Конспект урока по окружающему миру на тему «Старинные весенние праздники» (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Старинные весенние праздники
Цель урока: познакомить учащихся с народными обычаями весенних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы; сопоставить между собой традиции отношения к березе в культуре разных народов России; определить нравственный смысл легенд и песен о березе в культуре народов Севера.
Дидактические: формировать умение высказывать свою точку зрения и доказывать ее, способствовать закреплению знаний о весенних праздниках; развитие навыков устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
Развивающие: развивать устную монологическую и диалогическую речь, внимание, память; совершенствовать умение работать с иллюстрациями, формировать устойчивое внимание, наглядно-образное и логическое мышление;
Воспитательные: развивать уважение гордость к старинным весенним праздникам воспитывать ответственное отношение к результатам своего учебного труда, трудолюбие, аккуратность; воспитывать культуру общения и.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» , презентация, средства ИКТ.
Форма организации учебной деятельности
Организационный мотивационный момент
Настроить обучающихся на работу, вызвать познавательный интерес
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
— Я рада видеть вас и очень хочу начать работу с вами!
К -готовность слушать собеседника и вести диалог;
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
Выявление уровня освоения изученного
— Ребята, начнём урок мы с того, что проверим, насколько вы усвоили прошлый материал
— Какие заботы в старину были весной у женщин?
— А какие у мужчин?
— В какой день домашних животных выгоняли на пастбище?
— 6 мая – День памяти святого Георгия Победоносца. В народе этот день
называют Егорьев день.
— Как говорят в народе про этот день?
— Что делают весной в поле, в саду, и в огороде?
-Люди с нетерпением ждали весну. Надо вовремя посеять и
посадить растения, чтобы осенью получить новый богатый урожай. «Земля-
кормилица» — так ласково называли её крестьяне и возлагали свои надежды на её
милость. Молодые люди водили хороводы, пели заклички, зазывая весну.
-Что праздновал народ перед Великим постом?
-Что вы знаете о Великом посте и Пасхе?
Подведём итог. Скажите, как изменился весенний труд за времена?
-Какие заботы сохранились до нашего времени?
-Женщины выполняли домашнюю работу, шили и вышивали свое приданное.
-Проверяли зерно к севу, готовили плуги, чинили то что прохудилось и сломалось.
-«Егорий вешний землю волшебными ключами отмыкает, зеленную траву из под спуда выгоняет»
-Сеют семена, высаживают картофель, сеют пшеницу
-Семь недель поста ведут людей к празднику Пасхи. Пост – это пора труда и очищения.
-Люди также сеют семена, высаживают картофель.
способствовать активизации знаний обучающихся о старинных весенних работ.
Р- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
К-Участвовать в групповом обсуждении вопроса.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Постановка темы и цели урока
Умение формулировать цель урока
-Молодцы, ребята, постарались, а теперь перейдём к нашей сегодняшней теме.
Поселились птицы в гнёздах,
Снег растаял, как свеча.
Пахнет сладким духом воздух
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес,
И меня, целуя, мама
Говорит: «Христос воскрес!»
— Про какой праздник говорится в этом стихотворении?
-Какие еще знаете весенние праздники?
— Сегодня на уроке будем говорить о весенних праздниках.
-Какова цель нашего урока?
Внимательно слушают стихотворение.
— Познакомиться с народными обычаями весенних старинных праздников.
Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, истории, культуре, природе нашей страны;
Р –освоить навыки целеполагания и способность принимать цели учебной деятельности. умения видеть проблему
Уважительное отношение друг к другу
План выхода из затруднений
Мотивация познавательной деятельности
«Заглянем в семейный альбом»
Работа в рабочих тетрадях
Праздник Святой Троицы
планировать свою деятельность
Открытие новых знаний
Уметь слушать монолог,
Умение рассуждать, выстраивать свою точку зрения и доказывать ее;
Совершенствовать умение работать с иллюстрациями, формировать устойчивое внимание и наглядно-образное мышление;
Словесный (беседа, слово учителя о празднике Пасха)
Практический (выразительное чтение ); Наглядный(рассмотрение картинок в учебнике)
— Скажите, а что такое праздник?
