Окр мир Старинные весенние праздники 2 класс перспектива
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему
Окр мир Старинные весенние праздники 2 класс перспектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_starinnye_vesennie_prazdniki_2_klass_perspektiva.docx | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 28.04.17. Учитель: Колганова Т.А.
Школа: №95 Методист: Горячёва С.Л.
Класс: 2-1 Студент: Согрина T.A.
Тема урока: «Старинные весенние праздники».
Цель деятельности урока: познакомить учащихся с основными старинными праздниками, обеспечить культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
— дать представления о правилах и закономерностях окружающего мира;
— развивать основы логического мышления и пространственного воображения, использование полученного знания продуктивной и преобразующей деятельности;
— учить учиться планировать собственную учебную деятельность.
— развивать умения сотрудничать с товарищами при решении учебных проблем;
— формировать положительное отношение к учению, проявлять уважение к старинным традициям;
— воспитать чувства долга за своё семейное поколение.
Тип урока : комбинированный.
Оборудование: учебник и работая тетрадь: «Перспектива» 2 класс 2 часть А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая; листочки с заданиями; мультимедийный проектор; презентация.
Метод: словесный.
Приём: рассказ.
— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Татьяна Александровна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. (слайд)
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
— Я рада видеть вас и очень хочу начать работу с вами!
Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.
2. Подготовка к основному этапу занятия (проверка д/з).
Метод: практический.Приём: просмотр видеоролика.
— Ребята, начнём урок мы с того, что проверим, насколько вы усвоили прошлый материал.
Подумайте и ответьте:
— Отличается ли весенний труд людей, живущих в городе, от зимнего? Чем?
— Расскажите, каков зимний труд в сёлах?
Расскажите о труде людей зимой в городе и весной в деревне?
Подведём итог. Скажите, как изменился весенний труд за времена? Какие заботы сохранились до нашего времени?
Молодцы, ребята, постарались, а теперь перейдём к нашей сегодняшней теме. Для того, чтобы чётко определить нашу сегодняшнюю тему, я предлагаю вам просмотреть небольшой видеоролик. (Видеоролик)
— Ребята, кто догадался, о чем пойдёт речь на нашем уроке? (о праздниках весны, какие бывают праздники весной)
— Как мы можем сформулировать тему нашего урока? (слайд) (Старинные весенние праздники)
— Ребята, какие старинные весенние праздники отмечают весной? (слайд)
— Как вы думаете, какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?
-Молодцы, давайте проверим мои задачи урока (слайд) (познакомиться… с обычаями весенних православных праздников; изучить… обычаи православных праздников и научиться… применять их в жизни).
Отвечать на вопросы учителя.
Высказывать своё мнение.
Отвечать на вопросы учителя.
Высказывать свои предположения.
Формулировать тему урока.
Формулировать цели урока.
Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные: умение излагать свое мнение.
Познавательные: отбирать необходимую информацию
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
Приём: работа с презентацией.
Метод: практический.Приём: работа с презентацией.
Приём: рассказ учителя.
Метод: практический.Приём: работа с презентацией.
Приём: рассказ учителя.
Метод: практический.Приём: работа с презентацией.
Приём: работа с презентацией.
Приём: работа с презентацией.
Приём: работа с презентацией.
— Скажите, а что такое праздник? (слайд)
Праздник – это отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, значение его связывает с культурной или религиозной традицией.
— А вы знаете, почему пасху считают самым главным весенним праздником?
Праздник Пасхи или Светлого Христова Воскресения считается главным событием года среди православных верующих, это самый важный церковный православный праздник. (слайд)
Слово «Пасха» было заимствование из греческого и обозначает «прехождение» или «избавление». В этот день христиане празднуют избавление через Спасителя всех людей от влияния дьявола и дарование им жизни и вечного блаженства.
Воскресения Христова — основы и венца христианской веры. (слайд)
Пасхальное воскресенье означает окончание периода подготовки к празднованию Пасхи. Верующие к Пасхе готовятся с особой трепетностью. От понедельника до воскресенья расписана вся неделя, как правильно подготовиться к Пасхе. Давайте и мы с вами рассмотрим её. (слайд)
В понедельник обязательно наводили порядок. Подкрашивали там, где облупилась старая краска, делали мелкий ремонт мебели, занимались генеральной уборкой. (слайд)
Утром в понедельник выходили во двор, чтобы узнать о будущей погоде. Если небо чистое, и солнце ярко светит, это значит, что год будет теплым, урожайным, а все свадьбы этого года будут удачными, и жить молодые будут хорошо.
