Двунадесятые праздники
Двунадеся́тые пра́здники (также дванадесятые праздники) — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе отмечены красным крестом в полном круге . Имеют свои предпразднства, попразднства и отдания.
Содержание
Перечень и типы праздников
Двунадесятые праздники (по хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября [1] ):
Большинство двунадесятых праздников непереходящие, то есть имеют фиксированную дату. В зависимости от тематики, все двунадесятые праздники являются либо Господскими, либо Богородичными [2] — Господские по статусу выше Богородичных. В богослужении это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поётся одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники службы соединяются, при этом приоритет имеет воскресная служба. Кроме того, на Литургии все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны и входные стихи, а на вечерне в сам день праздника — торжественный вход с кадилом ради Великих прокимнов.
Структура праздников
Кроме самого дня праздника, почти все двунадесятые праздники имеют дополнительные особые дни:
- предпразднство — это дни, подготавливающие верующих к празднику;
- попразднство — продолжение праздника;
- отдание — заключительный день попразднства — на богослужении повторяется большинство песнопений праздничной службы.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).
Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением:
- Рождества Христова — 5 предпразднственных дней, в связи с тем, что Рождество — самый большой из двунадесятых праздников;
- Богоявления — 4 предпразднственных дня, ибо Богоявление — второй после Рождества двунадесятый праздник;
- Входа Господня в Иерусалим — нет ни предпразднства, ни попразднства в связи с началом Страстной седмицы;
- Вознесения Господня — нет предпразднства, т.к. сам праздник стоит на следующий день после отдания Пасхи, которая выше всех праздников (праздников Праздник и Торжество из торжеств), поэтому предпразднство Вознесения «не помещается» на своё место [3] ;
- Дня Святой Троицы — нет предпразднства.
Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим, или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе бо́льшую часть песнопений и молитв самого праздника.
Богослужение
Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.
В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеют место и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.
На всенощном бдении двунадесятых праздников служится Великая вечерня, но на Рождество Христово, Богоявление и Благовещение — Великое повечерие, а затем утреня [4] .
На праздничном всенощном бдении всех двунадесятых праздников служится лития [5] (что значит «усиленное моление»). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поётся особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о евангельском чуде насыщения 5000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея. Этот обычай идёт с глубокой древности — это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поётся тропарь праздника.
Богослужение двунадесятых Господских праздников
- Непереходящие праздники: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Крещение Господне, Преображение.
- Переходящие праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница.
- Служба Господского праздника будет одинакова в любой день седмицы (даже если праздник выпадает в Воскресный день, то воскресная служба совсем опускается).
- Если Господский праздник попадает на воскресенье или понедельник, то на Великой вечерне поется «Блажен муж», если со вторника по субботу, то «Блажен муж» отменяется.
- На литургии поются праздничные антифоны.
- На Малом входе добавляется входной стих в речь диакона перед Царскими Вратами, после этого «Приидите поклонимся» не поется [6] , а поется тропарь и кондак праздника.
- Вместо Святый Боже, в Рождество Христово, Крещение Господне и Пятидесятницу поётся: «Ели́цы во Христа́ крести́стеся, во Христа́ облеко́стеся, аллилу́ия.», а на Воздвижение Креста Господня: «Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим.»
- Имеют особый праздничный отпуст.
- В день двунадесятого праздника вечером вечерня совершается с торжественным входом и великим прокимном. Если праздник случается в субботу, то великий прокимен переносится с вечера дня праздника на вечерню самого праздника вместо рядового прокимна.
- В отдание праздника на Литургии читается только один [7] рядовой Апостол и одно Евангелие дня.
Богослужение двунадесятых Богородичных праздников
Двунадесятых Богородичных праздников всего пять: Рождество Богородицы, Введение, Благовещение, Успение и Сретение Господне (Сретение имеет некоторые богослужебные особенности Господских праздников, но в большей степени соответствует Богородичным). Все перечисленные праздники непереходящие (неподвижные).
На эти праздники также положено Всенощное бдение. Если праздник выпадает на будни дни и на субботу, то служится служба только празднику, а если на воскресенье, то происходит соединение двух служб — Богородичной и воскресной. Это происходит потому, что нельзя отменять господский праздник, которым является воскресный день, праздником меньшим, пусть даже и двунадесятым, так как Богородица не выше Христа.
- На «Господи, воззвах» поются стихиры праздника.
- После прокимна вечерни («Господь воцарися, в лепоту облечеся») читаются паремии праздника.
- На Благословении хлебов трижды поется тропарь праздника.
- На «Бог Господь» воскресный тропарь поется дважды, на «Слава и ныне» тропарь праздника.
- Полиелей, величание празднику с избранным псалмом и тропари воскресные по непорочных.
- Антифоны воскресные текущего гласа, но прокимен и Евангелие праздника.
- После Евангелия поется «Воскресение Христово видевше»
- Воскресная стихира по Евангелии заменена стихирой праздника.
- Каноны поются: воскресный и оба канона празднику (Богородице).
- После 3-й песни Канона кондак воскресный, по 6-й Богородицы.
- Припевы по 8-й песни не поют, а читают «Честнейшую».
- «Свят Господь Бог наш» не отменяется.
- После Великого славословия тропарь только воскресный.
- На Литургии по входе «Воскресый из мертвых…», а не «молитвами Богородицы».
- Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и запричастный стих — сначала воскресный, затем праздника.
- «Достойно есть» заменяется задостойником.
- На славлении после отпуста, или по заамвонной молитве, тропарь, кондак и величание праздника.
Служба Сретения имеет лишь два отличия, приближающих этот Богородичный праздник к Господским:
- Праздничный отпуст, начинающийся словами: «Иже во объятиях праведнаго Симеона носитися изволивый нашего ради спасения Христос, истинный Бог наш:» — но в воскресный день он заменяется словами: «Воскресый из мертвых. «
- Во время Литургии на малом входе есть входный стих: «Сказа́ Господь Спасение Своё, пред языки откры́ Правду Свою.»
Иконография
Иконы двунадесятых праздников в храмах, где есть полный иконостас, принято размещать во втором снизу ряду, между местным и деисусным рядами; если храм освящён в честь одного из двунадесятых праздников, то соответствующая икона бывает и в местном ряду.
Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%94%D0%B2%D1%83%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8
Церковные праздники : даты , объяснения и традиции
Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).
Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.
По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:
Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:
Двунадесятые неподвижные праздники
Рождество Пресвятой Богородицы | 21 сентября |
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) | 27 сентября |
Введение во храм Пресвятой Богородицы | 4 декабря |
†Рождество Христово | 7 января |
†Богоявление, или Крещение Господне | 19 января |
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) | 15 февраля |
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) | 7 апреля |
†Преображение Господне | 19 августа |
Успение Пресвятой Богородицы | 28 августа |
Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.
Двунадесятые переходящие праздники:
Вход Господень в Иерусалим (в 6-е воскресенье Великого Поста) |