Слайд1: Праздник – это отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, значение его связывает с культурной или религиозной традицией.
— А вы знаете, почему Пасху считают самым главным весенним праздником?
-Праздник Пасхи или Светлого Христова Воскресения считается главным событием года среди православных верующих, это самый важный церковный православный праздник.
— Слово «Пасха» было заимствование из греческого и обозначает «прехождение» или «избавление».
-А теперь давайте узнаем, что это за праздник Пасха, откройте учебник на странице 98. Я буду читать, а вы следите за мной, я в любой момент могу попросить вас продолжить читать дальше.
Слайд2: Главный весенний праздник — Пасха, Воскресение Христово. Недаром его называют «Праздников праздник». Каждый год Пасха бывает в разное время.
Народные обычаи весенних праздников полны добрых чувств. Люди радуются цветущей природе и друг другу.
Слайд3: В последнее воскресенье перед Пасхой в храм несут цветущую вербу. В старину гибкими молодыми ветвями легонько похлопывали детей и животных, приговаривали: «Как вербочка растет, так и ты расти!»
Считали, что так первое цветущее растение передает свою молодую силу, помогает детям и животным окрепнуть после долгой зимы. В городах в этот день устраивали вербные базары, продавали там игрушки для детей.
Слайд4: На пасхальной недели и дети, и взрослые обменивались в честь Светлого праздника крашеными яйцами. В сёлах ребятишки катали яички с пригорков. Катилось яичко красным солнышком по земле, по молодой травке, пробуждало весеннюю силу.
Слайд5: А еще ходили по селу, песнями поздравляли молодоженов и желали им рождения детей: «Сколько в лесу пеньков — столько бы вам сынков! Сколько в лугу кочек – столько бы вам дочек!» Ведь дети самое большое богатство в семье. На пасхальной неделе качались на качелях. Начинались весенние хороводные игры. На широком просторе юноши и девушки, взявшись за руки, ходили кругами, змейкой, ручейком.
— Что означало похлопывание вербными прутиками детей и животных?
— На какой праздник это происходило?
— Что составляет главное богатство семьи?
— Как вам кажется, сколько детей должно быть в семье?
— Ребята, откройте учебник на странице 98, рассмотрите ниже картину.
— Что вы можете сказать о первой картине?
— Обратите внимание на вторую картину,
ее написал художник Н. А. Кошелев, называется она «Дети, катающие пасхальные яйца» как вы думаете, какой пасхальный обряд изображен на ней?
Суть игры была в том, что если, скатившись по лотку, яйцо задевало уже лежащие яйца, то все подбитые доставались его владельцу. Для больших крестьянских, да и городских, семей такой выигрыш мог быть хорошим подспорьем, а для детей — радостью от веселого занятия.
— Рассмотрите детали картины и подумайте, где происходит игра. Пофантазируйте, что это за дети, из одной они семьи или из разных.
— Давайте рассмотрим фотографии рубрики «Заглянем в семейный альбом» на с. 99 в учебнике
. Какая из них старинная?
— Как это можно определить?
— Какие моменты праздника хранят эти фотографии?
А сегодня к нашей коллекции присоединяется новая кукла. Вы видите ее на фотографии вверху с. 99.
— Как вы думаете, что это за кукла?
— Из чего понятно, что это пасхальная кукла?
Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayushemu-miru-na-temu-starinnye-vesennie-prazdniki-2-klass-4249339.html
Старинные весенние праздники
Вспомним
- Что праздновал народ перед Великим постом?
- Что вы знаете о Великом посте и Пасхе?
«Праздников праздник»
Главный весенний праздник — Пасха, Воскресение Христово. Недаром его называют «Праздников праздник». Каждый год Пасха бывает в разное время.
