- Новый год: история и традиции праздника
- Новый год
- История появления праздника
- Новогодние традиции
- Новогодние приметы
- Новогодняя ёлка
- Новогодний стол
- Дед Мороз
- Новогодние фильмы
- Новогодние мультфильмы
- Новогодние песни
- История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг
- Как в Российской Империи появилась ёлка
- « Комсомольские святки»: Новый год и Рождество в 1920-х годах
- « Теперь все мы должны бороться против ёлки»: отношение власти к зимним праздникам в конце 1920-х гг. и начале 1930-х гг.
- Понравился материал? Поделитесь им в соц.сетях!
- Подпишитесь на рассылку
- Новые видео
- Комментарии
Новый год: история и традиции праздника
Новый год
Новый год– это самый любимый праздник большинства взрослых и детей, ведь в ночь с 31 декабря на 1 января (а в большинстве стран начало года приходится именно на эти числа) случаются самые настоящие чудеса!
С нетерпением, волнением и радостью люди ждут наступления торжественной ночи. Подготовка к празднику начинается заранее, и к концу декабря уже вовсю сверкают огнями улицы городов, а в каждом доме стоит наряженная елка.
Праздничная атмосфера царит повсюду: в домах, магазинах, ресторанах.
Приятная новогодняя суета охватывает всех без исключения. Люди ходят по магазинам в поисках подарков для своих друзей и родных, выбирают самые красивые наряды и продумывают меню праздничного стола.
Дальше мы расскажем подробнее об этом празднике, а также поговорим о том, что нужно сделать для создания той самой сказочной атмосферы, которой славится Новый Год.
История появления праздника
Корнями история празднования Нового Года уходит в Месопотамию, где зародилась традиция отмечать весеннее пробуждение природы, происходило это в марте месяце. Уже тогда веселье длилось больше недели. Никто в эти дни не работал, люди ходили на гуляния и веселые маскарады.
Позже обычай встречать Новый Год переняли греки, затем египтяне и римляне.
В России Новый Год не всегда отмечали в ночь с 31 декабря на 1 января.
На какую дату выпадал этот праздник у язычников, до крещения Руси, неизвестно до сих пор, однако фактом является то, что празднование Нового Года совпадало с окончанием зимы.
С появлением нового летоисчисления, связанного с крещением Руси, за праздником закрепилась дата 1 марта, позже она передвинулась на 1 сентября.
В 1699 году царь Петр I издал указ о праздновании Нового Года 1 января. Это было сделано по примеру всех европейских стран, живших по григорианскому календарю.
До настоящего времени праздник в России отмечают 1 января.
Новогодние традиции
В каждой стране свои новогодние традиции, однако есть несколько праздничных обычаев, которые соблюдают люди во всем мире.
Что принято делать на Новый Год?
Большинство людей стремятся встретить праздник в теплой, уютной, домашней атмосфере. Поднять бокалы пенящегося шампанского, загадать желание в кругу родных и друзей, посидеть за праздничным столом, – именно эти вещи ценятся во всех странах мира!
Создавать праздничную атмосферу в доме принято с древних времен. Чем только не украшали свое жилище наши предки! В основном, это было что-то съедобное: яблоки, орехи, картофель и даже яйца. Значительно позже появились стеклянные шары, гирлянды и прочие знакомые нам элементы декора. Сегодня выбор новогодних украшений настолько велик, что подобрать именно то, что сделает ваш дом неповторимым и сказочным, не составит труда.
Ни один Новый Год не обходится без подарков. Так было и раньше, люди поздравляли друг друга с завершением старого года и началом чего-то совершенно прекрасного.
Традиция дарить подарки, безусловно, является одной из самых приятных!
Новогодние приметы
«МИР 24» сделал подборку самых необычных новогодних примет разных стран:
- Во Вьетнаме принято считать, что домашний бог в новогоднюю ночь отправляется на небеса на спине карпа, поэтому люди заранее покупают живую рыбу к празднику, чтобы ночью выпустить ее в какой-либо водоем. Таким образом, бога, оберегающего дом, обеспечивают транспортом на весь следующий год.
