Обобщение праздников русского народа

Обобщение педагогического опыта по теме «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники»
материал на тему

Обобщение педагогического опыта по теме «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники»

Скачать:

Вложение Размер
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx 20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по теме «Приобщение детей к истокам народной культуры через народные фольклорные праздники»

(из опыта работы по проекту)

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем очень поверхностно: что заботило, радовало и тревожило русских людей, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Ответить на это — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

В своей работе я обратилась к мудрости и таланту русского народа . Изучив немало литературы, взялась за разработку проекта, целью которого является приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники.

Поставила для себя следующие задачи:

  • Познакомить детей с русским народным творчеством.
  • Пробуждать и активизировать интерес детей к разным видам фольклора.
  • Развивать у детей умение сопереживать, сочувствовать людям, животным, растениям.
  • Развивать у детей музыкальные способности.
  • Поощрять в ребенке инициативность и уверенность в своих силах и способностях.

Был проведен анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через знакомство с русскими народными праздниками. Подобрана литература, выявлен уровень сформированности основ русской народной культуры у детей. Провела анкетирование родителей и на родительском собрании родителям было предложено участие в проекте.

Составила перспективный план календарных праздников по временам года.

Разработала содержания мероприятий, дидактического материала. В рамках проекта были проведены беседы — познавательная беседа «Город мастеров», беседа-развлечение «Традиции народа», народное гуляние «Будни и торжества улиц» и др.

  • Дети познакомились с потешками, закличками, пословицами, поговорками, загадками, играми, которые соответствуют календарным праздникам, разучили небылицы, считалки и дразнилки. Игры – хороводы: «Селезень и утка», «Воробей», «Гори, гори ясно…», «Плетень», «Царевич — Королевич» и др.

Неотъемлемой частью образовательного процесса является НОД (непосредственная образовательная деятельность). Образовательный процесс строится фронтально и индивидуально — тематические, сюжетные, комплексные и другие занятия. В процессе НОД предусматривается определенная работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством. В НОД Рисование («Осенняя березка», «Масленица –барыня», «Пасхальное яйцо» и др.); Аппликация («Игрушки для зверят на рождество», «Пасхальное яйцо» и др.); Лепка «Пасхальный кулич», «Дымковский козлик на ярмарке») ; Ручной труд («Куклы из соломы», «Рождественские подарки» и др.).

В группе прошли народные праздники: «Капустные посиделки», экологический праздник «Синичкин день», «Зимние забавы», «Рождественские святки», «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Зелёные святки», «Богатырские игрища», «Деревенские посиделки».

Театральное представление «Пасхальный колобок».

Для детей очень важно, как организована предметно- пространственная среда, которая их окружает. Поэтому мы постарались сделать эту среду доступной их восприятию и пониманию, чтобы она как можно полнее удовлетворяла их потребности. В центре рукоделия собирали природный и бросовый материал для поделок с детьми. Центр дидактических игр пополнился авторскими играми в виде лэпбука, где собраны развивающие дидактические игры: «Загадки — отгадки», «Что лишнее – чего не хватает», «Чудо сказки», «Лото», «Найди пару», «Собери картинку», «Составь узор» и др. Театральный центр был обогащён стилизованными русскими костюмами, для разыгрывания сцен из сказок; было положено начало создания макета быта русской избы (русская печь, стол, скамья, половики, ухват, коромысло, сундук, и др.) позже появились изделия из «Чудо- мастерской» (подносы, ложки, дощечки, посуда) росписанные детьми разными видами росписи. В музыкальном уголке разместились русские народные инструменты — ложки, трещотки, бубны и др.; Предметная среда обогатилась техническими средствами. Появилась мультимедийная установка, что позволило демонстрировать презентации для детей («Народные промыслы», «Дымковская игрушка», «Пасха», «Рождество» и др.)

Ознакомление детей с устным народным творчеством и ежедневное использование его происходило и в режимных моментах (на прогулке, перед сном, в ходе пробуждающей гимнастики после дневного сна).

На прогулках особая роль отводилась наблюдениям за изменениями в природе, установлению связей одних явлений с другими. Например, «14 сентября – начало бабьего лета; если первый день бабьего лета ясен, то осень будет тёплой».

