II. Открытие нового знания. I. Сообщение темы урока. Актуализация знаний
Ход урока
I. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все… (солнце).
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море.
Я соткано из зноя,
Несу жару с собою,
Я реки согреваю,
– Сегодня мы отправимся навстречу лету и узнаем, какие правила необходимо выполнять, чтобы солнце и вода не стали врагами людей.
II. Открытие нового знания.
1. Работа по учебнику (с. 54–55).
– Рассмотрите рисунок в нижнем левом углу. Что делает Миша? (Миша загорает.)
– Используя слова-помощники в книге, составьте устное сочинение на тему «Я люблю тебя, лето!».
Учитель обобщает ответы учащихся, рассказывает о пользе закаливания, о благотворном влиянии солнечного света и тепла, свежего воздуха и воды на здоровье человека.
– Объясните, почему в народе говорят: «Все хорошо в меру»? (Солнце, воздух и вода могут стать полезными только тогда, когда люди умеют с ними дружить, соблюдая правила безопасности.)
– Правильно ли Миша принимает солнечную ванну?
2. Работа по хрестоматии.
Учитель читает рассказ «Опасные “подарки” летнего солнца».
– Какие выводы вы сделали для себя?
– Чем опасно солнце?
3. Составление памятки «Как правильно загорать».
– А теперь поговорим о том, как вы будете отдыхать летом. Я думаю, что многие из вас будут летом купаться и загорать. А знаете ли вы, как надо вести себя на пляже? (Предположения учащихся.)
– Никогда нельзя забывать, что солнце и вода могут быть опасны для человека. Солнце согревает все живое на Земле, дает ему жизнь. Но если человек ведет себя неосмотрительно на жарком летнем солнце, это грозит ему неприятностями. В первую очередь – ожогами. Подумайте, как человек может защитить себя от солнечного ожога? (Предположения учащихся.)
– Для того чтобы защитить себя, люди придумали много маленьких хитростей. Например, специальные кремы, которые защищают кожу от ожогов. А чтобы закрыть лицо от попадания солнечных лучей, носят специальные шляпы с широкими полями. Шляпа защищает не только лицо от солнечных ожогов, но и голову от перегрева, который называют тепловым, или солнечным, ударом.
Признаков такого удара может быть много. Начинает сильно болеть голова, может пойти кровь из носа, появляются тошнота, рвота, понос. Иногда люди даже теряют сознание.
– Как же вести себя, если вы получили тепловой или солнечный удар? (Предположения учащихся.)
– Надо обязательно укрыться от солнца, много пить, лечь и спокойно полежать в прохладном месте. Хорошо положить на голову холодный компресс. Но лучше всего обратиться к врачу.
– Как же определить, что вы получили солнечный ожог? (Предположения учащихся.)
– Ожог может быть разным. Самый слабый – это когда кожа становится красноватой. Если покрасневшее место начинает болеть, его как будто «жжет» и пощипывает, – это более сильный ожог. Самый тяжелый – когда на месте ожога появляются волдыри с жидкостью. При таком ожоге может сильно подняться температура, появиться озноб.
– Подумайте, что нужно делать, если появился ожог? (Предположения учащихся.)
– Если ожог слабый, надо намазать покрасневшее место кремом, сметаной или кефиром, выпить чай и лечь в прохладном месте, в тенечке. С сильным ожогом, когда уже появились волдыри, надо немедленно обратиться к врачу. Место ожога надо закрыть от солнца тканью, пока кожа не перестанет быть красноватой: надеть рубашку с длинным рукавом, брюки или прикрыть марлей руки, ноги, плечи.
У реки росла рябина,
А река текла – рябила.
Там гуляла рыбина.
Эта рыба – рыбий царь!
4. Составление памятки «Как правильно купаться».
– Как хорошо жарким летом искупаться в речке или озере! А чем же может быть опасна вода? Какие правила безопасности нужно соблюдать во время купания?
– Составьте памятку «Как нужно купаться».
Работа в группах.
