Календарный план образовательной деятельности в старшей «А» группе ДОУ Тема интегрирующая: « Народная культура и традиции» Событие недели: » Народная культура и традиции «.
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарный план образовательной деятельности в старшей «А» группе ДОУ Тема интегрирующая: « Народная культура и традиции» Событ | 39.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарный план образовательной деятельности в старшей «А» группе ДОУ
Тема интегрирующая: « Народная культура и традиции»
Событие недели: » Народная культура и традиции «.
Цель: создание развивающей среды для обогащения игрового опыта детей, приобщения к народной игровой культуре.
Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности
Итоговое мероприятие: «Народные традиции и обычаи России».
Форма проведения: игровая деятельность с математическим содержанием
Организованная образовательная деятельность
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с семьями по реализации основной образовательной программы
1. Мероприятие НОД:
Тема: «Русская народная культура и традиции»
Цель :познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к культуре , традициям и быту русского народа .
Задачи :Расширять знания о народных промыслах и ремёслах. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны.Передать свои впечатления через художественное творчество – городецкую роспись.Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их , развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи , высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями.Расширять словарный запас.
Предметы традиционного русского народного быта , чтение устного народного творчества , иллюстрации с изображением русских народных костюмов , изображение старинных изб , в которых раньше жили люди, мольберт, панно, гуашь, красного, зелёного цвета, кисти, салфетки подставки для кистей.
Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок , пословиц, поговорок, скороговорок. Дидактическая игра «Подбери костюмы»
2.Физическая культура по плану физ. Инструктора
3.Мероприятие НОД: Х.Э.Р. Рисование
Тема: « Русский сарафан»
Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.
-познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;
-вызвать интерес к жизни наших предков;
-воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.
Предварительная работа: знакомство с устным народным творчеством: чтение русских народных сказок «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», поговорок, пословиц . Знакомство с элементами русского народного костюма, русскими народными играми «Жмурки», «Ловишки».
Утренний сбор. Рассказ воспитателя о происхождении русской народной игрушки, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде;
— Сформировать знания об особенностях народных игрушек. Прочитать детям: «Игрушкины частушки»: Наши руки крендельком, щеки будто яблоки. С нами издавна знаком весь народ на ярмарке. Мы игрушки расписные, хохотушки вятские — Щеголихи слободские, кумушки посадские. Дымковские барышни всех на свете краше, А гусары-баловни — кавалеры наши.
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.
Беседа «Всех скороговорок не выговорить». Задачи. Продолжать знакомить детей с видами устного народного творчества: пословицы, скороговорки и поговорки; обратить внимание на способность русского народа подмечать и точно, ярко выражать словами замеченное. Воспитывать интерес к творчеству русского народа.
Игра «Эхо». — Совершенствовать речедвигательный аппарат детей, Закреплять произнесение звука «ж», определять место звука в слове. Воспитатель произносит слова, а дети повторяют их точно так же, как они были произнесены педагогом. Воспитатель называет слова с интонационным выделением звука «ж» в разных позициях («жжук, жжаба, рожжок, кожжа, морожженое» и т. д.).
Рассматривание выставки «Народные игрушки» в уголке познания. Хороводная игра: «Шла коза по лесу» Учить детей выполнять игровые действия, согласно тексту развивать координацию движении, дружеские чувства. Беседа с детьми: «Колыбельные» с рассматриванием иллюстраций. Закрепить представление о жанре «колыбельная песня», его особенности. Расширять словарный запас детей, пояснить значение слов «зыбка», «люлька», «дремота». Учить читать колыбельные т и х и м , н а п е в н ы м г о л о с о м с соответствующими интонациями. заучивание песенки «Ты, мороз, мороз, мороз» в обработке И. Карнауховой. Задачи. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, помочь запомнить песенку, формировать умение д е к л а м и р о в а т ь , и с п о л ь з у я , соответствующие содержанию средства выразительности. Развивать память, речь.
Пополнение выставки в группе народными игрушками.
Раскрашивание раскрасок «народные игрушки»; — закрепить умения детей закрашивать гуашевыми красками не выходя за контур. Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа.
Дежурство по занятиям. Задачи. Учить детей определенную часть работы выполнять самостоятельно; организовывать совместную работу по уборке материалов.
1 ..Информационный стенд для родителей на тему
Папка – передвижка «Русское народное творчество»
2..Индивидуальные консультации, беседы Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, чтение художественной и познавательно- энциклопедической литературы по теме: «Народная культура»
Тематическая подборка материала «Читаем и учим вместе с детьми»
Чтение художественной литературы
Э. Успенский «Матрешки»
Я. Дубенский «Мы разные»
С. Есенин «Береза»
«Ой, свистулечка какая…»
М. Бородицкая «Глиняная свистулька»
«Чем знаменито Дымково»
К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Волк и лиса», «Петух, кот и дрозд», «Каша из топора», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко», «Жихарка», «Айога», «Иван Царевич и серый волк».