Народные обычаи весенних праздников полны добрых чувств. Люди радуются цветущей природе и друг другу. В последнее воскресенье перед Пасхой в храм несут цветущую вербу. В старину гибкими молодыми ветвями легонько похлопывали детей и животных, приговаривали: «Как вербочка растёт, так и ты расти!»
Считали, что так первое цветущее растение передаёт свою молодую силу, помогает детям и животным окрепнуть после долгой зимы. В городах в этот день устраивали вербные базары, продавали там игрушки для детей.
На Пасхальной неделе и дети, и взрослые обменивались в честь Светлого праздника крашеными яйцами. В сёлах ребятишки катали яички с пригорков. Катилось яичко красным солнышком по земле, по молодой травке, пробуждало весеннюю силу. А ещё ходили по селу, песнями поздравляли молодожёнов и желали им рождения детей: «Сколько в лесу пеньков — столько бы вам сынков! Сколько в лугу кочек — столько бы вам дочек!» Ведь дети — самое большое богатство в семье. [an error occurred while processing this directive]
На Пасхальной неделе качались на качелях. Начинались весенние хороводные игры. На широком просторе юноши и девушки, взявшись за руки, ходили кругами, змейкой, ручейком.
Праздник Святой Троицы
Через пятьдесят дней после Пасхи наступает праздник Святой Троицы. На Троицу храмы и дома украшают травой, ветвями берёзы. В старину молодую берёзку наряжали шёлковыми лентами, яркими бусами, цветастыми девичьими платками. Праздновали люди от души, чествовали красоту матери-природы и прощались с весной-красной.
Легенды и песни о берёзе
Многие народы России чествуют берёзу. Вот легенда северного народа саамы.
Молодой пастух крепко привязал оленя к берёзке. Стал отвязывать — узел не поддаётся. Дёрнул пастух изо всей силы и вырвал берёзку с корнем. По древнему поверью, он должен был попросить прощения у матери-земли за то, что нанёс рану. Но парень забыл об этом. Вернулся в чум, лёг и чувствует — силы покидают его. Тяжело заболел юноша, никто не мог его вылечить. Изболелось сердце у матери. Выведала она у сына, что случилось в тундре. Пошла мать к погубленной берёзке, закрыла оголённую землю мхом и попросила у матушки-земли прощения за сына. Вернулась домой, а сын жив и здоров. С тех пор молодой пастух понял, что надо уважать и беречь землю.
Другой народ Севера — якуты — в древности считал берёзу матерью-хозяйкой земли. Якутский народ сложил песню о берёзе. Дерево, которое рубят без надобности, поёт:
- Я, матерь-берёза, судорожно вздрогнула.
Душа моя растерялась, удивилась,
Выскочила и уселась на нижние ветки.
Послушаем и мы мудрый голос деревьев! Будем их беречь!
Обсудим
- Какую мысль выразил народ саамы в легенде о берёзе?
- Подберите в творчестве народов вашего края похожую легенду о растениях и обсудите её в классе.
Проверим себя
- О каких старинных весенних праздниках вы узнали на уроке?
- Ветви каких растений используют в обрядах весенних народных праздников?
В весенних народных праздниках, легендах, песнях разных народов отразилась нежная любовь людей к природе, забота о земле-кормилице, о благе всех живых существ в мире.
Источник статьи: http://ansevik.ru/okruzhayuschij_mir/53.html
Старинные весенние праздники — ВЕСНА И ЛЕТО
Цель: познакомить с народными обычаями весенних старинных праздников.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе, оформлять рамочки для фотографий своей и друга, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, православный календарь, коллекция кукол с предыдущих уроков, пасхальная кукла, веточки вербы, репродукции картины Н.А. Кошелева “Дети, катающие пасхальные яйца” и иконы А. Рублева “Святая Троица”, рисунки народов и аудиозаписи народных мелодий (саами и якуты).
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Фронтальный опрос
— Какие заботы в старину были весной у женщин, а какие — у мужчин?