Учащиеся делятся на три группы – по рядам. Каждая группа выполняет рисунок о правилах безопасного поведения на воде. Затем учитель открывает заранее подготовленный плакат «Правила безопасного поведения у водоемов» и зачитывает их вместе с детьми.
1) Купайся только под присмотром взрослых.
2) Не купайся натощак.
3) После купания насухо вытри тело полотенцем.
4) Не заплывай далеко от берега.
5) Не купайся и не ныряй в незнакомом месте.
6) Не купайся в грязной воде.
7) Не купайся под дождем.
8) При грозе немедленно выходи из воды.
5. Работа по учебнику (с. 54–55).
– Внимательно рассмотрите на рисунке детей. Определите, кто с кем и во что играет.
– Найдите ошибки в их поведении.
– дети купаются без присмотра взрослых и далеко заплыли;
– один мальчик сидит на крутом берегу;
Источник статьи: http://lektsii.org/8-53501.html
Методическое пособие «Когда обжигает холод. Опасные «подарки» солнца «
Когда обжигает холод. Опасные «подарки» солнца
Когда обжигает холод
Как ты думаешь, почему в морозную погоду на щеках появляется румянец? Так организм защищает себя, подгоняя к коже побольше горячей крови. Но если находиться на морозе очень долго, да ещё в ветреную погоду, можно получить обморожение.
Обморожение – поражение кожи и мягких тканей организма, вызванное длительным воздействием холода.
Наиболее чувствительны к холоду кончик носа, ушей щёки, кисти, стопы, особенно пальцы. Обморожение можно получить при соприкосновении тела с холодным металлом на морозе. Оно может наступить и при не очень холодной погоде, но сырой и ветреной, когда у человека промокли одежда и обувь.
Сначала при обморожении человек чувствует холод. Кожа краснеет, а потом бледнеет и теряет чувствительность.
При охлаждении всего организма наступает общее замерзание. Это может случиться с людьми, которые заблудились, выбились из сил или ослаблены болезнью. При общем замерзании человек сначала испытывает чувство усталости, скованности, сонливости и безразличия. Если температура тела снижается на несколько градусов, возникает обморочное состояние. И при дальнейшем действии холода очень быстро наступает остановка дыхания и кровообращения.
Первая помощь пострадавшему заключается в общем согревании. Лучше всего обмороженную часть тела погрузить в воду комнатной температуры и за полчаса довести до температуру воды от 20 до 40 градусов. После ванны обмороженный участок необходимо просушить и прикрыть чистой повязкой. Облегчает страдания потерпевшего тёплое питьё: чай, кофе, молоко.
Пострадавшего надо как можно скорее показать врачу. Запомни: обмороженные места нельзя растирать снегом, массировать, смазывать жиром и маслом, помещать под горячую воду.
Правила на всю жизнь
Чтобы не случилось обморожения или опасного переохлаждения организма, надевай, выходя на улицу в морозные дни, тёплую одежду. Не забудь про тёплое, длинное нижнее бельё. Чтобы не замерзали ноги, надевай шерстяные носки и тёплые сапоги или ботинки. Шерстяные варежки не дадут замёрзнуть пальцам, а уши защитит глубоко надвинутая на голову шапка.
В сильный мороз или в холодную ветреную погоду долго не гуляй на улице. Чаще забегай домой погреться, выпить горячего чая.
Если озябло лицо – растирай его рукавичкой, но не снегом. Если озябли ноги, попрыгай, побегай, пока не согреешься.
Поступай разумно и уходи с улицы домой, как только почувствуешь, что уши, нос пальцы начинают замерзать и пощипывать.
В морозную погоду старайся не трогать металлические предметы голыми руками – ты можешь вызвать обморожение за несколько секунд.
Опасные «подарки» солнца
Солнце – это чудесное лекарство, если его принимать в меру. В солнечные дни мы бодры, на душе у нас радостно. В пасмурную погоду мы становимся вялыми и угрюмыми. Под влиянием невидимых солнечных лучей в коже образуется витамин Д, который регулирует обмен фосфора и кальция в организме. Если ты умеешь дружить с солнцем, то закалишься и окрепнешь. А, те, кто злоупотребляет дружбой с солнцем, получают солнечные ожоги и удары.
