Оливье мессиан хорал святой праздник
. Таинство,
Лучи света в ночи,
Отражение радости,
Птицы безмолвия.
О. Мессиан
Оливье Мессиан родился в Авиньоне в 1908 г. в семье ученого-лингвиста и известной южно-французкой поэтессы Сесиль Соваж.
Рано проявив интерес к музыке, Мессиан в одиннадцать лет покинул родной дом и уехал в Париж.
Там он поступил в Парижскую консерваторию, где учился по классу органа у М. Дюпре, а композиции у П. Дюка.
В 1930 г. Мессиан окончил консерваторию и занял место органиста в церкви Святой Троицы, где проработал почти шестьдесят лет.
С 1936 г. начинается педагогическая деятельность композитора. В 1936-1939 гг. он преподавал в Ecole Normal de Musique и в Scola Cantorum в Париже, а с 1942 г., после освобождения из нацистского лагеря для военнопленных, где провел почти год, — в Парижской консерватории (гармония, музыкальный анализ, музыкальная эстетика, музыкальная психология, с 1966 г. — профессор композиции).
В середине 30-х гг. Оливье Мессиан вместе с И. Бодрие, А. Жоливе и Д. Лесюром образовал группу «Молодая Франция». Новое объединение, отрицая пути неоклассицизма, додекафонии и фольклоризма, стремилось к развитию национальных традиций, к непосредственной эмоциональности и чувственной полноте музыки.
Известность к Мессиану, как композитору, пришла в послевоенные годы. Одновременно он много выступал как органист и пианист, писал труды по теории музыки.
Исповедуя эстетику «Молодой Франции», композитор ратовал за непосредственность выражения чувств в музыке. Среди источников, на которые он опирался в своих сочинениях, была христианская мистика и григорианский хорал. Многие из произведений Мессиана имеют религиозные названия: «Видение Аминя» для двух фортепиано (1943 г.), «Три маленькие литургии божественному присутствию» (1944 г.), «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» для фортепиано (1944 г.), «Месса на Пятидесятницу»(1950 г.), оратория «Преображение господа нашего Иисуса Христа» (1969 г.), «Чаю воскресения мертвых» (1964 г., к 20-летию окончания второй мировой войны).
В 1975 г. Мессиан был удостоен Премии Эрнста Сименса.
Оливье Мессиан умер в 1992 г. в Париже.
Музыкальное наследие:
Опера “Святой Франциск Ассизский” (1983 г.)
«Квартет на конец времени»
Органная сюита «Рождество Господне»
Фортепиьянный цикл » Двадцать взглядов на младенца Иисуса” ; оркестрово-хоровое сочинение “Три маленькие литургии божественного присутствия” (оба — 1944 г.)
симфония “Турангалила” , 1948 г., и др.
“Каталог птиц” для фортепьяно, ударных и духовых (тетради 1 — 7, 1956 -1958 гг., и др.).
Оратория «Преображение Господа нашего» (1969 г.)
Этапы творческого пути:
Родился в Авиньоне
Органист церкви Святой Троицы в Париже
Преподавал в Ecole Normal de Musique и в Scola Cantorum в Париже
Источник статьи: http://music.edusite.ru/p242aa1.html
Великий композитор Франции — Оливье Мессиан
В данной статье объектом нашего внимания станет известный французский композитор, педагог и музыкальный теоретик Оливье Мессиан. Разберем подробно его биографию и творчество.
Биография
Родился Оливье Мессиан 10 декабря 1908 года на юго-востоке Франции в городке Авиньоне. Полное имя музыканта — Оливье Эжен Шарль Проспер Мессиан. Мать мальчика Сесиль Соваж — поэтесса; отец — Пьер Мессиан — учитель английского языка.
В 11 лет парень поступил Парижскую консерваторию, где обучался в классе композиции Поля Дюка, а также посещал занятия по такому музыкальному инструменту, как орган. Обучение Оливье закончил на отлично по таким специальностям, как фортепиано, история музыки, импровизация, композиция, орган.
По окончании обучения будущий композитор Оливье Мессиан устраивается в качестве органиста в церковь Святой Троицы в Париже. В этот же период времени юноша начинает увлекаться древними церковными песнопениями и наукой, изучающей птиц — орнитологией. В дальнейшем он создаст подробную классификацию птичьих песен, нередко будет использовать имитацию птичьих голосов в своем творчестве.