Просмотр телепередачи «играй гармонь»
1. Мероприятие НОД: Развитие речи
Тема : Традиции и быт русского народа
Цель: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар, «красным» углом;
обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, активизировать в речи детей слова – сени, горница, бабий кут, ухват, чугунок и т.п.;
развивать художественно-творческие способности дошкольников в изобразительном творчестве;
воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
2ч.«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба –бах»»
Цель: учить детей дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ринвза «Шумный Ба – бах» (перевод с англ. М. Боровицкой)
2. Мероприятие НОД:
Х.Э.Р Музыкальная деятельность по плану музыкального работника
Утренний сбор. «Волшебная дудочка»- познакомить с русскими народными музыкальными инструментами: учить различать музыкальные инструменты по типу (ударные, струнные, духовые) и звучанию; развивать интерес к старинным музыкальным инструментам.
Игра «Чем был, чем стал». Краткое содержание: воспитатель называет материал (глина, дерево, ткань), а дети подбирают предметы рукотворного мира, изготовленные из него; выигрывает ребенок, подобравший большее количество предметов
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.
Индивидуальная работа по ФЭМП: д. игра «Разложи ленточки по порядку». Задачи. Закреплять у детей умение устанавливать размерные соотношения между предметами разной ширины, располагать их в возрастающем или убывающем порядке по величине. Рассматривание игрушек. Сенсорное обследование (материал, цвет, особенности строения.) Д/и «Что за игрушка?». Цель: учить описывать игрушку по характерным признакам, по описанию узнавать их.
Рассматривание альбомов декоративно прикладного искусства.
Д/И »Сложи игрушку из частей» -закрепить умение соотносить части с образцом, развитие памяти,координации движений.Развивать логическое мышление. закрепить знание понятия народная игрушка. Игры с пазлами,разрезными картинками:«Выложи узор», «Составь картинку» Лепка «Все они матрешечки, все они милашечки. »
П.И «Сделай фигуру». Дидактическая игра «Построим башенки». Задачи. Упражнять детей в сравнении предметов по высоте, учить комментировать свои действия, рассказывать о результатах. Развивать глазомер, связную речь.
Рекомендовать родителям обратить внимание на изменения в природе и погоде
Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой
Индивидуальные беседы с родителями по их запросам
Буклет «Потешки, прибаутки»«Воспитание сказкой»
Чтение русских народных сказок: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна – лягушка», «Хаврошечка», «Сивка – бурка», «Гуси – лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты»
1. Познавательное развитие ФЭМП
Тема «Народные традиции и обычаи России».
Форма проведения: игровая деятельность с математическим содержанием. Игры с правилами.
Цель: продолжить формирование умения ориентироваться в окружающем пространстве.
Задачи: продолжить формирование умения соотносить план руппы с реальной обстановкой в группе, упражнять в умении двигаться в указанном направлении, закрепление пространственных отношений: справа, слева, над, между и т. д., упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги, продолжить развивать счетные навыки, порядковый и количественный счет, соотносить количество с цифрой. Развитие памяти, внимательности. Закрепление знаний о народных промыслах, традициях. Воспитание интереса к народным традициям, чувство взаимопомощи при выполнении заданий.
2.Физическая культура по плану физ. Инструктора
3. Мероприятие НОД: Х.Э.Р. Рисование «Знакомство с Полхов-Майданской росписью»
Программное содержание:
— познакомить детей с росписью Полхов — Майдана;
— обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи – веточку с листьями и ягодами.
— развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные элементы;
— закреплять умение рисовать гуашевыми красками.
— воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
— вызвать желание овладеть навыками в рисовании Полхов – Майдайских узоров.
— знакомство детей с филимоновской, дымковской, городецкой росписями;
— рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;
— чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;
-дидактические игры: «Продолжи узор», «Обведи узор» и др.
Словарная работа: Полхов – Майдан.
Материал: картинки с изображением Полхов – Майданских изделий; картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; магнитофон; диск с записями мелодий; магнитная доска; образцы расписанных бочонков; бумажный силуэт бочонка; гуашевые краски (красный, черный, зеленый, фиолетовый); кисти белка № 1 и № 3; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки;, влажные салфетки.
Утренний сбор . Рассмотреть альбом «История игрушек» — познакомить с историей развития игрушек.
Игры на развитие внимания: «Найди отличия у двух матрёшек», «Какой игрушки не стало» — развивать внимание, логическое мышление. Инд. работа с Максим, Ксения, Валерия,Саша
— Упражнение «Четвертый лишний». Цель: развивать логическое мышление.
Инд. работа Саша, Маша, Лера, Максим- «Заштрихуй». Цель: развивать мелкую моторику. Беседа по вопросам: «Как праздники встречали на Руси? Какие русские народные праздники вы знаете? Как готовились к встрече русских народных праздников?» — воспитывать интерес к культуре русского народа.
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.
— Беседа с рассматриванием «Какая народная игрушка больше всего нравится?»
— поручения по поддержанию порядка в группе.