- Жители острова Кипр на некоторое время тушат свет в своих домах в полночь, поскольку верят в то, что темнота принесет им удачу в новом году.
- Многие итальянцы в разгар праздника выбрасывают из окон старые вещи, причем сами они одеты в этот момент исключительно в белье красного цвета!
- Китайцы не пользуются ножницами, ножами и другими острыми предметами в новогоднюю ночь, чтобы случайно не «отрезать» благополучие и удачу, которые приходят в дом вместе с праздником.
- Французы считают символом счастливого нового года колесо, поэтому часто преподносят его в качестве подарка своим друзьям и родным.
Новогодняя ёлка
Украшать елку на Новый Год принято во многих странах. Символом праздника может служить не только ель, но и любое хвойное дерево (сосна, пихта и так далее).
История этой традиции началась очень давно. С древних времен люди верили в силу Мирового дерева, которое являлось символом жизни.
Практически все народы почитали именно вечнозеленые растения. Поначалу их наряжали в лесах или возле домов, не срезая. Позже люди начали ставить деревья в своем доме, до сих пор эта традиция сохранилась, однако на смену живым растениям все чаще приходят искусственные.
Елку принято украшать шарами, огоньками, фонариками, гирляндами, шишками, сладостями. Многие придерживаются определенной цветовой гаммы, которая соответствует наступающему году.
Новогодний стол
Новогодний стол традиционно должен быть богатым, однако, какие блюда приготовить, каждый решает сам.
«МИР 24» выбрал 5 интересных блюд, которые украшают
новогодние столы людей разных стран:
Практически в каждом доме Англии на столе присутствует сладкий десерт из муки, цукатов, лимонной цедры, яблок, изюма, орехов и специй. Блюдо начинают готовить за месяц до торжества! Это делает его еще более желанным, особенно для младших членов семьи.
Индейку очень любят готовить на разные праздники в Соединенных Штатах Америки, исключением не является и Новый Год. Начинка птицы может быть абсолютно любой, каждая семья готовит блюдо по своему рецепту.
Традиционный десерт занимает свое почетное место на новогоднем столе. Его обычно подают с мороженым и красиво украшают орехами, ягодами и сиропом.
Нежные пирожные из рисового теста не только ставят на праздничный стол в Новый Год, но также раздают друзьям, приходящим в гости, соседям и родственникам.
Любимое блюдо всех немцев обязательно присутствует на столе в новогоднюю ночь! Варится рулька обычно в пиве, а подается с квашеной капустой, картофелем и другими гарнирами.
Дед Мороз
Самый добрый сказочный персонаж, которого с нетерпением ждут все дети, это, конечно, Дед Мороз.
Старик с длинной седой бородой, приезжающий на тройке лошадей поздно ночью, когда все уже спят, тихо заходит в дома и оставляет под елкой подарки.
История появления этого персонажа уходит корнями в древние времена, когда еще было язычество. Всемогущий бог Морозко олицетворял зиму-красавицу, был щедрым дарителем морозов и метелей. С принятием христианства Морозко стали представлять как отрицательного героя, и только в советское время образ доброго дедушки вернулся.
Уже много лет у детей существует традиция писать письма Деду Морозу, который живет вместе со своей внучкой Снегурочкой в городе Великий Устюг, именно оттуда он приезжает в новогоднюю ночь с подарками, которые все ждут с таким нетерпением!
Новогодние фильмы
Ничто так не вдохновляет людей перед праздником, как просмотр фильмов, наполненных сказочной атмосферой и магией Нового Года.
Если у вас до сих пор нет новогоднего настроения, освободите вечер от дел, сварите ароматный глинтвейн или какао, возьмите теплый плед и выберите фильм из нашей праздничной подборки. Мы гарантируем, что любой из них подарит вам то самое ощущение праздника, которое так необходимо в последние дни уходящего года.