С 1936 года Оливье начинает преподавать в Нормальной школе музыки, которая расположена в Париже, где он останется до 1939 года и наряду с такими композиторами, как Даниэль Лизер, Ив Бодрие и Андре Жоливе, организует группу «Молодая Франция».
Вторая мировая и послевоенные годы жизни композитора
С самого начала Второй мировой войны Оливье Мессиан был призван в армию, а через год попал в плен. Находясь в лагере, он пишет целый ряд сочинений, одно из них — » Квартет на конец света», впервые исполненное в январе 1941 года группой пленных музыкантов.
В марте 1941-го композитора освобождают, и он устраивается в Парижской консерватории профессором класса гармонии.
После окончания войны, а именно в 1947 году, Оливье Мессиан, творчество которого уже в то время было многим известно, становится профессором класса анализа, ритмики и эстетики, который был создан специально для него.
В последующие годы композитор много путешествовал и давал мастер-классы, также выступал в качестве органиста. В 1966 году был назначен профессором класса композиции в той же Парижской консерватории.
Ученики и награды Оливье Мессиана
Работая в консерватории, Мессиан обучал многих известных сейчас пианистов и композиторов. Наиболее знамениты среди них Пьер Булез, Питер Донохоу, Микис Теодоракис, Родольфо Арисага, Хенрик Гурецкий, Жерар Гризе и другие. Среди его последователей есть и музыканты из России.
Оливье стал обладателем различных международных наград в сфере искусства, в число которых входят премия Эрнста Сименса, премия Эразмус, получил награду от Королевского филармонического общества и многие другие. Мессиан — член Института Франции, Бельгийской королевской академии наук, искусств и литературы. Имеет почетные степени от нескольких учебных заведений.
Творчество
Собственное видение принципов музыкальной деятельности Оливье Мессиан изложил подробно в двух книгах. Это «Трактат о ритме», изданный в 1948 году, и «Техника моего музыкального языка», опубликованная немногим ранее, в 1944-м. В «Технике» композитор изложил очень важную теорию для современной музыки о модальных ладах ограниченной транспозиции, а также рассказал об утонченной системе ритмов.
Музыка талантливого француза органично связывает времена, затрагивая даже Средневековье, и объединяет восточную и западную культуру. Нельзя сказать, что творчество Мессиана относится к определенному музыкальному стилю, направлению или школе. Оно независимо и уникально.
В сочинениях композитора отразились его религиозные идеи (цикл для фортепиано «Двадцать взглядов на младенца Иисуса», «Видение Аминя»), изучение традиций различных культур (индийской, латиноамериканской и других), а также изучение птиц и их голосов («Каталог птиц» для фортепиано). Также в 1953 году вышел сборник сочинений «Пробуждение птиц» Оливье Мессиана, написанный для фортепиано и оркестра.
К наиболее популярным произведениям Мессиана относятся «Три литургии божественного присутствия», опера «Святой Франциск Ассизский» и оратория «Преображение Господа нашего».
После того как Мессиан изучил восточную культуру, он написал одно из лучших своих творений — симфонию «Турангалину».
Примером музыкального сериализма служит пьеса Оливье «Лад длительностей и интенсивностей». В ней музыка — это последовательность из определенных нот, их длительностей и громкости. Ни один элемент не повторяется до тех пор, пока не проиграют все остальные. Данную идею подхватили представители Дармштадтской школы.
Личная жизнь
Оливье Мессиан был женат, но его супруга умерла в 1961 году. Спустя некоторое время он женился на французской пианистке и педагоге Ивонне Лорио, которая вместе с другими известными музыкантами была в числе учеников Оливье. Вторая супруга композитора скончалась в мае 2010 года.
По вероисповеданию французский композитор был католиком. Умер 27 апреля 1992 года во Франции.
Заключение
Оливье Мессиан, биография которого с детства была связана с музыкой, создал множество пьес для оркестров, виолончели, фортепиано и других музыкальных инструментов. Он сформировал собственную музыкальную Вселенную, которая в корне разнится с другими.
Композитора назвали сыном Франции, что действительно говорит о большой значимости этого великого человека.
Оливье Мессиан является ярчайшим, универсальнейшим и своеобразнейшим музыкантом двадцатого века. Историки музыки часто сравнивают француза с великим немецким композитором Иоганном Бахом.
Источник статьи: http://fb.ru/article/334310/velikiy-kompozitor-frantsii—olive-messian
Оливье мессиан хорал святой праздник
. Таинство,
Лучи света в ночи,
Отражение радости,
Птицы безмолвия.