Индивидуальная работа по ФЭМП: дидактическая игра «Кто больше назовет?» Задачи. Закреплять знания о квадрате и прямоугольнике (наличие углов, сторон, их количество, соотношение по размеру), формировать представления о том, что квадрат и прямоугольник являются четырехугольниками, упражнять в узнавании и назывании четырехугольников, учить сравнивать их между собой.
Рассматривание иллюстрации филимоновских игрушек, альбома с элементами фолимоновской росписи.
Предложить раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы». « И г р у ш к и д л я т е ат р а » Цель: Поупражнять в изготовлении игрушек по принципу оригами. Научить оформлять поделки аппликацией, прорисовывать мелкие детали. Научить аккуратности в процессе деятельности.
Русские посиделки-изготовление дымковской барышни и теста. Настольно печатная игра «Русские узоры» Игра-забава «Летят самолеты». Задачи: Предложить детям запустить разноцветные бумажные самолеты, изготовленные воспитанниками. Повышать двигательную активность, способствовать эмоциональной разрядке. С/ р и г р а « Д оч к и — м ат е р и » с использованием кукол Пеленашек формировать умение организовывать сюжетно – ролевые игры.
Поговорить с родителями о самочувствии детей
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей
1. Мероприятие НОД: Развитие речи
Тема «В гостях у Марьюшки»
Цель: Дать детям представление об особенностях русского старинного быта;Учить навыкам словообразования;Упражнять в употреблении грамматических категорий.
Коррекционное направление . Развивать интеллектуальные функции – память, внимание;Формировать речеслуховое восприятие и речедвигательные навыки; Совершенствование тонкой моторики кистей пальцев.Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.
Беседы и чтение об русском народе;Знакомство детей с русскими народными сказками, закличками, поговорками, пословицами, потешками, считалками, скороговорками;Слушание аудио записей русских народных сказок, песен, потешек;Драматизация по мотивам русских сказок; Разучивание сказок, народных игр, и т. д…. Знакомство с русским костюмом и домашней утварью.
Материал, оборудование: Декорация: русская печь, стол, лавки, сундук, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть; посуда: самовар, деревянная и глиняная посуда; русские народные костюмы,музыкальные инструменты: балалайка, трещотка, деревянные ложки, колокольчики.
2. Мероприятие НОД: Х.Э.Р Музыкальная деятельность по плану музыкального работника
3.Мероприятие НОД: Физическая культура по плану физ.инструктора (на улице)
1 половина дня. Утренний сбор. Гимнастика в стихах «Игрушки» Цель: создать веселое настроение, радость от выполняемых движений в стихотворном сопровождении, развивать умение выполнять движение, соотнося его с высказыванием.
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.
Беседа с рассматриванием презентации «Русская изба» -Рассказать детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Разучивание поговорки «Скучен день до вечера, коли делать нечего» с Машей, Ульяной, Вовой, Дианой – развивать речь.
Изготовление народной тряпичной куклы . Цель: показать процесс изготовления куклы, рассказать о традициях; кукла не только игрушка, но в старину и показатель умения и мастерства, шить кукол начинали с 5-лет.
С.р игра: «Ярмарка» Цель: передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек» Учить детей использовать в игре опыт, полученный на занятиях, играть вместе с детьми. Прослушивание музыкальных произведений «Игрушки»
Деятельность детей в зоне творчества.
Д/и “ Отгадай и назови»
Пальчиковая театрализация сказки «Заюшкина избушка»
Тема: «Культура и традиции русского народа»
Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями русского народа.
Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых событиях, культуре, Закрепить знание овощей.
Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.
Оборудование: географическая карта, иллюстрации с изображением природыРоссии, книги « Русские народные сказки», иллюстрации к сказкам, изделия народно-прикладного искусства, хлебные изделия, овощи.
2.Мероприятие НОД: Х.Э.Р. (Аппликация)
Тема: «Бусы для матрешки» Цели: учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; чередовать бусинки разной формы.
2. Мероприятие НОД:
Х.Э.Р Музыкальная деятельность по плану музыкального работника
1 половина дня. Утренний сбор. Д/и «Узнай узор»- закрепление элементов росписи дымковской, Городецкой росписи. Беседа: «Русская народная игрушка» Цель: обобщить знания о глиняных игрушках — дымковских и филимоновских. Рассказать об истории богородского промысла, о сергиево-посадских игрушках и о самой популярной деревянной игрушке — матрешке. учить различать разные техники росписи матрешек. воспитывать гордость за свою страну. Чтение стихотворения С. Есенина «Бабушкины сказки»,
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.
Развлечение: Матрешки затейницы» Задачи: познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шуткиприбаутки, чистоговорки, пословицы, сказки, обогатить словарь детей за счёт понятий: шутка-прибаутка, пословица, формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение четко проговаривать звуки в словах, развивать умение понимать образный смысл фольклорных произведений, развивать память, чувство юмора, мелкую и общую моторику, воспитывать интерес к устному народному творчеству.
рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
Показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей.
.Знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями и способами поведения в них
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/03/19/kalendarnyy-plan-obrazovatelnoy-deyatelnosti-v-1