Непроизносимые согласные грустная праздник

Содержание
  1. Непроизносимые согласные в корне слова. Правило, примеры слов
  2. Правило!
  3. Примеры применения правила
  4. Примеры слов с непроизносимыми согласными
  5. Примеры слов, в которых нет произносимой согласной
  6. Нужно различать написание похожих по буквам, но разных по смыслу слов:
  7. Непроизносимые согласные
  8. Русский язык. Дидактический материал
  9. Собранные нашим региональным методистом материалы позволят педагогам организовать работу по теме «Непроизносимые согласные» интересно и занимательно. Общеизвестно, что для развития орфографической зоркости у учащихся требуется четко ограниченное словарное пространство темы или базовый словарный минимум. Это позволяет ученикам накапливать в памяти набор «ошибкоопасных» слов и формирует автоматизм действий по их узнаванию и способу проверки.
  10. I. Пословицы, поговорки, приметы
  11. 1. Словарные слова:
  12. 2. Проверяемые слова:
  13. II. Частушки
  14. 1. Словарные слова:
  15. 2. Проверяемые слова:
  16. III. Веселые стихи
  17. IV. Антонимы и синонимы
  18. V. Коллективные игры
  19. VI. Тексты для списывания с заданием
  20. VII. Диктанты
  21. 1. Выборочный диктант
  22. 2. Мини-диктанты
  23. 3. Диктанты-загадки
  24. 4. Обучающие диктанты

Непроизносимые согласные в корне слова. Правило, примеры слов

Непроизносимые согласные — это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове. В словах русского языка встречаются труднопроизносимые скопления согласных звуков:

вств (здравствуй, чувствовать, явственный, девственный),
здн (праздновать, праздник, поздний, поздно, бездна, звёздный),
ндск (голландский, шотландский, финляндский),
нтск (гигантский, дипломантский, дилетантский),
стл (постланный, счастливый, совестливый, участливый),
стн (доблестный, захолустный, яростный),
лнц (солнце),
рдц (сердце),
стск (расистский, националистский) и другие.

При произнесении таких слов выпадают звуки в, д, т, л. Их называют непроизносимыми. В таких случаях написание слова с непроизносимым согласным требует проверки.

Правило!

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно изменить его форму или подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после первого или второго согласного этой группы согласных стоял гласный звук.

Для согласного звука, если после него находится гласный, эта позиция в слове является сильной, то есть тогда согласный слышится ясно и отчетливо.

Позиция непроизносимого согласного становится сильной также в конце слова и в случаях, если за ним следует непарный сонорный звук (л, м, н, р, й):

солнце — солнечный, счастливый — счастье (е = [й’э], перед й);

агентство — агент, постная (пища) — пост, жалостливый — жалость.

Примеры применения правила

Примеры слов с непроизносимыми согласными

При произнесении слов «грустный», «костный», «яростный» в скоплении согласных звуков стн пропадает звук т. Чтобы правильно их написать, воспользуемся орфографическим правилом.

Грустный — грустен, грустить, грусть;

костный — косточка, кость, кости, окостенеть;

яростный — в ярости, ярость.

Отличные результаты дают задания детям сделать карточки из слов с непроизносимым согласным. На карточке дети пишут 5-10 слов, пропуская опасное место. Затем на уроке ученики меняются карточками и пишут к словам проверочные слова. Примеры слов, в которых есть непроизносимый согласный:

Свистнуть (свистеть), агентство (агент), безвестный (весть), вестник (вести), властный (власть), гигантский (гигант), голландский (Голландия), горестный (горести), громоздкий (нагромоздил), дилетантский (дилетанты), доблестный (доблесть), звёздный (звезда), захолустный (захолустье), здравствовать (здравие), корыстный (корысть), костный (кость), местный (место), ненавистный (ненависть), ненастный (ненастье), неизвестность (известие), областной (область), окрестность (окрест), пастбище (пасти), поздно (опоздал), праздность (празден), прелестный (прелесть), пристрастный (пристрастие), радостный (радость), свистнуть (свистеть), сердце (сердечко), счастливый (счастье), тростник (тростинка), хлестнуть (хлестать), хрустнул (хрустеть), целостный (целость), явственный (наяву), яростный (ярость).

Примеры слов, в которых нет произносимой согласной

В ряде слов нет непроизносимого согласного звука. Примеры слов, где нет непроизносимой согласной т:

безгласный, вкусный, гнусный, живописный, интриганский, искусный, искусница, интересный, живописный, небесный, косный (отсталый), кудесник, опасный, словесный, словесность, ужасный, ровесник, чудесный.