О. Мессиан
Французский композитор О. Мессиан по праву занимает одно из почетных мест в истории музыкальной культуры XX в. Он родился в интеллигентной семье. Отец — ученый-лингвист, фламандец, мать — известная южнофранцузская поэтесса Сесиль Соваж. В 11 лет Мессиан покинул родной город и уехал учиться в Парижскую консерваторию — игре на органе (М. Дюпре), сочинению (П. Дюка), истории музыки (М. Эммануэль). Окончив консерваторию (1930), Мессиан занял место органиста парижской церкви Св. Троицы. В 1936-39 гг. он преподавал в Ecole Normale de Musique, затем в Schola cantorum, с 1942 г. преподает в Парижской консерватории (гармония, музыкальный анализ, музыкальная эстетика, музыкальная психология, с 1966 г. — профессор композиции). В 1936 г. Мессиан совместно с И. Бодрие, А. Жоливе и Д. Лесюром образовал группу «Молодая Франция», стремившуюся к развитию национальных традиций, к непосредственной эмоциональности и чувственной полноте музыки. «Молодая Франция» отвергла пути и неоклассицизма, и додекафонии, и фольклоризма. С началом войны Мессиан ушел солдатом на фронт, в 1940-41 гг. был в немецком лагере для военнопленных в Силезии; там был сочинен «Квартет на конец времени» для скрипки, виолончели, кларнета и фортепиано (1941) и там же состоялось его первое исполнение.
В послевоенное время Мессиан добивается всемирного признания как композитор, выступает как органист и как пианист (часто вместе с пианисткой Ивонной Лорио, его ученицей и спутницей жизни), пишет ряд работ по теории музыки. Среди учеников Мессиана — П. Булез, К. Штокхаузен, Я. Ксенакис.
Эстетика Мессиана развивает основной принцип группы «Молодая Франция», призывавшей возвратить музыке непосредственность выражения чувств. В числе стилевых истоков своего творчества сам композитор называет помимо французских мастеров (К. Дебюсси) григорианский хорал, русские песни, музыку восточной традиции (в частности, Индии), пение птиц. Сочинения Мессиана пронизаны светом, таинственным сиянием, они искрятся блеском ярких звуковых красок, контрастами простой, но утонченной по интонации песни и сверкающих «космических» протуберанцев, всплесков кипящей энергии, безмятежных голосов птиц, даже птичьих хоров и экстатического безмолвия души. В мире Мессиана нет места бытовым прозаизмам, напряжению и конфликтам человеческих драм; даже суровые, ужасные образы величайшей из войн никак не запечатлелись в музыке «Квартета на конец времени». Отвергая низкую, будничную сторону действительности, Мессиан хочет утвердить противостоящие ей традиционные ценности красоты и гармонии, высокой духовной культуры, причем не «реставрируя» их посредством какой-то стилизации, а щедро используя современную интонационность и соответствующие средства музыкального языка. Мессиан мыслит «вечными» образами католической ортодоксии и пантеистически окрашенного космологизма. Утверждая мистическое предназначение музыки как «акта веры», Мессиан дает своим сочинениям религиозные названия: «Видение Аминя» для двух фортепиано (1943), «Три маленькие литургии божественному присутствию» (1944), «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» для фортепиано (1944), «Месса на Пятидесятницу» (1950), оратория «Преображение господа нашего Иисуса Христа» (1969), «Чаю воскресения мертвых» (1964, к 20-летию окончания второй мировой войны). Даже птицы с их пением — голос природы — истолковываются Мессианом мистически, они — «служители нематериальных сфер»; таково значение птичьего пения в сочинениях «Пробуждение птиц» для фортепиано с оркестром (1953); «Экзотические птицы» для фортепиано, ударных и камерного оркестра (1956); «Каталог птиц» для фортепиано (1956-58), «Черный дрозд» для флейты и фортепиано (1951). Ритмически изощренный «птичий» стиль встречается и в других сочинениях.
Нередки у Мессиана и элементы числовой символики. Так, «троичность» пронизывает «Три маленькие литургии» — 3 части цикла, каждая трехчастна, трижды три тембро-инструментальных единицы, унисонный женский хор иногда делится на 3 партии.