Любимые во всем мире новогодние фильмы:
- «Один дома»
- «Чудо на 34-й улице»
- «Счастливого Рождества»
- «Чародеи»
- «Отпуск по обмену»
- «Ирония судьбы, или С легким паром!»
- «Рождественская сказка»
- «Елки»
- «Карнавальная ночь»
- «Гринч– похититель Рождества»
Новогодние мультфильмы
Не только дети, но и взрослые обожают мультфильмы. А уж тем более новогодние!
Что может быть лучше, чем собраться всей семьей и окунуться в сказочный мир?
Предлагаем вашему вниманию список новогодних мультфильмов, которые наполнят ваш дом атмосферой приближающегося праздника!
- «Холодное сердце»
- «Снеговик-почтовик»
- «Зима в Простоквашино»
- «Падал прошлогодний снег»
- «Кошмар перед Рождеством»
- «Щелкунчик»
- «Пингвины из Мадагаскара в рождественских приключениях»
- «Рождественская история»
Новогодние песни
Новый Год– это шумный и веселый праздник! Конечно же, он не проходит без песен, многие из которых настолько прочно вошли в нашу жизнь, что без них уже сложно представить это волшебное торжество.
Вот несколько новогодних песен, которые обязательно должны прозвучать в ночь с 31 декабря на 1 января в каждом доме:
- «Jingle bells»
- «Happy New Year»
- «Let it Snow»
- «Last Christmas»
- «Новогодняя»
- «Песенка про 5 минут»
Детские новогодние песни:
- «Кабы не было зимы»
- «В лесу родилась елочка»
- «Расскажи, Снегурочка, где была»
Источник статьи: http://mir24.tv/articles/16338219/novyi-god-istoriya-i-tradicii-prazdnika
История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг
За трехсотлетнюю историю новогодние праздники прошли путь от сугубо религиозных до светских и семейных. В Российской империи главным считалось Рождество, в СССР — Новый год. Правда не сразу: в течение почти 10 лет оба праздника были фактически под запретом. VATNIKSTAN подготовил обзор истории новогодних торжеств в России: как встречали Новый год при царях, почему молодое советское государство боролось против «ёлок», а также кто и почему вернул праздник детям.
Как в Российской Империи появилась ёлка
В России новогодне-рождественские традиции отсчитываются от 1699 года, когда Пётр I объявил о новом, юлианском летоисчислении. Согласно ему, теперь праздники Рождества и Нового года шли один за другим — 25 и 31 декабря. До этого Новый год наступал в сентябре.
Указ Петра состоит из двух частей. Первая объявляет о переходе и поясняет, что грядущий год будет 1700-м. Вторая же часть рассказывает, как надо праздновать его приход. Всем жителям Москвы предписывалось «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых» перед домами, а также устроить салюты «в знак веселия». Всё это напоминало европейские, в первую очередь, немецкие праздники.
К новой моде будут долго привыкать, но со временем она полностью обрусеет — не последнюю роль в этом сыграют русские немцы. В больших городах постепенно появятся все привычные нам рождественские атрибуты: украшенные ёлки в гостиных, подарки, открытки, фейерверки, вечеринки. Хороший вкус, на который необходимо было равняться при организации праздника, задавал императорский двор.
Вот каким описывает «русское Рождество» Маргарита Игер, работавшая няней великих княжон Романовых с 1898 по 1904 год:
« Обычно мы проводили Рождество в Царском Селе. Во всём дворце было не меньше 8 ёлок. У нас с детьми было собственное дерево. Его вставили в музыкальную шкатулку, исполнявшую немецкую рождественскую песню. Мы поехали в Санкт-Петербург в последний день года (по русскому исчислению). В новогодний день здесь проходила большая служба в домовой церкви. После богослужения в зале представляли дебютанток». (Six Years At The Russian Court. M. Eager. 2016).