Многие приметы со временем приобрели форму пословиц и поговорок:

« Много снега – много хлеба»

«Снега надует – хлеба прибудет, вода разольётся – сена наберётся»

« Холоден сентябрь, да сыт»

Мы с детьми не только разбирали смысл пословиц, но и сами сочиняли их: « Осень — дождик просит», « Мороз у дверей, одевайся теплей», « Январь серый и морозный, одна радость – Новый Год». Обязательной частью прогулки стали народные игры: «Огородник», « Краски», « Медведь» «Капуста», «Гори ясно», «Ворон», «Аисты и лягушки» и др.

Для того, чтобы привлечь родителей к данной теме использовала такие формы работы, как анкетирование, беседы, родительские собрания, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, консультативная помощь. Стараюсь активно вовлекать родителей в жизнь детского сада, группы. В уголке для родителей помещается информация практического характера. Например, как изготовить дома вместе с ребёнком тряпичную, соломенную куклу, рождественский сапожок, народный котюм и др. В таких уголках размещается и другая информация «Любимые народные игры детей», «Родные сказки», «Небылицы в лицах сидят в теремах- светлицах…» и многое другое. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через совместные праздники и экскурсии убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываю, насколько правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности. В результате родители стали союзниками и активными участниками групповых дел. Родители приняли активное участие в выставках совместного творчества детей и родителей: «Что нам осень принесла?», «Птичья столовая», «Рождественский сапожок», акция «Новоселье птиц», «Пасхальные куличи и яйца», «Барышня крестьяночка , а внутри- то баночка», «Народные умельцы» и др. Прошла семейная экскурсия в краеведческий музей, где большое внимание было уделено обустройству комнаты русского быта, ее утвари и убранству.

Провела родительское собрание на тему: «Роль народных праздников в приобщении детей к истокам национальной культуры». В нетрадиционной форме прошло родительское собрание, на котором родители приняли участие в мастер – классе: «Девичий кокошник», «Кушачок».

Праздник является как бы итогом работы по определённой теме. Здесь дети демонстрируют то, чему научились, что нового узнали. К празднику готовится театрализованная постановка, приглашаются родители, которые становятся не просто наблюдателями, а непосредственными его участниками.

Вместе с детьми они водят хороводы, играют на народных инструментах, готовят костюмы, угощения. Такие праздники всегда заканчиваются чаепитием из настоящего самовара.

Следовательно, родители осознали, что они воспитывают своих детей собственным примером, что каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решать без плодотворного контакта родителей и педагогов.

Приобщая детей к истокам русской народной

культуры, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/12/obobshchenie-pedagogicheskogo-opyta-po-teme-priobshchenie-doshkolnikov

Обобщение опыта работы «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»

Вероника Крылосова
Обобщение опыта работы «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»

Уважаемые коллеги! Делюсь с вами опытом по данной теме:

«Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»

Приобщение детей к праздничной культуре русского народа — традициям, обрядам, литературному изобразительному музыкальному наследию.

• Продолжать знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками

• Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского устного народного творчества

• Развивать фантазию, творческие способности дошкольников через ознакомление с декоративно-прикладным искусством

• Обогащать словарь, развивать лексико-грамматический строй, выразительность речи, фонематический слух.

• Формировать активный познавательный интерес к традициям и праздничной культуре русского народа

• Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.

Для воспитания у дошкольников чувства патриотизма я использовала понятие о том, что семья – это сообщество людей, для которых важны не только родственные связи, но и нравственные ценности, определяющие бытовые отношения, деятельность и поведение всех его членов.

Дети с удовольствием участвовали в праздничных вечерах, концертах, литературных вечерах со своими родителями.

Интересно проходила работапо ознакомлению детей с родословной их семей с целью:

— расширения представлений о том, что такое семья

— усвоения детьми родственных отношений, терминов родства

— усвоения правил общения и поведения с родными.

Для воспитания у дошкольников чувства патриотизма

Я использовала понятие о том, что семья – это сообщество людей, для которых важны не только родственные связи, но и нравственные ценности, определяющие бытовые отношения, деятельность и поведение всех его членов.

Дети с удовольствием участвовали в праздничных вечерах, концертах, литературных вечерах со своими родителями.

Интересно проходила работапо ознакомлению детей с родословной их семей с целью:

— расширения представлений о том, что такое семья

— усвоения детьми родственных отношений, терминов родства

— усвоения правил общения и поведения с родными.

Праздник — это день, который наполнен радостью, весельем. Академик

Ю. Г. Круглов говорил, что праздники связаны не только с ритмом жизни,

но и с традицией, обычаями, обрядами. Можно сказать, что ритма нет без повтора,

а повтор — это уже традиция, обычай, средством выражения которых являются обряд, обрядовые действия. Праздник — радость, а вместе с тем деятельность, направленная и на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных требований. Праздник, народный обряд являются большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем глубокий след в их памяти.

