир. Потому, что мир открыт, доступен для любой информации.

Там, где отсутствует истинная вера, на ее место приходит суеверие, язычество, заигрывание с неким незнакомым, неизвестным миром, в который ты не веришь и посмеиваешься над ним, но строго исполняешь его предписания. Потому, что это точно от тебя ничего не требует в смысле ответственности.

Если ты становишься христианином и начинаешь наполнять свою жизнь христианской символикой, настоящими смыслами, то эти смыслы начинают тебя менять и ты начинаешь жить ответственно, потому что невозможно по-другому.

А языческие, оккультные символы ни к чему не обязывают, как кажется. Но при этом ты все равно стараешься соответствовать: надеть какую-то специальную одежду, что-то под столом прокукарекать или, наверное, сейчас надо поржать под столом, если год лошади.

У кого-то год синей деревянной лошади. А у нас — год Христа. Поэтому, кто как встретит Новый год, так и проведет. Кто на кого хочет быть похожим, тот будет на того похожим. Мне кажется, что если кому-то нравится быть похожим на синюю, деревянную лошадь, то может внешне он останется человеком, но внутренне подобие приобретет.

Старые новые традиции

Помню, что в свое время у нас на Рождество в Москве не везде причащали, например. Как и на Пасху. Сейчас, Слава Богу, есть другая традиция, когда на Рождество причащают во всех храмах. Это очень здорово, замечательно.

Появились традиции, которые были забыты. Они сейчас существуют во всех храмах и во всех приходах. Это детские спектакли.

Возникли традиции, которых, наверное, не было в дореволюционной России, может быть только на Украине, на Западе — это вертепы. Не те спектакли, которые тоже сейчас как традиция прекрасным образом развивается.

Но еще вертепы, которые делаются к Рождеству как образы пещеры, где родился Христос. И вот у нас рядом в храме святого князя Владимира уже несколько лет делается потрясающий вертеп изо льда. Мы позавидовали и в этом году тоже в нашем приходе сделаем вертеп, но не изо льда, а, наверное, из деревянных конструкций. И мне пришла в голову, может быть такая, немного дерзкая мысль: изобразить трех волхвов и вырезать у них вместо лиц у них круги. Чтобы каждый из прихожан мог сфотографироваться и почувствовать себя волхвом, приносящим свои дары ко Христу. Так что, приходите все к нам в храм. У нас будет прекрасный вертеп и каждый будет иметь возможность побыть «немного волхвом».

Источник статьи: http://www.baby.ru/community/view/42956597/forum/post/238458704/

Обратная сторона праздников: почему они радуют далеко не всех

В голливудских фильмах праздники – это дружная семья за одним столом, много любви и тепла. И кто-то из нас старательно воссоздает эту счастливую картинку в своей жизни. Но почему тогда все больше тех, кто признается, что праздники для них – самое грустное время? А для кого-то и вовсе опасное. Откуда столько противоречивых чувств?

Некоторые верят, что праздник — это феерия, чудеса и подарки, с нетерпением ждут его, разворачивая масштабные действия по подготовке. А другие, наоборот, придумывают отходные пути, лишь бы избежать суеты и поздравлений. Есть и те, у кого праздничные даты вызывают тяжелые предчувствия.

«Я 22 года прожил в общежитии вместе с родителями, — вспоминает 30-летний Яков. — В моем детстве праздники были днями возможностей, опасностей и серьезных перемен. Я хорошо знал с десяток других семей. И понимал, что в одном месте можно съесть что-нибудь вкусненькое, поиграть без взрослых, а в другом кого-то сегодня будут сильно бить, с грохотом и криками «Убивают!». Передо мной разворачивались разные сюжеты. И уже тогда я понял, что жизнь куда более многогранна, чем рисунок на праздничной открытке».

Читайте также:  Широкими шагами наступает праздник

Откуда берется это различие?