Также умывались из серебряной или золотой посуды, чтобы обрести финансовое благополучие, сохранить здоровье и красоту.
Во вторник уборку продолжали , ведь не обязательно стремиться закончить ее за один понедельник. (слайд)
В среду нужно было закончить уборку , если вы все еще не доделали ее. Обязательно уносят мусор из дома. (слайд)
Далее шёл чистый четверг . Считается, что ранним утром этого дня любая вода имеет целебную силу , очищает от любого негатива и болезни. (слайд)
Страстная Пятница — самый строгий день . Нельзя принимать пищу до того момента, пока не вынесут Плащаницу (плaщaницa — этo икoнa, изoбpaжaющaя Иисуса Христа вo гpoбe). Это скорбный день, поэтому воздержитесь от пения, прослушивания музыки, веселья и прогулок. В пятницу в церкви покупают как можно больше свечей, а затем зажигают их во всех комнатах жилища. Лучше всего делать это целый день. В Страстную Пятницу можно печь куличи . (слайд)
Разбить тарелку в Страстную Пятницу — это хорошая примета, к счастью.
В субботу готовят пасхальную корзину, с которой идут на воскресную службу.
Что можно святить на Пасху? Это куличи; яйца — крашенки и писанки; хрен, чеснок; ветчина, буженина, сало или домашняя колбаса, но не кровяная; соль; свечи; сыр, сливочное масло. (слайд)
Этот сорокадневный срок, наполненный молитвами, называется «великий пост». Пост начинается в чистую среду и заканчивается в великую субботу, в день, предшествующий светлому Христову воскресению. Пост, от его первого до последнего дня, посвящается воспоминаниям о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне.
И конечно же, в последнее воскресенье перед Пасхой в храм несут цветущую вербу. В старину гибкими молодыми ветвями легонько похлопывали детей и животных, приговаривая: «Как вербочка растёт, так и ты расти!» (слайд)
А ещё была замечательная примета, когда ходили по селу и песнями поздравляли молодожёнов и желали им рождения детей: «Сколько в лесу пеньков – столько бы вам сынков! Сколько в лугу кочек, столько бы вам дочек!» (слайд)
На Пасхальной неделе качались на качелях. Начинались весенние хороводные игры. (слайд)
— Перечислите, чем занимались целую неделю каждый день, готовясь к пасхе?
— Скажите, в какие приметы в течении недели к подготовке Пасхи верили славяне?
-Ребята, молодцы, а какие старинные праздники существуют ещё?
— Я расскажу вам о таком празднике, как праздник Святой Троицы (слайд-стихотворение)
В светлый день пятидесятый,
Как воскрес Господь распятый,
Дух Святой на землю сходит,
Благодать с небес низводит.
Людям Троица открылась:
Сын, Отец и Дух Святой.
Все творенье освятилось
Через 50 дней после Пасхи наступает праздник Святой Троицы. В православии Троицу празднуют в воскресенье по прошествии 50 дней после Пасхи и, таким образом, Троица совпадает с Пятидесятницей. В понедельник после Троицы отмечается Духов День — праздник в честь Святого Духа. (слайд)
К Троицыному дню всё распускается, после долгой зимы природа наполнена новой жизнью, силой и свежестью. Полы храмов на Троицу устилают травой, церкви украшаются свежими цветами, зелёными берёзовыми ветвями, священники облачаются в зелёные одежды. В воздухе витает свежий запах травы, цветов и зелени. Это – символ начала, обновления, символ роста и становления христианской церкви. (слайд)
В старину молодую берёзку наряжали шёлковыми лентами, яркими бусами, цветастыми девичьими платками. Этим люди ощущали близость с природой, провожали весну и боготворили природу. (слайд)
— Дети, расскажите, что вы запомнили про праздник Святой Троицы? (Что обозначает этот праздник? Какие приметы?)