Решая задачу развития фантазии, творческих способностей дошкольников, давала понятие, что источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.

Знакомила детей с сестрицами-матрёшками: «мал- мала меньше, чем

не забава – спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная да нарядная». Рассказывала детям о красоте и особенностях этой игрушки, о том,

что это народная игрушка. Знания использовались для декоративной росписи плоскостных матрёшек, из детских работ составлена сувенирная книга «Моя матрёшка.

С помощью родителей организовала в группе мини — музей «Русская изба».

Задача музея — как хранителя предметов культурного наследия — развитие

интереса детей к экспонатам, историческому прошлому родного народа. Музейный предмет даёт богатую пищу для раздумий и размышлений. Посещения мини-музея «Русская изба» посвящала ознакомлению с предметам русского быта, их названиями, способами действий с ними.

Неотъемлемой частью русской культуры являются русские народные календарно-обрядовые праздники. Ценность обрядовых праздников заключается в том, что с их помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, а также их мудрость и простота помогают донести высокие нравственные идеалы. Проводим развлечения «Новый год — Коляда»,

«Играем Масленицу», «Дружно мы весну встречаем», «Праздник Пасхи

Дети с удовольствием готовились к праздникам: расписывали пасхальные яйца, рисовали с натуры веточки вербы, готовили поздравительные рождественские и пасхальные открытки, изображали солнце и солнечные дни, рассматривали лаковые миниатюры палехских мастеров с сюжетами зимних народных праздников.

игры. В наши дни они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Весело и задорно мы играем в народные игры «Бабка Ёжка», «Жмурки», «Два Мороза», «Горелки» .

Определив для себя задачу ознакомления детей с народным творчеством,

я понимала, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик

к этому интерес детей.Свидетельством тому служили детские вопросы:

«После праздника будет чаепитие так как дети знают, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Но самое главное, дети усвоили правила гостей.

В заключение хотелось бы сказать, что праздничная культура способствует приобщению детей к национальной культуре своего народа. Эта особенно актуальная задача сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного наследия, приобщения детей к праздничной культуре русского народа.

Результатом совместной деятельности педагога,детей и родителей считаю:

— создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания;

— построение богатой развивающей среды;

— социальное партнерство с родителями (активное участие в жизни детей в детском саду

и, очень хочется надеяться, что и дома);

— устойчивые представления детей о русском быте, праздниках (названия элементов

русского костюма, посуды, предметов прикладного искусства, эмоциональная отзывчивость на фольклорные произведения, активное использование знаний о русской культуре при создании ролевого образа в свободной творческой деятельности.

«Приобщение детей к русским народным традициям». Изготовление подставки под пасхальное яйцо Светлый День Воскресения Христова за долгие годы не утратил своего значения и не был забыт людьми и ежегодно отмечается с большим торжеством.

Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям «Роль народных и обрядовых праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям» Цель: Приобщение детей к праздничной культуре.

Обобщение опыта работы по теме «Развитие эмоций дошкольников средствами театрализованной деятельности» Развитие эмоций дошкольников средствами театрализованной деятельности О роли театрального искусства в развитии эмоциональной сферы детей.

Фрагмент проекта «Приобщение детей подготовительной группы к русским народным традициям и праздникам» Выпечка жаворонков Фрагмент проекта «Приобщение детей подготовительной группы к русским народным традициям и праздникам» Воспитатель Скворцова Надежда Вячеславовна.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Воспитатель МБДОУ№6 «Березка» г. Карачев Мазина Тамара Константиновна.

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование нравственных качеств дошкольников посредством дактической игры» Изучив литературу следующих авторов: Нечаевой В. Г., Марковой Т. А., Бондаренко А. К., Николаевой Т. А., Новосёловой С. Л., я пришла к выводу,.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Обобщение опыта работы «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников» Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной.

Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе» Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе.» Актуальность.

Презентация «Роль народных праздников в жизни ДОУ в целях сохранения народных традиций» Добрый вечер! Вашему вниманию я представляю презинтацию на тему «Роль народных праздников в жизни ДОУ в целях сохранения народных традиций».Только.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/obobschenie-opyta-raboty-po-teme-rol-narodnyh-prazdnikov-v-priobscheni-doshkolnikov-k-ruskim-narodnym-tradicijam.html

Читайте также:  Сценарий праздника восточного стиля
Оцените статью
Adblock
detector