«В буднях и праздниках мы воспроизводим то, что видели раньше, в детстве, в семье, где росли и воспитывались. Эти сценарии и то, как было у нас принято, «якорятся» в нас, — объясняет клинический психолог, специализирующийся на транзактном анализе, Денис Наумов. — У кого-то в веселой компании собирались родственники, друзья родителей, дарили подарки, много смеялись. А у кого-то другие воспоминания, в которых праздник — лишь повод выпить, и как следствие — неизбежные драки, ссоры». Но мы можем не только воспроизводить принятый когда-то сценарий, но и действовать по контрсценарию.

«Я очень хотела не повторить в своей семье то, что видела в детстве: папа пил и по будням, а на праздники все становилось еще хуже, поэтому дни рожденья мы не отмечали, чтобы лишний раз не устраивать застолья, не провоцировать папу, — делится 35-летняя Анастасия. — А мой муж не пьет и носит меня на руках. И дней рожденья я жду не в тревоге, а с радостью».

Но и некоторые из тех, чья семейная история не содержит тяжелых сцен, встречают праздники без особого энтузиазма, смиряясь с ними как с неизбежностью, избегают дружеских и семейных собраний, отказываются от подарков и поздравлений…

Праздники — это не только способ возвращения радости своему «маленькому Я», но и возможность упорядочить жизнь

«Родители наделяют нас посланием, которое мы несем через всю свою жизнь, — продолжает Денис Наумов, — и это послание определяет жизненный сценарий. От родителей или значимых взрослых мы научаемся не принимать похвалу, не делиться «поглаживаниями» с другими. Я встречался с клиентами, которые считали, что отмечать день рождения стыдно: «Какое я имею право уделять себе внимание? Хвалить себя нехорошо, выставлять напоказ — нехорошо». Часто такие люди, которые не умеют хвалить себя, радовать, дарить самим себе презенты, страдают во взрослой жизни от депрессии. Один из способов помочь себе — побаловать своего внутреннего ребенка, который есть в каждом из нас, поддержать и научиться хвалить».

Принимать подарки, дарить их другим, разрешить себе отпраздновать день рождения или просто дать себе дополнительный выходной — для некоторых из нас это высший пилотаж, которому приходится долго и заново учиться.

Но праздники — это не только способ возвращения радости своему «маленькому Я», но и возможность упорядочить жизнь.

Точки отсчета

Каждый приходит в этот мир с единственным изначальным запасом — времени. И мы всю жизнь пытаемся его чем-то занять. «С точки зрения транзактного анализа у нас есть потребность в структуре: мы создаем для жизни схему, так спокойнее, — поясняет Денис Наумов. — Летоисчисление, цифры, часы — все это придумано для того, чтобы как-то классифицировать, структурировать то, что вокруг нас, и все, что происходит с нами. Без этого мы тревожимся, теряем почву под ногами. Крупные даты, праздники работают на эту же глобальную задачу — придать нам уверенности и целостности мира и жизни».

Уверенности в том, что, несмотря ни на что, в ночь с 31 декабря на 1 января наступит Новый год, а день рождения отсчитает новый этап жизни. Поэтому, даже если мы не хотим устраивать пиршество или грандиозное событие из красного дня календаря, эти даты фиксируются сознанием. А уж в какие эмоции мы их окрашиваем, дело другое.

Мы итожим прожитые 12 месяцев, испытываем грусть, расставаясь с прошлым, и радуемся, встречая будущее

Праздники — это то, что связывает нас с природой, считает аналитический психолог Алла Герман. «Первое, на что когда-то давно обратил внимание человек, — цикличность суток и сезонов. В году четыре ключевые точки: весеннее и осеннее равноденствие, зимнее и летнее солнцестояние. К этим точкам у каждого народа привязывались ключевые праздники. Например, европейское Рождество приходится на зимнее солнцестояние. В это время световой день короче всего. Кажется, тьма вот-вот победит. Но вскоре солнце начинает набирать силу. Загорается звезда на небе, возвещающая о приходе света».