Важно отметить, что в то время Рождество являлось гораздо более важным праздником, чем Новый год, поскольку «титульной верой» в Российской империи было православие. Всё внимание во время зимних торжеств концентрировалось на религиозном аспекте.
Поздравление великой княжны Марии Николаевны родителей — Николая II и императрицы Александры Фёдоровны с Рождеством. 25 декабря 1907 года (Из личного фонда императрицы Александры Фёдоровны. Ф. 640. Оп. 1. Д. 335. Лл.73–74).)
« Комсомольские святки»: Новый год и Рождество в 1920-х годах
После Революции отношение власти к Новому году и Рождеству долго оставалось противоречивым. Церковь полностью отделили от светской части государства, она лишалась имущества, прав, начались кампании по вскрытию мощей.
Сами религиозные обряды, в том числе рождественские, предписывалось соблюдать с осторожностью, не нарушая общественного порядка и безопасности.
При этом «каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой», как сказано в «Декрете о свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января (2 февраля) 1918 г.
Почти одновременно с этим декретом был подписан ещё один — «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». В стране вводилось григорианское летоисчисление, «обгонявшее» юлианское на 13 дней. Таким образом, православное Рождество перенеслось на 7 число и получился неофициальный «старый Новый год» — 13 января.
В этом правовом и календарном сумбуре трудно было понять, как и что нужно было отмечать. Долгое время все праздновали православное Рождество, когда сами считали нужным — по старому или по новому стилю.
Одновременно с принятием новых норм с 1921 года началась активная работа Агитпропа по информационной борьбе с «религиозными пережитками прошлого». Как сказано в одной из первых методичек Агитпропа:
« Церковь отделена, но ложь, суеверия, обманы, предрассудки остались».
Журнал «Безбожник», 1 января 1926 года
Тогда считалось, что в церковь люди идут из-за того, что государство не предлагает им альтернатив. Так постепенно появлялись «красные» крестины, «красные» свадьбы. Начинает издаваться «Безбожник» и появляется влиятельный Союз воинствующих безбожников. Даты из святцев и сельскохозяйственного календаря переделываются в соответствии с идеологией. При этом Рождество и Пасха не были просто отменены — поначалу в них пытались вложить новый, «красный» смысл.
Об одном из таких праздников, «комсомольском рождестве» в Ростове-на-Дону, пишет исследовательница Людмила Табунщикова. Мероприятие проходило два дня — 6 и 7 января 1923 года и подразумевало «комсомольские святки», устраивать которые призывали Бухарин и Скворцов-Степанов со страниц «Правды».
Вечером 6 января по городу прошли комсомольцы с заранее утверждёнными антирелигиозными песнями, плакатами, фигурами, лозунгами. Процессии аккомпанировал оркестр. Первый день, по газетным свидетельствам, окончился сожжением чучел Иеговы, Аллаха, Озириса, Будды, Христа и Николая Угодника на перекрестке Таганрогского проспекта и Большой Садовой улицы. Это должно было показать, что атеистическая пропаганда нацелена не только на православие, но на любые религии вообще.
Второй день также имел насыщенную программу. 7 января снова было общее шествие, которое останавливалась возле городских церкви, костела, синагоги — перед слушателями выступали ораторы. После демонстраций в домах культуры устраивались антирелигиозные собрания и концерты. «Комсомольские святки» в Ростове-на-Дону активно освещались в газете «Советский юг», которая по итогу мероприятий напечатала несколько фельетонов: «Каменский Распутин», «Святой старик», «Житие святых», «Красный кол» и так далее.
Журнал «Безбожник», 1923 год
В других городах тоже устраивали подобные мероприятия. На них пропагандисты могли переодеваться в костюмы, ходить ряжеными. Исследователи описывают маскарады с костюмами Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, языческих богов, рождественского гуся и поросёнка.