Чтобы убедиться в отсутствии непроизносимого согласного звука в приведенных словах, поступаем точно также: изменяем их форму или ищем однокоренное слово, в котором в сомнительном месте появится гласный звук.

Опасный — опасен, искусный — искусен, интересный — интересен, ужасный — ужасен, вкусный — вкусен;

Читайте также:  Целевая аудитория агентства праздников

словесный — словеса, чудесный — чудеса, небесный — небеса, живописный — живопись.

Прилагательные «чудесный», «небесный», «словесный» имеют в своем составе формообразующий суффикс –ес–, с помощью которого образованы формы множественного числа и косвенных падежей существительных «чудо» , «небо», «слово».

Чудо — чудеса — чудесный;
небо — небеса — небесный;
слово — словеса — словесный, словесность, словесник.

Не следует вставлять лишний согласный в сочетания ств в следующих словах:

участвовать, чествовать, шествовать, яства.

Но есть слова исключения, которые не подчиняются правилу. Это словарные слова:

блеснуть (но блестеть, блёстки), плеснуть (но плеск), лестница (но лесенка), склянка (но стекло, стеклянный).

Нужно различать написание похожих по буквам, но разных по смыслу слов:

ровесник (ровный по вёснам) — сверстник (одинаковый по возрасту);

косный (отсталый, реакционный) — костный бульон (кости).

наперсник (старославянское перси — грудь) — напёрсток (перст — палец);

яства (старославянское ясти — есть) — явственный (явь, явиться, явление);

шествовать (шествие) — шефствовать (шефы);

Слова «ровесник» и «сверстник» считаются словарными, написание которых следует запомнить.

Существительное «сверстник» восходит в общеславянскому слову «верста», которое служило мерой не только длины, но и возраста. Знание этого поможет написать букву т в слове «сверстник».

Источник статьи: http://vk.com/@igrushkidetkam-neproiznosimye-soglasnye-v-korne-slova-pravilo-primery-slov

Непроизносимые согласные

Русский язык. Дидактический материал

Собранные нашим региональным методистом материалы позволят педагогам организовать работу по теме «Непроизносимые согласные» интересно и занимательно.
Общеизвестно, что для развития орфографической зоркости у учащихся требуется четко ограниченное словарное пространство темы или базовый словарный минимум. Это позволяет ученикам накапливать в памяти набор «ошибкоопасных» слов и формирует автоматизм действий по их узнаванию и способу проверки.

I. Пословицы, поговорки, приметы

1. Словарные слова:

Без пирогов не праздник.

Будет и на нашей улице праздник.

Ленивый праздник знает, а будней не помнит.

Праздник придет – гостей приведет.

Без кота мышам праздник.

Рукам работа – душе праздник.

Ленивому всегда праздник.

По чужим словам, что по лестнице, идет.

И тот вор, кто лестницу вору подставляет.

2. Проверяемые слова:

Сердце матери греет лучше солнца.

Работа сердце веселит.

Москва далека, да сердцу мила.

У вора заячье сердце – и спит, да боится.

Сердце не камень – тает.

И у курицы сердце есть.

Солнце встает, так и день настает.

Солнце в мешок не поймать.

Худо лето, когда солнца нету.

Солнце – на лето, зима – на мороз.

При солнце тепло, при матери добро.

Человек трудолюбивый – самый счастливый.

Счастливый радостно живет.

Ранние ласточки – к счастливому году.

Радостная жизнь веселит сердце.

Худые вести вестника опережают.

Сей в ненастную погоду, а собирай в хорошую.

Поздний листопад – на тяжелый год.

Не из-за одной звезды небо звездное.

II. Частушки

1. Словарные слова:

Осень щедрая такая,
Всех одарит за труды.
Мы на праздник Урожая
Принесли ее плоды.

Мы на праздник Урожая
Натащили овощей.
После выставки наш повар
На год нам наварит щей.

Наливайте все в бокал
«Пепси», «Колу» и «Байкал».
Бьет нам в нос веселый газ,
Нынче праздник – высший класс!

Зимний праздник Новогодний,
Больше всех тебя люблю!
Бой курантов долгожданный
Ни за что я не просплю!

Ах, сегодня праздник в доме,
Пироги капустные:
Петя выучил уроки –
Все, и даже устные.