— Рассмотрим с вами ещё один праздник, который уже забыт в наше время. Это весенний праздник берёзки.
Троицкая (семицкая) березка. Праздник «Березка».
С давних времён это ритуальное дерево, приносящее счастье. Это дерево ассоциировали с девушкой. (слайд)
В древности все мётлы, веники делали из берёзовых листьев. По ценности берёза была лучше сосны для растопки помещений, так как сосна выделяет смолу и дольше сушится, а берёза хорошо разгорается. (слайд)
Березовыми ветками и полевыми травами украшались дома : стены увешивались ветками, пол застилали скошенной травой, подоконники пахучей зеленью и цветами. Считалось, что береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. Ветки березы наши предки использовали в качестве оберега от всяких нечистых духов. (слайд)
Сейчас этот праздник называется праздником молодёжи. Из берёз плели венки, с которыми водили хороводы и пели песни. (слайд)
— Ответьте на вопрос, почему же так назвали торжество – праздник «Берёзки»?
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2018/05/19/okr-mir-starinnye-vesennie-prazdniki-2-klass
Урок-мероприятие во 2 классе по окружающему миру «Старинные весенние праздники народов нашего края «Прилет Вороны».
Аттестационное задание № 49
«Каким образом учитель может организовать взаимодействие с родителями в соответствии с образовательной ситуацией? Разработайте сценарий конкретного мероприятия в рамках урочной деятельности с участием родителей в соответствии с конкретной образовательной ситуацией (в рамках преподаваемого Вами предмета)»
Шуманская Наталья Николаевна
учитель начальных классов
НРМОБУ «Лемпинская СОШ»
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Предметная линия «Окружающий мир» входящая в состав учебно-методического комплекса «Перспектива» позволяет учителю организовать взаимодействие учителя с родителями в соответствии с образовательной ситуацией, развивать навыки сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях. В учебниках «Окружающий мир» предусмотрена планомерная работа со взрослыми. На организацию сотрудничества со взрослыми нацелены многие учебные проекты и мероприятия, предлагаемые в рубрике «за страницами учебника». Например, в учебнике для 2 класса: «Проведите один или несколько весенних и летних праздников по обычаям народов вашего края». В целях взаимодействия учителя с родителями было организовано и проведено мероприятие, связанное с обычаями народа ханты «Прилет Вороны».
Главная задача в современной системе образования приобщение детей к народному творчеству, искусству. Непосредственное участие в национальных праздниках воспитывает в них нравственные чувства, наполняет эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимает настроение, формирует эстетический вкус и чувства патриотизма к своей малой Родине. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и эстетического отношения к тому миру который нас окружает. У каждого народа — свои обычаи, песни, сказки, предания, традиции. И очень важно их ценить, понимать, изучать. Передавать из поколения в поколение. Возрождение календарных праздников тесно связано с восстановлением развития традиционного образа жизни народов Севера.
В представлениях обских угров ворона – покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также танцы – изображавшие весеннее поведение птиц.
Исходя из выше изложенного, моя цель как учителя — установить с родителями взаимодействие в рамках мероприятия по вопросам изучения культуры разных народов Севера и возрождение уважительного чувства к традиционным национальным праздникам.
Урок-мероприятие во 2 классе по окружающему миру «Старинные весенние праздники народов нашего края «Прилет Вороны».
Целевые установки урока
оформлять рамочки для фотографий своей и друга;
познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера;
характеризовать весенние праздники в культуре народов своего края.
сопоставить между собой традиции отношения к Вороне в культуре разных народов России.
понимать глубокий нравственный смысл народных обычаев народов Севера, связанных с животворящей силой весенней природы;
понимать нравственный смысл сказок, легенд и песен о Вороне в культуре народов Севера.
Оборудование и материал: слайдовая презентация, импровизированный чум, костер, береза-дерево, ленточки, игрушки, сушки для обряда, колокольчики, плакат с изображением березы, березовые листочки, вырезанные из бумаги зеленого и желтого цвета.