Историческая наука не приемлет прямых сравнений. Однако трудно удержаться от того, чтобы не увидеть в «комсомольских святках» нечто напоминающее ренессансный карнавал или средневековый «праздник дураков», когда дьячки и проповедники сами глумились над своим культом под всеобщее одобрение (Подробнее смотрите в работах М. М. Бахтина).
Но в XX веке перед советскими деятелями была совершенно другая задача. Пытаясь с помощью насмешки доказать абсурдность веры, они намеревались уменьшить количество верующих, доказать несостоятельность религии.
При этом, кажется, сами комсомольцы воспринимали новую форму Рождества и Нового года как очередную разновидность увеселений. По свидетельствам очевидцев одного самарского антирожденственского шествия:
«Настроение было живое, ребята чувствовали себя по-праздничному». (Цит. по: Красное «комсомольское рождество» и проблема формирования нового быта в начале 1920-х гг. С. А. Шмелёв. 2015).
В частную жизнь антицерковная политика в начале 1920-х гг. ещё не вторгалась активно — это произойдёт чуть позже. Мемуаристы отмечают, что все более или менее свободно ходили на рождественские и новогодние вечеринки в клубы или в гости. Ёлку для детей устроили и 1923 году в подмосковных «Горках» при уже смертельно больном Ленине. В 1924 года Корней Чуковский пишет об изобилии московских ёлочных базаров.
В знаменитом «Московском дневнике» Вальтер Беньямин красочно описывает Рождество 1926 года, отмечавшееся по старому стилю:
« Мы назначили свидание в большом гастрономе на Тверской. Было всего несколько часов до сочельника, и магазин был переполнен. Мы покупали икру, лососину, фрукты Наконец, мы взяли ещё пирог и сладости, а также украшенную ленточками ёлку, и я отправился со всем этим на санях домой. Уже давно стемнело. Толпы людей, через которые я должен был проталкиваться с ёлкой и покупками, утомили меня».
« Теперь все мы должны бороться против ёлки»: отношение власти к зимним праздникам в конце 1920-х гг. и начале 1930-х гг.
С середины 1920-х гг. «комсомольские святки» признаются неэффективным инструментом в борьбе с верой. Осмеяние ритуалов и служителей культов ни к чему не привело. Активисты неустанно повторяют, что проводимые меры недостаточны, что, по сути, «пропаганда ведётся только два раза в году», стихийно. Теперь Агитпроп и Союз воинствующих безбожников будут более ответственно бороться с религиозностью.
К концу десятилетия рабочих дней становится пять, а выходных — два. Выходные на Пасху, Троицу и Рождество отменяются. В условиях «пятидневки» отмечать любые религиозные праздники становится затруднительным.
Ёлка, с которой прочно ассоциируется Рождество, теперь активно клеймится пережитком прошлого и «поповским» обычаем. Многочисленные детские авторы пишут стихи и прозу про отважных школьников, которые не хотят идти на поводу у родителей и участвовать в рождественских торжествах. Интересно, что у антиёлочной кампании был ещё и экологический предлог: вырубка леса для пустых украшений признавалась настоящим преступлением против природы.
Итак, отныне установка ёлки и рождественская суета — «религиозный яд». Однако старинную традицию невозможно запретить в одночасье. Обыватели продолжали ставить ёлки у себя дома, хоть и не без опаски — ведь по улицам ходили общественники, заглядывавшие в окна.
Дети школы № 11 во время костюмированного бала у новогодней елки. г. Пятигорск, 1936 год. Автор неизвестен РГАКФД. № 2–83145.