Знаешь ли ты, что такое загар? В быту мы называем так потемнение кожи под воздействие солнечных лучей. А стоит за этим сложная химическая реакция. Дело в том, что в коже содержится вещество, называемое тирозин. На солнце оно превращается в пигмент меланин. Меланин перемещается в поверхностные слои кожи, придавая ей тёмную окраску. Этим кожа защищается от дальнейшего воздействия солнца. То есть загар – одно из защитных приспособлений организма.
Чрезмерное загорание вызывает солнечный ожог: сильное покраснение кожи, отёк, в тяжёлых случаях образуются пузыри, а иногда даже омертвение кожи. Отмечаются повышение температуры, головная боль, вялость, слабость. Солнечный ожог может причинить не меньше неприятностей, чем ожог от огня.
При солнечном ожоге пострадавшего следует облить холодной водой, напоить прохладной водой, чаем, молоком. При покраснении кожи и отёке следует наложить повязку с крепким чаем или простоквашей. Иногда помогает многократное смачивание кожи спиртом или одеколоном. В тяжёлых случаях нужно обратиться к врачу.
Правила на всю жизнь
Загорай постепенно. Продолжительность первых солнечных ванн не должна быть более 20-30 минут.
Загорать лучше утром, пока воздух ещё чист и не разогрет чрезмерно.
Не ходи на пляж сразу после еды, подожди не менее часа.
Голову обязательно защищай от солнечных лучей косынкой или панамкой.
Носи тёмные очки летом. Не забывай, что яркое солнце может вызвать ожог глаз.
Прямое воздействие солнечных лучей на непокрытую голову может вызвать солнечный удар. При этом возникает нарушение кровообращения мозга. При лёгком повреждении возникают головокружение, слабость, острая головная боль, мелькание в глазах, иногда возбуждение. В тяжёлых случаях могут появиться судороги и рвота, потеря сознания, кожа краснеет, пульс и дыхание учащаются, температура может повыситься до 38 градусов.
При солнечном ударе пострадавшего необходимо отвести в прохладное затемнённое место, на голову положить компресс или пузырь со льдом. Помогают и холодное обтирание или душ. Дать прохладное питьё.
Задания для самоконтроля
— Расскажи родителям, что нового ты узнал о воздействии холода и солнца на организм человека.
— Всегда ли в вашей семье соблюдаются правила безопасного поведения в морозные и солнечные дни?
— Потренируйся оказывать первую помощь пострадавшим.
Источник статьи: http://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-kogda-obzhigaet-holod-opasnye-podarki-solnca-4322104.html
Презентация к уроку окружающего мира по теме Лето пришло
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ярко солнце светит, В воздухе тепло, И куда ни взглянешь, Все кругом светло. На лугу пестреют Яркие цветы. Золотом облиты Темные листы.
Работа по учебнику (с. 54–55). Прочитайте пословицу в учебнике и объясните ее значение. Когда начинается лето? – По календарю лето начинается 1 июня. Ученые-астрономы считают началом лета 22 июня – день летнего солнцестояния, когда солнце поднимается выше всего на небе. А ученые-фенологи, изучающие закономерности и периодичность явлений в жизни животных и растений, связанные со сменой времен года, считают, что лето начинается, когда отцветут и осыплются в садах белые и розовые цветы яблонь, а в лесу на низеньких кустарниках с твердыми глянцевыми листочками распустятся цветы брусники.
– Перечислите названия летних месяцев. – А теперь угадайте, о каких летних месяцах говорится в загадках и какие признаки этих месяцев в них указаны. Теплый длинный-длинный день, В полдень – крохотная тень. Зацветает в поле колос, Подает кузнечик голос, Дозревает земляника. Что за месяц, подскажи-ка?
Жаркий, знойный, душный день. Даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, Время ягод и грибов. Дни его – вершина лета. Что, скажи, за месяц это?
Листья клена пожелтели. В страны юга улетели Быстрокрылые стрижи. Что за месяц, подскажи?