Предварительная работа с детьми:
семейное чтение сказок и легенд народов Севера;
на уроке изобразительного искусства учащиеся на альбомном листе рисуют две рамочки, используя орнаментальные мотивы творчества народов Севера;
подборка фотографий для вклеивания в рамочку;
на уроке музыки прослушать произведение «Северные мелодии»;
экскурсия в школьный музей для знакомства с культурой и традициями народов Севера.
Предварительная работа со взрослыми:
помочь учителю в подготовке мероприятия: изготовить макет чума, сценические обрядовые костюмы, игрушки, обрядовые предметы;
в кругу семейного чтения прочитать сказки и легенды народов ханты и манси;
помочь детям подобрать фотографии для рамочек.
Учитель: Здравствуйте! Пася олэн! Вуся вэла! Кажется совсем недавно мела вьюга, мы радовались снежной зиме с её снегами, санками, играми, тёмными северными ночами. Но вот появилось солнце, яркое, весёлое, стал длиннее день, и появились первые перелётные птицы, и мы поняли, что наступила весна.
Актуализация знаний и умений
Учитель: А какие старинные весенние праздники знаете вы?
Ученики: «Масленица», «Пасха», «Вербное воскресенье».
Учитель: Какой национальный весенний праздник отмечают народы Севера?
Ученики: «Прилет Вороны».
(Выносится на слайд)
Включение звуков «Северные мелодии». Прослушивание.
Учитель: Что вы слышали?
Ученики: Мелодии народов ханты и манси.
Учитель: Ребята, а что вы знаете о празднике «Прилет Вороны»? (рассказы детей)
Учитель: Давайте вспомним, что происходило в этот весенний день.
Сценка с участием родителей
(У доски стоит импровизированный чум, возле чума огонь костра, возле него сидит бабушка и что-то мастерит. К ней обращаются дети.)
Дети: Бабушка, откуда появился костер?
Бабушка: От искорки. Б ез огня в чуме жизни нет. Когда есть огонь в чуме, в нем всегда тепло и уютно. Огонь – жизнь для чума, поэтому его нужно беречь и охранять.
Дети: Бабушка, а снег откуда?
Бабушка: «Белая снежинка – маленькая льдинка». Белые, пушистые хлопья покрывают всю землю, а у нас на севере снега выпадает большое количество, после которого талая вода наполняет реки.
Дети: А правда, что снег тает весной и прилетают птицы?
Бабушка: Правда, а в день прилёта ворон, ханты устраивали весенний праздник!
Дети: Ой, бабушка расскажи, как ворона, прилетая на север, приносит весну!
Бабушка: Слушайте, как об этом говорится в старинной легенде.
«Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в северный край. Летала, кружила, смотрела кругом: холодно, хмуро, никого нет. Собралась тогда ворона с силой и каркнула во всё горло. Полетел её звонкий крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля, проснулся человек. С этого дня повели свой род ханты. Накануне родители укладывали детей спать пораньше, а затем развешивали на ветках деревьев угощения и игрушки.
(Исполняется песня «Колыбельная», дети засыпают под песню, родитель в национальном костюме проходит по классу и показывает игрушки, затем развешивает на ветках дерева)
Учитель: Можно ли отнести этот праздник к современным?
Ученики: Нет, он старинный.
Учитель: сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока-мероприятия. («Прилет Вороны» — старинный весенний праздник народов Севера)
Учитель: Спасибо! Молодцы!
(Отгадывают хантыйскую загадку о Вороне и раскрашивают Ворону – символ весеннего праздника народов ханты и манси.)
На чёрных крыльях весну приносит.
(Выносится на слайд Ворона)
Знакомство с легендой (сообщение легенды подготовленной семьи вместе с ребёнком)
Начало апреля — Вороньего месяца — связывали с появлением перелетных птиц. Первыми на север прилетают серые вороны. Многие северные народы называют их подругами солнца. По древней легенде, когда-то ворона была райской птицей, белой, как снег, с чудным голосом. Бог мрака Нга решил навредить людям, украл Солнце и спрятал его у себя под землей. На землю опустились мгла и холод, которые губили все живое. И тогда вмешался верховный бог Нум. Людей нужно было оповестить, что Солнце не умерло, а чтобы помочь ему рассеять мрак, они должны жечь костры. Ни одна птица не отважилась на долгий путь к земле, кроме вороны. Она ринулась сквозь черноту и лед Полярной ночи — оттого почернели ее перья, от крика сорвался голос. А люди, услышав зов, разожгли костры и помогли Солнцу разогнать темноту. С тех пор ворону почитают спасительницей и называют подругой Солнца.
