Обзор научных концепций происхождения праздника

История и теория праздников, Лазарева Л.Н., 2010

История и теория праздников, Лазарева Л.Н., 2010.

В работе освещается праздник как знак культуры и знаки в празднике; историческая детерминанта форм и содержания праздничной культуры, обусловленная характером базисных ценностей; основные движущие силы праздничной деятельности в конкретные исторические промежутки; формирование мировой «копилки» художественно-выразительного языка праздника; вопросы жизнедеятельности праздника в современных условиях.

Обзор научных концепций происхождения праздника.
Сложность построения единой концепции происхождения и исторического развития праздника. Универсальность праздника как условие рождения новых теорий.

Описательная (или реакционная) концепция. Иван Михайлович Снегирев — родоначальник подлинного научного интереса к истории праздника. Его формулировка праздника как антитезы будней, как явления культуры. Охранительные взгляды автора на праздник, продиктованные «материальными и общественными тенденциями эпохи» (Марк Константинович Азадовский).

Идеализация праздничного быта русского народа в работах Ивана Петровича Сахарова и Александра Васильевича Терещенко. Отсутствие социального фона и общей теории праздника в трудах ученых данной школы. Определение взаимоотношений празднеств и свободного времени и времени вообще. Первая попытка периодизации типов праздника по сезонам.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Часть 1. ПРАЗДНИК И КУЛЬТУРА
Тема 1. Определение праздника. Проблемы терминологии. Место праздника в тексте культуры
Тема 2. Обзор научных концепций происхождения праздника
Часть 2. РУССКИЕ ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ
Раздел 1. Календарно-обрядовые праздника
Тема 3. История изучения календарных обычаев н обрядов
Тема 4. Русский праздничный календарь
Кузьминки (Кузьмодемьянки) — праздник встречи зимы
Колядки, Святки — праздник солнцеворота
Масленица — проводы зимы
Встреча весны
Аграрные обряды, приуроченные к Великому посту
Велик день (в церковном календаре — Пасха)
Праздник Красной горки
Радуница (Радоница) — день поминовения умерших
Егорьев день (Юрьев день) — праздник наступления
настоящего весеннего тепла
Первое мая — праздник конца весны, начала лета
Праздник стрелы
Семик (зеленые святки, четверток, праздник русской березки) — праздник весенне-летнего календарного периода
Праздник Ярилы
Иван Купала (Иванов день. Ярилин день) — праздник летнего солнцестояния
Петров день (Петровки) — праздник проводов весны
Праздник жатвы (Оспожинки, Госпожинки, Осенины)
Тема 5. Морфология календарного праздника
Знак пространства
Знак времени
Солярный знак
Знак огня
Знак воды
Знак растительности
Знак ритуальной пищи
Знак даров и жертв
Знак культа предков
Знак маскирования и ряженья
Знак гаданий и примет
Знак эротических действ
Знак смеха
Тема 6. Архаичный (обрядовый) праздник как текст культуры
Раздел 2. Христианско-обрядовые праздники
Тема 7. Православный обрядово-праздничный календарь
Рождество Христово
Крещение Господне (Богоявление)
Сретенье Господне (Громницы)
Благовещенье
Вход Господен в Иерусалим (Вербное воскресенье)
Пасха (Христов день, Великдень)
Вознесение (Вознесеньев день, Ушествие)
Троица (Пятидесятница, День сошествия Святого Духа на апостолов)
Преображение (Второй Спас, Второй Калинник, Спас на Горе, Яблочный Спас)
Успенье Богородицы (Первая Пречистая, Госпожа Первая, Дожинки, первые Осенины)
Рождество Богородицы (Вторая Пречистая, Госпожа Вторая, Аспосов день, вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день)
Воздвиженье (капустки)
Введение
Тема 8. Соотношение народных и церковных праздников
Раздел 3. Семейно-обрядовые праздники
Тема 9. Родильно-крестильные обряды
Тема 10. Свадебный обряд. Знаковый мир русской свадьбы
Тема 11. Похоронные обрядовые действа
Часть 3. ПРАЗДНИК И ИСТОРИЯ
Раздел 1. Праздники древнего мира
Тема 12. Праздничный календарь Древней Греции
Тема 13. Праздники и зрелища Древнего Рима
Раздел 2. Праздники эпохи средневековья
Тема 14. Праздничный мир эпохи средневековья в Западной Европе
Тема 15. Праздничный площадной театр средневековой России X — ХVII вв
Раздел 3. Русское праздники в период от преобразовании Петра I до социальных революций ХVIII — начала XX вв
Тема 16. Массовые праздничные действа эпохи Петра I (1672-1725 гг.). Новое «лицо» праздничного календаря
Тема 17. Русские народные праздники, увеселения и зрелища конца ХVIII — начала XX вв
Раздел 4. Праздник и революция. Характер праздничного календаря времен социальных революций
Тема 18. Празднества Великой Французской революции (1789-1794 гг.)
Тема 19. Праздники Великой Октябрьской социалистической революции (1917 г.): тематическое и жанровое многообразие
Раздел 5. Праздники в Советском Союзе
Тема 20. Праздничная культура в советской стране в предвоенные годы (1920-1940 гг.)
Тема 21. Советские массовые празднества в послевоенный период (1945-1985 гг.)
Раздел 6. Праздник и современность
Тема 22. Развитие праздничной культуры в годы перестройки и постсоветский период (1985-2000 гг.)
Тема 23. Научные концепции современного праздника
Приложения
Приложение 1. Тематический план
Приложение 2. Русский праздничный календарь
Приложение 3. Круглый год праздничного календаря
Приложение 4. Великий пост
Приложение 5. Соотношение народных и православных праздников
Приложение 6. Праздники солнцеворотов и равноденствий и знаки соответствующие им.