2. Проверяемые слова:

Почему, как человечек,
Весь в мурашках огуречик?
Хоть на солнце он лежит,
Отчего же он дрожит?

В синих шариках, ура,
Бабушкина слива!
Буду жить теперь под ней,
Я теперь счастливый!

День рожденья – день чудесный,
Радостный, веселый.
Мы желаем на «отлично»
Всем учиться в школе!

III. Веселые стихи

До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце, будто в праздник, так горит!
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Но стоит прекрасная корова –
Смотрят грустные ее глаза.
Значит, ей пастух суровый
«Здравствуйте» сегодня не сказал.

Маша испекла пирог капустный.
Только вид у мамы грустный:
После Машиной стряпни
Столько матери возни!
В тесте все ножи и ложки,
У стола четыре ножки,
Кружки, блюдца, миски,
Даже хвост у бедной киски!

– Примите, милый Кактус,
От нас сегодня в дар
Прекрасный-распрекрасный
Большой воздушный шар!

IV. Антонимы и синонимы

1) солнце – луна
грустный – веселый
известный – неизвестный
ненастный – ясный
поздний – ранний
прелестный – отвратительный
радостный – грустный
счастливый – несчастный
интересный – скучный
опасный – безопасный
прекрасный – безобразный
ясный – неясный

2) вестник – глашатай
грустный – печальный
известный – знаменитый
местность – край
ненастный – пасмурный, хмурый
поздний – запоздалый
прелестный – очаровательный
радостный – ликующий
счастливый – удачный
интересный – занимательный
опасный – угрожающий
прекрасный – красивый
чудесный – изумительный
ясный – понятный

V. Коллективные игры

1. Хлопни в ладоши (игра на узнавание слов по теме)

Учитель произносит ряд слов. Дети хлопают в ладоши, когда будет названо слово с непроизносимой согласной или с сочетанием -сн-.

2. Эхо (игра на хоровое орфографическое проговаривание слов по теме)

Учитель произносит слово по теме орфоэпически (например, [грусный]), а дети хором произносят это слово орфографически (грустный).

3. Да – нет (игра с использованием частично-поискового метода)

Учитель задает вопрос, дети хором отвечают на него «да» или «нет» (можно использовать двусторонние сигнальные карточки «Да» – «Нет»).

Можно ли слово сердце проверить словом сердца? А словом сердечко?

Нужно ли в слове прекрасный писать букву т? А в слове прелестный?

Слово праздник – это словарное слово? А слово вестник?

4. Проверяй-ка (игра на подбор проверочных слов; слова даются в зарифмованных примерах)

Учитель произносит слово по теме, дети хором называют проверочное слово (в рифму).

Тростник – трость. Костный – кость.
Честный – честь. Лестный – лесть.
Известный – весть.
Окрестный – крест (окрест).
Радостный – радость.
Яростный – ярость.
Счастливый – счастье.
Ненастный – ненастье.
Звездный – звезда. Устный – уста.
Опасный – опасен. Ужасный – ужасен.
Прекрасный – прекрасен. Ясный – ясен.

5. Передай другому (игра на декламацию правил по теме или правил-шуток)

Дети по цепочке вслух воспроизводят текст правила по теме или правила-шутки (один ученик – одно слово), передавая при этом друг другу флажок (или иной эстафетный предмет). У кого цепочка не прервется?

6. Поймай свое словечко (игра на разграничение слов с непроизносимыми согласными и сочетанием -сн-)

Учитель произносит слова по теме, а дети поднимают руки так: девочки – слова с непроизносимой согласной, а мальчики – слова с сочетанием -сн-.

Вариант игры: учитель произносит слова только с непроизносимой согласной т и сочетанием -сн-. Если в слове есть буква т, дети поднимают руки, сложив их в виде буквы т (или поднимают сигнальную карточку).

VI. Тексты для списывания с заданием

То дождь проливной,
То слякоть ужасная.
Всем надоела
Погода . (ненастная).

Возит этот груз чудесный
Шофер Петров, нам всем . (известный).

От дождей верхушками поник
И шумит у берега . (тростник).

Чудо-гриб нашел Василий,
Он теперь такой . (счастливый)!

Заяц лист грызет капустный,
Заяц сытый и не . (грустный).

Мне купили шарик красный.
Он воздушный, он . (прекрасный).

У светофора глаз зажегся красный.
Стой, пешеход! Твой путь . (опасный).