(Легенда сопровождается слайдами)
Учитель: Отмечать праздник начинали с раннего утра. Взрослые и дети радовались и старались не проспать зарю.
Учитель: Я предлагаю вам узнать, как относятся к Вороне другие народы России.
(Сообщение подготовленного учащегося с родителями об отношении разных народов России к Вороне).
В традиции других народов России ворона является символом хитрости, коварства, воровства, ловкости. В некоторых странах она носительница плохих вестей, где-то символ долголетия. В Японии – образ сыновнего почтения.
Учитель: А знаете ли вы приметы народов Севера, связанные с прилетом Вороны.
(Подготовленные дети рассказывают вместе с родителями приметы народов Севера, связанные с прилетом Вороны).
Если в это день ветер с севера, то сорок утренников пройдёт до тепла.
Если прилетевшая Ворона садится на верхушку дерева, то это к «большой воде».
Если много Ворон прилетело, то много рыбы и ягод будет
Вороны каркают всей стаей – быть холоду.
Вороны устроили в небе хоровод, к снегопаду, а если садятся на землю будет оттепель.
Садится Ворона на нижнюю ветку дерева – скоро поднимется ветер.
Учитель: В Вороний день принято было менять в детских люльках таловые стружки, а старые бросать вороне для того, чтобы она могла погреть в них свои лапки. Ворон задабривали, строили им гнезда.
Учитель: Посмотрите, вот и Ворона к нам пожаловала. Видимо ей гнёзда понравились! Приветствуем вестницу весны. Бегите дети и поиграйте с вороной.
(Дети подходят к дереву играют игру с вороной)
(Дети-птенцы выстраиваются за птицей-мамой, кладут руки на пояс друг другу. Большая птица старается поймать птенца, стоящего последним, а птица-мама бегает по залу и защищает своих птенцов, прикрывая их руками. Роль большой птицы и птицы-мамы исполняют родители)
Учитель: Есть у народа ханты ещё один обычай. В Вороний день взрослые и дети привязывают к веткам деревьев ленточки и загадывают желания, веря, что они сбудутся. Давайте и мы загадаем желания и украсим нашу березку яркими ленточками.
(Дети и взрослые привязывают к дереву ленточки, затем дети выходят и рассказывают стихи.)
На березу села стая,
Не свистит, не напевает.
Знает каждый, млад и стар,
Не поётся слово «кар»!
Нынче праздник, древний праздник.
В гости еду, еду я.
Каждый чтит Вороний праздник.
Люди как одна семья!
Носят серенький жилет,
А у крыльев – чёрный цвет.
Кружат сразу двадцать пар.
Все кричат: «Кар! Кар!Кар!.
-Кар-р!- кричит ворона. – Кар-р!
Ставь, соседка, самовар-р!
Не жалей завар-рки!
Выполнение задания 3 на стр.55 рабочей тетради. (Читают текст русской песни о берёзе, подчёркивают в тексте песни все ласковые слова, записывают слова со значением цвета.)
«Заглянем в семейный альбом»
Учитель: Посмотрите внимательно на фотографии в слайдовой презентации «Заглянем в семейный альбом».
Учитель: Какие из этих фотографий старинные? Как это можно определить?
Ученики: Старинные фотографии не цветные, отличается одежда людей, постройки, быт.
Учитель: Какие моменты праздника хранят эти фотографии?
Ученики: Совершение обряда, исполнение традиционных танцев, исполнение народных песен.
Учитель: Итак, ребята, о каком национальном весеннем празднике народов ханты и манси мы сегодня узнали на уроке-мероприятии?
Учитель: Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Ученики: Понравилась легенда, игра, запомнился обряд, приметы связанные с Вороной. Понравилось участие родителей в уроке-мероприятии. Понравилась инсценировка с участием родителей.
Учитель: Ребята, согласитесь ли вы со мной, если я скажу, что в весенних народных праздниках, легендах, песнях разных народов отразилась нежная любовь детей к природе, забота о земле-кормилице, о благе всех живых существ в мире.