Европейское Рождество нагружено символическим смыслом: это начало, порог, точка отсчета. В такие моменты мы итожим прожитые 12 месяцев, испытываем грусть, расставаясь с прошлым, и радуемся, встречая будущее. Каждый год — это не бег по кругу, а выход на новый виток по спирали, с новым опытом, который мы пытаемся осмыслить в этих ключевых точках. Но это удается не всегда. Почему?

Что любят праздновать россияне?

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в октябре 2018 года обнародовал итоги опроса о любимых праздниках в России.

Зарубежные праздники — Хэллоуин, китайский Новый год и День святого Патрика — пока не получили у нас широкого распространения. Согласно результатам опроса, их отмечают всего 3-5% населения. В топ-8 дат, которые любит большинство россиян, попали:

  • Новый год — 96%,
  • День Победы — 95%,
  • Международный женский день — 88%,
  • День защитника Отечества — 84%,
  • Пасха — 82%,
  • Рождество Христово — 77%,
  • Праздник весны и труда — 63%,
  • День России — 54%.

Немало голосов набрали также:

  • День народного единства — 42%,
  • День святого Валентина — 27%,
  • День космонавтики — 26%,
  • Курбан-байрам — 10%.

Переполненная чаша

«К празднику мы иногда приходим переполненными информацией, событиями. Мы не успеваем переработать этот материал, поэтому напряжение сохраняется, — рассказывает Алла Герман. — Нужно куда-то это вылить, как-то разрядиться. Поэтому и случаются драки, травмы и госпитализации, которых особенно много по праздникам. В это время также употребляется больше алкоголя, а он снижает внутреннюю цензуру и выпускает наружу нашу Тень — негативные качества, которые мы скрываем от самих себя».

Тень может проявиться и в словесной агрессии: во многих рождественских фильмах (например, «Любите Куперов», режиссер Джесси Нельсон, 2015) собравшаяся семья сначала ссорится, а потом в финале мирится. А кто-то переходит к физическим действиям, развязывая настоящую войну в семье, с соседями, друзьями.

Читайте также:  Сценарий праздник для детей с воздушными шариками

Но есть и экологичные способы выпустить пар — например, станцевать или отправиться в путешествие. Или устроить вечеринку с изобильным угощением и необычными костюмами. И не обязательно в праздничные даты, хотя чаще это приурочивается к событию, вызывающему сильные эмоции у множества людей.

Выпустить свою Тень без ущерба для окружающих — лучший способ освободить свою переполненную чашу

Психолог предлагает вспомнить чемпионат мира по футболу, проходивший летом 2018 года: «Я живу в центре Москвы, и у нас круглосуточно раздавались то крики радости и восторга, то дикие звериные рыки, — вспоминает Алла Герман, — в одном пространстве были объединены совершенно разные чувства и эмоции. И болельщики, и те, кто далек от спорта, отыгрывали символическое противостояние: страна против страны, команда против команды, наши против не наших. Благодаря этому они могли побыть героями, выбросить накопленное в душе и теле, проявить все стороны своей психики, в том числе и теневые».

По такому же принципу в прежние века в Европе проходили карнавалы, где король мог переодеться нищим, а благочестивая дама — ведьмой. Выпустить свою Тень без ущерба для окружающих — лучший способ освободить свою переполненную чашу.

Современный мир набрал сумасшедший темп. Бег, бег, бег… Реклама с экранов, плакатов, витрин призывает нас делать закупки, заманивает акциями и скидками, давит на чувство вины: а вы купили подарки родителям, детям. «В праздники я ищу пятый угол, чтобы спрятаться, — признается 38-летняя Влада. — Социум требует суеты: готовить, накрывать на стол, возможно, принимать гостей, кому-то звонить, поздравлять. Я решила, что мне в праздники лучше уезжать в отель на берегу моря, где можно ничего не делать, просто быть с любимым».

И 40-летней Виктории тоже когда-то раньше было одиноко в такие дни: она недавно развелась и перестала вписываться в семейные компании. «А потом я стала находить в этой тишине возможность услышать, что я на самом деле хочу, подумать и помечтать, как буду жить».