Однако характер музыкальной образности Мессиана, свойственные его музыке французская чувственность, часто «острая, горячая» экспрессия, трезвый технический расчет современного композитора, устанавливающего автономно-музыкальную структуру своего сочинения,- все это входит в известное противоречие с ортодоксальностью названий сочинений. Притом религиозные сюжеты встречаются лишь в части произведений Мессиана (он сам находит у себя чередование музыки «чистой, светской и теологической»). Другие стороны его образного мира запечатлены в таких сочинениях, как симфония «Турангалила» для фортепиано и волн Мартено с оркестром («Песнь любви, гимн радости времени, движению, ритму, жизни и смерти», 1946-48); «Хронохромия» для оркестра (1960); «Из ущелья к звездам» для фортепиано, валторны с оркестром (1974); «Семь хайку» для фортепиано с оркестром (1962); «Четыре ритмических этюда» (1949) и «Восемь прелюдий» (1929) для фортепиано; Тема с вариациями для скрипки и фортепиано (1932); вокальный цикл «Ярави» (1945, в перуанском фольклоре ярави — песнь любви, которая заканчивается только со смертью влюбленных); «Празднество прекрасных вод» (1937) и «Две монодии в четвертитонах» (1938) для волн Мартено; «Два хора о Жанне д’Арк» (1941); «Кантейоджая», ритмический этюд для фортепиано (1948); «Тембры-длительности» (конкретная музыка, 1952), опера «Святой Франциск Ассизский» (1984).
Как теоретик музыки Мессиан опирался главным образом на свое творчество, но также и на творчество других композиторов (в т. ч. русских, в частности, И. Стравинского), на григорианский хорал, русский фольклор, на воззрения индийского теоретика XIII в. Шарнгадевы. В книге «Техника моего музыкального языка» (1944) он изложил важную для современной музыки теорию модальных ладов ограниченной транспозиции и утонченную систему ритмов. Музыка Мессиана органично осуществляет и связь времен (вплоть до средневековья) и синтез культур Запада и Востока.
Сочинения:
для хора — Три маленькие литургии божественного присутствия (Trois petites liturgies de la presence divine, для жен. унисонного хора, фп. соло, волн Мартено, струн. oрк., и ударных, 1944), Пять решан (Cinq rechants, 1949), Месса Троицына дня (La Messe de la Pentecote, 1950), оратория Преображение господа нашего (La transfiguration du Notre Seigneur, для хора, орк. и солирующих инструментов, 1969); для оркестра — Забытые приношения (Les offrandes oubliees, 1930), Гимн (1932), Вознесение (L’Ascension, 4 симф. пьесы, 1934), Хронохромия (1960); для инструментов с оркестром — Турангалила-симфония (фп., волны Мартено, 1948), Пробуждение птиц (La reveil des oiseaux, фп., 1953), Экзотические птицы (Les oiseaux exotiques, фп., ударные и камерный орк., 1956), Семь Хайку (Sept Haп-kaп, фп., 1963); для духового оркестра и ударных — Чаю воскресение мертвых (Et expecto resurrectionem mortuorum, 1965, по заказу франц. правительства к 20-летию окончания 2-й мировой войны); камерно-инструментальные ансамбли — Тема с вариациями (для скр. и фп., 1932), Квартет на конец времени (Quatuor pour la fin du temps, для скр., кларнета, влч., фп., 1941), Чёрный дрозд (Le merle noir, для флейты и фп., 1950); для фортепиано — цикл Двадцать взглядов на младенца Иисуса (Vingt regards sur l’enfant Jesus, 19444), ритмических этюда (Quatre etudes de rythme, 1949-50), Каталог птиц (Catalogue d’oiseaux, 7 тетрадей, 1956-59); для 2 фортепиано — Видения Аминя (Visions de l’Amen, 1943); для органа — Небесное причастие (Le banquet celeste, 1928), органные сюиты, в т.ч. Рождество господне (La nativite du Seigneur, 1935), Органный альбом (Livre d’Orgue, 1951); для голоса с фортепиано — Песни земли и неба (Chants de terre et de ciel, 1938), Харави (1945) и др.
Учебники и трактаты: 20 lecons de solfeges modernes, P., 1933; Vingt lecons d’harmonie, P., 1939; Technique de mon langage musical, v. 1-2, P., 1944; Traite du rythme, v. 1-2, P., 1948.
Литературные сочинения: Conference du Bruxelles, P., 1960.
Источник статьи: http://www.belcanto.ru/messiaen.html
Adblockdetector