Ученики: Да, согласимся.
Работа с фотографиями в парах
Учитель: Я предлагаю вам, ребята, вклеить свои фотографии в рамочки и попарно обменяться ими в подарок для закрепления дружеских отношений и в память о нашем сегодняшнем уроке-мероприятии.
(Дети вклеивают свою фотографию в заранее подготовленные рамочки и обмениваются.)
(Родители получают комплект маленьких берёзовых листочек, вырезанных из бумаги зелёного и жёлтого цвета, отвечают на вопросы учителя, который подводит итог праздника.)
Учитель: Какие чувства вызвал у вас подготовленный нами праздник? Хотелось бы вам еще поучаствовать в подобных встречах?
Учитель: Уважаемые родители, предлагаю Вам взять березовые листочки зеленого и желтого цвета и прикрепить на плакат с изображением березы. Листочки зеленого цвета означают, что мероприятие Вам понравилось и Вы хотели бы ещё поучаствовать в подобном мероприятии. Листочки желтого цвета – противоположные чувства. На листочке вы можете написать пожелания своим детям и учителю.
(Под исполнение народной музыки под инструментальную вариацию на мансийские темы родители прикрепляют на дерево, нарисованное на листе ватмана и помещенное на доске, тот листочек, цвет которого наиболее полно соответствует чувствам, которое испытывали родители на празднике.)
Теоретический материал задание № 4 на с.55 рабочей тетради (подобрать и приклеить фотографию весеннего праздника или нарисовать рисунок по старинному календарю народов твоего края).
по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках урока-мероприятия «Старинные весенние праздники народов нашего края «Прилет Вороны»
1) приоритетные ценности (отношение учителя к ученику как к личности)
На празднике ученики были окружены вниманием, как со стороны учителя так и со стороны родителей. Звучали такие слова : «…такую интересную легенду я ещё не слышал», «…какие замечательные рамочки с фотографиями у нас получились», «это лучший урок в моей жизни», «…такой маму я свою ещё не видел»
2) психоэмоциональное состояние (эмоциональное состояние и его динамика в ответ на различные ситуации);
Доброжелательный эмоциональный фон поддерживался учителем весь урок. Настроение учителя передавалось и поддерживалось всеми участниками праздника.
3) самооценка (степень принятия себя и других, что проявляется в виде оценок установок и реакции на ситуации, нарушающие привычный ход событий);
Урок-мероприятие готовился по конкретному плану, каждый этап урока был заранее продуман, расписан. Понимала, что могут возникнуть любые ситуации. Обыграть непредвиденные ситуации мне помог мой опыт, самообладание и поддержка родителей.
4) стиль ведения урока-мероприятия (особенности поведения учителя, его реакций и состояний в процессе взаимодействия с родителями и учениками);
Общение с детьми для меня всегда большая радость. А когда видишь их горящие глаза, улыбку на лице, то понимаешь, насколько важны и нужны уроки с участием родителей.
Список литературы, источников и адресов в интернете
Иванов В.В., Топоров В.Н. Птицы // Мифы народов мира. – М., 1997. – с. 348.
Игры сургутских хантов в режиме дня школьника: Науч. – метод. реком. Уральский гос. педин. / сост. В.И. Прокопенко, В.П. Красильников, Т.Л. Мишкель, В.В. Прокопенко. – Екатеринбург, 1999. – с. 37.
Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург, 1995.
Лукина Н.В. Мифы, предания, сказки ханты и манси / перевод. – М., 1990.
Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс / [М.Ю.Новицкая, Н.М.Белянкова, Ю.В.Саркисян и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образование, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.
Новикова Н.И. Традиционные праздники манси. – М., 1995. – с. 168-169.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч.2. – М.: Просвещение, 2015.
Попова С.А. Мансийские календарные праздники и обряды. – Томск, 2008.
Ромбандеева Е.И. Мифы, сказки, предания манси (вогулов). – М.; Новосибирск, 2005.
Источник статьи: http://infourok.ru/urokmeropriyatie-vo-klasse-po-okruzhayuschemu-miru-starinnie-vesennie-prazdniki-narodov-nashego-kraya-prilet-voroni-778404.html