- «Праздники в религиях мира» презентация к уроку (4 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Технологическая карта урока по ОРКиСЭ ( Модуль «Основы мировых религиозных культур»). «Праздники и календари (православие, иудаизм)». методическая разработка по орксэ (4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
«Праздники в религиях мира»
презентация к уроку (4 класс) по теме
Презентация к уроку ОРКСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdniki.pptx | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иудаизм Христианство Ислам Буддизм Праздники в религиях мира
Праздники иудаизма Песах (Пасха) Главный праздник иудаизма – Песах (Пасха). В этот день верующие вспоминают об освобождении народа из египетского рабства и бегство в Землю Обетованную. Празднуют его 7 дней. В течение праздника запрещено есть квасной хлеб, вместо него едят мацу – хлебцы, приготовленные без дрожжей.
Праздники иудаизма Песах (Пасха) Праздник начинается с застолья, проводимого в соответствии со строгим ритуалом. Все блюда на столе имеют символическое значение: горькая зелень напоминает о горечи рабства, блюдо из тёртых яблок, фиников, орехов и вина цветом напоминают глину, из которой евреи делали кирпичи для египетских домов.
Праздники иудаизма Шавуот Через 50 дней после Песаха наступает Шавуот – праздник в память о даровании Моисею Богом Десяти заповедей на горе Синай . В этот день синагоги украшают цветами и зелеными ветвями. Праздник связан с дарованием Торы и поэтому обучение детей иудейским традициям обычно начинается именно в Шавуот .
Праздники иудаизма Шавуот Во время праздника принято употреблять в пищу молочные продукты и воздерживаться от мясного. По традиции к праздничному столу подаются блюдо из молока и мёда и творожные ватрушки.
Праздники иудаизма Суккот Суккот (Праздник кущей ) — еврейский праздник, который отмечается семь дней. По традиции в это время следует выходить из дома и жить в сукке (шатре, куще). Этот обычай служит вспоминанием о блуждании евреев по Синайской пустыне. Согласно другому толкованию, смысл этого обычая в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.
Праздники иудаизма Суккот В Суккот выполняют ритуал «вознесение лулава «. Лулавом называют как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей. В канун праздника Суккот устраиваются базары, где продают лулавы , пальмовые ветви для кровли.
Праздники иудаизма Ханука Ханука — еврейский праздник, продолжающийся восемь дней. Согласно легенде, когда Иехуда Маккавей и его воины очистили Храм, они не смогли найти чистое масло для светильника-меноры . После длительных поисков все же был найден один небольшой кувшин с чистым маслом. Но масла в нем было настолько мало, что его могло хватить только на один день горения меноры .
Праздники иудаизма Ханука Маккавеи все же решили зажечь Менору , чтобы освятить Храм. И произошло чудо: масла хватило ровно на восемь дней — на время, которое требовалось для приготовления нового масла. В память об этом событии праздник Хануки стали отмечать в течение восьми дней. В первый день зажигают одну свечу, во второй – две, а в восьмой день – все восемь.
Праздники иудаизма Пурим Весёлый праздник Пурим связан с воспоминанием о чудесном избавлении евреев от истребления, задуманного злодеем Аманом. Об этой истории рассказывается в одной из библейских книг. Во время празднования Пурима при упоминании имени Амана все присутствующие начинают шуметь, трещать специальными трещотками. На праздничный стол в этот день подают особое треугольное печенье, которое называют «ушами Амана».
Главные христианские праздники Рождество Пасха Рождество Христово день рождения Иисуса) и Воскресение Христово – Пасха – главные христианские праздники. Перед ними многодневные посты. Пост перед Рождеством называется Рождественским , перед Пасхой – Великим. Во время постов христиане не едят мясной и молочной пищи, воздерживаются от развлечений. В эти дни вспоминаются последние дни Иисуса Христа, проведенные им в Иерусалиме, его проповедь, Тайная вечеря (ужин) с учениками, на которой было установлено таинство Евхаристии (Великий четверг), взятие под стражу и распятие (Великая пятница).
Главные христианские праздники Рождество Пасха Пасха всегда приходится на воскресенье. Ее богослужение совершается ночью. Открывается торжественным крестным ходом вокруг храма, затем следует утреня и литургия. Вся последующая неделя называется пасхальной или светлой .