Читайте также:  Славянский праздник календарь август

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История и теория праздников, Лазарева Л.Н., 2010 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник статьи: http://obuchalka.org/2016011087950/istoriya-i-teoriya-prazdnikov-lazareva-l-n-2010.html

Билет № 2

Обзор научных концепций происхождения праздников (описательная, мифологическая, заимствование, антропологическая, социальная, коммуникативная и др…).

Праздник — зеркало своей эпохи К. Жигульский

«Сложность построения единой концепции происхождения и истори­ческого развития праздника. Универсальность праздника как условие рож­дения новых теорий».

7.Коммуникативная концепция. Анатолий Ильич Мазаев.Общение в передаче от поколения поколению накопленного опыта, традиций, ценностей, материала.

Казимеж Жигульский и его теория праздника

Праздник по существу своему связан с жизнью коллектива, является совместным действием, общим переживанием. Он может возникнуть только там, где между людьми существуют постоянные культурные свя­зи (праздник эти связи укрепляет).

1.Описательная(или реакционная) концепция. Иван Михайлович Снегирев— взаимоотношение праздников и будней. Рассматривает праздник, как явление культуры. Классификация: подвижные – неподвижные (религиозные), исключительные (осн. на событии), сельские – городские, отечественные – заимствованные.

Мифологическая концепция Буслаев, Афанасьев.

В ней говориться о сближении мифологических образов с христианскими. Привя­занность праздничных дней к крупным, переломным моментам в жизни природы. Времена года, их смена, явления природы, борьба стихий — со­держание мифологии природы.

3.Школа заимствования Веселовский, Аничков, Миллер. Выведение изу­чения русских празднеств из рамок национальной замкнутости. Сходство славянских, румынских, византийских и античных календарных обрядов. Заимствованы и сохранены в нашей культуре.

4.Антропологическая концепция Джеймса Фрэзера. Связь праздника с религией умирающего и воскрешающего. Похороны, оплакивание, ликование по поводу воскресения — ос­новные этапы праздничного действа. (Масленица)

Читайте также:  Рождественские праздники рождественские дни блестят слезинки радости блестят глаза твои кто поет

5.Социальная концепция Адриана Пиотровского. Связь праздника с социальной историей. Время праздничной свободы. Равенство классов.

Аграрно-продуцирующая концепция Чичеров, Бахтин.

Связь праздников с трудом – праздник первой борозды, праздник урожая.

Праздник — не просто худо­жественное воспроизведение или отражение жизни, но сама жизнь, оформленная игровым способом и, следовательно, связанная с человече­ской культурой» (ММ. Бахтин).

8.Концепция А.В. Бенифанда: Праздник: сущность, история, совре­менность.

Исходное положение теории — способ производства материальной жизни составляет основу любого общества. Типу способа производства в обществе соответствует определенный исторический тип праздника; смена типа праздника определяется сменой спосо­ба производства.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 21 | Нарушение авторских прав

Источник статьи: http://lektsii.net/3-8442.html

Тема 1. Определение праздника. Место праздника в тексте культуры.

Тема 1. Определение праздника. Место праздника в тексте культуры.

Древнеевр. – хач (хачать танцевать) – моэд (урочный час)

Датинский –фери, фестум — праздник. Торжество.

Франц – 3 знач – особый день, публичные развлеч, удовольствия.

Социолог. Словарь – фест- праздник.

Новый лексикон – обществ события торжественного характера в свободное от работы время

Слов. Гуман наук – момент социокультурной динамики, когда общество развлекательным способом показывает культурные отношения

Праздник – это символ игра, которая практикуется в мифе, предлагающего смысл.

И.М. Снегирев -1837 – есть антитеза будней с их трудом и заботами; это проявление особой, празднично-свободной жизни, отличной от жизни будничной, каждодневной.

Д.М. Генкин 1972 Праздник- гибкая педагогическая система, позволяющая наблюдать процесс педагогич. воздействия.

М.М. Бахтин – 1965 – первичная форма человеческой культуры.

М.И. Мазаев – 1978- свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно-обозримых границах места и времен, посредством контакта людей, собравшихся добровольно.