— Назовите старинные орудия труда.
— В какой день домашних животных выгоняли на пастбище?
— Что делают весной в поле, в саду, в огороде?
III. Самоопределение к деятельности
Поселились птицы в гнездах,
Снег растаял, как свеча.
Пахнет сладким духом воздух
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес,
И меня целуя, мама
Говорит: “Христос воскрес!”
Сегодня на уроке будем говорить о весенних праздниках.
IV. Работа по теме урока
(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике “Вспомним” на с. 98 учебника.)
Праздник праздников. В последнее воскресенье перед Пасхой отмечают Вербное воскресенье. В христианской традиции в это: день принято вспоминать, как Иисус Христос накануне своей последней Пасхи въехал верхом на осле в город Иерусалим. Народ радостно встречал его, пел хвалебные песни, махал пальмовыми ветками. Но у нас это дерево не растет. Зато первой после зимы оживает и распускается верба, поэтому с давних времен ее ветви использовали вместо пальмовых. Отсюда и название праздника — Вербное воскресенье.
(Учитель разыгрывает весенний обряд, который исполняли накануне Пасхи, в последнее воскресенье перед праздником — Вербное воскресенье. Несколькими веточками вербы или любыми другими прутиками он легко постукивает кукол-помощников, приговаривая: “Как вербочка растет, так и ты расти!”)
Считали, что так первое цветущее растение передаст свою молодую силу, помогает детям и животным окрепнуть после долгой зимы. В городах в этот день устраивали вербные базары, продавали там игрушки для детей.
— Ребята, как вы думаете, какую семью можно назвать по-настоящему богатой? В чем главное богатство семьи? (Ответы учеников.)
2. Работа по учебнику
— Прочитайте текст на с. 98-99 учебника о народных обычаях вербохлеста и вербных базарах.
— Что означало похлопывание вербными прутиками детей и животных?
— На какой праздник это происходило?
— Что составляет главное богатство семьи?
— Как вам кажется, сколько детей должно быть в семье?
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
И пахнет весной.
Дождик, дождик маленький,
В воскресенье Вербное
Завтра стану первою
Для Святого дня!
— Какой пасхальный обряд изображен на картине Н.А. Кошелева на с. 98 учебника? (Если, скатившись по лотку, яйцо задевало уже лежащие яйца, то все подбитые доставались его владельцу. Для больших крестьянских, да и городских, семей такой выигрыш мог быть хорошим подспорьем, а для детей — радостью от веселого занятия.)
— Рассмотрите детали картины и подумайте, где происходит игра. Пофантазируйте, что это за дети, из одной они семьи или из разных. (Ответы учеников.)
— Рассмотрите фотографии рубрики “Заглянем в семейный альбом” на с. 99 учебника. Какая из них старинная?
— Как это можно определить?
— Какие моменты праздника хранят эти фотографии?
(Учитель высаживает на стол кукол-помощников в национальных костюмах, присоединяет к ним и других кукол из классной коллекции.)
— Вот наша коллекция народных кукол. Некоторых мы с вами можем видеть, держать в руках. Другие живут в нашей памяти. Каких кукол прошлых уроков вы помните? (Ответы учеников.)
— А сегодня к нашей коллекции присоединяется новая кукла. Вы видите се на фотографии вверху с. 99 учебника.
— Как вы думаете, что это за кукла? (Ответы учеников.)
— Из чего понятно, что эго пасхальная кукла? (Красный цвет, вербы, узелок, очевидно, с пасхальным угощением.)
После праздника Пасхи время свадеб! А вот и главные гости!
(Учитель высаживает кукол-неразлучников.)
Это “молодожены”! И у нас настоящая кукольная свадьба. Как раз для наших “молодоженов” подходят слова величания.
(Учитель раздает слова величания невесты мальчикам, жениха — девочкам. Ученики читают от лица других кукол.)
Как в долу-то березонька белехонька стоит,
А наше невеста белее ее.
Белее ее — снегу белого — лицо.