Христианские праздники Вознесение Троица Вознесение отмечается в четверг на 40 день после Пасхи. Вознесение – этот день считается днём рождения Христианской церкви. По православному толкованию, в этот день Христос взошёл на небо и сел по правую сторону Бога Отца. Через 50 дней после Пасхи сошел Дух Святой на апостолов в виде языков пламени, они получили дары чудотворения и исцеления и стали проповедовать Евангелие. На Руси этот праздник стали называть Троицей.
Христианские праздники Крещение Рождество Христово – 25 декабря (7 января), 6 (19) января – Крещение (Богоявление). В древности Рождество и Крещение праздновались вместе. Древнее общее название этих празднеств – Богоявление, так как отмечая рождение Христа и его крещение, христиане празднуют пришествие в мир Бога.
Главный праздник мусульман – это Курбан – байрам. Как повествуется в Коране, к пророку Ибрахиму во сне явился Архангел Джабраил и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву его единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где сейчас находится Мекка, и начал приготовления. Его сын, будучи послушным отцу и Богу, не сопротивлялся. Однако это оказалось испытанием от Аллаха. Когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не резал. И тогда ангел Джабраил в качестве замены жертвы дал пророку Ибрахиму барана. В эти дни мусульмане посещают мечеть для праздничной молитвы и щедро раздают милостыню. Праздник длится 3 дня, во время которых принято просить прощения у своих близких за плохие поступки, посещать могилы предков и родственников, наносить визиты друзьям, надевать новую одежду, угощать гостей, дарить подарки. Праздники ислама Курбан-байрам
Праздники ислама Курбан-байрам В эти дни мусульмане посещают мечеть для праздничной молитвы и щедро раздают милостыню. Праздник длится 3 дня, во время которых принято просить прощения у своих близких за плохие поступки, посещать могилы предков и родственников, наносить визиты друзьям, надевать новую одежду, угощать гостей, дарить подарки.
Праздники ислама Ураза-байрам Один из крупных праздников ислама Ураза-байрам отмечается в честь окончания 30-ти дневного поста в месяц рамадан. У нас в стране этот пост называют – Ураза. В течение целого месяца мусульмане в дневное время суток не едят, не пьют, не вдыхают ароматы и дым, отказываются от всяких удовольствий, чтобы думать только о Боге и богоугодных делах. В праздник Ураза байрам мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному столу.
Праздники ислама Ураза-байрам Праздник Ураза байрам продолжается три дня. В это время также принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.
Праздники ислама Мавлид Мавлид – день рождения пророка Мухаммада . Он сопровождается чтением молитв и проповедей в мечети и домах верующих, торжественными процессиями.
Праздники буддизма Дончод «Дончод» – самый важный буддийский праздник, отмечаемый в день полнолуния второго месяца лунного календаря. Буддисты верят, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три события: рождение Будды, достижение им Просветления в 36 лет и уход в Нирвану на 81 году жизни.
Праздники буддизма Дончод Празднование Дня рождения Будды продолжается неделю. В это время в монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются бумажными фонариками и гирляндами из цветов. На территории храмов, вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Многие дают обет соблюдать строгий пост и пребывать в молчании в течение всех 7 дней. Омываются статуи Будды подслащенной водой (или чаем) и осыпают их цветами. После окончания праздничного молебна в День рождения Будды миряне устраивают угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки.
Праздники буддизма Сагаалган «Сагаалган» – буддийский новый год. Наступает в первое новолуние после вхождения Солнца в созвездие Водолея (не ранее 21 января и не позднее 19 февраля). Буддисты живут по лунному календарю, не совпадающему с европейским. В течение 15 дней этого праздника совершается великий молебен, посвященный 15 чудесам Будды.