У нас пока не очень принято подводить итоги перед днем рождения и строить планы на будущее. «А ведь в бухгалтерии любой, даже маленькой фирмы обязательно сводится баланс и создается бюджет следующего года, — рассуждает Алла Герман. — Так почему бы не сделать того же в своей жизни? Например, во время празднования еврейского Нового года принято проводить «дни тишины» — остаться наедине с собой и переварить накопленный опыт и эмоции». И не только переварить, но и принять как победы, так и неудачи. И это бывает не всегда весело.

Однажды решиться и перестать ждать, как в детстве, чуда и волшебства, а создавать его своими руками

«Но в этом сакральный смысл праздников, когда встречаются противоположности. Праздник — это всегда два полюса, это закрытие одного этапа и открытие нового. И часто именно в эти дни мы переживаем кризис, — поясняет Алла Герман. — Но способность переживать эту полярность позволяет нам испытать катарсис, расшифровав в нем глубокий смысл».

Каким будет праздник, веселым или грустным, — наше решение, убежден Денис Наумов: «Это момент выбора: с кем я хочу начать новый этап жизни, а с кем нет. Если мы чувствуем, что нам нужно побыть одним, мы имеем на это право. Или проводим аудит и вспоминаем тех, кому уделяли мало внимания последнее время, тех, кто дорог, звоним им или идем в гости. Сделать честный для себя и других выбор — иногда самое сложное, но и самое ресурсное».

Например, однажды решиться и перестать ждать, как в детстве, чуда и волшебства, а создавать его своими руками. Как это делает 45-летняя Дарья. «С годами я научилась включать внутренний праздник. Одиночество? Что ж, значит, буду ловить кайф в нем. Близкие? Значит, буду радоваться общению с ними. Кто-то новый подошел? Ну прикольно же! Я перестала строить ожидания. И это так здорово!»

Как не обидеть близких?

Часто семейные традиции предписывают проводить праздники с родными. Иногда мы соглашаемся из чувства вины: иначе они обидятся. Как договориться с близкими и не портить себе праздник?

«Я знаю немало историй, когда уже взрослые дети вынуждены из года в год проводить праздники с пожилыми родителями. Или собираться за одним столом с родственниками, потому что так принято в семье. Нарушить эту традицию означает пойти против, — объясняет Денис Наумов. — И мы отодвигаем наши потребности на задний план в угоду потребностям других. Но невысказанные эмоции неизбежно вырвутся наружу в виде язвительных реплик или даже ссор: ведь заставлять себя радоваться, когда не до радости, очень трудно.

Проявлять здоровый эгоизм не только можно, но и полезно. Часто кажется, что родители не поймут нас, если мы откровенно с ними поговорим. И начать разговор очень страшно. В реальности взрослый любящий человек способен нас услышать. Понять, что мы им дорожим и обязательно приедем в другой день. Но этот Новый год хотим провести с друзьями. Договориться и составить разговор как взрослый со взрослым — лучший способ избежать чувства вины со своей стороны и обид с другой».

Материалы по теме

Счастливые праздники: 10 способов меньше переживать и больше радоваться

Праздники — дело нервное. Об этом знают все, но мало кто понимает, как сделать долгие выходные спокойными и счастливыми. Психолог Марк Холдер предлагает 10 способов, которые помогут снизить уровень стресса и находить больше поводов для радости в новогодние каникулы.

«Мне 30 — стоит ли переезжать в другую страну и начинать все с нуля?»

«Шесть лет работаю в крупной международной консалтинговой компании и где-то год назад поняла, что взяла от этой работы все, что могла, и развитие остановилось. Загорелась идеей переехать в Париж, нашла местных, которые могут порекомендовать меня в местный филиал моей же компании. Полгода учу язык, сейчас — каждый день, но уровень пока слабоват».

Источник статьи: http://www.psychologies.ru/articles/obratnaya-storona-prazdnikov-pochemu-oni-raduyut-daleko-ne-vseh/

Оцените статью
Adblock
detector