Шла наша невеста с высокого терема.
Несла она золоту чару вина.
Она чару расшибла, вино все пролила.
Все глядючи на него, на Ивана своего.
А кто у нас умен, кто у нас разумен?
Розан мой розан, виноград зеленый!
Петра сударь умен, Лександрыч разумен,
По горнице ходит, манерно ступает,
Манерно ступает, сапог не ломает.
Сапог не ломает, чулок не марает.
В зеркальце глядится, сам себе дивится,
Сам себе дивится: хорош уродился,
Хорош уродился, пригож нарядился.
(Куклы-неразлучники кланяются в ответ, благодарят.)
А теперь познакомимся с праздником, который наступает после Пасхи.
— Прочитайте текст о празднике Святой Троицы.
(Учитель показывает по календарю, сколько это — 50 дней.)
В светлый день пятидесятый,
Как воскрес Господь распятый,
Дух Святой на землю сходит,
Благодать с небес низводит.
Людям Троица открылась:
Сын, Отец и Дух Святой.
Все творенье освятилось
Христиане верят, что Бог един, но имеет три лица: Бог Отец — Творец всего существующего в мире, Бог Сын — Иисус Христос. Бог Дух Святой. Мы видим солнечный круг, мы ощущаем тепло солнца, солнечные лучи могут проникнуть в самые темные уголки. Свет и тепло являются самостоятельными, но не существуют отдельно от солнца. Но и солнечный круг не существует без тепла и света.
(Учитель может показать репродукцию иконы А. Рублева.)
— Кого вы видите на этой иконе? (Три Ангела — изображение Трех Лиц Бога: Отца, Сына и Святого Духа.)
— Какое дерево было главным на празднике Святой Троицы?
— Ветви каких растений используют в обрядах весенних народных праздников? (Ответы учеников.)
Давайте узнаем, как относились к березе в культурах двух других народов России — саамов и якутов.
(Учитель показывает на политической карте России Республику Коми, где живут саамы, и Якутию, показывает рисунки народов в национальной одежде, включает народную музыку.)
— Прочитайте текст на с. 100—101 учебника.
(Далее учащиеся работают по вопросу и заданию в рубрике “Обсудим” на с. 101 учебника.)
Мы немножко отдохнем:
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на Солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задания 1, 2 (с. 54)
— Прочитайте, выполните задания.
— Прочитайте, выполните задание.
— Запишите, в какой праздник выполнялись эти действия.
• Украшают дома ветками березы. (Праздник Святой Троицы.)
• Едят блины. (Масленица.)
• Похлопывают детей и животных ветками вербы. (Вербное воскресенье.)
• Катают крашеные яйца. (Пасха.)
— Запишите очередность событий народного календаря.
Вербное воскресенье, Великий пост, Евдокия Весновка, праздник Святой Троицы, Сороки, Пасха, Благовещенье Пресвятой Богородицы.
Ответ: Евдокия-Весновка, Сороки, Благовещенье Пресвятой Богородицы, Великий пост, Вербное воскресенье, Пасха, праздник Святой Троицы.
VIII. Подведение итогов урока
— О каких старинных весенних праздниках мы сегодня узнали на уроке?
— Что вам больше всего запомнилось?
(Учитель предлагает ученикам обменяться нарисованными заранее в подарок рамочками с фотографиями для закрепления дружеских отношений.)
— Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно попробовать сделать его? (Ответы учеников.)
(Один из учеников читает вывод на с. 101 учебника.)
— Ребята, согласитесь ли вы со мной, если я скажу, что в весенних народных праздниках, легендах, песнях разных народов отразилась нежная любовь людей к природе, забота о земле-кормилице, о благе всех живых существ в мире?
1. Прочитать текст в учебнике (с. 98—101), ответить на вопросы в рубрике “Проверим себя” (с. 101).
2. Выполнить задание 4 (с. 55) в рабочей тетради.
Источник статьи: http://compendium.su/world/2klass/60.html