Согласно буддийской традиции, Будда перед уходом в нирвану призвал к себе всех животных, однако проститься с ним пришли только Мышь, Корова, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. В благодарность Будда вручил каждому из этих животных по одному году для управления, причем годы были даны именно в таком порядке, в каком животные пришли к Будде. Так появился знаменитый 12-летний «цикл животных». Праздники буддизма Сагаалган
Христианство Ислам Иудаизм Буддизм Рождество Курбан-байрам Песах Сагаалган Крещение Ураза-байрам Шавуот Дончод Пасха Мавлид Суккот Вознесение Ханука Троица Пурим Праздники в религиях мира
Подготовила: Альтапова Ильсия Исхаковна учитель начальных классов МБОУ « Апайкина-Гаринская НОШ » Арского района Республики Татарстан
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/03/22/prazdniki-v-religiyakh-mira
Технологическая карта урока по ОРКиСЭ ( Модуль «Основы мировых религиозных культур»). «Праздники и календари (православие, иудаизм)».
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Тема урока: «Праздники и календари (православие, иудаизм)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 258.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 253 Приморского района Санкт-Петербурга
имени капитана I ранга П. И. Державина
Технологическая карта урока
Тема урока « Праздники и календари (православие, иудаизм)»
Модуль « Основы мировых религиозных культур»
Ерёмченко Наталья Валерьевна,
учитель начальных классов
Технологическая карта урока ОРКиСЭ
«Праздники и календари (православие, иудаизм)»
Основы мировых религиозных культур
УМК «Школа России»: «ОРКиСЭ. Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. «Основы мировых религиозных культур». 4-5 класс
Урок открытия нового знания
Технология построения урока
Системно-деятельностный подход, использование игровых технологий
Способствовать формированию у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; показать ценность достижений культуры для человечества.
1. Расширить представление о многообразии праздников в религиях мира
2. Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира
3. Учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания с помощью схем.
4. Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, группах, коллективном обсуждении.
- работать с понятиями: «праздник», «традиции», «Рождество», «Крещение», «Пасха», «Вознесение», «Троица»; «Песах», «Шавуот», «Суккот», «Ханука», «Пурим»
- находить информацию в процессе подготовки ответов на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,
- умение анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков
- умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; выстраивать последовательность необходимых операций;
- умение контролировать результаты своей деятельности
- умение воспринимать другое мнение и позицию;
- умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения;
- умение осуществлять взаимоконтроль;
- умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
- формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к традициям разных религий: представление о традициях, уважительное отношение к культуре разных религий (иудаизму, христианству);
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Организация деятельности учащихся
Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку
— Отгадайте загадку: «Сам дней не знает,
А другим указывает» (календарь)
— Что такое «календарь»?
— Чем различаются календари?
— Для какой цели используем календарь?
— Почему для обозначения дней использованы разные цвета?
— Какие дни отмечены красным цветом?
— Что такое праздник? С какими словами у вас ассоциируется слово «праздник»?
— Какие бывают праздники? (семейные, профессиональные, государственные, религиозные)
Определение понятий «календарь»
Работа со словарём
По иллюстрациям – рассказывают о том, какие бывают календари (государственный и религиозный)
Самоопределение в деятельности
Совместно с учениками определяют тему и задачи урока
— Какой курс мы изучаем?
— О каких праздниках пойдёт речь на уроке?
— Сформулируйте задачи, используя опорные слова.
Настраиваются на учебную деятельность. Определяют тему урока, записывают её на рабочем листе
- умение определять цели урока,
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками во время урока
Информация по теме «Праздники христианства»:
— Прочитайте названия праздников.
— Что объединяет их? С чьим именем они связаны?
ПАСХА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО , ВОЗНЕСЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, ТРОИЦА
-У вас на столах карточки с названиями этих праздников. Расположите эти праздники в хронологическом порядке. Работа в парах.
Правила работы в паре
- Работать должны оба
- Один говорит, другой слушает
- Свое несогласие высказывай вежливо
- Если не понял, переспроси
Знакомятся с праздниками, заполняют опорную таблицу на рабочем листе
ПАСХА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО , ВОЗНЕСЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, ТРОИЦА :
слушают учителя; самостоятельно работают с карточками, читают текст ( стр. 64) , осмысливают его
- умение работать с понятием –праздников: ПАСХА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО , ВОЗНЕСЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, ТРОИЦА
- умение анализировать и отбирать необходимый материал,
- умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в диалоге, в общей беседе
Фронтальная беседа о христианских праздниках: ПАСХА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО , ВОЗНЕСЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, ТРОИЦА.