– Какие дни летом? – Да, световой день стал длиннее, дни жаркие и теплые, летний дождь приносит прохладу, но воздух вновь быстро прогревается, а если и дует ветер, то он не холодный. Летом появляются запахи первых поспевших садовых фруктов, запах летнего дождя, свежего лесного воздуха, запах цветущего поля. Появляются и летние звуки: звон ручейка, плеск воды, шум леса на ветру, гром, стрекотание кузнечиков, пение птиц. – А как поют птицы? Отрывок из рассказа Э. Шима «А как поют птицы».
Работа по учебнику (с. 54–55). – Рассмотрите рисунок в верхнем правом углу. Что делают Миша и Маша? – Какую помощь вы можете оказать взрослым летом? – Какие овощи и фрукты можно собирать летом?
Кроссворд «Какого цвета лето?». 1 2 3 4 5 6 7
6. Экологическая остановка «Приметы лета».
Работа по учебнику (с. 54–55). – Рассмотрите рисунок в нижнем левом углу. Что делает Миша? – Используя слова-помощники в книге, составьте устное сочинение на тему «Я люблю тебя, лето!» – Объясните, почему в народе говорят: «Все хорошо в меру»? (Солнце, воздух и вода могут стать полезными только тогда, когда люди умеют с ними дружить, соблюдая правила безопасности.) – Правильно ли Миша принимает солнечную ванну?
Работа по хрестоматии. рассказ «Опасные “подарки” летнего солнца». – Какие выводы вы сделали для себя? – Чем опасно солнце?
«Правила безопасного поведения у водоемов» 1) Купайся только под присмотром взрослых. 2) Не купайся натощак. 3) После купания насухо вытри тело полотенцем. 4) Не заплывай далеко от берега. 5) Не купайся и не ныряй в незнакомом месте. 6) Не купайся в грязной воде. 7) Не купайся под дождем. 8) При грозе немедленно выходи из воды.
«Как правильно загорать». – Никогда нельзя забывать, что солнце и вода могут быть опасны для человека. Солнце согревает все живое на Земле, дает ему жизнь. Но если человек ведет себя неосмотрительно на жарком летнем солнце, это грозит ему неприятностями. В первую очередь – ожогами. Подумайте, как человек может защитить себя от солнечного ожога? (Предположения учащихся.) – Для того чтобы защитить себя, люди придумали много маленьких хитростей. Например, специальные кремы, которые защищают кожу от ожогов. А чтобы закрыть лицо от попадания солнечных лучей, носят специальные шляпы с широкими полями. Шляпа защищает не только лицо от солнечных ожогов, но и голову от перегрева, который называют тепловым, или солнечным, ударом. Признаков такого удара может быть много. Начинает сильно болеть голова, может пойти кровь из носа, появляются тошнота, рвота, понос. Иногда люди даже теряют сознание.
– Как же вести себя, если вы получили тепловой или солнечный удар? (Предположения учащихся.) – Надо обязательно укрыться от солнца, много пить, лечь и спокойно полежать в прохладном месте. Хорошо положить на голову холодный компресс. Но лучше всего обратиться к врачу. – Как же определить, что вы получили солнечный ожог? (Предположения учащихся.)
– Ожог может быть разным. Самый слабый – это когда кожа становится красноватой. Если покрасневшее место начинает болеть, его как будто «жжет» и пощипывает, – это более сильный ожог. Самый тяжелый – когда на месте ожога появляются волдыри с жидкостью. При таком ожоге может сильно подняться температура, появиться озноб. – Подумайте, что нужно делать, если появился ожог? (Предположения учащихся.) – Если ожог слабый, надо намазать покрасневшее место кремом, сметаной или кефиром, выпить чай и лечь в прохладном месте, в тенечке. С сильным ожогом, когда уже появились волдыри, надо немедленно обратиться к врачу. Место ожога надо закрыть от солнца тканью, пока кожа не перестанет быть красноватой: надеть рубашку с длинным рукавом, брюки или прикрыть марлей руки, ноги, плечи.
Источник статьи: http://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-okruzhayuschego-mira-po-teme-leto-prishlo-3749632.html