Л.С. Лаптева – 1975 – традиционная народная форма отдыха, отличительная черта мажорность, вид народного творчества.

Все начинается от традиции ТРАДИЦИЯ

1) Обычай – проф время

2) Праздник –сакральное далее от П. ОБРЯД и Церемония . в итоге ритуал

Традиция – элементы соц культ наследия передающ от поколения к поколению

Обычай – стереотипное поведение в стереотипных условиях

Обряд – традиц действия в важные моменты жизни. Для О нужно: событие, коллектив, знаковая система

Церемония – торжеств акт, обрядовое действие

Ритуал — вид обряда, выражающий определенные соц. и культурные ценности

Театрализованный праздник и представление.

Общее : формы человеческой культур, оба театрализованные

Отличие: праздник- нет делений на участников и зрителей, представление – предполагает это. Праздник- много рычагов воздействия территориально и временно ТП – на сцене, определенный тайминг. ТП- репетировать, П- само собой.

Праздник в археологической классификации культуры.

Палеолит – 3 млн -10 тыс до н.э. – формирование охотничьих ритуалов, праздников, обрядов

Мезолит – 10 тыс – 7 тыс д н.э. – развитие скотоводческих ритуально обряд действия

Неолит – 8 тыс – 6-4 тыс до н.э. — земледелие, начальный этап развития календ-обряд праздников

Бронзовый век – 3-1 тыс до н.э. – появление праздников городов

Железный век – 2 до н.э. – наша эра – появление праздников городов-государств

Начало нашего времени – зарождение и формирование религиозных праздников

Тема 2. Обзор научных концепций происхождения праздника

Описательная концепция

Иван Михайлович Снегирев – идеализация праздничного быта, отсутствие соц. фона и общей теории праздника. Первая попытка периодизации типов праздника по сезонам.

Читайте также:  Как нарисовать праздник святки

Мифологическая концепция

Федор Иванович Буслаев, Александр Николаевич Афанасьев,

Создание новой типологизации праздников, основанной на взглядах людей на природу как борьбу лета и замы. Привязанность праздничных дней к переломным моментам в жизни природы. Наложение церковного календаря на народный

Школа заимствования

Александр Николаевич Веселовский, Аничков, Миллер

Выведение русских празднеств из рамок национальной замкнутости. Сходство календарных обрядов, поимки путей заимствования. Отсутствие историзма и соц подхода.

Антропологическая концепция

Связи праздника с религией , смерть божества- смерть природы, зимнее угасание. Весенний расцвет – воскресение божества. Миросозерцательный смысл – возрождение на новых началах.

Социальная концепция

Связь праздника с социальной историей, определение смысла бытовой повседневности, перевернутость общественных отношений. Где бедняки – становятся вместо богатых, птицы и звери на место людей, молодежь на место стариков, женщины – мужчины и т.д.

Аграрно-продуцирующая концепция

Чичеров Владимир Иванович, Пропп, Бахтин

Оценка человека как производитель силы общества, полное отсутствие проблемы формирования личности. Праздник – не просто художественное воспроизведение жизни, но и сама жизнь, оформление игровым способом.

Коммуникативная концепция

Анатолий Ильич Мазаев

Понимание праздника как первичная форма человеческой культуры. Роль коммуникативной деятельности общения в передаче от поколения поколению накопленного опыта, традиций, ценностей.

Праздник красной горки

Знак пространства

Знак времени

Солярный знак

Знак огня

Знак воды

Знак растительности

Знак ритуальной пищи

Знак даров и жертв

Знак культа предков

Знак маскирования и ряженья

Знак гаданий и примет

Знак эротических действ

Знак смеха

Тема 1. Определение праздника. Место праздника в тексте культуры.

Древнеевр. – хач (хачать танцевать) – моэд (урочный час)

Датинский –фери, фестум — праздник. Торжество.

Франц – 3 знач – особый день, публичные развлеч, удовольствия.

Социолог. Словарь – фест- праздник.

Новый лексикон – обществ события торжественного характера в свободное от работы время

Слов. Гуман наук – момент социокультурной динамики, когда общество развлекательным способом показывает культурные отношения

Праздник – это символ игра, которая практикуется в мифе, предлагающего смысл.

И.М. Снегирев -1837 – есть антитеза будней с их трудом и заботами; это проявление особой, празднично-свободной жизни, отличной от жизни будничной, каждодневной.

Д.М. Генкин 1972 Праздник- гибкая педагогическая система, позволяющая наблюдать процесс педагогич. воздействия.

М.М. Бахтин – 1965 – первичная форма человеческой культуры.

М.И. Мазаев – 1978- свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно-обозримых границах места и времен, посредством контакта людей, собравшихся добровольно.

Л.С. Лаптева – 1975 – традиционная народная форма отдыха, отличительная черта мажорность, вид народного творчества.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник статьи: http://cyberpedia.su/12xcc50.html

Оцените статью
Adblock
detector