Рассказывает очевидец событий того времени:
« В 1928–1929 годах против религии были приняты самые крутые меры. В разгар антирелигиозной кампании в 1929 году не только отменили религиозные праздники, но и запретили рождественские ёлки… Закрылись ёлочные базары, прекратился выпуск ёлочных украшений и свечей, устраивать ёлку строго возбранялось Вид в окне освещенной ёлки грозил серьезным разговором с управдомом, а то и с милицией В школе учительница Анна Гавриловна приказала нам нарисовать к отмененному рождеству в тетради наряженную ёлку и перечеркнуть ее двумя толстыми красными линиями: „Долой ёлку!«» (Цит. по: В кругу сверстников. А. Рожков. 2016).
« Возвращение ёлки» историки отсчитывают от 28 декабря 1935 года. Тогда, по следам заявления Сталина о том, что «жить стало лучше», в «Правде» вышел текст Павла Постышева, известного партийного деятеля.
Постышев, никак не привлекая внимания к религиозной основе праздника, предлагает вернуть детям новогоднюю ёлку. В своем воззвании он говорит:
« Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка!».
Дети во время новогоднего представления. 1938 год. Автор неизвестен. РГАКФД. № 0–24610.
С этого момента ёлки и новогодние маскарады были разрешены на официальном уровне. В своей риторике власть игнорирует Рождество — оно становится праздником скорее для прихожан храмов. Начинает издаваться всевозможная литература про Новый год, открываются фабрики по изготовлению ёлочных игрушек. Деревья теперь украшаются не только ватой и сладостями, как это было раньше, но и шарами с надписью «РККА», фигурками артистов по мотивам фильма «Цирк», игрушками-самоделками.
Важным элементом стали детские вечеринки. С 1936 года начинают проводить большую ёлку для школьников в Колонном зале Дома союзов. Попасть туда можно было только по приглашению.
В школах, по воспоминаниям современников, работали целые «ёлочные комиссии», которым поручалось подготавливать праздники для детей, заботясь обо всём: от украшений и пригласительных билетов до подарков и культурной программы вечера.
Московский школьник Олег Черневский так описывает своё 31 декабря 1937 года:
« …пошли в комн[ату] N 24 там было угощение: мандарины, конфеты, печенье и т. п. Были и напитки. Танцевали, я танцевал мало, т. к. пол был очень скользкий. 2 раза с Тамарой и 1 раз с Асей. Играли в разные игры » (Цит. по: Русская ёлка. Е. В. Душечкина. 2002).
Приглашение на ёлку в Колонном зале Дома союзов, 1936 год
Взрослые тоже старались интересно отметить Новый год. Домашние празднества запоминались уютом:
« У нас встречали Новый, тридцать седьмой год с шуточными стихами, вином, ёлкой, весельем и глубокой убеждённостью: мы живём в прекраснейшем из миров» (Русская ёлка. Е. В. Душечкина. 2002).
Официальные торжества — пышностью:
« Среди зала большая пышная ёлка, связанная из трёх елей. Слуги обносили нас один икру, другой осетрину, третий горячие шашлыки и ещё что-то. Блюда были изысканны, разнообразны… Столы уставлены винами». (Цит. по: Русская ёлка. Е. В. Душечкина. 2002).
В конце пропагандистского фильма 1936–1937 годов дается универсальный рецепт, как теперь нужно встречать Новый год в Советском союзе: с танцами под джаз или балалайку, с большим застольем, тостами и лозунгом: «Живём мы весело сегодня, а завтра будем веселей!».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.
Понравился материал? Поделитесь им в соц.сетях!
Подпишитесь на рассылку
Один раз в день Вам на почту будут приходить материалы Николая Старикова, достойные внимания. Можно отписаться в любой момент.
Отправляя форму, Вы даёте согласие на обработку и хранениe персональных данных (адреса электронной почты) в полном соответствии с №152-ФЗ «О персональных данных».
Новые видео
Комментарии
НОВАЯ КНИГА
НИКОЛАЯ СТАРИКОВА
Источник статьи: http://nstarikov.ru/istorija-prazdnovanija-rozhdestva-i-novogo-goda-ot-rossijskoj-imperii-do-sssr-1930-h-gg-112063