Беседа по статье учебника
слушают о традициях празднования праздника, находят сведения о праздниках в учебнике, заполняют таблицу
- умение работать с понятием — праздник ПАСХА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО , ВОЗНЕСЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, ТРОИЦА
- умение анализа и обобщения,
- умение выразить свои мысли с достаточной полнотой и точностью
Организует фронтальную беседу. Подводит к сопоставлению смысла праздников в христианстве
-Что общего у этих праздников в подготовке? (пост)
-Что такое пост? (словарная работа)
-Почему пост — Великий? (самый большой)
-Найдите предложение, в котором говорится о том, что главное во время поста (стать лучше, работать над собой).
-Как вы это понимаете?
-Как называется неделя перед Пасхой? (Страстная седмица)
-Какие особенности Пасхального богослужения?
-Кто из вас был в храме? Изменилось ли его убранство?
- Самостоятельное чтение с.63-64.
-Что значит Вознесение? Как вы это поняли?
-Какой праздник является рождением христианской церкви? (Троица)
-Назовите особенности празднования Троицы.
Итог: Назовите еще раз христианские праздники.
заполняют опорную таблицу на рабочем листе
Выполняют задание «Соедини название христианского праздника и событие, которому он посвящён
- умение работать с понятием — праздник
- умение обобщать, сравнивать и строить логически аргументированные рассуждения
Учитель предлагает выполнить упражнение. Игра «да» — «нет»
Учитель сообщает 5 высказываний:
- В Крещенский Сочельник ужин, который состоял из постных блюд, имел свое название — «сытная кутья» (нет)
- Вознесение Господне считается последним весенним праздником. (да)
- На Троицу обязательно подавали яичницу как символ солнца. (да)
- В воскресенье, в Вознесенье, с утра люди всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. (нет). — О каком празднике идёт речь? (Троица)
- Кутья обычно варится из зёрен ячменя. (нет). – К каким праздникам готовят кутью?
Выполняют разгрузочные упражнения
Анализируют содержание высказывания, соотносят с темой урока и определяют его истинность. Выполняют соответствующее задание
умение отбирать необходимую информацию с опорой на полученные знания
Информация по теме «Праздники иудаизма»
Учитель организует работу в группах: предлагает ознакомиться с текстом на стр. 62-63 и заполнить опорные листы
Исследовательская деятельность. Работа в группах.
-Еще на уроке мы должны узнать о главных праздниках иудеев. Над этим заданием вы будете работать в группах. У вас на столе лежит памятка-подсказка.
Вы должны кратко письменно ответить на вопросы памятки. У каждой группы свой праздник.
Кроме учебника у вас есть дополнительная литература, которая вам поможет.
- Название праздника
- В чем заключается суть
- Как готовятся к празднику
- Традиционное угощение
- Какие ритуалы, вещи с ним связаны
-Давайте проверим. Оцените свою работу в группе.
Читают текст, осмысливают его содержание. В парах отбирают необходимый материал для заполнения опорных листов.
- умение работать с понятием — праздник
- умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения
Учитель показывает предмет или изображение предмета: с опорой на предмет или изображение нужно назвать праздник, определить к какой религиозной культуре он относится
Игра « Узнай праздник »
Объясняют свой выбор, учатся приводить аргументы на основе полученных знаний
- умение работать с понятиями,
- умение анализировать и обобщать,
- умение аргументировать свой ответ
Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности
Учитель подводит итог в форме беседы
— С какими праздниками вы сегодня познакомились?
— Что было новым для вас?
— Что вы уже знали?
— Достигли мы поставленной цели?
Предлагает оценить свою работу на уроке «Дерево успеха»
Учащиеся приходят к выводу о том, что праздники имеют важное значение в жизни людей разных религий.
Оценивают свою работу на уроке, используя листочки (красного, желтого, зелёного цветов)
«Красный» — учебный материал усвоен плохо
«Жёлтый» — знаю учебный материал, но допускаю ошибки
«зелёный» — выполняю задания без ошибок
- умение соотносить полученный результат с планируемым,
- умение контролировать результаты своей деятельности.
Урок 23. _______ Праздники и календари __ (христианство, иудаизм) _________
ПРА́ЗДНИК — 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-н.
2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого.
3. Выходкой, нерабочий день.
4. День радости и торжества по поводу чего-н.