Мы по . (лестнице) бежим,
Мы считаем этажи.
Летом погода прекрасная,
Солнце на небе . (ясное).

В честь Победы пушки бьют,
В небе . (праздничный) салют.

Стоит ясный зимний денек. Яркое солнце освещает грустный лес. Солнечные зайчики весело прыгают по стволам деревьев. Вся местность стала радостной.
Вот на березку села прекрасная синичка. На ее головке чудесная шапочка, а на грудке – желтые перышки. Вдруг синичка увидела на ветке кусочек сала. Туда его привязал лесник. Будет у птички праздничный обед!

1. Подчеркни в тексте все слова с непроизносимыми согласными.
2. Подчеркни в тексте все слова с сочетанием -сн-.
3. Выпиши из текста два слова с непроизносимыми согласными и два слова с сочетанием -сн-.
4. Выпиши (подчеркни) из текста только слова с непроизносимой согласной т.

VII. Диктанты

1. Выборочный диктант

а) Широкая каменная лестница спускалась к морю.
Вся лестница была забрызгана грязью.
Здравствуй, мой любимый край!
Здравствуй, зимушка-зима!
Здравствуй, звонкое лето!
Весь класс готовится к празднику.
Чувство радости охватило меня.

б) Грач – первый вестник весны. Небо было звездное. Весна в этом году поздняя. День был ненастный. Мне известна эта сказка. Лодку мы спрятали в тростнике. У меня радостно забилось сердце. Мне грустно прощаться с друзьями. Я живу в сельской местности. Восход солнца мы встречали в горах. Грустные ивы склонились к пруду. У нас в школе был известный писатель. Окрестности деревни – это сады и березовые рощи. Сегодня самый счастливый день в моей жизни. Прелестный малыш бегал по лужайке. Весь берег зарос густым тростником. Мчатся в космос звездные корабли.

в) У зайца много опасных врагов. Мы смотрели чудесный фильм о бабочках. Был прекрасный летний день. Был ясный зимний денек. Дети слушали интересный рассказ.

2. Мини-диктанты

Прошли ненастные дни. Наступила весна. Солнце весело греет. Птицы запели радостные песни. Вся местность ожила. Зацвели чудесные ландыши. Здравствуй, прекрасная пора!

У нас красивая местность. Здесь прекрасные рощи и чудесные озера. Мы часто ходим к лесному озеру. Берег зарос тростником. На воде качаются прелестные кувшинки. Весь день мы ловим щук, а поздним вечером идем домой. У нас радостное настроение и хороший улов.

Ребята готовились к празднику. В зале поставили прекрасную елочку. Ее украсили чудесными игрушками. Лестницу в зал увили гирляндами. У всех радостное настроение и чувство ожидания праздника. Здравствуй, Новый год!

3. Диктанты-загадки

а) Крутая гора – что ни шаг, то нора. (Лестница.)

б) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне.
Но прислони меня к стене –
Найдется сразу дело мне. (Лестница.)

в) Золотое яблочко по небу катается, с утра улыбается.
А улыбки-лучи очень горячи. (Солнце.)

г) Без него плачемся, а как появится, от него же и прячемся. (Солнце.)

д) На улице рубашка, в избе рукава. (Лучи солнца.)

е) Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули поутру – нет ничего. (Звездное небо.)

ж) Живет в речке, а не рыбка,
Играет, а не скрипка. (Тростник.)

з) Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
Называют тебя . (Солнце.)

и) В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет – и всех разбудит. (Солнце.)

к) Доброе, хорошее на людей глядит.
А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)

4. Обучающие диктанты

Поздняя осень – самое печальное время года. Дни стоят ненастные. Окрестности окутаны туманом. Солнце закрыто тучами. День и ночь льет холодный дождь. Мокрыми и грустными стали сады, поля и леса. Зверьки забились в теплые норки. Не поют свои радостные песни птицы.
Скоро придет зима. Станет вся природа чудесной и прекрасной.

ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ

Конец ноября – самое грустное время в деревне. В саду шумит мокрый ветер. Дорогу размыло. Окрестность окутана туманом. В ненастную погоду хорошо сидеть дома. В печке весело трещит огонь. Но вот засияло яркое солнце. Пришел первый зимний день с легким морозом. Мы спустились по лестнице к лесному озеру. Вокруг рос тростник. Озеро покрылось тонким слоем льда.

Источник статьи: http://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200701103

Оцените статью
Adblock
detector