5. День игр, развлечений. (Словарь русского языка С. И. Ожегова)
Как готовятся к празднику
Какие ритуалы, вещи с ним связаны
Рождению Иисуса Христа
Рождественские лакомства. В северо – русских губерниях делали особое печенье «козульки» в виде фигурок животных. Их делали детям или выставляли в оконцах. Одаривали не только славильщиков, сладостями делились с бедняками, больными.
В рождественских обрядах различаются кутья бедная и богатая. Бедная (или постная) кутья проводится в рождественский сочельник, богатая в новогодний (в крещение ). Кутья обычно варится из зерен пшеницы.
Обязательной частью сочельнической трапезы был «взвар», (компот) из сухих плодов и ягод, развариваемых с медом или сахаром в горшке.
Рождественский сочельник (24 декабря/6 января), день самого строгого поста и канун Рождества, простые люди и духовенство не ели целый день, дожидаясь появления первой, «вифлеемской» звезды, возвестившей рождение Спасителя.
Праздник Рождества тогда справлялся в домах торжественно. Приготовления елки от младших в семье детей, как правило, скрывались. Украшалась она либо канонично после всенощной, либо (в более либеральных семьях) до всенощной, но доступа к ней не было. Елку обвешивали детскими игрушками, которые раздавали им после забав. Обязательными были детские подарки под елкой. Для мужчин в первые дни Рождества были обязательны «визиты» (снизу вверх по родственной и социальной лестнице). «Визит» длился не более 10-15 минут и включал поздравление со стороны гостя и угощение (часто и подарок) со стороны хозяев.
Впрочем, подарки дарились не только детям. Канун Рождества и Святки считались днями особой благотворительности и участливости по отношению к тем, кто лишен по каким-либо причинам возможности быть причастным к празднеству.
Древнее общее название этих празднеств – Богоявление, так как отмечая рождение Христа и его крещение, христиане празднуют пришествие в мир Бога.
Готовились люди к празднику Крещения Господня очень тщательно – идеальный порядок наводили в доме, подметали и мыли полы, так как считали, что черти могли спрятаться в соре.
Окуривали ладанным дымом, кропили святой водой и рисовали кресты мелом во всех местах, в которых нечистая сила могла притаиться — углы, окна, двери, погреб, печь, хозяйственные постройки и ворота.
На праздничный стол обязательно подавались кутья и узвар, а также рыба, вареники, блины, овощи и сдобная выпечка. По традиции, после ужина, чтобы год был урожайным на хлеб, все ложки складывали в одну миску, которую накрывали хлебом.
Агиасма или Крещенская вода — одна из главных святынь — в православных церквях ежегодно совершается Великое водосвятие в Крещение и накануне праздника — в Крещенский сочельник.
Запасы святой воды, которая должна храниться дома у каждого христианина, пополняют верующие один раз в год. Особенным свойством агиасмы является то, что в небольшом количестве добавленная даже к обычной воде она передает благодатные свойства и ей, поэтому крещенскую воду можно разбавить простой в случае ее нехватки.
За праздничный стол люди садились с молитвой, когда загоралась на небе первая звезда. В Крещенский Сочельник ужин, который состоял из постных блюд, имел свое название — «голодная кутья».
За праздничным столом собирается вся семья, как и перед Рождеством – в старину считали, что если соберутся вместе все поколения одного рода, то большая семья весь следующий год проживет в таком же составе, и что самое важное, в здравии.
Затем всей семьей трапезничали – на праздничный стол, по традиции, подавалось 12 различных блюд — каши, сдобренные щедро маслом, холодец, запеченная свинина, колбаса, блины и так далее. Кстати, в некоторых местностях на Руси готовили блины «квадратные» с тем, «чтобы в доме водились деньги».
После трапезы вся семья вместе благодарила Всевышнего за хлеб, присутствующий на столе, и отправлялась «отпускать» рождественские праздники – выпускали белого голубя из клетки.
Женщины в течение всех праздников до Крещения Господня за водой старались не ходить, так как это считалось сугубо мужской работой, и не полоскали белье в реке, поскольку считали, что там сидят черти, и они могут в них вцепиться.
На Крещение Господне женщины в сосуд со святой водой обязательно опускали калину или кораллы и умывались, для того, чтобы щеки были румяными.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2020/06/12/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-orkise-modul-osnovy-mirovyh